Научная статья на тему 'Оптимизация системы контроля на занятиях по иностранному языку на базе мобильного приложения "Kahoot"'

Оптимизация системы контроля на занятиях по иностранному языку на базе мобильного приложения "Kahoot" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ / ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ТЕКУЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ / КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / FOREIGN LANGUAGE / OPTIMIZATION OF THE CONTROL SYSTEM / FORMATIVE ASSESSMENT / CONTROL GROUP / EXPERIMENTAL GROUP / MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES / CURRENT ASSESSMENT / MOBILE APPLICATION / MOBILE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Леонид Евгеньевич, Данилина Екатерина Константиновна

Исследование посвящено изучению оптимизации системы контроля на занятиях по иностранному языку на базе мобильного приложения «Kahoot». Актуальность данной работы подтверждается анализом научной литературы по данной проблеме, который выявляет значимость изучаемого вопроса для российского образования. Кроме того, мобильные приложения становятся одним из наиболее важных инструментов при обучении студентов вуза. Для достижения цели, поставленной в данном исследовании, было поведено экспериментальное обучение (весенний семестр учебного года 2018-2019, дисциплина «Иностранный язык (Модуль 2)»), которое включало три этапа: формирующий, основной, заключительный. На формирующем этапе проводился отбор участников обучения, определение их уровня языковой подготовки, формирование банка тестовых заданий. Обучение на основном этапе проходило на базе УМК Navigate pre-intermediate. На заключительном этапе в контрольной и экспериментальной группах был проведен итоговый контроль исходный лексико-грамматический тест на определение уровня владения английским языком, аудирование и письменная работа. Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать вывод о наличии статистически значимых различий уровня владения иностранным языком студентов контрольной и экспериментальной групп до и после начала экспериментального обучения. Результаты исходного и итогового тестирования наглядно продемонстрировали, что обучающиеся экспериментальной группы улучшили свои лексико-грамматические навыки по сравнению с контрольной группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Леонид Евгеньевич, Данилина Екатерина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF CONTROL SYSTEM ON foreign language CLASSES ON THE BASIS OF THE KAHOOT MOBILE APPLICATION

In this paper, the study of the optimization of the control system based on Kahoot mobile application is carried out. The relevance of this work is confirmed by the analysis of scientific literature, which confirms the importance of such frameworks for education in Russia. Moreover, mobile applications are one of the most important teaching tools for university students. To achieve the goals set in this study, we carried out an experimental training that included three stages: formative, basic, final was conducted. The formative stage was devoted to selection of participants, determining their level of language training and making the bank of test tasks. Training at the basic stage took place on the basis of the Navigate pre-intermediate. The final stage included lexical and grammatical test to determine the level of English proficiency of the participants. An analysis of the research results let us conclude that there are statistically significant differences in the level of foreign language skills of students in the control and experimental groups (before and after the start of experimental training). The results of the experimental and final testing showed that the students of experimental group improved their lexical and grammatical skills in comparison with the control group.

Текст научной работы на тему «Оптимизация системы контроля на занятиях по иностранному языку на базе мобильного приложения "Kahoot"»

педагогические науки

Пак Леонид Евгеньевич, Данилина Екатерина Константиновна ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ...

УДК 372.881.111.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0050

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА БАЗЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ «KAHOOT»

