Научная статья на тему 'АЛИМЕНТНЫЙ ФОНД КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВА РЕБЕНКА НА ПОЛУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ'

АЛИМЕНТНЫЙ ФОНД КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВА РЕБЕНКА НА ПОЛУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СЕМЬЯ / ДЕТИ / ГАРАНТИИ / ВОСПИТАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ / АЛИМЕНТЫ / СОДЕРЖАНИЕ / ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / АЛИМЕНТНЫЙ ФОНД / УКЛОНЕНИЕ / НЕУСТОЙКА / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Летова Наталия Валерьевна

Цель исследования. В настоящей статье автором рассматриваются вопросы теории и практики, связанные с потребностью создания в нашей стране алиментного фонда как одного из способа обеспечения прав ребенка на получение содержания в виде алиментов. Потребность в создании такого фонда обусловлена существующей проблемой своевременной выплаты алиментов детям, что является существенным нарушением их имущественных прав. Участие государства в решении такой проблемы позволит создать дополнительные гарантии для детей, обеспечить реализацию их права на содержание и удовлетворение базовых потребностей. Автор приходит к выводу, что отсутствие надлежащего нормативного регулирования алиментных отношений в контексте развития алиментных фондов, указывает на системные проблемы в праве, и как следствие на практике, в решении вопросов о ведомственной принадлежности таких фондов, сущности денежных средств, которые формируют его содержание и возможности применения гражданско-правовых институтов к таким отношениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALIMONY FUND AS A WAY TO PROTECT A CHILD’S RIGHT TO RECEIVE MAINTENANCE

The purpose of the study. In this article, the author examines the issues of theory and practice related to the need to create an alimony fund in our country as one of the ways to ensure the rights of a child to receive maintenance in the form of alimony. The need to create such a fund is due to the existing problem of timely payment of alimony to children, which is a significant violation of their property rights. The participation of the State in solving such a problem will create additional guarantees for children, ensure the realization of their right to maintenance and satisfaction of basic needs. The author comes to the conclusion that the lack of proper regulatory regulation of alimony relations in the context of the development of alimony funds indicates systemic problems in law, and as a result, in practice, in solving questions about the departmental affiliation of such funds, the essence of the funds that form its content and the possibility of applying civil law institutions to such relations.

Текст научной работы на тему «АЛИМЕНТНЫЙ ФОНД КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВА РЕБЕНКА НА ПОЛУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ»

Летова Н.В.

12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Civil Law; Business Law; Family Law;

Private International Law

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-3-75-81

Алиментный фонд

как способ защиты права ребенка

на получение содержания

Н.В. Летова ©

Институт государства и права РАН, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: letovanv@mail.ru

Аннотация. Цель исследования. В настоящей статье автором рассматриваются вопросы теории и практики, связанные с потребностью создания в нашей стране алиментного фонда как одного из способа обеспечения прав ребенка на получение содержания в виде алиментов. Потребность в создании такого фонда обусловлена существующей проблемой своевременной выплаты алиментов детям, что является существенным нарушением их имущественных прав. Участие государства в решении такой проблемы позволит создать дополнительные гарантии для детей, обеспечить реализацию их права на содержание и удовлетворение базовых потребностей. Автор приходит к выводу, что отсутствие надлежащего нормативного регулирования алиментных отношений в контексте развития алиментных фондов, указывает на системные проблемы в праве, и как следствие на практике, в решении вопросов о ведомственной принадлежности таких фондов, сущности денежных средств, которые формируют его содержание и возможности применения гражданско-правовых институтов к таким отношениям.

