УДК 378 (14.35.07)
Белогуров Станислав Викторович
Ассистент кафедры организации перевозок и управления на транспорте Государственного морского университета им. Адмирала С.С. Ушакова Belogurov_stas@mail.ru Stanislav V. Belogurov
the assistant to chair of the organization of transportations and management on transport of the State sea university of. Admiral S. S. Ushakov Belogurov_stas@mail.ru
О МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
ABOUT MODEL OF FORMATION OF DESIGN AND INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE ENGINEERS
Аннотация. В статье описаны четыре компонента подготовки специалистов в рамках реализации модели формирования проектно-информационной компетентности будущих специалистов-инженеров.
Ключевые слова: компетентность, информационно-проектная компетентность, интерактивные технологии, проект.
Annotation: In article four components of training of specialists within realization of model formation of design and information competence of future specialists engineers are described.
Key words: competence, information and design competence, interactive technologies, project.
Сегодня в системе высшего образования формируются новые представления о качестве образования. К профессиональным умениям и навыкам специалиста предъявляются новые требования. Одним из таких требований считается квалифицированное владение информационно-коммуникативными технологиями [1].
Обучающийся не только должен усвоить конкретные предметные знания, он должен также уметь находить необходимую информацию и уметь применить ее в профессиональной деятельности, при необходимости подвергая анализу и преобразованию. Не менее важным качеством являются такие умения, как: работать в команде на общий результат, разрабатывать и осуществлять проекты, уметь учиться, уметь ставить и решать проблемные задачи, обобщать, выделять главное и др. Современный специалист должен обладать хорошо развитыми мыслительными умениями и творческими способностями (критическое, логическое мышление, аналитические умения, находчивость). Все перечисленные умения находят отражение в понятии «компетентность», которую, вслед за С.А. Старковым, мы понимаем как интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности
предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности. Компетентность рассматривается как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта, как способность человека реализовывать компетентность в конкретной практической деятельности (компетентность в действии) [2].
Современное информационное общество и развитие информационных технологий представляет всем желающим качественно новые возможности, что влечет за собой развитие информационной компетентности. Мы полагаем, что для будущих специалистов-инженеров принципиально важным становится формирование информационно-проектной компетентности, которая обеспечивает вхождение будущих специалистов в информационное общество и представляет собой способность творчески осмыслить материал и умело перенести его в профессиональную область. Информационно-проектная компетентность складывается из знаний информационных и коммуникационных технологий и способов работы с информацией, умений самостоятельно работать с данными технологиями и применять их в учебной и будущей профессиональной деятельности. Данное определение мы формулируем на основе определения «проектно-комбинаторная компетентность», данного Н.А. Артеменко. Основой проектно-комбинаторной компетентности является способность к обобщению передового опыта по интересующей проблеме и осуществлению переноса полученной информации в собственную практическую деятельность, к анализу собственной самообразовательной и профессиональной деятельности. Это умение увидеть проблему, выбрать цель деятельности и определяющие задачи, предмет деятельности. определить пути решения поставленных задач, подобрать необходимые для их решения средства, применять при решении проблемной задачи усвоенные знания, умения и навыки [3, 4].
Совокупность требований к современному специалисту позволяет разработать педагогическую модель формирования профессионально значимой информационно-проектной компетентности специалиста (см. схему №1).
Реализация модели предполагает реализацию четырех компонентов.
1. Мотивационный компонент модели позволяет формировать положительное отношение к процессу обучения, целенаправленно создавать коммуникативное пространство в процессе обучения посредством организации продуктивного диалога в малых группах с обеспечением благоприятного психологического климата для формирования индивидуального стиля общения. Дидактико-коммуникативной средой, обеспечивающей взаимообогащение ценностных позиций общающихся, становится организация диалога и создание благоприятного психологического климата в группе.
2. Содержательный компонент модели предполагает освоение дисциплин гуманитарного, социально-экономического, общепрофессионального блоков, дисциплин предметной подготовки,
прохождение практики, освоение спецкурсов и факультативов. Значимость данного компонента определяется в соответствии с утверждением о том, что «содержание образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности обучающихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой - оно выступает инструментарием конструирования и осуществления обучающимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении. Основанием для отбора содержания образования служат общие принципы, определяющие поход к его конструировании и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах» [5].
3. Деятелъностно-творческий компонент модели реализуется в условиях использования в процессе обучения интерактивных форм организации учебной деятельности. Кроме того, интерактивные технологии дают возможность проследить за поведением обучающихся в решении поставленных перед ними учебных проблем.
4. Рефлексивный компонент модели реализуется на этапе анализа и оценки процесса и результатов обучения, определяются изменения в уровне сформированности информационно-проектной компетентности, вносятся коррективы в организацию процесса обучения на основе анализа и оценивания.
Необходимо заметить, что данная модель предполагает не изменения в содержании блочно-модульного преподавания учебных дисциплин, а ориентацию на творческий характер деятельности обучающихся. Наиболее полное раскрытие творческих способностей обучающихся обеспечивается использованием в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий, включающих в себя учебное проектирование, а также различные модификации деловых игр, тренингов.
Итак, переход к информационному обществу требует от системы образования решения принципиально новой проблемы - подготовки специалистов, готовых адаптироваться к быстро меняющимся реалиям окружающей действительности, способных не только воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, но и продуцировать новую, управлять информационными потоками и эффективно их обрабатывать. Такие задачи не имеют простых и однозначных решений, что требует существенного изменения характера всей профессиональной деятельности и обусловливает необходимость подготовки специалистов нового типа, умеющих видеть ситуацию в целом, подойти к поиску решения творчески, способных прогнозировать его результат, осознающих свой личный вклад и ответственность.
Схема №1. Модель формирования информационно-проектной ^ компетентности '—^^
^^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Л 1
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Цель: повышение эффективности подготовки будущих инженеров к профессиональной деятельности *
Подходы: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ . .
Литература:
1. Технология транспортных процессов. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация бакалавр) [Электронный ресурс] // http://window.edu. ru/resource/704/73 704
2. Старков, С.А. Информационная компетентность студентов вуза: понятие и пути формирования // Научные исследования в образовании. 2006. №6.
3. Артеменко, Н.А. Методы оценивания степени сформированности общекультурных и профессиональных компетентностей в рамках итоговой государственной аттестации магистров культурологи // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. - Вып. 9 (141). - С. 9-15.
4. Артеменко, Н.А. О способах формирования умений рефлексивной деятельности будущих специалистов-филологов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. - Вып. 2 (130). - С. 168-172.
5. Технология транспортных процессов. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация бакалавр) [Электронный ресурс] // http://window.edu. ru/resource/704/73 704
Literature:
1. Technology of transport processes. Federal state educational standard of higher education (qualification bachelor) [Electronic resource] // http://window.edu. ru/resource/704/73 704.
2. Starkov, S.A. Information competence of students of higher education institution: concept and formation ways // Scientific researches in education. 2006. - Vol. 6.
3. Artemenko, N.A. Assessment methods of formation of common cultural and professional competences within total state certification of masters of cultural science // Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, - vol. 13 (141), - Р. 9-15.
4. Artemenko, N.A. About ways of skills formation of reflective activity of future specialists philologists // Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, - vol. 2 (130), - Р. 168-172.
5. Technology of transport processes. Federal state educational standard of higher education (qualification bachelor) [Electronic resource] // http://window.edu. ru/resource/704/73 704.