Данилина Екатерина Константиновна, Серегина Елена Александровна ИНТЕГРАЦИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ .
УДК 372.881.111.1
ИНТЕГРАЦИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОДЕЛЬ FLIPPED CLASSROOM
© 2017
Данилина Екатерина Константиновна, аспирант, ассистент кафедры «Межкультурные коммуникации и переводоведение» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Дальневосточный федеральный университет (690078, Россия, Владивосток, улица Садовая, 27-35, e-mail: [email protected]) Серегина Елена Александровна, аспирант, ассистент кафедры «Межкультурные коммуникации
и переводоведение» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (681022, Россия, Комсомольск-на-Амуре, Проспект Победы, 39-24, e-mail: [email protected])
Аннотация. Происходящее в современном обществе изменение системы ценностей приводит к тому, что одним из значимых ресурсов становится информация. Федеральные государственные стандарты (ФГОС) образования третьего тысячелетия рассматривают развитие системы образования на базе внедрения современных технологий. Оптимизация учебного процесса предполагает сочетание традиционных форм обучения и обучение, основанное на применении новых информационных технологий. В данной статье рассматриваются дидактические функции и возможности использования мобильных приложений голосования и тестирования для работы студентов по модели «перевернутый класс». Являясь смешанной формой обучения, «flipped classroom» все чаще применяется в системе российского высшего образования. Анализируя примеры работы с приложениями Socrative и Plickers, авторы делают вывод о том, что их использование упрощает реализацию унифицированного контроля над уровнем знаний студентов, процесс взаимодействия преподавателей и студентов, а также способствует интенсификации и модернизации учебного процесса. Теоретическая значимость работы определена попыткой исследовать эффективность интеграции учебных мобильных приложений в модели «перевернутый класс». Практическая значимость состоит в том, что основные концепции и выводы могут быть использованы в педагогической практике для оптимизации процесса контроля и оценивания.
Ключевые слова: перевернутый класс, мобильные технологии, мобильные приложения, иностранный язык, английский язык как иностранный, контроль и оценивание, современные образовательные технологии, смешанное обучение, методика обучения иностранным языкам, педагогика.
INTEGRATION OF MOBILE APPLICATIONS OF CONTROL AND ASSESSMENT INTO "FLIPPED CLASSROM" MODEL
© 2017
Danilina Ekaterina Konstantinovna, post-graduate student, teaching assistant of the department of "Intercultural communications and translation" Vladivostok State University of Economics and Service
Far Eastern Federal University (690078, Russia, Vladivostok, Sadovaya st., 27-35, e-mail: [email protected]) Seregina Elena Aleksandrovna, teaching assistant of the department of "Intercultural communications and translation", post-graduate student Far Eastern Federal University Vladivostok State University of Economics and Service (681022, Russia, Komsomolsk-on-Amure, Prospect Pobedy, 39-24, e-mail: [email protected])
Abstract. The current change of values in modern society leads to the fact that information becomes one of the most important and valuable resources. The Federal Governmental Educational Standards of the third millennium consider the educational system development based on implementation of modern educational technologies. The optimization of teaching and learning process implies combination of traditional teaching methods and ones based on the usage of new information technologies. In this article, the authors consider the didactic functions and some options of mobile applications usage in the "flipped classroom" model. Being a blended form of learning, the "flipped classroom" model is more and more often implemented in Russian higher education system. Analyzing examples of work with such applications as Socrative and Plickers, the authors make a conclusion that their usage makes it easier to conduct the control of students' knowledge, simplifies the process of interaction between students and teachers, as well as contributes to efficiency and modernization of educational process. The theoretical value of this work is determined by the attempt to make a research on the effectiveness of mobile applications implementation to the "flipped classroom" model. Its practical value is determined by the fact that all basic concepts and conclusions can be used in pedagogical practice for the control and assessment process optimization.
Keywords: flipped classroom, mobile technologies, mobile applications, control and assessment, foreign language, English as a Foreign Language, blended learning, foreign language teaching methodology, pedagogy, modern educational technologies
Мобильные технологии, являясь частью повседневной жизни любого современного человека, прочно укоренились и в образовательной среде. Они используются для реализации различных функций, таких как самоподготовка к будущей работе в классе, совместная деятельность учащихся, а также помощь преподавателю в организации оценочной деятельности. Активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) предполагает и модель «flipped classroom», смешанная форма обучения, получившая в последнее время широкое признание во многих странах.
