Научная статья на тему 'Проблемы инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельностит в гостиничной сфере'

Проблемы инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельностит в гостиничной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНО-ТРЕНИНГОВАЯ ГОСТИНИЦА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомилевская Галина Александровна

Ключевым вопросом совершенствования инновационной деятельности гостиничных предприятий является развитие действующих и создание новых объектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих не только перспективные инновационные разработки вплоть до завершающей фазы инновационного цикла, но и подготовку инновационных кадров, способных реализовать новые проекты. В контексте отмеченной проблемы автором рассматриваются вопросы теории и практики развития кадрового и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в мировой и отечественной индустрии гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гомилевская Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of infrastructure and personal providing to innovation activity in the hotel sphere

The urgency of the article is determined by importance of hotel infrastructure in the tourism industry. The hotel infrastructure is in the center of modern travel market. In this connection, the main proposition in developing innovation activity in the hotels is not only creation new infrastructure entities, but also training the personnel capable to carry out new projects. It is theoretically proved, that innovations in a hotel business represents variety of managerial innovations.

Текст научной работы на тему «Проблемы инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельностит в гостиничной сфере»

Г. А. Гомилевская1

ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТ В ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЕ

Ключевым вопросом совершенствования инновационной деятельности гостиничных предприятий является развитие действующих и создание новых объектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих не только перспективные инновационные разработки вплоть до завершающей фазы инновационного цикла, но и подготовку инновационных кадров, способных реализовать новые проекты. В контексте отмеченной проблемы автором рассматриваются вопросы теории и практики развития кадрового и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в мировой и отечественной индустрии гостеприимства.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность гостиничных предприятий, инновационная инфраструктура, кадровое обеспечение инновационной деятельности, учебно-тренинговая гостиница.

Инновационный процесс осуществляется в определенной экономической среде, которая формируется под влиянием множества факторов. В области инновационной политики немаловажную, а зачастую, и главную роль здесь играют государственная политика инноваций, промышленная и научная среда общества, направленные, прежде всего, на построение национальной инновационной системы (НИС), модель которой представлена на рис. 1.

В данной системе сочетаются исследовательская среда, промышленная конкурентная среда, а также механизм, организующий, с одной стороны, трансфер знаний, а с другой, - ориентацию

исследовательской среды на удовлетворение возникающих инновационных потребностей развития производства. На наш взгляд, НИС обеспечивает, прежде всего, создание и поддержание

1 Галина Александровна Гомилевская, Доцент кафедры туризма и гостиничноресторанного бизнеса Института Сервиса, моды и дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г Владивосток, Приморский край, 690014, Россия E-mail: [email protected].

инновационной инфраструктуры, позволяющей генерировать инновации в обществе и производственной среде.

НИС

Производство знаний

Трансфер знаний

Применение знаний

Наука Образование Предпринимательская

► среда

Рис. 1. - Модель национальной инновационной системы

Источник: Бекетов Н.В. Факторы инновационной

конкурентоспособности развития российской экономики // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 65.

Отмечая роль государства в развитии инноваций, нельзя не отметить, что Россия стоит в самом начале пути построения национальной инновационной системы. В то же время в последние годы в экономической политике государства наметились определенные сдвиги, связанные с попыткой регламентирования и стимулирования инновационных процессов. В Российской Федерации принят целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих инновационную деятельность, однако, по нашему мнению, механизм практической их реализации далеко не совершенен. Основная проблема заключается в бессистемности, отсутствии взаимодействия инновационных и государственных структур, низком уровне стимулирования инфраструктуры, наличии административных барьеров и прочее, что подтверждается другими исследованиями1.

В России основой государственной инновационной политики является становление жесткой государственной инфраструктуры с бюджетным финансированием, при этом основными получателями бюджетных средств на исследования, связанные с фундаментальными разработками, являются преимущественно отделения Российской Академии Наук, иные академические структуры, отраслевые министерства. В развитых же странах инновационные проблемы решаются в основном методами стимулирования (табл.1).

