Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ДУХОВНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА (На примере образовательно-воспитательной практики мегаполиса Поволжья — г. Тольятти)'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ДУХОВНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА (На примере образовательно-воспитательной практики мегаполиса Поволжья — г. Тольятти) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальная доктрина образования в Российской Федерации / мегаполис Тольятти / Тольяттинская консерватория / художественно-просветительские учреждения мегаполиса / образование / просвещение / эстетическое воспитание в мегаполисе.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипачева Ирина Александровна

В статье рассмотрены основные достижения региональной культурной политики, системы художественного образования и просвещения, сложившиеся за многие десятилетия в мегаполисе Тольятти. Приведены факты творческого роста художественных, образовательных и просветительских коллективов мегаполиса, рассмотрена практика научно-исследовательской, организаторской деятельности различных учреждений культуры, показана роль Тольяттинской консерватории как центра формирования региональной художественно-образовательной и культурно-просветительской политики мегаполиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ДУХОВНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА (На примере образовательно-воспитательной практики мегаполиса Поволжья — г. Тольятти)»

REV

УДК 930.85 ББК 63.3

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ДУХОВНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

КАПИТАЛА (На примере образовательно-воспитательной практики мегаполиса Поволжья — г. Тольятти)

Скрипачева Ирина Александровна

доктор культурологии, Ректор Тольяттинской консерватории ул. Победы, д. 46, г. Тольятти, Самарская область, Россия, 445017

skripka1958@mail.ru

Аннотация:

В статье рассмотрены основные достижения региональной культурной политики, системы художественного образования и просвещения, сложившиеся за многие десятилетия в мегаполисе Тольятти. Приведены факты творческого роста художественных, образовательных и просветительских коллективов мегаполиса, рассмотрена практика научно-исследовательской, организаторской деятельности различных учреждений культуры, показана роль Тольяттинской консерватории как центра формирования региональной художественно-образовательной и культурно-просветительской политики мегаполиса.

Ключевые слова

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, мегаполис Тольятти, Тольяттинская консерватория, художественно-просветительские учреждения мегаполиса, образование, просвещение, эстетическое воспитание в мегаполисе.

В связи со столетним юбилеем Октябрьской революции уместно вспомнить, что, несмотря на то, что музыкальное образование начало складываться еще в Х!Х в., однако последовательно системный и массовый характер оно приобрело в результате государственных реформ, которые начали проводиться в стране после революции и реализации новой образовательной политики. С 1918 г. обязательными для преподавания

в школах стали такие предметы, как ритмика, пение, рисование, музыка. Позже в результате многократных изменений и реформ, проводимых в сфере просвещения и образования, художественное образование, в том числе и музыкальное, в нашей стране приобрело трехступенчатый характер: музыкальные школы, училища и консерватории. В результате многолетних педагогических и организационных усилий армии

37

38

педагогов и организаторов музыкального образования диплом, свидетельствующий об окончании российского музыкального вуза, стал высоко ценится во всем мире, как свидетельство о высочайшем профессионально-исполнительском уровне выпускников музыкальных образовательных учреждений, достойной теоретико-музыковедческой и общей гуманитарной подготовке музыкантов.

Авторитет и достижения высшего музыкального образования в наши дни определяются в основе своей требованиями государственной культурной политики, в частности, документом: «Национальная доктрина образования в Российской федерации».1 В национальной доктрине сформулированы цели и задачи образовательной политики в стране. Они распространяются, в том числе, и на художественное образование, на предполагаемые результаты развития всей образовательной системы страны на период до 2025 г. Доктрина не носит абстрактно-теоретического характера. Она тесно связана со всей социальной политикой государства, так как выдвигает к образовательным учреждениям единые требования, исходя из понимания того, что все уровни и все направления образования должны считаться сферами формирования интеллектуально-нравственной составляющей человеческого капитала российского общества. В связи с этим в доктрине сказано, что она «отражает решимость и волю государства взять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России».2

Успешность реализации доктрины в практике художественного образования зависит от того, насколько успешно в образовательном процессе будут использованы передовые обучающие, наукоемкие технологии. Названные в документе направления практической образовательно-воспитательной деятельности в полной мере реализуются в деятельности учреждений художествен-

1 Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 «О национаьной доктрине образования в Российской федерации//Ориентиры культурной поли-тики.-2000. Вып.4. С. 56-58

2 Пшеничникова Р. А. Об изменении статуса художественного и культурологического образования в свете

«Национальной доктрины образования в Российской федерации//Ориентиры культурной политики. 2000. Вып.4. С.56-58.

