УДК 379.85 DOI: 10.12737/6471
ПАМЯТНИКИ ПРАВОСЛАВНОГО КУЛЬТА КАК ЭЛЕМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ТУРРЕСУРС ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
I Овсянников Валерий Петрович, доктор исторических наук, профессор, заведующий I кафедрой «Философия и культурология», [email protected],
I Якунин Вадим Николаевич, доктор исторических наук, профессор,
I проректор по научной и инновационной деятельности, [email protected],
Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти, Российская Федерация
Анализируется роль традиционного культурного наследия в развитии индустрии туризма; описывается история и современное положение храмового строительства г.о. Тольятти; на основе комплексного использования принципа историзма, системного подхода, различных постнеклассических методов систематизируются и анализируются исторические факты, связанные с православной культурой в г.о. Тольятти, а также выявляются позитивные тенденции и механизмы по сохранению, развитию наиболее удачных феноменов традиционной культуры и популяризации их через религиозный туризм; выдвигается и доказывается тезис, что единство прошлого и настоящего региональной культуры проявляет себя через культурные коды, вырабатываемые как способы ее самоорганизации, а создание элементов традиционной среды в молодых индустриальных городах на их основании позволит совершить прорыв к традиционной духовности через соответствующие туристические индустрии; власти и бизнесу предлагаются идеи восстановления традиционных духовных компонентов общественного сознания через создание соответствующей им среды, демонстрирующей красоту и величие архитектурных форм православной культуры и ее возможностей по духовному совершенствованию.
Ключевые слова: традиционная культура, ценности, культурные коды, молодые индустриальные города, религиозный туризм, церкви
Культура не способна полноценно существовать без использования материальных и духовных достижений предшествующих поколений. Аккумуляция этнического и социокультурного опыта происходит в культурном пространстве. Через это пространство ныне живущие поколения открыты для восприятия ценностей предков. Современная культура как бы «проникает» в традиционную, становясь тем самым богаче и универсальнее.
В нашей работе культурное пространство ограничим полем городской культуры, где происходят интересующие нас процессы. В молодых городах, каким является и г.о. Тольятти, наиболее ярко проявляется этническое и религиозное культурное взаимодействие. Культура диктует свои правила через ценности, поэтому выявление ценностного портрета
городского сообщества дает перспективу социально - экономического прогнозирования, включая индустрию туризма.
Культурная динамика в настоящее время носит негативный характер: разрушается мораль, деградирует нравственность и т. п. В этой ситуации единственной альтернативой хаосу и разрушению становится построение экономики знаний, основанной на радикально измененном культурном коде. Радикальным изменениям должно способствовать активное вовлечение регионального традиционного наследия через строительство и восстановление материальных объектов, способных его вместить. В частности, мы остановимся на памятниках православного культа г. Тольятти. В городе практически отсутствует традиционное наследие, а внедрение его элементов, несомненно, повлияет на социокультурную среду
87
ТУРИЗМ
и создаст дополнительные возможности для туристической деятельности.
Острота и непредсказуемость современности придают особую актуальность предпринимаемому исследованию, т. к. вдумчивое обращение к ресурсу традиционной культуры способно изменить парадигму развития и привести к духовно-нравственным изменениям общества.
В качестве исходного пункта исследования авторами выдвинута идея, по-новому трактующая уже давно существующую проблему «традиции и новации». Принцип историзма является основополагающим для методов исследования, применяемых в работе. Руководствуясь системным подходом, авторы предпринимают попытку интеграции собранного материала и его анализа в парадигме, задаваемой теорией систем. Названный подход не противоречит историческому, а наоборот, успешно его дополняет, поскольку для понимания явлений российской истории в XXI в. необходимо выяснить, что этим событиям предшествовало и к чему они привели, что было аналогичного современной эпохе и как это можно использовать в качестве «культурного ресурса».
Для анализа в исследовании особенно важно, как постнеклассическая наука определяет современные городские культуры. Авторы пытаются отойти от классических определений и использовать синергетический метод. Базовый тезис синергетики о возникновении порядка из хаоса [9] позволяет иначе взглянуть на городские сообщества как открытые системы.
В работе также используются идеи М. Вебера, несмотря на более раннее выдвижение они уместны для совместного использования с синергетическим методом, применительно к заявленной теме. «Отнесение к ценности» по Веберу меняет сам характер познавательного интереса [4].
Авторы позволили себе, интерпретируя идею М. Вебера о «идеальном типе», соединить ее с мыслью И. Пригожина, гласящей, что определенной среде соответствуют конкретные структуры. По мнению авторов, для восстановления необходимых нам традиционных духовных компонентов общественного сознания необходимо восстановить или создать соответствующую им среду.