Цель данной статьи - показать эффективность использования мобильных приложений контроля и оценивания учебной деятельности в модели «перевернутый класс». Для ее достижения были определены следующие задачи:
1. Проанализировать концепцию модели «перевер-
нутый класс» как современной образовательной технологии;
2. Рассмотреть дидактические функции и возможности мобильных приложений голосования Socrative и РЬскеге;
3. Показать эффективность использования мобильных технологий в модели «перевернутый класс» на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе.
Концепция «перевернутого класса». Традиционная модель обучения, во главе которой стоит учитель, больше не приносит желаемых результатов. На смену вступает личностно-ориентированный подход, где преобладает совместное обучение (обучение в сотрудничестве). Одним из способов организации такого подхода является активное использование онлайн-обучения, нацеленный на изменение способа подачи информации в аудитории. Данной организации обучения полностью
Данилина Екатерина Константиновна, Серегина Елена Александровна ИНТЕГРАЦИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ...
соответствует модель "flipped classroom" [1].
Технологию «flipped classroom» или «перевернутый класс» простыми словами можно определить, как «классная работа дома, домашняя работа в классе». Учителя средней школы Аарон Санс и Джонатан Бергман (США) были первыми, кто «перевернул» свои классы. Они начали предоставлять учащимся, которые по разным причинам не могли присутствовать в классе, онлайн лекции. Ученики могли получать везде, где был доступ к компьютеру и Интернету: дома, в стенах самой школы или местной библиотеке. Вскоре А. Санс и Д. Бергман поняли, что если бы все их ученики могли изучать новый материал дистанционно, то исчезла бы необходимость читать лекции в классе. Вместо этого все классное время могло быть направлено на реализацию принципов совместного обучения и отработку практического применения навыков.
По результатам исследований, 80% студентов, выполняющих домашние задание, нуждаются в дополнительных консультациях с преподавателем, 95% студентов испытывают потребность в помощи при решении учебных задач [2]. Причиной всех затруднений называют непонимание нового учебного материала. Новая модель обучения «flipped classroom» предполагает, что работа студентов начнется дома: они просмотрят 5-7-минутную лекцию, запишут возникшие вопросы, затем уже в классе с учителем проработают изученный материал. Этот метод настраивает студента на успех в учебе, так как исчезает боязнь сделать ошибку в домашнем задании и получить плохую отметку.
Кроме того, в «перевернутом классе» студенты могут получить максимальную отдачу, используя время на практическое применение знаний, а не на пассивное прослушивание лекций. Это представляется очень важным, так как рост требований в учебных планах заставляет преподавателей задуматься над более эффективным использованием учебного времени [3]. Следует согласиться с точкой зрения Дж. Энфилда о том, что перенос теории во внеаудиторное пространство дает возможность увеличить конструктивное взаимодействие учащихся, не требуя больших ресурсов [4].
Усиление взаимодействия между учеником и учителем является побочным продуктом технологии, позволяя ученикам получать доступ к новым концепциям и учебному материалу, а также работать в сотрудничестве со сверстниками. Поддерживая точку зрения Н. Аронсона на модель «перевернутого класса», мы считаем, что те вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются студенты, преподаватели могут решать, структурируя упражнения, позволяющие студентам управлять процессом восприятия новых знаний в небольших группах или индивидуально [5]. Кроме того, появляется больше времени для совместных дискуссий, что помогает студентам глубже понять материал. Также отметим, что вопрос использования времени в этой модели связан с большим количеством потенциальных усовершенствований: больше времени, чтобы взаимодействовать и изучать материал, больше времени для достижения дополнительных целей обучения.
