Научная статья на тему 'ПЕРЕНОС СТОЛИЦЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА И ПРИМОРСКОГО КРАЯ'

ПЕРЕНОС СТОЛИЦЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА И ПРИМОРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ СТОЛИЦА / УКАЗ / ПРОЕКТЫ / INTER-BUDGET TRANSFERS / BUDGET / BUDGET REVENUES / BUDGET EXPENDITURES / FEDERAL BUDGET / ADMINISTRATIVE CAPITAL / DECREE / PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронко Валерия Евгеньевна, Останина Юлия Александровна, Старченко Анастасия Александровна

Цель работы - исследовать перенос столицы из Хабаровского края в Приморье в части рассмотрения бюджетов Владивостокского городского округа и Приморского края, детальном изучении безвозмездных поступлений. Метод и методология проведения работы. Исследование базируется на анализе правовых документов, статистических данных на плановый 2019 г. и прогнозные 2020-2021 гг. городского Владивостокского округа и Приморского края, обобщении результатов изучения межбюджетных трансфертов. Область применения результатов. Результаты данного исследования могут быть использованы администрацией Владивостока либо правительством Приморского края для анализа поступления безвозмездных поступлений от федерального бюджета в целях повышения эффективности организации работы в столице Дальнего Востока. Результаты. Проведен анализ межбюджетных трансфертов в бюджете Владивостокского городского округа и Приморского края, рассмотрены основные предпосылки и причины переноса столицы и выявлены его положительные стороны. Вывод. На основе данного исследования сделан вывод переноса столицы Дальнего Востока из Хабаровска во Владивосток, что имеет большое значение не сколько для самого городского округа, сколько для Приморского край в целом. Реализация крупных проектов на территории края даёт большое преимущество Приморью в части получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации поставленных для полпредства задач по развитию Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFER OF THE CAPITAL OF THE FAR EAST: RESEARCH INTER-BUDGET TRANSFERS OF THE VLADIVOSTOK REGION CITY DISTRICT AND PRIMORYE TERRITORY

The purpose of this work is to investigate the transfer of the capital from the Khabarovsk territory to Primorye in terms of considering the budgets of the Vladivostok city district and the Primorsky territory, a detailed study of gratuitous receipts. Method and methodology of the work. The research is based on the analysis of legal documents, statistical data for the planned 2019 and forecast 2020-2021 years of the city of Vladivostok district and Primorye territory, generalization of the results of the study of inter-budget transfers. Scope of the results. The results of this study can be used by the administration of Vladivostok or the government of the Primorsky territory to analyze the receipt of gratuitous receipts from the Federal budget in order to improve the efficiency of organizing work in the capital of the Far East. Results. The analysis of inter-budget transfers in the budget of the Vladivostok city district and Primorye territory is carried out, the main prerequisites and reasons for the transfer of the capital are considered, and its positive aspects are identified. Conclusion. Based on this research, the conclusion is made that the capital of the Far East is being moved from Khabarovsk to Vladivostok, which is of great importance not so much for the city district itself, but for the Primorye territory as a whole. Implementation of major projects in the region provides a great advantage Primorye in part receiving interbudgetary transfers from the Federal budget for realization of the set for the Embassy of tasks for development of the Far East.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕНОС СТОЛИЦЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА И ПРИМОРСКОГО КРАЯ»

УДК: 332.1 ВОРОНКО ВАЛЕРИЯ ЕВГЕНЬЕВНА

магистрант направления «Экономика»Дальневосточного федерального университета,

e-mail: vev97@list .ru

ОСТАНИНА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

магистрант направления «Экономика» Дальневосточного федерального университета,

e-mail: [email protected]

СТАРЧЕНКО АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

магистрант направления «Экономика» Дальневосточного федерального университета, e-mail: [email protected]