Поведение городского сообщества, особенно в кризисной ситуации, опирается только на его системные качества (ценности). Цен-
ности создают более гибкий уровень регуляции городского сообщества, подчиняя себе функционирование обычаев, норм и значений, особенно важных для населения г.о. Тольятти.
При рассмотрении практической составляющей культурных ценностей выявляется несколько закономерностей:
1) их относительность и подвижность убывают по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Например, общечеловеческие ценности являются наиболее устойчивыми во времени и не зависят от городской политики. В то же время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни и не представляют практического интереса для построения городских социокультурных систем. Поэтому в городских программах, связанных с индустрией туризма в Тольятти необходимо опираться на локально-групповые и семейные ценности;
2) духовные ценности, по сравнению с их материальными воплощениями, отличаются большей долговечностью. Но в современной культуре Ставрополя — Тольятти этот тезис приобрел особую интерпретацию. Поскольку Ставрополь-на-Волге оказался на дне водохранилища, практически целиком потеряв материальное воплощение почти 200-летней истории, то и духовные ценности заштатного провинциального городка практически не проявляются и не имеют материального воплощения в Тольятти. Действуют, в основном, ценности, выработанные в индустриальный период (начиная с 1950 г.), когда было развернуто строительство ГЭС, а город перенесен на новое место [6]. Однако нечто большее, чем город (Ставрополь-на-Волге) было неподвластно воде и сохранилось — это элементы региональной традиционной культуры. Сегодня ее духовные ценности вновь находят свое материальное воплощение, например, в архитектуре церковного строительства;
3) рост потребностей горожан в духовных ценностях в обозримом будущем будет только возрастать, потому что для интеллекта человека нет предела роста, а возможности материального потребления ограничены ресурсной базой. Понимание этого прослеживается у части городского сообщества, однако смещение вектора ценностей в сторону
88
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4
Памятники православного культа как элемент региональной традиционной культуры...
духовно-нравственных ориентиров пока не подкрепляется реальностью. Вместе с тем удовлетворение материальных и духовных потребностей в значительной степени имеет один источник — городскую среду, что делает актуальным объединение усилий всего городского сообщества по созданию среды для поддержания духовного здоровья то-льяттинцев;
4) критерием подлинности духовных ценностей, блага для людей, живущих в г.о. Тольятти, является их значимость для городского сообщества. Городское сообщество является своеобразным «банком данных», хранителем тольяттинского культурного кода. Тогда главным аттрактором, вектором притяжения, своеобразным фильтром для выбора проектов будущего должен стать патриотизм, прочно укорененный в культурном наследии.
Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций в обществе обусловливает единство и целостность его духовной жизни. Эта совокупность формирует ядро культуры городского сообщества в целом. Переплетаясь, традиционные и новые культурные элементы, входящие в ценности сообщества, создают культурный код — уникальность, которая воспроизводится раз за разом.
Применительно к поставленной нами проблеме основной код культуры обладает следующими характеристиками: универсальностью, самодостаточностью, открытостью к изменениям [7]. Городской культурный код выявляется наличием самоорганизации культуры, которая характеризуется следующими параметрами: взаимосвязью, предметностью, знаковостью и идеальностью. Предметность обозначает собой класс неприродных объектов. Идеальность — речь, ритуал и др. являются языками знаковой деятельности и подготавливают поле городской культуры для выявления ценностей [8].
Ранее проведенные исследования показывают, что базовыми ценностями жителей г.о. Тольятти являются: благополучие, безопасность, комфорт, здоровый образ жизни, положительная репутация, устойчивость среды, перспектива, интересная работа, образование. Настораживает, что ценности более высокого уровня, связанные с семьей, религией, творчеством, патриотизмом, не являются достаточно
осознаваемыми, а их носители не имеют поддержки [5].
Видимо, тольяттинская городская культура находится в завершающей стадии своего формирования, потому что для генезиса такого феномена требуется 3—4 поколения, примерно 60—70 лет. Отсчет этих процессов, как мы уже говорили, можно начать с середины 50-х гг. XX в. Значит, творцами культурного кода города являются в том числе и ныне живущие тольяттинцы. Это обстоятельство позволяет ввести в культурный код, наряду с элементами индустриальной культуры, традиционные формы, взятые из фонда регионального наследия.
Историко-культурологический анализ свидетельствует, что для тольяттинской городской среды, имеющей русскую этническую доминанту (около 90%), основанием культурного кода будет русский письменный тип самоорганизации культуры. Поэтому православное церковное строительство в Тольятти соответствует доминирующему коду и воспринимается позитивно большей частью населения.
