Научная статья на тему 'Альтернативное оценивание как средство повышения эффективности подготовки будущих учителей английского языка в вузе'

Альтернативное оценивание как средство повышения эффективности подготовки будущих учителей английского языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ОЦЕНКА / УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FORMATIVE ASSESSMENT / CASE STUDY / ROLE PLAY / PROFESSIONAL TEACHING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко М.В.

Статья посвящена проблеме организации учебного процесса с использованием различных видов альтернативной оценки успеваемости студентов. Данный вид оценки позволяет организовать взаимодействие группы студентов и преподавателя в рамках условий, наиболее приближенных к ситуации реального общения учитель-ученик(и), способствует формированию умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATIVE ASSESSMENT AS A MEANS OF TRAINING EFFICIENCY INCREASING FOR FUTURE TEACHERS OF ENGLISH

The article deals with the problem of the process of training on the basis of formative assessment use for estimating students’ progress. This type of assessment is aimed at organizing interaction of students and a teacher within the framework of conditions most close to those of real communication between teacher and pupil(s), it contributes to formation of skills necessary for effective carrying out of future professional teaching activity.

Текст научной работы на тему «Альтернативное оценивание как средство повышения эффективности подготовки будущих учителей английского языка в вузе»

УДК 372.881.111.1

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

М.В. Клименко

Статья посвящена проблеме организации учебного процесса с использованием различных видов альтернативной оценки успеваемости студентов. Данный вид оценки позволяет организовать взаимодействие группы студентов и преподавателя в рамках условий, наиболее приближенных к ситуации реального общения учитель-ученик(и), способствует формированию умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной педагогической деятельности. Ключевые слова: альтернативная оценка, учебная ситуация, ролевая игра, профессиональная педагогическая деятельность

Современные изменения в высшей школе России, участие в Болонском процессе, переход на двухуровневую систему профессиональной подготовки приводят к необходимости обновления не только учебных планов и содержания рабочих программ, но и внедрения качественно новых подходов к реализации высшего профессионального образования. В вузовской практике преподавания задействуются новые области гуманитарного знания и новые способы педагогической работы.

Признание в качестве основной ценности свободной и образованной личности ставит вопрос о качестве образования как неотъемлемой составляющей вхождения России в единое образовательное мировое сообщество. Здесь на первый план выходит проблема создания современной надежной системы оценивания, соответствующей международным стандартам.

Качество образования и технологии его оценивания являются предметом исследования многих ученых (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, B.A. Болотов, Д.С. Горбатов, Г.В. Гутник, Л.Н. Давыдова, Л.Г. Денисова, Л.В. Каменская, В.А. Качалов, М.Ф. Королев, Р.П. Мильруд, В.К. А.В. Нестеров, С.Г. Павлова, В.А. Пашков, Н.А. Селезнева, Т. А. Степанова, Т.А. Шабанов, Е.В: Яковлев, L. Bachman, P. Benson, R.C. Gardner, J. Lantolf, D. Lemov и др.). В методике обучения иностранным языкам также имеются значительные наработки в области контроля учебно-познавательной деятельности обучаемых (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Р.К. Миньяр-Белоручев, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, В.Л. Скалкин, А.П. Старков, С.Ф. Шатилов, D. Little, M.A. O'Malley, J. Norris, S. McDonough и др.). Однако в современной парадигме научного знания антропоцентрический подход к речевому общению фокусируется на понимании взаимосвязи языка и мышления, что делает отправной точкой педагогического процесса обучающегося. В случае же изучения иностранных языков студент непременно превращается в активного участника анализа этого процесса.

