РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА И ПРОФИЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Духовная Лилия Леонидовна, заведующая кафедрой «Организация и технологии в гостиничном бизнесе», кандидат экономических наук, доцент, [email protected],
Институт туризма и гостеприимства (филиал) (г. Москва) ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Российская Федерация
The article analyzes the current state of the system of training for the hospitality industry, as well as identifies a number of issues and trends emerging in the course of employment of specialized educational institutions that offer the most efficient and effective ways ofinteraction between representatives of the hospitality industry and educational institutions that train specialists in the field of tourism and service the introduction of which in practice will undoubtedly lead to the increase in the efficiency of both the hotel and the education sector.
В статье проанализировано современное состояние системы подготовки кадров для индустрии гостеприимства, выявлен ряд проблем и тенденций, возникающи[ в процессе трудоустройства выпускников профильных образовательных учреждений, предложены наиболее эффективные и действенные пути взаимодействия между представителями гостиничного бизнеса и образовательными учреждениями, готовящих специалистов в области туризма и сервиса, внедрение которых в практику, несомненно, приведет к повышению эффективности функционирования как гостиничного, так и образовательного сектора.
Keywords: hospitality, hotel enterprise, specialized educational institution, human resources, personnel need
Ключевые слова: гостиничный бизнес, гостиничное предприятие, профильное образовательноеуч-реждение, кадровый потенциал, кадровая потребность
Сегодня в системе высшего профессионального образования в Российской Федерации сформировался ряд определенных тенденций, характеризующихся усиливающимся влиянием состояния рынка труда на содержание основных образовательных программ. Первоочередная задача заключается в том, что содержание образовательных программ должно быть максимально ориентировано и направлено на реальный сектор экономики. На фоне сближения образовательных услуг с рынком труда, усиления роли работодателей в процессах разработки ФГОС и непосредственно подготовки кадров требуется решение задач разработки подходов к формированию основных образовательных программ, отвечающих конкретным запросам экономики.
В настоящее время практикоориентированный и компетентностный характер подготовки
кадров для индустрии туризма и гостеприимства обеспечивается за счет уровневой системы образования путем исключения дублирования и усиления преемственности образовательных программ разных уровней профессионального образования, что позволяет достичь динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, быстрого реагирования на требования работодателей.
Не вызывает сомнений тот факт, что качество профессионального туристского и гостиничного образования характеризуется прежде всего тем, что выпускники обладают знаниями, умениями и навыками, адекватно соответствующими современным квалификационным требованиям в гостеприимстве. В сущности именно потребности работодателей в квалифицированных кадрах, способных эффективно выполнять функциональные обязанности
3
РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
на рабочих местах, и определяют заказ системе образования на подготовку кадров [1].
Развитие гостиничной отрасли в целом: активная перепланировка старых гостиниц и постройка новых, расширение сектора высококлассных отелей, увеличение номерного фонда, рост рабочих мест в гостиничном хозяйстве — приводит к тому, что спрос на специальности, связанные с гостиничным бизнесом и туризмом, резко возрастает.
Нехватка высококвалифицированного персонала — проблема, с которой часто сталкиваются многие работодатели. Качество работы будущего специалиста напрямую зависит от уровня его образования, теоретических знаний и практических умений, приобретенных в профильном учебном заведении [1].
По данным Рособразования, на начало 2013 года в России насчитывается 2704 вуза. Из них в Москве и Московской области находится 435 образовательных учреждений высшего профессионального образования. Анализ динамики вузов в ретроспективе показывает, что их число в России до 90-х годов прошлого столетия было довольно стабильным и росло невысокими темпами. Однако с 1993 года в связи с принятием Закона РФ «Об образовании», открывшим возможности для создания негосударственных высших учебных заведений, ситуация изменилась, и с этого периода общее число вузов значительно увеличилось. До 1998 года рост происходил за счет негосударственных образовательных учреждений, в последующий период увеличивалось и количество государственных вузов [3].
Появление туристических специальностей в вузах нашей страны, как правило, датируется серединой 1990-х годов. В настоящее время в Москве осуществляют подготовку специалистов различного уровня образования для туристско-гостиничного комплекса более ста учебных заведений. В России специалистов в сфере туризма и гостиничного хозяйства готовят около 300 вузов [2].
Сотрудничество профессиональных учебных заведений с гостиницами в настоящее время сводится к прохождению студентами учебной и преддипломной практики, отсюда проблема слабой практической подготовки выпускников. В нашей стране центральное место отводится общеобразовательным дисциплинам, специализация начинается на последних двух курсах.
По мнению специалистов, существующая сегодня в России система подготовки кадров для гостиничной отрасли не позволяет осуществлять профессиональное образование на качественном уровне, удовлетворяющем потребности рынка труда. Работодатели не в полной мере удовлетворены качеством образования выпускников учебных заведений профессионального образования, а сами выпускники часто не могут найти работу по указанной причине. Возможно, это происходит из-за отсутствия единых, объективных и обоснованных требований к выполнению трудовой деятельности, которые бы определяли содержание и формы обучения будущих работников, а также повышения квалификации или дополнительного профессионального обучения действующих работников.