Основными характеристиками современной индустрии туризма в г.о. Тольятти должны стать: комфорт, безопасность, атмосфера современного курорта, в котором оздоровительные мероприятия сочетаются с участием в значимых для страны и мира мероприятиях в области спорта, искусства, науки. Город должен стать местом, удобным для жизни, работы и отдыха, чистым и приветливым.
Можно предположить, что традиционные формы способны сохраниться в пространстве повседневной культуры [1]. Церковное строительство в современном индустриальном городе имеет преимущественно духовное содержание и ищет себе верную, совершенную форму, не связанную с другими функциями. С церквями тесно связана история духовнонравственного и культурного генезиса в регионе, что может стать основой для разработки религиозных и паломнических туристических маршрутов.
Естественно, что решение основных проблем города требует опережающего видения реальности, элементы которого суммируются в понятии «образ города». Конкретного образа будущего города Тольятти, хотя бы через 50 лет, не существует. Нет сомнения, что такой образ должен быть сформирован и в нем объекты конфессионального зодчества должны
89
ТУРИЗМ
занять достойное место. В современном мире особенно важно, что мы видим на горизонте как в духовном, так и в архитектурном плане.
В Тольятти все больше туристских фирм, занимающихся внутренним туризмом, готовы использовать памятники истории и культуры, включая религиозную компоненту, для организации просветительских туров. Памятники истории, связанные с духовно-нравственной мотивацией, представляют важную часть объектов для посещения в Самарской области и Тольятти. Это не удивительно, как мы уже отмечали, в Тольятти крайне мало достопримечательностей, памятников истории и культуры, которые можно показать туристам. Православные храмы в силу своей уникальной архитектуры и духовной составляющей восполняют этот пробел.
Сейчас Тольятти оказывается внимание со стороны руководства Русской православной церкви, поэтому во многих храмах есть свои святыни, которые интересны туристам и паломникам. К ним можно отнести: иконы, частицы святых мощей и др. Это требует создания особых условий и специальных туристических маршрутов.
В качестве примера дадим историко-культурную характеристику некоторых таких объектов в г.о. Тольятти, имеющих свои достопримечательности и святыни, а также интересные с архитектурной точки зрения.
«Перестройка», начавшаяся в СССР в 1985 г., позитивно сказалась на содержании, реконструкции и строительстве объектов религиозного культа. Так, на месте ветхого Богородично-Казанского молитвенного дома был построен кирпичный храм, в 1990 г. началась его реконструкция и строительство колокольни. После укрепления фундамента храма он в 1996 г. был надстроен ввысь, у него появилось 5 куполов. В Богородично-Казанском храме имеются следующие святыни: местночтимая икона Казанской Божией Матери в киоте с левой стороны клироса; мощевик с частицами Киево-Печерских угодников — 71 частица; мощевик из 61 частицы Оптинских и многих чтимых святых как ранней церкви, так и поздних времен; деревянная икона Святителя Митрофана Воронежского с частицей его святых мощей; деревянная икона Божией Матери «Неопалимая купина» с частицей мощей святых Вифлеемских младенцев; деревянная икона старца Петра Чагринского с частицей
его святых мощей. В Богородично-Казанском храме и по сей день хранится дар М. Киселевой, сделанный в конце XIX в. для Троицкого собора, — Евангелие в прекрасном серебряном окладе художественной работы [2].
С 2000 г. композицию Центральной площади Тольятти украшает духовный комплекс, состоящий из часовни во имя Рождества Христова, памятника святителю Николаю Чудотворцу и звонницы. Архитектор проекта часовни — Дмитрий Соколов. Христорождественская часовня выполнена в стиле лучших традиций древнерусского зодчества. Купол и крест «под золото», цветные витражи, выполненные из цветного стекла в виде мозаики, оригинальные изразцы, икона Рождества Христова, — все это сделало часовню неповторимым памятником архитектуры нашего города. Высота ее вместе с крестом составляет 16 метров. В 2004 г. в Тольятти напротив Христорождественской часовни был торжественно открыт памятник святителю Николаю Чудотворцу. Скульптура высотой 4 метра установлена на постаменте из гранита. Святитель Николай Мирликийский изображен присевшим на камень, в одной руке он держит Библию, другой благословляет. На постаменте — надпись: «Памятник установлен в знак благодарности созидателям города». Автор скульптуры — Александр Рукавишников. 19 декабря 2006 г. на Центральной площади состоялось торжественное открытие звонницы. Колокола и часы для нее изготовили в Воронеже. Звонница вместе с памятником святителю Николаю Чудотворцу и Христорождественской часовней создают законченный архитектурный комплекс на Центральной площади города, посвященный строителям города.
