Научная статья на тему 'Состояние борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, их прекурсоров и аналогов на южных рубежах Российской Федерации'

Состояние борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, их прекурсоров и аналогов на южных рубежах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1202
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СТРАНАХ ЕАЭС ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НАРКОБИЗНЕСА И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / FIGHT AGAINST DRUG SMUGGLING / ILLICIT TRAFICKING IN NARCOTIC DRUGS / POTENT AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / CRIMINAL LIABILITY FOR THE EAEU COUNTRIES FOR CRIMES IN THE FIELD OF DRUG BUSINESS AND TRANSNATIONAL CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литовченко Александр Александрович, Морозова Ольга Витальевна

ВВЕДЕНИЕ. Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ на сегодняшний день продолжает оставаться одним из опаснейших и крупномасштабных видов преступлений против здоровья человека, его социальных прав и интересов, дестабилизирующих общество и государство. Принимая трансграничные размеры, международная организованная преступность в сфере оборота наркотиков создала сетевые блоки взаимодействия в странах Центрально-Азиатского региона на границах с Россией. Угрозы, исходящие от этих преступлений, имеют опасные масштабы, определяемые большими размерами нелегальных доходов, финансированием терроризма, контрабандой психотропных и подобных веществ, что способствует росту числа наркозависимых лиц, потерянных для общества, при ежегодном сокращении численности населения России по причине потребления наркотиков.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы информационные и аналитические материалы прокурорского надзора по борьбе с контрабандой наркотиков на транспорте и по борьбе с контрабандой наркотиков, проводимой таможенными органами. Рассмотрены правовые акты стран ЕАЭС о борьбе с наркотиками и по противодействию финансированию торговли запрещенными психотропными и другими наркотическими веществами.РЕЗУЛЬТАТЫ. Цифровизация в международных расчетах, появление электронных денег в форме биткоинов, бесконтрольные операции с цифровыми денежными переводами и другие новейшие цифровые технологии в финансовом секторе привели к созданию благоприятной среды для отмывания нелегальных доходов от оборота наркотиков. В этой связи необходимы дополнительные совместные меры стран ЕАЭС и СНГ в борьбе с транснациональным наркобизнесом, использующим цифровые платформы для своих преступных целей.ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Несмотря на усиление контроля за оборотом наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ, производимых в России и странах ЕАЭС, это не означает снижение доли контрабанды в общем объеме незаконного оборота наркотиков. Наркопреступность трансформируется и приспосабливается к новым условиям трансграничного контроля в ЕАЭС и часто связана с недостаточным выявлением, нежели полным отсутствием. Негативными факторами, влияющими на эффективность борьбы с контрабандой наркотиков в странах ЕАЭС являются нескоординированная работа государственных органов стран ЕАЭС по принятию мер, касающихся выработки критериев отнесения тех или иных веществ к наркотическим средствам, сильнодействующим и психотропным веществам, их аналогам и прекурсорам, а также порядка их перемещения, оборота и уголовной ответственности за эти преступные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Литовченко Александр Александрович, Морозова Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of the fight against smuggling of narcotic drugs, psychotropic and potent substances, their precursors and analogues on the southern borders of the Russian Federation

INTRODUCTION. Smuggling of narcotic drugs, psychotropic, potent substances today continues to be one of the most dangerous and largescale types of crimes against human health, its social rights and interests, destabilizing society and the state. Accepting cross-border dimensions, international organized crime in the field of drug traficking has created network blocks of interaction in the countries of the Central Asian region on the borders with Russia. The threats posed by these crimes are dangerous, determined by large amounts of illegal income, the financing of terrorism, the smuggling of psychotropic and similar substances, which contributes to an increase in the number of drug addicts lost to society, with an annual reduction in the population of Russia due to drug use.MATERIALS AND METHODS. The information and analytical materials of the prosecutor’s su-pervision on the fight against drug smuggling in transport and on the fight against drug smuggling conducted by the customs authorities were used. The legal acts of the EAEU countries on combating drugs and countering the financing of trade in prohibited psychotropic and other narcotic substances are considered.RESULTS. Digitalization in international payments, the emergence of electronic money in the form of “bitcoins”, uncontrolled operations with digital money transfers and other latest digital technologies in the financial sector have led to the creation of a “favorable” environment for laundering illegal proceeds from drug traficking. In this regard, additional joint measures of the EAEU and the CIS countries are needed in the fight against the transnational drug business using digital platforms for their criminal purposes.DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Despite the tightening of control over the circulation of narcotic drugs, potent and psychotropic substances produced in Russia and the EAEU countries, this does not mean a decrease in the share of smuggling in the total volume of drug traficking. Drug crime is transforming and adapting to new conditions of cross-border control in the EAEU and is often associated with insuficient detection rather than complete absence. Negative factors affecting the effectiveness of the fight against drug smuggling in the EAEU countries are the uncoordinated work of government bodies of the EAEU countries to take measures regarding the development of criteria for classifying certain substances as narcotic drugs, potent and psychotropic substances, their analogues and precursors, as well as their order displacement, traficking and criminal liability for these criminal acts.