Ключевые слова: государственная социальная политика, государственная семейная политика, социальное обеспечение, семья, дети, гарантии, воспитание и содержание детей, алименты, содержание, обязанности родителей, ответственность родителей, алиментные обязательства, алиментный фонд, уклонение, неустойка, исполнительное производство

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-3-75-81

Alimony Fund as a Way to Protect a Child's Right to Receive Maintenance

N.V. Letova ©

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

E-mail: letovanv@mail.ru

Abstract. The purpose of the study. In this article, the author examines the issues of theory and practice related to the need to create an alimony fund in our country as one of the ways to ensure the rights of a child to receive maintenance in the form of alimony. The need to create such a fund is due to the existing problem of timely payment of alimony to children, which is a significant violation

of their property rights. The participation of the State in solving such a problem will create additional guarantees for children, ensure the realization of their right to maintenance and satisfaction of basic needs. The author comes to the conclusion that the lack of proper regulatory regulation of alimony relations in the context of the development of alimony funds indicates systemic problems in law, and as a result, in practice, in solving questions about the departmental affiliation of such funds, the essence of the funds that form its content and the possibility of applying civil law institutions to such relations.

Key words: state social policy, state family policy, social security, family, children, guarantees, upbringing and maintenance of children, alimony, maintenance, parental responsibilities, parental responsibility, alimony obligations, alimony fund, evasion, penalty, enforcement proceedings

ВВЕДЕНИЕ

Право ребенка на получение содержания, прежде всего, от своих родителей и других членов семьи, относится к разновидности имущественных его прав (ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации - далее СК РФ)1. Системная защита и реализация данного права на практике зависит от многих причин объективных и субъективных, но влияние государственной политики оказывает важное значение в обеспечении такого права ребенка. Социальная и семейная политика находятся в сфере пристального внимания государства, а семья и дети под его особой защитой. Согласно Закону о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, дети являются важнейшим приоритетом государственной политики2, реализация которого прослеживается в содержании многочисленных нормативных актов, которые посвящены защите семей с детьми, направлены

на предоставление им самых разных социальных га" 3

рантий и мер поддержки3.

Формирование такой «социально ориентированной» нормативной основы свидетельствует об «импле-ментации» конституционных положений, закрепляющих статус социального государства за Российской Федерацией, в котором создаются условия, способствующие всестороннему развитию и воспитанию детей

1 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 02.07.2021) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

2 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»// Собр. законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

3 Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 22.12.2020, с изм. от 29.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 19; Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2014.

№ 35. Ст. 4811; Указ Президента РФ от 19.11.2018 № 662 (ред. от 12.04.2021) «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей» (вместе с «Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей») // Собрание законодательства РФ. 2018. № 48. Ст. 7393; Указ Президента РФ от 20.03.2020 № 199 (ред. от 10.03.2021) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 12. Ст. 1745 и многие др.

4

в семье4, а нуждающимся гражданам предоставляется социальная помощь и поддержка.

Нет сомнений, что социальная политика государства активно развивается и совершенствуется, социальные отношения динамично развиваются, что обусловлено изменением социально-экономической ситуации в нашей стране, появлением большого числа норм, направленных на оказание социальной поддержки самым разным группам населения.

ОБЯЗАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ СОДЕРЖАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ

Законом обязанность по содержанию ребенка возложена, прежде всего, на его родителей, для которых обеспечение интересов ребенка является их основной заботой (ч. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 65 СК РФ). Дети, учитывая их особое положение, что обусловлено их возрастом, неполной дееспособностью, состоянием здоровья, нуждаемостью, социальным и семейным положением и др., не в состоянии обеспечить себя самостоятельно, поэтому такие функции возложены на их законных представителей. В случаях, когда законные представители ребенка, не могут по тем или иным причинам (болезнь, нетрудоспособность, лишение родительских прав, отсутствие дохода и проч.) исполнять свою обязанность по содержанию ребенка, государство не может оставаться в стороне, должно оказать материальную поддержку таким детям, чтобы обеспечить их базовые потребности в еде, жилье, одежде и проч. В этом, на мой взгляд, проявляется системная защита прав детей в приоритетном порядке на государственном уровне с тем, чтобы обеспечить индивидуальные потребности и интересы каждого ребенка. Считаю, что государство фактически выполняет в определенном смысле роль «публичного законного представителя ребенка» (выделено автором. - Н.Л.), поскольку «замещает» его родителей или иных законных представителей в случаях, когда они не могут исполнять свою обязанность по содержанию ребенка по закону по тем или иным причинам.

