Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ'

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСКУССТВА / МЕТОДИКА ИСКУССТВА В ВУЗЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / СТУДЕНТЫ / ВИДЫ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ / УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Татьяна Викторовна, Новоселов Сергей Аркадьевич

В статье представлен алгоритм организации проектно-исследовательской деятельности студентов художественных профилей на занятиях декоративно-прикладным искусством в учреждениях высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, включающий в себя этапы постановки и решения ряда взаимосвязанных учебно-творческих задач с применением соответствующего специфике декоративно-прикладного искусства комплекса эвристических методов. Проектно-исследовательская деятельность в декоративно-прикладном искусстве рассматривается в статье в качестве вида учебно-творческой деятельности, который интегрирует в себе компоненты проектной и исследовательской деятельности. При этом в процессе проектирования учебных и профессиональных объектов декоративно-прикладного искусства акцент делается на то, чтобы каждый этап творческой работы сопровождался самостоятельным поиском новых знаний как об объекте проектирования, так и о технологиях решения проектных задач. Определены управляющие процессом функции преподавателя в структуре проектно-исследовательской деятельности студентов художественного профиля на занятиях декоративно-прикладным искусством: проектировочная, мотивационная, коммуникативно-организаторская, коммуникативно-обучающая, воспитывающая, исследовательская, фасилитационная, оценочно-аналитическая и прогностическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверева Татьяна Викторовна, Новоселов Сергей Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF ORGANIZATION OF DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING DECORATIVE AND APPLIED ARTS

The article presents an algorithm for organizing the design and research activities of students of art profiles in the arts and crafts classes in institutions of higher, secondary vocational and additional education, which includes the stages of setting and solving a number of interrelated educational and creative tasks using the appropriate arts and crafts art complex heuristic methods. Design and research activities in arts and crafts are considered in the article as a type of educational and creative activity that integrates the components of design and research activities. At the same time, in the process of designing educational and professional objects of arts and crafts, the emphasis is on ensuring that each stage of creative work is accompanied by an independent search for new knowledge, both about the design object and about technologies for solving design problems. The functions of the teacher that control the process in the structure of the design and research activities of art students in the arts and crafts classes are determined: design, motivational, communicative-organizational, communicative-teaching, educational, research, facilitation, evaluative-analytical and prognostic.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ»

УДК 378.016:745/749 ББКЩ12р

DO110.26170/2079-8717_2022_06_15 ГРНТИ 14.35.07

Код ВАК 5.8.2

Зверева Татьяна Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионально-технологического образования, Шадринский государственный педагогический университет; 641870, Россия, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3; e-mail: vip.zvereva1982@mail.ru

Новоселов Сергей Аркадьевич,

доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: inobr@uspu.ru

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектно-исследовательская деятельность; метод проектов; образовательный процесс; методика преподавания искусства; методика искусства в вузе; декоративно-прикладное искусство; творческие проекты; студенты; виды учебно-творческих задач; учебно-творческие задачи; эвристические методы; организация проектно-исследовательской деятельности

АННОТАЦИЯ. В статье представлен алгоритм организации проектно-исследовательской деятельности студентов художественных профилей на занятиях декоративно--прикладным искусством в учреждениях высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, включающий в себя этапы постановки и решения ряда взаимосвязанных учебно-творческих задач с применением соответствующего специфике декоративно-прикладного искусства комплекса эвристических методов. Проектно-исследовательская деятельность в декоративно-прикладном искусстве рассматривается в статье в качестве вида учебно-творческой деятельности, который интегрирует в себе компоненты проектной и исследовательской деятельности. При этом в процессе проектирования учебных и профессиональных объектов декоративно-прикладного искусства акцент делается на то, чтобы каждый этап творческой работы сопровождался самостоятельным поиском новых знаний как об объекте проектирования, так и о технологиях решения проектных задач. Определены управляющие процессом функции преподавателя в структуре проектно-исследовательской деятельности студентов художественного профиля на занятиях декоративно-прикладным искусством: проектировочная, мотивационная, коммуникативно-организаторская, коммуникативно-обучающая, воспитывающая, исследовательская, фасилитационная, оценочно-аналитическая и прогностическая.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Зверева, Т. В. Алгоритм организации проектно-исследовательской деятельности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству / Т. В. Зверева, С. А. Новоселов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. -№ 6. - С. 120-125. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_15.

