Научная статья на тему 'Аналитические основы состояния и развития малого предпринимательства в России как особой формы экономической активности'

Аналитические основы состояния и развития малого предпринимательства в России как особой формы экономической активности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес-климат / Всемирный банк / инвестиционная привлекательность / малый бизнес / предпринимательство / реальный сектор экономики / регион / развитие / экономическая активность. / business climate / World Bank / investment attractiveness / small business / entrepreneurship / real economy / region / development / economic activity.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эккерт Евгения Андреевна, Путилова Кристина Владимировна, Коротенко Виктория Евгеньевна

В статье определено место малого предпринимательства в государстве и в мировом рейтинге Всемирного банка. Проанализированы основные показатели, характеризующие уровень развития малых предприятий в стране. Выявлены сложности, с которыми сталкиваются субъекты малого предпринимательства в своей повседневной деятельности, и предложены мероприятия по их преодолению. Исследованы некоторые особенности построения эффективной системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности для субъектов малого бизнеса в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analytical foundations of the state and development of small entrepreneurship in Russia as a special form of economic activity

The article defines the place of small business in the state and in the world ranking of the World Bank. The main indicators characterizing the level of development of small enterprises in the country are analyzed. The difficulties faced by small business entities in their daily activities are identified, and measures to overcome them are proposed. Some features of the construction of an effective system of infrastructural support of entrepreneurship for small businesses in the regions are investigated.

Текст научной работы на тему «Аналитические основы состояния и развития малого предпринимательства в России как особой формы экономической активности»

к.э.н., доц. Эккерт Е. А., Путилова К. В., Коротенко В. Е.

(ЛГУ им. В. Даля, г. Луганск, ЛНР, evgesha94204@mail.ru)

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ КАК ОСОБОЙ ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

В статье определено место малого предпринимательства в государстве и мировом рейтинге Всемирного банка. Проанализированы основные показатели, характеризующие уровень развития малых предприятий в стране. Выявлены сложности, с которыми сталкиваются субъекты малого предпринимательства в своей повседневной деятельности, и предложены мероприятия по их преодолению. Исследованы некоторые особенности построения эффективной системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности для субъектов малого бизнеса в регионах.

Ключевые слова: бизнес-климат, Всемирный банк, инвестиционная привлекательность, малый бизнес, предпринимательство, реальный сектор экономики, регион, развитие, экономическая активность.

УДК 334.012(470)

Постановка проблемы. В современных условиях трансформационных преобразований в отечественной экономике важным этапом становления и динамичного функционирования финансовой системы является стабильное и целенаправленное развитие малого предпринимательства. Эффективное развитие малого предпринимательства выступает важнейшим показателем стабильности и прогрессивности экономического развития страны. Эффективное развитие малого предпринимательства выступает важнейшим показателем стабильности и прогрессивности экономического развития страны. Предпринимательство как особый вид экономической активности обеспечивает экономику страны определенным объемом ресурсов и способствует реализации имеющегося потенциала (в пределах своих возможностей).

Благодаря рациональному использованию имеющихся ресурсов, созданных условий малое предпринимательство выступает главным генератором новаторских и инновационных идей, стимулирующих рыночный механизм страны к устойчивому экономическому росту. С учетом клю-

чевой роли сектора малого предпринимательства в экономическом развитии отдельных территорий и государства в целом возникает потребность в определении особенностей его функционирования в современных рыночных, экономических и политических условиях, как особой формы экономической активности.

Анализ последних исследований и публикаций. Современные условия развития предпринимательства в России характеризуются разнообразными вызовами и сложностями. Большинство научных исследований направлено на изучение теоретико-практических аспектов функционирования малого предпринимательства.

Исследованию процессов становления, особенностей развития в экономической, политической и социальной плоскостях, а также направлений и перспектив дальнейшего функционирования малого предпринимательства посвящены труды многих отечественных и зарубежных учёных и исследователей. Учитывая значительное количество исследований в области деятельности малых предприятий, вопросы состояния и развития малого предпринима-

тельства как особой формы экономической активности по-прежнему остаются актуальными и требуют дальнейших исследований и разработок.

