Научная статья на тему 'Влияние финансового кризиса на развитие гостиничного бизнеса'

Влияние финансового кризиса на развитие гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2513
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ГОСТИНИЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / HOTEL BUSINESS / HOTEL MANAGEMENT / GLOBAL FINANCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабич Анатолий Михайлович, Зайцева Наталия Александровна

Статья посвящена исследованию влияния глобального финансового кризиса на гостиничный бизнес как нашей стране, так и за рубежом. Проанализированы последствия глобального финансового кризиса и ответные меры предприятий гостиничного бизнеса. Рассмотрены антикризисные предложения средств размещения, меры по оптимизации затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние финансового кризиса на развитие гостиничного бизнеса»

15. Имидж лидера: психологическое пособие для политиков /под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. М.: О-во Знание России, 1994. 264 с.

16. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования М.: Новости, 2009. 366 с.

17. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. 368 с.

УДК 658.64

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА Бабич Анатолий Михайлович, доктор экономических наук, профессор, babich@ur.rags.ru, ФГБОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте РФ»,

г. Москва

Зайцева Наталия Александровна, доктор экономических наук, профессор, zaitseva-iti g@mail.ru,

Институт туризма и гостеприимства (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Статья посвящена исследованию влияния глобального финансового кризиса на гостиничный бизнес как нашей стране, так и за рубежом. Проанализированы последствия глобального финансового кризиса и ответные меры предприятий гостиничного бизнеса. Рассмотрены антикризисные предложения средств размещения, меры по оптимизации затрат.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, гостиничный менеджмент, глобальный финансовый кризис

The article is based on a research of global financial crisis ’ impact on hotel business both in Russia and abroad. The author analyses consequences of the global financial crisis and retaliatory measures of hotel business enterprises as well as anticrisis offers for funds allocation and measures for costs optimization.

Keywords: hotel business, hotel management, global financial crisis.

Гостиничный бизнес в настоящее время является одним из самых динамично развивающихся. Объём российского гостиничного рынка составляет свыше $2,5 млрд. Британские аналитики, на основе данных UNWTO, рассчитали, что средний постоялец проводит в российской гостинице 5,3 дня. Этот показатель не менялся с 2007 года, и в

ближайшие четыре года какого-либо серьезного роста не ожидается. В 2014 и 2015 годах эта цифра подрастет до 6,3 и 7,3 ночей соответственно.

В крупные города приходят международные отельеры, растет число маленьких частных отелей, реконструируются старые советские гостиницы. Правда, количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса.

За последние 10 лет больше всего новых номеров появилось в Москве (44%) и в Санкт-Петербурге (39,5%). Причем, на российские столицы приходится около 70% от общего оборота гостиничного рынка. В настоящее время в Москве наибольшим спросом пользуются именно 2-3-звездные отели, в которых загрузка достигает 80% в год. Однако, несмотря на дефицит качественного гостиничного сервиса эконом-класса, столица делает акцент на создание отелей для путешественников с высоким достатком.

Сегодня, по данным РГА, на Москву и Санкт-Петербург приходится около 70% всего оборота гостиничного рынка России. Но с каждым годом соотношение будет постепенно меняться в пользу регионов.

В провинции строится все больше гостиниц. Так, в дополнение к отелям, уже открытым в Москве, Перми и Новосибирске, на стадии разработки и строительства находятся отели: DoubleTree by Hilton Perm; DoubleTree by Hilton Sochi-Adler; Hilton Garden Inn Samara; а также Hilton Garden Inn Ulyanovsk.

К тому же, в Москве номерной фонд сокращен за счет сноса и реконструкции таких больших отелей, как «Россия», «Москва», «Интурист», «Спорт», «Минск» и ряда менее крупных объектов. В итоге многие гостиницы эконом-класса переполнены, а цены на их услуги растут.

