Научная статья на тему 'Алгоритм формирования информационно-проектной компетентности будущих специалистов'

Алгоритм формирования информационно-проектной компетентности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ALGORITHM OF FORMATION OF COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION AND DESIGN COMPETENCE / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / TECHNOLOGY OF FORMATION OF COMPETENCE / АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ACTIVIZATION OF COGITATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белогуров С. В.

Алгоритм формирования профессионально значимой для современных специалистов инженерного профиля информационно-проектной компетентности представляет собой реализацию следующих этапов в учебной деятельности: концептуально-проблемного, аналитико-моделирующего, конструктивно-формирующего, коррекционно-диагностического, презентационно-обобщающего. Предлагаемый алгоритм реализуется в рамках массовой, общепредметной, деятельностно-ориентированной, гуманистической технологии формирования информационно-проектной компетентности, которая реализует модель сотрудничества и поддержки, являясь по своей сути диалогической, и осуществляется на основе активизации и интенсификации деятельности студентов. Поэтапное движение позволяет не только формировать умение отбирать и обрабатывать информацию для проекта, но и создавать новые условия взаимодействия участников группы (коллектива), реализуя при этом модель активизации мыслительной деятельности посредством организации диалога заинтересованных сторон. Кроме того, предложенный алгоритм позволяет автоматизировать навыки рефлексии, совершенствует умение выстраивать логику движения в проекте, диагностировать и прогнозировать возможные ошибки, определять пути их исправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM OF THE FORMATION OF INFORMATION AND DESIGN COMPETENCE IN FUTURE SPECIALISTS

The algorithm of the formation of information and design competence, professionally significant for modern specialists of an engineering profile, represents realization of the following stages in educational activity: the conceptual and problem, modeling, constructive forming, correctional and diagnostic, presentation generalizing. The offered algorithm is implemented within the mass, all-subject, activity focused, humanistic technology of formation of information and design competence, which realizes a dialogical model of cooperation and support and is carried out on the basis of activization and an intensification of activity of students. The stage-by-stage movement allows not only to form ability to select and process information for the project, but also to create new conditions of interaction of participants of a group (collective), realizing at the same time the model of activization of the cogitative activity by means of the organization of dialogue of interested parties. Besides, the offered algorithm allows to automate skills of a reflection, improves ability to build logic of the movement in the project, to diagnose and predict possible mistakes, to define ways of their correction.

Текст научной работы на тему «Алгоритм формирования информационно-проектной компетентности будущих специалистов»

6. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.

7. Военная психология и педагогика. Под редакцией П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайлевского. Москва: Издательство «Совершенство», 1998.

References

1. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoesoprovozhdenieprocessa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskojmolodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.

2. Borytko N.M. Prostranstvo vospitaniya: obraz bytiya: monografiya. Volgograd: Peremena, 2000.

3. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: AST, Astrel', Lyuks, 2005.

4. Schurkova N.E. Pedagogicheskaya tehnologiya. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2002.

5. Barabanschikov A.V., Mucynov S.S. Pedagogicheskaya kul'tura oficera. Moskva: Voenizdat, 1985.

6. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

7. Voennaya psihologiya i pedagogika. Pod redakciej P.A. Korchemnogo, L.G. Lapteva, V.G. Mihajlevskogo. Moskva: Izdatel'stvo «So-vershenstvo», 1998.

Статья поступила в редакцию 06.01.18

УДК 378 (14.35.07)

Belogurov S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Transport College, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov,

(Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]

THE ALGORITHM OF THE FORMATION OF INFORMATION AND DESIGN COMPETENCE IN FUTURE SPECIALISTS. The

algorithm of the formation of information and design competence, professionally significant for modern specialists of an engineering profile, represents realization of the following stages in educational activity: the conceptual and problem, modeling, constructive forming, correctional and diagnostic, presentation generalizing. The offered algorithm is implemented within the mass, all-subject, activity focused, humanistic technology of formation of information and design competence, which realizes a dialogical model of cooperation and support and is carried out on the basis of activization and an intensification of activity of students. The stage-by-stage movement allows not only to form ability to select and process information for the project, but also to create new conditions of interaction of participants of a group (collective), realizing at the same time the model of activization of the cogitative activity by means of the organization of dialogue of interested parties. Besides, the offered algorithm allows to automate skills of a reflection, improves ability to build logic of the movement in the project, to diagnose and predict possible mistakes, to define ways of their correction.