Целью статьи является исследование и обобщение основных положений, определяющих состояние и развитие малого предпринимательства в стране, как особой формы экономической активности.

Основные результаты исследования. Исторически так сложилось, что характер и способы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса, их оптимальные пропорции являются одним из ключевых признаков рыночной экономики.

Как показывает опыт и практика, наиболее экономически активным субъектом рыночного механизма является сектор малого предпринимательства, который, как правило, основан на мелкорозничном производстве, характеризуется свободой выбора (в пределах рынка) и задает темп экономического развития. Именно сектор малого предпринимательства «работает» в направлении насыщения рынка товарами и услугами (постоянного спроса), создания и реализации инноваций, рабочих мест и вносит значительный вклад в формирование конкурентной среды.

В развитых странах мира малое предпринимательство является одним из главных факторов улучшения политической и социальной стабильности общества, а Европейская хартия малого бизнеса определяет малое предпринимательство как «хребет экономики» [3].

История развития малого предпринимательства в России свидетельствует о том, что за годы, прошедшие после распада СССР, произошли значительные изменения в количественном и качественном составе механизмов развития малого и среднего предпринимательства. В России за последнее двадцатилетие был разработан и внедрен комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства.

Согласно рейтингу Всемирного банка, Doing Business [6], который еще называют

«индексом легкости ведения бизнеса», Россия в 2020 году заняла 28 место в рейтинге среди 190 стран мира и показала рост по 5 показателям сразу (табл. 1). Такого улучшения результатов удалось достичь посредством упрощения процедуры кредитования, изменений (в лучшую сторону) в процессах, связанных с получением разрешений на строительство, защиты миноритарных инвесторов, упрощения подключения к электросетям, льгот в сфере налогообложения.

Всемирный банк отметил, что Россия значительно упростила процедуры в области налогообложения. Введение электронной системы для уплаты налога с доходов физических лиц и упрощенной системы налогообложения стали факторами, которые позволили улучшить позиции России в указанном рейтинге.

Отметим, что рейтинг Doing Business — это ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности, который составляется на основе данных комплексного исследования состояния реформ в каждой из рассматриваемых стран (по состоянию на 2020 год — 190 стран) по 10 ключевым индикаторам [6]. Данные индикаторы используются для анализа экономических результатов и выявления успешности реформ и оценки их эффективности. На наш взгляд, ключевой индекс, определяемый на основании расчетов по 10 заданным параметрам, показывает лишь относительный прогресс государства, ведь, к примеру, если определенная страна прогрессировала быстро, а другие — еще быстрее, то ее место в рейтинге может при этом снизиться. Группа Всемирного банка в 2020 году в одном из своих многочисленных докладов осуществила анализ ряда государств на основании 10 индикаторов, что позволило оценить уровень благоприятности норм права для субъектов хозяйствования. Результатом проведенного анализа стала возможность расчета рейтинга ведения бизнеса.

Таблица 1

Мировой рейтинг «Ведение бизнеса — 2020» (составлено автором по материалам [5, 7, 8])

Год Страны Рейтинг по степени легкости ведения бизнеса Показатель благоприятности ведения бизнеса Количество реформ, направленных на улучшение ведения бизнеса Рейтинг создания предприятий Валовые инвестиции на душу населения, дол. США ВВП на душу населения, дол. США