Текст научной работы на тему «Состояние борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, их прекурсоров и аналогов на южных рубежах Российской Федерации»

Состояние борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, их прекурсоров и аналогов на южных рубежах Российской Федерации

ЛИТОВЧЕНКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ,

Начальник отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной Таможенной службы Российской Федерации

121087, Москва, Новозаводская ул., д. 11/5. E-mail: gubkods@ca.customs.ru Тел.: 8 (499) 449-72-81

МОРОЗОВА ОЛЬГА ВИТАЛЬЕВНА,

ведущий научный сотрудник

Отдела научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте Научно-исследовательского института Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, старший советник юстиции

117638, Москва, ул. Азовская, д. 2. корп. 1. E-mail: agp@agprf.org Тел.:8 (499) 256-54-63

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ на сегодняшний день продолжает оставаться одним из опаснейших и крупномасштабных видов преступлений против здоровья человека, его социальных прав и интересов, дестабилизирующих общество и государство. Принимая трансграничные размеры, международная организованная преступность в сфере оборота наркотиков создала сетевые блоки взаимодействия в странах Центрально-Азиатского региона на границах с Россией. Угрозы, исходящие от этих преступлений, имеют опасные масштабы, определяемые большими размерами нелегальных доходов, финансированием терроризма, контрабандой психотропных и подобных веществ, что способствует росту числа наркозависимых лиц, потерянных для общества, при ежегодном сокращении численности населения России по причине потребления наркотиков.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы информационные и аналитические материалы прокурорского надзора по борьбе с контрабандой наркотиков на транспорте и по борьбе с контрабандой наркотиков, проводимой таможенными органами. Рассмотрены правовые акты стран ЕАЭС о борьбе с наркотиками и по противодействию финансированию торговли запрещенными психотропными и другими наркотическими веществами. РЕЗУЛЬТАТЫ. Цифровизация в международных расчетах, появление электронных денег в форме биткоинов, бесконтрольные операции с цифровыми денежными переводами и другие новейшие цифровые технологии в финансовом секторе привели к созданию благоприятной среды для отмывания нелегальных доходов от оборота наркотиков. В этой связи необходимы дополнительные совместные меры стран ЕАЭС и СНГ в борьбе с транснациональным наркобизнесом, использующим цифровые платформы для своих преступных целей.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Несмотря на усиление контроля за оборотом наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ, производимых в России и странах ЕАЭС, это не означает снижение доли контрабанды в общем объеме незаконного оборота наркотиков. Наркопреступность трансформируется и приспосабливается к новым условиям трансграничного контроля в ЕАЭС и часто связана с недостаточным выявлением, нежели полным отсутствием. Негативными факторами, влияющими на эффективность борьбы с контрабандой наркотиков в странах ЕАЭС являются нескоординированная работа государственных органов стран ЕАЭС по принятию мер, касающихся выработки критериев отнесения тех или иных веществ к наркотическим средствам, сильнодействующим и психотропным веществам, их аналогам и прекурсорам, а также порядка их перемещения, оборота и уголовной ответственности за эти преступные действия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: борьба с контрабандой наркотиков, незаконный оборот наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ, уголовная ответственность за странах ЕАЭС за преступления в сфере наркобизнеса и транснациональной преступности

The state of the fight against smuggling of narcotic drugs, psychotropic and potent substances, their precursors and analogues on the southern borders of the Russian Federation

LITOVCHENKO ALEXANDER ALEXANDROVICH,

Head of the Department for Combating Smuggling of the General Directorate for Combating Smuggling of the Federal Customs Service of the Russian Federation

121087, Moscow, Novozavodskaya St., 11/5. E-mail: gubkods@ca.customs.ru Tel.: +7 (499) 449-72-81 MOROZOVA OLGA VITALIEVNA,

Leading Researcher, Department of Scientific prosecutorial oversight

and strengthening the rule of law in the activities of customs authorities

and transport research institute

University of the Prosecutor of the Russian Federation,

PhD in Law, Senior Counselor of Justice

117638, Moscow, st. Azovskаyа, 2. building 1. E-mail: agp@agprf.org Tel.: +7 (499) 256-54-63 ANNOTATION

INTRODUCTION. Smuggling of narcotic drugs, psychotropic, potent substances today continues to be one of the most dangerous and large-scale types of crimes against human health, its social rights and interests, destabilizing society and the state. Accepting cross-border dimensions, international organized crime in the field of drug trafficking has created network blocks of interaction in the countries of the Central Asian region on the borders with Russia. The threats posed by these crimes are dangerous, determined by large amounts of illegal income, the financing of terrorism, the smuggling of psychotropic and similar substances, which contributes to an increase in the number of drug addicts lost to society, with an annual reduction in the population of Russia due to drug use. MATERIALS AND METHODS. The information and analytical materials of the prosecutor's supervision on the fight against drug smuggling in transport and on the fight against drug smuggling conducted by the customs authorities were used. The legal acts of the EAEU countries on combat-

ing drugs and countering the financing of trade in prohibited psychotropic and other narcotic substances are considered.

