Э.И. Назмиева психолого-педагогическое
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ... направление
ADAPTIVE CAPACITY OF LANGUAGE TRAINING FOREIGN TECHNOLOGY
IN RUSSIAN UNIVERSITY
© 2014
E.I. Nazmieva, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of "Foreign Languages and Translation" chair
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: This article describes the learning foreign technologies that can be used in language training in local universities. According to the experience of pedagogical activity, the author proposes a mechanism of adaptation of foreign experience of training in domestic professional school.
Keywords: foreign language training, mechanism of foreign technology learning adaptation, adaptation principles, conditions of foreign experience use, stages of implementation.
УДК 379.85
ТРАДИЦИОННОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В МОЛОДЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ГОРОДАХ
© 2014
В.П. Овсянников, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
«Философия и культурология В.Н. Якунин, доктор исторических наук, профессор, проректор по инновационной и научно-исследовательской деятельности
Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)
Аннотация: Анализируется роль традиционного культурного наследия; на основе комплексного использования принципа историзма, системного подхода, различных постнеклассических методов систематизируются и анализируются исторические факты, связанные с православной культурой в молодых индустриальных городах (на примере г.о. Тольятти), а также выявляются позитивные тенденции и механизмы по сохранению, развитию наиболее удачных феноменов традиционной культуры и популяризацию их через религиозный туризм; по новому интерпретируется идея М. Вебера о «идеальном типе» в сочетании с мыслью И. Пригожина о соответствии конкретной структуры определенной среде; выдвигается и доказывается тезис, что единство прошлого и настоящего региональной культуры проявляет себя через культурные коды, вырабатываемые как способы ее самоорганизации, а создание элементов традиционной среды в молодых индустриальных городах на их основании позволит совершить прорыв к традиционной духовности через соответствующие туристические индустрии; власти и бизнесу предлагаются идеи восстановления традиционных духовных компонентов общественного сознания через создание соответствующей им среды, демонстрирующей красоту и величие архитектурных форм православной культуры и ее возможностей по духовному совершенствованию.
Ключевые слова: традиционная культура, ценности, культурные коды, молодые индустриальные города, религиозный туризм, церкви.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- взаимосвязи традиций и инноваций, с учетом общеми-ными научными и практическими задачами. Культура не ровых тенденций. В этой связи город, как уникальная способна полноценно существовать без использования система поселения и организации общественных сил, материальных и духовных достижений предшествующих обладает особым типом культуры. Городская культу-поколений. Аккумуляция этнического и социокультур- ра - сложно структурированная открытая система, со-ного опыта происходит в культурном пространстве. стоящая из множества взаимодействующих субкультур. Через это пространство ныне живущие поколения от- Анализ образа города через призму эмпирической и крыты для восприятия ценностей предков. Современная математической эстетики, информационно-синергети-культура как бы «проникает» в традиционную, стано- ческих и симметрологических методов исследования вясь тем самым богаче и универсальнее. предложен ведущей культурологической школой по-
В нашей работе культурное пространство ограничим волжского региона, возглавляемой ученым с мировым полем городской культуры, где происходят интересую- именем А.В. Волошиновым [Волошинов]. По его мне-щие нас процессы. В молодых городах, каковым являет- нию, многочисленные типы «согласия разногласного» ся г.о. Тольятти наиболее ярко проявляется этническое и по существу являются лишь различными вариациями религиозное культурное взаимодействие. Культура дик- одной более общей идеи - идеи порядка. Из этого вы-тует свои правила через ценности, поэтому выявление текает важный для нашего исследования тезис: гармо-ценностного портрета городского сообщества дает пер- ния есть качественное выражение порядка и она имма-спективу социально-экономического прогнозирования, нентно присуща мирозданию. Работы профессора А.В. включая индустрию туризма. Волошинова позволили существенно дополнить пред-
Анализ последних исследований и публикаций, в ко- метное поле наших исследований, введя в него город-торых рассматривались аспекты этой проблемы и на скую социокультурную среду, которая требует гармони-которых обосновывается автор; выделение неразре- зации [5, 207-214].