Другой важной особенностью «перевернутого класса» является перемещение ответственности за обучение с учителя на самих учащихся. Как отмечают отечественные и зарубежные специалисты, использующие данную модель, студенты, как правило, играют более активную роль и принимают большую ответственность за свое обучение [6]. Преподавателю при этом необходимо оказывать им поддержку и давать четкие указания. Наиболее сложным является вовлечь студентов, привыкших к традиционному «лекторному» методу, в новую среду. Активные обучающие задания требуют от них больших усилий во время аудиторных занятий, а также обязывают постоянно быть в курсе изучаемых тем. Эксперты предупреждают, что данная модель может не подходить для студентов, не проявляющих особой инициативы или
уже привыкших к установленной традиционной модели занятий [7]. Однако приходится встречать непонимание и среди преподавателей, не видящих пользы в модели «flipped classroom». Тем не менее, вполне вероятно, что по мере накопления опыта у студентов и коллег сопротивление «перевернутым» курсам будет уменьшаться.
Таким образом, для «перевернутого класса» характерно то, что еще до начала урока студент вне аудитории (самостоятельно или совместно с другими учащимися) изучает основные понятия, связанные с новой темой, используя учебные материалы, подготовленные преподавателем в цифровом виде. Аудиторное же время используется для применения новых знаний при решении жизненных проблемных ситуаций. Как правило, продуктом решения является новый ресурс, который можно предложить другим. Эффективное использование учебного времени повышает взаимодействие учителя и ученика и позволяет студентам брать на себя ответственность за свое обучение. Данные задачи успешно реализуются с помощью мобильных приложений.
Мобильные приложения для контроля знаний в модели «flipped classroom». Использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, в том числе мобильных, считается необходимым современному образованию [8]. Так как доступ к мобильным технологиям возможен в любое время и в любом месте, они становятся хорошим дополнением как к традиционному очному, так и к заочному образованию, позволяя оперативно проводить интерактивные опросы и тестирования. Кроме того, использование мобильных приложений позволяет формировать информационную культуру обучаемых.
На данный момент существует большое число мобильных приложений, которые можно разделить на две группы: обучающие и не обучающие. Собственно обучающие мобильные приложения в свою очередь подразделяются на четыре группы, каждая из которых отвечает за развитие отдельного речевого навыка (аудирование, письмо, чтение, говорение). Обучающие мобильные приложения также различают на основе их дидактических свойств и функций, которые обеспечивают эффективность их интеграции в модель «перевернутый класс».
Согласно последним исследованиям, преимущество использования мобильных приложений в учебном процессе обеспечено их основными дидактическими характеристиками: мобильностью, доступом к информационным ресурсам, интерактивностью [9]. Так как мобильное устройство всегда находится со своим владельцем, студенты могут просматривать видеоматериалы или выполнять отдельные упражнения в любое свободное время и в любом месте, что отвечает требованиям современности, когда темп жизни ускоряется. Таким образом, создается непрерывный учебный процесс, позволяющий больше тренироваться и лучше запоминать материал.
Мобильность дает учащимся возможность получать доступ не только к учебным ресурсам, но и к любой информации, необходимой для выполнения задания. Модель «перевернутого класса» отводит значительную часть времени самостоятельной работе, и для студента важно все время оставаться на связи с преподавателем, чтобы своевременно снять возникшие вопросы. Вышеперечисленные характеристики способствуют и организации личностно-ориентированного обучения, учету личностных особенностей студентов, ранней диагностике проблем и корректировке учебного процесса в соответствии с нуждами учащихся. Мотивацию учащихся к обучению могут повысить элементы геймификации, анимированные изображения, аудио- и видеофайлы, которые используются в мобильных системах.
Таким образом, мобильные приложения полностью отвечают требованиям организации обучения студентов по модели «перевернутый класс». Интеграция мобильных приложений в эту модель способствует экономии аудиторного времени, интерактивности и повышению
Данилина Екатерина Константиновна, Серегина Елена Александровна педагогтесше
ИНТЕГРАЦИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ... науки
мотивации учащихся.
Одной из главных функций мобильных приложений является функция контроля и оценивания. Мобильность и доступность технологий дает возможность оценивать результаты учебной деятельности студентов и контролировать/просматривать отчеты об успеваемости. Мобильные приложения позволяют автоматизировать процесс текущего и итогового контроля на основе современных средств голосования и тестирования. Современные системы контроля и оценки знаний имеют дружественный интерфейс, позволяют создавать задания различных форматов и проводить контроль в виде вопросов, тестов, игр.