Key words: algorithm of formation of competence, information and design competence, technology of formation of competence, activization of cogitative activity.

С.В. Белогуров, канд. пед. наук, начальник Транспортного колледжа Государственный морской университет

имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: [email protected]

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Алгоритм формирования профессионально значимой для современных специалистов инженерного профиля информационно-проектной компетентности представляет собой реализацию следующих этапов в учебной деятельности: концептуально-проблемного, аналитико-моделирующего, конструктивно-формирующего, коррекционно-диагностического, презентационно-обобщающего. Предлагаемый алгоритм реализуется в рамках массовой, общепредметной, деятельност-но-ориентированной, гуманистической технологии формирования информационно-проектной компетентности, которая реализует модель сотрудничества и поддержки, являясь по своей сути диалогической, и осуществляется на основе активизации и интенсификации деятельности студентов. Поэтапное движение позволяет не только формировать умение отбирать и обрабатывать информацию для проекта, но и создавать новые условия взаимодействия участников группы (коллектива), реализуя при этом модель активизации мыслительной деятельности посредством организации диалога заинтересованных сторон. Кроме того, предложенный алгоритм позволяет автоматизировать навыки рефлексии, совершенствует умение выстраивать логику движения в проекте, диагностировать и прогнозировать возможные ошибки, определять пути их исправления.

Ключевые слова: алгоритм формирования компетентности, информационно-проектная компетентность, технология формирования компетентности, активизация мыслительной деятельности.

В современном обществе всё больше возрастает роль инженерно-проектной деятельности, позволяющей практически использовать новейшие научные знания и повышающей эффективность применения научно-практических исследований.

Большинство технических вузов сегодня выпускает специалистов - инженеров различного профиля для различных областей производства. Развитие профессиональных компетент-ностей современных инженеров предполагает расширение сущности, возможностей и границ своей специальности в аспекте осознания инженерной деятельности в целом, её тенденций, целей и задач. Современная высшая школа ориентирована на компетентностную модель выпускника и предполагает подготовку специалиста с высокой степенью сформированности профессионально значимых компетентностей, одной из которых является, на наш взгляд, информационно-проектная [1; 2].

В соответствии с проблематикой развития информационно-проектной компетентности студентов для организации самостоятельной работы нами была разработана и экспериментально апробирована технология создания проекта с учётом адаптации его содержания, методов и форм реализации к осо-

бенностям производства (предприятия) и максимальной ориентацией на самостоятельную деятельность студентов [3]. При создании проекта был возможен выбор - индивидуальная работа или работа в малой группе. При этом процедура создания проекта направлена на формирование информационно-проектной компетентности специалиста, способного к профессиональному самоизменению и заинтересованного в нём. В ходе работы над проектом студенты должны были изучить факторы, определяющие выбор стратегии и необходимые условия для ее реализации. Для этого необходимо использовать Интернет-ресурсы, найти сайты крупных западных компаний, ознакомиться с их практикой осуществления инновационных стратегий. Сравнив полученную информацию с информацией, полученной на семинаре, необходимо с помощью анализа выявить специфику применения инновационных стратегий в российских условиях.

Опишем подробнее предлагаемую технологию по формированию информационно-проектной компетентности, которая имеет следующие классификационные параметры: по уровню применения - общепредметная, по философской основе - де-ятельностно-ориентированная, по характеру содержания - гу-

манистическая, по подходу к студенту - реализующая модель сотрудничества и поддержки, по преобладающему методу - диалогическая, по направлению модернизации - осуществляемая на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, по категории обучаемых - массовая.

Целевой ориентацией технологии является развитие информационно-проектной компетентности студентов, которая подразумевает формирование способности интегрировать информационные технологии в проектную деятельность, рефлексировать, понимать современные приоритеты, проектировать инновационную деятельность через создание оригинальных профессионально значимых проектов.

Концептуальными положениями при этом являются следующие: создание проекта возможно в рамках любого предмета; деятельностный подход определяет свободу студента в проявлении своей активной позиции как автора программы, тема проекта выбирается в соответствии с приоритетными интересами студента; создаваемые проекты классифицируются как творческая работа и могут быть оценены преподавателем.

