культура регионов
УДК 008:316; 316.7
ББК 71.4
становление художественно-культурного потенциала современного индустриального
ГОРОдА (на примере г. Тольятти)
Скрипачёва Ирина Александровна,
доктор культурологии, профессор кафедры гуманитарных наук, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), ул. 5-я Магистральная, д. 5, г. Москва, Россия, 123007,
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается исторический ход становления культуры города Тольятти, понимание которого необходимо для переосмысления и оценки культурного наследия современных городов. Для понимания хода развития городской культуры необходимо проанализировать этапы её формирования и развития, прежде всего в области культурного наследия, которое и является источником его зарождения.
Ключевые слова
Современный город, традиции и современность, развитие культурных процессов, сохранение культурного наследия.
Если рассматривать формирование художественно-культурного потенциала любого современного города, то нельзя не отметить, что формируется он на пересечении традиций и современности. Это становится более 48 очевидным, если рассматривать культурную жизнь тех городов, которые вырастали на новых территориях. Именно к таким городам относится город Автоград-Тольятти. Со строительства малых городов и рабочих посёлков начиналось индустриальное освоение огромной территории нашей страны в советское время.
История Тольятти вобрала в себя события последних четырёх столетий жизни нашей Родины. Этот город ведёт свою историю от города Ставрополь-на-Волге, основанного в 1737 г. по инициативе правительства Российской империи и лично императрицы Анны Иоанновны. По замыслу город и окружающие его земли должны были стать убежищем для калмыков-христиан, кочевавших в Нижнем Поволжье и подвергавшихся преследованиям со стороны своих соплеменников-буддистов. В обмен на покровительство и защиту крещёные калмыки должны были нести военную службу. В результа-
те такого решения стало возможным построить небольшую крепость в одном из красивейших мест Поволжья, напротив Жигулёвских гор. Каждое из четырёх столетий существования города вписало в его историческую летопись свои страницы. Однако переломным для истории города оказался ХХ в., высокие темпы индустриализации которого привели к коренным изменениям в его жизни.
Так, в связи с необходимостью строительства Куйбышевской ГЭС им. В. И. Ленина в послевоенное время (1949-1958 гг.) историческая часть города Ставрополь-на-Волге была затоплена. В начале 50-х гг. Ставрополь потерял своё первоначальное местонахождение. Более 2,5 тысячи домов пришлось переносить из зоны затопления. Поэтому, фактически, новый город вырос из посёлка городского типа построенного в предместье Ставрополя-на-Волге.
Возведение завода-гиганта по производству легковых автомобилей (в настоящее время — ОАО «АвтоВАЗ»), пришедшееся на 1970-е гг., удвоило промышленный потенциал города и создало предпосылки для формирования новых социально-культурных условий его развития. На не попавших в зону затопления окраинах города появились новые жилые и общественные постройки. Поэтому история формирования художественно-культурного потенциала города исторически началась раньше, чем зародился и окреп Тольятти.
27 августа 1964 г. умер лидер итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти. Уже на следующий день указом Президиума РСФСР Став-
рополю-на-Волге было присвоено имя лидера итальянских коммунистов, активно поддерживавших нашу страну и боровшихся с фашизмом в годы Второй мировой войны.
Для истории молодого индустриального города всегда крайне ценны любые свидетельства его духовного развития. Сохранившиеся документы повествуют о том, что для первых послереволюционных лет были характерны новые формы агитационного, открыто публицистического, политического по содержанию искусства. 28 ноября 1918 г. Ставропольский уездный исполнительный комитет постановил открыть в городе советский городской театр, переименованный позднее в театр им. Ленина. Для пьес, поставленных на сцене театра, характерны возникшие в годы гражданской войны формы массового действа. Руководитель театра стремился к освоению материала новой действительности и выражению идей революции. Репертуар театра определял политотдел Ставропольского уисполкома. Работа пролетарского театра рассматривалась «как долженствующая художественными образами лучших произведений искусства поддерживать революционный энтузиазм масс». Программа увеселительных зрелищ утверждалась репертуарной комиссией, «дабы путём небрежного отношения к делу не отбить у масс стремления к театру и не компрометировать имени пролетарского театра» 1.
49
1 Лобанова Н. Из истории ставропольских театров // Вестник департамента культуры мэрии города Тольятти. 2005. № 4. С. 11.
В 1941-1943 гг. в Ставрополь был эвакуирован Военный институт иностранных языков Красной Армии (ВИИЯКА). В институте функционировал специальный факультет для преподавателей военных академий (военфак). Его возглавлял генерал-майор Н. Н. Биязи, в прошлом — военный атташе в Италии, владевший 14 иностранными языками.
