ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
УДК 378.14 : 640.4
М. Б. ДЮЖЕВА О. В. ЛУКИНА И. А. РАННИНЕН
Омский государственный университет путей сообщения
Омский государственный институт сервиса
Министерство по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ________________________________
Потребность в кадрах для гостиничных предприятий существенно возрастает с принятием Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». Гостиничным предприятиям необходимы подготовленные специалисты с определенным опытом работы. В рамках новых образовательных стандартов третьего поколения «Гостиничное дело» акцент делается на обладание компетенциями, как общекультурными, так и профессиональными, которые так необходимы для работы в гостиничных предприятиях. Образовательным учреждениям следует активно работать с гостиничными предприятиями для того, чтобы знать те требования, которые предъявляет работодатель к выпускникам учебных заведений.
Ключевые слова: гостиничное предприятие, образовательные стандарты, потребность в кадрах.
Гостиничным предприятиям необходимы подготовленные специалисты с определенным опытом работы. Однако выпускники вузов приходят на рынок труда с большим теоретическим запасом знаний и с недостаточными профессиональными навыками. Подготовка и обучение кадров — это вложение денежных средств и времени, которые необходимо рационально использовать, поэтому следует совершенствовать систему подготовки кадров для гостиничных предприятий с учетом требований рынка гостиничных услуг и выпускать из вузов уже хорошо подготовленных к практической деятельности специалистов. Таким образом, современные экономические условия требуют иного, нового подхода от образовательных учреждений к подготовке специалистов XXI века в сфере индустрии гостеприимства.
Проблема подготовки кадров для гостиничных предприятий широко обсуждается в рамках научно-практических конференций различного уровня. Выявляются различные причины слабой подготовленности выпускников к профессиональной деятельности.
Одной из основных причин, по мнению авторов статьи, является слабая ориентация Государственных образовательных стандартов на специализированную подготовку специалистов, которыми сейчас заполнен рынок труда для гостиничных предприятий и которыми так не довольны работодатели. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», в рамках которого предусматривалась специализация «Гостиничный сервис», как показывает анализ требований стандарта, ориентирован в основном на
теоретическую подготовку специалистов для туризма [1]. Для дисциплин специализации выделяется всего 2052 часа из 8262 часов теоретического обучения. Поэтому выпускники не обладают достаточными базовыми знаниями по блоку дисциплин специализации, практически не знакомы с организацией и технологией работы различных служб гостиниц, ресторанов, у них, как правило, отсутствуют навыки практической деятельности. Состав и содержание дисциплин специализации потребовал пересмотра и увязки с потребностями рынка труда в сфере гостеприимства и питания, с потребностями работодателей. Поэтому в рамках образовательных стандартов третьего поколения, утвержденных Минобрнауки РФ, предусматривается внедрение образовательных стандартов «Гостиничное дело» для бакалавров и магистров. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 101100 «Гостиничное дело» (квалификация (степень) бакалавр) был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 сентября 2010 г. №936 [2]. А стандарт для магистров по направлению «Гостиничное дело» утвержден приказом от 14 января 2011 года №11 [3]. Как видим, эти стандарты утверждены недавно, и какими будут результаты, покажет только время.
В 2011—2012 учебном году осуществлен только первый набор студентов по данным направлениям. Так, в Омском государственном институте сервиса в новом учебном году была набрана группа бакалавров по направлению «Гостиничное дело» в рамках двух профилей: «Ресторанная деятельность» и «Гостиничная деятельность» [4].
В рамках образовательных стандартов третьего поколения «Гостиничное дело» акцент делается не на получение знаний, умений и навыков, а на обладание компетенциями, как общекультурными, так и профессиональными, которые так необходимы для работы в гостиничных предприятиях. Возникает идея создания тренинг-гостиниц на базе высших учебных заведений по западному образцу, где студенты работают и учатся одновременно. В этом случае для них это возможность получить практический опыт.