Необходимо отметить, что интеграция информационных технологий и проектного обучения - это метадеятельность, которая делает знания обучающихся разносторонними, полифункциональными, действительными, расширяет их кругозор, формирует готовность действовать в сложных и нестандартных ситуациях. Здесь ценен не только результат, но и сам процесс работы над проектом. Очень важно определить долю участия преподавателя, часто выполняющего функцию тьютора. Желание наставника отредактировать и исправить каждую строчку может погубить главное - творческую самостоятельность его автора (или авторов). В процессе подготовки преподаватель приобретает опыт, который позволяет ему тонко чувствовать проблемность ситуаций, умело выполнять функцию координатора и партнера, стараться увлечь обучающихся проблемой и процессом, проявлять терпимость к возможным ошибкам студентов.

Проектирование предполагает использование диалогических методов обучения, которые лежат в основе интерактивных технологий, и полилогических форм, организующих многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением эффективной её реализации. Типичными единицами диалога являются действие, высказывание и слушание. Это позволяет участникам вести действия, которые способствуют совместному решению проблем путем апробации и выбора наиболее эффективных стратегий [4].

Работа над небольшими проектами индивидуально или в малых группах способствует формированию информационно-проектной компетентности будущего инженера. Развитие данной компетентности происходит при коллективной работе над глобальным проектом.

Опишем характер экспериментальной работы над проектом «Информационно-логистический центр», в котором реализуется идея необходимости использования глобальных телекоммуникаций, информационных систем и информационно-компьютерных технологий для эффективного развития транзитных грузопотоков.

Первый этап - концептуализация и проблематизация.

Для реализации данного этапа студенты должны владеть методами эффективного поиска информации, хорошо ориентироваться в огромном массиве полученных данных, иметь навыки рационального отбора нужных материалов. Это способствует, в значительной степени, формированию таких характеристик, как осознание ценности работы с информацией, потребность в её самостоятельном поиске, понимание значения использования информационных технологий, знание поисковых информационных систем, умение отбирать необходимую информацию, самостоятельно обрабатывать ее.

Студенты осуществили сбор информации, в основном, в сети Интернет и на местах прохождения практики. Были выявлены проблемы увеличения объема и сокращения сроков перевозок, привлечения дополнительного объема грузоперевозок и снижения стоимости перевозок, повышения уровня качества услуг и автоматизации документооборота.

Анализ документации на сайтах администрации г. Новороссийска и Таможенной службы показал, что самый большой портовый комплекс России находится в Новороссийске, порт находится на пересечении международных транспортных коридоров, связывающих Россию со Средиземноморьем, Ближним Востоком, Африкой, Южной и Юго-Восточной Азией, Северной

и Южной Америкой. Выявлено, что в связи с предоставлением таможенных и экономических льгот, выгодным экономико-географическим положением города, наличием незамерзающего порта, а также широкими возможностями по внедрению перспективных информационных технологий на транспорте особенно актуальным является создание информационно-логистического центра (ИЛЦ).

Для оформления собранной информации были использованы программы пакета Microsoft Office такие, как Word, Excel для систематизации полученных данных, представления её в виде таблиц, схем, диаграмм. Для рассылки электронных писем с анкетами по исследованию рынка логистических провайдеров использовалась электронная почта.

В ходе эксперимента проанализированы материалы в сети Интернет с сайтов Logistics Management, Cap Gemini Ernst & Young, Georgia Institute of Technology, Ryder System, Inc.

Следующий этап - аналитико-моделирующий. Студенты, проанализировав полученные данные, вычленили узловые моменты проблемы, сформулировали вытекающие из них задачи:

1. Теоретически обосновать необходимость создания ИЛЦ, выявить основные предпосылки для создания ИЛЦ в г. Новороссийске.

2. Проанализировать имеющийся опыт создания ИЛЦ и разработать предложения по внедрению перспективных информационных технологий в работу ИЛЦ.

3. Разработать организационную структуру управления ИЛЦ и определить основные задачи и функции в его работе.

4. Провести технико-экономическое обоснование инвестиций в создание ИЛЦ транспортного комплекса региона.

5. Разработать узловой вариант деятельности ИЛЦ на конкретном грузопотоке (на примере логистической задачи).

6. Определить степень влияния ИЛЦ на экологическую обстановку.

7. Согласовать работу Центра с требованиями техники безопасности и охраны.