шенных раньше частей общей проблемы. В современ- Специфика ценностей современного общества ча-ной российской философии и культурологии получили стично «живущего в Сети» характеризуется, тем, что дальнейшее развитие достижения мировой науки - поня- физическая реальность становится лишь необходимым тия ценности, культурного наследия, самоорганизации дополнением для глобального виртуально-цифрового (синергии). Во всех случаях речь прежде всего идет о мира. По мнению профессора Л.В. Баевой, в сознании проявлении национально-культурного своеобразия в на- молодого поколения уже происходит отождествление учной интерпретации этих понятий. виртуального и реального, «модель реальности каче-
В нашем исследовании эти интерпретации особенно ственно меняется, меняя и самого человека» [9, 33-50]. важны, так как позволяют увидеть резервы для орга- Преодолеть разрыв между общим и индивидуаль-низации туристической деятельности в молодых инду- ным, традицией и новацией возможно с помощью об-стриальных городах на основе региональных традиций. ращения к культурному наследию, точнее его активное Причем эффективность использования культурного вовлечение в эти процессы. Сценарий использования наследия сегодня необходимо рассматривать в тесной культурного наследия в полиэтничном о регионе раз-
рабатывается учеными из Астрахани А.П Романовой и М.С. Топчиевым [7, 226-233]. В рамках разрабатываемого ими подхода учитываются, в том числе, интересы туристической деятельности в Поволжье на основе развития индустрии симулякров культурного наследия.
Культурная динамика в настоящее время носит негативный характер: разрушается мораль, деградирует нравственность и т.п. В этой ситуации единственной альтернативой хаосу и разрушению становится построение экономики знаний, основанной на и радикально измененном культурном коде. Этим радикальным изменениям должно способствовать активное вовлечение регионального традиционного наследия, через строительство и восстановление материальных объектов, способных его вместить. В частности, мы остановимся на церковном строительстве г. Тольятти. В городе практически отсутствует традиционное наследие, а внедрение его элементов, несомненно, повлияет на социокультурную среду и создаст дополнительные возможности для туристической деятельности.
Острота и непредсказуемость современности придает особую актуальность предпринимаемому исследованию, т.к. вдумчивое обращение к ресурсу традиционной культуры способно изменить парадигму развития и привести к духовно-нравственным изменениям общества.
В качестве исходного пункта исследования авторами выдвинута идея по новому трактующая уже давно существующую проблему «традиции и новации». Принцип историзма является основополагающим для методов исследования, применяемых в работе. Руководствуясь системным подходом, авторы предпринимают попытку интеграции собранного материала и его анализа в парадигме, задаваемой теорией систем. Причем в работе такой подход не противоречит историческому, а наоборот успешно его дополняет. Так как для понимания явлений российской истории в XXI в. необходимо выяснить, что этим событиям предшествовало и к чему они привели, что было аналогичного современной эпохе и как это можно использовать в качестве «культурного ресурса».
Для анализа в исследовании особенно важно, как постнеклассическая наука определяет современные городские культуры. Авторы пытаются отойти от классических определений и использовать синергетический метод. Базовый тезис синергетики о возникновении порядка из хаоса [12] позволяет иначе взглянуть на городские сообщества, как открытые системы.
В работе также используются идеи М. Вебера, несмотря на более раннее выдвижение они уместны для совместного использования с синергетическим методом, применительно к заявленной теме. «Отнесение к ценности» по Веберу меняет сам характер познавательного интереса [4].
Авторы позволили себе, интерпретируя идею М. Вебера о «идеальном типе» соединить ее с мыслью И. Пригожина, гласящей, что определенной среде соответствуют конкретные структуры. По мнению авторов, для восстановления необходимых нам традиционных духовных компонентов общественного сознания, необходимо восстановить или создать соответствующую им среду.
Другие методы, применяемые в работе, только перечислим - это сравнительно-исторический, логический, ретроспективный, проблемно-хронологический, синхронный и др.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Поведение городского сообщества, особенно, в кризисной ситуации опирается только на его системные качества (ценности). Ценности создают более гибкий уровень регуляции городского сообщества, подчиняя себе функционирование обычаев, норм и значений, особенно важных для населения г.о. Тольятти.