А пока, для получения требуемых компетенций, гостиничные предприятия вынуждены «дотягивать» выпускников до требуемого уровня подготовки. Тренинговые программы обучения, обучение с отрывом от работы могут себе позволить только крупные компании и организации индустрии гостеприимства, малый бизнес не имеет таких финансовых возможностей, и им приходится применять обучение через наставничество, обучение на рабочем месте и т. д. В то же время и деньги, потраченные на подготовку молодых специалистов крупными компаниями, не гарантируют того, что они проработают более года в своей должности и не оставят ее в поисках более высокооплачиваемой работы в другой гостинице или даже в иной сфере бизнеса.
Интересен тот факт, что, согласно проведенному авторами статьи опросу, выпускники профильных учебных заведений при окончании обучения рассчитывают занять руководящую должность, плохо представляя себе, в чем же будут заключаться их должностные обязанности.
На наш взгляд, кратко, но достаточно хорошо описаны требования к персоналу гостиниц и иных средств размещения и его квалификации в Приложении 8 к «Системе классификации гостиниц и иных средств размещения» [5]. Это, прежде всего, требования к знанию иностранных языков, умению работать в автоматизированных системах. Несмотря на то, что классификация у нас в стране добровольная, требования к качеству услуг должны соблюдаться и в некатегорийных гостиницах. Для лучшего понимания должностных обязанностей сотрудников гостиниц необходимо студентам более внимательно относиться к должностным инструкциям, которые обязательно присутствуют в любой гостинице.
Одной из причин недостаточной подготовки кадров для гостиничных предприятий, авторы статьи видят в отсутствии сотрудничества предприятий гостиничного бизнеса с учебными заведениями. В отличие от Запада, где сотрудничество бизнеса и учебных центров стало очень популярным, широкого распространения в России данное сотрудничество не получило. В настоящее время взаимодействие гостиниц и учебных заведений, подготавливающих специалистов для гостиничной отрасли, сводится к прохождению студентами учебной, производственной и преддипломной практик на базе гостиниц.
Отсутствие отраслевого заказа на потребность в специалистах гостиничного сервиса приводит к хаотичности в численности и профессиональной направленности подготовки специалистов. учебные заведения практически работают «вслепую», т. е. готовят столько специалистов, сколько могут. Это усложняет трудоустройство молодых специалистов, не обеспечивает конкретных потребностей предприятий [6].
Следует обратить внимание, что среднесписочная численность работников, задействованных в го-
стиничном и ресторанном бизнесе на территории Омской области, достаточно большая, но снижается (табл. 1), как и оборот этих организаций (табл. 2), но при этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников гостиниц и ресторанов увеличивается (табл. 3) это связано, прежде всего, с сокращением штатной численности работников работающих в сфере индустрии гостеприимства [7]. Однако в Омске проектируется и строится несколько новых гостиниц, в результате чего повысится и потребность в кадрах (табл. 1—3).
Если же говорить о потребности в кадрах для гостиничных предприятий, то она существенно возрастает с принятием Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» [8]. Согласно постановлению Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644, на ее финансирование будет выделено 332 млрд руб.
Программа основана на кластерном подходе, когда на ограниченной территории сосредоточены предприятия и организации, специализирующиеся на разработке, производстве, продвижении и продаже туристского продукта, смежной деятельности. Такие туристско-рекреационные и автотуристские кластеры появятся в 25 регионах. Всего выделено 7 основных туристических направлений — Серебряное кольцо России, Золотое кольцо России, Юг России, Большая Волга, Сибирь, Прибайкалье и Дальний Восток.
В кластерах планируется строительство современных комфортабельных гостиниц и отелей, кемпингов, кафе и ресторанов, спортивных, развлекательных и торговых объектов, автостоянок и другой обеспечивающей инфраструктуры.
Программой предусмотрена работа по усовершенствованию системы подготовки кадров в сфере туриндустрии.
Основная часть финансирования программы — частные инвестиции, из федерального бюджета будет выделено 28,9% всей суммы, из региональных — 7,5%. Как гласит постановление Правительства РФ
Таблица 1
Среднесписочная численность работников (чел.)
отрасль 2007 2008 2009 2010
гостиницы и рестораны 7 592 8 432 7 453 6 921
Таблица 2
Оборот организаций (в фактически действовавших ценах, миллион руб.)