В зоне тольяттинских туристических маршрутов находится Благовещенский храм в с. Федоровка, история которого насчитывает почти 170 лет. В 30-е годы XIX в. село Федоровка перешло к помещику Николаю Федоровичу Бахметеву. В 1851 г. у Н.Ф. Бахме-тева преждевременно умерла красавица жена Варвара (в девичестве Лопухина). Она долгое время болела, и, надеясь на помощь Бога в ее выздоровлении, Н.Ф. Бахметев решил построить храм в честь небесной покровительницы своей супруги. В 1846 г. каменная церковь в селе Федоровка была сооружена, а ее престол освятили в честь святой великомученицы Варвары.
90
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4
Памятники православного культа как элемент региональной традиционной культуры...
В середине 30-х годов федоровскую церковь постигла участь многих православных храмов — ее закрыли, а иконы и церковную утварь растащили. Старожилы рассказывают, что все церковное имущество было погружено на баржу и затоплено. Только немногие иконы удалось спасти верующим, одна из них была недавно возвращена в возрожденный храм. В феврале 1958 г. Федоровка была присоединена к Тольятти, но храм в ней так и не разрешили открыть. В церкви первоначально находился клуб, затем здание было заброшено и запущено.
Вторую жизнь этот храм обрел в 1989 г. По инициативе Виктора Алексеевича Богданова, ныне иеромонаха Иова, помещение церкви передали верующим [3, с. 4]. В 1988 г. по инициативе Виктора Алексеевича Богданова, ныне иеромонаха Иова, в поселке Федоровка была образована «двадцатка» (группа верующих из 20 человек, которая может выступить с ходатайством об открытии храма). «Двадцатка», к которой вскоре присоединились 1000 человек, обратилась к властям с просьбой вернуть верующим старинный федоровский храм, пребывавший в запустении. 19 мая 1989 г. храм в Федоровке был открыт. Произошло это благодаря поддержке местных властей. Тогда же протоиереем Николаем Манихиным было совершено малое освящение церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и храм с того времени стал называться Благовещенским. Постепенно Благовещенская церковь была оштукатурена, расписана, в ней устроили иконостас, выложили мрамором пол, установили купола.
С приходом нового настоятеля, игумена Софрония (ныне епископ Кинельский и Бе-зенчукский) была произведена планировка территории, закончено строительство колокольни; произведен демонтаж старых куполов с установлением новых, с нержавеющим покрытием под золото.
Что касается описания самого Благовещенского храма, то он кирпичный, четырехстолп-ный, пятиглавый, центрической композиции. Архитектурные объемы притвора, алтаря, северного и южного ризалитов образуют в плане крест.
Внешний архитектурный облик храма лаконичен и по-своему монументален. В его объемно-пространственной композиции, пропорциях и архитектурной деталировке фасадов своеобразно соединены черты барокко и рус-
ско-византийского стиля, характерного для 40-х годов XIX в. В настоящее время фасады здания церкви побелены. Пятиглавие, венчающее здание церкви, не первоначальное и восстановлено после возвращения храма Русской Православной церкви. В северо-западном угловом барабане размещена звонница, в связи с чем он имеет открытую каркасную конструкцию.
Церковь внутри расписана по штукатурке в живописной манере. Роспись новая. Иконостас выполнен также заново. Сохранилось несколько старых икон, находившихся раньше в храме и возвращенных в него сберегшими их прихожанами, одна из них — икона Спас Нерукотворный.
Внутреннее убранство храма достаточно традиционно. Церковь однопрестольная, без приделов и без хоров. Перед алтарем расположена просторная солея с клиросами. Целостность и гармоничность внутреннему пространству придают центрическая композиция, хорошие пропорции, красивая система сводчатых перекрытий, обилие воздуха и света в помещениях.
Здание церкви представляет собой ценность с точки зрения архитектуры и эстетики как произведение русского православного культового зодчества 40-х годов XIX века. Уникальность данного объекта культурного наследия для Самарской области определяется редким сочетанием в его архитектурном облике элементов барокко и русско-византийского стиля, пришедшего на смену архитектуре классицизма в культовом зодчестве России в 40-х г. XIX в., а также целостностью композиционного решения и хорошей сохранностью подлинных архитектурно-конструктивных элементов. Уникальной является и система деревянных сводчатых перекрытий храма. Благовещенская церковь вновь интересна не только верующим, но и всем, чтящим православную культуру России.
За два с половиной года в Автозаводском районе г. Тольятти был возведен храм во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он является составной частью грандиозного храмового комплекса, состоящего из Преображенского собора, крестильного храма и примыкающего к нему административного корпуса (дома причта).
В 1989 г. архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн дал благословение на
91
ТУРИЗМ
строительство в Автозаводском районе собора. Генеральный директор ОАО «АвтоВАЗ»
В.В. Каданников согласился стать генеральным спонсором строящегося храма.
