М. А. Русина, О. Н. Игна. Самооценка уровня профессиональной подготовки будущими учителями...
УДК 378
М. А. Русина, О. Н. Игна
САМООЦЕНКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (БАКАЛАВРИАТ)
Представлены результаты исследования по самооценке и оценке уровня профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка, обучающихся по направлению бакалавриата «Педагогическое образование», профилю «Иностранный язык». Исследование проведено на базе факультета иностранных языков Томского государственного педагогического университета. Приведены результаты анкетирования, письменного опроса, беседы, тестирования, раскрывающие самооценку студентами старших курсов уровня профессиональной педагогической подготовки, сформированности профессиональных компетенций, обозначенных в соответствующем Стандарте высшего профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональная педагогическая подготовка, самооценка уровня подготовки, бакалавр, учитель иностранного языка, педагогический университет.
В связи с переходом к компетентностной модели образования с междисциплинарно-интегрированными требованиями к результату образовательного процесса, более тесно связывающими «цели обучения с ситуациями применимости (используемости) в мире труда» [1, с. 157], задачей высшего педагогического образования становится формирование у студентов компетенций, позволяющих им впоследствии успешно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность. Говоря о подготовке бакалавров языкового факультета, стоит учитывать как перечень компетенций Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [2], где представлены общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (общепрофессиональные и профессиональные) в областях педагогической, культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности, так и иноязычную коммуникативную компетенцию (ИКК), компоненты которой формируются в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
С целью оценки и выявления самооценки уровня профессиональной педагогической подготовки, сформированности профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка (бакалавров) на базе факультета иностранных языков Томского государственного педагогического университета было проведено исследование, основу которого составили анкетирование, письменный опрос, беседы, тестирование студентов III - V курсов (май 2014 г. - июнь 2015 г.).
Одна из анкет была ориентирована на самооценку студентами уровня различных аспектов и профессиональной направленности вузовской подготовки (табл. 1).
При анализе результатов, представленных в таблице, стали очевидны некоторые противоречия. Так, студенты V курса оценили уровень психолого-педагогического, методического и языкового аспектов подготовки ниже, чем студенты IV курса.
Вероятно, это связано с тем, что студенты V курса, уже прошедшие производственную педагогическую практику в школе, более реалистично оценили свои реальные способности в процессе практической педагогической деятельности, а студенты IV курса, недавно закончившие изучать курс методики обучения иностранному языку, оценили свои способности несколько выше, так как еще не столкнулись с реальной педагогической деятельностью. Все студенты оценили уровень своей методической подготовки ниже, чем уровень языковой подготовки.
Таблица 1
Самооценка уровня различных аспектов и профес-
сиональной вузовской подготовки
Аспекты и профессиональная направленность подготовки Максимально возможное количество баллов Средний балл самооценки по курсам
III курс IV курс V курс
Психолого-педагогическая подготовка 5 3,6 4,1 3,9
Методическая подготовка 5 3,4 3,9 3,7
Языковая подготовка 5 3,8 4,3 4,0
Профессиональная коммуникативная компетенция 5 3,8 4,4 4,0
Связь тем, изучаемых на занятиях по иностранному языку, с педагогической деятельностью 5 2,9 1,2 3,5
Обсуждение на иностранном языке ситуаций, связанных с педагогической деятельностью 5 2,5 1,3 2,9
Средний совокупный балл 3,366 3,233 3,666
Что касается профессиональной коммуникативной компетенции (адекватное использование языка в ситуациях профессионального общения), то наи-
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 6 (171)
высший балл набрали студенты IV курса. По мнению студентов, выявленному в результате беседы, именно на IV курсе языковая подготовка ведется интенсивнее, тогда как на V курсе студенты значительное время находятся на практике, а в конце учебного года занятия у них заканчиваются раньше из-за подготовки к государственным экзаменам и к защите выпускной квалификационной работы.
Суммарно студенты V курса оценили уровень своей профессиональной подготовки ожидаемо выше, чем студенты III и IV курсов. Студенты IV курса, показав самую низкую суммарную самооценку подготовки, оценили профессионально-педагогический, методический и языковой аспекты выше студентов III и V курсов.
Далее был проведен дополнительный письменный опрос среди студентов V курса по 10 параметрам оценки профессиональной педагогической подготовки, выраженных в компетентностном формате. То есть, ранжируя свои способности по уровням (низкий/средний/высокий), студенты фактически оценивали уровень сформированности профессиональных компетенций в области педагогической и культурно-просветительской деятельности, отраженных во ФГОС ВПО, а также специальных компетенций, являющихся составляющими иноязычной коммуникативной компетенции (табл. 2). Большинство студентов оценили уровень своей профессиональной педагогической подготовки как средний (38,2 %) и высокий (61,6 %).
