Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ'

АНАЛИЗ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ОБУЧЕНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Елизавета Евгеньевна, Пронина Елизавета Романовна

В статье повествуется о методах активного обучения студентов. Проведен анализ авторских понятий и приведены классификации методов активного обучения. Рассмотрены цель и значение активных методов обучения студентов в профессиональной подготовке педагога будущего. Проанализировано влияние использования активных методов обучения студентов на профессиональную деятельность педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Елизавета Евгеньевна, Пронина Елизавета Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ACTIVE METHODS OF TEACHING TEACHERS

The article tells about the methods of active teaching of students. The author's concepts are analyzed and classifications of active learning methods are given. The purpose and importance of active methods of teaching students in the professional training of a teacher of the future are considered. The influence of the use of active methods of teaching students on the professional activity of a teacher is analyzed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ»

УДК 371.3

АНАЛИЗ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

студент Абрамова Елизавета Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Пронина Елизавета Романовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Рассмотрение значимости активных методов обучения студентов обусловлено необходимостью развития творческого потенциала, саморазвития, реализации продуктивной работы будущих педагогов. Активные методы обучения способствуют адаптации будущих педагогов к изменениям в обществе, а также помогают наладить тесный контакт с обучающимися. В этом и состоит необходимость использования активных методов обучения [2, 3].

Изложение основного материала исследования. На сегодняшний день, в реалиях постоянно меняющегося мира, требуется постоянная модернизация образовательного процесса. Основные изменения общества основываются на преобразовании ценностей и приоритетов, что, безусловно, затрагивает и сферу профессиональной педагогической подготовки. Основная задача данной модернизации - повышение качества и результативности образовательного процесса в основном через активность и самообразование самих обучающихся [6, 7].

Для будущих педагогов является необходимостью умения логически мыслить, корректно формулировать свои высказывания на профессиональном языке, вести дискуссии, а также слушать и слышать позиции других. Для реализации задач по формированию творческого и креативного мышления, развитию познавательных интересов и способностей сегодня используются активные методы обучения. Именно применение данных методов и приемов обуславливает стремление к вовлечению и активную познавательную деятельность самих обучающихся в образовательном процессе. На занятиях, где используются активные методы обучения, у будущих педагогов не только формируются социальные и предметные профессиональные навыки, но и происходит процесс становления и воспитания личности.

Для активного вовлечения обучающихся в образовательный процесс необходимо создание условий на различных уровнях. Данная задача на заканчивается на уровне подготовки и проведении занятия преподавателем, кроме этого, нужно отметить:

• уровень всего учебного заведения, где постоянно должны поддаваться корректировке учебные планы;

• уровень региональный, что, в свою очередь, оказывается влияние на пересмотрение и изменения перечня развивающихся компетенций;

• уровень всего государства, где формируется принцип элитарности образования и его престижности.

Важно отметить, что профессиональная подготовка на каждом уровне должна реализовывать определенный перечень задач и целей. Для этого и используются различные средства и методы, которые обеспечивают необходимый качественный результат обучения.

Исходя из того, что основная тенденция в современном образовательном процессе обуславливается междисциплинарностью знаний, а также гибкой системой профессиональных навыков, то можно заметить, как практико-ориентированные методы обучения выходят на новый уровень использования. Методы обучения представляют собой средства, которые используются для достижения целей и реализации задач образовательного процесса при условии совместной деятельности обучающихся и педагогов.

Для грамотной классификации методов обучения, необходимо учитывать ряд обозначенных педагогом признаков, которые помогут повысить качество образовательного процесса и увеличить вовлечение обучающихся на занятиях. Такими можно отметить:

Педагогический опыт преподавателя

Цели и задачи образовательного процесса

Специфика образовательного учреждения

Особенности психики, тендер и возраст обучающихся

Уровень подготовки п предметного ба зиса обучающихся

Перечень компетенции, который обозначен в ООП

Материально-техническая оснащенность ВУЗа и непосредственно яудтгтортгп_

Уровень мотивации обучающихся

Вид занята и другие условия.

Проанализировав труды многих исследователей, следует отметить, что, по их мнению, базисом активных методов обучения является форма взаимодействия педагогов и обучающихся. Исходя из этого, именно с при помощи интерактивного образовательного процесса формируется необходимость у самих обучающихся заниматься самообразованием [1,4].