Проект храмового комплекса был заказан московскому архитектору Дмитрию Сергеевичу Соколову. По его мысли, комплекс должен представлять собой сплав лучших традиций древнерусского зодчества с новейшими достижениями современной строительной мысли.
В октябре 1990 г. настоятелем Преображенского собора был назначен протоиерей Валерий Марченко, которому и было поручено заниматься разработкой проекта соборного комплекса. Строительство Преображенского храмового комплекса в Тольятти началось в июне 1992 г. с возведения крестильного Ио-анно-Предтеченского храма, рассчитанного на 800 человек, и примыкающего к нему административного корпуса. 20 ноября 1994 г. епископ Самарский и Сызранский Сергий совершил его освящение.
Строительство Преображенского собора продолжалось с 1995 по 2002 гг. 62-метровый храм поднялся на самом видном месте в центре Автозаводского района. Днем он сверкает золотыми куполами, ночью его освещают прожекторы. Площадь застройки храма составляет
2,8 тыс. кв. метров. Грандиозное архитектурное сооружение, вмещающее от трех до пяти тысяч человек, по размерам уступает лишь храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге. Собор включает в себя главный алтарь в честь Преображения Господня, южный алтарь в честь святителя Николая Чудотворца и северный алтарь в честь 40 мучеников Севастийских, хоры, западный притвор, северное и южное крыльцо и подклет. Высота центрального иконостаса — 15 метров. Разноцветные мозаичные полы собора изготовлены из 12 разновидностей мрамора. Впечатляют резные дубовые двери с латунной фурнитурой и латунными же решетками. Кресты, венчающие купола, выполнены из нержавеющей стали с облицовкой под золото. Для церковного хора предусмотрена площадка (клирос) на высоте семи с половиной метров. Есть в храмовом комплексе и свои святыни: в Иоанно-Предтеченской церкви икона преподобного Максима Грека с частицей его мощей и икона Архангела Михаила со Святой горы Афон. В Преображенском храме — дарственные иконы «Всецарица», преподобного
Афанасия Афонского и преподобного Максима Грека, написанные на Святой горе Афон и привезенные архимандритом Ефремом, настоятелем Ватопедского монастыря [2].
В 1997 г. напротив главного корпуса департамента развития ОАО «АвтоВАЗ» был возведен храм Михаила Архангела. В нем группа художников воплотила в барельефах храма образы древнего русского искусства. За образец были взяты орнаменты знаменитого Дмитриевского собора во Владимире, но это не копии, а вложенное в барельефы видение мира художников. Каждый из художников, создавая эти орнаменты, внес в них частицу своего представления о мировой гармонии. Создание орнаментов-барельефов было невероятно сложным по технологии делом. В результате кропотливого труда ниши храма были украшены необычными изображениями. Проект храма был разработан вазовскими дизайнерами под руководством Марка Васильевича Де-мидовцева. Этот храм стал духовным символом АвтоВАЗа. В течение полугода строителям ПСО «Гидромонтаж» удалось воплотить прекрасный замысел архитекторов и проектировщиков. На редкость эстетичный архитектурный облик храма приятно радует взгляд среди строгих корпусов автогиганта.
Привлекает туристов и паломников Свято-Воскресенский мужской монастырь, находящийся в районе Портпоселка г. Тольятти. Это один из немногих монастырей в России, который создается заново. Зданиям обители более ста лет. Ранее здесь находилась Ставропольская земская городская больница, которая была основана Евграфом Осиповым. Начало строительства земской больницы датировано 1868 г., окончание 1872 г. До 1953 г. больница служила по своему прямому назначению. С 1953 г. начались изменения как в городе, так и в больнице. Старый город Ставрополь после затопления при строительстве Волжской ГЭС и Жигулевского водохранилища представлен всего несколькими уникальными строениями земской больницы, которые не попали под затопление, так как находились в стороне от самого города, на возвышенной местности. Больницу пришлось переносить в центр строящегося нового района города, который сменил свое прежнее название и стал называться Тольятти. После переезда больницы в этих единственно уцелевших от старого города Ставрополя зданиях на берегу Волги поочередно были
92
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4
Памятники православного культа как элемент региональной традиционной культуры...
размещены: детский санаторий «Бережок» (до 1979 г.), «Облпрокатразнобыт», комитет по физкультуре и спорту, после закрытия которого здания остались без присмотра. Помещения приходили в ветхость, территория находилась в запустении. Благо то, что здания представляют собой исторический памятник и находятся под охраной области, поэтому уничтожению не подлежали.
