Научная статья на тему 'Об особенностях организации процесса формирования информационной компетентности будущего специалиста'

Об особенностях организации процесса формирования информационной компетентности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGN ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко Н. А., Белогуров С. В.

Процесс формирования информационной компетентности будущих специалистов предполагает реализацию пяти компонентов: мотивационного, операционального, содержательного, деятельностного, рефлексивного. Указанный процесс будет эффективным при условии интеграции звуковой, текстовой, графической информации, обеспечения самостоятельности действий при выполнении учебных, а затем профессионально ориентированных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артеменко Н. А., Белогуров С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE ORGANIZATION PROCESS OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF THE FUTURE EXPERT

The process of formation of information competence of future experts assumes realization of five components: motivational, operational, substantial, activity, reflexive. The specified process will be effective on condition of integration of sound, text, graphic information, ensuring independence of actions when performing educational, and then professionally focused tasks.

Текст научной работы на тему «Об особенностях организации процесса формирования информационной компетентности будущего специалиста»

УДК 378 (14.35.07)

Н. А. Артеменко, С. В. Белогуров

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Процесс формирования информационной компетентности будущих специалистов предполагает реализацию пяти компонентов: мотивационного, операционального, содержательного, деятельностного, рефлексивного. Указанный процесс будет эффективным при условии интеграции звуковой, текстовой, графической информации, обеспечения самостоятельности действий при выполнении учебных, а затем профессионально ориентированных задач.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, информационная компетентность, рефлексия, проект, проектная деятельность.

Содержание современного образования предъявляет новые требования к профессиональным умениям и навыкам специалиста. Выпускник вуза должен овладеть определенным набором общекультурных и профессиональных компетентно стей.

Однако понятие «компетентность» необходимо четко отграничивать от понятия «компетенция». В методической, педагогической, научной литературе эти два понятия либо отождествляются, либо дифференцируются. Например, в словаре методических терминов дается такое определение: «Компетенция - способность делать что-либо хорошо или эффективно, соответствовать требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; способность выполнять особые трудовые функции» [1, с. 93]. Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределенности [2, с. 291]. Стратегия модернизации российского школьного образования характеризует компетентность как объединение интеллектуальной и навыковой составляющей образования; в этом же документе отмечается, что в понятии «компетентность» заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); кроме того, компетентность обладает интег-ративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.) [3, с. 238].

Мы понимаем компетенцию как совокупность знаний, умений, навыков в определенной предметной области, а компетентность - это способность человека осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. То есть понятие «компетентность» несколько шире, оно может включать в себя целый ряд компетенций.

Итак, для современной системы образования характерен компетентностный подход, предполагающий совокупность общих принципов, определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [4, с. 6]. При этом у студентов необходимо развивать способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого может явиться и собственный опыт обучающихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный опыт решения проблем, а смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов в таком случае основывается на анализе уровней образованности, достигнутых студентами на определенном

этапе обучения. Если говорить о профессиональной подготовке специалиста, то в этом случае понятие «компетентность» должно включать в себя следующие признаки: мобильность знания, гибкость метода и критичность мышления. Таким образом, профессиональная компетентность любого специалиста - это многофакторное явление, которое включает в себя систему знаний и умений в определенной предметной области (областях), его ценностные ориентации, интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания) [5].

В рамках подготовки статьи был проанализирован ФГОС ВПО по специальностям 030900 «Юриспруденция», 050100 «Педагогическое образование», 032700 «Филология», 190700 «Технология транспортных процессов». Анализ нормативных документов позволяет сделать вывод о том, что каждый современный специалист должен уметь работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации [6, 7, 8, 9]. Формирование данной компетентности происходит в рамках овладения общекультурными компетентностями.

Действительно, умение найти необходимую информацию, обработать или переработать ее не менее важно, чем усвоение конкретных предметных знаний. Высшая школа должна подготовить специалиста, способного к мыслительной, творческой и аналитической деятельности, умеющего работать в команде. Это должен быть профессионал, который умеет ставить и решать проблемные задачи, обобщать имеющуюся информацию, выделять главное.

