Научная статья на тему 'АНАЛИЗ БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ'

АНАЛИЗ БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / региональный бюджет / безвозмездные поступления / межбюджетные отношения / budget / regional budget / gratuitous receipts / inter-budgetary relations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотова Ирина Ивановна, Гора Анастасия Вячеславовна

В рамках данной статьи изучается проблематика состояния и динамики изменений безвозмездных поступлений в бюджете Ставропольского края. Обращается внимание на роль безвозмездных поступлений для стабилизации регионального бюджета, их значение для регионального развития. Проведен анализ безвозмездных поступлений и межбюджетных трансфертов в рамках бюджетного процесса Ставропольского края. Делаются рекомендации по оптимизации использования безвозмездных поступлений в бюджете Ставропольского края, снижения дотационности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глотова Ирина Ивановна, Гора Анастасия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Within the framework of this article, the problems of the state and dynamics of changes in gratuitous receipts in the budget of the Stavropol Territory are studied. Attention is drawn to the role of gratuitous receipts for the stabilization of the regional budget, their importance for regional development. The analysis of gratuitous receipts and inter-budgetary transfers within the budget process of the Stavropol Territory is carried out. Recommendations are made on optimizing the use of gratuitous receipts in the budget of the Stavropol Territory, reducing the subsidization of the region.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ»

УДК 336.14

АНАЛИЗ БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Глотова Ирина Ивановна, Гора Анастасия Вячеславовна, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

E-mail: a.gora051102@gmail.com

Аннотация. В рамках данной статьи изучается проблематика состояния и динамики изменений безвозмездных поступлений в бюджете Ставропольского края. Обращается внимание на роль безвозмездных поступлений для стабилизации регионального бюджета, их значение для регионального развития. Проведен анализ безвозмездных поступлений и межбюджетных трансфертов в рамках бюджетного процесса Ставропольского края. Делаются рекомендации по оптимизации использования безвозмездных поступлений в бюджете Ставропольского края, снижения дотационности региона.

Abstract. within the framework of this article, the problems of the state and dynamics of changes in gratuitous receipts in the budget of the Stavropol Territory are studied. Attention is drawn to the role of gratuitous receipts for the stabilization of the regional budget, their importance for regional development. The analysis of gratuitous receipts and inter-budgetary transfers within the budget process of the Stavropol Territory is carried out. Recommendations are made on optimizing the use of gratuitous receipts in the budget of the Stavropol Territory, reducing the subsidization of the region.

Ключевые слова: бюджет, региональный бюджет, безвозмездные поступления, межбюджетные отношения.

Keywords: budget, regional budget, gratuitous receipts, inter-budgetary relations.

Введение. В рамках бюджетного процесса РФ, в силу диспропорций регионального развития, огромную роль играют межбюджетные отношения, в особенности взаимосвязь бюджетного процесса на региональном и федеральном уровнях. Данный феномен носит название межбюджетных трансфертов или безвозмездных поступлений [2].

Актуальность. Как отмечают Михеенко Д.В. и Иванова А.С., межбюджетные трансферты являются стабилизирующим механизмом бюджетного процесса в РФ, без которого невозможно достижение целей регионального развития [2]. Это обусловлено тем, что для реализации национальных программ и выполнения расходной части бюджета на местном и региональном уровне необходима поддержка регионального бюджета, что

выражается в таком феномене как безвозмездные поступления, к которым можно отнести, в частности, дотации, субсидии и субвенции.

Нешитой А.С. указывает на то, что именно безвозмездные поступления позволяют стабилизировать региональный бюджетный процесс, в особенности в части выполнения социальных обязательств и реализации национальных проектов на местном и региональном уровне за счет выравнивания расходной и доходной части бюджета [3]. Подобная роль безвозмездных поступлений диктует необходимость их комплексного исследования с целью оптимизации регионального бюджетного процесса.

Основная часть. Межбюджетные трансферты стали результатов осмысления опыта 90х годов, когда бюджетная система была почти недееспособной. Рассмотрим их генезис более детально. До того, как законодательство, регулирующее бюджетные права и бюджетный процесс было разработано и реализовано на практике, действовал принцип так называемого изъятия средств или их поступления на возвратной основе, что приводило к существенным бюджетным дисбалансам [1]. Лишь с появлением в 2005 году практик реализации политики бюджетного федерализма, эти практики были отменены, как порочные и препятствующие самостоятельности и автономности регионов, параметров, необходимых для развития региональной экономики. При этом, отказаться полностью от межбюджетных трансфертов было невозможно, поэтому была создана трехуровневая бюджета система, то есть, федеральный бюджет, региональный и местный [1]. В таком формате межбюджетные трансферты позволяют стабилизировать бюджеты, без чрезмерного риска зависимости бюджетов от внешних источников.

В таблице 1 рассмотрим удельный вес различных показателей бюджета Ставропольского края в разрезе доходов в 2020-2022 годах.

