Артеменко Надежда Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России
(e-mail: [email protected])
Белогуров Станислав Викторович
ассистент кафедры организации перевозок и управления на транспорте Института морского транспортного менеджмента, экономики и права
Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (e-mail: [email protected])
Организация проектной деятельности в вузе в условиях перехода на стандарты
нового поколения
В статье рассматривается вопрос необходимости формирования проектно-исследовательских умений будущих специалистов посредством использования в процессе обучения интерактивных технологий. Обозначены потенциальные возможности проектной деятельности в формировании профессионально значимых компетентностей будущих специалистов.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, компетентность, подготовка специалиста, рефлексия.
N.A. Artemenko, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Humanities, Socioeconomic, Information and Law Disciplines of the Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
S.V. Belogurov, Assistant of a Chair of Organization of Transportations and Management on Transport of the Institute of Maritime Transport Management, Economy and Right of the Admiral Ushakov Maritime State University; e-mail: [email protected]
The organization of design activity in higher education institution in the conditions of transition to standards of new generation
In article the question of need of formation of design and research abilities of future experts by means of use in the course of training of interactive technologies is considered. Potential opportunities of design activity in formation of professionally significant competences of future experts are designated.
Key words: project, design activity, competence, preparation of the expert, reflection.
Ситуация в современном высшем образовании такова, что переход на новые образовательные стандарты требует формирования новой системы профессионального образования, системы, в которой преподавательский корпус будет способен обеспечить интеграцию академического и профессионального образования с развитием личности посредством использования инновационных образовательных технологий.
Современные педагогические технологии, являясь предметом изучения и инструментом для организации занятий в активном режиме, создают условия для реализации творческого
потенциала преподавателя и обучающегося, формируя таким образом готовность к реализации требований новой образовательной парадигмы.
Основа содержания образования - это не только конкретные предметные знания, которые необходимо усвоить, это еще умение найти необходимую информацию, применить ее в различных профессиональных ситуациях, преобразовать ее; умение работать в команде, разрабатывать и осуществлять проекты, умение учиться - самостоятельно отыскивать и осваивать те знания, которые необходимы для решения конкретной задачи. Желаемый
315
результат обучения в высшей школе сегодня - это развитые мыслительные умения и творческие способности: критическое, логическое, аналитическое мышление, находчивость, умение ставить и решать проблемные задачи, обобщать, выделять главное. Все это находит отражение в понятии «компетентность».
Наиболее правильным, на наш взгляд, является понимание компетентности как интегра-тивного качества личности, сформированного на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности [1, с. 14]. То есть компетентность необходимо рассматривать как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.
Изменение требований к специалистам продиктовано появлением новых типов теоретических и практических задач, отличающихся системным и междисциплинарным характером, нестандартностью, глобальностью возможных последствий. Такие задачи не имеют простых и однозначных решений, что требует существенного изменения характера всей профессиональной деятельности и обусловливает необходимость подготовки специалистов нового типа, умеющих видеть ситуацию в целом, подойти к поиску решения творчески, способных прогнозировать его результат, осознающих свой личный вклад и ответственность. Успешность решения реальной профессиональной задачи определяется компетентностью специалиста. Эти требования прописаны в ФГОС ВПО нового поколения [2; 3]. Мы полагаем, что проектная деятельность способствует овладению знаниями, умениями, навыками и позволяет приобрести опыт их использования при решении определенного круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области.
Поскольку для современного образования характерно обновление содержания на основе компетентностного подхода, сейчас идет формирование новых представлений о качестве образования, формулируются и предъявляются новые образовательные цели и требования к профессиональным умениям и навыкам специалиста. Необходимо заметить, что в ФГОС ВПО первого и второго поколения нет указания на то, какими качествами личности должен обладать выпускник, какие ценностные ориентации у него необходимо формировать.
Практически эти образовательные стандарты предполагали наличие у будущих специалистов исключительно знаний, умений и навыков. В новом стандарте заявлена необходимость развития личности студента, его способностей. В связи с этим мы предположили, что проектирование, или проектная деятельность, позволяет создать такие психолого-педагогические и организационно-методические условия, при которых у студента появляется возможность раскрыться как субъекту учебной деятельности. В рамках данного предположения был составлен курс по выбору, получивший название «Основы проектной деятельности».