2018 Новая Зеландия 1 86,55 1 1 10718,6 42572

2019 1 86,59 1 1 10570,1 43832

2020 1 86,8 0 1 9787,0 42583

2018 Сингапур 2 84,57 2 6 16316,7 100686

2019 2 85,25 2 3 15905,8 102431

2020 2 86,2 1 4 13145,0 99681

2018 США 6 82,54 2 48 13269,5 62770

2019 8 82,75 0 53 13876,4 65052

2020 6 84,0 3 55 13351,6 63078

2018 Великобритания 7 82,22 0 14 7775,5 48164

2019 9 82,65 1 19 7615,1 49576

2020 8 83,5 1 18 6816,8 45329

2018 Германия 20 79,0 0 113 10480,7 55077

2019 24 78,9 0 114 10308,2 56523

2020 22 79,7 1 125 9709,3 54551

2018 Франция 31 76,13 2 25 9909,8 48198

2019 32 77,29 3 30 9871,8 49769

2020 32 76,8 0 37 9276,9 46213

2018 Польша 27 77,30 0 120 3216,6 32532

2019 33 76,95 1 121 3109,8 34689

2020 40 76,4 1 128 2719,0 34226

2018 Турция 60 69,14 2 80 2768,0 29346

2019 43 74,33 7 78 2263,2 29719

2020 33 76,8 2 77 2338,1 30449

2018 Китайская Народная Республика 78 65,29 2 93 4262,4 15410

2019 46 73,64 7 28 4307,8 16564

2020 31 77,9 8 27 4454,1 17115

2018 Российская Федерация 35 75,5 3 28 2492,5 27386

2019 31 77,37 4 32 2632,8 28495

2020 28 78,2 3 40 2438,6 28171

2018 Индия 100 60,76 8 156 667,0 6670

2019 77 67,23 6 137 680,8 6966

2020 63 71,0 4 136 593,5 6532

2018 Украина 76 65,75 3 52 549,8 12725

2019 71 68,25 3 56 520,9 13447

2020 64 70,2 6 61 267,2 13196

2018 Иран 124 56,48 1 97 2029,4 15571

2019 128 56,98 2 173 2916,8 15467

2020 127 58,5 0 178 4309,4 15764

2018 Центральноафриканская Республика 184 34,86 0 188 123,3 476

2019 183 36,90 1 180 68,6 468

2020 184 35,6 1 181 90,9 481

Финансы, учет и аудит

Как известно, любой рейтинг базируется (состоит) из ряда индикаторов, которые закладываются в его основу и служат «фундаментом» для его формирования. Рейтинг благоприятных условий ведения бизнеса основан на расчете ряда показателей: от индикатора «регистрация предприятия» до индикатора «ликвидация предприятия».

Приведенные выше показатели предназначены для глубокого и системного анализа экономических результатов деятельности предприятий, оценки того, насколько успешным было реформирование ряда бизнес-процессов и был ли положительным эффект от проведенных реформ.

В докладе, который был представлен группой Всемирного банка «Ведение бизнеса — 2020», были значительно расширены области анализа для некоторых групп показателей и введены изменения в методологию расчета рейтинга 190 стран. Россия за 2018-2020 годы значительно улучшила свои позиции и за 2020 год повысила свой рейтинг со 31-го до 28-го места (рис. 1).

60

51

40

35

31 28

1

Российская Федерация ■ 2016 год ■ 2017 год ■ 2018 год ■ 2019 год ■ 2020 год

Рисунок 1 Место Российской Федерации по рейтингу Doing Business за 2018-2020 гг.

(составлен автором по материалам [7])

Следовательно, повышение позиции России в рейтинге Doing Business-2020 является положительным изменением в международной оценке ее бизнес-климата, но это вряд ли можно считать последним шагом по созданию благоприятного бизнес-климата, способствующего развитию малого и среднего предпринимательства в стране.

Согласно данным из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.11.2022 г. в стране было зарегистрировано 213036 субъектов хозяйственной деятельности, из них: 184360 юридических лиц и 28676 индивидуальных предпринимателей (табл. 2).

Количество малых предприятий не определяет эффективность функционирования данного сектора в стране, более важным показателем является количество занятых на этих предприятиях и объем произведенной ими продукции, ведь количество предприятий может быть минимальным, а количество занятых и объем произведенной продукции достаточно большим, и наоборот.