Zvereva Tatiana Viktorovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Vocational and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia

Novoselov Sergey Arkadyevich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Director of Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

ALGORITHM OF ORGANIZATION OF DESIGN

AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE PROCESS

OF TEACHING DECORATIVE AND APPLIED ARTS

KEYWORDS: design and research activities; project method; educational process; methods of teaching art; methodology of art at the university; arts and crafts; creative projects; students; types of educational and creative tasks; educational and creative tasks; heuristic methods; organization of design and research activities

ABSTRACT. The article presents an algorithm for organizing the design and research activities of students of art profiles in the arts and crafts classes in institutions of higher, secondary vocational and additional education, which includes the stages of setting and solving a number of interrelated educational and creative tasks using the appropriate arts and crafts art complex heuristic methods. Design and research activities in arts and crafts are considered in the article as a type of educational and creative activity that integrates the components of design and research activities. At the same time, in the process of designing educational and professional objects of arts and crafts, the emphasis is on ensuring that each stage of creative work is accompanied by an independent search for new knowledge, both about the design object and about technologies for solving design problems. The functions of the teacher that control the process in the structure of the design and research activities of art students in the arts and crafts classes are determined: design, motivational, communicative-organizational, communicative-teaching, educational, research, facilitation, evaluative-analytical and prognostic.

© Зверева Т. В., Новоселов С. А., 2022

FOR CITATION: Zvereva, T. V., Novoselov, S. A. (2022). Algorithm of Organization of Design and Research Activities of Students in the Process Of Teaching Decorative And Applied Arts. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 120-125. DOI: 10.26i70/2079-8717_2022_06_15.

Декоративно-прикладное искусство (далее - ДПИ) как художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах может рассматриваться в настоящее время в качестве относительно независимой самостоятельной формы изобразительного искусства [1; 3]. Она предполагает использование не только известных, традиционных материалов, но и вновь появляющихся благодаря достижениям науки, техники и новым технологиям. Во взаимопроникновении материала, формы и декора, изобразительного и технологического начал, в единстве художественной и утилитарной функций изделия проявляется синтетический характер ДПИ. Именно этим обусловлены особенности организации проектно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся этому виду искусства.

Необходимость учета возможностей реализации синтетического характера ДПИ для развития творческой результативности обучающихся в условиях современного образовательного процесса как на уровне общего и дополнительного образования, так и при подготовке будущих учителей, еще более актуализировала проблему поиска наиболее эффективных форм, методов и алгоритмов организации интегративной модели учебно-творческой деятельности, а по сути, учебно-творческой художественно-технологической (учебной художественно-творческой и одновременно технологической) деятельности в форме проектно-исследовательской деятельности в сфере ДПИ [2; 9]. Осмысление этой проблемы привело к уточнению определения «про-ектно-исследовательская деятельность студентов в контексте художественного образования». С учетом подходов И. А. Зимней и Т. В. Кузнецовой [6; 8], авторы рассматривают проектно-исследовательскую деятельностью студентов как вид учебно-творческой художественно-

технологической деятельности, организуемый в форме самостоятельной работы студентов по проектированию объектов изобразительного искусства, в котором каждый этап выполнения проекта сопровождается организацией исследовательской деятельности студентов, направленной на поиск новых знаний об объекте проектирования, технологиях, материалах и инструментах, необходимых для его создания. При этом творческий характер деятельности требует от студентов внесения элементов объективной новизны в образ проектируемого декоративного изделия как в художественном,

так и в технологическом аспектах.

