АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФТС РОССИИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Т.В. Черникова, студент
Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-4-193-196
Аннотация. Проблема возрастающего незаконного оборота наркотических и психотропных веществ в Российской Федерации как никогда остро стоит на повестке многих государственных органов. В статье затронут ряд аспектов, касающихся состояния работы с контрабандой наркотиков в настоящее время. Описаны некоторые из применяемых способов и методов решения данной проблемы.
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба, контрабанда наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров, незаконный оборот наркотиков.
В Российской Федерации одной из главных задач на протяжении уже долгого периода времени является борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ. В связи с увеличением случаев незаконного оборота наркотиков принято большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих оборот наркотических средств, например Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»[1] от 08.01.1998 № З-ФЗ, а также ответственность за распространение, хранение и употребление наркотиков содержатся в статьях уголовного кодекса.
В России контроль за оборотом наркотиков осуществляется министерством внутренних дел (далее - МВД), в частности Главным управлением по контролю за оборотом наркотиков, а также Федеральной Таможенной службой (далее - ФТС).
ФТС является федеральным органом исполнительной ветви власти, а также осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела. ФТС занимает такое положение, которое позволяет обеспечивать безопасность перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в рамках внешней торговли. В связи с этим, появляется необходимость о повышении результативности борьбы с правонарушениями, которые отнесены к компетенции тамо-
женных органов, в частности это касается незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Это является одним из целевых ориентиров Стратегии Развития ФТС РФ до 2030 г.
Деятельность преступных организаций и группировок, имеющих дело с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, является одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере общественной и государственной безопасности. Наркомания названа одной из главных опасностей для национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации.
Контрабанда наркотиков и подобных веществ является проблемой, которая с каждым годом требует все большего влияния не только со стороны правоохранительных, но и таможенных, антитеррористических и даже налоговых органов в целях предотвращения наркотизации в России, ЕАЭС и странах СНГ. В настоящее время на формирование рынка наркотиков в России оказывает влияние контрабанда опийных и каннабисных наркотиков преимущественно из Афганистана и Китая.
За последние несколько лет отчетливо наблюдаются рекордные уровни производства кокаина и опиатов наравне с продолжающимся расширением рынка синтетических наркотиков, из-за чего требуются
активные усилия со стороны таможенных органов Российской Федерации.
Необходимо также заметить, что происходит смещение российского сегмента рынка наркотиков в сторону синтетических наркотических соединений, которые производятся вблизи места сбыта. Кроме того, анонимность и шаговая доступность приобретения наркотических средств составляют существенную конкуренцию импортным аналогам.
Исходя из статистических данных, в 2018 году таможенными органами в ходе таможенного контроля изъято из незаконного оборота свыше 153 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. По фактам контрабанды наркотических и сильнодействующих веществ и их прекурсоров возбуждено 556 уголовных дел, в том числе 303 дела - по статье 229.1 УК РФ, 253 дела - по статье 226.1 УК РФ [2].
Подразделениями по борьбе с контрабандой наркотиков таможенных органов совместно с российскими правоохранительными органами в 2018 году проведено
Рис.
Одним из основных направлений, указанных в Стратегии Развития ФТС РФ до 2030 года, является повышение результа-
105 оперативно-розыскных мероприятий и международных операций «контролируемая поставка», по результатам которых из незаконного оборота изъято более 32 кг наркотических средств [4].
В 2019 году было изъято из незаконного оборота свыше 12,4 тонны наркотических средств, сильнодействующих веществ, а также психотропных веществ и их прекурсоров по фактам контрабанды наркотических средств, сильнодействующих веществ и их прекурсоров по материалам оперативных подразделений таможенных возбуждено 143 уголовных дела больше, чем в предыдущем году.
Правоохранительными подразделениями ФТС России организовано проведение 191 оперативно-розыскного мероприятия и международных операций «контролируемая поставка» межрегионального и международного характера (из которых завершено 163 мероприятия), по результатам которых из незаконного оборота изъято более 285 кг наркотических средств (в 2018 году - 32 кг). Данные приведены на рисунке 1.
и их
тивности борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенные к компетенции таможенных ор-
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
1
■ 1
изъято возбуждено оперативно-
наркотических уголовных дел розыскные средств мероприятия
2018 2019
1. динамика незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ
прекурсоров
ганов. Одним из направлений повышения эффективности борьбы с контрабандой наркотических средств является совершенствование и развитие оснащенности подразделений таможенных органов различными техническими средствами поиска и экспресс диагностики наркотических средств и психотропных веществ.
Приказом Минфина России от 01.03.2019 № 33н утвержден перечень технических средств таможенного контроля. Согласно данному документу, для поиска и обнаружения наркотических средств применяется довольно широкий спектр досмотровой рентгенотелевизион-ной техники (ДРТ), инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), технических средств поиска, технические средства подповерхностного зондирования. Кроме того, для идентификации данных веществ могут применяться ка технические, так и химические средства.
Для обнаружения наркотиков и своевременного пресечения контрабанды необходимо использование специальных баз данных и современных методик. Так, Таможенная служба Великобритании предложила современную методику диагностики синтетических наркотических средств и психотропных веществ с помощью компьютерной базы данных и рекомендовала ее Центральной информацион-
ной системе Всемирной таможенной организации для практического использования. Основным предназначением этой базы данных является оказание помощи сотрудникам таможенных служб в случае обнаружения ими наркотических средств и психотропных веществ в виде неустановленных капсул или таблеток [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы развития контрабанды наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров с каждым годом требуют все большего внимания как со стороны правоохранительных, так и таможенных органов.
Требуется усиление мониторинга коммерческих банков за оплатой партий наркотических средств, осуществляемых с помощью платежей в сети Интернет, особенно набирают обороты, когда фиксируются случаи расплаты посредством крип-товалют [3].
Следует более тщательно выявлять приемы, схемы и способы, которые использует наркомафия по сокрытию непосредственных контактов участников наркотических группировок между собой и с заказчиками. Особенно это важно, когда применяются интернет-технологии, поддерживающие связь посредством общеизвестных мессенджеров и социальных сетей.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ.
2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj -federaczii
3. Наркотики и криптовалюта: как биткоин развязал руки наркомафии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5b4328c9489e8d00ac4e47a4/narkotiki-i-kriptovaliuta-kak-bitkoin-razviazal-ruki-narkomafii-5c2b561c0129cd00aaa59f1f
https://zen.yandex.ru/media/id/5b4328c9489e8d00ac4e47a4/narkotiki-i-kriptovaliuta-kak-bitkoin-razviazal-ruki-narkomafii-5c2b561c0129cd00aaa59f1f (дата обращения 04.03.2021)
4. Мигел А.А., Шуликова М.А. Совершенствование валютного контроля в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в России // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3. №2. - С. 177-181.
5. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Шептунова А.А. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности и его влияние на инвестиционное развитие Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 3-1 (80). - С. 192-196.
ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF THE FCS OF RUSSIA IN THE SPHERE OF ILLEGAL TRAFFICKING OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES
T.V. Chernikova, Student
Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The problem of the growing illicit trafficking in narcotic and psychotropic substances in the Russian Federation is more acute than ever on the agenda of many state bodies. The article touches upon a number of aspects concerning the current state of work with drug smuggling. Some of the methods and methods used to solve this problem are described.
Keywords: Federal Customs Service, smuggling of narcotic, psychotropic, potent substances and their precursors, drug trafficking.