RESULTS. Digitalization in international payments, the emergence of electronic money in the form of "bitcoins", uncontrolled operations with digital money transfers and other latest digital technologies in the financial sector have led to the creation of a "favorable" environment for laundering illegal proceeds from drug trafficking. In this regard, additional joint measures of the EAEU and the CIS countries are needed in the fight against the transnational drug business using digital platforms for their criminal purposes.

DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Despite the tightening of control over the circulation of narcotic drugs, potent and psychotropic substances produced in Russia and the EAEU countries, this does not mean a decrease in the share of smuggling in the total volume of drug trafficking. Drug crime is transforming and adapting to new conditions of cross-border control in the EAEU and is often associated with insufficient detection rather than complete absence. Negative factors affecting the effectiveness of the fight against drug smuggling in the EAEU countries are the uncoordinated work of government bodies of the EAEU countries to take measures regarding the development of criteria for classifying certain substances as narcotic drugs, potent and psychotropic substances, their analogues and precursors, as well as their order displacement, trafficking and criminal liability for these criminal acts.

KEYWORDS: fight against drug smuggling, illicit trafficking in narcotic drugs, potent and psychotropic substances, criminal liability for the EAEU countries for crimes in the field of drug business and transnational crime

Введение

Проблемы борьбы с контрабандой наркотиков и подобных им веществ, обладающих психотропными, сильнодействующими свойствами, с каждым годом требуют все более пристального внимания со стороны правоохранительных, таможенных, антитеррористических, налоговых органов в целях предотвращения наркотизации России, стран СНГ и ЕАЭС.

В настоящее время значительное влияние на формирование рынка наркотиков в РФ оказывает контрабанда опийных и каннабисных наркотиков из Афганистана и Китая через страны Центральноазиатского и Закавказского регионов в Российскую Федерацию, а также синтетических наркотиков, включая новые психоактивные вещества из Юго-Восточной Азии, и существенное увеличение лаборато-

рий по их производству. Основными способами их распространения являются международные почтовые и экспресс-курьерские отправления.

Повышенный спрос на психоактивные вещества формируется за счет их низкой стоимости и сопоставимого наркотического эффекта. При этом в последние годы существенно расширилась сеть подпольных лабораторий по производству синтетических наркотиков, их изготовление не требует значительных затрат, быстро окупается и приносит сверхприбыли.

Следует сказать, что специалисты фиксируют смещение российского сегмента рынка в пользу синтетических наркотиков, производимых вблизи мест сбыта1. Примером тому

1 Россия с большим отрывом занимала первое место в Европе по количеству метамфетамина, изъятого из обращения в течение 2017 г. См. Доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками, который опубликован 05.03.2018 г. https://www.rbc.ru/society/05/03/2019/5c7e9c9a9a7947faee187aa5 (дата обращения 05.04.2019).

может служить обнаружение в ноябре текущего года крупнейшей нарколаборатории и картеля на территории Серпуховского района, промышленные мощности которых позволяли синтезировать до 1,5 т синтетических наркотиков в месяц, в основном - метамфета-мина и распространять их в десяти субъектах

Российской Федерации. Кроме того, несмотря на расширение ассортимента такой продукции, наличие шаговой доступности и возможность анонимного ее приобретения составляет существенную конкуренцию импортным аналогам, но никак не свидетельствует о минимизации контрабанды в Россию.

Современные методы борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, их прекурсоров и аналогов в условиях смещения приоритетов

В целом, смещение приоритетов от натуральных наркотиков к синтетическим,отдельными экспертами обозначено в качестве фундаментальной проблемы, которая может влиять на расклад геополитических сил и экономические процессы, происходящие в государствах. Причин тому несколько:

• производство натуральных наркотиков предполагает централизацию и требует контроля над значительной территорией с привлечением рабочей силы. Синтетические наркотики оторваны от сырьевой базы, их производство не требуют использования дорогостоящего оборудования;

• поиск лабораторий по производству наркотиков - сложная задача, тогда как обнаружение плантаций мака при определенных условиях не представляет труда;

• лаборатории могут располагаться на сравнительно небольшой площади, в том числе на территории легальных фармацевтических предприятий, например, как в Китае2 или Индии, тогда как производство натуральных наркотиков требует культивирования значительных площадей и определенных погодных условий;

• эффект от приема синтетических наркотиков проявляется сильнее, чем от приема натуральных. При этом привыкание к синтетиче-

ским наркотикам, в разы превосходящим натуральные аналоги по действию, начинается уже после первого приема;

• немаловажным является вопрос транспортировки. Доставка, например, синтетических опиоидов менее трудоемка, чем героина (возможна доставка как курьером, так и МПО);

• в цепочке транснациональной преступности, связанной с контрабандой наркотиков, наметилась четкая тенденция разделения деятельности этнических группировок начиная от момента культивирования, транспортировки, заканчивая передачей покупателю.