Таким образом, сам алгоритм организации проектно-исследовательской деятельности студентов должен стать ориентировочной системой деятельности по созданию элементов новизны, обеспечивающей гармоничное сочетание эстетичности, декоративности и технологичности создаваемого объекта ДПИ. Именно на это должна быть направлена исследовательская компонента проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения ДПИ - на творческий поиск еще не открытых ресурсов известных и новых материалов, технологий их обработки и инноваций в сфере формообразования объектов ДПИ. Эта идея подтверждается высказываниями ряда авторов известных научных публикаций. Например, Т. М. Криво [7] пишет, что проектно-исследова-тельская деятельность в сфере ДПИ обеспечивает активизацию и продуктивное творчество студентов как одно из педагогических условий развития их творческого потенциала. Т. В. Толбузина [11] видит в организации проектно-исследовательской деятельности перспективы оптимизации профессиональной подготовки в сфере народного декоративно-прикладного искусства. А. Ю. Уварова [12] отмечает значение проектно-исследо-вательской деятельности для повышения уровня профессиональной подготовки педагога-художника по ДПИ.

Анализ научных трудов Т. М. Криво, Ю. И. Мазиной, А. Ю. Уваровой [7; 10; 12] и др. показал, что педагогу, организующему процесс создания объектов ДПИ, необходимо не только обеспечить условия для усвоения студентами содержания и способов проектно-исследовательской деятельности, но в его управляющие функции должна входить деятельность по мобилизации всех возможных ресурсов активизации учебно-творческого процесса создания нового, оригинального в части художественных и технологических свойств декоративного изделия. Особое место в этом процессе занимает использование компьютерных технологий; инновационных материалов, в том числе полимерных; инновационных технологий реализации художественного замысла и декоративного оформления.

При этом вопросы организации про-ектно-исследовательской деятельности студентов художественных профилей с учетом специфики обучения ДПИ в условиях инновационных изменений пока не нашли требуемого актуальной ситуацией отражения в теоретических и экспериментальных работах исследователей и педагогов-практиков.

Исходя из этого, авторами был разработан и экспериментально проверен алгоритм организации проектно-исследовательской деятельности студентов - будущих педагогов изобразительного искусства в процессе их обучения ДПИ. Структура, последовательность реализации этого алгоритма обусловлены местом и ролью проектно-исследовательской деятельности как обязательного компонента профессиональной подготовки студентов художественных профилей - будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Эффективность этого вида учебно-творческой деятельности студентов определяется организацией учебного материала, его концентрацией и распределением, специфическими формами и методами, приемами обучения, а также мобилизацией и продуктивным использованием потенциальных творческих возможностей студентов и педагогов. Это предполагает их активное взаимодействие в учебно-творческом процессе в целом, их сотворчество.

В ходе разработки и экспериментальной проверки алгоритма организации про-ектно-исследовательской деятельности студентов в условиях реального образовательного процесса подготовки будущих педагогов изобразительного искусства в Шадрин-ском государственном педагогическом университете [4; 5] авторы доказали, что про-ектно-исследовательская деятельность студентов может быть активизирована на занятиях ДПИ. Для это в первую очередь необходимо сформулировать (либо творческими усилиями преподавателя, либо в сотворчестве со студентами) учебно-творческие задачи, содержание которых соответствует содержанию структурных компонентов процесса создания оригинального объекта ДПИ, и затем организовать творческую работу студентов по их решению. Как показал проведенный эксперимент, виды этих учебно-творческих задач инвариантны по отношению к выбранным студентами объектам проектирования и могут быть объединены в целостный комплекс учебно-творческих задач в соответствии со взаимосвязанными этапами создания авторского декоративного изделия.

В этот комплекс были включены следующие задачи:

- преобразования образов и форм природных объектов в образы и формы объектов ДПИ с помощью сочетания приемов стилизации, трансформации, упрощения и других;

- комбинирования различных техник ДПИ в их новые сочетания;

- комбинирования операций известных технологий изготовления изделий ДПИ;

- совершенствования технических средств и поиска новых материалов, соответствующих найденным при решении предыдущих задач формам, техникам и технологическим операциям изготовления объектов ДПИ [4; 5].