Итак, в своей повседневной и, конечно же, профессиональной жизни мы постоянно имеем дело с информацией. Сформированная информационная компетентность позволяет специалисту грамотно интерпретировать получаемые сведения. Очень важно понимание того, что именно вуз должен создать студенту условия для формирования и развития информационной компетентности, т. е. необходимо обеспечить будущему специалисту комфортное вхождение в информационное общество.

Информационная компетентность - это набор определенных интеллектуальных и личностных качеств специалиста, которые позволяют ему активно участвовать в процессе взаимодействия с разного рода технологиями на уровне получения, обработки и анализа информации.

Процесс формирования информационной компетентности - специально организованное взаимодействие преподавателей и студентов, в результате которого формируется и развивается указанная компетентность. Этот процесс состоит из целого ряда компонентов: мотива-ционного, операционального, содержательного, деятельностного, рефлексивного [5, 10, 11].

Мотивационный компонент определяет потребность студента в информационной деятельности. Говорить о реализации компонента можно в том случае, если налицо мотивация потребности достижения успеха в учебной (а значит - и в профессиональной) деятельности. Значимость данного компонента очевидна. Положительное отношение к процессу обучения позволяет целенаправленно создавать коммуникативное пространство посредством организации продуктивного диалога в малых группах с обеспечением благоприятного психологического климата для формирования индивидуального стиля общения. Диалог создает условия для формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, это своеобразная ди-дактико-коммуникативная среда, которая обеспечивает субъектно-смысловое общение студентов и взаимообогащение их ценностных позиций. Кроме того, организация диалога по-

зволяет обеспечить рефлексию, способствуя тем самым реализации рефлексивного компонента процесса формирования информационной компетентности специалистов.

Операциональный компонент позволяет раскрыть наличие знаний об информации как объекте учебно-познавательной деятельности, обозначить специфику информационного аспекта обучения. Данный компонент включает в себя систему информационных компетенций: поиск, анализ, синтез, усвоение и запоминание, применение и изложение информации [12, с. 92; 13, с. 51].

Содержательный компонент реализован, если успешно освоены дисциплины блоков ГСЭ, ОПД, ДПП, спецкурсы, факультативы, пройдена производственная практика. В рамках данного компонента полагаем возможным обновить содержание образования посредством введения в учебный план спецкурса «Управление инновационными процессами». Курс рассчитан на 36 часов и составлен с целью сформировать умения студентов проектировать различные компоненты профессиональной (производственной) деятельности, разрабатывать инновационные проекты в сфере менеджмента предприятия. Формирование умений проектной деятельности, на наш взгляд, более всего способствует развитию творческих способностей студентов, которые подразумевают формирование способности рефлектировать, понимать современные приоритеты, проектировать инновационную деятельность через создание оригинальных профессионально значимых проектов.

Курс будет полезен и будущим педагогам, и юристам, и инженерам - всем, кому интересны закономерности менеджмента, проектный метод в целом и в профессиональной деятельности в частности.

Курс был апробирован в Морском государственном университете им. Ф. Ф. Ушакова (г. Новороссийск) в процессе подготовки студентов по специальности 190700 «Технология транспортных процессов», Новороссийском филиале Краснодарского университета МВД России в процессе подготовки студентов по специальности 030900 «Юриспруденция», в Новороссийском социально-педагогическом колледже в процессе подготовки студентов по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах». По мере освоения курса студенты обучались проектированию и конструированию различных элементов профессиональной деятельности, развивая таким образом свое проектное мышление. Мы полагаем, что создание проекта возможно в рамках любого предмета; гуманистический подход определяет свободу студента в проявлении своей позиции как автора программы, тема проекта выбирается в соответствии с приоритетными интересами автора; создаваемые проекты классифицируются как творческая работа и могут быть оценены преподавателем.

Деятельностный компонент позволяет рассматривать становление будущих специалистов как субъектов своей профессиональной деятельности, способных ее освоить и творчески преобразовать. Деятельностный компонент ориентирован на творческий характер деятельности обучающихся. Раскрытие творческих способностей студентов может быть обеспечено использованием в учебном процессе интерактивных образовательных технологий, включающих в себя учебное проектирование, а также различные модификации деловых игр, тренингов. Данный компонент будет правильнее назвать деятельностно-творческим.

