Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА Г. НОВОСИБИРСКА'

АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА Г. НОВОСИБИРСКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гостиничный бизнес / адаптация молодежи / трудовая адаптация / проблемы адаптации / предприятия гостиничного бизнеса / г. Новосибирск / средства размещения / теория поколений

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефанова Л.В., Коновалова Е.Е.

В статье рассматриваются проблемы адаптации молодежи на предприятиях гостиничного бизнеса г. Новосибирска. Среди выявленных проблем: невысокий уровень заработной платы у линейного персонала, состояние здоровья молодежи, низкий уровень ответственности современной молодежи, зависимость молодых людей от электронных девайсов, гаджетов и интернета. В менеджменте для понимания проблем адаптации сотрудников и разработки подходящей системы мотивации к трудовой деятельности необходимо брать на вооружение теорию поколений. Проведенный анализ позволяет выстраивать пропедевтическую работу со студентами, выпускающимися по специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА Г. НОВОСИБИРСКА»

УДК 316.614.5

АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА Г. НОВОСИБИРСКА

Ефанова Л.В.

Заместитель директора по научно-методической работе

ГАПОУНСО «Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса»

г. Новосибирск, Российская Федерация

truth-69@yandex. т

Коновалова Е.Е.

Канд. экон. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация eekmgus@mail. т

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы адаптации молодежи на предприятиях гостиничного бизнеса г. Новосибирска. Среди выявленных проблем: невысокий уровень заработной платы у линейного персонала, состояние здоровья молодежи, низкий уровень ответственности современной молодежи, зависимость молодых людей от электронных девайсов, гаджетов и интернета. В менеджменте для понимания проблем адаптации сотрудников и разработки подходящей системы мотивации к трудовой деятельности необходимо брать на вооружение теорию поколений. Проведенный анализ позволяет выстраивать пропедевтическую работу со студентами, выпускающимися по специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, адаптация молодежи, трудовая адаптация, проблемы адаптации, предприятия гостиничного бизнеса, г. Новосибирск, средства размещения, теория поколений

Согласно определения, сформулированного Ключевской И.С., трудовая адаптация персонала - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических,

организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха [1].

По данным агрегатора bronevik.com в г. Новосибирске имеется 273 средства размещения. В таблице 1 приведен обзор предприятий гостиничного бизнеса г. Новосибирска по данным bronevik.com [2].

Таблица 1 - Обзор предприятий гостиничного бизнеса г. Новосибирска

по данным bronevik.com

Категория предприятия гостиничного бизнеса Количество Примеры

1 2 3

«пять звезд» 1 Гранд Автограф отель Новосибирск

«четыре звезды» 19 Mirotel, DoubleTree by Hilton, Marins park, Ramada, Abnicum и др.

«три звезды» 22 River park, AZIMUT, Северная, 55Широта, Гостиный двор, Авитель и др.

«две звезды» 6 Клуб путешественников, Центральная, Приморье, Отель 54 и др.

«одна звезда» 1 Кировский

«без звезд» 224 Антей, Николь, Корона и др.

Сетевые отели

«четыре звезды» 5 DoubleTree by Hilton, Ramada, Cosmos, Domina, Marins park

«три звезды» 1 AZIMUT

Таким образом, предприятия гостиничного бизнеса г. Новосибирска представлены в 80% малыми средствами размещения категории «без звезд». В городе имеется 42 гостиницы от категории «три звезды» до - «пять звезд». Также имеется 6 сетевых отелей.

Для целей анализа адаптации молодежи на предприятиях гостиничного бизнеса г. Новосибирска детализируем возраст людей, включенных в понятие «молодежь». В федеральном законе от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», находим «молодежь, молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющие гражданство Российской Федерации» [3]. Возраст, в котором молодые люди трудоустраиваются на предприятия гостиничного бизнеса начинается с 16 лет (ТК РФ Статья 63 «Возраст, с которого допускается заключение трудового договора») [4]. Чаще всего при трудоустройстве они занимают линейные позиции: портье, официанты, горничные и т.д.

Обозначим, с каким проблемами адаптации молодежи сталкиваются предприятия гостиничного бизнеса г. Новосибирска.

Первая проблема - невысокий уровень заработной платы у линейного персонала.

В таблице 2 приведены статистические данные о среднемесячной заработной плате на одного работника по региону Новосибирская область. Данные предоставлены по официальной информации росстата. [5] [6].

Таблица 2 - Статистические данные о среднемесячной заработной плате на одного

работника по региону Новосибирская область

Отрасль 2020 2021 2022

1 2 3 4

Деятельность по предоставлению мест для временного проживания (ОКВЭД 55) 30 889,4 32 954,00 38 022,8

МРОТ 12 130,00 13 890,00 16 242,00

Медианная заработная плата 39% 42% 42%

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации 51 344,00 57 244,00 65 338,00

Таким образом, уровень средней заработной платы в отрасли за период с 2020 по 2022 годы вырос примерно на 24%. Тем не менее, заработная плата отрасли в 1,6-1,7 раза

ниже среднемесячной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации.