Все перечисленные факторы создают угрозу наращивания конфронтации между транснациональными наркогруппировками - производителями синтетических и натуральных наркотиков.

При этом оборотной стороной медали современной действительности является наблюдаемая переориентация фармацевтического рынка, продвигающая опиоидные анальгетики посредством предложения лекарственных средств населению, в состав которых включаются запрещенные препараты3. Представляется, что данное обстоятельство будет способствовать снижению цен на наркотики, росту их потребления с угрозой опийной

2 Третья опиумная. Кого убивают китайские наркотики https://ria.ru/20190701/1556016872.html (дата обраще-ния10.07.19).

3 Фармацевтические компании выплатят $260 млн в рамках дела об «опиоидной эпидемии» в США. https://www. kommersant.ru/doc/4133644 (дата обращения 21.10.2019).

пандемии и, как следствие, сокращению численности населения4.

Среди основных факторов, которые могут оказывать влияние на складывающуюся ситуацию в Российской Федерации в сфере предупреждения контрабанды следует назвать разбалансированность решений государств - участников ЕАЭС в части принятии решений по отнесению, порядку перемещения, обороту, ответственности за содеянное применительно к наркотическим средствам, сильнодействующим и психотропным веществам, их аналогам и прекурсорам.

Имеют место недостаточный уровень межведомственного взаимодействия внутри ЕАЭС; ослабление таможенного контроля на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и прозрачность границ между государствами-участ-

никами; реформирование системы таможенных органов Российской Федерации; низкая эффективность срабатывания профилей риска; влияние в перспективе обновленных правил Инкотермс 2020, изменяющих условия поставки товаров, на выявление контрабанды рассматриваемых средств и веществ; признание недействующими Решением Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2019 г. № АКПИ19-685 «Методических рекомендации по организации и проведению таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров», направленных письмом ФТС России от 04.02.2016 г. № 01-11/04772; улучшение и модернизацию транспортной инфраструктуры на участке Китай-Пакистан в рамках проекта китайско-пакистанского экономического коридора5 и некоторые другие.

Предупреждением контрабанды в законодательстве России, Казахстана, Беларуси, Армении, Кыргызской Республики

В свою очередь, в каждом из государств -участников ЕАЭС ситуационно принимаются меры по предупреждению контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, их аналогов и прекурсоров из Афганистана и государств Юго-Восточной Азии.

Определяющим для Республики Казахстан в сфере предупреждения и борьбы с контрабандой запрещенных средств и веществ является наличие проходящего по территории республики северного маршрута наркотрафика, служащего контрабандным каналом трансграничного перемещения наркотических средств в основном из Республики Афганистан, а также географической близостью с Киргизской, Узбекской, Туркменской и Таджикской Респу-

бликами, имеющими значительную протяженную плохо охраняемую границу с Афганистаном и развитую транспортно-логистическую инфраструктуру.

Перемещение новых синтезированных наркотических средств осуществляется для крупных партий транспортными компаниями, экспресс-доставками, а также посредством международной почтовой пересылки. Для более мелких партий - физическими лицами.

В Республике Казахстан Законом от 10.07.1998 г. № 278-1 (ред. 27.12.2019 г.) «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» приняты весомые дополнения в законодательство по борьбе

4 ООН: мир охватывает опиоидная эпидемия. https://www.bbc.com/russian/features-44612135 (дата обращения 20.08.2019).

5 Китай и Пакистан завершили строительство автомобильного шоссе в рамках проекта СРЕС. https://news. rambler.ru/asia/38787667/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения

19.11.2019).

с наркотиками в целях совершенствования национальной правовой базы по борьбе с наркотизацией в Республике Казахстан. Закон направлен на формирование государственной антинаркотической системы мер противодействия распространению традиционных и появлению новых наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов6.

Данный Закон уточняет основополагающие определения, касающиеся правового регулирования государственной деятельности по борьбе с оборотом наркотиков и иных запрещенных психотропных веществ, устанавливая способы и приемы реализации антинаркотической политики и стратегии государства. Меры,связанные с ограничением условий, способствующих распространению наркотиков, заключением сделок по их поставке, направлены на предотвращение распространения новых видов продукции из синтезируемого наркотического сырья для усиления государственных контрольно-надзорных мер за психотропными и иными опасными для здоровья человека веществами.

Перечни особо контролируемых средств с наркотическими и психотропными характеристиками дополнились 88 названиями фармакологических и химических соединений из основных групп синтетических наркотиков.

В то же время выявленные факты контрабанды носят эпизодический характер. Около 90% случаев выявляется в ходе таможенного контроля, так как приоритетным направлением работы таможенников Казахстана является выявление экономических составов пре-

ступлений7. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся при наличии поступившей оперативной информации или при проведении международных специальных операций.

Например, за 2018 г. объемы изъятых наркотических средств не превышали 1 кг (марихуана и гашиш) и от 0,5 до 1 г (героина и опия). Отсутствие мест для проведения таможенного контроля на казахстанско-российской границе обусловливает отсутствие выявленной контрабанды со стороны таможенных органов Республики Казахстан (2018 г. - 0).