© 2019

Пак Леонид Евгеньевич, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры «Межкультурных коммуникаций и переводоведения» Данилина Екатерина Константиновна, старший преподаватель кафедры «Межкультурных коммуникаций и переводоведения» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Аннотация. Исследование посвящено изучению оптимизации системы контроля на занятиях по иностранному языку на базе мобильного приложения «Kahoot». Актуальность данной работы подтверждается анализом научной литературы по данной проблеме, который выявляет значимость изучаемого вопроса для российского образования. Кроме того, мобильные приложения становятся одним из наиболее важных инструментов при обучении студентов вуза. Для достижения цели, поставленной в данном исследовании, было поведено экспериментальное обучение (весенний семестр учебного года 2018-2019, дисциплина «Иностранный язык (Модуль 2)»), которое включало три этапа: формирующий, основной, заключительный. На формирующем этапе проводился отбор участников обучения, определение их уровня языковой подготовки, формирование банка тестовых заданий. Обучение на основном этапе проходило на базе УМК Navigate pre-intermediate. На заключительном этапе в контрольной и экспериментальной группах был проведен итоговый контроль - исходный лексико-грамматический тест на определение уровня владения английским языком, аудирование и письменная работа. Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать вывод о наличии статистически значимых различий уровня владения иностранным языком студентов контрольной и экспериментальной групп до и после начала экспериментального обучения. Результаты исходного и итогового тестирования наглядно продемонстрировали, что обучающиеся экспериментальной группы улучшили свои лексико-грамматические навыки по сравнению с контрольной группой.

Ключевые слова: иностранный язык, оптимизация системы контроля, формирующее оценивание, текущее оценивание, контрольная группа, экспериментальная группа, современные информационные технологии, мобильное приложение, мобильные технологии.

OPTIMIZATION OF CONTROL SYSTEM ON FOREIGN LANGUAGE CLASSES ON THE BASIS OF THE KAHOOT MOBILE APPLICATION

© 2019

Pak Leonid Evgenyevich, candidate of philological sciences, senior lecturer of Department of Intercultural Communications and Translation Science Danilina Еkaterina Konstantinovna, senior lecturer of Department of Intercultural Communications and Translation Science Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Street Gogolya, 41, e-mail: [email protected]) Abstract. In this paper, the study of the optimization of the control system based on Kahoot mobile application is carried out. The relevance of this work is confirmed by the analysis of scientific literature, which confirms the importance of such frameworks for education in Russia. Moreover, mobile applications are one of the most important teaching tools for university students. To achieve the goals set in this study, we carried out an experimental training that included three stages: formative, basic, final was conducted. The formative stage was devoted to selection of participants, determining their level of language training and making the bank of test tasks. Training at the basic stage took place on the basis of the Navigate pre-intermediate. The final stage included lexical and grammatical test to determine the level of English proficiency of the participants. An analysis of the research results let us conclude that there are statistically significant differences in the level of foreign language skills of students in the control and experimental groups (before and after the start of experimental training). The results of the experimental and final testing showed that the students of experimental group improved their lexical and grammatical skills in comparison with the control group.

Keywords: foreign language, optimization of the control system, formative assessment, control group, experimental group, modern information technologies, current assessment, mobile application, mobile technologies.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Образовательные стандарты высшего образования ставят перед преподавателями отдельных дисциплин неязыкового вуза, весьма сложную задачу, а именно, внедрение электронного обучения и применение современных цифровых технологий. В условиях сокращения аудиторной занятости студентов и акцента на информационную компетенцию, для выполнения требований ФГОС ВО, оптимизация системы контроля при помощи мобильных технологий оказывается важной и своевременной задачей, что и обуславливает актуальность данной работы.

Кроме того, значимость внедрения мобильных приложений в образовательный процесс подтверждается постоянным увеличением функциональности мобильных устройств, которые могут широко и разнообразно использоваться в качестве ведущего образовательного инструмента (в частности, как инструмента системы контроля).

Следует отметить, что проблеме использования

мобильных приложений для оптимизации системы контроля в образовательном процессе вуза (и на занятиях по иностранному языку в частности) уделяется недостаточно внимания.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В области исследования мобильных технологий в образовательном процессе в фокус ученых попадают вопросы, связанные с сущностными характеристиками мобильного обучения [1-5], мотивационными аспектами данного явления [6], педагогическими условиями использования мобильных технологий [7]. Кроме того, появляются работы, посвящённые принципиально новым возможностям применения мобильных устройств в образовательном процессе [8].