Вторая проблема - состояние здоровья молодежи. Специалисты отмечают, что за последние 20 лет состояние здоровья и уровень физической подготовленности населения России имеет негативную тенденцию. Среди причин сложившейся ситуации исследователи выделяют, с одной стороны, снижение общего уровня физического состояния молодежи в связи с изменениями условий и образа жизни. С другой стороны, наличие у 50% выпускников школ уже двух и более хронических заболеваний. Интенсивность учебного процесса в вузах приводит к тому, что студенты все больше времени проводят в библиотеке, за компьютером. Это значительно снижает их двигательную активность и является одной из основных причин ухудшения состояния здоровья [7]. Для молодых людей, которые приходят работать на предприятия гостиничного бизнеса, серьезным испытанием физического здоровья становится труд за стойкой отеля, в службе питания или в хозяйственной службе. Работа в указанных подразделениях сопряжена с нахождением 80-90% рабочего времени на ногах. Современная молодежь, имеющая проблемы с здоровьем, не выдерживает этих испытаний.

Третья проблема - низкий уровень ответственности современной молодежи. Сервис по поиску работы SuperJob провел с 1 о 13 октября 2022 года опрос об отличительных чертах сотрудников до 25 лет. В опросе приняли участие 300 менеджеров по персоналу. Работодатели среди отличительных черт молодых сотрудников отмечают безответственность (11%), легкомыслие и непостоянство (7%) [8]. Для работодателей этот тезис вызывает опасения. При приеме на работу на предприятие гостиничного бизнеса сотрудника, работодатель передает ему полномочия, в соответствии с должностной инструкцией и имеющимися стандартами обслуживания гостей. Безответственность, легкомыслие и непостоянство, проявленное молодым человеком, может стать причиной несоблюдения стандарта, нанесет удар по репутации гостиницы. Станет причиной снижения рейтинга предприятия гостиничного бизнеса и, как следствие, повлечет финансовые потери из-за упущенной выгоды.

Четвертая проблема - зависимость молодых людей от электронных девайсов, гаджетов и интернета. Сервис поиска вакансий SuperJob провел опрос россиян и выяснил, что более 50% молодых людей имеют зависимость от современных электронных девайсов, гаджетов и интернета [9]. Эти данные также являются для работодателей определенными рисками в трудовых отношениях с представителями молодежи. Потребность «посмотреть в телефон» для работы на предприятии гостиничного бизнеса

порой совершенно несопоставима с должностной инструкцией сотрудника и стандартами обслуживания гостей.

Нарисуем психологический портрет современного молодого человека. Представители молодежи, которые сейчас вышли на рынок труда, родились в нулевые годы XXI века. Поэтому профессиональная адаптация «цифровых детей» должна нивелировать отрицательные черты представителей, помочь преодолеть трудности в развитии, вызванные нахождением в цифровой среде [10]. А для этого необходим выбор нового, адекватного вызовам современности стиля общения, профессиональной мотивации и адаптации.

Теория поколений впервые была научно обоснована и оформлена американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 году. Возникла она на стыке экономики, демографии и истории. Ключевым тезисом такой междисциплинарной теории является тот факт, что промежуток времени, в который родился тот или иной человек, влияет на его мировоззрение, на его систему ценностей [11]. Ученые обратили внимание на «конфликт поколений», который вовсе не связан с возрастными противоречиями. Люди, достигая определенного возраста, не приобретают возрастные ценности, характерные для этого периода, так как дети, достигая возраста своих родителей, не становятся такими же, как они. Их отношение к жизни все равно другое. В итоге Н. Хоув и В. Штраус обосновали, что каждые 20 лет появляется новое поколение с иной шкалой ценностей и отличным от предшественников поведением. Ученые считают, что доминирующее влияние на формирование ценностей поколения оказывает модель воспитания, принятая в семье. Также важно влияние политических, экономических, социальных и технологических событий, которые произошли с детьми до 11-12 лет. Именно эти ценности оказывают влияние на поведение человека в течение всей его жизни - на его отношение к работе, взгляды на мир, потребительское поведение и прочее [10]. В таблице 3 приведена классификация поколений, которую дали Н. Хауи и У. Штраус.

Таблица 3 - Классификация поколений согласно Н. Хауи и У. Штрауса

Название поколения, согласно классификации Н. Хауи и У. Штрауса Период рождения

1 2

Поколение GI или Великое («герои») С 1900 по 1923 гг.