Курс предлагается для изучения в рамках блока общепрофессиональных дисциплин и рассчитан на 36 аудиторных часов.
Цель курса - создать условия для формирования и совершенствования у будущих специалистов навыка разработки социально значимых проектов посредством использования в процессе обучения интерактивных технологий.
Достичь этой цели можно путем знакомства с проектной методикой в целом, исследования технологии использования этой методики на производстве и овладения методикой разработки проектов. Кроме того, этот курс позволит научиться анализировать собственный опыт проектирования.
На занятиях рассматриваются проектно-тех-нологические подходы в подготовке будущих инженеров, особое внимание уделяется освещению творческой составляющей системы подготовки специалиста (формы и методы подготовки) и процесса осуществления творческой деятельности в учебном процессе (этапы проектной деятельности: поисковый, конструкторский, технологический, аналитический). Кроме того, на занятиях студенты рассматривают философские, социальные, психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в деятельности специалиста (происходит обобщение уже опубликованного опыта применения проектной методики). Обязательным является включение в процесс творческой практической деятельности, по окончании происходит обсуждение созданных проектов.
Последующие занятия посвящаются корректировке создаваемых студентами проектов. Корректируется не только тема, но и тип проекта, цели, задачи, направленность проекта, продолжительность проведения, возраст участников, предполагаемое место проведения, оборудование и оформление.
316
После того как проект оформлен, автор (авторы) представляет его в аудитории одногрупп-ников, отвечает на вопросы. Обязательным является коллективное обсуждение представленного проекта.
Предлагаемый нами курс «Основы проектной деятельности» предполагает диалогиза-цию процесса обучения, в котором составленный студентом проект является своеобразной реакцией на педагогическое воздействие. Кроме того, курс позволяет одновременно достигать следующие цели: 1) дидактическую (работа отражает решение поставленной учебной задачи); 2) развивающую (воображение, образное мышление студентов, творческие способности); 3) воспитательную (формирование субъективной оценки, способствующей проявлению индивидуальности на поле общения).
Проектирование предполагает использование диалогических методов обучения, которые лежат в основе интерактивных технологий, и полилогических форм, организующих многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением эффективной ее реализации. Типичными единицами диалога являются действие, высказывание и слушание. Это позволяет участникам вести действия, которые способствуют совместному решению проблем путем апробации и выбора наиболее эффективных стратегий.
В рамках освоения курса в 2011/2012 г. студентами ФГБОУ ВПО «Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф. Ушакова» был создан социально значимый проект «Площадка инновационного развития "Молодежная школа 2.0''». Руководителями проекта стали заведующий кафедрой профессиональной педагогики, психологии и культурологии кандидат философских наук, доцент С.В. Панченко, ассистент кафедры организации перевозок и управления на транспорте С.В. Белогуров.
Участниками проекта стали студенты ФГБОУ ВПО «Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф. Ушакова», курсанты Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России, учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений и общеобразовательных школ г. Новороссийска.
Проект получил поддержку Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» (договор гранта от 7 октября 2011 г. № 354-05).
Следует отметить, что среди городских общественных организаций, пропагандирующих
техническое творчество и литературно-публицистическую деятельность, данный проект вызвал положительную реакцию, выразившуюся в предложении о дополнительных занятиях со школьниками, что не входило в рамки проекта, но несомненно его обогатило. Так, в состав участников проекта изъявили желание войти отделение ДОСАФ и союз писателей г. Новороссийска. Таким образом, на первом этапе реализации проекта запланированные мероприятия были выполнены полностью. Ожидаемые результаты совпали с фактическими.
В целом к процессу реализации проекта было привлечено более 200 студентов и школьников, которые приняли участие в лекциях, практических занятиях и мастер-классах, направленных на создание кадрового резерва в сфере инженерии и журналистики. Авторами проекта были созданы условия, которые позволили 60% занятий проводить в интерактивной форме.