Студенты активно выдвигали идеи решения проблемы, предлагали стратегии реализации проекта, его направленность, определяли условия успешности, прогнозировали его результаты.

Все идеи фиксировались с помощью прикладных программ общего назначения, интегрированными программными системами; студенты знакомились с основами численных методов решения профессиональных задач. Далее происходит обобщение результатов предыдущих этапов и построение на их основе модели решения проблемы.

Использование методов и средств информационного моделирования позволяет специалисту максимально точно сгенерировать профессиональные ситуации, с их помощью разработаны и используются библиографические и полнотекстовые базы и банки данных по международным, региональным, национальным и отраслевым нормативно-правовым документам с помощью информационной Системы Фирменного Транспортного Обслуживания (СФТО), Центром Фирменного Транспортного Обслуживания (ЦФТО), опорный узел межведомственной сети Госстандарта России, которая объединяет базы и банки данных информации о нормативно-правовых документах министерств и ведомств России в области стандартизации, метрологии, сертификации и преодолению технических барьеров в торговле и сетью дорожных центров и агентств.

Деятельность студентов на данном этапе была направлена на формирование следующих характеристик информационно-проектной компетентности: самостоятельное формулирование цели работы с информационным источником, сформированность субъектной позиции обучающегося, свободная ориентация в информационной среде, готовность использовать информационные ресурсы в качестве источника знаний, владение методами анализа, синтеза и обобщения информации, творческое применение информации (высокий уровень самоконтроля, удовлетворенность собственной информационной деятельностью).

Конструктивно-формирующий этап включал осуществление деятельности по решению вышеперечисленных задач и был направлен на формирование таких характеристик информационно-проектной компетентности, как полное отсутствие ригидности (постоянный психологический комфорт), наличие внутренней мотивации к саморазвитию (совершенствование себя как специалиста, радость от общения с людьми - эмпатия), хорошее знание различных источников информации, форм и методов работы с

информацией, владение методами анализа, синтеза и обобщения информации, умение технологизировать работу с информацией, выбирать оптимальное решение, создание собственных творческих проектов; способность к взаимодействию при передаче информации, коммуникации и совместной деятельности, умение работать автономно и в коллективе, быть лидером группы, умение работать с разными текстами как пространством общения (учебным, справочным, научно-познавательным).

Проектная деятельность студентов на данном этапе предусматривает более многообразный спектр владения информационными технологиями, включающими использование прикладных пакетов профессионального назначения таких, как ЕКАСУФР -единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами, включающая высокотехнологичный продукт R/3 производства компании SAPAG, МЦСС ФЖТ - перспективная магистральная цифровая сеть связи федерального транспорта России на основе новейших телекоммуникационных технологий.

Для осуществления проектной деятельности будущим инженером необходимо освоение новых информационных технологий, в том числе, современных систем автоматизированного проектирования (САПР), которые сочетают применение вычислительной техники, специального, информационного и методического обеспечения, что составляет одно из дидактических условий.

В ходе работы над проектом студенты должны были приобрести умения и навыки работы с такими системами, как система технического зрения для ж/д транспорта, позволяющая автоматически считывать номера вагонов, проверять целостность вагонов и наличие пломб на них в процессе движения грузовых составов с нормальной скоростью и Информационно-аналитическая система экономического мониторинга и прогнозирования (ИАС ЭМиП).

Это обусловлено тем, что в последние годы в Российской Федерации работы по развитию информационной и сервисной инфраструктур подготовили необходимую базу и организационный опыт для создания международной логистической системы, и будущие инженеры должны быть знакомы с современными разработками в этой сфере.

Разработчики проекта включили в его структуру создание WEB-портала МПС. Один из его узлов предназначен для оказания информационных услуг пользователям. Также подготовлен проект системы непрерывного сбора и обработки заявок на перевозку грузов.

В ходе работы над проектом был использован опыт успешно внедренной и эксплуатирующийся сегодня на ж/д транспорте АСОУП - автоматизированной системой оперативного управления перевозками. Все перечисленные выше наработки являются достаточной основой для разработки современной логистической системы на транспорте России в части предоставления основной информации для выработки логистических решений.

В ходе реализации коррекционно-диагностического этапа происходит мониторинг результатов реализации проекта и корректировка программно-технологического и организационно-де-ятельностного компонентов модели, сравнение их с результатами аналитического этапа, введение дополнительных и усиление существующих условий воздействия информационного и образовательного пространства вуза.