В Республике Беларусь в настоящее время уделяется особое внимание правовому регулированию ввоза лекарственных средств по причине противоборства производителей натуральных и синтетических наркотических средств.

Кроме того, перемещение запрещенных веществ и средств, странами происхождения которых являются Афганистан и Юго-Восточная Азия, все чаще осуществляется и через российско-белорусский участок государственной границы.

Согласно Закону Республики Беларусь (РБ) от 13.07.2012 г. № 408-З «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах и аналогах» таможенные органы РБ, контролирующие безопасность в таможенном секторе при пограничном перемещении товаров, разрешают перевозить наркотические средства для медицинских целей в объеме, не более чем недельная доза потребления, если лекарственные средства предназначены для использования больными на основа-

6 Закон Республики Казахстан от 10.07.1998 г. № 278-1 «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» (ред. 27.12.2019 г.) https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1009806

7 Большинство стран Центральной Азии сообщает о стабилизации либо сокращении объемов незаконного оборота опиатов через свою территорию, что соответствует общей тенденции к уменьшению объема изъятий опиатов и потребления героина в последние годы. Однако не ясно, означает ли это обстоятельство уменьшение потока наркотрафика по северному маршруту ввиду ограниченности данных о средних показателях чистоты героина, его цене и среднесуточном потреблении и недостаточности информации о предполагаемой численности потребителей опиатов и методах незаконного оборота. См.: Международный комитет по контролю над наркотиками. Доклад за 2018 год. https://www.incb.org > Annual_Report > Annual_Report_2018_R (дата обращения 26.06.2019).

нии медицинских справок и иных подтверждающих документов, имеющихся у граждан в наличии.

Соответственно, соблюдаются обязательные требования сохранения упаковочного заводского стандарта. Лекарственные препараты, содержащие химические компоненты психотропных веществ, разрешается в РБ перемещать в размере, не превышающем 90 разовых доз. При этом обязательно предоставление медицинского сертификата или паспорта лекарственного препарата, его заверенного аналога для таможенного декларирования и контроля.

Законом РБ закрепляется понятие «базовой структуры» наркотического и подобного вещества, которая предполагает ее идентичность с указанными стандартами химического состава вещества в соответствии с республиканским перечнем веществ наркотического, психотропного характера, их прекурсоров, требующих государственного контроля в Республике Беларусь. Структурой химического вещества определяются особенности замещения части ее состава одним или несколькими атомами водорода, образующими структурную формулу из нескольких наркотических или психотропных веществ.

Установление порядка определения структурной формулы химического вещества осуществляется в РБ государственными судебно-экспертными учреждениями, которые исследуют соотношение компонентов структурной формулы химического вещества со структурными формулами наркотических средств, психотропных веществ или базовыми структурами и определения наличия в этой структурной формуле одного или нескольких заместителей атомов водорода.

В настоящее время особое внимание таможенных органов Республики Беларусь скон-

центрировано на соблюдении правил перемещения таких препаратов, как Терафлю, Томифлю и Колдрекс, и др. аналогичного спектра действия, так как они в своем составе могут содержать наркотические средства и психотропные вещества. При рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела предметом преступления, по которому выступают названные комбинированные лекарственные средства, во внимание принимается объем перемещаемого, вес, частота пересечения границы, в том числе, как это предписано Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.07.2009 г. № 89.

Спецификой Республики Армения является относительная малочисленность таможенной службы и ее правоохранительных подразделений. По этой причине как таковая специализация деятельности подразделений отсутствует, в большей мере реализуется объектовый принцип работы. В Армении борьбой с незаконным оборотом наркотических средств и их контрабандой занимаются Служба национальной безопасности Республики Армения, Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств Главного управления по борьбе с организованной преступностью Республики Армения, Управление по борьбе с контрабандой Комитета государственных доходов Республики Армения.

Следует отметить, что до середины 2018 г. список наркотических веществ и их прекурсоров был закреплен в приложении к Уголовному кодексу Республики Армения, что затрудняло включение в него вновь появляющихся синтетических наркотических средств. Сейчас такой список закреплен Постановлением Правительства Республики Армения от 27.06.2018 г. № 707 8, в который уже 25 октября 2018 г. были внесены первые изменения.

8 Постановление Правительства Республики Армения от 27.06.2018 г. № 707 «Об утверждении малого, значительного, крупного и особо крупного размера наркотических средств и психотропных веществ, запрещенных к обо-

Оперативным подразделением в системе Государственной таможенной службы при Правительстве Киргизской Республики (далее - ГТС при ПКР), ответственным за противодействие и борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, является Отдел организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков (далее - ООБНОН), который по роду деятельности осуществляет взаимодействие с военнослужащими пограничной службы Киргизской Республики в части досмотра автотранспорта, багажа и лиц, пересекающих государственную границу Киргизской Республики, проводится работа по поиску запрещенных средств и веществ.