В ближайшие годы основная задача состоит в необходимости совершенствования деятельности существующих учебных заведений в целях создания условий для повышения квалификации работников туристского и гостиничного бизнеса, а также прохождения курсов повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности. Кроме того, названные учебные заведения должны заниматься переподготовкой специалистов, начинающих работать в индустрии туризма, при этом необходимо передавать как базовые теоретические знания, так и практические навыки.
Повышение квалификации персонала должно предусматривать обучение без отрыва от основной деятельности, другими словами, это регулярный внутригостиничный и внутрифирменный тренинг. Именно такая система повышения квалификации показала наибольшую эффективность в зарубежных странах, успешных в области развития туризма. Для менеджеров высшего управленческого звена наиболее целесообразным является повышение квалификации в рамках специализированных программ, в том числе организации зарубежных стажировок.
Человеческие ресурсы являются важной составляющей гостиничного бизнеса.
По данным НИИ статистики Росстата, в доходной части бюджета Москвы доля доходов от туристско-гостиничного комплекса составляет около 7%. Функционирование отрасли обеспечивает состав специалистов и персонала, сформировавшийся в последние 10—15 лет [3].
4
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3
К вопросу о взаимодействии гостиничного комплекса и профильных образовательных..
При этом наибольшее число работников (43%) занято в гостиницах категории 1—2 звезды, где кадровый состав практически не обновляется. Приток молодых специалистов происходит в основном в отелях категории 4—5 звезд, доля которых в Москве не превышает 18% (по доле гостиничных мест).
На рисунке 1 отображено соотношение количества рабочих мест в гостиничном и ресторанном бизнесе и среднегодовой численности занятых в данной сфере.
Из рисунка 1 видно, что количество рабочих мест в рассматриваемой сфере экономики постепенно растет, как и количество работников. Гостиничный и ресторанный бизнес испытывает дефицит кадров. Разрыв между количеством рабочих мест и численностью занятых в данной сфере незначительно сокращается.
На протяжении посткризисного периода у работодателей гостиничного сегмента были большие возможности в поиске и подборе кадровых ресурсов. Вследствие экономического кризиса некоторые проекты были заморожены, инвесторы занимали выжидательную позицию. Доходность и экономическое благополучие сферы гостеприимства напрямую зависят от платежеспособности потенциальных клиентов. Массовые сокращения персонала и снижение уровня заработных плат снизили востребованность гостиничных услуг. Это коснулось и корпоративного сектора, который ввиду сокращения бюджетов организаций частично был вынужден отказаться от выездного отдыха, проведения конференций, семинаров и встреч, залы для которых предлагают большинство гостиниц.
Вакансии стабильно держались на низком уровне, число соискателей росло с перерывами на летний и зимний периоды, когда активность соискателей традиционно падает.
С начала 2010 года постепенное восстановление экономической стабильности работодателей вызвало рост запросов на специалистов. К середине года число вакансий гостиничного сектора достигло докризисного уровня.
На рисунке 2 отражены результаты исследования портала Superjob.ru.
В категории «Другие службы» объединены: инженерная служба (4%), служба
О 1150
§ 1050
1265
ГГ'
количество рабочих мест 2010 год
количество работников 2011 год
Рис. 1. Специфика соотношения количества рабочих мест и количества работников в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса
бронирования (3%), генеральное управление гостиницей (2%), административная служба (0,7%), служба безопасности (0,3%) [2].
Согласно результатам исследования портала Superjob.ru, отраженными на рис. 2, на начало 2012 года самыми востребованными в сфере гостиничного дела являлись специалисты службы общественного питания — запросы на них составляют 24% от всех вакансий данной сферы. Немного меньше у службы приема и размещения гостей — 21% от общего числа вакансий. Почти столько же запросов приходится на службу эксплуатации номерного фонда — 20%. Таким образом, в совокупности на три службы приходится 65% вакансий гостиничного сектора. Это объяснимо, поскольку данные службы в первую очередь формируют лицо гостиницы и являются наиболее многочисленными в штатной структуре [2].
Большинство запросов работодателей адресовано линейным специалистам, поскольку
Рис. 2. Доля запросов работодателей гостиничных предприятий на специалистов различных служб гостиницы
1250
1200
5
РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
их больше, к тому же гостиницы часто предпочитают заполнять менеджерские вакансии внутренними ресурсами. Тем не менее, около 9% от всех вакансий гостиничной сферы относится к представителям менеджмента среднего и высшего звена.
На рисунке 3 отражен уровень востребованности отдельных специалистов гостиничного сектора.
Рисунок 3 показывает, что наиболее востребована позиция администратора гостиниц — 20,6% запросов работодателей в сфере гостеприимства. На втором месте — горничные (16,5%). Третье и четвертое места занимают официанты и менеджеры коммерческой службы, занимающиеся продвижением гостиничных услуг (9% и 8,5% соответственно) [2].