Итак, реализация проекта началась с организации двух условных школ (площадок) - инженерной школы «Механикус» и школы журналистики «Молодой репортер». Каждый участник мог выбрать то, что ему интересно, самостоятельно оценивал, что ему ближе. В этом заключался один из способов нивелирования «моти-вационного разрыва», когда «давай попробуем творить вместе» замещает неуверенность в своих возможностях. Занятия проходили в 2 этапа - зимняя и летняя школы. В зимней школе был сделан упор на теоретические занятия и мастер-классы практикующих специалистов, которые позволили молодым инженерам общаться, дискутировать и узнавать тонкости профессии инженера (конструктора). Летом все силы были направлены на практическую часть, а именно: инженеры с помощью научных руководителей воплощали идеи своих собственных проектов в жизнь с применением полученных знаний в программах Autocad и Photoshop, а журналисты практиковались в написании материалов, посещали редакции газет, журналов, телевидения, радио с полноценным внедрением в новую профессию (это был второй этап реализации проекта).
Статьи, написанные начинающими журналистами, и проекты юных инженеров были по достоинству оценены, опубликованы рядом СМИ (порталы: ИТАР ТАСС, Юга.ру, Югополис, Склад умов, Новороссийская новостная лента; газеты: «Новороссийский рабочий», «Вольная Кубань», «Наш Новороссийск») и представлены сюжетами на телевидении («9 канал», «Студия 3», «Новая Россия»).
317
По окончании двух сезонов школ был проведен круглый стол с присутствием почетных гостей из администрации города Новороссийска, экспертов и специалистов. На презентации юные инженеры представили инженерные работы с практической составляющей, готовой для внедрения и получения патента (проекты «Умный дом», «Новое поколение дорог», «Ми-ниГЭС», «Магнитные аттракционы»). Журналисты, в свою очередь, на суд экспертов представили конкурсные работы на тему «Молодая наука», результатом чего стали публикации в центральных СМИ Южного региона.
По итогам круглого стола участники подготовили программу поддержки молодых изобретателей в городе Новороссийске и представили ее на утверждение главы города и городской думы.
Так, по результатам проекта 16 победителей и призеров школы журналистики были приняты в состав редакции интернет-СМИ «Склад умов», 7 человек трудоустроены в краевые СМИ, 8 выпускников школы «Молодой репортер» проходили стажировку в пресс-службе администрации города-героя Новороссийска; 11 участников инженерной школы «Механикус» вошли в состав городской исследовательской «Технической лаборатории», 6 проектов выпускников школы представлены к получению патента на изобретение.
Описанный нами проект реализовывался для создания научно-творческой площадки молодежи и школьников, которая позволит организовать среду вовлечения их в продуктивную деятельность. По сути, авторам и руководителям проекта удалось привлечь школьников и студентов к процессу изобретательской деятельности и включить их в пространство медиа-проекта как непосредственных конструкторов этого пространства. Участники проекта выступали в некоторых случаях как руководители проектных групп, в некоторых случаях -как исполнители.
В рамках проекта была создана такая среда, в которой параллельно велась учебная, воспитательная и научная работа со студентами.
В 2012 г. студенческая инициативная группа составила проект, получивший название «Маркир». Проект задумывался как школа информационных технологий. Позже название трансформировалось, проект стал называться «Информационно-технологическая площадка Маркир». Проект получил поддержку Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» (договор гранта от 23 ноября 2012 г. № 232-06).
Авторы проекта поставили перед собой задачу формирования команды из молодых
людей, умеющих правильно выражать свои мысли, анализировать, творчески подходить и воспроизводить в социальных сетях положительную и социально значимую информацию.
Реалии сегодняшнего времени таковы, что в Интернете зачастую невозможно установить четкие критерии того, для людей какого возраста предназначена та или иная информация (на телевидении, радио и в печатной прессе присутствует попытка контроля качества выпускаемой информации в связи с введением Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Руководители и участники проекта задумались над вопросом, как научить молодежь создавать и распространять в виртуальном пространстве информацию, которая будет важна и нужна людям.
Целевой аудиторией данного проекта стали учащиеся школ, колледжей, профессиональных училищ и вузов Краснодарского края. К процессу реализации проекта привлечено более 100 студентов и школьников. Основными способами привлечения явились презентации проекта в школах, ссузах и вузах Краснодарского края. Были охвачены вузы: ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийский филиал КубТУ, Новороссийский филиал КубГУ, Новороссийский филиал КрУ МВД России; ссузы: Новороссийский колледж строительства и экономики, Новороссийский радиоколледж; школы: МТЛ, Навигацкая школа, № 22, № 40. Также информирование потенциальных участников осуществлялось посредством СМИ (газета «Новороссийский рабочий») и Интернета (admnvrsk.ru, nrnews.ru, sklad-ymov.ru, novorab.ru).