В современной педагогической науке значительное внимание уделяется исследованию влияния информационных и мобильных технологий на процесс обучения иностранному языку: изучается воздействие

Pak Leonid Evgenyevich, Danilina Ekaterina Konstantinovna pedagogical

OPTIMIZATION OF CONTROL SYSTEM ON FOREIGN LANGUAGE ... sciences

ИКТ на мотивацию и самостоятельную работу обучающихся [9], раскрывается важность информационно-коммуникационных технологий при обучении в условиях модернизации общества [10]. Кроме того, активно исследуется применение интерактивных информационных технологий, социальных сервисов и активных методов обучения на уроках иностранного языка [11-17].

Методам оптимизации образовательного процесса при обучении иностранным языкам посвящены работы Д.К. Кондратьева [18] и А.Х. Закирьяновой [19].

Эффективные средства контроля на занятиях по иностранному языку и их влияние на обучающихся также находятся в сфере повышенного интереса [20-21].

Существуют исследования экспериментального внедрения модели организации контроля с использованием мобильных устройств [22].

Изучение оптимизация системы контроля на занятиях по иностранному языку при помощи мобильного приложения «Kahoot», на наш взгляд, логично дополняет и углубляет перечисленные выше исследования в данной области.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью данного исследования является изучение возможностей мобильного приложения «Kahoot» для оптимизации системы контроля на занятиях по иностранному языку. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Развитие лексико-грамматических навыков посредством проведения формирующего оценивания на базе мобильного приложения «Kahoot»;

2. Описать проведение опытно-экспериментального внедрения мобильного приложения «Kahoot» в качестве инструмента системы контроля.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Экспериментальное обучение проводилось на базе ВГУЭС (Владивосток), в феврале - мае 2019 учебного года и включало три этапа: формирующий, основной, заключительный.

На формирующем этапе проводился отбор участников обучения, определение их уровня языковой подготовки, формирование банка тестовых заданий.

Участниками стали студенты первого курса бакалавриата направления подготовки бизнес-информатика. Были выбраны экспериментальная и контрольная группа (21 и 22 человека соответственно). Для определения уровня владения иностранным языком (английским) был проведен входной и итоговый комплексный тест, состоящий из лексико-грамматической части, аудирования и письменной работы. Лексико-грамматическая часть содержала 60 вопросов и была рассчитана на 30 минут. Задания составлены в формате множественного выбора, открытого ответа и истинных/ложных утверждений. На выполнение письменного задания отводилось 30 минут.

Результаты входного тестирования показали, что уровень владения английским языком в обеих группах приблизительно A2 - B1 по европейской шкале оценивания (CEFR). Лексико-грамматические и письменные навыки и умения студентов сравниваемых групп развиты примерно одинаково. Уровень A2 согласно общеевропейской шкале оценивания определяется как пред-пороговый уровень или уровень базового пользователя (Basic User - Waystage). На данном уровне, который также определяют как pre-intermediate, учащийся владеет иностранным (английским) элементарными языковыми навыками и умениями, достаточными для общения в повседневных, знакомых ситуациях.

Обучение на основном этапе проходило на базе УМК Navigate pre-intermediate. Учебно-методический комплекс включает в себя следующие компоненты: учебник (Student's Book); книга для учителя (Teacher's Book); рабочая тетрадь (Workbook); аудиодиск для

198

работы, и подготовлен издательством Oxford University Press. Данный учебно-методический комплекс соответствует уровню B1 (pre-intermediate) согласно общеевропейской шкале оценивания.

В ходе обучения участникам экспериментальной группы были предложены разработанные тесты на проверку грамматического и лексического материала. Грамматические темы включали структуры going to и Present Continuous для указания планов на будущее, выбор герундия или инфинитива, артикли, степени сравнения прилагательных, употребление времен Present Perfect и Past Simple. Лексический материал проверялся по темам: Family, Life stages and events, Describing character, Internet activities, Money, Describing objects.