Таблица 1

1 См. например: Бердашкевич А.П. Будущее российских инноваций: // Эко. 2000. № 2. С. 57-68; Вчерашний Р.А., Сухарев О. Инновации - инструмент экономического развития: // Инвестиции в России. - 2000. № 11. С. 22-32; Кобрин Ю. Инновации - условие конкурентоспособности // Экономист. 2004. № 12. С. 23-29.

Государственное регулирование и поддержка инновационной ____________ деятельности в разных странах__________________

Страны Направления и меры

США - акцент на государственной поддержке малых предприятий - высокие объемы финансирования НИОКР, сопоставимые с объемом инвестиций в основной капитал

Великобритания - налог на прибыль для стартующих инновационных компаний снижен с 20% до 1% - поднят уровень не облагаемых налогом инвестиций - снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций

Австрия поддержка ряда федеральных фондов и программ

Г ермания создание сети региональных инновационных фондов и универсальных кредитно-финансовых комплексов с концентрацией корпоративной деятельности вокруг ведущих банков

Японии и страны ЮгоВосточной Азии приобретение перспективных высокотехнологичных нововведений на последней дорыночной стадии

Источники: Бердашкевич А.П., С. 59; Кобрин Ю., С. 24; Крыкин М., Краснобаев В., С. 31; Ридер В.А. С. 41; Тюрина А.В., С. 11-18.

Помимо непосредственно государственного регулирования инновационной деятельности основной проблемой развития инноваций являются «система, производящая знания», уровень современной науки и изобретательская активность экономики. Данная проблема, на наш взгляд, лежит в плоскости непосредственного обеспечения условий реализации инновационных процессов, что напрямую связано с созданием и развитием инновационной инфраструктуры. На основе комплексного исследования нами предложена систематизация видов инновационной инфраструктуры (рис. 2).

Предложенная классификация основывается на комплексном подходе, включающем в инновационную инфраструктуру как предприятия, осуществляющие создание на всех стадиях цикла инновационные продукты, так и финансовые организации, учреждения по подготовке инновационных кадров, научно-исследовательские, консалтинговые и информационные структуры.

Что касается подготовки и переподготовки кадров в области инновационного менеджмента, то в России до сих пор отмечается серьезный недостаток кадров в этой сфере, что, безусловно, препятствует

протеканию и интенсификации инновационных процессов. Отсутствие подобной системы является ключевой проблемой в развитии инновационной деятельности. В этой связи академик В.В.Кулешов предупреждает о так называемой «утечке мозгов», как серьезной проблеме для экономики России1. Автор подчеркивает, что согласно авторитетному исследованию, проведенному в Швейцарии, Россия по научной и интеллектуальной иммиграции находится на первом месте из 34 стран, подвергшихся обследованию. Тем не менее, следует признать, что, начиная с 2004 года, государство активно стремится к повышению эффективности образования в стране, при этом особое внимание уделяется высшей школе, в том числе организационным изменениям в сфере интеграции науки и образования.

Рис.2 - Виды инновационной инфраструктуры Заметим, что использование инновационного механизма в процессе формирования социально-научного общества затрагивает как институциональные, так и рыночные инструменты2. Если государство должно проводить планомерную политику в области интеграции образовательной, научной и производственной сфер, то рыночный подход, на который обратили внимание исследователи Р. Вчерашний и О.Сухарев, связан со смещением «акцентов с прав собственности на приобретение новых знаний и умелое распоряжение старыми»3. На наш

1Кулешов, В. В. Новые технологии: взгляд экономиста // Эко. 2000. № 1. С. 107.

2Бекетов Н. В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития российской экономики // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 60.

3Вчерашний Р. А. С. 23

взгляд, преобразования в образовательной среде во многом связаны также с изменениями в структуре самого производства, где все большее место занимают отрасли информации и услуг. В этой связи авторами отмечается, что к 2010 г. всего лишь 10% валового национального продукта США будет создаваться в сфере производства.

