Г. А. Гомилевская1
ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТ В ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЕ
Ключевым вопросом совершенствования инновационной деятельности гостиничных предприятий является развитие действующих и создание новых объектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих не только перспективные инновационные разработки вплоть до завершающей фазы инновационного цикла, но и подготовку инновационных кадров, способных реализовать новые проекты. В контексте отмеченной проблемы автором рассматриваются вопросы теории и практики развития кадрового и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в мировой и отечественной индустрии гостеприимства.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность гостиничных предприятий, инновационная инфраструктура, кадровое обеспечение инновационной деятельности, учебно-тренинговая гостиница.
Инновационный процесс осуществляется в определенной экономической среде, которая формируется под влиянием множества факторов. В области инновационной политики немаловажную, а зачастую, и главную роль здесь играют государственная политика инноваций, промышленная и научная среда общества, направленные, прежде всего, на построение национальной инновационной системы (НИС), модель которой представлена на рис. 1.
В данной системе сочетаются исследовательская среда, промышленная конкурентная среда, а также механизм, организующий, с одной стороны, трансфер знаний, а с другой, - ориентацию
исследовательской среды на удовлетворение возникающих инновационных потребностей развития производства. На наш взгляд, НИС обеспечивает, прежде всего, создание и поддержание
1 Галина Александровна Гомилевская, Доцент кафедры туризма и гостиничноресторанного бизнеса Института Сервиса, моды и дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г Владивосток, Приморский край, 690014, Россия E-mail: [email protected].
инновационной инфраструктуры, позволяющей генерировать инновации в обществе и производственной среде.
НИС
Производство знаний
Трансфер знаний
Применение знаний
Наука Образование Предпринимательская
► среда
Рис. 1. - Модель национальной инновационной системы
Источник: Бекетов Н.В. Факторы инновационной
конкурентоспособности развития российской экономики // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 65.
Отмечая роль государства в развитии инноваций, нельзя не отметить, что Россия стоит в самом начале пути построения национальной инновационной системы. В то же время в последние годы в экономической политике государства наметились определенные сдвиги, связанные с попыткой регламентирования и стимулирования инновационных процессов. В Российской Федерации принят целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих инновационную деятельность, однако, по нашему мнению, механизм практической их реализации далеко не совершенен. Основная проблема заключается в бессистемности, отсутствии взаимодействия инновационных и государственных структур, низком уровне стимулирования инфраструктуры, наличии административных барьеров и прочее, что подтверждается другими исследованиями1.
В России основой государственной инновационной политики является становление жесткой государственной инфраструктуры с бюджетным финансированием, при этом основными получателями бюджетных средств на исследования, связанные с фундаментальными разработками, являются преимущественно отделения Российской Академии Наук, иные академические структуры, отраслевые министерства. В развитых же странах инновационные проблемы решаются в основном методами стимулирования (табл.1).
Таблица 1
1 См. например: Бердашкевич А.П. Будущее российских инноваций: // Эко. 2000. № 2. С. 57-68; Вчерашний Р.А., Сухарев О. Инновации - инструмент экономического развития: // Инвестиции в России. - 2000. № 11. С. 22-32; Кобрин Ю. Инновации - условие конкурентоспособности // Экономист. 2004. № 12. С. 23-29.
Государственное регулирование и поддержка инновационной ____________ деятельности в разных странах__________________
Страны Направления и меры
США - акцент на государственной поддержке малых предприятий - высокие объемы финансирования НИОКР, сопоставимые с объемом инвестиций в основной капитал
Великобритания - налог на прибыль для стартующих инновационных компаний снижен с 20% до 1% - поднят уровень не облагаемых налогом инвестиций - снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций
Австрия поддержка ряда федеральных фондов и программ
Г ермания создание сети региональных инновационных фондов и универсальных кредитно-финансовых комплексов с концентрацией корпоративной деятельности вокруг ведущих банков
Японии и страны ЮгоВосточной Азии приобретение перспективных высокотехнологичных нововведений на последней дорыночной стадии
Источники: Бердашкевич А.П., С. 59; Кобрин Ю., С. 24; Крыкин М., Краснобаев В., С. 31; Ридер В.А. С. 41; Тюрина А.В., С. 11-18.