В силу специфики модели «перевернутого» класса, а также дидактических свойств и функций мобильных приложений, описанных выше, в качестве примера организации процесса контроля и оценивания были выбраны приложения Plickers и Socrative. Они представляются наиболее подходящими по техническим, организационно-финансовым, психолого-педагогическим и эргономическим параметрам. Они созданы для учителей школ и преподавателей вузов (особого ограничения по уровню подготовленности или возрасту учащихся нет) специально для того, чтобы облегчить процесс контроля и оценивания учебной деятельности, разработаны в виде сайта и имеют мобильные приложения.
Система контроля и оценивания Plickers, созданная компанией Plickers Inc., имеет бесплатное приложение, при работе необходимое только преподавателю. На сайте нет демоверсии, однако имеется подробная инструкция пользователя.
Приложение Plickers можно использовать на разных операционных системах, а также на стационарных и портативных компьютерах. Обязательным условием является доступ к сети Интернет.
Система рассчитана на класс не более чем 63 человека. Один преподаватель (= один аккаунт) может создавать необходимое ему количество «классов», составляя списки учащихся.
Особенностью приложения является возможность немедленного сканирования ответов учащихся при помощи мобильного приложения преподавателя, для чего студенту необходимо поднять персональную карточку. Приложение также дает возможность просматривать результаты ответов / тестов в табличной форме как о деятельности всего класса, так и отдельного учащегося. Преподаватель может получить процентный отчет выполнения каждого задания. Дружественный и лаконичный интерфейс приложения Plickers делает работу с ним простой и удобной.
Система тестирования Socrative, созданная компанией Socrative.com, имеет два бесплатных приложения, которые необходимы для работы, как преподавателю, так и студенту.
На сайте имеется демоверсия, которая облегчает знакомство с приложением. Как и для приложения Plickers, для системы Socrative необходим доступ к сети Интернет. Приложения Socrative доступно как на разных операционных системах, так и на портативных и стационарных компьютерах.
Система рассчитана на класс до 50 человек. В бесплатной версии приложения есть ограничение по созданию «классов» - только один «класс» на один аккаунт. Еще одна особенность Socrative состоит в том, что нельзя активировать больше, чем один вид деятельности за один раз. То есть, вначале нужно закрыть один, например, тест, и только затем открыть другой.
В приложении есть элемент геймификации, который позволяет играть командами. Тестовые задания можно составлять в разных форматах (multiple choice; true/false; short answer). Тестовый режим "Exit Ticket", состоящий из трех вопросов (What did I learn today?; How well did get the material?; Answer the teacher's question), позволяет быстро провести формирующее оценивание. Однако 64
Socrative не поддерживает режим прикрепления видео или аудио материалов. Результат теста каждого ученика отражается в табличном варианте в процентах с указанием верных и неверных ответов. Отчеты хранятся в системе. Для большего удобства есть возможность выбрать либо результат каждого отдельного ученика, либо всего класса (доступны форматы PDF, Excel). Приложение также имеет дружественный и лаконичный интерфейс. Дидактические свойства и функции приложений контроля и оценивания представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика дидактических свойств и функций приложений контроля и оценивания
Дидактические свойства Socrative Plickers
1 Доступность через сайт и мобильные устройства S
2 Возможность хранения и передачи информации разных форматов (текстовой, гр афической) S S
3 Обеспечение возможности контроля деятельности обучающихся S
4 Закрепление полученных знаний;, отработка практических навыков S S
i Возможность сканирования ответов студентов при помощи мобильного приложения и мгновенного получения результатов —
6 Возможность наблюдать за выполнением заданий онлайн в режиме реального Бремени. —
/ Оценивание полученных знаний, умений и навыков ✓
.N® Дидактические функции Socrative Plickers
1 информатизация учебного процесса S
2 Организация индивидуального и группового контроля
формирование языковых навыков речи студентов (грамматических и лексических) ✓
4 Обратная связь (возможность студента задавать вопросы) ✓ —
i возможность определтъ уровень подготовленности и прогнозирование потенциальных возможностей обучаемого; корректировка дальнейшего индивидуального р азвнтня ✓ S
6 Удаленный контроль со стороны преподавателя S
Интеграция данных приложений голосования и тестирования на занятиях английского языка имеет свои преимущества и может способствовать облегчению работы преподавателя, с одной стороны, и повышению учебной мотивации студентов, с другой. В качестве примера использования мобильных технологий голосования и тестирования в модели «перевернутый класс» рассмотрим организацию контроля за работой студентов.