Институт располагал учебной типографией, различным спортивным снаряжением, музыкальными инструментами. В непростое для страны время в институте работали кружки художественной самодеятельности, был организован свой джаз под управлением Г. Изак-сона, в работе секции силовых акробатов принимали участие слушатели-пограничники, а на концертах художественной самодеятельности моряки лихо отплясывали «Яблочко». Здесь, в Ставрополе-на-Волге готовились не только военные переводчики для фронта, но и научно-педагогические кадры, выпускались монографии, пособия для практических работников. Преподавательский состав подбирал сам Н. Н. Биязи. Это были лучшие специалисты в области языкознания, яркие личности, художественно одарённые люди. Среди них такие, как З. М. Цветкова, акварели которой до сегодняшнего времени хранятся в городском краеведческом музее. Многие выпускники института позже стали известными в стране и за её пределами людьми: Б. Этуш стал народным артистом СССР, А. Эшпай — композитором, Е. Ржевская и Э. Левин — писателями.
В числе преподавателей института был профессор А. М. Таубе. Его супруга-балерина Б. Ф. Нижинская (младшая сестра выдающегося танцовщика Вацлава Нижинского), в прошлом солистка Мариинского театра, принимала активное участие в художественной жизни города. Нижинская Б. Ф. вернулась в СССР из Америки, где имела свою балетную школу. В Ставрополе она с неизменным успехом танцевала на сценах клуба института, санатория «Лесное», Народно-50 го дома и районного Дома культуры. Среди различных хореографических произведений, исполнявшихся ею, большим успехом пользовался «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса.
В феврале 1942 г. с инспекционной проверкой в Ставрополь в ВИИЯКА прибыл старший инспектор РККА по иностранным языкам ге-
нерал А. А. Игнатьев со своей женой артисткой балета Н. В. Труфановой, которая в своё время танцевала в труппе А. Павловой. Генерал А. А. Игнатьев был одним из самых уважаемых соратников И. В. Сталина, представителем военного сословия Российской Империи. Н. В. Труфанова выступила в Ставрополе перед преподавателями и адъюнктами института в «Лесном».
В Великую Отечественную войну город Ставрополь дал Родине 12 Героев Советского Союза.
В 1953 г. из Старого города на новую строительную площадку был в числе и ряда других зданий перенесён первый дом культуры.
Традиции народного театра в Ставрополе были возрождены режиссёром Ю. М. Клавдие-вым, выпускником режиссёрского факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, актёра по профессии (Саратовское театральное училище им. И. А. Слонова).
Театральный коллектив (1953-1973) под руководством Ю. М. Клавдиева продолжил лучшие традиции русского театра, сложившиеся при соприкосновении с новой действительностью. Героем спектаклей театра стал современ-
" 2 ный человек, строитель, созидатель нового 2.
Летом 1969 г. в Тольятти возник новый театральный коллектив — народный театр оперетты. В Тольятти был приглашён Ю. А. Чеверов, работавший в Оренбургском государственном театре музыкальной комедии. В 1970 г. состоялась премьера первого спектакля «Чёрный дракон».
Открытие в 1973 г. первого профессионального театра кукол стало значительным событием в культурной жизни города. Театр кукол был открыт по инициативе и при непосредственном участии Р. Б. Ренца, народного артиста РФ, главного режиссёра Куйбышевского театра кукол.
Особенности этого периода — активное развитие инфраструктуры городской культуры, развитие её материально-технической базы, появление ярких культурных традиций: театральное и песенное движение, молодёжные клубы и дискотеки, празднование Дня города Тольятти и др.
2 Город театральный. Ставрополь-Тольятти.Тольятти,
1997.
Создание Тольяттинского университета музыкальной культуры было осуществлено в соответствии с договором Тольяттинского горисполкома с Союзом композиторов СССР. Договор этот был активно поддержан легендарным Тихоном Хренниковым, что содействовало появлению на площадках города и в заводских актовых залах лучших музыкантов и певцов Советского Союза 3.
Сегодня наиболее известным и высоко ценимым тольяттинцами является профессиональный творческий коллектив театра им. Г. Дроздова «Колесо». Второе место в ранжированном ряду занимает театр кукол «Пилигрим», активно наращивает свой творческий потенциал Молодёжный драматический театр (бывший ТЮЗ).