Помимо непосредственно государственного регулирования инновационной деятельности основной проблемой развития инноваций являются «система, производящая знания», уровень современной науки и изобретательская активность экономики. Данная проблема, на наш взгляд, лежит в плоскости непосредственного обеспечения условий реализации инновационных процессов, что напрямую связано с созданием и развитием инновационной инфраструктуры. На основе комплексного исследования нами предложена систематизация видов инновационной инфраструктуры (рис. 2).
Предложенная классификация основывается на комплексном подходе, включающем в инновационную инфраструктуру как предприятия, осуществляющие создание на всех стадиях цикла инновационные продукты, так и финансовые организации, учреждения по подготовке инновационных кадров, научно-исследовательские, консалтинговые и информационные структуры.
Что касается подготовки и переподготовки кадров в области инновационного менеджмента, то в России до сих пор отмечается серьезный недостаток кадров в этой сфере, что, безусловно, препятствует
протеканию и интенсификации инновационных процессов. Отсутствие подобной системы является ключевой проблемой в развитии инновационной деятельности. В этой связи академик В.В.Кулешов предупреждает о так называемой «утечке мозгов», как серьезной проблеме для экономики России1. Автор подчеркивает, что согласно авторитетному исследованию, проведенному в Швейцарии, Россия по научной и интеллектуальной иммиграции находится на первом месте из 34 стран, подвергшихся обследованию. Тем не менее, следует признать, что, начиная с 2004 года, государство активно стремится к повышению эффективности образования в стране, при этом особое внимание уделяется высшей школе, в том числе организационным изменениям в сфере интеграции науки и образования.
Рис.2 - Виды инновационной инфраструктуры Заметим, что использование инновационного механизма в процессе формирования социально-научного общества затрагивает как институциональные, так и рыночные инструменты2. Если государство должно проводить планомерную политику в области интеграции образовательной, научной и производственной сфер, то рыночный подход, на который обратили внимание исследователи Р. Вчерашний и О.Сухарев, связан со смещением «акцентов с прав собственности на приобретение новых знаний и умелое распоряжение старыми»3. На наш
1Кулешов, В. В. Новые технологии: взгляд экономиста // Эко. 2000. № 1. С. 107.
2Бекетов Н. В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития российской экономики // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 60.
3Вчерашний Р. А. С. 23
взгляд, преобразования в образовательной среде во многом связаны также с изменениями в структуре самого производства, где все большее место занимают отрасли информации и услуг. В этой связи авторами отмечается, что к 2010 г. всего лишь 10% валового национального продукта США будет создаваться в сфере производства.
Таким образом, в современном мире происходят изменения, которые значительно влияют на сущность и существование высшего образования. Меняются не только формы функционирования и методы реализации учебного процесса, переосмысливаются сами цели и задачи образования, переутверждаются его базовые ценности.
В качестве основных тенденций, меняющих облик и содержание образования, можно назвать:
- рост взаимозависимости стран и регионов, который принят обозначать термином «глобализация», и изменение в этой связи роли государства;
- возрастание значимости знаний как ресурса экономического и культурного развития, которое фиксируется в концепции экономики, основанной на знаниях;
- революция в информационных и коммуникационных технологиях, изменяющая способы трансляции знаний и педагогические методики;
- развитие глобального рынка труда, предъявляющего новые требования к личностным качествам и профессиональным навыкам специалистов.
Одним из важнейших условий инновационного развития является повышение общеобразовательного и профессионального уровней рабочей силы, в том числе в области подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, адекватной оценки стоимости рабочей силы1. В этой связи, на наш взгляд, сегодня критически важным оказывается создание прочных связей между отраслями производства знаний (наукой), трансляции знаний (образованием) и применения знаний (экономикой). Представленная триада (наука-образование-экономика) - новое явление для сферы образования, которая тесно связана была лишь с наукой.
Следует отметить, что образование и инновационная инфраструктура в гостиничной сфере тесно взаимосвязаны. Так, следуя традиционной классификации, одними из основных объектов инновационной инфраструктуры в гостиничной сфере являются различные учебные центры при гостиницах, учебно-тренинговые гостиницы, школы и университеты гостиничного бизнеса, независимые центры по подготовке и переподготовке кадров в области гостеприимства.
1 Белая книга. Еврообразование / ЕИКОБГР. М.: Стратегия, 2003. С.12.
- 181 -
В настоящее время инновационная инфраструктура в гостиничной индустрии активно развивается во всем мире, тем не менее, центром инновационных форм туристского и гостиничного образования является Европа. Согласно данным Европейской ассоциации образования Биго&р типичными представителями европейского образования являются1 :
1) Немецкая система - специалист-практик;
2) Английская система - менеджер-теоретик;
3) Французская система - профессиональные навыки плюс базовые теоретические знания.