При разработке алгоритма организации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях ДПИ особое внимание уделялось поиску наиболее эффективных способов взаимодействия студентов и преподавателя в процессе учебно-творческой художественно-технологической деятельности. Была выбрана укрупненная схема организации этого взаимодействия, этапы которого стали опорными компонентами ориентировочной основы проектно-исследо-вательской деятельности студентов по созданию оригинального объекта ДПИ [5], ядром разработанного алгоритма:

- подготовительный, включающий разработку в соответствии с этапами про-ектно-исследовательской деятельности по созданию объектов ДПИ комплекса учебно-творческих задач, содержание которых связано с программой обучения ДПИ (главная функция преподавателя на этом укрупненном этапе - проектировочная);

- актуализации когнитивного опыта студентов, на котором в предложенной преподавателем ситуации проектирования объекта ДПИ в интерактивном режиме с использованием эвристического метода «Мозговой штурм» организуется смысло-образующая и целеполагающая деятельность студентов (основная функция преподавателя на этом укрупненном этапе - мотивация студентов на поисковую учебно-творческую деятельность);

- формирования ориентировочной основы проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях ДПИ, на котором в ходе интерактивного взаимодействия педагога и студентов уточняется проектное задание с включенным в него комплексом учебно-творческих задач, выполняющих функцию интеграции компонентов исследовательской и проектной деятельности с элементами художественного творчества (функции преподавателя на этом этапе - коммуникативно-организаторская и проектировочная);

- самостоятельной художественно-творческой разработки объекта ДПИ, в ходе которой организуется самостоятельная художественно-технологическая деятельность студентов, направленная на создание объектов ДПИ и реализуемая последовательным решением взаимосвязанных учебно-творческих задач, входящих в разработанный ранее их комплекс, причем в процессе решения необходимо использовать

адаптированные к содержанию ДПИ ассоциативные методы, синектику и метод морфологического анализа и синтеза творческих решений и другие эвристические методы (на этом укрупненном этапе преподаватель реализует сложную функцию сотворчества, которая предполагает интеграцию коммуникативно-обучающей, воспитывающей, исследовательской и фасилита-ционной функций);

- завершения проектно-исследова-тельской деятельности студентов (рефлексивно-аналитический), который включает совместную рефлексивную деятельность студентов и преподавателя с использованием ассоциативно-синектической технологии развития творчества (АС-технологии) с целью интеграции найденных вариантов решения учебно-творческих задач в концепцию оригинального объекта ДПИ (на этом этапе значимыми функциями являются: оценочно-аналитическая, воспитательная и прогностическая).

Технологическое развертывание опорных компонентов ориентировочной основы проектно-исследовательской деятельности студентов по созданию оригинального объекта ДПИ привело к выделению и установлению последовательности всех необходимых с точки зрения достижения образовательных целей этапов алгоритма организации проектно-исследовательской деятельности студентов художественных профилей в процессе обучения ДПИ:

1. Студенту предлагается выбрать из предложенного перечня один или несколько объектов ДПИ для его (их) проектирования и изготовления (перечень объектов ДПИ может быть дополнен исходя из интересов исполнителя).

2. Преподаватель предлагает студентам провести сбор информации о вариантах художественного решения выбранного для проектирования объекта и провести сравнительный анализ найденных вариантов, при этом студент снабжается методическими рекомендациями по проведению информационного поиска.

3. Преподаватель обсуждает со студентами возможный перечень техник, пригодных для проектирования и изготовления данного объекта ДПИ и предлагает студентам самостоятельно выбрать одну или несколько техник в соответствии с выбранным для проектирования объектом ДПИ.