Временем основания художественного музея «Тольяттинская картинная галерея» стал 1987 г., когда Министерством культуры РСФСР было принято решение «открыть картинную галерею в г. Тольятти на правах филиала Куйбышевского областного художественного музея». В 1992 г. музей получил самостоятельность и стал муниципальным учреждением культуры г. Тольятти.
Основу собрания галереи составили художественные произведения советских графиков, скульпторов и живописцев 70-80-х гг. ХХ в., переданных Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства Министерства культуры РСФСР и Дирекцией выставок Союза художников СССР. В настоящее время галерея располагает основным и вспомогательным фондом в объёме более восьми тысяч экспонатов.
Тольяттинская картинная галерея в рамках задач развития сферы культурного наследия не только сохраняет и популяризирует произведения отечественного изобразительного искусства, но и отвечает за внедрение ценностей мировой культуры в городскую среду, организует культурный диалог.
Зачатки литературного движения, существующего в г. Тольятти на сегодняшний день, начали формироваться уже в молодом городе на Волге в конце 60-70-х годов ХХ в.— прак-
3 Пахута Л. Культура Ставрополя-Тольятти: 19791986 гг. // Вестник департамента культуры мэрии городского округа Тольятти. Спецвыпуск. 2008. С. 42.
тически сразу после затопления старого Ставрополя, начала строительства ВАЗа и притока в город новых специалистов. Начиная с этого периода, сотни людей прошли через систему литобъединений и литературных кружков, около 20 человек закончили Московский литературный институт им. Горького, тольяттин-ские литераторы участвовали в нескольких тысячах городских, всесоюзных, всероссийских и международных мероприятий. Произведения тольяттинских литераторов неоднократно издавались за рубежом, их книги хранятся во многих библиотечных коллекторах мира. Толь-яттинская литература стала неотъемлемой частью городской истории, как и имена многих представителей этого движения. В настоящее время писательская организация (Региональное отделение Союза российских писателей) насчитывает в своих рядах свыше пятидесяти человек, из них пятнадцать человек — члены СП 4.
Начало 90-х гг. ХХ в. круто изменило весь ход общественно-политических процессов и серьёзным образом отразилось на творческой деятельности литераторов Тольятти. Снятие запретов с тематики творчества открыли широкую возможность городским литераторам для самовыражения.
В городе реализованы уникальные проекты издания книг: «Четыре века Ставрополя-Тольятти. Хроника городской жизни. 1737-2007», «Ставрополь-на-Волге в воспоминаниях и документах», подготовленной творческой группой ГМК «Наследие» (В. А. Казакова), исторические исследования на основе архивных материалов истории Ставрополя-Тольятти проводятся коллективом архива мэрии городского округа Тольятти. В 2003 г. работа историка-архивариуса Н. Г. Лобановой «К роду отцов своих» удостоена медали «За вклад в наследие народов России» Российского союза исторических городов и регионов. В презентации книги «К роду отцов своих» в 2001 г. участвовали 24 потомка ставропольских дворянских родов, приехавшие из 6 стран мира 5. Весомый вклад в изучение истории города сделан профессором В. А. Овсянниковым; С. Мельник в своих очерках «Улицы памяти»
4 Смирнов В. Антология тольяттинской литературы. Тольятти: Литературное агентство Вячеслава Смирнова, 2000. С. 3-4.
5 Четыре века Ставрополя-Тольятти. Хроника городской жизни. 1737-2007. Самара, 2007. С. 235-238.
51
52
сделал попытку «очеловечить» образы, увековеченные в камне и бронзе, дополнив новыми подробностями биографии героев, на примерах которых воспитывалось несколько поколений тольяттинцев.
Исследование потенциала культурного наследия города в довоенный и послевоенный периоды истории позволяет формировать представление об уровне и характере городских культурных процессов того или иного времени, о содержании культурной жизни, распределении и потреблении культурных ценностей населением.
Тольятти — город многонациональный. В нём проживает несколько тысяч приверженцев ислама. Кроме представителей традиционных для города конфессий, в Тольятти осуществляют свою деятельность приверженцы католицизма, буддизма, новоапостольской церкви, церкви постоянных духовных христиан молокан, адвентистов седьмого дня, кришнаитов, Сахаджа-Йоги, других религиозных организаций и групп.
Неоднородность национального состава города была предопределена исторически — обращением кочевых племён калмыков в православную веру в Ставрополе и последующим, стремительно развивающимся промышленным комплексом в Тольятти, собравшем на строительство людей разных национальностей. В настоящее время в Тольятти зарегистрировано 23 национальных центра, которые ярко представляют национальное художественное творчество на всех значимых мероприятиях города. Национальная культура народностей, проживающих в городе, значительно питает и обогащает художественную культуру города.