Таким образом, в современном мире происходят изменения, которые значительно влияют на сущность и существование высшего образования. Меняются не только формы функционирования и методы реализации учебного процесса, переосмысливаются сами цели и задачи образования, переутверждаются его базовые ценности.

В качестве основных тенденций, меняющих облик и содержание образования, можно назвать:

- рост взаимозависимости стран и регионов, который принят обозначать термином «глобализация», и изменение в этой связи роли государства;

- возрастание значимости знаний как ресурса экономического и культурного развития, которое фиксируется в концепции экономики, основанной на знаниях;

- революция в информационных и коммуникационных технологиях, изменяющая способы трансляции знаний и педагогические методики;

- развитие глобального рынка труда, предъявляющего новые требования к личностным качествам и профессиональным навыкам специалистов.

Одним из важнейших условий инновационного развития является повышение общеобразовательного и профессионального уровней рабочей силы, в том числе в области подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, адекватной оценки стоимости рабочей силы1. В этой связи, на наш взгляд, сегодня критически важным оказывается создание прочных связей между отраслями производства знаний (наукой), трансляции знаний (образованием) и применения знаний (экономикой). Представленная триада (наука-образование-экономика) - новое явление для сферы образования, которая тесно связана была лишь с наукой.

Следует отметить, что образование и инновационная инфраструктура в гостиничной сфере тесно взаимосвязаны. Так, следуя традиционной классификации, одними из основных объектов инновационной инфраструктуры в гостиничной сфере являются различные учебные центры при гостиницах, учебно-тренинговые гостиницы, школы и университеты гостиничного бизнеса, независимые центры по подготовке и переподготовке кадров в области гостеприимства.

1 Белая книга. Еврообразование / ЕИКОБГР. М.: Стратегия, 2003. С.12.

- 181 -

В настоящее время инновационная инфраструктура в гостиничной индустрии активно развивается во всем мире, тем не менее, центром инновационных форм туристского и гостиничного образования является Европа. Согласно данным Европейской ассоциации образования Биго&р типичными представителями европейского образования являются1 :

1) Немецкая система - специалист-практик;

2) Английская система - менеджер-теоретик;

3) Французская система - профессиональные навыки плюс базовые теоретические знания.

В немецкой системе после 3-х летнего базового обучения молодой специалист сначала не менее 2-х лет работает на различных предприятиях, а затем в целях самосовершенствования получает дальнейшее образование с четкой операционной ориентацией в школе гостиничного бизнеса. Диаметрально противоположной является английская система, которая, в основном, базируется на обучении в аудитории и ориентировано на те позиции, где осуществляется управление, организация и контроль. Тем не менее, гостиничные школы Великобритании находятся в постоянном контакте с профессионалами гостиничной отрасли и научно-исследовательскими учреждениями2.

Французская система сочетает в себе обе предыдущие системы на всех уровнях подготовки: соединяет в себе последовательность

стажировок и обучения в школе в целях подготовки практиков как низкой ступени, так и для подготовки кадров среднего звена.

Такие страны как Швейцария, Голландия, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия также являются ведущими по внедрению инновационных методов обучения гостиничному бизнесу.

В Европе признанным лидером в области использования инновационной гостиничной инфраструктуры в сфере образования является Швейцария3. Здесь практической базой гостиничного образования являются обучающие отели (отель HIM в структуре школы IHTTI, отель SHMS); традиционные отели в Швейцарии и других странах (школы HTM, CRCS, Glion); целый учебный курорт (школа SHMS University Centre Leysin). В Голландии также расположены известные в

1 Сакун, Л. В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира. [Электронный ресурс] / Туристическая библиотека. 2004. Режим доступа: http:// www/tourlib.net/books_tourism/sakun.htm

2 Алексеенко А. В. Высшее образование в Швейцарии // Отель. 2007. № 5. С. 60-66; Алексеенко А. В. Гостиничный менеджмент: made in Holland // Отель. 2007. № 7. С. 6874.