Переходя из рук в руки различных хозяев, бывшая больница обрела свой новый подлинный смысл, став ядром Свято-Воскресенского монастыря. Осенью 1996 г. началось устроение домовой церкви. 14 января 1997 г. в храме состоялся первый водосвятный молебен, а в феврале начались богослужения. 1 июня 1997 г., в день 260-летия Ставрополя, владыка Сергий освятил престол храма в честь Светлого Христова Воскресения. 23 сентября 1997 г. комплекс зданий земской больницы был полностью передан Воскресенскому приходу. В это же время там были организованы кузня, художественная и золотошвейная мастерские. В дальнейшем было решено этот приход преобразовать в монашескую обитель. Монастырский храм наполнен красками пасхального красного цвета, стены расписаны орнаментом древней русской живописи. В храме есть мощевик с мощами разных святых угодников Божиих. Каждый день у братии начинается с братского молебна перед местночтимым образом великомученицы Варвары, который имеет свою историю. Икона святой великомученицы Варвары была обретена рыбаками на Жигулевском водохранилище. Бытует мнение, что икона находилась в одном из храмов затопленного Ставрополя. Принесенная икона была настолько темна, что едва можно было различить изображение святой. Со времени пребывания в монастыре икона стала обновляться, теперь отчетливо видна святая, держащая в левой руке чашу, а в правой ветвь. Монастырю была подарена частица святых мощей великомученицы Варвары, которая помещена вместе с иконой в резной киот. Каждую пятницу после Божественной литургии читается акафист великомученице Варваре перед ее образом [2].
21 ноября 2000 г. состоялось освящение храма во имя Всех Святых в земле Российской просиявших — домовой церкви Православной классической гимназии. Проект храма был разработан заслуженным архитектором России, лауреатом премии Президента РФ в об-
ласти литературы и искусства М.В. Демидов-цевым. Строительство шло менее полутора лет.
21 декабря 2007 г. состоялось освящение места под строительство и закладка камня Поволжского православного института. Здание будет включать в себя следующие основные элементы: домовый храм на 550 человек, водо-святную часовню, многоярусную колокольню, два параллельных по наиболее протяженному фасаду корпуса учебных и административных помещений с внутренним двором. В настоящее время завершено выполнение кирпичной кладки, подведены внешние коммуникации.
Помимо перечисленных храмов, которые являются архитектурными достопримечательностями, а Благовещенский храм и корпуса Воскресенского монастыря еще и памятниками истории и культуры регионального значения, в г. Тольятти имеются храмы: в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя Святой Троицы, во имя святой блаженной Ксении Петербургской (где находится икона св. Феодосия Кавказского с частицей его св. мощей), во имя святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, во имя святого преподобного Серафима Саровского в поселке Шлюзовой (где находится икона преп. Александры и Марфы Дивеевских с частицей их св. мощей), во имя святого Архистратига Божия Михаила в пос. Поволжский (где находится икона святого праведного воина Феодора Ушакова (адмирала) с частичкой мощей, а также святого преподобного Феодора Санаксарского (его дяди) также с частичкой мощей), в честь Покрова Пресвятой Богородицы, во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона (где есть иконы с частицами святых мощей: св. великомученика и целителя Пантелеимона, св. Тихона Задонского, св. мучеников Вифлеемских младенцев, св. преподобных Оптинских старцев, а также частицы святых мощей: св. преподобного исповедника Гавриила Мелекесского, св. благоверной Анны Кашинской, св. преподобного исповедника Сергия Сребрянского, св. преподобного Феодора Санаксарского, св. блаженного Андрея Симбирского), во имя святого преподобного Серафима Саровского в Автозаводском районе (где есть частицы святых мощей преподобных жен дивеевских Александры, Марфы и Елены, блаженных дивеевских Пелагеи, Параскевы и Марии), во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, (где есть иконы со святыми мощами: святого Пантеле-
93
ТУРИЗМ
имона, икона святого благоверного великого князя Александра Невского, святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских чудотворцев, а также икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его епитрахили, камень с горы Голгофа — с места основания Креста Господня).
Интересным туристическим объектом является музей «Русская изба», который демонстрирует элементы православной и народной культуры региона. Этот музей находится на территории Православной классической гимназии. Здесь же можно ознакомиться с деятельностью Архиерейского подворья и домовой церкви гимназии — храма во имя Всех Святых в земле Российской просиявших. В храме можно прикоснуться к святыням, наиболее почитаемые из которых — икона «Всевидящее Око» конца XIX в. и икона с частицей мощей св. мч. Татианы, доставленных из Ново-Иерусалимского монастыря.
Несколько объектов, связанных с православием и православной культурой, в г.о. Тольятти еще строятся или только планируются, но уже имеющиеся позволяют раскрыть перед экскурсантами величие, архитектурную красоту и фундаментальность храмов, а рассказы о православных святынях и святых — показать образцы духовно-нравственного совершенствования.