В немецкой системе после 3-х летнего базового обучения молодой специалист сначала не менее 2-х лет работает на различных предприятиях, а затем в целях самосовершенствования получает дальнейшее образование с четкой операционной ориентацией в школе гостиничного бизнеса. Диаметрально противоположной является английская система, которая, в основном, базируется на обучении в аудитории и ориентировано на те позиции, где осуществляется управление, организация и контроль. Тем не менее, гостиничные школы Великобритании находятся в постоянном контакте с профессионалами гостиничной отрасли и научно-исследовательскими учреждениями2.
Французская система сочетает в себе обе предыдущие системы на всех уровнях подготовки: соединяет в себе последовательность
стажировок и обучения в школе в целях подготовки практиков как низкой ступени, так и для подготовки кадров среднего звена.
Такие страны как Швейцария, Голландия, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия также являются ведущими по внедрению инновационных методов обучения гостиничному бизнесу.
В Европе признанным лидером в области использования инновационной гостиничной инфраструктуры в сфере образования является Швейцария3. Здесь практической базой гостиничного образования являются обучающие отели (отель HIM в структуре школы IHTTI, отель SHMS); традиционные отели в Швейцарии и других странах (школы HTM, CRCS, Glion); целый учебный курорт (школа SHMS University Centre Leysin). В Голландии также расположены известные в
1 Сакун, Л. В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира. [Электронный ресурс] / Туристическая библиотека. 2004. Режим доступа: http:// www/tourlib.net/books_tourism/sakun.htm
2 Алексеенко А. В. Высшее образование в Швейцарии // Отель. 2007. № 5. С. 60-66; Алексеенко А. В. Гостиничный менеджмент: made in Holland // Отель. 2007. № 7. С. 6874.
3 См. например: Ким Е. В. Высшие учебные заведения в Корее в условиях совместного управления центров и регионов // Проблемы Дальнего Востока. 2007. №2. С.13-18; Трофимова Н. Е. Новости со всего мира // Отель. 2005. № 6. С. 51.
сфере гостиничного образования школы, одна из которых ЦРЕ действует на базе гостиницы и имеет широкую сеть филиалов в Катаре, ЮАР, Таиланде и Китае. Интересным видится также опыт Ирландии в использовании инновационной гостиничной инфраструктуры в образовательном процессе, где, к примеру, на базе американского колледжа в Дублине предоставляется максимальное время практической подготовки по сравнению со всеми исследованными нами инновационными структурами в гостиничной сфере.
США, являясь мировым лидером по доходам от туризма и по индексу образованности населения, занимает одно из лидирующих мест по качеству образования в сфере туризма и индустрии гостеприимства, обилию бизнес-школ, а также наличию специализированных отделов и кадровых агентств при образовательных учреждениях, объединенных единой информационной системой с организациями туриндустрии и занимающихся трудоустройством молодых специалистов, которые.
Туристское образование в странах Азии имеет тенденцию заимствования образовательных программ США и европейских стран. Так, образовательная система в туризме и гостиничной сфере Кореи, как одной из наиболее развитых в Северо-Восточной Азии, характеризуется большой численностью различных учебных заведений, однако до сих пор не имеет ясного понимания требований к работнику туристской индустрии. В Китае образовательные программы в туристской сфере предоставляют 1100 учебных заведений, однако процент занятых в туризме со средним профессиональным образованием и выше составляет всего 24%. В Индии лидер туристского образования институт гостиничного менеджмента БАВУА активно взаимодействует с гостиничной ассоциацией США, а в странах Ближнего Востока наиболее представительным считается Институт подготовки специалистов, научных исследований и оперативных консультаций в сфере туризма (Ш8ТЯО8Т), который сотрудничает с университетом в Страсклайде (Великобритания).
В сфере туристского и гостиничного образования действуют различные общественные организации, и большинство школ гостиничного менеджмента являются членами образовательных, туристских и гостиничных ассоциаций. Так, Всемирная туристская организация объединила 17 высших учебных заведений мира в единую систему подготовки мастеров бизнес-администрирования (МБА) Помимо школ при гостиницах и университетов гостиничного менеджмента в структуру инновационной системы входят также клубы по подготовке персонала в униформе, в том числе службы и клубы профессиональных
консьержей и дворецких, где лидерами являются Нидерланды и Англия1. Наиболее ярким примером инновационной инфраструктуры в сфере подготовки персонала в униформе является школа по обучению консьержей «^ш^евБепйаПу» со штаб-квартирой в Лондоне и представительствами в Кейптауне, Гонконге, Дубае, Осло и Каннах.