3 См. например: Ким Е. В. Высшие учебные заведения в Корее в условиях совместного управления центров и регионов // Проблемы Дальнего Востока. 2007. №2. С.13-18; Трофимова Н. Е. Новости со всего мира // Отель. 2005. № 6. С. 51.

сфере гостиничного образования школы, одна из которых ЦРЕ действует на базе гостиницы и имеет широкую сеть филиалов в Катаре, ЮАР, Таиланде и Китае. Интересным видится также опыт Ирландии в использовании инновационной гостиничной инфраструктуры в образовательном процессе, где, к примеру, на базе американского колледжа в Дублине предоставляется максимальное время практической подготовки по сравнению со всеми исследованными нами инновационными структурами в гостиничной сфере.

США, являясь мировым лидером по доходам от туризма и по индексу образованности населения, занимает одно из лидирующих мест по качеству образования в сфере туризма и индустрии гостеприимства, обилию бизнес-школ, а также наличию специализированных отделов и кадровых агентств при образовательных учреждениях, объединенных единой информационной системой с организациями туриндустрии и занимающихся трудоустройством молодых специалистов, которые.

Туристское образование в странах Азии имеет тенденцию заимствования образовательных программ США и европейских стран. Так, образовательная система в туризме и гостиничной сфере Кореи, как одной из наиболее развитых в Северо-Восточной Азии, характеризуется большой численностью различных учебных заведений, однако до сих пор не имеет ясного понимания требований к работнику туристской индустрии. В Китае образовательные программы в туристской сфере предоставляют 1100 учебных заведений, однако процент занятых в туризме со средним профессиональным образованием и выше составляет всего 24%. В Индии лидер туристского образования институт гостиничного менеджмента БАВУА активно взаимодействует с гостиничной ассоциацией США, а в странах Ближнего Востока наиболее представительным считается Институт подготовки специалистов, научных исследований и оперативных консультаций в сфере туризма (Ш8ТЯО8Т), который сотрудничает с университетом в Страсклайде (Великобритания).

В сфере туристского и гостиничного образования действуют различные общественные организации, и большинство школ гостиничного менеджмента являются членами образовательных, туристских и гостиничных ассоциаций. Так, Всемирная туристская организация объединила 17 высших учебных заведений мира в единую систему подготовки мастеров бизнес-администрирования (МБА) Помимо школ при гостиницах и университетов гостиничного менеджмента в структуру инновационной системы входят также клубы по подготовке персонала в униформе, в том числе службы и клубы профессиональных

консьержей и дворецких, где лидерами являются Нидерланды и Англия1. Наиболее ярким примером инновационной инфраструктуры в сфере подготовки персонала в униформе является школа по обучению консьержей «^ш^евБепйаПу» со штаб-квартирой в Лондоне и представительствами в Кейптауне, Гонконге, Дубае, Осло и Каннах.

Анализ совокупности исследовательских материалов А.В. Алексеенко, В.Е.Бикбовой, Е.Волковой, А.Дубко, Дж.И.Ким, Е.В.Ким, Л.В.Сакун Н.Е.Трофимовой позволяет оценить спектр инфраструктуры инновационной деятельности в мировой индустрии гостеприимства (таблица 2).

Таблица 2

Инновационная инфраструктура в мировой индустрии

гостеприимства

Образовательные учреждения Тип инновационной инфраструктуры Принцип использования инновационной инфраструктуры

Швейцария

IHTTI Школа внутри действующего отеля Различные программы обучения

Swiss Hotel management School (SHMS) Учебная гостиница 5-ти месячное теоретическое обучение и оплачиваемая практика

The School of International hotel and tourism management (HTM) Привлечение двух действующих отелей 20 недель обучения и 20-24 недели практики

SHMS University Centre Leysin Учебный курорт Швейцарско-британская программа совместно с University of Derby

Hotel Institute Montreux Учебная гостиница Обучение полностью состоит из практических занятий внутри отеля