В марте - мае 2013 г. работала весенняя школа информационных технологий «Маркир». В рамках проекта для участников была предусмотрена практическая работа на весенних и летних каникулах с посещением мероприятий «Новороссийское Сколково» и «1Т город», где желающие могли представить результаты своих изысканий и опубликовать информационные отчеты о мероприятиях.
Чем был интересен этот проект? Это была попытка, на наш взгляд, успешная, научиться безопасно работать в сети Интернет, попытка обезопасить себя от ложной информации и научиться писать журналистские заметки. Два мастер-класса, проведенных редактором отдела молодежной политики газеты «Вольная Кубань» Инной Волковой и ведущим блогером Краснодарского края Евгением Мошкариным, позволили обсудить проблему засилия Интернета негативной информацией, которая наиболее разрушительно воздействует именно на
318
молодых людей, создавая в их сознании некий виртуальный мир.
Наблюдения за участниками проекта, реальные результаты проектной деятельности позволили нам убедиться в том, что предложенный нами курс «Основы проектной деятельности» позволяет успешно формировать у будущих специалистов следующие профессионально значимые умения:
научно-исследовательские (научно-вспомогательная деятельность в составе группы, подготовка объектов исследования, составление рефератов и библиографических списков);
проектные (планирование и проведение прикладных работ в соответствии со специализацией, получение материалов для прикладных разработок, патентная работа, подготовка материалов к публикации, оформление проектной, сметной и отчетной документации);
организационно-управленческие (планирование и проведение исследовательских и производственных мероприятий, организация семинаров, конференций);
просветительские (организация просветительской работы).
Участие в проектной деятельности нашло отражение в портфолио участников. Обязательным было требование не только размещения информации о том, в каком проекте студент принял участие, но и наличия анализа проделанной работы. Способность к рефлексии, на наш взгляд, наилучшим образом демонстрирует, способен ли человек реализовать компетентность в конкретной практической де-
ятельности (так называемая компетентность в действии).
Итак, использование интерактивных технологий в рамках освоения курса «Основы проектной деятельности» позволило организовать процесс обучения, в котором с небольшими временными затратами происходит эффективное развитие творческих способностей студентов, способностей к рефлексии, проектированию инновационной деятельности и пониманию современных приоритетов. Также развиваются навыки группового взаимодействия, а через него - приобщение к культуре принятия решений, к соучастию в процессе организации и управления деятельностью [4, с. 90]. Все указанные формы работы позволяют совершенствовать знания, повышают мотивацию усвоения студентами содержания образования и способствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций.
В заключение необходимо отметить, что проектное обучение - технология, которая делает знания обучающихся действительными, расширяет их кругозор, формирует познавательный интерес. Здесь ценен не только результат, но и сам процесс работы над проектом. Подобная работа позволяет готовить специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся реалиям окружающей действительности, способных не только воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, но и продуцировать новую, управлять информационными потоками и эффективно их обрабатывать.
1. Старков С.А. Информационная компетентность студентов вуза: понятие и пути формирования // Научные исследования в образовании. 2006. № 6. С. 14-18.
2. Юриспруденция. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация «бакалавр») [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/resource/591/73591
3. Технология транспортных процессов. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация «бакалавр») [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu. ru/resource/704/73704
4. Макаренко Ю.Б. Особенности профессионального самоопределения курсантов вуза МВД России // Вестн. Краснодарского университета МВД России. 2013. № 1. С. 88-91.
1. Starkov S.A. Information competence of students of higher education institution: concept and formation ways // Scientific researches in education. 2006. № 6. P. 14-18.
2. Jurisprudence. Federal state educational standard of higher education (qualification «bachelor») [Electronic resource]. URL: http:// window.edu.ru/resource/591/73591
3. Technology of transport processes. Federal state educational standard of higher education (qualification «bachelor») [Electronic resource]. URL: http:// window.edu.ru/resource/704/73704
4. Makarenko Yu.B. Features of professional self-determination of cadets of higher education institution of the Ministry of the Interior of Russia //Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2013. № 1. P. 88-91.
319