DOI: 10.26726/1812-7096-2020-03-59-64 ПЕРЕНОС СТОЛИЦЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА И ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Аннотация. Цель работы — исследовать перенос столицы из Хабаровского края в Приморье в части рассмотрения бюджетов Владивостокского городского округа и Приморского края, детальном изучении безвозмездных поступлений. Метод и методология проведения работы. Исследование базируется на анализе правовых документов, статистических данных на плановый 2019 г. и прогнозные 2020—2021 гг. городского Владивостокского округа и Приморского края, обобщении результатов изучения межбюджетных трансфертов. Область применения результатов. Результаты данного исследования могут быть использованы администрацией Владивостока либо правительством Приморского края для анализа поступления безвозмездных поступлений от федерального бюджета в целях повышения эффективности организации работы в столице Дальнего Востока. Результаты. Проведен анализ межбюджетных трансфертов в бюджете Владивостокского городского округа и Приморского края, рассмотрены основные предпосылки и причины переноса столицы и выявлены его положительные стороны. Вывод. На основе данного исследования сделан вывод переноса столицы Дальнего Востока из Хабаровска во Владивосток, что имеет большое значение не сколько для самого городского округа, сколько для Приморского край в целом. Реализация крупных проектов на территории края даёт большое преимущество Приморью в части получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации поставленных для полпредства задач по развитию Дальнего Востока.

Ключевые слова: межбюджетные трансферты, бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, федеральный бюджет, административная столица, указ, проекты.

VORONKO VALERIA EVGENIEVNA

master's degree in Economics»Far Eastern Federal University,

e-mail: vev97@list .ru

OSTANINA YULIA ALEXANDROVNA

master's degree in Economics at the far Eastern Federal University,

e-mail: [email protected]

STARCHENKO AN ASTASIA ALEXANDROVNA

master's degree in Economics at the far Eastern Federal University, e-mail: [email protected]

TRANSFER OF THE CAPITAL OF THE FAR EAST: RESEARCH INTER-BUDGET TRANSFERS OF THE VLADIVOSTOK REGION CITY DISTRICT AND PRIMORYE TERRITORY

Abstract. The purpose of this work is to investigate the transfer of the capital from the Khabarovsk territory to Primorye in terms of considering the budgets of the Vladivostok city district and the Primorsky territory, a detailed study of gratuitous receipts. Method and methodology of the work. The research is based on the analysis of legal documents, statistical data for the planned 2019 and forecast 2020-2021 years of the city of Vladivostok district and Primorye territory, generalization of the results of the study of inter-budget transfers. Scope of the results. The results of this study can be used by the administration of Vladivostok or the government of the Primorsky territory to analyze the receipt of gratuitous receipts from the Federal budget in order to improve the efficiency of organizing work in the capital of the Far East. Results. The analysis of inter-budget transfers in the budget of the Vladivostok city district and Primorye territory is carried out, the main prerequisites and reasons for the transfer of the capital are considered, and its positive aspects are identified. Conclusion. Based on this research, the conclusion is made that the capital of the Far East is being moved from Khabarovsk to Vladivostok, which is of great importance not so much for the city district itself, but for the Primorye territory as a whole. Implementation of major projects in the region provides a great advantage Primorye in part receiving interbudgetary transfers from the Federal budget for realization of the set for the Embassy of tasks for development of the Far East.

Keywords: inter-budget transfers, budget, budget revenues, budget expenditures, Federal budget, administrative capital, decree, projects.

Согласно указу Президента Российской Федерации «О внесении изменения в перечень федеральных округов, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849», центр Дальневосточного федерального округа перенесен из города Хабаровск во Владивосток 13 декабря 2018 г. [2].

На сегодняшний день Владивосток зарекомендовал себя как международный деловой центр России на Дальнем Востоке, где проходят саммиты и форумы, куда приезжают главы государств. Данный статус города уже давно подтвердили находящиеся здесь иностранные консульства и штаб-квартиры бизнес-структур, а также «ворота» в Китай и Японию.

На развитие Приморского края перенос административной столицы Дальневосточного федерального округа (ДФО) во Владивосток может повлиять как положительно, так и отрицательно. Одним из основных плюсов, который озвучивали эксперты, является открытие новых экономических возможностей. Стоит отметить, что открывающиеся перспективы для Приморского края и для Владивостокского городского округа, несомненно, будут связаны с изменением бюджетной политики и бюджета города и региона в целом, в частности, в направлении увеличения поступлений межбюджетных трансфертов со стороны федерального бюджета.

Рассмотрим характеристики бюджета Владивостокского городского округа и Приморского края на плановый период 2019-2022 гг. (рис. 1 и 2).

Из рис. 1 видно, что городской бюджет в части как доходов, так и расходов на сегодняшний день в плановом и прогнозных периодах имеет тенденцию снижения.