Сегодня интерактивное обучение играет большую роль в педагогическом процессе, и является непосредственной частью социального и психологического обучения.

Обозначенные методы направлены прежде всего на активное взаимодействие обучающихся с педагогом, которое обеспечивает активное включение студентов в образовательный процесс, побуждая их личное желание в самообразовании.

Основной целью предложенного обучения выступает создание педагогом условий, которые позволят и побудят учащихся получать знания извне, без непосредственного участия преподавателя.

Рассмотрев различные группировки и классификации методов, была выделена следующие типы методов:

• тренинги в социальной и психологической сфере;

• коллективные дискуссии:

• игровые методы.

Следует отметить, что данная типология методов имеет относительно условный характер по причине того, что каждый из методов связан с другим. Применение одного не исключает комбинацию с другим для обеспечения наиболее эффективных результатов.

Интерактивные методы обучения при более конкретном рассмотрении:

о Тренинги представляют собой работу над личностным развитием, в которой делается упор на социальную и психологическую стороны. Это совокупность игр, различных заданий с сопровождением теоретических модулей. Коллективные дискуссии - это метод ситуационного анализа, на основе кейс-заданий, например. Основой данного метода является взаимодействие педагога и обучающихся для разработки плана решения поставленной задачи.

о Игровые методы базируются на применении игрового моделирования учебно-профессиональной работы, когда каждый из обучающихся может погрузиться в будущую профессиональную деятельность. Изучая методы активного обучения, были выделены следующие:

Помимо этого, для выполнения основной функции - активного вовлечения и включения обучающихся в образовательный процесс, используются следующие методы:

интерактивные лекции.

мозговая атака

ролевые игры

игровое упражнение.

составление проекта

разрешение ситуационной задачи.

-дискуссия группы экспертов.

Для того, чтобы обеспечить процесс личностного развития, раскрытия творческого и профессионального потенциала студентов используются активные методы обучения. В то время, как интерактивные методы позволяют успешно усваивать полученные знания в процессе непосредственного взаимодействия с преподавателем и с другими обучающимися.

Важно отметить, что многие из методов имеют коллективный характер. Они являются таковыми при условии совместной работы обучающихся в группах, а это помимо того, что развивает умение взаимодействовать с коллективом, так и позволяет повысить чувство индивидуальной ответственности. Применение коллективных методов обучения существенно меняет роль преподавателя в традиционном его понимании: теперь это не основная фигура, а координатор, направляющий ход мысли и действий. Очень часто используются такие методы, как: деловая и ролевая игра, групповые занятия, групповые кейс-задания и другие [1,5].

Сегодня актуальную роль играет применение в образовательном процессе сети Интернет и его ресурсов. Такие инновационные методы позволяют развивать пространственное и критическое мышление, умение смотреть на ситуацию с разных сторон, способности исследовать и анализировать найденный материал.

В высших учебных заведениях часто используется такой метод, как деловая игра. Обучающиеся имеют возможность почувствовать себя руководителем в искусственно созданных условиях, который вынужден решать определенные задачи. Именно деловая игра, по мнению многих педагогов, создаёт условия для получения профессиональных навыков будущего специалиста.

Современное разнообразие методов активного и интерактивного обучения позволяет вовлечь в него обучающихся, повысить их личную заинтересованность и любопытство, что непременно необходимо для успешного освоения новой информации и формирования профессиональных навыков. Современные методы, как правило, основаны на развитии творческого потенциала и свободе мышления.

Выводы. Педагогика в 21 веке содержит в себе множество классификаций и типологий методов обучения, которые формируют теоретическую базу для педагогов, которые в свою очередь создают свои индивидуальные методы, подстраивая под определенную дисциплину для достижения максимальной эффективности образовательного процесса. Это позволяет создать совершенно уникальные методы, которые основываются на практике.

Активные методы обучения применяются для того, чтобы повысить интерес к процессу образования у обучающихся, а также для обеспечения мотивации к самообразованию. На сегодняшний день задача каждого педагога обеспечить переход от получения пассивных знаний к активному их применению для получения нужных профессиональных знаний и навыков будущим специалистам.

Аннотация. В статье повествуется о методах активного обучения студентов. Проведен анализ авторских понятий и приведены классификации методов активного обучения. Рассмотрены цель и значение активных методов обучения студентов в профессиональной подготовке педагога будущего. Проанализировано влияние использования активных методов обучения студентов на профессиональную деятельность педагога.