Для направления 05010062 «Педагогическое образование» лингвистическая подготовка рассматривается в качестве основы будущей профессиональной деятельности, так как главной целью обучения является развитие способности воспринимать и порождать иноязычную речь в соответствии с условиями речевой коммуникации. Но, с другой стороны, в процессе работы, как над языковыми дисциплинами, так и над дисциплинами профессионального цикла, необходимо создавать учебные ситуации, максимально приближенные к реальному процессу деятельности педагога с целью обучения студентов эффективным приемам и методам преподавания иностранного языка. И здесь на первый план выходит педагогическая составляющая подготовки будущего учителя иностранного языка. При этом такая дисциплина, как «Методика обучения и воспитания» позволяет в соответствии с содержанием программы проводимых практических занятий попытаться интегрировать полученные студентами в ходе изучения языковых предметов (практика устной и письменной речи английского языка, практическая грамматика, практическая фонетика) знания, умения и навыки использования английского языка с изучением эффективных способов, методов и приемов работы по обучению иностранному языку. Таким образом, в процессе проведения практических занятий по данной дисциплине студенты получают возможность выступать в роли учителя; проигрывать учебные ситуации, подобные ситуациям взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения на уроке английского языка в средней общеобразовательной школе.

И в данной ситуации необходимо выделить наиболее эффективные приемы и методы оценки деятельности студентов. Сегодня все больше и больше преподавателей наряду с традиционными формами оценки (контрольные работы, зачеты, экзамены, тесты и т.д.) применяют альтернативные виды оценки (formative assessment), стараясь систематизировать и упорядочить их. В отечественных и зарубежных научных и методических журналах за последние несколько лет опубликовано значительное количество работ, посвященных описанию, классификации и анализу практического применения альтернативных форм оценки на разных этапах обучения иностранным языкам. Исследователи рассматривают разные аспекты альтернативного оценивания, особенности его применения, преимущества и недостатки по сравнению с традиционными формами оценивания, представляют результаты собственной опытно-экспериментальной работы с альтернативным оцениванием в различных его формах. Альтернативное оценивание (formative assessment) представляет собой непрерывный процесс, объединяющий преподавание, обучение и собственно оценку. Обычно такая форма оценки используется на начальном и среднем этапах обучения. Ее основная задача это -способствовать оптимальному индивидуальному росту и развитию обучающегося, обеспечивать рефлексию в ходе этих процессов. То есть, проблема оценки приобретает в случае подготовки будущих учителей иностранного языка новое звучание, т.к. студент должен овладеть иностранным (в нашем случае - английским) языком не только как средством общения (English as a Foreigh Language), но и как средством профессиональной деятельности (English for Specific Purposes - teaching).

Непосредственная работа над лексикой классного обихода (Classroom English) ведется в рамках предмета «Методика обучения и воспитания». Именно поэтому нами была предпринята попытка внедрения элементов альтернативной оценки на этапе второго года изучения данной дисциплины (4 курс) с целью выявления еe влияния на уровень успеваемости студентов, их мотивацию к обучению и формирование педагогической составляющей будущего учителя английского языка.

В начале исследования необходимо было установить уровень владения студентами английским языком и способностью его применения в учебных ситуациях на момент продолжения работы над курсом «Методика обучения и воспитания», который на 4 году обучения предполагает детальное знакомство с аспектами обучения иностранным языкам (обучение фонетике, грамматике, лексике) и обучением различным видам речевой деятельности (продуктивным: говорению и письму; рецептивным: аудированию и слушанию). Предполагалось, что полученные данные помогут скорректировать формы и методы оценки их работы в процессе освоения курса «Методики обучения и воспитания». Предлагаемые вопросы затрагивали наиболее важные аспекты обучения иностранному языку в рамках подготовки будущих учителей, касающиеся способности студентов понимать английскую речь и объяснения преподавателя, выполнять его указания, осуществлять переспрос, работать в парах и группах, чувствовать себя комфортно у доски, наблюдать за работой в группах, отмечать сильные и слабые стороны, исправлять ошибки, используя лексику классного обихода и т.д.