В целом по анализам результатов оценки параметров профессиональных компетенций в области педагогической и культурно-просветительской деятельности (параметры 1-5) большинство опрошенных оценили уровень их сформированности как высокий (53 % опрошенных). Ни один из опрошенных студентов не оценил уровень коммуникативной компетенции (параметры 6-10) как низкий; 68,6 % опрошенных считают, что уровень коммуникативной компетенции у них высокий; а 31,4 % студентов дают ему среднюю оценку. Таким образом, студенты V курса оценивают уровень коммуникативной компетенции значительно выше (на 15,6 %), чем в целом уровень профессиональной педагогической подготовки.
С целью объективного оценивания уровня профессиональной педагогической подготовки выпускников тем же студентам 5 курса был предложен тест на английском языке на знание методики обучения иностранным языкам в школе, включающий задания на подбор синонимов к фразам классного обихода, выбор адекватного методического термина, соотнесения терминов с их дефиницией, определение типов упражнений по формулировкам заданий к ним. Наибольшее количество баллов (8,8 из 10) студенты набрали за задания на подбор синонимов к фразам классного обихода. Возможно, это объясняется тем, что к концу периода обучения все студенты имеют опыт практической работы в школе после прохождения производственной
Таблица 2
Самооценка студентами Vкурса уровня профессиональных компетенций и иноязычной коммуникативной компетенции, %о
Параметр Уровень
Низкий Средний Высокий
1. Способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях 0 65 35
2. Г отовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса 0 19 81
3. Способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса 0 50 50
4. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности 2 12 86
5. Способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности 0 79 21
6. Владение языком как системой лексических, грамматических, синтаксических, фонетических, стилистических знаний 0 35 65
7. Знание норм поведения и правил общения народа страны изучаемого языка 0 25 75
8. Знания стратегии общения и культурно-прагматические навыки и умения как комплекс речевого и неречевого поведения обучаемого в рамках законченного акта общения с целью реализации его коммуникативных намерений и достижения поставленной цели международного общения 0 44 56
9. Владение стратегиями, направленными на решение задач общения и удовлетворение коммуникативных потребностей 0 31 69
10. Знание обычаев, национально-культурных традиций, правил общения 0 22 78
В среднем по всем параметрам 0,2 38,2 61,6
М. А. Русина, О. Н. Игна. Самооценка уровня профессиональной подготовки будущими учителями.
практики, а также многие из них уже совмещают учебу и работу в школе. Наибольшую трудность составило задание на определение типов упражнений. Большинство студентов получили по итогам выполнения теста оценку «отлично» (44 %) и «хорошо» (28 %), 25 % студентов получили «удовлетворительно» и 3 % - «неудовлетворительно».
Проведенное исследование показало, что к завершению периода обучения уровень профессиональной педагогической подготовки, выраженный в
компетентностном формате, у большинства студентов достаточно высок. Однако при развитии основных профессиональных компетенций студентов-бакалавров языкового факультета педагогического университета необходимо больше внимания уделять именно практическим аспектам использования имеющихся знаний, применяя имитационные методы, моделируя профессиональные педагогические ситуации, что будет способствовать развитию коммуникативно-методической компетенции.
Список литературы
1. Жаркова Н. А. От квалификации к компетенции: тенденции модернизации системы высшего профессионального образования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2008. Вып. 1. С. 148-158.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01. 2011. № 46.
Русина М. А., научный сотрудник.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Игна О. Н., зав. кафедрой.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.03.2016.
M. A. Rusina, O. N. Igna
THE FUTURE TEACHERS' SELF-APPRAISAL OF THE PROFESSIONAL TRAINING LEVEL (BACHELOR'S DEGREE)
The article presents the results of the practical research, which is devoted to the self-appraisal of the professional training level of the future teachers, senior students of the Programme "Pedagogical Education, Foreign Language and Foreign language". The investigation was carried out in the Faculty of Foreign Languages of Tomsk State Pedagogical University.
The questionnaire, the written test and the discussion were the main methods of the investigation; they are presented in the article. The aim was to show the results of the senior students' self-appraisal of the professional training level (its methodical, linguistic, psychological and pedagogical aspects) and professional competences which are set in the State Standard of the Higher Professional Education. The professional level of the students was analyzed by means of the test in methods of foreign language teaching and it was compared with the results of the students' self-appraisal.
Key words: professional pedagogical training, self-appraisal of the training level, bachelor, foreign language teacher, pedagogical university.
References
1. Zharkova N. A. Ot kvalifikatsii k kompetentsii: tendentsii modernizatsii sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya [From qualification to competence: the tendency of the modernization Higher professional education]. Izvestiya Tul'skogogosudarstvennogo universiteta. Gumanitamye nauki - Proceedings of Tula State University. The humanities, 2008, no. 1, pp. 148 - 158 (in Russian).
2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya, utverzhdennyy Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17.01.2011 g. № 46 [Federal State Standard of Professional Education ratified by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on 17. 01. 2011 no. 46] (in Russian).
Rusina M. A.
Tomsk State Pedagogical University
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected] Igna O. N.
Tomsk State Pedagogical University
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]