4 Статья 67.1 Конституции Российской Федерации. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2020).

Летова Н.В.

Следует особо подчеркнуть, что государство, возлагая на себя функцию защиты имущественных прав ребенка, может ее выполнять временно, до момента изменения жизненной ситуации родителей ребенка, например, восстановление в родительских правах, трудоустройство и получение дохода и др. Иными словами, помощь, оказываемая государством в предоставлении содержания, не должна способствовать «трансформации» обязанности частного лица (родителей ребенка) в публичную, выполняемую государством. Тем не менее, в отдельных случаях оказание помощи ребенку государством является объективной потребностью, в связи с чем и появляются новые формы оказания такой поддержки, в частности «алиментные фонды».

Идея создания такого фонда давно обсуждается на законодательном уровне5, с тем, чтобы в рамках такого фонда аккумулировались средства, поступающие из субъектов Российской Федерации, которые могли бы быть направлены детям, которые не получают содержание в виде алиментов от своих родителей или иных законных представителей. Алиментный фонд представляет собой такую «федеральную копилку», куда направляются средства из регионов страны, источники этих средств могут быть самые разные, но их целевое назначение едино- оказание материальной помощи детям, которые не получают содержание в виде алиментов от своих родителей или иных законных представителей. Категории детей, которым не выплачиваются алименты, причины, по которым они не получают содержание, самые разнообразные, в частности, отсутствие работы и доходов, отбывание родителями наказания, неисполнение судебных решений о взыскании алиментов6.

Следует особо подчеркнуть, что деньги, которые направляются в алиментный фонд, государство готово предоставлять их детям временно, то есть до изменения ситуации родителей ребенка и на возвратной ос-

5 См., напр.: Паспорт проекта Федерального закона № 8286237 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части усиления гарантий прав ребенка на получение алиментов (об установлении минимального размера алиментов, о государственном обеспечении выплаты алиментов за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в период розыска родителей, уклоняющихся от их уплаты)» (проект указанного Федерального закона отклонен Государственной Думой ФС РФ и снят с рассмотрения).

6 Для справки: за 2020 г. российскими судами было принято к рассмотрению 1 039 971 дел по спорам, возникающим из семейных отношений. Из них 306,488 дел по искам о взыскании алиментов на содержание детей, из них 2971 дел об определении размера задолженности по алиментам, в том числе определенная судебным приставом - исполнителем (см.: данные судебного департамента ВС РФ). Такие цифры подтверждают, что о надлежащем исполнении такой обязанности на практике говорить не приходится. К сожалению, проблема взыскания алиментов, низкая эффективность обеспечения алиментных прав и интересов детей, отсутствие мер по обеспечению исполнения алиментных обязательств, повышение ответственности за несвоевременную уплату алиментов, эти и другие задачи требуют своего незамедлительного решения и определены в качестве основных в ряде документов, посвященных детям. См.: Указ Президента РФ от 1 июля 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.; Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2014. № 35. Ст. 4811 и др.

нове, поскольку обязанность родителей содержать своих детей не утрачивается, государство на временной основе берет на себя обязанность по предоставлению средств ребенку. В этом смысле государство заинтересовано в оказании именно адресной поддержки детей, чтобы средства, выделяемые из алиментного фонда, были потрачены строго в соответствии с их целевым назначением и «дошли» до каждого ребенка, который нуждается в такой помощи. В данном случае применяется общий принцип, закрепленный в нормах СК РФ о целевом назначении выплат в отношении ребенка, аналогичный тому, который закреплен в п. 2 ст. 60 СК РФ, а именно «суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка». Иными словами, указанные в законе суммы имеют строго целевой характер и предназначены для удовлетворения базовых потребностей ребенка.