После обработки полученных ответов нами было выявлено, что уровень владения языком достаточно высок, и большинство студентов (85%) не испытывают сложностей с пониманием речи преподавателя или же с оформлением собственного высказывания на английском языке (78%). Однако только 26% способны активно использовать лексику классного обихода, 17% - организовывать и контролировать, анализировать и оценивать как групповую, так и индивидуальную работу одногруппников при выполнении разного рода заданий в рамках изучения материала по курсу дисциплины «Методика обучения и воспитания». И лишь 45% опрошенных не испытывают сложностей эмоционального характера при выступлении с докладами на иностранном языке перед группой.

Таким образом, был выявлен недостаточный уровень готовности студентов к осуществлению преподавательской деятельности во время активной педагогической практики на 4 курсе и будущая профессия учителя английского языка. Для устранения имеющихся пробелов в учебный процесс были внедрены элементы formative assessment и выявлено их влияние на формирование уровня готовности выступать в роли учителя в учебных ситуациях, максимально приближенных к условиям реального обучения английскому языку учащихся в средней общеобразовательной школе. При этом в выполняемых заданиях каждого раздела и подразделов изучаемых тем был представлен педагогический элемент. Это необходимо для того, чтобы студенты наряду с основами по профильным дисциплинам получали базовые знания лексики классного обихода с целью формирования и развития у них навыков и умений организации общения с учениками на иностранном языке, способности заинтересовать и вовлечь в учебный процесс, руководить этим процессом, задействовать каждого в отдельности и весь класс в целом.

В качестве примера предлагаются следующие задания:

Work with the group. Ask your group mates in turn to answer the following questions. Work with the group. In chain practice asking and answering the following questions.

Для наиболее эффективной организации работы студентов по выполнению заданий педагогической направленности рекомендуется снабдить их списком слов и выражений, наиболее подходящих для той или иной ситуации общения в рамках STUDENT - GROUP или STUDENT - STUDENT.

Так, для начала работы по выполнению какого-либо задания, предполагающего участие в работе всей группы, предложенными моделями могут выступать следующие выражения:

Taking part Taking turns

Can you hear clearly/properly/OK? In turn, starting with Laura.

Am I speaking loud enough? Take it in turns, starting here.

If you can't hear, come a bit nearer/closer. One at a time, please.

При выполнении групповых заданий можно предложить модели-образцы такого плана:

Work in groups

Get into groups. Three students in/to each group.

For this activity, I'd like you to work in fours.

I'll divide/split the class up into five groups.

Find yourself a partner

Work together with a friend/your neighbour/the person next to you.

Team up with two other people to make a group of three.

Has everybody got a partner?

Наряду с заданиями-образцами в рамках изучения курса по «Методике обучения и воспитания эффективным методом альтернативной оценки выступает Peer assessment, когда работа отдельных студентов или выполнение группового задания оценивается не преподавателем, а другими студентами группы. Данный тип оценки можно применять при изучении тем о формировании фонетических, лексических или грамматических навыков. При этом каждому из студентов предлагается на заданный формат упражнения придумать конкретные задания. Так, образец упражнения по формированию грамматических навыков включает следующие задания по узнаванию и дифференциации грамматического явления, субституции, трансформации (преобразования касаются грамматики) [1].

Студентов делятся на пары, каждому из них отводится определенный период времени (от 10 до 15 минут) для подготовки своих примеров и их презентации партнеру. Наряду с образцами каждый студент в паре получает листы с критериями для оценивания: Observation Checklist, Persistence Checklist, Work Habits Checklist [6, 8].

Так, Observation Checklist позволяет оценить работу студента другим студентом на основе наблюдения за их действиями без глубокого анализа. В данном листе можно отразить следующие аспекты, застуживающие внимания наблюдателя.

Persistence Checklist позволяет наблюдающему оценить, каким образом выполняется задание (настойчивость, поиск нескольких вариантов выполнения, использование различных подходов и т.п.).

Work Habits Checklist дает возможность наблюдающему оценить, насколько аккуратно выполняется работа, эффективно ли используется отведенное на выполнение время, принимаются ли советы и конструктивная критика и т.п. Причем данный лист носит более общий характер и рассчитан на длительный срок. При этом в нем можно отмечать достижения в форме оценки на протяжении всего курса изучения дисциплины. Выделять можно как месяцы,

так и конкретные даты и названия выполнения заданий.