Кроме того, на рис. 2 наблюдается снижение некоторых безвозмездных поступлений, несмотря на то что указом президента РФ центр дальневосточного округа перенесён в г. Владивосток. Так, субсидии в 2020 г. планируется снизить на 82%, также иные межбюджетные трансферты планируются к уменьшению с 3 млрд руб. в 2019 г. до 270 млн руб. в 2021 г. Безвозмездные поступления в бюджет города Владивостока от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022 г. уточняются после принятия закона Приморского края «О краевом бюджете на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг.».

Иная тенденция в части доходов и расходов наблюдается в бюджете Приморского края (рис. 3).

1019 2050 21)21 1Ы1

ШНалоглиисII нгщ.ииииыиишЫ 1 Ьп№IчгМНмг Инг!Ч1.1гнин ■ Рагицы Рис. 1. Бюджет ВГО на плановый 2019 г. и прогнозные 2020-2022 гг., в млрд руб.

Догшвп О&снлж Слйвснижв Е[ныг

ЧГЖЧ ыыг

1ЦЧ #1рщ

■ 3019 «»21

Рис. 2. Структура безвозмездных поступлений в бюджет ВГО на 2019-2021 гг., в млн руб.

НИ о ЛОЮ 202«

■ Н), 14ГОВЫ? Н НШДОНШМ•Б^1В01Ч(-]ЛНЫГП&СГ. II И ННЧ • Ркииы

Рис. 3. Бюджет Приморского края на 2019-2022 гг., в млрд руб.

На рис. 3 видно, что ситуация, которая складывается в отношении бюджета Приморского края, не похожа на ту, что складывается в ВГО, в т. ч. рост межбюджетных трансфертов почти до 40 млрд руб. в 2020 г., что говорит о связи с последними событиями о возможном внимании со стороны к новой столице ДФО.

Стоит отметить, что в 2020 г. наблюдается рост доходной части бюджета. Однако снижение доходов в прогнозных 2021 и 2022 гг. из-за уменьшения межбюджетных трансфертов всё также остаётся непонятым со стороны многих исследователей данной темы.

Большое значение имеет становление Владивостока столицей для развития отношений со многими азиатскими партнерами. Именно здесь инвесторы знакомятся со многими значимыми проектами в ходе ежегодного Восточного экономического форума. По мнению экспертов, у города возникает больше возможностей на реализацию как крупных проектов, так и на решение более локальных проблем вроде развития инфраструктуры, достройки очистных сооружений, благоустройства региона, повышения уровня здравоохранения и др.

Предпосылки для такого решения сформировались достаточно давно активно идущими в последнее время процессами переориентации внешнеторговых, экономических и инвестиционных связей на страны АТР, что предполагает рост значимости прибрежных центров, включая рост компетенции по принятию административных решений.

На рис. 4 представлена динамика доходов бюджета Приморского края за последние 8 лет.

■ Фш ШЧп шиг BiMrtiHc I tpri Шгйшс виЧснИс -.' ЫисАкиа (Е Еръя i№ окт MHcMik)

Рис. 4. Динамика доходов Приморского края за 2005-2022 гг., в млрд руб.

По данным диаграммы видно, что величина доходов бюджета Приморского края увеличивается с каждым годом. Кроме того, линия тренда прогнозного значения показывает тенденцию увеличения доходной части. Это может быть связано с реализацией на территории Приморского края крупных международных, российских и региональных проектов и проведением крупных международных мероприятий, одним из которых является Восточный экономический форум, на котором подписывается достаточно много соглашений и договоров, направленных на экономическое развитие региона и страны в целом.

Так, в Приморском крае инвестиции составляют 1,8 трлн руб. в 879 проектов. Если сравнивать с Хабаровским краем как бывшей столицей ДФО, то там инвестиции составили 251 млрд руб. в 83 проекта. А это значит, что можно предположить, что Приморье превосходит Хабаровский край в 5-10 раз по различным показателям в сфере инвестиций.

Например, за последние годы в Приморском крае было реализовано несколько крупных проектов, из них [6]:

1) инвестиционный проект «производство тарного картона и гофрированной упаковки». В 2017 г. компания «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ» - резидент Свободного порта Владивосток - выкупил мощности картонно-бумажного комбината в городе Уссурийск (Приморский край). Инвестор уже вложил в проект 1,2 млрд руб., на которые модернизировал производство. Компания начала выпускать тарный картон и гофрированную упаковку из макулатуры на новом оборудовании;

2) проект-гигант - судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне, стоимость которого 145 млрд руб.;

3) проекты для развития сельскохозяйственных предприятий: перспективные вложения в АПК Приморья оцениваются в 60 млрд руб. Прежде всего, это инвесторы ТОР

«Михайловский» - «Мерси трейд», «Русагро-Приморье», «Черниговский АгроХолдинг». Компании занимаются свиноводством, разведением крупного рогатого скота, мясопереработкой и растениеводством.