Результатом частых реорганизаций структуры правоохранительного блока, смены руководящего состава правоохранительных подразделений таможенных органов Республики Кыргызстан, недостаточного уровня взаимодействия, коррумпированности9 является невысокая результативность деятельности ООБНОН. Например, во втором квартале 2019 г. всего изъято 1,6 кг психотропного вещества - алпразолама, 21 т прекурсора «серная кислота», вывозимого в Республику Таджикистан, 1 кг 207 г марихуаны, 17 кг 33 г гашиша, 71 г героина, и 100 кг серной кислоты при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС.

В то же время деятельность МВД Киргизской Республики является более показательной. Например, в октябре 2018 г. сотрудниками службы по борьбе с незаконным оборотом

наркотиков МВД Киргизской Республики был перекрыт международный канал контрабанды крупных партий тяжелых наркотиков афганского происхождения, в результате чего изъято 25 кг героина. В декабре того же года изъято около 1 кг матамфетамина, следовавшего из Исламской Республики Иран.

Различия в подходах государств - участников ЕАЭС к квалификации деяний, сопряженных с перемещением на территорию на-свая порождает неодинаковую правоприменительную практику в части предупреждения ввоза этого вещества на территорию ЕАЭС. Например, в Российской Федерации оптовая и розничная торговля насваем запрещена (п. 8 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»). Нарушение запретов влечет административную ответственность по ст. 14.53 КоАП РФ. В Российской Федерации при перемещении данного вещества в больших количествах требуется его декларирование, ТНВЭД ЕАЭС установлена соответствующая процентная ставка. В России соответствующие дополнения внесены в Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) «О наркотических средствах и психотропных веществах».

В 2011 г. в Республике Казахстан насвай включен в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В Киргизии имеется предложение легализовать некурительный табак.

роту растений, содержащих наркотические вещества, психотропные вещества, высокотоксичные или токсичные вещества, а также их малого, значительного, крупного или особо крупного размера; крупного и особо крупного размера прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, перечня токсичных веществ, перечня сильнодействующих веществ и их размеров».

9 В Кыргызстан из Китая пытались незаконно ввезти химические вещества. https://vesti.kg/proisshestviya/ item/55461-v-kyrgyzstan-iz-kitaya-pytalis-nezakonno-vvezti-khimicheskie-veshchestva.html (дата обращения 10.10.2019).

Предупреждение контрабанды наркотиков в Республике Таджикистан и Китайской Народной Республике

Как уже отмечалось, по «Северному маршруту» из Афганистана направляется около 25% наркотических средств от общего производимого количества. Вместе с тем, представители Управления ООН по наркотикам и преступности в Таджикистане заявляют, что трафик афганских опиатов по всем маршрутам принимает глобальное значение и увеличивается ежегодно с учетом увеличения посевных площадей опиумного мака в Афганистане, которые в 2018 г. стали занимать до 320 тыс. га, что является абсолютным рекордом за всю историю страны. По прогнозным оценкам с таких посевных площадей можно произвести 9000 т наркотиков в опиумном эквиваленте или 900 т героина10.

В то же время представители Интерпола отмечают, что для проникновения наркотиков, сильнодействующих и психотропных веществ на территорию ЕАЭС имеется несколько благоприятных факторов: границы государств Центральной Азии остаются до настоящего времени относительно прозрачными, в том числе в связи с отсутствием необходимого обустройства, отсутствия на всем протяжении границы необходимых инженерных заграждений, средств видеонаблюдения и других технических средств контроля; доходы населения региона являются низкими, что способствует его приобщению к незаконной деятельности; наличие в регионе развитой инфраструктуры, включая международные аэропорты, местные и международные железнодорожные и автомобильные сети. Указанными признаками обладают все приграничные с Афганистаном территории Таджикистана.

К данным обстоятельствам добавляются:

• неспособность правоохранительных органов Таджикистана организовать отлаженную систему мер, направленную на предупреждение и борьбу с контрабандой наркотиков, ввиду низкой профессиональной подготовки и невысоких зарплат сотрудников(от 100 до 200 долл. США);

• отсутствие желания работать с высокотехнологичным оборудованием, а также наличие финансовой зависимости Республики Таджикистан от стран-доноров (США, ЕС, Китая и др.) по оснащению КПП и объектов таможенной инфраструктуры современными средствами контроля (отдельные специалисты указывают на прослеживаемую заинтересованность американской стороны в контроле прохождения запрещенных товаров через пункты пропуска).

Высокая безработица способствует появлению значительного контингента, готового выступить в качестве наркокурьеров.

При переправке контрабанды используются методы прорыва границы, отвлекающих маневров, помимо пунктов пропуска, задей-ствуются коррумпированные связи в правоохранительных органах и др.

По оценке Агентства по контролю наркотиков (АКН) Государственного комитета национальной безопасности и МВД Таджикистана количество афганских наркотиков, перемещаемых через таджикско-афганский участок границы на протяжении нескольких лет не уменьшается. Об этом сообщается во всех докладах и на международных площадках.