Родители, являясь законными представителями ребенка, на добровольных началах, действуя в его интересах, должны проявлять заботу о его содержании. Субъекты таких отношений, прежде всего, на добровольной основе должны исполнить свои обязанности, в том числе и обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Считаем, что в основе такой добровольности заложена, прежде всего, морально-нравственная сущность родительских отношений, проявление чувства долга обязанного лица по отношению к нуждающемуся, то есть ребенку. Солидарна с мнением отдельных авторов, что содержание в семье необходимо рассматривать, прежде всего, как нравственную обязанность, исполнение долга родителями по отношению к своим детям, и только во вторую очередь, как их правовую обязанность по предоставлению материальных средств. Важно подчеркнуть, что целевое назначение такого содержания «укладывается» в контексте удовлетворения имущественных интересов ребенка, а алименты предполагают принудительное взыскание необходимых средств с обязанного лица, например, одного из родителей в пользу ребенка. Иными словами, алименты, в отличие от содержания в добровольном порядке, указывают на отказ обязанного лица предоставлять содержание в добровольном порядке, они являются определенной юридической гарантией для осуществления права ребенка на получение содержания, относятся к мерам защиты его имущественных интересов [2; 18: 6, 14].

СУЩНОСТЬ

ДОБРОВОЛЬНОГО И ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО ВЫПЛАТЕ АЛИМЕНТОВ

Юридическая оценка добровольного и принудительного исполнения алиментных обязательств обусловлена присутствием в законе разных уровней нормативного регулирования алиментных отношений, которое осуществляется на императивном и диспози-тивном уровне, в рамках соглашения об уплате алиментов (гл. 16 СК РФ). Появление такого института как соглашение как раз направлено, прежде всего, на добровольное исполнение обязанности по содержанию

детей и свидетельствует о внедрении «цивилисти-ческих конструкций» (сделки, договоры) в сферу семейных отношений, проникая в их сущность они, тем самым, формируют основу для применения механизмов, направленных не столько на принудительное исполнение алиментных обязательств, сколько на стимулирование их исполнения на добровольной основе [5; 11: 133; 16: 21; 19].

Присутствие таких норм позволяет участникам соответствующих отношений урегулировать алиментные отношения не только императивным способом, но и диспозитивным, на основании соглашения. В целом мы можем признать, что законодатель расширяет границы и возможности регулирования взаимоотношений между субъектами в части предоставления содержания в виде алиментов. Такие альтернативные возможности стали востребованы и в связи с тем, что у потенциального плательщика алиментов появились дополнительные средства и имущество, которое он может предоставить в качестве алиментов сверх тех размеров и условий, которые установлены императивными нормами.

Дополнительные сложности, связанные с ненадлежащим исполнением алиментных обязательств, обусловлены существующими в теории семейного права пробелами в части отсутствия необходимого категориального аппарата, а именно понятия «алиментное обязательство», «алиментное правоотношение», «содержание», которые нередко отождествляются, что, безусловно, негативно сказывается на практике применения соответствующих норм.

В литературе вопрос об определении алиментного обязательства, алиментного правоотношения является дискуссионным. Одни авторы считают, что алиментное обязательство представляет собой обязанность определенных членов семьи содержать других, нуждающихся в этом членов семьи [4; 10: 17; 12]. Другие, что «алиментное обязательство это правоотношение, направленное на обеспечение принудительного исполнения в точно установленных размерах обязанности одного члена семьи по предоставлению содержания другому» (9.с.262;279;16). Третьи, соглашаются, что это правоотношение, но уточняют основания его возникновения, «алиментное обязательство представляет собой правоотношение, возникающее на основании предусмотренных законом юридических фактов: соглашение сторон или решение суда, в силу которого одни члены семьи обязаны предоставлять содержание другим ее членам, а последние вправе его требовать» [1: 248; 7: 391; 13; 15].