4. Преподаватель предлагает студентам провести сбор информации о вариантах применения выбранных техник при изготовлении аналогичных объектов ДПИ, проанализировать их и соотнести с требованиями и условиями проектирования объекта ДПИ, выбранного для творческой работы.

5. Преподаватель предлагает студентам проанализировать возможности использования для проектирования и изготовления выбранного каждым студентом объекта ДПИ других техник, входящих в исходный перечень. Для этого студентам также необходимо провести сбор и анализ информации о вариантах применения данных техник для изготовления объектов ДПИ (при этом перечень техник ДПИ может быть дополнен исходя из интересов студента-автора).

6. В качестве дисциплинирующего обучающихся воспитательного момента, подводящего итог подготовительного этапа реализуемой методики, организуется совместное заполнение бланка задания для каждого студента, включающего в себя фиксацию окончательного варианта названия выбранного для проектирования объекта ДПИ и названия техники/техник его изготовления.

7. Преподаватель предлагает студентам провести необходимый для актуализации собственного когнитивного опыта художественно-творческой деятельности в сфере ДПИ информационный поиск, а по его результатам и анализ известных проектных ситуаций, включая и субъективный опыт студента. Затем преподаватель организует совместный семинар, направленный на обобщение и коллективную рефлексию результатов проведенного каждым студентом исследования. Для этого каждому студенту дается возможность в краткой форме представить собственное видение дальнейшей проектной работы на основе осмысления в интерактивном режиме проанализированных проектных ситуаций. Результатом этого этапа станет уточнение проектных ситуаций для каждого студента, в том числе с использованием мозгового штурма и синектики.

8. Преподаватель организует обсуждение и уточнение с каждым студентом этапов выполнения проектного задания, ориентируясь на последовательное решение представленных в задании четырех взаимосвязанных учебно-творческих задач. При этом уточняются формулировки задач в соответствии с выбранным для проектирования объектом ДПИ и выбранными техниками и технологиями проектирования и изготовления.

При обсуждении задач преподаватель более подробно знакомит студентов с эвристическими методами: синектикой, ассоциативными методами, морфологическим анализом и синтезом творческих решений, а затем организует актуализацию знаний студентов о методах ДПИ: моделировании, трансформации, творческой стилизации (внешней, декоративной, абстрактной).

На этом этапе студенты снабжаются методическими материалами, в которых рас-

смотрены примеры решения учебно-творческих задач.

9. В соответствии с полученным заданием и на основе использования выданных методических и дидактических материалов и пособий студенты самостоятельно приступают к решению уточненных ранее с преподавателем следующих учебно-творческих задач:

Задача 1. Преобразуйте образы и формы природных объектов в образы и формы выбранного объекта ДПИ с помощью ассоциативных методов и сочетания методов стилизации, трансформации, типизации, упрощения, обобщения и др.

Задача 2. Предложите новую, неизвестную ранее технику изготовления выбранного объекта ДПИ посредством комбинирования выбранной техники/техник ДПИ в новые сочетания с использованием метода синек-тики и ассоциативных методов. Анализируйте, ищите дополнительную информацию, сравнивайте, экспериментируйте!

Задача 3. Предложите модернизированную или новую технологию изготовления выбранного объекта ДПИ посредством комбинирования операций, входящих в структуру известных технологий изготовления изделий ДПИ (см. приведенный выше перечень техник ДПИ). Используйте для этого метод морфологического анализа и синектику, а также эксперимент.

Задача 4. Проанализируйте удобство инструментов, которыми Вы пользуетесь для изготовления выбранного Вами изделия ДПИ, а также сделайте вывод о соответствии подобранных материалов художественному образу изделия. В случае необходимости усовершенствуйте инструменты и/или подберите новые материалы. С этой целью используйте информационный поиск с анализом его результатов, экспериментируйте «методом проб и ошибок», примените изобретательскую технологию «алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)» и вновь экспериментируйте.

В течение всего периода самостоятельного решения студентами перечисленных задач преподаватель оказывает им консультационную помощь.