10 За весь 2018 г. при оперативном участии правоохранительных органов Таджикистана было конфисковано 3696,295 кг наркотических средств, из них: героина 282,177 кг, опиума 1606,785 кг, наркотиков каннабисной группы - 1807,333 кг, психотропных веществ - 15 880 кг, сильнодействующих веществ - 0,314 кг. Доля изъятий наркотических средств таможенными органами за указанный период составила всего 49,248 кг, из них: героина - 7,147 кг, опиум не изымался, остальное - наркотики каннабисной группы - 42,100 кг. По изъятию сильнодействующих веществ тенденция по изъятию психотропных веществ в количестве 2,3 кг сохраняется уже два последних года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспансия наркобизнеса для Таджикистана является одной из наиболее острых и актуальных проблем.

К числу основных методов обнаружения контрабанды таможенниками Республики Таджикистан можно отнести:

• анализ и использование информации от компетентных органов иностранных государств и смежных служб;

• наблюдение при осуществлении таможенного досмотра;

• наружное наблюдение за пассажиропотоком;

• применение технических средств таможенного контроля;

• использование служебных собак. Особую остроту ситуация в Таджикистане

с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ имеет в Горно-Бадахшанской области, что влияет на остальную часть.

В 2018 г. отмечено, что определенная часть населения, в основном молодежь и подростки, причастна к незаконному обороту оружия и наркотиков. Только в первой половине 2018 г. членами ОПГ в Межведомственный штаб органов безопасности ГБАО сдано 183 единицы оружия и боеприпасов, включая 75 автоматов Калашникова, 30 гранат. Очевидно, что влияние центральных органов Республики Таджикистан на данную область, по которой проходит множество коридоров переправки контрабанды из Афганистана в Таджикистан, можно назвать опосредованным.

Рассматривая деятельность правоохранительного блока КНР Департамента безопасности Главного таможенного управления КНР,

следует констатировать, что основная часть контрабанды и незаконного оборота наркотиков, переправляемых на экспорт, сосредоточена южных провинциях Китая11. Например, на провинцию Юньнань, которая граничит с «Золотым треугольником» ежегодно приходится от 70-80% конфискованных в Китае наркотиков.

«Золотой треугольник» по-прежнему является главным источником метамфетамина, а район «Золотого полумесяца» охватывающий часть территории Афганистана, Ирана, Пакистана - остается крупнейшим районом выращивания опиумного мака и производства героина12.

О масштабах наркотрафика может говорить только тот факт, что в местечке Ланьцань (провинция Юньнань) на границе с Мьянмой за 2018 г. обнаружено и изъято 527 кг наркотических средств различных видов, 519 тонн прекурсоров, возбуждено 177 уголовных дел, к ответственности привлечены 134 человека13.

Основными причинами имеющихся проблемных вопросов взаимодействия и предупреждения наркотрафика между КНР и РФ являются различия организационно-структурного построения и подчинения таможенных служб и различиями в законодательствах РФ и КНР, в том числе в части санкций и назначения наказаний за совершение контрабанды запрещенных средств и веществ.

Предупреждение преступности и разъяснительная работа в КНР поставлены широко. УК КНР насчитывает 10 статей (с 347-й по 357-ю), предусматривающих ответственность за контрабанду - продажу, производство, перевозку наркотиков, в том числе отдельных их видов, например опиума, укрывательство преступ-

11 Китай планирует создать в структуре ШОС орган по борьбе с наркотиками. https://tass.ru/obschestvo/5266427 (дата обращения 19.05.2019).

12 КомиссинаИ.Н. Наркоситуация в Китае: последствия для России // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 1 (22) https://riss.rU/images/pdf/journal/2014/1/09_.pdf (дата обращения 10.10.2019).

13 Министерство общественной безопасности КНР: в Китае насчитывается свыше 14 млн наркоманов. https://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/2066454 (дата обращения 19.08.2019).

ных элементов, незаконную транспортировку ангидрида уксусной кислоты, хлороформа или иных прекурсоров, посевы мака, незаконную куплю-продажу, транспортировку, наличие при себе, владение не прошедшими обработку для утраты жизнеспособности маком или другими растениями или сеянцами, используемыми в качестве сырья для производства, организацию притонов и т.д.

В августе 2018 г. Государственной комиссией по контролю за наркотиками Министерства общественной безопасности КНР и Министерством финансов КНР в рамках положений Закона КНР «О наркотиках»14 были приняты

Заключение

Необходимо активнее бороться с использованием в преступных целях представителями международных наркогруппировок новых технологий в сфере логистики, передовых коммуникационных и информационных технологий в настоящее время является распространенной и прогрессивной практикой.

Следует выявлять приемы, способы, схемы, используемые наркомафией по сокрытию непосредственных контактов участников наркогруппировок между собой и с заказчиками. Особенно это важно, когда применяются интернет-технологии, поддерживающие связь посредством общеизвестных мессенджеров.

Требуется усиление мониторинга коммерческих банков за оплатой партий наркотических средств, осуществляемых с помощью интернет-платежей, особенно, когда фиксируются случаи расплаты посредством криптовалют16.