Таблица 2

Сведения о некоторых показателях, характеризующих развитие малого предпринимательства Российской Федерации (составлено автором по материалам [5, 7])

Финансы, учет и аудит

Показатели на 10.11.2018 на 10.11.2019 на 10.11.2020 на 10.11.2021 на 10.11.2022

Количество малых предприятий,

ед.: 252521 225396 217344 213312 213036

- юрлица; 224741 198821 190604 186120 184360

- ИП 27780 26575 26740 27192 28676

% к общему количеству предприятий 4,21 3,82 3,83 3,7 3,61

Сумма среднесписочной

численности работников, занятых у субъектов малого и 6564026 6200607 6144842 5832423 5959245

среднего предпринимательства

% к предыдущему году 93,3 94,46 99,1 94,92 102,17

Доля малого и среднего

предпринимательства в валовом 20,4 20,7 20,3 25 27,5

внутреннем продукте, %

Анализируя данные вышеприведенной таблицы 2, невозможно не обратить внимание на показатель среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, в 2022 г. их численность сократилась по сравнению с 2018 г. на 604781 тыс. человек или на 9,2 %, что свидетельствует о финансовых трудностях предприятий, которым в целях экономии пришлось провести сокращение штата. В целом же данные о развитии малого бизнеса в России выглядят весьма неоднозначно, из чего следует необходимость дальнейших исследований в заданном направлении.

Анализ и адекватная оценка в динамике структуры и характера распределения малых предприятий по видам экономической деятельности способствует пониманию специфики формирования и развития сектора малого предпринимательства в стране.

Государственная политика в сфере развития малого и среднего предпринимательства, находящаяся в рамках Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предусматривает регулярный стратегический мониторинг за деятельностью субъектов малого и средне-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го предпринимательства, который осуществляется раз в пять лет [1].

Анализ структуры малых предприятий по видам деятельности за 2015 и 2020 гг. представлен на рисунке 2. Данные рисунка 2 позволяют сделать ряд выводов:

- за пять лет наблюдается сокращение общего количества субъектов малого бизнеса;

- наиболее существенное снижение субъектов малого предпринимательства пришлось на сельское хозяйство (почти 50 %);

- в сфере торговли количество предприятий сократилось на 44 %.

Рассматривая реальный сектор экономики, видим, что более 50 % общего количества субъектов малого бизнеса занимаются торговлей (опт-розница). Большинству развитых стран присуща одна особенность, заключающаяся в том, что в структуре малого и среднего бизнеса по видам деятельности «львиная» доля принадлежит именно сфере торговли. Объясняется это достаточно просто. Торговля — это деятельность с низкой капиталоемкостью и быстрым оборотом, что является весьма благоприятными факторами для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, как правило, весьма ограничены в доступе к финансовым ресурсам.

Финансы, учет и аудит

Рисунок 2 Динамика количества малых предприятий по видам экономической деятельности

(составлен автором по материалам [5])

Последние годы оказали весьма неблагоприятное влияние на экономики многих стран, к сожалению, Россия не стала исключением. Пандемия СО"УШ-19, необоснованные санкции Запада привели к некоему обострению кризисных явлений в экономике страны, как следствие, мы увидели сокращение количества субъектов малого предпринимательства к настоящему времени.

Однако при этом наиболее приоритетные и крупные сферы бизнеса по видам деятельности показали рост объема реализованной продукции за 2015-2020 гг. (рис. 3). Анализируя структуру реализованной продукции сектора малого предпринимательства Рос-

сии по видам деятельности, виден рост доли малого предпринимательства в объемах реализованной продукции в ряде секторов, однако, несмотря на это, их удельный вес в общем объеме остается по-прежнему на низком уровне. О чем это свидетельствует? О том, что субъекты хозяйствования предпочитают вкладывать свои деньги (ресурсы) в непроизводственные отрасли, где вероятность получения прибыли значительно выше, чем в производственном секторе, при условии минимальных инвестиций на продолжительный временной период при условии достаточно высокого риска невозврата этих средств.