1 См. например: Бикбова В. Е. Консьерж-служба [Электронный ресурс] / Quintessentially - элитная консьерж-служба. М., 2009. Режим доступа: http://www.prohotel.ru/; Волкова Е. Школа дворецких [Электронный ресурс] / Международная ассоциация

профессиональных батлеров. М., 2009. Режим доступа: http://www.butlersguild.com/; Дубко А. Семь «Золотых ключей» консьержей [Электронный ресурс] / Золотые ключи консьержей. 2009. Режим доступа: http://www.worldbesthotels.ru/com/; Образование в России в 2007 году: статистический бюллетень [Электронный ресурс] / Федер. агентство по образованию. 2008. Режим доступа: http:// www/ 85.142.21.62/obr2007.pdf; Фурсенко А. А. О перспективах развития образования [Электронный ресурс] / Мин. образ. и науки РФ. - М., 2005. Режим доступа: http://www/mon.gov.ru/ ruk/vinistr/dok/1383/

Glion Institute of Higher Educatio Привлечение гостиничных цепей Accjr, Four Seasons, Hyatt Int scaffolding-принцип: пвлечение консультантов, высокая степень трудоустройства (90%)

Cesar Ritz Colleges Switzerland. Привлечение действующих отелей в Швейцарии и других странах Объединение практического швейцарского и университетского американского образования

Г олландия

Maastricht Hotel Management School University of Professional Education «Zuyd» Учебная гостиница на базе старинного замка Общая продолжительность стажировки - 10 месяцев

Institute of international Hospitality Management University of professional Education Институт на базе гостиницы Wyswert 4* Практическая подготовка на базе учебной гостиницы и за рубежом в филиалах института. Привлечение старшекурсников к обучению

Ирландия

American College Dublin Привлечение действующих отелей Программа практической подготовки совместно с Американской ассоциацией отелей

Griffith College Dublin Привлечение действующих отелей Структура обучения строится на комбинировании теории и практики

Корея

Университет иностранных языков Уеде Собственная гостиница и ресторан Практическая подготовка на базе гостиницы. Сотрудничество с более, чем 60 университетами мира

Университет Ханян Несколько гостиничных предприятий, ресторан, кафе, Сочетание теоретических программ и практической подготовки на базе гостиничных предприятий

туристская фирма

Университет Коре Привлечение действующих отелей Широкий спектр курсов различной направленности

Источники: труды А.В.Алексеенко, В.Е.Бикбовой, Е.Волковой, А.Дубко, Дж.И.Ким, Е.В.Ким, Л.В.Сакун, Н.Е.Трофимовой.

Как следует из представленного выше обзора, образование в гостиничной сфере во всем мире имеет схожие черты:

- туристское образование разделяется по принципу превалирования в процессе обучения практики или теории;

- в системах теоретической направленности делается акцент на практическом применении знаний и умений, большинство школ и университетов имеют интегрированную тренинговую базу для студентов;

- наблюдается тенденция международного сотрудничества университетов в целях повышения качества подготовки специалистов.

Россия находится на уровне развитых стран по уровню образования населения. Именно благодаря образованию Россия занимает сегодня 57-е место в мире по уровню развития человеческого потенциала (Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Тем не менее, в последнее десятилетие стало очевидным, что российская система образования не удовлетворяет требованиям современного мира, многочисленные исследования показывают, что выпускники не владеют необходимыми практическими навыками, долго адаптируются в рабочих условиях.

По утверждению министра образования Российской Федерации А.А.Фурсенко перестройка системы профессионального образования в направлении повышения ее соответствия требованиям рынка и запросам образовательных услуг стала одним из ключевых направлений Программы модернизации российского образования. Ранее система российского профессионального образования строилась на трех уровнях, включавшая высшее, среднее профессиональное и начальное профессиональное образование. Модернизация системы профессионального образования основывается на ряде взаимосвязанных принципов: непрерывности профессионального образования, повышении его качества, обеспечении инвестиционной привлекательности и доступности качественного общего образования.