При рассмотрении практической составляющей культурных ценностей выявляется несколько закономерностей:
во-первых, тот факт, что их относительность и подвижность убывают по мере того как они становятся достоянием все большего числа людей. Например, общечеловеческие ценности являются наиболее устойчивыми во времени и не зависят от городской политики. В то же время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни и не представляют практического интереса для построения городских социокультурных систем. Поэтому в городских программах, связанных с индустрией туризма в Тольятти необходимо опираться на локально-групповые и семейные ценности;
во-вторых, духовные ценности, по сравнению с их материальными воплощениями, отличаются большей долговечностью. Но в современной культуре Ставрополя - Тольятти этот тезис приобрел особую интерпретацию. Так как Ставрополь на Волге оказался на дне водохранилища, практически целиком потеряв материальное воплощение почти 200-летней истории, то и духовные ценности заштатного провинциального городка практически не проявляются и не имеют свого материального воплощения в Тольятти. Действуют, в основном, ценности, выработанные в индустриальный период (начиная с 1950 г.), когда было развернуто строительство ГЭС, а город перенесен на новое место [8]. Однако нечто большее, чем город (Ставрополь на Волге) было неподвластно воде и сохранилось - это элементы региональной традиционной культуры. Сегодня ее духовные ценности вновь находят свое материальное воплощение, например, в архитектуре церковного строительства;
в-третьих, рост потребностей горожан в духовных ценностях в обозримом будущем будет только возрастать, т.к. для интеллекта человека нет предела роста, а возможности материального потребления ограничены ресурсной базой. Понимание этого прослеживается у части городского сообщества, однако смещение вектора ценностей в сторону духовно-нравственных ориентиров пока не подкрепляется реальностью. Вместе с тем удовлетворение материальных и духовных потребностей в значительной степени имеют один источник - городскую среду, что делает актуальным объединение усилий всего городского сообщества по созданию среды для поддержания духовного здоровья тольяттинцев;
в-четвертых, критерием подлинности духовных ценностей, блага для людей, живущих в г.о. Тольятти, является их значимость для городского сообщества. Городское сообщество является своеобразным «банком данных», хранителем тольяттинского культурного кода. Тогда главным аттрактором, вектором притяжения, своеобразным фильтром для выбора проектов будущего должен стать патриотизм, прочно укорененный в культурном наследии.
Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций в обществе обусловливает единство и целостность его духовной жизни. Эта совокупность формирует ядро культуры городского сообщества в целом. Переплетаясь традиционные и новые культурные элементы, входящие в ценности сообщества создают культурный код - уникальность, которая воспроизводится раз за разом.
Применительно к поставленной нами проблеме основной код культуры обладает следующими характеристиками: универсальностью, самодостаточностью, открытостью к изменениям [10]. Городской культурный код выявляется наличием самоорганизации культуры, которая характеризуется следующими параметрами: взаимосвязью, предметностью, знаковостью и идеальностью. Предметность обозначает собой класс неприродных объектов. Идеальность - речь, ритуал и др. являются языками знаковой деятельности и подготавливают поле городской культуры для выявления ценностей [11].
Ранее проведенные исследования показывают, что базовыми ценностями жителей г.о. Тольятти являются: благополучие, безопасность, комфорт, здоровый
В.П. Овсянников, В.Н. Якунин психолого-педагогическое
ТРАДИЦИОННОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В МОЛОДЫХ ... направление
образ жизни, положительная репутация, устойчивость среды, перспектива, интересная работа, образование. Настораживает, что ценности более высокого уровня связанные с семьей, религией, творчеством, патриотизмом не являются достаточно осознаваемыми, а их носители не имеют поддержки [6].
Видимо, тольяттинская городская культура находится в завершающей стадии своего формирования, т.к. для генезиса такого феномена требуется 3-4 поколения, примерно, 60-70 лет. Отсчет этих процессов, как мы уже оговаривали можно обозначить с середины 50-х гг. ХХ в. Тогда, творцами культурного кода города являются, в том числе, и ныне живущие тольяттинцы. Это обстоятельство позволяет ввести в культурный код, наряду с элементами индустриальной культуры, традиционные формы, взятые из фонда регионального наследия.
Историко-культурологический анализ свидетельствует, что для тольяттинской городской среды, имеющей русскую этническую доминанту (около 90%) основанием культурного кода будет русский письменный тип самоорганизации культуры. Поэтому православное церковное строительство в Тольятти соответствует доминирующему коду и воспринимается позитивно большей частью населения.