«Меры по поощрению предоставления информации о преступлениях, связанных с наркотиками» с целью мобилизации населения и участия в кампании по борьбе с наркотиками15. Данным документом предусмотрены поощрения гражданам, сообщающим о незаконной деятельности. Контролирующие органы обязали фиксировать все сообщения, а гражданин имеет право претендовать на вознаграждение по результатам раскрытия уголовного дела, предусмотрена дифференциация вознаграждения в зависимости от размера наркотического средства изъятого или в отношении которого поступила информация.

Несмотря на то, что интернет-оплаты значительно затрудняют проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на пресечение каналов поставки наркотиков, а также доказывание вины, следует расширять применение новейших информационно-коммуникативных средств финансового мониторинга за сомнительными цифровыми операциями, среди которых большая часть -это операции наркодиллеров.

Особенно могут быть полезны методы финансового надзора за денежными переводами через операторов иностранных цифровых платежных систем, разработанные Банком России.

Анализ норм законодательства различных государств, экономические, организационно-структурные различия государств, связанные с предупреждением и борьбой с контрабандой наркотических средств, сильнодей-

14 Смирнов К.Ю. О Законе Китайской Народной Республики «О борьбе с наркотиками» // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. № 6. С. 63-76.

15 Китай запускает общенациональную кампанию по борьбе с наркотиками. https://regnum.ru/news/society/2385093. html (дата обращения 12.11. 2019).

16 Наркотики и криптовалюта: как биткоин развязал руки наркомафии https://zen.yandex.ru/media/ id/5b4328c9489e8d00ac4e47a4/narkotiki-i-kriptovaliuta-kak-bitkoin-razviazal-ruki-narkomafii-5c2b561c0129cd00aaa59f1f https://zen.yandex.ru/media/id/5b4328c9489e8d00ac4e47a4/narkotiki-i-kriptovaliuta-kak-bitkoin-razviazal-ruki-narkomafii-5c2b561c0129cd00aaa59f1f (дата обращения 19.11.2019)

ствующих и психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров требует постепенной интенсификации сотрудничества правоохранительных органов различных государств, выработку общих подходов и оптимизации механизмов

как регионального так и международного сотрудничества, обмена положительным опытом и включением населения в процесс противостояния наркоугрозе.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Федеральный закон от 08.01.1998 г. № З-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) «О наркотических средствах и психотропных веществах».

2. Федеральный закон от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ (ред. от 27.12. 2019 г.) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

3. Закон Республики Казахстан от 10.07.1998 г. № 278-I «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» (ред. 27.12.2019 г.) https://online. zakon.kz/document/?doc_id=1009806

4. Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 г. № 408-З «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах и аналогах».

Normative legal acts and literature

1. The Federal Law of the Russian Federation "On Narcotic Drugs and Psychotropic Substances" dated 01.01.1998 N 3-ФЗ (as amended on 07.26.2019)

2. Federal Law of February 23, 2013 No. 15-ФЗ "On the Protection of Citizens' Health from the Effects of Tobacco Smoke and the Consequences of Tobacco Use" (as amended on December 27, 2019)

3. The Law of the Republic of Kazakhstan dated 10.07.1998 No. 278-I "On Narcotic Drugs, Psychotropic Substances, Their Analogs and Precursors and Measures to Counteract Their Illicit Trafficking and Abuse" (as amended on 12.27.2019 https: // online. zakon.kz / document /? doc_id = 1009806

4. Law of the Republic of Belarus dated 13.07.2012 No. 408-Z "On Narcotic Drugs, Psychotropic Substances and Their Precursors and Analogs"

5. Постановление Правительства Республики Армения от 27.06.2018 г. №707 «Об утверждении малого, значительного, крупного и особо крупного размера наркотических средств и психотропных веществ, запрещенных к обороту растений, содержащих наркотические вещества, психотропные вещества, высокотоксичные или токсичные вещества...».

6. Смирнов К.Ю. О Законе Китайской Народной Республики «О борьбе с наркотиками» // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. № 6. С. 63-76.

7. Комиссина И.Н. Наркоситуация в Китае: последствия для России // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 1 (22). https://riss.ru/ images/pdf/journal/2014/1/09_.pdf (дата обращения 10.10.2019 г.).

5. Decree of the Government of the Republic of Armenia dated June 27, 2018 No. 707 "On approval of the small, significant, large and especially large size of narcotic drugs and psychotropic substances prohibited for circulation of plants containing narcotic substances, psychotropic substances, highly toxic or toxic substances..."

6. Smirnov K.Yu. On the Law on the Combating Drugs of the People's Republic of China. An electronic supplement to the Russian Law Journal. 6/2017. S. 63-76.

7. Komissina I.N. Drug Situation in China: Implications for Russia. / Problems of national strategy. No. 1 (22), 2014. [Electronic resource]. URL // https:// riss.ru/images/pdf/journal/2014/1/09_.pdf (accessed 10.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.