Нетрудно заметить, что преобладает мнение об определении алиментного обязательства через призму правоотношения. Нам представляется, что их необходимо разграничивать, алиментное правоотношение представляет собой отношение в статике, когда они условно находятся в определенном состоянии «покоя», когда между его участниками нет конфликта, спора относительно суммы алиментов, порядке и сроках их уплаты и проч. В ситуации, когда есть требование управомоченного лица о предоставлении ему содержания алиментообязанным лицом, речь идет о возникновении алиментного обязательства, соответственно, отношения статики трансформируются в отношения

динамики. Придерживаясь традиционного понятия обязательства, следует признать, что основе алиментного обязательства лежит обязанность одной стороны (должника) по уплате содержания в пользу управомо-ченного лица, имеющего право на получение такого содержания по закону или соглашению. Важно подчеркнуть, что управомоченное лицо имеет не только право на получение содержание в виде алиментов, но и право требовать их предоставления, когда обязанное лицо не выполняет такую обязанность добровольно. В этом случае речь идет о понуждении к исполнению обязанности, а значит, алименты будут взысканы в принудительном порядке.

Считаем, что выплата алиментов представляет собой исполнение обязанности по предоставлению содержания в пользу нуждающегося лица - ребенка. Нам представляется, что алиментное обязательство имеет место в ситуации, когда обязанность по содержанию ребенка не исполняется вообще, либо исполняется, но ненадлежащим образом, например, не в полном объеме, не в установленный срок и т.д. и стороны не смогли урегулировать вопросы надлежащего исполнения обязательства по соглашению. В ситуации конфликта между сторонами, нередко, единственным способом урегулировать их спор остается право на обращение с иском в суд. В таком случае происходит конкретизация прав и обязанностей, которая при нормальном развитии семейных отношений, не требуется, именно в случае конфликтной ситуации в семье, она необходима. Очевидно, что в случае принудительного способа уплаты алиментов в рамках судебного решения, говорить о присутствии добровольности в действиях плательщика алиментов не приходится [3: 16; 9: 19].

И только в случае, когда родители добровольно не исполняют свои обязанности (или ненадлежащим образом их исполняют), имеет место «порок» добровольности, к ним могут быть применены меры принудительного характера, направленные на понуждение к исполнению такой обязанности. Речь идет о положениях п. 6 ст. 113 СК РФ, согласно которым с физических лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, в доход бюджета взыскиваются суммы в период розыска его родителей; выплата неустойки за несвоевременную уплату алиментов (ст. 115 СК РФ)7; предусмотрена административная (ст. 5.35.1 КоАП РФ)8 и уголовная (ст. 157 УК РФ) ответственность за неуплату средств на содержание

7 Суды ориентируются так же на разъяснения Конституционного Суда РФ по этому вопросу, а именно при разрешении вопросов о возможности уменьшения неустойки за несвоевременную уплату алиментов суд обязан оценить обоснованность ее размера с учетом всех имеющихся обстоятельств дела. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 06.10.2017 № 23-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 115 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.К. Костяшкина»). Также по данному вопросу см. разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. № 4.

8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

Летова Н.В.

детей; определены меры по ограничению на выезд должника за пределы Российской федерации (ст. 67 ФЗ РФ от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») и др.

АЛИМЕНТНЫЙ ФОНД КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА

Несмотря на то, что в нормах российского законодательства предусмотрен перечень разноотраслевых гарантий, направленных на надлежащее исполнение алиментных обязательств, тем не менее, проблема предоставления содержания в виде выплаты алиментов в отношении детей, не теряет своей актуальности, в частности до сих пор не предложен правовой механизм, обеспечивающий реализацию положений п. 6 ст. 113 СК РФ, не установлен «минимальный размер алиментов» взыскиваемых в судебном порядке, не решен вопрос для истцов о возможности требовать у суда присуждения неустойки за несвоевременную уплату алиментов и др.