Основными характеристиками современной индустрии туризма в г.о. Тольятти должны стать: комфорт, безопасность, атмосфера современного курорта, где оздоровительные мероприятия сочетаются с участием в значимых для страны и мира мероприятиях в области спорта, искусства, науки. Для привлечения в Тольятти гостей круглый год, сам город должен стать местом, удобным для жизни, работы и отдыха, чистым и приветливым. Кроме того, иметь свое социокультурное лицо, что невозможно сделать без прорастания в региональную этническую, конфессиональную культуру.
Можно предположить, что традиционные формы способны пережить свое время, сохраняясь в пространстве повседневной культуры [1]. Церковное строительство в современном индустриальном городе имеет преимущественно духовное содержание и ищет себе верную, совершенную форму не связанную с другими функциями. Однако по ним можно проследить историю духовно-нравственного и культурного генезиса в регионе, что может стать основой для разработки религиозных и паломнических туристических маршрутов.
Естественно, что решение основных проблем города требует опережающего видения реальности, элементы которого суммируются в понятии «образ города». Пока конкретного «образа города» Тольятти, хотя бы через 50 лет не существует. Нет сомнения, что такой образ должен быть сформирован и в нем объекты конфессионального зодчества должны занять достойное место. В современном мире особенно важно, что мы видим на горизонте, как в духовном, так и в архитектурном плане.
В Тольятти всё больше туристских фирм, занимающихся внутренним туризмом, готовы использовать памятники истории и культуры, включая религиозную компоненту, для организации просветительских туров. Памятники истории, связанные с духовно-нравственной мотивацией представляют важную часть объектов для посещения в Самарской области и Тольятти. Это не удивительно, как мы уже отмечали, в Тольятти крайне мало достопримечательностей, памятников истории и культуры, которые можно показать туристам. Православные храмы, в силу свой уникальной архитектуры и духовной составляющей восполняют этот пробел.
Следует отметить, что в настоящее время Тольятти оказывается внимание со стороны руководства Русской православной церкви, поэтому во многих храмах есть свои святыни, которые интересны туристам и паломникам. К ним можно отнести: иконы, частицы святых мощей и др. Это требует создания особых условий и специальных туристических маршрутов.
В качестве примера дадим историко-культурную ха-
рактеристику некоторых таких объектов в г.о. Тольятти, имеющих свои достопримечательности, святыни и интересные с архитектурной точки зрения.
«Перестройка», начавшаяся в СССР в 1985 году позитивно сказалась на содержании, реконструкции и строительстве объектов религиозного культа. Так, на месте ветхого Богородично-Казанского молитвенного дома был построен кирпичный храм, а в 1990 году началась его реконструкция и строительство колокольни. Для туристов и паломников доступны следующие святыни: местночтимая икона Казанской Божией Матери; мощевик с частицами Киево-Печерских угодников - 71 частица; мощевик из 61 частицы Оптинских и многих чтимых святых как ранней церкви, так и поздних времен; деревянная икона Святителя Митрофана Воронежского с частицей его святых мощей; деревянная икона Божией Матери "Неопалимая купина" с частицей мощей святых Вифлеемских младенцев; деревянная икона старца Петра Чагринского с частицей его святых мощей. В Богородично-Казанском храме и по сей день хранится дар М. Киселёвой, сделанный в конце XIX века для Троицкого собора, - Евангелие в прекрасном серебряном окладе художественной работы [2].
С 1998 года ведется строительство Успенского комплекса, который находится на берегу Волги в живописной части Тольятти - Портпосёлке. В комплекс входят: храм Успения Пресвятой Богородицы, а также корпус вспомогательных служб с домовым храмом в честь святого Александра Невского.
Центральную площадь г. Тольятти органично дополнила Христорождественская часовня, построенная в 2000 г. Она выполнена в стиле лучших традиций древнерусского зодчества. В 2004 году напротив Христорождественской часовни был торжественно открыт памятник святителю Николаю Чудотворцу. Автор скульптуры - Александр Рукавишников. В 2006 г. этот комплекс был дополнен звонницей.
На улице Горького, рядом с городской больницей №1, находится храм блаженной Ксении Петербургской, построенный в 2000 г. Этот храм знаменит иконой св. Феодосия Кавказского с частицей его мощей.