В последние годы в России появились собственные национальные управляющие компании: «Амакс», Accord management group, «Интурист Хотел Групп», «Алросо», «Русские отели», «Евразия», «Форстон» и др. По прогнозам РГА, в ближайшее время количество отечественных гостиничных сетей будет расти. Опыт у российских сетевых компаний еще не такой богатый, как у международных операторов, зато они развивают бизнес с учетом российской специфики, местного законодательства, что более эффективно.

К тому же, сегодня в отрасль активно идет отечественный инвестор, которого уже не пугают большие сроки окупаемости проектов. По подсчетам London Consulting & Management Company, 5-звездный отель окупается за 10 лет при средней доходности 10-

12%, 4-звездный - за 8-10 лет с доходностью 11-13%, 3-звездный - за 7-8 лет при доходности 15-17%.

Рассматривая тенденции современного гостиничного менеджмента, следует, прежде всего, остановиться на условиях функционирования предприятий гостиничного бизнеса. Если анализировать статистические данные о развитии гостиничного бизнеса в мире, то следует отметить, что за последний кризисный год в гостиничном бизнесе произошло максимальное снижение значения всех показателей деятельности гостиниц. Так, коэффициент загрузки в отелях класса категории четыре-пять звезд во всем мире упал с 71 до 57%. Среднесуточная стоимость проживания в этом сегменте сократилась на 16%, до 245,13 долл., в отелях категории три звезды - на 13%, до 87,12 долл. в сутки [3].

При этом в разных странах кризис оказал разное по масштабам воздействие. Так, в столице Дании Копенгагене влияние мирового финансово-экономического кризиса привело к сокращению числа туристов и бизнесменов. В результате этого оборот гостиничной индустрии Копенгагена снизился на 20% в I квартале текущего года относительно аналогичного периода прошлого года. Однако, помимо кризиса, причиной такой низкой загрузки отелей является также то обстоятельство, что в стране в целом и в ее столице, в частности, за последние годы был просто «бум» строительства. Планировалось, что к 2011 году в городе будет введено в эксплуатацию 3,1 тыс. новых гостиничных номеров, что в итоге сформировало избыточный объем предложения. В результате влияния этих двух основных факторов, по экспертным оценкам, каждый третий отель Копенгагена находится под угрозой закрытия. Более чем 50% из 422 отелей города сообщили об убытках по итогам последнего финансового года.

Таким образом, в целом можно говорить о том, что принципиально изменились стратегии развития гостиничного бизнеса как в нашей стране, так и за рубежом. Если раньше происходило активное развитие и расширение бизнеса, то в условиях кризиса стратегия большинства компаний, особенно сетевых, связана с тем, чтобы сохранить завоеванные позиции и максимально защитить бизнес от негативных внешних воздействий.

Какие же меры принимает гостиничный бизнес в этом направлении? Эти меры можно разделить на две группы: во-первых, это меры по увеличению объема продаж за счет формирования новых гостиничных продуктов и изменения ценовых предложений, во-вторых, меры по оптимизации затрат (большинство компаний начали прежде всего именно с этого).

В качестве примера по стимулированию сбыта можно привести предложение Азимут Сеть Отелей. Уже с февраля 2009 года в отелях этой сети отменили доплату за ранний въезд и поздний выезд из номера. Стандартная схема суточного бронирования предполагает заезд гостя с 14.00 часов и освобождение номера до 12 часов дня выезда. В случае раннего заезда или выезда ранее отели сети взимали дополнительную плату. Теперь гости отелей Азимут могут въезжать в номер с 00:00 часов и освобождать его до 18:00 следующих суток без дополнительной оплаты, что, безусловно, повышает привлекательность данного предложения для существующих и потенциальных клиентов. В перспективных планах этой гостиничной сети введение тарифа не только с завтраком, включенным в стоимость проживания, но и с ужином «шведский стол».

Рассматривая предложения, например, средств размещения в Московской области, можно отметить, что для привлечения клиентов довольно часто стали проводиться различные акции, такие как выходные по цене будних дней или увеличение скидок детям. Кроме того, большинство санаториев, отелей и других средств размещения Московской области увеличили скидки для турфирм до 20-25%.