Нет сомнений, что решение указанных и многих других проблем требует дополнительных правовых гарантий, направленных на обеспечение исполнения алиментных обязательств и повышение их эффективности, включая меры, направленные на обеспечение регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания детей, в том числе посредством создания государственного алиментного фонда. Как отмечалось, основная идея такого фонда состоит в аккумулировании средств, которые скорее всего поступают из всех субъектов РФ. Можно предположить, что минимальный размер выплачиваемых алиментов должен быть таким. Как если бы алименты взыскивались на ребенка в судебном порядке. Для точного его определения, на мой взгляд, необходимо проведение «социального мониторинга» (выделено автором. - Н.Л.) по всей стране, определить категории детей, которым предполагается выплата, установить причину, по которой они не получает алименты, с учетом их места его жительства определить размер выплат ориентируясь на сумму прожиточного минимума региона, где проживает конкретный ребенок. Очевидно, что ситуация с невыплатой алиментов в каждом регионе разная и прожиточный минимум тоже отличается в каждом регионе страны [14: 23; 17: 69, 75].

Дальнейшее распространение алиментного фонда связано с другой важной проблемой, которая требует своего решения. Можно предположить, что суммы, которые будут поступать со всей страны в такой фонд должны находиться в управлении федерального органа, который тоже надо определить в законе, либо это федеральное министерство, например, министерство труда и социального развития, министерство финансов, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ или иной орган.

Потребность в определении органа, который будет заниматься управлением и распределением таких средств, решит и вопрос об их сущности и принадлежности. В целом, именно государство может стать распорядителем таких средств, тем не менее, государство в целом не относится к субъектам права, оно должно делегировать полномочия по управлению и распоря-

жению средствами, которые поступают в алиментный фонд, определенному органу. В этой связи, важна и ведомственная принадлежность такого органа, и сущность денежных средств, являются они федеральными и распоряжение ими происходит с учетом правил распределения федеральными средствами9, или они могут быть размещены в негосударственные, альтернативные структуры, например, негосударственные фонды (по аналогии с некоммерческими организациями). Как отмечалось, государство предоставляет средства на содержание ребенка временно, их необходимо будет вернуть, тогда возникает вопрос, можно ли рассматривать такие суммы как разновидность целевого займа, когда договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем), заемщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за целевым использованием займа, ст. 814 ГК РФ, какие нормы законодательства применимы в случае, если родители ребенка своевременно, в установленный срок не вернут выплаченные государством суммы, можно ли применять положения ст. 395 ГК РФ о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, можно ли считать что в данном случае возникает разновидность обязательства и соответственно к нему применимы положения ГК РФ об обязательствах, со сроками их исполнения, обеспечения и последствиями ненадлежащего исполнения (гл. 21-23). Все эти вопросы требуют решения на законодательном уровне, видимо, отсутствие понимания и единого подхода к их решению пока не позволяют принять федеральный закон об алиментном фонде, неоднократные попытки и законодательные инициативы отдельных депутатов пока не увенчались успехом10.

ВЫВОДЫ

Нам представляется, что решение вопроса о том, какой орган будет основным распределителем таких средств, их принадлежности зависит от формы управления такого фонда, очевидно, что он может находиться в государственной или частной системе, от этого и будет зависеть его нормативное регулирование. С одной стороны, передать деньги в систему негосударственных фондов опасно, с другой, у нас появились такие фонды как альтернатива государственному пенсионному фонду в рамках обеспечения пенсионных прав граждан и размещения пенсионных накоплений на счетах таких фондов. В этом смысле, средства, поступающие в алиментный фонд, можно было бы размещать в системе негосударственных фондов.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что деньги поступают со всей страны, участвуют все субъекты РФ, логично, что государство, например в лице, Пенсионного

9 Известно, что такие фонды существуют во многих европейских странах, представляют собой государственные структуры, финансируемые из государственного бюджета, обладающие правом регрессного требования о возврате затраченных средств на содержание ребенка с должника.