В ходе реализации данного этапа студенты формируют такие характеристики, как наличие субъектной позиции обучающегося, знание различных источников информации, форм и методов работы с информацией, владение методами анализа, синтеза и обобщения информации, умение выбирать оптимальное решение, способность к коррекции профессиональной информации, осознание и критический анализ информационной деятельно-

сти, умение задавать вопросы к тексту (или его автору), понимать информацию, воспроизводить её, а также создавать на этой основе собственные обобщения, наличие коммуникативных умений (принятие позиции другого, умение вести внутренний диалог, умение признавать ошибки).

В результате данной работы стало ясно, что необходимо проведение дополнительной активной поисковой работы по организации информационного ресурса общего доступа на основе информационно-аналитического центра транспорта и универсального веб-сайта. Целью такого информационного ресурса была организация свободного доступа любых заинтересованных лиц и организаций к информации о Новороссийском транспортном комплексе, с применением современных информационных технологий, расширение рынка транспортных услуг за счёт автоматизации доступа потребителей к информации о транспортных, транспортно-экспедиторских, агентских и других компаниях, которые их оказывают, информационное сближение транспортных организаций, потребителей и грузоотправителей.

На презентационно-обобщающем этапе студенты систематизируют результаты исследования с помощью компьютерных программ, делают выводы, обобщают полученные данные в виде наглядных материалов (презентации, иллюстрации, схемы, планы и т. д.). На этом этапе в состав информационно-проектной компетентности будущего инженера должны войти такие компоненты, как принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях, выработка нетрадиционных путей решения поставленных проблем и вопросов (средствами информационно-коммуникационных технологий), умение отбирать и представлять (презентовать) информацию, умение самостоятельно составлять проспект и презентацию проекта, сопровождать её грамотным и доступным выступлением [5]. Умение и желание осуществлять коммуникацию, взаимодействовать в сетевой электронной среде мы рассматриваем как важную характеристику формируемой компетентности и «многофункциональное и гибкое средство реализации профессиональной рефлексии», которая открывает широкие возможности для профессионального саморазвития и требует от будущего специалиста системно организованных, интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, моральных качеств, позволяющих успешно наладить деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах. В результате меняется субъект-субъектное взаимодействие, студент выступает как активный субъект, изучающий новейший опыт, проводящий научные исследования, осмысляющий современные технологии, осуществляющий профессиональную апробацию последних открытий и т. п.

Завершение работы над проектом чаще всего выглядит как представительный этап исследования, сопровождаемый презентацией, выполненной, например, в программе Power Point.

Интервьюирование участников и авторов проекта показало, что участники удовлетворены собственной информационной деятельностью, достаточно легко включаются в совместную деятельность, корректируя ход проекта; способны к критическому анализу информационной деятельности, комфортно чувствуют себя при работе в группе, умеют признавать свои ошибки, принимая в случае необходимости позицию собеседника. Все перечисленное говорит о высоком уровне рефлексивных характеристик информационно-проектной компетентности [4].

Таким образом, продуцирование оригинальных социально значимых проектов позволяет помочь будущим специалистам приобрести уверенность в профессии, адаптироваться к реальным социокультурным условиям, создать механизмы содействия и поддержки, способствовать саморазвитию личности обучаемого, поддерживать его индивидуальность, актуализировать ценностно-нравственный, когнитивный, коммуникативный, творческий виды деятельности.

Библиографический список

1. Марон А.Е., Монахова Л.Ю., Королева Е.Г. Проектирование образовательных маршрутов, содержания, форм и технологий общего и профессионального образования взрослых. Человек и образование. 2015; 1.

2. Резинкина Л.В. Технологии формирования компетенций в широком спектре профессиональной деятельности личности. Человек и образование. 2015; 3 (44).

3. Белогуров С.В. Дидактические условия формирования информационно-проектной компетентности будущих инженеров в техническом вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2016.

4. Белогуров С.В. Об условиях формирования информационно-проектной компетентности будущих специалистов инженерного профиля. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4.

5. Белогуров С.В. Дидактические условия развития интегративных способностей будущих инженеров по использованию информационных технологий в проектной деятельности. Современные проблемы науки и образования. 2016; 3. Available а^ http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24659

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.