Далее, предложенное задание можно продолжить и представить полученные в результате работы задания для организации ролевой игры (role play) как одного из видов альтернативной оценки, когда каждый из студентов выступает в роли учителя, а остальные в роли учеников, следующих его указаниям и выполняющих его задания. При этом назначается наблюдающий, который будет оценивать работу студента-учителя, используя следующий лист оценки: Social Skills Checklist (по оценки умений осуществлять акт коммуникации в рамках профессионально-ориентированной ситуации общения).

После завершения изучения курса «Методика обучения и воспитания» наряду с традиционными тестами для выявления и оценки в количественном выражении уровня усвоения материала студентами, мы провели еще один опрос, позволяющий выявить динамику изменения их отношения к разным аспектам их учебной деятельности и их собственной оценки своих достижений и достижений других студентов их группы. Так, 88% опрошенных активно используют лексику классного обихода при выполнении заданий и участии в ролевых играх, 64% студентов могут исправлять ошибки, выделять и комментировать недостатки в выполнении заданий своими одногрупниками, 94% не испытывают сложностей с подготовкой и выступлением перед аудиторией с докладами и сообщениями на иностранном языке.

Сопоставляя результаты двух проведенных опросов, можно сделать вывод о том, что количество студентов, способных организовывать, контролировать, анализировать и оценивать групповую работу, распределять время на выполнение заданий, осуществлять конструктивную критику значительно возросло.

Таким образом, в качестве перспективного направления дальнейшей работы по использованию альтернативных методов оценки нам представляется организация учебной деятельности студентов в рамках изучения дисциплины теперь уже языковой дисциплины "Практика устной и письменной речи английского языка" с опорой на такие формы работы, которые смогли бы активизировать практическое применение изучаемого материала с преломлением к нему педагогического компонента как неотъемлемой составляющей будущей профессиональной деятельности (extended brainstorming, gapping, grids galore, scenarios and role plays) и реализации разнообразных форм и методов альтернативной оценки (formative assessment) в их совокупности и вариациях на этой основе.

The article deals with the problem of the process of training on the basis of formative assessment use for estimating students' progress. This type of assessment is aimed at organizing interaction of students and a teacher within the framework of conditions most close to those of real communication between teacher and pupil(s), it contributes to formation of skills necessary for effective carrying out of future professional teaching activity. Key words: formative assessment, case study, role play, professional teaching activity.

Список литературы

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 336 с.

2. Матиенко А.В. Альтернативный контроль в обучении иностранному языку как средство повышения качества языкового образования. 2009. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/alternativnyi-kontrol-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-yaz#ixzz3IBaSJ9IZ

3. Санникова С.В. Компетентностная модель специалиста в системе профессиональной подготовки // Вестник ЮУрГУ - Серия «Образование. Педагогические науки». - 2012. - №4. - С. 65-69.

4. Сусанина Е.В. Альтернативные формы оценки достижений и деятельности учащихся на уроках английского языка. 2014. URL: http://festival.1september.ru/articles/416801/

5. CEFR - Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Language Policy Unit, Strasbourg. 2001. P 186. URL: http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/ source/framework_en.pdf

6. Jenkins S., Krueger K. Differentiation with Embedded Assessment: Assessment that Shapes Instruction and Learning // Differentiation in the Classroom, Teacher Preparation Initiative at SCSU,

7. New Teacher Meeting, Wednesday, February 22, 2012. URL: https://www.stcloudstate.edu/tpi/teachersupport/

documents/FormativeAssessmentpdf)

8. Tognolini J., Stanley G. A Standards Perspective on the Relationship between Formative and Summative Assessment //New Directions: Assessment and Evaluation. A collection of papers. Edited by Dr Philip Powell-Davies. British Council. 2011. P. 28

Об авторе

Клименко М.В. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета,

kmv0604@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.