10 Впервые о создании алиментного фонда как способе защиты имущественных прав ребенка упоминалось в Указе Президента РФ от 01.06.2012 № 761 »О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

фонда является распределителем этих средств. Принимая во внимание, что деньги, выплачиваемые на содержание ребенка, возвратные, их природа, на мой взгляд, близка к разновидности ссуды, что предполагает возможность применения гражданско-правовых механизмов их управления и взыскания в случае невозврата. В этом смысле возникают вопросы о возможности взыскание неустойки за несвоевременный возврат, насколько применимы положения о страховании, когда осуществление выплат в пользу ребенка возможно при наступлении страхового случая - уклонения родителя от исполнения алиментных обязательств, допустимо ли страхование риска ответственности по алиментным обязательствам, который может наступить в случае неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вне зависимости от вариантов решения указанных вопросов, неизменным остается влияние государства на механизмы исполнения алиментных обязательств в целом, когда государство берет на себя функции публичного представителя ребенка, защищая его законные права и интересы имущественного вида. Тем не менее, создание алиментного фонда не может быть формой освобождения от исполнения обязанности родителями и иными законными представителями ребенка от выплаты алиментов в его пользу. Считаю, что

ЛИТЕРАТУРА

1. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. М.: Юрист, 1996.

2. Букшина С.В. Право ребенка на получение содержания от своих родителей: вопросы осуществления // Семейное и жилищное право. 2012. № 3. С. 12.

3. Гонгало Б.М. Алиментное обязательство // Семейное и жилищное право. 2016. № 5. С. 16.

4. Гришаев С.П. Алиментные обязательства // СПС «Консультант Плюс». 2011.

5. Дзюбровская Л.В. Соглашение об уплате алиментов - самостоятельный семейно-правовой институт // Семейное и жилищное право. 2012. № 6. С. 13.

6. Иоффе О.С. Советское гражданское право: курс лекций. Т. 3, Л., 1965. С. 262.

7. Капитова О.В. Правовая природа механизма алиментиро-вания в семейном праве Российской Федерации. М., 2010. С. 34-37.

8. Комментарий к Семейному кодексу РФ / отв. ред. О.Н. Ни-замиева. М.: Проспект, 2010. С. 323.

9. Ксенофонтова Д.С. Нотариальное удостоверение соглашения об уплате алиментов как правовая гарантия осуществления и защиты прав и интересов субъектов алиментного правоотношения // Нотариус. 2014. № 4. С. 19-22.

10. Левушкин А.Н. К вопросу об алиментах и последствия невыполнения алиментных обязательств // Исполнительное право. 2011. № 2. С. 17-21.

11. Летова Н.В. Правовая природа соглашений об уплате алиментов: проблемы материального и процессуального права // Социально- политические науки. 2021. № 3. Т. 11. С. 133-140.

12. Пергамент А.И. Алиментные обязательства по советскому праву. М., 1951. С. 6.

13. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: учебник для вузов. М.: Норма, 2007. С. 391.

14. Ржаницына Л.С. Алименты в России: Анализ проблем и стратегия в интересах детей. М., 2012. С. 23-26.

в перспективе алиментный фонд позволит на практике реализовать сочетание публичных и частных интересов в сфере алиментных отношений, обеспечить дополнительные гарантии для защиты ребенка, своевременного взыскания алиментов и как следствие, обеспечить его базовые потребности для полноценного развития.

На практике появятся новые формы и механизмы, позволяющие реализовать отдельные положения СК РФ, п. 6 ст. 113, согласно которым обеспечивается взыскание сумм с физических лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, что позволит в теории разграничить категории «алименты» и «содержание».

Важно, на законодательном уровне решить вопросы, которые являются смежными, сопричастными для дальнейшего развития алиментных отношений, вопросы административного и финансового права, определить ведомственную принадлежность таких фондов, источники поступающих денежных средств, определить оператора и порядок дальнейшего распределения средств в отношении детей, решить вопрос о природе, сущности таких отношений.

Решение указанных, и многих других вопросов позволит определить особенности правового регулирования алиментных отношений в рамках алиментного фонда, что позволит создать дополнительные гарантии по защите имущественных прав и интересов детей, обеспечив непрерывность их права на получение содержания в виде алиментов.

REFERENCES

1. Antokolskaya M.V. Family law: Textbook. Moscow: Lawyer. 1996. P. 279.

2. Bukshina S.V. The right of a child to receive maintenance from his parents: Issues of implementation. Family and Housing Law. 2012. No. 3. P. 12. (In Rus.)