Анализ совокупности исследовательских материалов А.В. Алексеенко, В.Е.Бикбовой, Е.Волковой, А.Дубко, Дж.И.Ким, Е.В.Ким, Л.В.Сакун Н.Е.Трофимовой позволяет оценить спектр инфраструктуры инновационной деятельности в мировой индустрии гостеприимства (таблица 2).
Таблица 2
Инновационная инфраструктура в мировой индустрии
гостеприимства
Образовательные учреждения Тип инновационной инфраструктуры Принцип использования инновационной инфраструктуры
Швейцария
IHTTI Школа внутри действующего отеля Различные программы обучения
Swiss Hotel management School (SHMS) Учебная гостиница 5-ти месячное теоретическое обучение и оплачиваемая практика
The School of International hotel and tourism management (HTM) Привлечение двух действующих отелей 20 недель обучения и 20-24 недели практики
SHMS University Centre Leysin Учебный курорт Швейцарско-британская программа совместно с University of Derby
Hotel Institute Montreux Учебная гостиница Обучение полностью состоит из практических занятий внутри отеля
1 См. например: Бикбова В. Е. Консьерж-служба [Электронный ресурс] / Quintessentially - элитная консьерж-служба. М., 2009. Режим доступа: http://www.prohotel.ru/; Волкова Е. Школа дворецких [Электронный ресурс] / Международная ассоциация
профессиональных батлеров. М., 2009. Режим доступа: http://www.butlersguild.com/; Дубко А. Семь «Золотых ключей» консьержей [Электронный ресурс] / Золотые ключи консьержей. 2009. Режим доступа: http://www.worldbesthotels.ru/com/; Образование в России в 2007 году: статистический бюллетень [Электронный ресурс] / Федер. агентство по образованию. 2008. Режим доступа: http:// www/ 85.142.21.62/obr2007.pdf; Фурсенко А. А. О перспективах развития образования [Электронный ресурс] / Мин. образ. и науки РФ. - М., 2005. Режим доступа: http://www/mon.gov.ru/ ruk/vinistr/dok/1383/
Glion Institute of Higher Educatio Привлечение гостиничных цепей Accjr, Four Seasons, Hyatt Int scaffolding-принцип: пвлечение консультантов, высокая степень трудоустройства (90%)
Cesar Ritz Colleges Switzerland. Привлечение действующих отелей в Швейцарии и других странах Объединение практического швейцарского и университетского американского образования
Г олландия
Maastricht Hotel Management School University of Professional Education «Zuyd» Учебная гостиница на базе старинного замка Общая продолжительность стажировки - 10 месяцев
Institute of international Hospitality Management University of professional Education Институт на базе гостиницы Wyswert 4* Практическая подготовка на базе учебной гостиницы и за рубежом в филиалах института. Привлечение старшекурсников к обучению
Ирландия
American College Dublin Привлечение действующих отелей Программа практической подготовки совместно с Американской ассоциацией отелей
Griffith College Dublin Привлечение действующих отелей Структура обучения строится на комбинировании теории и практики
Корея
Университет иностранных языков Уеде Собственная гостиница и ресторан Практическая подготовка на базе гостиницы. Сотрудничество с более, чем 60 университетами мира
Университет Ханян Несколько гостиничных предприятий, ресторан, кафе, Сочетание теоретических программ и практической подготовки на базе гостиничных предприятий
туристская фирма
Университет Коре Привлечение действующих отелей Широкий спектр курсов различной направленности
Источники: труды А.В.Алексеенко, В.Е.Бикбовой, Е.Волковой, А.Дубко, Дж.И.Ким, Е.В.Ким, Л.В.Сакун, Н.Е.Трофимовой.
Как следует из представленного выше обзора, образование в гостиничной сфере во всем мире имеет схожие черты:
- туристское образование разделяется по принципу превалирования в процессе обучения практики или теории;
- в системах теоретической направленности делается акцент на практическом применении знаний и умений, большинство школ и университетов имеют интегрированную тренинговую базу для студентов;
- наблюдается тенденция международного сотрудничества университетов в целях повышения качества подготовки специалистов.