Для проведения тестового опроса на базе сервиса «Kahoot» потребовались следующие технические составляющие: мобильное устройство, компьютер/ноутбук, экран, проектор. Для проведения формирующего оценивания были разработаны тестовые задания на основе лексико-грамматических тем учебно-методического комплекса. Мобильное устройство было необходимо обучающимся для ответов на заданные вопросы.

Организация учебного процесса (рис. 1.) отражает ход учебной работы, используемые мобильные приложения и затрачиваемое время, исходя из того, что одно занятие составляет 90 минут. Можно видеть, что контроль и формирующее оценивание на занятиях в экспериментальной группе проходят с использованием мобильного приложения «Kahoot», при этом используются разные виды учебной деятельности (коллективная, индивидуальная, парная, групповая). В контрольной группе формирующее оценивание традиционным способом: фронтальный, индивидуальный опрос.

Рисунок 1 - Организация учебного процесса+

Занятие начиналось с введения нового лексико-грам-матического материала. После чего студентам экспериментальной группы предлагалось с помощью мобильного приложения «КаИооЬ> проверить свои знания по заданной теме. Данное приложение дает возможность оценить выполнение каждого задания. Спорные и сложные вопросы разбирались с преподавателем. По окончании тестирования проводилась обратная связь. Занятие продолжалось комплексом тренировочных заданий согласно учебному плану дисциплины. И завершалось занятие предоставлением обратной связи.

На занятии использовались следующие виды работ: индивидуальная, групповая, парная и коллективная. Технические характеристики мобильного интернет-сервиса «КаИооЬ> позволяют организовать индивидуальную и групповую работу обучающихся.

После реализации опытного обучения среди студентов был проведен опрос обратной связи для выявления уровня удовлетворенности использования мобильного приложения «КаИооЬ>. Опрос показал, что большинство обучающихся заинтересованы в модернизации системы контроля и оценивания. При этом равное количество обучающихся высказались «против» и «нейтрально» (Рис. 2).

На заключительном этапе в контрольной и экспериментальной группах был проведен итоговый контроль - исходный лексико-грамматический тест на определение уровня владения английским языком, аудирование и

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

письменная работа. С целью выявления различий между контрольной и экспериментальной группами был проведен парный М'ест.

{

Ш

18

* УЯА Р л ет в о р н т^л ь н о ■ огрицдтрлино > нейтрально

Рисунок 2 - Результаты опроса студентов по использованию мобильного приложения «КаИооЬ»

Сравниваемые полученные значения ^критерия Стьюдента и критического критерия для контрольной и экспериментальной групп при числе степени свободы равном 21 и 22 и уровне значимости < 0,05 составляют 7,7 и 19,8 соответственно.

Таблица 1 - Сравнительный анализ успеваемости контрольной и экспериментальной групп

Группа участников Парный t-критерий Стьюдента Р- свободы Среднее до эксперимента Среднее эксперимента

Контрольная 21 7J <0.05 20 48.3 50.6

Экспериментальная 22 19.8 < 0=05 21 48.5 53,3

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Сравнительный анализ результатов проведенного исследования выявляет статистически значимые различия в уровне владения иностранным языком студентов контрольной и экспериментальной групп до и после начала экспериментального обучения (т. к. полученные значения больше критических, при разнице среднего значения по результатам входного и итогового тестирования). Анализ результатов исходного и итогового тестирования позволяет сделать вывод, что обучающиеся экспериментальной группы демонстрируют улучшение владения лексико-грамматическими навыками по сравнению с контрольной группой.

Таким образом, эффективность использования мобильных приложений в образовательном процессе (в частности, как инструмента контроля) не вызывает сомнений. Функциональность мобильных устройств возрастает с каждым годом, что предоставляет возможность использовать их в качестве одного из ведущих образовательных инструментов. Перспектива дальнейших изысканий видится в анализе функций и свойств других мобильных приложений (Socrative, Quizlet, Plickers и др.) для осуществления текущего и формирующего контроля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Погуляев Д.В. Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе //Прикладная информатика. № 5. 2006. С. 8084.

2. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. Т. 14. № 1. 2011. С. 241-252.

3. Козак Е.А., Шевчук Е.В. Применение мобильных технологий в учебном процессе вуза //Математические структуры и моделирование. №. 4 (32). 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/primenenie-mobilnyh-tehnologiy-v-uchebnom-protsesse-vuza. Дата просмотра: 24.05.2019.

4. Кувшинов С.В. M-learning новая реальность образования // Высшее образование в России. №8. 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/m-learning-novaya-realnost-obrazovani-ya. Дата просмотра: 29.05.2019.

5. Куклев В.А. Сущностные характеристики мобильного обучения // Известия Волгоградского государственного педагоги-

Пак Леонид Евгеньевич, Данилина Екатерина Константиновна

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ...

ческого университета. № 1. 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.m/article/n/suschnostnye-harakteristiki-mobilnogo-obucheniya. Дата просмотра: 10.05.2019.

6. Бабешко В.Н., Колосков С.С., Самочадин А.В., Гребеник А.Г. Мотивационные аспекты использования мобильных технологий в образовательном процессе вузов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. Т. 36. №. 19 (216). 2015, С. 144-151.

7. Макарчук Т.А. Педагогические условия использования дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике // Информатика и системы управления. №1. 2004. С. 92-98.

8. Кудрявцев А.В. Новые возможности использования мобильных устройств в учебном процессе вуза // Педагогическое образование в России. № 7. 2015. С. 71-76.

9. Брезгина О.В. Об использовании информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку // Вестник НВГУ. 2014. №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ob-ispolzovanii-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku. Дата просмотра: 28.04.2019.

10. Тимофеева Е.В., Кайль Ю.А. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку // Известия Алтайского государственного университета. Т. 2. №. 2 (82). 2014. С. 77-80.

11. Кошеляева Е.Д. Использование социального сервиса вики на занятиях по иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 84. №. 4. 2010. С. 119-122.

12. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 109-111.

13. Гусевская Н.Ю., Ерёмина В.М. Обучение иноязычному общению студентов неязыковых специальностей на основе использования ИКТ и активных методов обучения // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. №. 6. 2012. С. 97-101.

14. Блиева Ж.М. Игра (реклама) как эффективная интерактивная технология для повышения качества иноязычного профессионального обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 262-265.

15. Кизимова И.Г. Использование интерактивных информационных технологий в обучении английскому языку // Вестник Казанского юридического института МВД России. №. 12. 2013. С. 130-134.

16. Усатова И.Ю. Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку студентов нязыковых направлений подготовки с помощью интерактивных технологий // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 38-42.

17. Осиянова О.М. Субъектно-ориентационный подход как методологическая основа решения коммуникативно-интерактивных задач в процессе иноязычного образования студентов вуза//Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 309-312.

18. Кондратьев Д.К., Гущина Л.Н. Методы оптимизации учебного процесса при обучении иностранным языкам в ГрГМУ // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. №. 1 (13). 2006. С. 111-113.

19. Закирьянова А.Х. Интерактивная игра как средство оптимизации учебного процесса при обучении иностранным языкам // Вестник Белгородского юридического института МВД России. №. 2(2). 2014. С. 37-39.

20. Воног В.В. Применение клоуз-тестирования как эффективного средства контроля обученности на занятиях иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. №. 15. 2010. №. 151-153.

21. Соловьева Н.Г. Влияние контроля на овладение иностранным языком и трудоустройство выпускников вуза // Современные исследования социальных проблем. №. 3. 2010. С. 150-152.

22. Титова С.В., Данилина Е.К. Экспериментальное внедрение модели организации формирующего и текущего контроля письменно-речевых умений на базе мобильных технологий студентов неязыкового вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 23. №. 2 (172). 2018. С. 35-42.

Статья поступила в редакцию 05.06.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.