Однако несмотря на значительную кадровую потребность гостиничной отрасли, выпускники профильных вузов достаточно часто сталкиваются с рядом объективных трудностей в вопросах трудоустройства.
Одной из причин такой проблемы, по мнению автора, является некий диссонанс, возникающий между работодателями и профильными вузами. Природа этого диссонанса заключается в том, что при очевидной актуальности тесного процесса взаимодействия между представителями гостиничного бизнеса и профильным вузом, процесс этот пока налажен достаточно слабо и весьма условно, зачастую сводясь лишь к предоставляемой гостиницами возможности студенту пройти производственную и преддипломную практику.
В процессе анализа указанной проблемы и поиска путей ее решения разумно взглянуть на нее как со стороны работодателя, так и глазами работника профильного учебного заведения.
Представители гостиничного бизнеса нередко отмечают у выпускников вузов некие
завышенные ожидания, позволяющие им при трудоустройстве сразу же претендовать на занятие управленческих позиций в гостинице. На традиционный вопрос, заданный работодателем: «Кем вы хотели бы работать в нашем отеле?», подавляющее большинство молодых специалистов не задумываясь и однозначно отвечают: «Менеджером», при этом достаточно слабо и приблизительно представляя, в чем заключаются обязанности этого «универсального менеджера». «Слабым» звеном в подготовке специалистов гостиничного сервиса работодатели отмечают слабую языковую подготовку, что вынуждает последних отдавать свое предпочтение в выборе кандидата на должность выпускникам ведущих экономических и лингвистических вузов. Подобная тактика в большей степени свойственна отелям, входящим в международные гостиничные цепи, где свободное владение минимум одним иностранным языком — обязательный стандарт качественного предоставления гостиничных услуг.
Попробуем взглянуть на эту проблему с другой стороны, а именно глазами представителей профильных учебных заведений. Неоднократно профессорско-преподавательский состав, а также сотрудники вузов, отвечающие за качество учебного процесса, в докладах на проводимых совместно с представителями гостиничного бизнеса круглых столах и конференциях отмечали слабую заинтересованность последних в их непосредственном участии в учебном процессе, выражаемом в виде разработки образовательных стандартов, чтении лекций, проведении мастер-классов для студентов и т. д. Таким образом, гостиницы больше заинтересованы в принятии на работу уже подготовленных специалистов, чем в участии в процессе их подготовки.
Одним из наиболее эффективных путей подготовки высококвалифицированного специалиста в области гостиничного сервиса являются зарубежные стажировки студентов, проходящие в отелях. Многие учебные заведения, понимая значимость подобных видов подготовки, находят и налаживают пути сотрудничества в области организации зарубежных стажировок. Но зачастую интерес зарубежных партнеров ограничивается лишь временным трудоустройством выпускников отечественных
гостиницы коммерческой
службы
■ запросы работодателей
Рис. 3. Характер кадровых потребностей в гостиничной сфере
6
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3
К вопросу о взаимодействии гостиничного комплекса и профильных образовательных..
вузов на нижние линейные позиции на период сезонного повышения спроса на гостиничные услуги.
Учитывая вышеперечисленные тенденции и проблемы, с которыми сталкиваются выпускники профильных учебных заведений сегодня, целесообразно отметить ряд перспективных траекторий взаимодействия между гостиничными предприятиями и вузами, готовящими специалистов данного профиля. По мнению автора статьи, этими эффективными направлениями взаимодействия могли бы стать:
• реализация программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава профильных образовательных учреждений, проводимых профессионалами гостиничного бизнеса в результате которых появилась бы возможность постоянной переадаптации курсов специальных дисциплин к реалиям и потребностям гостиничного бизнеса;
• содействие в организации зарубежных стажировок для студентов и преподавателей профильных вузов в целях обмена профессиональным опытом между отечественными и зарубежными специалистами;
• содействие в организации практики сту-
дентов профильных вузов на базе действующих гостиничных предприятий Москвы с возможностью их последующего трудоустройства;
• организация на регулярной основе процесса взаимоинформирования путем проведения круглых столов, семинаров, встреч с участием преподавательского состава профильных учебных заведений и высшего управленческого звена отелей;
• проведение на регулярной основе ведущими представителями гостиничного бизнеса мастер-классов для студентов профильных вузов с целью освещения практических аспектов гостинично-туристского бизнеса, представления возможностей профессии и повышения престижа отрасли.
Таким образом, хотелось бы надеяться, что предложенные рекомендации получат живой отклик среди профессионалов гостиничной отрасли, а в дальнейшем четко скоординированный процесс взаимодействия между гостиничным бизнесом и образовательными учреждениями в области подготовки высококвалифицированных кадров послужит залогом успешного развития индустрии гостеприимства в обозримом будущем.
Литература
1. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства» [Текст]: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007. 256 с.
2. www.superjob.ru (дата обращения: 13.02.2013).
3. www.gks.ru (дата обращения: 10.02.2013).
7