Россия находится на уровне развитых стран по уровню образования населения. Именно благодаря образованию Россия занимает сегодня 57-е место в мире по уровню развития человеческого потенциала (Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Тем не менее, в последнее десятилетие стало очевидным, что российская система образования не удовлетворяет требованиям современного мира, многочисленные исследования показывают, что выпускники не владеют необходимыми практическими навыками, долго адаптируются в рабочих условиях.
По утверждению министра образования Российской Федерации А.А.Фурсенко перестройка системы профессионального образования в направлении повышения ее соответствия требованиям рынка и запросам образовательных услуг стала одним из ключевых направлений Программы модернизации российского образования. Ранее система российского профессионального образования строилась на трех уровнях, включавшая высшее, среднее профессиональное и начальное профессиональное образование. Модернизация системы профессионального образования основывается на ряде взаимосвязанных принципов: непрерывности профессионального образования, повышении его качества, обеспечении инвестиционной привлекательности и доступности качественного общего образования.
Что касается развития профессионального образования в туристской сфере, то быстрые темпы развития туристской индустрии в России обусловили появление большого количества учебных заведений. По данным Министерства образования РФ, в настоящее время кадры для туризма готовят более 300 высших и средних учебных заведений в
стране1. Однако, по мнению экспертов в сфере туристского и гостиничного образования, несмотря на экстенсивный характер его развития, выделяется ряд проблем, связанных преимущественно с несбалансированностью рынков труда и образовательных услуг (табл.3).
Проблемы российского профессионального образования, их
характерные черты и последствия
Отсутствие мониторинга потребностей учреждений гостиничного бизнеса в специалистах различного профиля.
- Избыток выпускающихся специалистов-менеджеров в
соответствии с наличием вакантных мест по данной позиции;
- невостребованность существенной доли специалистов;
- снижение престижа профессии менеджера.
Отсутствие системы объективной рейтинговой оценки профильных учебных заведений.
- Дезориентация молодежи при выборе учебного заведения. Отсутствие практико-ориентированного обучения в НПО, СПО, ВПО, чрезмерная академичность профильного образования при явном недостатке практических навыков.
- Отсутствие системы привлечения к преподаванию работников гостиничных предприятий;
- выпуск учебников и учебных пособий, составленных преподавателями, не имеющими практического опыта работы в туризме;
- формальный характер курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов;
- отсутствие практико-ориентированной образовательной
инфраструктуры.
Недостаток в средних специальных учебных заведениях, готовящих работников гостиниц.
- Всего 20% от общего количества обучающихся проходят подготовку для занятия позиции линейного персонала.
Отсутствие полного понимания со стороны отраслевого рынка в необходимости специального образования.
- При явном дефиците квалифицированных кадров выпускники вузов занимают лишь третье место в кадровой структуре предприятий
Низкий профессиональный уровень выпускников учебных заведений.
- Недостаток практических навыков выпускников;
1 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс] / RUSSIATOURISM.RU. Офиц. сайт Федер. агентства по туризму РФ. 2008. Режим доступа: http:www.russiatourism.ru/files/STRATEGIA.doc
- завышенные требовании выпускников к должности и заработной плате;
- отсутствие осознания выбора профессии;
- недостаток коммуникативных навыков и навыков продаж.
Непосредственно в сфере туристского и гостиничного образования
выдвигаются две системные проблемы: отсутствие практико-
ориентированного образования, что приводит к низкому профессиональному уровню выпускников и отсутствие четких запросов рынка, как в количестве, так и в качественных характеристиках специалистов.
В данном контексте наблюдается практически полное отсутствие инновационной инфраструктуры в гостиничной индустрии России, за исключением единственной в этом роде учебно-тренинговой гостиницы в Москве. Как отмечает генеральный директор гостиницы А.В.Чернышев, деятельность гостиницы направлена на создание качественно новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области гостеприимства, адаптированной к постоянно возрастающим требованиям со стороны туристов и соответствующей современным стандартам обучения, активно внедряющей лучший отечественный и зарубежный опыт в повседневную практику
специалистов1.
Тем не менее, как показывает практический опыт работы учебнотренинговой гостиницы, сама инфраструктура гостиницы не может быть рассмотрена как инновационная в силу низко-затратной оснащенности, а также отсутствия современных информационных технологий в организации производства гостиничных услуг и отсутствия системного подхода в обучении. Этот существенный недостаток не позволяет в гостинице реализовать основную целевую функцию инновационной
инфраструктуры - приобретение практических навыков и опыта с целью участия в дальнейшем в производстве конкурентоспособных и
наукоемких, в том числе информационно и технически оснащенных гостиничных услуг.