Что касается развития профессионального образования в туристской сфере, то быстрые темпы развития туристской индустрии в России обусловили появление большого количества учебных заведений. По данным Министерства образования РФ, в настоящее время кадры для туризма готовят более 300 высших и средних учебных заведений в

стране1. Однако, по мнению экспертов в сфере туристского и гостиничного образования, несмотря на экстенсивный характер его развития, выделяется ряд проблем, связанных преимущественно с несбалансированностью рынков труда и образовательных услуг (табл.3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы российского профессионального образования, их

характерные черты и последствия

Отсутствие мониторинга потребностей учреждений гостиничного бизнеса в специалистах различного профиля.

- Избыток выпускающихся специалистов-менеджеров в

соответствии с наличием вакантных мест по данной позиции;

- невостребованность существенной доли специалистов;

- снижение престижа профессии менеджера.

Отсутствие системы объективной рейтинговой оценки профильных учебных заведений.

- Дезориентация молодежи при выборе учебного заведения. Отсутствие практико-ориентированного обучения в НПО, СПО, ВПО, чрезмерная академичность профильного образования при явном недостатке практических навыков.

- Отсутствие системы привлечения к преподаванию работников гостиничных предприятий;

- выпуск учебников и учебных пособий, составленных преподавателями, не имеющими практического опыта работы в туризме;

- формальный характер курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов;

- отсутствие практико-ориентированной образовательной

инфраструктуры.

Недостаток в средних специальных учебных заведениях, готовящих работников гостиниц.

- Всего 20% от общего количества обучающихся проходят подготовку для занятия позиции линейного персонала.

Отсутствие полного понимания со стороны отраслевого рынка в необходимости специального образования.

- При явном дефиците квалифицированных кадров выпускники вузов занимают лишь третье место в кадровой структуре предприятий

Низкий профессиональный уровень выпускников учебных заведений.

- Недостаток практических навыков выпускников;

1 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс] / RUSSIATOURISM.RU. Офиц. сайт Федер. агентства по туризму РФ. 2008. Режим доступа: http:www.russiatourism.ru/files/STRATEGIA.doc

- завышенные требовании выпускников к должности и заработной плате;

- отсутствие осознания выбора профессии;

- недостаток коммуникативных навыков и навыков продаж.

Непосредственно в сфере туристского и гостиничного образования

выдвигаются две системные проблемы: отсутствие практико-

ориентированного образования, что приводит к низкому профессиональному уровню выпускников и отсутствие четких запросов рынка, как в количестве, так и в качественных характеристиках специалистов.

В данном контексте наблюдается практически полное отсутствие инновационной инфраструктуры в гостиничной индустрии России, за исключением единственной в этом роде учебно-тренинговой гостиницы в Москве. Как отмечает генеральный директор гостиницы А.В.Чернышев, деятельность гостиницы направлена на создание качественно новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области гостеприимства, адаптированной к постоянно возрастающим требованиям со стороны туристов и соответствующей современным стандартам обучения, активно внедряющей лучший отечественный и зарубежный опыт в повседневную практику

специалистов1.

Тем не менее, как показывает практический опыт работы учебнотренинговой гостиницы, сама инфраструктура гостиницы не может быть рассмотрена как инновационная в силу низко-затратной оснащенности, а также отсутствия современных информационных технологий в организации производства гостиничных услуг и отсутствия системного подхода в обучении. Этот существенный недостаток не позволяет в гостинице реализовать основную целевую функцию инновационной

инфраструктуры - приобретение практических навыков и опыта с целью участия в дальнейшем в производстве конкурентоспособных и

наукоемких, в том числе информационно и технически оснащенных гостиничных услуг.

Таким образом, по нашему убеждению, в настоящее время как таковая инновационная инфраструктура, включающая систему

подготовки и переподготовки кадров в гостиничном бизнесе России, отсутствует, несмотря на все возрастающие требования со стороны потребителей гостиничных и туристских услуг и, следовательно, возникающие проблемы, связанные с потребностью повышения уровня

1 Чернышев, А. В. Подготовка кадров в индустрии гостеприимства: из опыта ОАО «Учебно-тренинговая гостиница» // Отель. 2008. №8. С. 28.