Русские (или считающие себя таковыми) составляют 83,4% населения города. Мордва — 3,6%, татары — 3,8%, украинцы — 2,5%, евреи — 0,7%, другие национальности — 2,4% 6.
Национальные центры выполняют функции возрождения национального самосознания, пропаганды и поддержки национальных культур, сохранения национальных связей. По данным социологических исследований МУ «Центр социальных технологий», каждый чет-
6 Гремин А. На десять девчонок по статистике девять ребят // Вестник департамента культуры мэрии городского округа Тольятти. Спецвыпуск: «Тольятти: перспективы». 2008. С. 38.
вёртый опрошенный горожанин полагает, что национальные центры призваны осуществлять поддержку национальных школ, языка, прессы, искусства.
Для такого молодого города, как Тольятти, чрезвычайно актуальной является задача поддержки функций той территории, которая призвана выполнять роль исторического ядра, т.е. фактического центра города. Основой исторического ядра служат объекты общественного назначения, а также памятники истории и культуры.
На территории городского округа находится 200 объектов культурного наследия, из них:
• памятники градостроительства — 20;
• градостроительные ансамбли (объединённые строения, сооружения) — 6, в числе которых 86 зданий;
• монументальные памятники — 47;
• декоративные композиции на фасадах зданий — 11;
• мемориальные и информационные доски — 31;
• захоронения — 5.
Общее количество памятников истории и культуры, взятых под охрану в городе — 167. Стоит учитывать, что не все памятники, недавно появившиеся, официально зарегистрированы таковыми и взяты под охрану из-за своей «молодости».
Серьёзной проблемой градостроительного развития Тольятти является сохранение памятников как активных элементов культурной инфраструктуры центра. Основным документом, регулирующим перечень памятников, их использование, защиту, является постановление Думы городского округа Тольятти.
Если коротко охарактеризовать нынешнюю ситуацию в городе, то она представляет собой противоречивое единство разнокачественных сторон, временных пластов. В городском бытии сочетаются традиционные и новые черты, старое и нарождающееся.
Эти многогранные черты нуждаются в конкретно-историческом осмыслении и оценке. Изучение культурного наследия города Тольятти приводит к выводу о наличии положительных черт в прежней культуре горожан, ценностей, накопленных в многолетней истории, особенно в годы социалистического строительства.
список литературы
1. Бернер О. Ориентиры культурной политики. Культура Автограда. М., 1995.
2. Город театральный. Ставрополь-Тольятти.Тольятти, 1997.
3. Гремин А. На десять девчонок по статистике девять ребят // Вестник департамента культуры мэрии городского округа Тольятти. Спецвыпуск: «Тольятти: перспективы». 2008. С. 38.
4. Коган Л. Б. Городская политика в стратегии России // Городское управление. 2004. № 5.
5. Кучмаева И. К. Процессы исследования ценностей гуманитарной культуры // Культура в советском обществе. М., 1989.
6. Лихачёв Д. С. Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.
7. Лобанова Н. Из истории ставропольских театров // Вестник департамента культуры мэрии города Тольятти. 2005. № 4. С. 11.
8. Методические рекомендации, утверждённые приказом Мин. культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 мая 2006 г. № 229.
9. Никитин В. К пониманию города // Город как самоорганизующаяся система: сб. статей. Обнинск, 1997.
10. Пахута Л. Культура Ставрополя-Тольятти: 1979-1986 гг. // Вестник департамента культуры мэрии городского округа Тольятти. Спецвыпуск. 2008. С. 42.
11. Смирнов В. Антология тольяттинской литературы. Тольятти, 2000. С. 3-4.
12. Харченко Е. Новое имя — это вызов. Тольятти // Городские ведомости. 2007. 05 июля.
13. Четыре века Ставрополя-Тольятти. Хроника городской жизни. 1737-2007. Самара, 2007. С. 235-238.
the formation of the artistic and cultural potential of the modern industrial city
(for example, Togliatti)
Skripacheva Irina Aleksandrovna,
DSc in Culturology, Professor of the Department of Humanities, Academy of Retraining Arts, Culture and Tourism (APRIKT), 5-ia Magistralnaia Str. 5, 123007 Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract
The article deals with the historical development of the culture of the city of Togliatti, the understanding of which is necessary for reflection and evaluation of the cultural heritage of the modern city. To understand the evolution of urban culture, consider the stages of its formation and development, especially in the field of cultural heritage, which is the source of its origin.
Keywords
Modern city, tradition and modernity, the development of cultural processes, preservation of cultural heritage.
53