Приморье получит значительное финансирование на 2020 г. из федерального бюджета -почти 40 млрд руб. По информации краевой администрации, сумма неокончательная - в течение года в регион могут быть направлены дополнительные средства на реализацию национальных проектов и стратегически важных для края задач. Динамика последних лет показывает, что год от года финансирование из федерального центра становится все больше - это значит, что региону придают огромное значение. В целом, сравнивая показатели, например, пятилетней давности, в этом году мы получили на 16 млрд больше [3].

Таким образом, перенос столицы Дальнего Востока из Хабаровска во Владивосток имеет большое значение не сколько для самого городского округа, сколько для Приморского края в целом. Реализация крупных проектов на территории края даёт большое преимущество Приморью в части получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации поставленных для полпредства задач по развитию Дальнего Востока.

Однако, как во Владивостоке, так и в Приморском крае, согласно рис. 1 и 3, наблюдается тенденция снижения расходной части бюджета. В то время как перенос столицы из Хабаровска во Владивосток предполагает увеличение расходов на представительские функции и на поддержание организационной структуры полпредства. Отсюда возникает вопрос: есть ли смысл переноса столицы Дальнего Востока, если в бюджете не предусмотрены расходы на обеспечение функциональности полпредства? Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации : от 31.07.1998 № 145-ФЗ ; принят Гос. Думой 17.07.1998 г. [Электронныйресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.

2. О бюджете Владивостокского городского округа на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг. : заключение на проект муниципального правового акта города Владивостока ; решение Коллегии Контрольно-счетной палаты города Владивостока от 15.11.2019 г. [Электронный ресурс].

3. О внесении изменения в перечень федеральных округов, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 : указ Президента РФ от 03.11.2018 № 632 [Электронный ресурс]. - URL : http://base.garant.ru/72096370/.

4. О краевом бюджете на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг. : от 19.12.2019 № 644-КЗ ; принят Законодательным Собранием Приморского края 18.12.2019 г. [Электронный ресурс]. - URL : https:// primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/fmance/laws.php.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ : Федеральный закон от 06.10.2003 г. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/.

6. Администрация города Владивостока [Электронный ресурс]. - URL : http://www.vlc.ru/.

7. Администрация Приморского края [Электронный ресурс]. - URL : https://www.primorsky.ru/.

8. Арланова, О. И. Местные бюджеты : проблемы формирования / О. И. Арланова, Н. З. Зотиков, М. В. Львова //Вестник евразийской науки. 2019. № 5.

9. Ассоциация резидентов ТОР и СПВ [Электронный ресурс]. - URL : http://freeport-vl.ru/.

10. Васильева, Н. В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления : правовой аспект / Н. В. Васильева // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. № 1. С. 117-125.

11. Воробьева, Е. И. Формирование бюджета региона : теория и практика / Е. И. Воробьева, Ю. Н. Воробьев //Научный вестник : финансы, банки, инвестиции. 2016. № 4(37). С. 27-33.

12. Гриванов, Р. И. Международные инвестиционные проекты Свободного порта Владивосток как фактор развития региональной экономики / Р. И. Гриванов // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2018. № 3(24). С. 79-82.

13. Ерошкина, Л. А. Развитие межбюджетных отношений и форм межбюджетных трансфертов в Российской Федерации /Л. А. Ерошкина //Казанский экономический вестник. 2015. № 4(18). С. 79-86.

14. Корпорация развития дальнего востока [Электронный ресурс]. - URL : https://erdc.ru/.

15. Минакир, П. А. Дальневосточные институциональные новации : имитация нового этапа /П. А. Ми-накир //Пространственная экономика. 2019. С. 7-17.

16. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики [Электронный ресурс]. - URL : https://minvr.ru/.

17. Сигарев, А. В. Об эффективности бюджетного планирования в Российской Федерации /А. В. Сига-рев //Инновации и инвестиции. 2019. № 7. С. 189-194.

18. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL : https:// www.gks.ru/.