Рисунок 3 Сравнительная структура реализованной продукции малого предпринимательства России по видам деятельности (составлен автором по материалам [5])

Статистические данные свидетельствуют о том, что в странах ЕС количество трудоспособного населения, занятого в сфере малого и среднего предпринимательства, превышает 50 %, в Японии, например, данный показатель стремится к 80 %. Продукция малых предприятий формирует более 50 % ВВП стран «старой» Европы (Германия, Франция); свыше 30 — 40 % ВВП в странах «новой» Европы (Чехия, Словакия, Венгрия) [2].

Авторами уже была отмечена роль развития сектора малого предпринимательства в формировании эффективной экономики, как наиболее гибкой и динамичной формы жизни бизнес-сообщества. Так вот, одним из ключевых критериев экономического развития государства выступает рост показателя реального ВВП на душу населения.

В экономической литературе представлен ряд показателей, посредством которых можно определить уровень экономического роста страны и региона. Экономическое развитие регионов является важной составляющей экономического развития государства. Экономическое благосостояние региона в результате эффективного использования его ресурсного потенциала выступает индикатором экономического развития территории.

Существует немало проблем, связанных с экономическим ростом в регионах, требующих активного поиска путей и методов их решения среди которых:

- формирование в регионах собственной базы устойчивого роста;

- вовлечение инвесторов и улучшение структуры экономики;

- помощь в процессе развития региональным субъектам малого и среднего предпринимательства;

- защита интересов регионов внутри страны и за её пределами;

- разработка системы действенных налоговых льгот и стимулов;

- создание системы государственных гарантий в непосредственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Регион является непосредственной частью государства, соответственно достижение экономического роста в регионе будет способствовать экономическому росту страны, тем самым повышая благосостояние населения отдельной территории и государства в целом. Поэтому очень важно создать приемлемые условия для ведения и активизации предпринимательской деятельности в регионе в первую очередь.

Рассматривая особенности состояния и развития малого предпринимательства в России, как особой формы экономической активности, необходимо отметить, что существует ряд причин, сдерживающих темпы развития малого бизнеса в регионах. К основным из них отнесем:

- региональные программы по содействию и развитию предпринимательства не всегда реализуются в 100 % объеме;

- недостаточно эффективная система мониторинга за целевым использованием средств;

- слабый уровень кооперации субъектов малого, среднего и крупного бизнеса на региональном уровне.

Принимая во внимание приведенную выше информацию, появляется понимание того, что финансовая поддержка, реализуемая посредством различного рода региональных программ, была, есть и будет основным фактором, гарантирующим развитие малого предпринимательства на региональном уровне.

Однако факты — вещь упрямая, и данные о развитии предпринимательской среды показывают уменьшение объемов финансирования мероприятий региональных программ или вообще их отсутствие в отдельных регионах, что, в свою очередь, усугубляет негативное влияние экономического кризиса на малый бизнес и обусловливает цепную реакцию в ухудшении социально-экономической ситуации в регионах. Так, в частности, в проекте бюджета на 2024 г. предусмотрено сокращение субсидии в региональные бюджеты на господдержку МСП и физлиц, которые

Финансы, учет и аудит

применяют специальный налоговый режим. В 2024 году данную субсидию в бюджеты регионов планируют сократить ещё на 14,9 % — до 8,9 млрд рублей (минус 1,5 млрд) [6].

Необходимо отметить, что другой, не менее важной задачей региональных программ развития малого предпринимательства, помимо обеспечения финансово-кредитной поддержки развития малого предпринимательства органами местной власти, является вопрос формирования и развития современной инфраструктуры поддержки бизнеса. Именно в условиях посткризисного восстановления экономики страны значительную роль приобретает стимулирование развития предпринимательства, повышение системы его ресурсного, маркетингового, материально-технического, кадрового, информационно-консультационного обеспечения, что и является неотъемлемой функциональной составляющей инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и на основании мер региональных программ по содействию развитию малого предпринимательства в России, уже создано определенное количество учреждений такой инфраструктурной поддержки. Поддержка предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в национальном хозяйстве, одна из задач общегосударственной экономической политики. Разноплановость инфраструктурных элементов поддержки предпринимательства в стране свидетельствует об эффективности влияния на решение социально-экономических проблем в регионах и ускорении темпов развития малого предпринимательства.