10. Преподаватель организует индивидуальные обсуждения со студентами полученных ими вариантов решений всех учебно-творческих задач и помогает студентам в их обобщении, интеграции их в концепцию оригинального объекта ДПИ так, чтобы в нем нашли отражение индивидуальность студента, его видение мира, его иерархия смыслов. С этой целью преподаватель

предлагает студенту провести модельный мысленный эксперимент с использованием АС-технологии, чтобы мысленно представить взаимодействие будущего изделия с его любимыми героями художественных произведений, с близкими ему людьми, затем попытаться подобрать гармонирующие с вновь создаваемым изделием стихи или музыку. Преподаватель советует студенту приступить к завершению работы над изделием лишь тогда, когда удастся преобразовать ранее полученные варианты в образ, гармонирующий с образами мысленного эксперимента.

11. В процессе изготовления оригинального объекта ДПИ преподаватель советует студенту избегать ситуаций, которые могут привести к искажению художественного образа из-за технологических просчетов. На этом этапе студенту необходимо быть особенно внимательным, точным и аккуратным.

12. По окончании работы студент оформляет в соответствии с методическими указаниями, а преподаватель проверяет отчетную документацию. Отчетная документация должна быть представлена на презентационном занятии вместе с изделием.

Представленный вариант алгоритма организации проектно-исследовательской деятельности студентов в процессе обучения ДПИ прошел апробацию в Шадрин-ском государственном педагогическом университете, в институте искусств Российского профессионально-педагогического университета и в институте педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета. Было доказано, что креативный потенциал используемого в предложенном алгоритме комплекса учебно-творческих задач способствует актуализации творческого потенциала студентов, формированию необходимых профессиональных компетенций у студентов -будущих педагогов-художников, учителей изобразительного искусства и педагогов профессионального обучения дизайну.

Содержание учебно-творческих задач обусловлено своеобразием учебной дисциплины ДПИ и направлено на организацию самостоятельной работы студентов по проектированию и изготовлению декоративных изделий, обладающих субъективной или объективной новизной, что при выполнении предложенного алгоритма в полном объеме каждым студентом во взаимодействии с преподавателем обеспечит достижение стопроцентной творческой результативности каждого студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования / С. Е. Беляева. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.

2. Власова, И. М. Проектная деятельность как специфическая форма творчества в системе художественного образования / И. М. Власова. - Текст : электронный // Цивилизация - культура - образование: из прошлого в будущее : материалы Международной научно-практической конференции 30 марта 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. А. Ф. Яфальян. - Екатеринбург, 2009. - URL: http: www.yafalian.ru/materialy-konferentsii-pdf.

3. Горяева, Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека : метод. пособие к учебнику / Н. А. Горяева. - М. : Просвещение, 2003. - 109 с.

4. Зверева, Т. В. Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : учеб.-метод. пособие для студентов 1-4 курсов направления 44.03.01 «Педагогическое образование», направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» / Т. В. Зверева ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2015. - 44 с.

5. Зверева, Т. В. Активизация проектно-исследовательской деятельности студентов художественных профилей на занятиях декоративно-прикладным искусством : дис. ... канд. пед. наук :13.00.02 / Зверева Т. В. - Екатеринбург, 2020. - 235 с.

6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2004. - 384 с.

7. Криво, Т. М. Технология развития художественно-творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности (в сфере декоративно-прикладного искусства) / Т. М. Криво // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2. - С. 121-125.

8. Кузнецова, Т. В. Содержание и этапы обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Кузнецова Т. В. - Томск, 2011. - 191 с.

9. Львова, И. А. Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Львова И. А. - Калуга, 2010. - 279 с.

10. Мазина, Ю. И. Национальные традиции декоративно-прикладного искусства в современном дизайне : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Мазина Ю. И. - Барнаул, 2012. - 211 с.

11. Толбузина, Т. В. Непрерывное профессиональное образование в сфере народного декоративно-прикладного искусства : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Толбузина Т. В. - Москва, 2007. - 157 с.