Таким образом, по нашему убеждению, в настоящее время как таковая инновационная инфраструктура, включающая систему
подготовки и переподготовки кадров в гостиничном бизнесе России, отсутствует, несмотря на все возрастающие требования со стороны потребителей гостиничных и туристских услуг и, следовательно, возникающие проблемы, связанные с потребностью повышения уровня
1 Чернышев, А. В. Подготовка кадров в индустрии гостеприимства: из опыта ОАО «Учебно-тренинговая гостиница» // Отель. 2008. №8. С. 28.
квалификации действующих кадров и роста их инновационной составляющей.
И поэтому необходимость революционного перелома в сфере гостиничного образования и становлении инновационной инфраструктуры очевидна. По нашему мнению, основными мерами для этого должны стать повышение роли практической подготовки на базе инновационной инфраструктуры, в том числе учебных гостиниц и центров, использование интегрированной тренинговой базы и программ сотрудничества субъектов инновационного образования.
Библиография
Алексеенко А. В. Высшее образование в Швейцарии // Отель. 2007. № 5. С. 60-66.
Алексеенко А. В. Гостиничный менеджмент: made in Holland / // Отель. 2007. № 7. С. 68-74.
Бекетов Н.В. Факторы инновационной конкурентноспособности развития российской экономики // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 59-66.
Белая книга. Еврообразование. М.: Стратегия, 2003. 52 с.
Бердашкевич А.П. Будущее российских инноваций // Эко. 2000. № 2. С. 57-68.
Бикбова В. Е. Консьерж-служба [Электронный ресурс] / Quintessentially -элитная консьерж-служба. М., 2009. Режим доступа:
http://www.prohotel.ru/
Волкова Е. Школа дворецких [Электронный ресурс] / Международная ассоциация профессиональных батлеров. М., 2009. Режим доступа: http://www.butlersguild.com/
Вчерашний Р.А, Сухарев О. Инновации - инструмент экономического развития // Инвестиции в России. 2000. № 11. С. 22-32.
Дубко А. Семь «Золотых ключей» консьержей [Электронный ресурс] / Золотые ключи консьержей. 2009. Режим доступа:
http://www.worldbesthotels.ru/com/
Ким Д. И. Реформа образования в Корее и его финансовое обеспечение // Социально-гуманитарные знания. 2007. №2. С. 24-25.
Ким Е. В. Высшие учебные заведения в Корее в условиях совместного управления центров и регионов // Проблемы Дальнего Востока. 2007. №2. С.13-18.
Кобрин Ю. Инновации - условие конкурентоспособности // Экономист. 2004. № 12. С. 23-29.
Комков Н. И. Роль инноваций и технологий в развитии экономики и общества // Проблемы прогнозирования. 2003. № 3. С. 24-42.
Крыкин М., Краснобаев В. Формирование и реализация инновационного потенциала предприятия в финансово-экономической сфере // Финансовый бизнес. 2001. № 1. С. 29-32.
Кулешов В. В. Новые технологии: взгляд экономиста // Эко. 2000. № 1. С. 102-111.
Ридер В.А. Организация и финансирование инновационного процесса в Австрии // Патенты и лицензии. 1998. № 3. С. 41-43.
Сакун Л. В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира [Электронный ресурс] / Туристическая
библиотека. 2004. Режим доступа: http://
www/tourlib.net/books_tourism/sakun.htm
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015
года [Электронный ресурс] / RUSSIATOURISM.RU. Офиц. сайт Федер.
агентства по туризму РФ. 2008. Режим доступа:
http:www.russiatourism.ru/files/STRATEGIA.doc
Трофимова Н. Е. Новости со всего мира // Отель. 2005. № 6. С. 50-52.
Тюрина А.В. Инвестиции в инновации: мировой опыт и российские
реалии // Финансы и кредит. 2000. № 6. С. 11-18.
Фурсенко А. А. О перспективах развития образования [Электронный ресурс] / Мин. образ. и науки РФ. М., 2005. Режим доступа: http://www/mon.gov.ru/ ruk/vinistr/dok/1383/
Чернышев А. В. Подготовка кадров в индустрии гостеприимства: из опыта ОАО «Учебно-тренинговая гостиница» // Отель. 2008. №8. С. 2730.