Задача туристских организаций, основываясь на вышеприведенных подробных описаниях объектов показа православных храмов и находящихся в них святынь, — рассказать и показать многообразие духовной жизни Тольятти, раскрыть перед экскурсан-
тами величие, архитектурную красоту и фундаментальность наших храмов, подтверждающих высокое стремление тольяттинцев к духовности.
Таким образом, тольяттинская городская культура формируется действиями ныне живущих людей. Одновременно настоящее города является будущим наших предков, и игнорировать эту связь невозможно. Причем корни событий нередко лежат в прошлом, понять которое возможно только через культурные коды. Сообщества, обладающие богатой культурой (внутренними возможностями), становятся региональными, национальными и мировыми лидерами. Однако этот процесс совершается не «сам по себе», а в тесной связи с практически созидательной, творческой деятельностью людей. Огромное значение в этом культурном процессе имеет сопричастность с различными воплощениями традиции. Построить современную городскую культуру возможно только на основе духовной преемственности. Культурный диалог прошлого и настоящего дает дополнительные возможности, позволяющие избежать наступление духовно-нравственного кризиса путем органичного заимствования традиций и личностного переосмысления современной культуры. Создание элементов традиционной среды в молодых индустриальных городах позволит полноценно функционировать городскому культурному коду, который должен стать основой для формирования духовной составляющей индустрии туризма, основанной на традиционном культурном наследии.
Литература
1. Алехина Н.В. Культурная динамика костюма народов Среднего Поволжья (XIX—XX вв.): Автореф. ... канд. ист. наук: 24.00.01. Тольятти, 2011.
2. Архив автора (Якунина В.Н.). Беседа с настоятелем Богородично-Казанского храма протоиереем Николаем Манихиным. Беседа с настоятелем Преображенского собора протоиереем Валерием Марченко. Письмо протоиерея Андрея Гриева В.Н. Якунину. Годовой отчет храма в честь прп. Серафима Саровского в Самарскую епархию за 2005 г. Постановление администрации г. Тольятти от 18 октября 1996 г. Протокол совещания по реставрации земской больницы г. Ставрополя и созданию духовного центра «Воскресение» от 15 июля 1996 г.
3. Архив Самарского епархиального управления. Годовой отчет в Московскую Патриархию по Куйбышевской епархии за 1989 г.
4. ВеберМ. Избранные произведения: пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
5. Овсянников В.П. Тольятти от образов к миссии: осмысление методики муниципального стратегического планирования // Городская культура в XXI в.: стратегии инновационного развития: сб. ст. заочной международной научно-практической конференции (25 октября — 25 ноября 2009 г., г. Сызрань). Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. С. 21—29.
94
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4
Памятники православного культа как элемент региональной традиционной культуры...
6. Самарский областной государственный архив социально-политической истории. Ф. 656, 1632, 1683, 2163, 6844, 7221; Управление по делам архивов мэрии городского округа Тольятти. Ф. 1273, Ф.Р.-14, Ф.Р.-18, Ф.Р.-94, Ф.Р-300, Ф.Р.-352, Ф.Р.-353, Ф.Р.-366, Ф.Р.-372.
7. Barthes R. History or Literature? // Bart R. The Chosen Works: Semiotics, Poetics. M, 1989; Barthes R. The preface from the book «About Racine» // Bart R. The Chosen Work: Semiotics, Poetics. M, 1989.
8. Eco U. Articulations of the Cinematic Code, in Nichols B. (ed.) Movies and Methods. An Anthology (Berkley & Los Angeles: University of California Press, 1976). Р 590—607.
9. Prigogine I. Isabelle Stengers ORDER OUT OF CHAOS Man’s new dialogue with nature Heinemann. London. 1984. P 431.
MONUMENTS OF ORTHODOX CULT AS AN ELEMENT OF THE REGIONAL TRADITIONAL CULTURE AND AS THE TOURIST RESOURCE OF TOGLIATTI CITY DISTRICT
Ovsiannikov Valerii Petrovich, Doctor of Historical Sciences, Professor,
Head of the Department of Philosophy and Culture, [email protected],
Volga Region State University of Service, Tolyatti, Russian Federation,
Iakunin Vadim Nikolaevich, Doctor of Historical Sciences, Professor,
Pro-rector of research and innovations, [email protected], Volga Region State University of Service, Tolyatti, Russian Federation
The article analyses the role of traditional cultural heritage in the development of tourism industry and describes the history and the modern situation of the temple construction in Togliatti. The authors depended on the complex historical method, system approach, various postnonclassical methods and systematized and analyzes historical facts connected with the Orthodox culture in Togliatti city district. The article also reveals positive tendencies and mechanisms of preservation and development of the most successful phenomena of traditional culture and of their popularization by religious tourism. The following thesis is introduced and proved: the unity of the past and present in regional culture manifests itself through cultural codes and the creation of elements of traditional media in young industrialized cities will contribute to the revival of the conventional spirituality. Power and business receive ideas of restoration of traditional spiritual components of social consciousness through the creation of appropriate environment that would demonstrate the beauty and the greatness of the architectural forms of the Orthodox culture and of their spiritual development abilities.