Молчаливое («художники») С 1923 по 1943 гг.

Беби-бумеры («странники») С 1943 по 1963 гг.

Поколение X(«пророки») С 1963 по 1984 гг.

Поколение Y («герои») С 1984 по 2000 гг.

Поколение Ъ («художники») Начало 2000 гг.

Поколение Альфа После 2003 г.

Таким образом, согласно классификации, Н. Хауи и У. Штрауса молодые люди, которые в настоящее время вышли на рынок труда, в том числе на предприятия гостиничного бизнеса, принадлежат к поколениям Z и Альфа.

Поколение Z - по-настоящему цифровое поколение. Их еще принято называть «центениалы» [12]. Специалисты предполагают, что люди этого поколения будут интересоваться инженерно-техническим вопросами, биомедициной, робототехникой и искусством. Они появились в цифровой среде и воспитаны в информативных технологиях, стремительно обрабатывают информацию, а также разбираются в новаторских исследованиях.

Положительными качествами цифрового поколения являются: самообучаемость, интернет 24/7, толерантность, креативность, познание трендов. Отрицательные - леность, инфантильность, болезненные чувственные взаимосвязи, рассеянность, легкомысленность. Поколение Z регулярно обучается: ролики, подкасты, научные вебинары, а также курсы. Это помогает им изучать новейшие течения, а также стремительно двигаться в карьере. Важное, чтобы задача была достигаемой и никак не демотивировала. При постановке им задания следует разрисовать все без исключения моменты согласно пунктам. Они никак не готовы трудиться на перспективу. Им необходим итог, а также сопричастность. Желают извлекать удовлетворение от собственной работы [13].

Поколение «Альфа». На них сильно повлияли такие события, как международный финансовый кризис, многочисленные теракты, боевые действия в множествах государств мира, формирование науки, новейшие технологические процессы. При этом в Интернете Альфа не только общаются, но также обучаются, находят увлечения, формируют собственный индивидуальный стиль, работают. Не давать возможности использовать Интернет, а также пользоваться гаджетами это наиболее страшная для них демотивация. С целью эффективной деятельности немаловажно обеспечивать их как можно большим количеством разных устройств. Реальный, а также цифровой мир для них не соседствуют, а мягко перетекают друг в друга. Представители поколения Альфа не способны сосредоточиваться долгое время на какой-либо задаче, данных [13].

Итак, учет концепции поколений важен не только в демографии и социологии. Концепцию необходимо брать на вооружение и в менеджменте, для того, чтобы понимать проблемы адаптации сотрудников и разработать подходящую систему мотивации к трудовой деятельности.

Проведем анализ основных причин, по котором молодые люди увольняются с предприятий гостиничного бизнеса в первые 6 месяцев. Совместный координационный

совет сервиса и туризма Новосибирской области (далее - Совет) - отраслевое общественное объединение, включающее ведущих игроков гостиничного бизнеса г. Новосибирска и администрацию Новосибирского колледжа легкой промышленности и сервиса (далее - Колледж). Совет создан по инициативе Колледжа с целью оказания методической помощи участникам в повышении качества подготовки специалистов сферы гостеприимства. По данным анализа анкет, молодых сотрудников, уволившихся в адаптационный период с предприятий гостиничного бизнеса, представленным председателем Совета - совладельцем отеля «МГООТЕЬ» Михаилом Швецовым, были названы основные причины. В таблице 4 приведен анализ причин увольнения молодых сотрудников в период адаптации.

Таблица 4 - Анализ причин увольнения молодых сотрудников в период адаптации

Причина увольнения, озвученная молодым сотрудником Анализ причины

1 2

Отсутствие вовлеченности в рабочий процесс Миф, что, если сотрудник мало загружен, он счастлив. Большинство специалистов хотят приносить пользу своей гостинице, чувствовать себя важным звеном в бизнес-процессе. Именно отсутствие вовлеченности в рабочий процесс является одной из основных причин, почему уходят молодые специалисты

Отсутствие возможностей для роста Компетенции молодого специалиста, с момента собеседования выросли. Он хочет заниматься более сложными задачами - и получать более значимые деньги. На текущем предприятии гостиничного бизнеса не видит для этого возможностей. Уходит в другую гостиницу на более высокую зарплату/более интересную должность

Более выгодное предложение от другой компании В 2023 году в России и, в Новосибирске в частности, рекордно низкий показатель безработицы - 3%[57]. В таких условиях уже не сотрудники бьются за рабочие места, а наоборот - предприятия гостиничного бизнеса делают более интересные предложения для трудоустройства.

Несоответствие работы ожиданиям Человек устраивается на одни условия, а трудиться вынужден на других. Переработки, несвязанные с профессиональной специализацией задачи.