В зоне тольяттинских туристических маршрутов находится Благовещенский храм в с. Фёдоровка, история которого насчитывает почти 170 лет. Вторую жизнь этот храм обрел в 1989 году. По инициативе Виктора Алексеевича Богданова, ныне иеромонаха Иова, помещение церкви передали верующим [3]. Постепенно Благовещенская церковь была отреставрирована: оштукатурена, расписана, в ней устроили иконостас, выложили мрамором пол, установили купола и она вновь интересна не только верующим, но и всем, чтящем православную культуру России.
Особым почитанием и гордостью среди тольяттин-цев пользуется Спасо-Преображенского собор. 62-метровый храм поднялся на самом видном месте в центре Автозаводского района. Грандиозное архитектурное сооружение, вмещающее от трех до пяти тысяч человек, по размерам уступает лишь храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге. Собор входит в Преображенский храмовый комплекс и с момента начала его строительства (1992 г.) является одной из главных достопримечательностей г. Тольятти. Есть в храмовом комплексе, важные для паломников святыни: в Иоанно-Предтеченской церкви икона преподобного Максима Грека с частицей его мощей и икона Архангела Михаила со Святой горы Афон. В Преображенском храме - дарственные иконы «Всецарица», преподобного Афанасия Афонского и преподобного Максима Грека, написанные на Святой горе Афон [2].
Ряд культовых объектов, построенных в Тольятти, имеют новаторские художественные решения. В 1997 году напротив главного корпуса департамента развития ОАО «АвтоВАЗ» был возведен храм Михаила Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1
Архангела. В нем группа художников воплотила в барельефах храма образы древнего русского искусства.
В Свято-Пантелеимоновской церкви находится особо почитаемая верующими икона Божией Матери «Достойно Есть», написанная в 1870 году в Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне. В храме есть иконы с частицами святых мощей. Приходу во имя святого преподобного Серафима Саровского в Автозаводском районе в 2005 г. была передана рукописная икона прп. Серафима Саровского с частицей его мощей [2].
С 2003 года в православном приходе в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского хранятся иконы со святыми мощами, главные из которых икона святого Пантелеимона, икона святого благоверного великого князя Александра Невского, святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских чудотворцев и др. В церкви во имя святого преподобного Серафима Саровского в поселке Шлюзовой (Комсомольский район г.о. Тольятти), открытой в 1999 г., имеются частицы св. мощей преп. Александры и Марфы Дивеевских, которые находятся в их же иконе. В храме во имя святого Архистратига Божия Михаила в пос. Поволжский (Комсомольский район г.о. Тольятти) имеются святыни - иконы святого праведного воина Феодора Ушакова (адмирала) с частичкой мощей, а также святого преподобного Феодора Санаксарского (его дяди) также с частичкой мощей.
Привлекает туристов и паломников Свято-Воскресенский мужской монастырь, находящийся в районе Портпоселка г. Тольятти. Это один из немногих монастырей в России, который создается заново. В монастыре, несмотря на его молодость, хранятся частицы мощей святых, известных всему православному миру, а также частица Мамврийского дуба [2].
Интересным туристическим объектом является музей «Русская изба», который демонстрирует элементы православной и народной культуры региона. Этот музей находится на территории Православной классической гимназии. Здесь же можно ознакомиться с деятельностью Архиерейского подворья и домовой церкви гимназии - храма во имя Всех Святых в земле Российской просиявших. В храме можно прикоснуться к святыням, наиболее почитаемые из которых икона «Всевидящее Око» конца XIX века и икона с частицей мощей св. мч. Татианы, доставленных из Ново-Иерусалимского монастыря.
Несколько объектов, связанных с православием и православной культурой в г.о Тольятти еще строятся или только планируются, но уже имеющиеся позволяют раскрыть перед экскурсантами величие, архитектурную красоту и фундаментальность храмов, а рассказы о православных святынях и святых показать образцы духовно-нравственного совершенствования.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, тольят-тинская городская культура формируется действиями ныне живущих людей. Одновременно настоящее города является будущим наших предков, и игнорировать эту связь невозможно.