Таблица 1

Анализ бюджета Ставропольского края на период с 2020 по 2022 годы, фактические показатели, млн. руб. [4]

2020 2021 2022

Наименование Факт Удельный Факт Удельный Факт Удельный Темп

показателя вес % вес % вес % роста 2022 г. к 2020 г. %

НАЛОГОВЫЕ 64305900,74 59,77 67257288,1 57,58 64555270,24 46,18 100,39

ДОХОДЫ

НЕНАЛОГО- 1521277,8 1,41 1709136,15 1,46 1893049,18 1,35 124,44

ВЫЕ ДОХОДЫ

БЕЗВОЗДМЕЗД-НЫЕ ПОСТУП- 41754608,9 38,81 47836552,8 40,95 73334593,59 52,46 175,63

ЛЕНИЯ

ВСЕГО 107581787,4 100 116802977 100 139782913 100 129,93

ДОХОДОВ

Данные, представленные в таблице 1 подтверждают тезис о том, что безвозмездные поступления выступают важнейшим фактором стабильности исполнения бюджета в Ставропольском крае.

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод, что налоговые доходы в Ставропольском крае занимают в каждом из анализируемых интервалах большую часть. Так в 2020 году доля налоговых поступлений занимала максимальный удельный вес 59,77%, в 2021 году показатель уменьшился до 57,58%, а в 2022 году уже составил 46,18%. Снижение поступлений обусловлено передачей с 01.01.2021 из краевого бюджета в бюджеты муниципальных районов и городских округов края 5% НДФЛ, по налогу на имущество организаций - в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения с 01.01.2021.

Также большую часть в объеме доходов занимают безвозмездные поступления. В 2022 году данный показатель достиг значения 52,46% в связи с коронавирусной инфекцией и стабилизации обстановки в крае (рисунок 1).

Рис. 1 Динамика безвозмездных поступлений [4]

В структуре безвозмездных поступлений основную часть занимают субсидии, так в 2020 году в количественном выражении они занимали 6876273,94 тыс. руб., а в 2022 году они увеличились на 14306852 тыс. руб. и составили 21183125,55 тыс. руб.. Также увеличению подверглись безвозмездные поступления от государственных и негосударственных организаций в 2020 году они составляли 2398,61 тыс. руб., но уже к 2022 году увеличились до 73155,55 тыс. руб.

По данным таблице можно сделать вывод, что объем безвозмездных поступлений за анализируемый период неукоснительно увеличиваются, что является негативным фактором (рисунок 1).

2020 2021 2022 Дотации Субсидии Субвенции 1 Иные межбюджетные трасферты

Рис. 2 Детальная структура безвозмездных поступлений [4]

В качестве положительного фактора стоит отметить то, что назначение безвозмездных поступлений подразумевает развитие социальной-экономической сферы и цифровой инфраструктуры региона, в частности возможность роста экономики, поскольку они направлены на реализацию региональных проектов и программ. При этом стоит отметить так же высокий процент взаимодействия региональных и местных бюджетов, что крайне важно, поскольку рост субсидий из вышестоящего бюджета теоретически означает увеличение возможностей нижестоящих бюджетов, что в свою очередь приводит к синергетическому эффекту роста налоговых доходов в вышестоящий бюджет или по крайней мере снижение темпов роста безвозмездных поступлений на местном уровне, при условии, что их направленность сохраняется прежней [5].

Выводы. На наш взгляд, изначально каждый бюджет субъектов РФ должен стремиться к минимальной дотационности, а то и вовсе стать независимым от дотаций. Однако на практике это является труднодостижимым, так как регионы различаются наличием ресурсной базы, геополитическим положением и многими другими факторами.

Несмотря на то, что доля безвозмездных поступлений в бюджете Ставропольского края не выбивается из общего тренда (схожие показатели характерны для Краснодарского края, Самарской области и других южных регионов) санкционное давление и трансформационные процессы в экономике РФ диктуют необходимость максимального повышения экономической безопасности регионов, снижения дотационности, что может быть достигнуто путем снижения доли безвозмездных поступлений в бюджет края, и использования уже имеющихся строго целевым образом, для того чтобы экономическое развитие в большей степени опиралось на доходы местных бюджетов.

Базовым предложением для нивелирования выше обозначенной проблемы выступает системное увеличение налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов, для чего необходимо стимулирование регионального экономического развития, увеличение налогооблагаемой базы с одной стороны и видоизменение схемы распределения региональных и федеральных налогов с другой стороны. Также огромную роль играет оптимизация целеполагания в использовании безвозмездных поступлений, необходимо увязать данный вид доходов с возможностью повышения налоговой базы.

Список использованных источников:

1. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л.Ф. Курченко. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 252 с.

2. Михеенко Д.В., Иванова А.С. Межбюджетные трансферты как инструмент государственного регулирования бюджетной системы Российской Федерации // Экономика и социум. - 2022. - № 12-1 (103) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberlenmka.ra/artide/n/mezhbyudzhetnye-transferty-kak-mstrament-gosudarstvennogo-reguHrovamya-byudzhetnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 23.11.2023).

3. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для бакалавров / А.С. Нешитой. - 12-е изд., стер. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. - 308 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1093691 (дата обращения: 16.10.2023).

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 17.10.2023).

5. Сабитова Н.М. Бюджет и бюджетная политика субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан): монография / Н.М. Сабитова. -Москва: ИНФРА-М, 2017. - 199 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/872830 (дата обращения: 17.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.