19. Филонов, А. М. Об исторической столице Дальнего Востока России / А. М. Филонов // Основные тенденции государственного и общественного развития России : история и современность. 2018. № 1.

С. 58-64.

20. Oxford English Dictionary. - 2nd ed. - Oxford : Oxford University. Т. XIII. P. 510-511.

21. Hansen, N., Higgins, В., Savoie, D. J. Regional Policy in а Changing World. - New York, London, 1990.

References:

1. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii : ot 31.07.1998 № 145-FZ ; prinyat Gos. Dumoj 17.07.1998 g. [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.

2. O byudzhete Vladivostokskogo gorodskogo okruga na 2020 g. i planovyj period 2021 i 2022 gg. : zaklyuchenie na proekt municipal'nogo pravovogo akta goroda Vladivostoka ; reshenie Kollegii Kontrol'no-schetnoj palaty goroda Vladivostoka ot 15.11.2019 g. [Elektronnyj resurs].

3. O vnesenii izmeneniya vperechen' federal'nyh okrugov, utverzhdennyj ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13 maya 2000 g. № 849 : ukaz Prezidenta RF ot 03.11.2018 № 632 [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// base.garant.ru/720963 70/.

4. O kraevom byudzhete na 2020 g. i planovyj period 2021 i 2022 gg. : ot 19.12.2019 № 644-KZ ; prinyat Za-konodatel'nym Sobraniem Primorskogo kraya 18.12.2019 g. [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/finance/laws.php.

5. Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii № 131-FZ : Feder-al'nyj zakon ot 06.10.2003 g. [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/.

6. Administraciya goroda Vladivostoka [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.vlc.ru/.

7. Administraciya Primorskogo kraya [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.primorsky.ru/.

8. Arlanova, O. I. Mestnye byudzhety : problemy formirovaniya / O. I. Arlanova, N. Z. Zotikov, M. V. L'vova // Vestnik evrazijskoj nauki. 2019. № 5.

9. Associaciya rezidentov TOR i SPV[Elektronnyj resurs]. - URL : http://freeport-vl.ru/.

10. Vasil'eva, N. V. Dohody mestnyh byudzhetov kak zalog finansovoj samostoyatel'nosti mestnogo samoupravleniya : pravovoj aspekt / N. V. Vasil'eva // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj akademii. 2015. № 1. S. 117-125.

11. Vorob'eva, E. I. Formirovanie byudzheta regiona : teoriya i praktika / E. I. Vorob'eva, YU. N. Vorob'ev // Nauchnyj vestnik : finansy, banki, investicii. 2016. № 4(37). S. 27-33.

12. Grivanov, R. I. Mezhdunarodnye investicionnye proekty Svobodnogo porta Vladivostok kak faktor razvitiya regional'noj ekonomiki / R. I. Grivanov // Azimut nauchnyh issledovanij : ekonomika i upravlenie. 2018. № 3 (24). S. 79-82.

13. Eroshkina, L. A. Razvitie mezhbyudzhetnyh otnoshenij i form mezhbyudzhetnyh transfertov v Rossijskoj Federacii /L. A. Eroshkina //Kazanskij ekonomicheskij vestnik. 2015. № 4(18). S. 79-86.

14. Korporaciya razvitiya dal'nego vostoka [Elektronnyj resurs]. - URL : https://erdc.ru/.

15. Minakir, P. A. Dal'nevostochnye institucional'nye novacii : imitaciya novogo etapa /P. A. Minakir //Pros-transtvennaya ekonomika. 2019. S. 7-17.

16. Ministerstvo Rossijskoj Federacii po razvitiyu Dal'nego Vostoka i Arktiki [Elektronnyj resurs]. - URL : https://minvr.ru/.

17. Sigarev, A. V. Ob effektivnosti byudzhetnogo planirovaniya v Rossijskoj Federacii / A. V. Sigarev // Inno-vacii i investicii. 2019. № 7. S. 189-194.

18. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.gks.ru/.

19. Filonov, A. M. Ob istoricheskoj stolice Dal'nego Vostoka Rossii / A. M. Filonov // Osnovnye tendencii gosudarstvennogo i obshchestvennogo razvitiya Rossii : istoriya i sovremennost'. 2018. № 1. S. 58-64.

20. Ohford English Dictionary. - 2nd ed. - Oxford : Oxford University. T. XIII. P. 510-511.

21. Hansen, N., Niggins, V., Savoie, D. J. Regional Policy in a Changing World. - New York, London, 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.