Анализ столичного гостиничного рынка показывает, что около 80% ночевок в столичных гостиницах современного стандарта в прошлом году принадлежали бизнес-клиентуре. Такие данные содержатся в отчете международной компании Jones Lang LaSalle Hotels, оказывающей консалтинговые и финансовые услуги в сфере гостиничной недвижимости.

Преимущественно деловой спрос на гостиничные услуги Москвы удержал рынок от существенного падения посещений во время острой фазы экономического кризиса 2008-2009 гг., а также позволил сравнительно быстро восстановить поток приезжих. Первые признаки этого стали заметны уже во второй половине 2009-го и продолжились в 2010-м.

Во время кризиса организованные клиенты вместо подписания корпоративных договоров напрямую с гостиницами начали действовать через оптовиков-туроператоров, что обеспечило им дополнительные скидки. Это определило новую тенденцию, которая продолжилась и в 2010 году, отмечают специалисты Jones Lang LaSalle Hotels. Еще одна современная тенденция - сегментирование спроса по географическому принципу. Все больше клиентов гостиниц (исключая лишь знаковые отели высокого стандарта) предпочитают размещение поблизости от места назначения поездки.

По мнению экспертов, развитию Москвы как туристического направления мешает ряд факторов: необходимость получения виз и дорогой перелет, ограниченность

туристских продуктов перечнем всемирно известных достопримечательностей, а также отсутствие положительного образа города.

С целью привлечения клиентов с интересным предложением выступили операторы отелей высшей категории за рубежом, которые переориентировались на гостиницы более низкой категории. Во-первых, практические все отели этой категории резко сократили стоимость услуг размещения. Во-вторых, такие лидеры гостиничной индустрии, как Starwood, Hilton и Inter-Cjntinental, решили на период кризиса понизить уровень сервиса и, соответственно, категорию некоторых гостиниц до тех пор, пока отрасль не начнет восстанавливаться. Hilton Hotels Corp. и InterContinental Hotels Group Plc уже предприняли аналогичные действия, которые заключаются в отказе от обеспечения пятизвездочных удобств в виде приветственных подарков, цветов в номере и бесплатных газет [7]. Руководство российских гостиниц данной категории негативно отреагировало на такие предложения, считая их не приемлемыми для себя, так как, по их мнению, негативные последствия подобных действий могут иметь долгосрочные последствия.

Можно выделить также интересное предложение российского пансионата «Олимпийский-Дагомыс», который с 1 августа 2009 года предлагает новую для туристического рынка Сочи услугу «Отдыхаешь сейчас, платишь потом» - реализацию путевок с рассрочкой платежа. Причем, такую рассрочку можно получить, не прибегая к помощи банка или турфирмы. При этом пансионат гарантирует отсутствие процентов и переплат - путевки в рассрочку реализуются только по опубликованным на сайте тарифам пансионата.

Переходя ко второму направлению, актуальному для современного гостиничного менеджмента, связанного с оптимизацией затрат, можно выделить несколько направлений такой оптимизации:

- сокращение затрат на эксплуатацию всего гостиничного комплекса за счет закрытия продажи части номерного фонда или всей гостиницы;

- сокращение затрат на оплату труда сотрудников за счет сокращения окладов тем, кто работает на условиях окладной системы оплаты труда, или сокращение количества рабочих часов тем, кто работает на условиях повременной оплаты труда;

- сокращение расходов на маркетинг и рекламу.

При этом подавляющее большинство гостиниц провели сокращение персонала, что привело к расширению функциональных обязанностей оставшихся сотрудников, следовательно, их нагрузка существенно увеличилась. В результате нормой стали ситуации увеличения продолжительности рабочего дня, работа в выходные дни.