отрасль 2008 в % к 2007 2009 в % к 2008 2010 в % к 2009
гостиницы и рестораны 2 637,4 114,1 3 560,3 82,6 2 226, 4 86,2
Таблица 3
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников (руб.)
отрасль 2006 2007 2008 2009
гостиницы и рестораны 5 489,8 6 957,5 8 614,7 9 374,3
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)», инвестиционные проекты будут отбирать по конкурсу. Часть затрат по привлеченным кредитам и займам возместят инвесторам из федерального бюджета. Также предусмотрены субсидии регионам на софинансирование строительства обеспечивающей инфраструктуры [9].
Если все пойдет по плану, то въездной поток увеличится более чем вшестеро (до 23 млн человек к 2018 году), а отпуск в России будут проводить в полтора раза больше отдыхающих (45 млн). Соответственно, вырастет и объем рынка туристических услуг — в 4,7 раза, до 417 млрд рублей [10].
Таким образом, современные экономические условия требуют иного, нового подхода от образовательных учреждений к подготовке специалистов XXI века в сфере индустрии гостеприимства. Образовательным учреждениям следует активно работать с гостиничными предприятиями, для того чтобы знать те требования, которые предъявляет работодатель к выпускникам учебных заведений. В таких условиях возникает необходимость создать результативный учебный процесс соответствующий образовательному стандарту третьего поколения в сфере индустрии гостеприимства и требованиям работодателя. Для того, что бы решить ряд существующих общих проблем, необходима государственная поддержка учебных заведений в области подготовки кадров для индустрии гостеприимства, которая должна заключаться в создании условий для результативного взаимодействия профильных учебных заведений и представителей бизнеса. Для подготовки специалистов в сфере бизнеса гостеприимства необходимо создать объединение в рамках социального партнерства, в состав которого будут входить представители профессиональных участников индустрии гостеприимства, действующих и строящихся гостиниц, ресторанов, турагентсв и т. д., организаторов систем обучения, специалистов вузов, осуществляющих подготовку персонала для индустрии гостеприимства.
Библиографический список
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230500 (100103) Социально-культурный сервис и туризм, утвержден 27 марта 2000 г, № 293 (Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686). [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// eduscan.net/ standart/100103/ (дата обращения:
10.09.2011).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 101100 Гостиничное дело (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 сентя-
бря 2010 г. № 936. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// mon.gov.ru/files/materials/ 7576/10.08.05-101100m.pdf / (дата обращения: 10.09.2011).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 101100 Гостиничное дело (квалификация (степень) «магистр»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 года № 11. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// mon. gov.ru/dok/fgos/7200/ (дата обращения: 10.09.2011).
4. Сайт Омского государственного института сервиса. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.omgis. ru/ (дата обращения: 20.09.2011).
5. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 25 января 2011 г. N 35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.rg.ru/ 2011/03/17/ turiklassifikator-site-dok.html/ (дата обращения: 10.09.2011).
6. Дусенко, С. В. Современные подходы к повышению качества подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства / С. В. Дусенко, Е. С. Засимович / Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. матер. Всерос. науч.-пр. интернет-конф. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// labourmarket.ru/ conf4/ reports/dusenko.doc / (дата обращения: 28.09.2011).
7. Омская область в цифрах. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// omsk.gks.ru / (дата обращения: 20.09.2011).
8. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации /2011 — 2018 годы/» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// правительство.рф /gov/results/16241/ (дата обращения:
20.09.2011).
9. Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/ news/343879/ (дата обращения: 20.09.2011).
10. Латухина, К. А. Отпуск на родине / К. А. Латухина // Российская газета. Столичный выпуск. — 2011. —29 июля. — № 5541.
ДЮЖЕВА Марина Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Омского государственного университета путей сообщения.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] ЛУКИНА Ольга Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Гостиничное дело» Омского государственного института сервиса.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] РАННИНЕН Ирина Анатольевна, советник заместителя председателя Правительства Омской области, Министерство по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в издательство 23.12.2011 г.
© М. Б. Дюжева, О. В. Лукина, И. А. Раннинен