квалификации действующих кадров и роста их инновационной составляющей.

И поэтому необходимость революционного перелома в сфере гостиничного образования и становлении инновационной инфраструктуры очевидна. По нашему мнению, основными мерами для этого должны стать повышение роли практической подготовки на базе инновационной инфраструктуры, в том числе учебных гостиниц и центров, использование интегрированной тренинговой базы и программ сотрудничества субъектов инновационного образования.

Библиография

Алексеенко А. В. Высшее образование в Швейцарии // Отель. 2007. № 5. С. 60-66.

Алексеенко А. В. Гостиничный менеджмент: made in Holland / // Отель. 2007. № 7. С. 68-74.

Бекетов Н.В. Факторы инновационной конкурентноспособности развития российской экономики // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 59-66.

Белая книга. Еврообразование. М.: Стратегия, 2003. 52 с.

Бердашкевич А.П. Будущее российских инноваций // Эко. 2000. № 2. С. 57-68.

Бикбова В. Е. Консьерж-служба [Электронный ресурс] / Quintessentially -элитная консьерж-служба. М., 2009. Режим доступа:

http://www.prohotel.ru/

Волкова Е. Школа дворецких [Электронный ресурс] / Международная ассоциация профессиональных батлеров. М., 2009. Режим доступа: http://www.butlersguild.com/

Вчерашний Р.А, Сухарев О. Инновации - инструмент экономического развития // Инвестиции в России. 2000. № 11. С. 22-32.

Дубко А. Семь «Золотых ключей» консьержей [Электронный ресурс] / Золотые ключи консьержей. 2009. Режим доступа:

http://www.worldbesthotels.ru/com/

Ким Д. И. Реформа образования в Корее и его финансовое обеспечение // Социально-гуманитарные знания. 2007. №2. С. 24-25.

Ким Е. В. Высшие учебные заведения в Корее в условиях совместного управления центров и регионов // Проблемы Дальнего Востока. 2007. №2. С.13-18.

Кобрин Ю. Инновации - условие конкурентоспособности // Экономист. 2004. № 12. С. 23-29.

Комков Н. И. Роль инноваций и технологий в развитии экономики и общества // Проблемы прогнозирования. 2003. № 3. С. 24-42.

Крыкин М., Краснобаев В. Формирование и реализация инновационного потенциала предприятия в финансово-экономической сфере // Финансовый бизнес. 2001. № 1. С. 29-32.

Кулешов В. В. Новые технологии: взгляд экономиста // Эко. 2000. № 1. С. 102-111.

Ридер В.А. Организация и финансирование инновационного процесса в Австрии // Патенты и лицензии. 1998. № 3. С. 41-43.

Сакун Л. В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира [Электронный ресурс] / Туристическая

библиотека. 2004. Режим доступа: http://

www/tourlib.net/books_tourism/sakun.htm

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015

года [Электронный ресурс] / RUSSIATOURISM.RU. Офиц. сайт Федер.

агентства по туризму РФ. 2008. Режим доступа:

http:www.russiatourism.ru/files/STRATEGIA.doc

Трофимова Н. Е. Новости со всего мира // Отель. 2005. № 6. С. 50-52.

Тюрина А.В. Инвестиции в инновации: мировой опыт и российские

реалии // Финансы и кредит. 2000. № 6. С. 11-18.

Фурсенко А. А. О перспективах развития образования [Электронный ресурс] / Мин. образ. и науки РФ. М., 2005. Режим доступа: http://www/mon.gov.ru/ ruk/vinistr/dok/1383/

Чернышев А. В. Подготовка кадров в индустрии гостеприимства: из опыта ОАО «Учебно-тренинговая гостиница» // Отель. 2008. №8. С. 2730.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.