Контроль самостоятельной работы. Как отмечалось выше, модель «перевернутого класса» предполагает, что основная проработка нового материала происходит самостоятельно, дома. Дидактические возможности мобильного приложения Socrative в полной мере позволяют осуществлять процесс контроля успеваемости студентов дистанционно. Проверку усвоения нового материала предлагается проводить в два этапа:
1. Тестирование на основе составленных преподавателем на платформе Socrative вопросов для самоконтроля;
2. Формирующее тестирование, заданное системой Socrative и позволяющее преподавателю выявить наиболее проблемные для студентов моменты с целью дальнейшей корректировки учебного процесса.
При контроле самостоятельной работы, преподаватель при помощи мобильного приложения Socrative получает возможность отслеживать прогресс каждого учащегося в отдельности и корректировать дальнейший учебный процесс в соответствии с результатами тестирования.
Присутствующий в приложении игровой элемент делает его большим мотиватором для изучения иностранного языка и совершенствования своих знаний. Игра «Space Race» направлена на командную / индивидуальную работу. Таким образом, возможен и третий этап, направленный на дальнейшую практику нового материала.
Организация аудиторного контроля и оценивания. Мобильное приложение Plickers целесообразно применять в начале занятия для проверки самостоятельно изученного материала. Plickers позволяет проводить процедуру опроса достаточно быстрым способом, для чего преподавателю необходимо только просканировать специальные карточки с ответами студентов. Результат опроса появится сразу после завершения процедуры сканирования.
Такой способ контроля не только упрощает весь процесс опроса, но и позволяет проводить его оперативно (рис. 1).
Данилина Екатерина Константиновна, Серегина Елена Александровна ИНТЕГРАЦИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ...
•само-и формирующий контроль SocrativeApp
•мониторинг
корректировка уч процесса
•мониторинг и корректировка уч процесса
10. Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы. Электр. ресурс. URL: http://www. ffl.msu.ru/research/vestnik/1-2012-titova.pdf
Рисунок 1 - Схема контроля и оценивания на занятии иностранного языка в модели "flipped classroom" при помощи мобильных приложений Plickers и Socrative
Таким образом, мобильные приложения в силу своих дидактических свойств и функций, обладают достоинствами, которые позволяют интегрировать их в модель «перевернутый класс» на занятиях иностранного языка. Это упрощает процесс контроля над уровнем знаний студентов, способствует взаимодействию между преподавателем и студентами, а, следовательно, повышению эффективности образовательного процесса. Это, в свою очередь, ведет к качественному достижению поставленных образовательных целей и планируемых результатов обучения.
Перспективным направлением дальнейшего исследования является анализ дидактических функций и возможностей мобильных приложений голосования и тестирования, их интеграция в традиционное и смешанное обучение с целью дальнейшей оптимизации учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Arnold-Garza S. The flipped classroom teaching model and its use for information literacy instruction. Электр. ресурс. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1089137.pdf
2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационных технологий. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 180 с.
3. Соловьева Н. Педагогическая тактика организации жизнедеятельного пространства // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 116.
4. Enfield, J. Looking at the impact of the flipped classroom model of instruction on undergraduate multimedia students at CSUN // Tech Trends: Linking Research & Practice to Improve Learning. 2013. № 57(6). С. 14-27.
5. Aronson, N., Kari M. Flipped Learning Network & Kenneth Tam, Pearson. Электр. ресурс. URL: http://www. flippedlearning.org/cms/lib07/VA01923112/Centricity/ Domain/41/HigherEdWhitePaper%20FINAL.pdf
6. Хисамутдинова Н.В. Иностранный язык в системе практико-ориентированного обучения в нелингвистическом вузе // Наука и образование в жизни совр. общества. Тамбов, 2013. С.142-143.
7. Cole, J. E., & Kritzer, J. B. Strategies for success: Teaching an online course // Rural Special Education Quarterly. 2009. № 28 (4). С. 36-40.
8. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Электр. ресурс. URL: минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf
9. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения. http://iite.unesco.org/pics/
publications/ru/files/3214738.pdf_