3. Gongalo B.M. Alimony obligation. Family and Housing Law. 2016. No. 5. P. 16. (In Rus.)

4. Grishaev S.P. Alimony obligations. SPS Consultant Plus. 2011. (In Rus.)

5. Dzyubrovskaya L.V. Alimony payment agreement - independent family law institute. Family and Housing Law. 2012. No. 6. P. 13. (In Rus.)

6. Ioffe O.S. Soviet civil law: A course of lectures. 1965. Vol. 3, L. P. 262. (In Rus.)

7. Kapitova O.V. The legal nature of the alimony mechanism in family law of the Russian Federation. Moscow, 2010. Pp. 34-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Commentary on the family code of the Russian Federation. O.N. Nizamievа (ed.). Moscow: Prospect, 2010. P. 323.

9. Ksenofontova D.S. Notarization of an agreement on the payment of alimony as a legal guarantee of the exercise and protection of the rights and interests of the subjects of alimony legal relationship. Notary. 2014. No. 4. Pp. 19-22. (In Rus.)

10. Levushkin A.N. On the issue of alimony and the consequences of non-fulfillment of alimony obligations. Executive Law. 2011. No. 2. Pp. 17-21. (In Rus.)

11. LetovaN.V. The legal nature of alimony agreements: Problems of substantive and procedural law. Socio-political Sciences. 2021. No. 3. Vol. 11. Pp. 133-140. (In Rus.)

12. Pergament A.I. Alimony obligations under Soviet law. Moscow, 1951. P. 6.

13. Pchelintseva L.M. Family law of Russia: Textbook for universities. Moscow: Norma, 2007. P. 391.

14. Rzhanitsyna L.S. Alimony in Russia: Analysis of problems and strategy in the interests of children. Moscow, 2012. Pp. 23-26.

Летова Н.В.

15. Савельев Д.Б. Соглашения в семейной сфере. М., 2010. С. 71.

16. Серебрякова А.А. Проблемы правового регулирования и практики применения соглашения об уплате алиментов // Нотариус. 2015. № 6. С. 21-24.

17. Соловьев В.Ю., Орлова А.В. Актуальные проблемы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в исполнительном производстве // Современное право. 2021. № 9. С. 69-75.

18. Тресцова Е.В. Материально-правовые гарантии обеспечения имущественных интересов несовершеннолетних в семейном праве.

19. Усачева Е.А. Проблемы определения предмета и субъектного состава соглашения об уплате алиментов // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 8 (45). С. 1656.

15. Saveliev D.B. Agreements in the family sphere. Moscow, 2010. P. 71.

16. Serebryakova A.A. Problems of legal regulation and practice of application of the alimony payment agreement. Notary. 2015. No. 6. Pp. 21-24. (In Rus.)

17. Soloviev V.Yu., Orlova A.V. Actual problems of protecting the rights and legitimate interests of minors in enforcement proceedings. Modern Law. 2021. No. 9. Pp. 69-75. (In Rus.)

18. Trestsova E.V. Material and legal guarantees of ensuring the property interests of minors in family law.

19. Usacheva E.A. Problems of determining the subject and subject composition of an agreement on the payment of alimony. Actual Problems of Russian Law. 2014. No. 8 (45). P. 1656. (In Rus.)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 72,28%

Статья поступила в редакцию 14.04.2022, принята к публикации 20.05.2022 The article was received on 14.04.2022, accepted for publication 20.05.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Летова Наталия Валерьевна, доктор юридических наук; заместитель директора по научной работе, главный научный сотрудник сектора процессуального права Института государства и права РАН. Москва, Российская Федерация. Author ID: 635906; ORCID: https://orcid. org/ 0000-0001-7033-977X; E-mail: letovanv@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Natalia V. Letova, Dr. Sci. (Law); deputy Director for research, chief researcher at the Sector of Civil Law, Civil and Arbitration Process of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. Moscow, Russian Federation. Author ID: 635906; ORCID: http://orcid. org/0000-0001-7033-977X; E-mail: letovanv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.