Соответственно, для ускорения процесса развития отечественной экономики и с целью увеличения числа объектов инфраструктуры, поддерживающей предпринимателей малого бизнеса, авторами разработан комплекс мероприятий, направленный на их поддержку (рис. 4).

Рисунок 4 Основные мероприятия по поддержке малого предпринимательства

Вывод. Процесс активизации предпринимательской деятельности всегда был и будет вопросом первостепенной значимости в условиях эффективной экономики. Создание благоприятного финансового климата для формирования субъектов малого предпринимательства является действенным способом по решению первоочередных социально-экономических проблем. Современные реалии таковы, что в условиях ограниченных финансовых возможностей именно малый бизнес за счет повышения инфраструктурной поддержки в состоянии преодолеть возникающие проблемы. Проблемы в области финансов, материально-технического обеспечения, информационной, кадровой и организационной составляющих ведения бизнеса мо-

Библиографический список

гут и должны быть решены посредством формирования эффективной системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности.

Создание «рабочих» институтов инфраструктуры, проведение активных экономических реформ, стабильность в отношениях со странами-партнерами будут способствовать дальнейшему росту экономики, что в свою очередь повысит эффективность финансового обеспечения субъектов малого предпринимательства и поможет им преодолеть трудности, связанные с отсутствием достаточных знаний по вопросам ведения бизнеса, управленческого опыта, коммерческой информации, доступа к кредитам и т. п.

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. kremlin. ru/acts/bank/25971.

2. Корнева, Е. В. Факторы, влияющие на предпринимательскую активность региона [Электронный ресурс] / Е. В. Корнева, А. В. Корень. — Режим доступа: http://www.science-education. ru/120-16832.

3. Европейская хартия для малых предприятий: международный документ [Электронный ресурс] : [принято19.06.2000] // Официальный сайт Верховной Рады Украины. — Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=994_860.

4. Филобокова, Л. Ю. Методика интегральной оценки конкурентного потенциала малого предпринимательства региона / Л. Ю. Филобокова // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — Вып. 10. — С. 50-53.

5. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html.

6. Регионы России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gosrf.ru/biznes-ne-v-prioritete-v-proekte-byudzheta-na-2023-god-sokrashheny-rashody-na-razvitie-promyshlennosti-i-podderzhku-predprinimatelej.

7. Рейтинг экономик [Электронный ресурс] / Группа Всемирного Банка. — Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/home.

8. Статистика стран мира [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://svspb.net/danmark/vvp-stran-na-dushu-naselenija.php.

© Эккерт Е. А.

© Путилова К. В.

© Коротенко В. Е.

Рекомендовано к печати д.э.н., проф. каф. ЭУ ДонГТИ Коваленко Н. В.,

к.э.н., доц. каф. ЭУ ЛГУ им. В. Даля Кобзевой Е. В.

Статья поступила в редакцию 02.03.23.

Финансы, учет и аудит

PhD in Economics Ekkert E. A., Putilova K. V., Korotenko V. E. (LSUnamed after V. Dahl, Lugansk, LPR, evgesha94204@mail.ru)

ANALYTICAL FOUNDATIONS OF THE STATE AND DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA AS A SPECIAL FORM OF ECONOMIC ACTIVITY

The article defines the place of small business in the state and in the world ranking of the World Bank. The main indicators characterizing the level of development of small enterprises in the country are analyzed. The difficulties faced by small business entities in their daily activities are identified, and measures to overcome them are proposed. Some features of the construction of an effective system of infrastructural support of entrepreneurship for small businesses in the regions are investigated.

Key words: business climate, World Bank, investment attractiveness, small business, entrepreneurship, real economy, region, development, economic activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.