Низкая мотивация Молодой специалист вкладывается в свою работу, но не получает эмоциональной отдачи. Естественно, человек постепенно охладевает к своей работе, а потом и вовсе уходит

Конфликтные ситуации Разногласия с коллективом могут свести все преимущества работы на предприятии гостиничного бизнеса на нет. Многие молодые специалисты меняют организацию именно из-за того, что не поладили с коллегами или начальством

Несоответствие квалификации Молодой сотрудник переоценил свои возможности и не может полноценно решать возложенные на него задачи. Не дожидаясь, пока его уволят, он принимает решение о самостоятельном уходе. Бывает и обратная ситуация, когда задачи оказываются слишком простыми для работника.

Личные причины Переезд, состояние здоровья и т.д.

Таким образом, причины увольнения молодых сотрудников с предприятий гостиничного бизнеса г. Новосибирска в целом повторяются в других городах России. Анализ причин, проведённый работодателями на заседаниях Совместного

координационного совета сервиса и туризма Новосибирской области необходим. В первую очередь, для разработки эффективной программы адаптации молодежи для каждой конкретной гостиницы. Кроме того, названный анализ позволяет выстраивать пропедевтическую работу со студентами, выпускающимися по специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство. В дальнейшем процесс адаптации этих молодых специалистов будет минимальным.

Причины увольнения сотрудников с предприятий гостиничного бизнеса необходимо рассмотреть, как проблемы адаптации и продумать мероприятия, которые смогут их решить. В таблице 5 показаны проблемы и пути их решения.

Таблица 5 - Проблемы и пути их решения

Проблемы Пути решения

1 2

Могут быть решены через мероприятия Программы адаптации молодежи на предприятии гостиничного бизнеса

Отсутствие вовлеченности в рабочий процесс Мероприятия по вовлечению молодежи в рабочий процесс

Отсутствие возможностей для роста Мероприятия, по планированию карьеры

Более выгодное предложение от другой компании Разработка мотивационной системы молодых специалистов

Несоответствие работы ожиданиям Мероприятия по улучшению и оптимизации бизнес-процессов

Низкая мотивация Мероприятия по повышению мотивации молодежи

Конфликтные ситуации Мероприятия по командобразованию и решению конфликтных ситуаций

Несоответствие квалификации Мероприятия по обучению и повышению квалификации молодых сотрудников

Не всегда могут быть решены через мероприятия Программы адаптации молодежи на предприятии гостиничного бизнеса

Личные причины Мероприятия по развитию наставничества

Итак, проведенный анализ выявил с какими проблемами адаптации молодежи сталкиваются предприятия гостиничного бизнеса г. Новосибирска. Среди проблем можно выделить, прежде всего, мотивационные, которые могут и должны быть решены при разработке Программы адаптации молодежи на конкретном предприятии гостиничного бизнеса. Кроме мотивационных выявлены иные проблемы, которые требуют выработки решений, причем решения не всегда могут быть заложены в мероприятиях Программы.

Литература

1. Ключевская И.С. Управление персоналом гостиничного предприятия : учебное пособие / И.С. Ключевская. - Москва : ИНФРА-М, 2021. — 386 с.

2. Национальная система бронирования [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://bronevik.com/ru/

3. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/documents/2021/01/11/molodez-dok.html

4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 24.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/documents/2021/01/11/molodez-dok.html

5. Среднемесячная заработная плата на одного работника по региону Новосибирская область [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.audit-it.ru/inform/zarplata/index.php?id_region=161

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries

7. Кизько Елена Александровна, Соколова Октябрина Александровна, Кизько Александр Петрович Состояние здоровья и физической подготовленности современной студенческой молодежи // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №9 (199).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Работодатели назвали молодежь в России менее ответственной и амбициозной [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/17/10/2022/634bc9e89a79475efc78234d

9. Опрос: более 40% россиян зависимы от современных гаджетов и интернета [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://daily.afisha.ru/news/70598-opros-bolee-40-rossiyan-zavisimy-ot-sovremennyh-gadzhetov-i-interneta/

10. Кулакова Анна Борисовна Поколение z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. №2.

11. Гусейнов Руслан Джангирович, Гусейнова Ираде Сафаратдиновна, Пирмагомедова Эльмира Абудиновна Психологические особенности современного студенчества // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-3.

12. Orishev A., Mamedov A., Grachev A., Pichuzhkin N., Sherstyuk M. Gamification in teaching historical disciplines: from the experience of the Timiryazev academy // Proceedings II International Scientific Conference on Advances in Science, Engineering and Digital Education (ASEDU-II-2021). Conference Proceedings. Krasnoyarsk, 2022, p. 50002

13. Черкасова Е.С. Мотивация как метод управления поколением // Бизнес и дизайн ревю. 2023. № 2 (30). С. 95-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.