Keywords: traditional culture, values, cultural codes, young industrialized cities, religious tourism, churches
References
1. Alekhina N.V. Kul’tumaia dinamika kostiuma narodov Srednego Povolzh’ia (XIX—XX vv.) [Cultural dynamics of costumes of ethnic groups of the Middle Volga (19th—20th century)]. Abstract of Thesis of Candidate of Historical Sciences. Togliatti, 2011.
2. Author’s archive (Iakunin V.N.). The interview with the senior priest of Kazan Church, protopriest Nikolai Manikhin. The interview with the senior priest of Transfiguration Cathedral, protopriest Valerii Marchenko. A letter of protopriest Andrei Griev to Iakunin VN. The 2005 annual report of Serafim Sarovski Church to Samara eparchy. The decree of Togliatti city administration, 18 October 1996. The journal of conference on renewal of Stavropol Zemsky hospital and establishment of spiritual center “Vbskresenie”, 15 July 1996.
3. Archive of the Samara diocesan administration. Annual report for the Moscow Patriarchy on Kuybyshev diocese of the 1989.
95
ТУРИЗМ
4. Veber M. Izbrannye proizvedeniia [Selected works], Moscow: Progress Publ., 1990.
5. Ovsiannikov V.P. Tol’iatti ot obrazov k missii: osmyslenie metodiki munitsipal’nogo strategicheskogo planirovaniia [Togliatti from images to mission: the sense of the methodology of municipal strategic planning]. Gorodskaia kul’tura v XX veke: strategii innovatsionnogo razvitiia: sb. st. zaochnoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Urban culture in the 20th century; strategies of innovative development: the collection of articles of the virtual international scientific conferemce] (October, 25 — November, 25, 2009, Syzran). Togliatti: PVGUS [Vblga Region State University of Service] Publ., 2010. pp. 21—29.
6. State archive of socio-political history of Samara district. F. 656, 1632, 1683, 2163, 6844, 7221; Archive office of the city administration of city district Togliatti. F. 1273, F.R.-14, F.R.-18, F.R.-94, F.R.-300, F.R.-352, F.R.-353, F.R.-366, F.R.-372.
7. Barthes R. History or Literature?//Bart R. The Chosen Works: Semiotics, Poetics. M, 1989; Barthes R. The preface from the book «About Racine»//Bart R. The Chosen Work: Semiotics, Poetics. M, 1989.
8. Eco U. Articulations of the Cinematic Code, in Nichols B. (ed.) Movies and Methods. An Anthology (Berkley & Los Angeles: University of California Press, 1976). P. 590—607.
9. Prigogine I. Isabelle Stengers ORDER OUT OF CHAOS Man’s new dialogue with nature Heinemann. London. 1984. Pages 431.
УДК 658.14 DOI: 10.12737/6472
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ
В РЕГИОНЕ: ФАКТОРЫ РИСКА
(НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)
I Платонова Наталья Алексеевна, доктор экономических наук, профессор, проректор I по научно-исследовательской работе, [email protected],
I Виноградова Марина Викторовна, доктор экономических наук, доцент ведущий | научный сотрудник НОЦ Государственное регулирование туризма,
[email protected], ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
В статье рассматриваются вопросы такой важной проблемы стратегического управления туризмом в регионе, как факторы риска и их оценка. В качестве исследуемого региона рассмотрена Ярославская область, которая сегодня проводит активную политику в области приоритетных отраслей социально-экономического развития. Среди таких отраслей туризм имеет одно из ведущих значений, поскольку является динамично развивающейся отраслью. Среднегодовой прирост туристских прибытий по сложившейся тенденции в Ярославской области составляет 15,1%, тогда как в Стратегии СЭР ЯО заложен рост в 10,7%. Все это позволяет судить о том, что выявление факторов риска и оценка их возможного влияния является актуальной проблемой, особенно в сфере туризма.
В статье рассмотрены факторы риска, которые необходимо учитывать при реализации стратегических решений в области развития туризма. Кроме того, предложена экспертная методика определения воздействия различных факторов риска на реализацию стратегии, а также проведена количественная оценка данного воздействия с учетом реализации различных сценариев развития туризма в исследуемом регионе, предложенных в проекте Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 г. В качестве количественного параметра использован прогнозируемый туристский оборот, рассчитанный по трем вариантам на основе величины туристских расходов.
96
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4