Причем корни событий, нередко, лежат в недосягаемом прошлом, понять которое возможно только через культурные коды. Сообщества, обладающие богатой культурой (внутренними возможностями) становятся региональными, национальными и мировыми лидерами. Однако этот процесс совершается не «сам по себе», а в тесной связи с практически созидательной, творческой деятельностью людей. Огромное значение в этом культурном процессе имеет сопричастность с различными воплощениями традиции.
Построить современную городскую культуру возможно только на основе духовной преемственности. Культурный диалог прошлого и настоящего дает дополнительные возможности, позволяющие избежать наступление духовно-нравственного кризиса, путем
органичного заимствования традиции и личностного переосмысления современной культуры [13-16]. Для восстановления необходимых российскому обществу традиционных духовных компонентов, необходимо восстановить или создать соответствующую им среду.
Это возможно сделать, только опираясь на базовые системные качества (ценности) конкретных сообществ. Создание элементов традиционной среды в молодых индустриальных городах позволит полноценно функционировать городскому культурному коду, который и должен стать основой для формирования духовной составляющей, основанной на традиционном культурном наследии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехина Н.В. Культурная динамика костюма народов Среднего Поволжья (XIX - XX вв.) : автореф. дис. канд. ист. наук : 24.00.01. - Тольятти, 2011.
2. Архив В.Н. Якунина.
3. Архив Самарского епархиального управления. Годовой отчёт в Московскую Патриархию по Куйбышевской епархии за 1989 год.
4. Вебер М. Избранные произведения : пер. с нем. / М. Вебер ; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко. - М. : Прогресс, 1990. - 808 с.
5. Волошинов А.В., Лосин Д.О. Купеческая архитектура и культурный облик современного провинциального города // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. Т. 2. № 1.
6. Овсянников В.П. Тольятти от образов к миссии: осмысление методики муниципального стратегического планирования // Городская культура в XXI веке: стратегии инновационного развития : сб. ст. заочной международной научно-практической конференции (25 октября - 25 ноября 2009 г., г. Сызрань). - Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010.
7. Романова А.П., Топчиев М.С. Культурная память и культурное наследие: понятийный анализ // Каспийский регион: политика, экономика, культура.
2012. № 4 (33).
8. Самарский областной государственный архив социально-политической истории. Ф. 656, 1632, 1683, 2163, 6844, 7221; Управление по делам архивов мэрии городского округа Тольятти. Ф. 1273, Ф.Р.-14, Ф.Р.-18, Ф.Р.-94, Ф.Р.-300, Ф.Р.-352, Ф.Р.-353, Ф.Р.-366, Ф.Р.-372.
9. Baeva L.V. Anthropogenesis and Dynamics of Values under Conditions of Information Technology // International Journal of Technoethics 2012 3(3) July-September. - 348 с.
10. Barthes R. History or Literature?//Bart R. The Chosen Works: Semiotics, Poetics. - M, 1989; Barthes R. The preface from the book «About Racine»//Bart R. The Chosen Work: Semiotics, Poetics. - M, 1989. - 426 с.
11. Eco U. Articulations of the Cinematic Code, in Nichols B. (ed.) Movies and Methods. An Anthology (Berkley & Los Angeles: University of California Press, 1976). - 288 с.
12. Prigogine I. Isabelle Stengers ORDER OUT OF CHAOS Man's new dialogue with nature Heinemann. London. 1984. - 455 с.
13. Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 282-283.
14. Хуриева М.Ю. Сущность и содержание народного воспитания: история и современность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 239-241.
15. Холомина О.А., Курилова А.А. Формирование нравственно-эстетических ценностей в процессе обучения у учеников начальных классов на основе интегрированного подхода // Карельский научный журнал.
2013. № 3. С. 8-11.
16. Шевченко Ю.Н., Краснослободцева А.Е., Кадочкин Д.С. Разработка проекта рекреационной зоны автозаводского района г.о. Тольятти на примере терри-
тории прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы // ситета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 3 (14). Вектор науки Тольяттинского государственного универ- С. 74-77.