ного образования, воспитания и просвещения мегаполиса Тольятти.

Художественно-образовательная практика в Тольятти реализуется в деятельности разного уровня образовательных учреждений, начиная с музыкальных и художественных школ, училищ и заканчивая Консерваторией. Сопутствующая профессиональной практике практика просветительская реализуется в целой системе художественно- просветительских учреждений: филармонии, выставочных организаций, лекториев, творческих студий, специальных мастерских и др.

Об успешности деятельности «Тольяттин-ской школы художественного образования», сложившейся в мегаполисе, убедительно свидетельствуют следующие факты. В мегаполисе активно работают 17 творческих организаций, среди которых: Тольяттинская консерватория, Детские музыкальные школы, Школы искусств, Детский Дом культуры, Центр эстетического развития «Истоки», художественные и хореографическая школы. В сотворчестве с известными деятелями культуры и искусства, выдающимися музыкантами, художниками, хореографами формировался профессиональный почерк «Тольяттинской школы». Среди них: М. М. Берлянчик, Ю. С. Слесарев, С. И. Кравченко,В. В. Фильчев, Н. А. Комолятов, З. Л. Соткилава, А. М. Лиепа, педагоги Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и многие, многие другие. Эти выдающиеся деятели культуры посвящали в профессиональные тайны своего ремесла и тонкости овладения им учащихся и преподавателей мегаполиса. Творческие встречи, лекции-концерты, выставки, мастер-классы и др. позволили установить партнёрские отношения более чем со 150 учреждениями культуры: высшего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей Самарского региона, Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

Среди наиболее активных компонентов художественно-творческого потенциала города следует отметить Тольяттинскую консерваторию. Это не только трехуровневое образовательное учреждение с научно-методическим центром, но и одна из главных конкурсно-концертных площадок, на которой реализовались международные и городские творческие мероприятия, такие, как: Тольяттинские международные конкурсы, выступления молодых талантов с сольными

программами, фестивали («Осенний вернисаж», «Декабрьские вечера», «Площадь искусств»).

Музыкальное образование является средством развития не только музыкальных способностей и интересов, но и интеллектуальных способностей личности. Более того, в музыкальном образовании особое место занимает проблема труда, трудолюбия, без чего невозможно представить себе процесс социализации и нравственного формирования личности. Музыкальное образование и просвещение в целом так, как оно организовано в системе образовательных учреждений города Тольятти, позволяет преодолевать существующую атомизацию разных слоев населения современного городского мегаполиса и отчуждение одного человека от другого, формируя единое духовно-культурное пространство города.

В свое время А. И. Солженицын точно подметил: «Источник силы или бессилия индивида, общества — духовный уровень жизни, а уже потом — уровень промышленности. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие — не могут быть венцом человечества. Чистота общественных отношений — основней, чем уровень изобилия. Если в нации иссякли духовные силы — никакое наилучшее государственное устройство и никакое промышленное развитие не спасет ее от смерти: с гнилым дуплом дерево не стоит. Среди возможных свобод — на первое место все равно выйдет свобода бессовестности: ее не запретишь, не предусмотришь никакими законами. Чистая атмосфера общества, увы, не может быть создана юридическими законами. Разрушение наших душ за три четверти столетия — вот что самое страшное».3

Преподаватели различных учреждений художественного образования города плодотворно взаимодействуют с педагогическим коллективом Тольяттинской консерватории и Научно-методическим центром, участвуя в совместных исследовательских проектах, которые в результате обретают формы научных изданий, книг. Примером подобного сотворчества стали материалы «Круглого стола»: «Талантливые дети Тольятти». Для методистов НМЦ «Круглый стол» стал очередной инновационной формой общения, обобщения и распространения богатого опыта работы многочисленного коллектива педагогов художественно-образовательных учреждений

3 Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию? М.:

«Правда», 1990. С.23. 48 с.