Анализируя современный рынок труда, можно привести результаты работы исследовательского центра портала SuperJob, который, изучил предпочтения молодежи. Выяснилось, что наибольшее число соискателей моложе 30 лет приходится сейчас на профессии менеджеров по туризму, инженеров-экологов и event-менеджеров (по организации корпоративных мероприятий, праздников и пр.). Доля специалистов в возрасте 19-29 лет в общей совокупности соискателей этих должностей составляет более 80%. Эта категория персонала характеризуется завышенными требованиями к размеру заработной платы. Согласно опросу HeadHunter, снизить их согласились менее четверти соискателей (23,1%). Категорически не согласны снижать требования к окладу 29% специалистов, 47,9% еще «думают» [1].

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что гостиничный бизнес как в нашей стране, так и за рубежом переживает последствия глобального финансового кризиса, используя различные меры для стабилизации своего положения. При этом наиболее конкурентоспособными, а следовательно, более эффективными будут те компании, который смогут предложить более привлекательный гостиничный продукт, чем конкуренты. Ведь у клиента всегда есть выбор, а во время кризиса он очень внимателен к альтернативам, очень внимательно рассматривая каждую из них. Поэтому клиент в условиях кризиса готов уйти к конкуренту из-за разницы в цене всего 2-5% , что не так часто случалось ранее. Следовательно, успех гостиничного менеджмента, прежде всего, в использовании маркетинговых подходов, ведь общеизвестно, что повышение потребительской лояльности на 5% ведет к увеличению прибыли на 25-30% [6].

Рынок гостиничных услуг еще далек от перенасыщения и продолжает формироваться. По мнению экспертов, его развитию должны сопутствовать такие факторы, как создание развитой городской инфраструктуры, предприятий общепита, рост розничной торговли и банковских учреждений, разработка туристических маршрутов и т.д. В недалекой перспективе (эксперты называют срок от трех до пяти лет) в России будет достаточное количество отелей, рассчитанных на разные категории потребителей и предлагающих номера для проживания по относительно доступной цене. Как минимум цены сохранятся на сегодняшнем уровне, но с учетом инфляции через несколько лет это уже не будет считаться огромной суммой.

Выход на рынок международных и отечественных профессиональных гостиничных операторов, открытие новых гостиничных комплексов и реконструкция существующих, а также привлечение к управлению ими профессиональных менеджеров с рыночной

ориентацией и появление на рынке здоровой конкуренции - это первые шаги в развитии гостиничного хозяйства современной России, которые должны привести к становлению качественного сервиса и высокой культуры обслуживания наряду с адекватным уровнем цен. У профессионалов гостиничного рынка есть перспективы - они могут грамотно управлять отелями, имеют правильное видение бизнеса.

В целом можно обобщить и выделить следующие проблемы российской гостиничной отрасли:

1) цены на гостиничные услуги превышают предел покупательского спроса основной массы населения и иностранных туристов;

2) низкий уровень обслуживания не соответствует установленной цене;

3) основная масса гостиничных предприятий имеет изношенные основные фонды и не способна обеспечить ни их восстановление, ни расширенное воспроизводство;

4) на рынке усиливается конкуренция со стороны иностранных гостиничных операторов, управляющих недавно введенными в эксплуатацию гостиничными комплексами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гостиничный рынок находится под большим влиянием факторов внешней среды и, прежде всего, платежеспособного спроса населения. На рынке растет конкуренция за клиента, что сказывается на финансовых результатах деятельности гостиниц.

Литература

1. http://hh.ru. (Дата обращения: 03.02.1012).

2. http://rbcdaily.ru. (Дата обращения: 19.01.2012).

3. http://www.frontdesk.ru. (Дата обращения: 02.03.2012).

4. http://www.gaomoskva.ru. (Дата обращения: 03.02.2012).

5. http://www.h-hunting.ru. (Дата обращения: 02.02.2012).

6. http://www.prohotel.ru. (Дата обращения: 03.02.2012).

7. http://www.uniti.info/analitic. (Дата обращения: 19.01.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.