Ключевые слова: активные методы, обучение, активность, образовательный процесс, современная педагогика, образовательные технологии.

Annotation. The article teils about the methods of active teaching of students. The author's concepts are analyzed and classifications of active learning methods are given. The purpose and importance of active methods of teaching students in the professional training of a teacher of the future are considered. The influence of the use of active methods of teaching students on the professional activity of a teacher is analyzed.

Key words: active methods, teaching, activity, educational process, modern pedagogy, educational technologies.

Литература:

1. Булаева, M.H. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов техникума / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова. - Н. Новгород. - 2017. - 92 с.

2. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

3. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4.

4. Филатова, О.Н. Педагогический кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2022. -№ 1 (59).

5. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248.

6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

7. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. II Pecture Notes in Networks and Systems. 2021. -T. 200. - C. 940-947.

УДК 378

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

студент Волошина Сабина Эльчиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Егрушева Анастасия Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы: Наш век ознаменовался веком перехода людей к такому типу общества, как информационное общество, особое место в котором занимает цифровизация. В настоящее время цифровые технологии заполонили все сферы жизнедеятельности людей. Они окружают нас повсюду: дома, на работе, в школе, университете и т.д, а в связи с возникшей в 2020 году эпидемиологической ситуацией распространение цифровых технологий стало еще более масштабным [6, 7]. Конечно же, не обошел стороной процесс цифровизации и сферу образования.

Изложение основного материала исследования. Под понятием цифровизация в образовании понимается процесс перехода на электронную систему обучения.

В цифровом образовании применяются такие электронные средства как:

• контролирующие (их составляют системы смешанного обучения и системы управления образованием);

• моделирующие (включают в себя технологии виртуальной реальности);

• демонстрационные (мультимедийные средства);

• обучающиеся (к ним относятся различные интернет-ресурсы, компьютеры, онлайн-курсы и т.д.);

• учебно-игровые (включают в себя дидактические компьютерные игры);

• досуговые (технологии робототехники, искусственного интелекта);

• информационно-справочные (сюда входят разного рода онлайн базы и словари);

• программные средства [1,2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что концепции электронного, дистанционного, цифрового, а также онлайн-обучения в режиме автономии являются составными частями цифрового образования, а разнообразие электронных систем позволяет расширить количество его вариантов.

Основой для реализации процесса цифровизации образования служат следующие нормативно-правовые документы:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон закрепляет право образовательных организаций использовать в своей деятельности различные цифровые технологии.

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации к 2024 году в стране должна быть сформирована цифровая образовательная среда.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы. Эта программа ставит перед собой такие цели как: качественное и доступное образование, применение дистанционных технологий в образовательной деятельности.

Цифровизация образования в своей деятельности стремится к решению такого рода задач как: повышение умений и навыков преподавателей в работе с цифровыми технологиями, развитие дистанционного и электронного обучения, внедрение цифровых программ.

Уже сейчас учебные заведения перешли на электронные журналы, часть занятий также проводятся в режиме онлайн-формата, т.е. в настоящее время обучающие могут посещать занятия не выходя из дома, а нужно для этого всего лишь подключиться к сети. Учебники и книги тоже уже значительный период времени заменяются электронными ресурсами.

Цифровизация подводит нас к тому, что в большей степени предусматривается самостоятельное освоение и изучение учебного материала. Теперь педагог будет выступать лишь в роли некого помощника, нежели полноценным проводником в мир нового знания. Однако цифровые технологии не предполагают полного отказа от традиционной системы обучения в образовательных организациях. В настоящий момент речь идет лишь о частичном внедрении дистанционного и электронного формата обучения. Иными словами, идет внедрение смешанного формата обучения, который позволит выработать у обучающихся чувство большей ответственности и дисциплинированности, а также повысит уровень эффективности преподавания.

Рассматривая данный вопрос, нельзя не отметить положительные и отрицательные стороны внедрения цифровых технологий в процесс обучения.

Говоря о положительных аспектах, выделяется мобильность, учиться можно из любой точки и необходимо для этого только наличие интернета. Еще одним достоинством обучения с использованием цифровых технологий является экономия времени. Для того, чтобы попасть на занятие обучающему не нужно никуда ехать или идти. Также отмечается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.