города. Презентация 2-го выпуска книги, вручение авторских экземпляров участникам «Круглого стола» состоялись в октябре 2017 г. накануне Дня учителя. На страницах книги преподаватели учреждений художественного образования Тольятти рассказывали о своих самых талантливых учениках, размышляли над общей проблемой: кто же они — одаренные дети? В чем состоит одаренность? Как педагогам работать с такими детьми?

Рецензенты дали высокую оценку книге, поставив ее в ряд с трудами Теплова Б. М., Артемьевой Т. М., Анисимова В. П. и других подобных исследований. Охарактеризовав жанр издания как научно-публицистическое исследование, рецензенты отметили, что его содержание выходит за рамки традиционного социологического исследования. Оно, это издание, содержит огромный пласт сведений социально-психологического и профессионально-нравственного характера. Опрос преподавателей, методистов НМЦ, руководителей кружков художественной самодеятельности, педагогов художественных и общеобразовательных школ показал, что данная работа нашла своих читателей не только в профессиональной среде, но и в среде родителей, и просто горожан.4

Высокотехнологичная информационно-образовательная среда, которая сегодня формируется в тольяттинских учебных заведениях, требует поиска новых приемов обучения, создания специальных методических разработок, активного обмена информацией. Все это предъявляет к педагогическим коллективам учреждений художественного образования новые требования, заставляя их пересматривать устоявшиеся каноны, искать способы совершенствования технической и методической базы.

В конечном счете, образование и воспитание закладывают в сознание растущего человека именно те особенности национального чувства, образцы поведения и мироощущения, нормы этнической идентичности, которые наиболее актуальны на данном этапе развития отечественного социума, «соответствуют его куль-

4 Художественное образование в XXI веке: целостно-личностный подход в контексте одаренности // Матер. круглого стола «Одаренные дети Тольятти (Педагогика сотворчества)»/Ред.-сост. Е. Ю. Куприна, В. В. Ходырева. 2-е изд., перераб. и доп. Тольятти, 2017. 259 с.

39

турным традициям, принципам социализации и инкультурации».5

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 «О национаьной доктрине образования в Российской федерации//Ориенти-ры культурной политики.-2000. Вып.4. С. 56-58.

2. Пшеничникова Р. А. Об изменении статуса художественного и культурологического образования в свете «Национальной доктрины об-

5 Флиер А. Я. Образование и «национальный вопрос» // Ориентиры культурной политики. 1998. Вып. 4. С. 20.

разования в Российской федерации/Ориентиры культурной политики. 2000. Вып.4. С.56-58.

3. Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию? М.: «Правда», 1990. С.23. 48 с.

4. Художественное образование в XXI веке: целостно-личностный подход в контексте одаренности // Матер. круглого стола «Одаренные дети Тольятти (Педагогика сотворчества)»/Ред.-сост. Е. Ю. Куприна, В. В. Ходырева. 2-е изд., перераб. и доп. Тольятти, 2017. 259 с.

5. Флиер А. Я. Образование и «национальный вопрос» // Ориентиры культурной политики. 1998. Вып. 4. С. 20.

ART EDUCATION AS THE ELEMENTS OF MODERN

SPIRITUAL REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL (on example of the educational practices of the metropolis of the region Togliatti)

Skripacheva Irina Alexandrovna

doctor of cultural studies, Rector of Togliatti Conservatory ul. Pobedy, 46, Togliatti, Samara region, Russia, 445017

skripka1958@mail.ru

Abstract

The article describes the main achievements of the regional cultural policy, the system of art education, developed over many decades in the metropolis of Togliatti. The facts of creative growth art and educational groups of the metropolis, reviewed practices in the research, organizing the activities of various cultural institutions, the role of the Conservatory as a center of for-40 mation for regional art-educational and cultural policy of metropolis.

Keywords

National doctrine of education in the Russian Federation, the metropolis of Togliatti, Togliatti Conservatory, artistic and educational institutions of the metropolis, education, education, aesthetic education in the metropolis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.