TRADITIONAL CULTURAL HERITAGE IN YOUNG INDUSTRIAL CITIES
© 2014
V.P. Ovsyannikov, doctor of history science, Professor, Head of the chair "Philosophy and Culture Science" V.N. Yakunin, doctor of history science, Professor, prorector of Innovative and Science-Research Activity
Volga Region State University of Service, Togliatti (Russia)
Annotation: The role of a traditional cultural heritage is analyzed; the historic facts connected with orthodox culture in the young industrial cities (on the example of Togliatti) are systematized and analyzed on the basis of complex use of the principle of historicism, system approach, various post-nonclassical methods. The positive tendencies and mechanisms on saving, development of the most successful phenomena of traditional culture and their promoting through the religious tourism are also revealed; M. Weber's idea about "ideal type" in combination with I. Prigozhin's thought of concrete structure compliance to a certain environment is interpreted in a new way; the thesis is offered and it proves that the unity of the past and the present of regional culture reflects itself through the cultural codes developed as ways of its self-organization, but creation of elements of the traditional environment in the young industrial cities on their background allows to make a breakout to traditional spirituality through the definite tourist industries; the ideas of restoration of traditional spiritual components of public consciousness through creation of the Wednesday corresponding to them showing beauty and greatness of architectural forms of orthodox culture and its opportunities for spiritual improvement are offered the power and business.
Keywords: traditional culture, values, cultural codes, young industrial cities, religious tourism, churches.
УДК 159.9
ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
В СФЕРЕ ТОРГОВОГО БИЗНЕСА
© 2014
У.Н. Прокофьева, ассистент кафедры «Психологии труда и предпринимательства»
Институт Экономики Управления и Права, Казань (Россия)
Аннотация: На современном этапе развития отечественного бизнеса создаются условия для повышения эффективности работы сотрудников. Для этого руководство организаций постоянно совершенствуют систему трудовой мотивации персонала, создавая благоприятный климат в коллективе.
Ключевые слова: трудовая мотивация, психологический климат в коллективе.
Изучение трудовой мотивации и стимулирования персонала интересовало многих отечественных и зарубежных исследователей. Среди них теории мотивации, которые основываются на идентификации внутренних побуждений (потребностей) и заставляют людей действовать так, а не иначе. Большое распространение получили теории, объясняющие поведение человека исходя из его потребностей, - это теория «иерархии потребностей» А. Маслоу [4], теория приобретенных потребностей Д. МакКлеланда [5].
Абрахам Гарольд Маслоу (1907 - 1970),[4] был представителем гуманистической психологии. Из его работ руководители во многих отраслях человеческой деятельности узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию личности человека. Все человеческие потребности он разделил на пять групп и назвал их базовыми потребностями.
Физиологические потребности, а также потребности в безопасности и защищенности являются первичными. Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении являются вторичными.
Физиологические потребности являются необходимыми для жизни и существования. Они включают потребности в еде, питье, убежище, отдыхе. С точки зрения мотивации труда, эти потребности являются материальными, обеспечиваются стабильной заработной платой, а также другими денежными вознаграждениями. Удовлетворение потребностей данной группы возможно методами материального стимулирования.
Потребность в безопасности подразумевает уверенность в будущем. Это потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические (материальные) потребности будут удовлетворены в будущем. Эта уверенность базируется на гарантиях пенсионного и социального обеспечения, которые может предоставить хорошая надежная работа, социальные гарантии, а также различные виды социального страхования (медицинское, пенсионное и др.).
Потребность в принадлежности и любви (в случае описания мотивации трудовой деятельности их называют социальными потребностями). Эти потребности выражаются в привычке работы в определенном коллективе, дружеских отношениях с коллегами по работе. Часто, даже при недостаточной оплате своего труда, работники не покидают своего места работы в поисках лучшего именно в силу хорошего удовлетворения социальных потребностей.
Для удовлетворения социальных потребностей работников в процессе коллективного труда необходимо проводить следующие мероприятия:
1) давать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться в процессе трудовой деятельности;
2) проводить с подчинёнными периодические совещания;
3) стараться не разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба;
4) создать условия для социальной активности членов организации вне её рамок.
Потребность в уважении, признании включает в себя потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих. Для удовлетворения потребностей в признании у своих работников руководитель может применить следующие меры:
1) предлагать подчиненным более содержательную работу;
2) высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты труда;
3) делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия;
4) обеспечивать обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.
Потребность в самовыражении заключается в реализации своих возможностей и росте как личности. Самовыражение (самоактуализация) - врожденная потребность человека, она входит в природу человека.