12. Уварова, А. Ю. Методология применения основ декоративной композиции в системе профессиональной подготовки студентов факультетов изобразительных искусств : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Уварова А. Ю. - Кишинев, 2005. - 229 с.

REFERENCES

1. Belyaeva, S. E. (2007). Osnovy izobrazitel'nogo iskusstva i khudozhestvennogo proektirovaniya [Fundamentals of Fine art and Artistic DesignMoscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya». 208 p.

2. Vlasova, I. M. (2009). Proektnaya deyatel'nost' kak spetsificheskaya forma tvorchestva v sisteme khudozhestvennogo obrazovaniya [Project Activity as a Specific Form of Creativity in the System of Art Education]. In Yafalyan, A. F. (Ed.). Tsivilizatsiya — kul'tura — obrazovanie: izproshlogo v budushchee: materialy Mezhdunarod-noi nauchno-prakticheskoi konferentsii 30 marta 2009 g. Ekaterinburg. URL: http: www.yafalian.ru/materialy-konferentsii-pdf.

3. Goryaeva, N. A. (2003). Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v zhizni cheloveka [Decorative and Applied Art in Human Life]. Moscow, Prosveshchenie. 109 p.

4. Zvereva, T. V. (2015). Proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov v protsesse obucheniya deko-rativno-prikladnomu iskusstvu [Design and Research Activities of Students in the Process of Teaching Arts and Crafts]. Shadrinsk, ShGPI. 44 p.

5. Zvereva, T. V. (2020). Aktivizatsiyaproektno-issledovatel'skoi deyatel'nosti studentov khudozhestvennykh proflei na zanyatiyakh dekorativno-prikladnym iskusstvom [Activation of the Design and Research Activity of Students of Art Profiles in the Classroom of Arts and Crafts]. Dis. ... kand. ped. nauk a3.00.02. Ekaterinburg. 235 p.

6. Zimnyaya, I. A. (2004). Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical Psychology]. Moscow, Logos. 384 p.

7. Krivo, T. M. (2012). Tekhnologiya razvitiya khudozhestvenno-tvorcheskogo potentsiala studentov pedvuza posredstvom proektnoi deyatel'nosti (v sfere dekorativno-prikladnogo iskusstva) [Technology for the Development of the Artistic and Creative Potential of Students of a Pedagogical University through Project Activities (in the Field of Arts and Crafts)]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. No. 2, pp. 121-125.

8. Kuznetsova, T. V. (2011). Soderzhanie i etapy obucheniya proektno-issledovatel'skoi deyatel'nosti v na-chal'noi shkole [The Content and Stages of Teaching Design and Research Activities in Elementary School]. Dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk. 191 p.

9. Lvova, I. A. (2010). Metodika formirovaniya khudozhestvenno-proektnoi deyatel'nosti spetsialistov v ob-lasti dizain-obrazovaniya [Methodology for the Formation of Art and Design Activities of Specialists in the Field of Design Education]. Dis. ... kand. ped. nauk. Kaluga. 279 p.

10. Mazina, Yu. I. (2012). Natsional'nye traditsii dekorativno-prikladnogo iskusstva v sovremennom dizaine [National Traditions of Arts and Crafts in Modern Design]. Dis. ... kand. iskusstvovedeniya. Barnaul, 2012. 211 p.

11. Tolbuzina, T. V. (2007). Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie v sfere narodnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva [Continuing Professional Education in the Field of Folk Arts and Crafts]. Dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 157 p.

12. Uvarova, A. Yu. (2005). Metodologiya primeneniya osnov dekorativnoi kompozitsii v sisteme professi-onal'noi podgotovki studentov fakul'tetov izobrazitel'nykh iskusstv [Methodology for Applying the Basics of Decorative Composition in the System of Professional Training of Students of Faculties of Fine Arts]. Dis. ... d-ra ped. nauk. Kishinev. 229 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.