При освоении курса «Управление инновационными процессами» основной стратегией взаимодействия преподавателя и студентов является диалог с переходом от простейших форм «внешней» диалогизации к более сложным, «внутренним» (интерактивное взаимодействие участников процесса). Мы исходили из того, что студенты должны иметь возможность проявить себя в полилоговом размышлении, презентовать свою актуальную систему ценностей в диалоговом пространстве, апробировать признанные ценности во взаимодействии с другими, ведь ценностное знание требует не только запоминания-воспроизведения,

сколько понимания, разноплановой интерпретации, соотнесения с личностными смыслами, развития отношения к знанию как ценности. Результатом освоения курса должен стать проект. При создании проекта также возможна работа в малой группе.

Рефлексивный компонент реализован, когда сформировано умение решать учебные задачи и автоматизирован навык применения учебной информации при решении профессионально ориентированных задач, когда студент может самостоятельно на основе имеющегося опыта определить наилучшие приемы работы с информацией. Обучаясь проектированию, студенты делают свои знания действительными, расширяется их кругозор, формируется познавательный интерес. Ценен не только результат, но и сам процесс работы над проектом. К моменту окончания изучения курса студенты в состоянии определить, что конкретно вызывало затруднения при разработке проекта, сформулировать, как затруднения преодолевались, предположить, каковы возможные результаты реализации проекта. В результате освоения курса «Управление инновационными процессами» студенты создают проекты с учетом адаптации их содержания, методов и форм реализации к особенностям предприятия и максимальной ориентацией на самостоятельную деятельность. Хочется заметить, что чаще всего студенты составляли социальный или организационный краткосрочный монопроект с непосредственным характером координации, требующий вложения инвестиций.

Процесс составления проектов, а следовательно и формирования информационной компетентности будущих специалистов, будет более эффективным, если будут обеспечены определенные условия.

Во-первых, учебный материал необходимо строить на основе интеграции звуковой, текстовой и графической информации. Это способствует активизации полимодального восприятия. Кроме того, обучение успешнее, если оно ведется со зрительной, слуховой или тактильной (кинестетической) опорой (т. е. учитывается ведущая модальность восприятия и уровень организации модальности). Основным способом предъявления материала является мультимедийный, когда соединение потоков информации разной модальности активизирует все каналы восприятия.

Во-вторых, необходимо предложить будущим специалистам некий алгоритм, который поможет им организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность. На начальном этапе освоения курса студентам предлагаются учебные задания, выполнение которых требует применения определенных мыслительных операций и практических действий. В процессе решения учебных задач, затем при составлении проекта развивается умение будущих специалистов из множества разнообразных связей выделить нужную, объяснить ее значимость в данной ситуации, а это, в свою очередь, гарантирует им высокий темп переработки поступающей информации в условиях дефицита времени.

В-третьих, по мере формирования умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности в образовательный процесс нужно включать профессионально ориентированные задачи. Эти задачи способствуют формированию положительной мотивации к выполнению профессиональных обязанностей, подготовки будущих специалистов к информационной деятельности в аспекте их взаимодействия с различными технологиями и техникой в том числе. Выполненные профессионально ориентированные задания могут впоследствии стать элементами проекта. Составление проекта - конкретное проявление мыслительного процесса, включающего операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации.

Таким образом, мы выяснили, что проблема формирования информационной компетентности будущего специалиста является актуальной в свете перехода системы образования на новые образовательные стандарты. Реализация компетентностного подхода

в обучении предполагает формирование и совершенствование у будущих специалистов такого интегрального, сенсорно, интеллектуально и личностно обусловленного, профессионально значимого качества, как способность активно (и достаточно быстро) включаться в информационный процесс взаимодействия с разнообразными технологиями. Это качество отражает способность и готовность принимать правильные и своевременные решения в условиях избытка (или недостатка) и высокого темпа восприятия информации.

Список литературы

1. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Академия, 1999. 272 с.

2. Лебедев О. Е. Новый взгляд на образовательные стандарты // Теория и практика применения стандартов в образовании / под общ. ред. В. К. Загвоздкина. М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2011. С. 291-305.

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002 // Настольная книга учителя русского языка: справочно-методич. пособие / сост. Е. Т. Романова. М.: Астрель, АСТ, 2002. С. 237-260.

4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-21.

5. Артеменко Н. А. О способах формирования умений рефлексивной деятельности будущих специалистов-филологов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 2. С. 168-172.

6. Юриспруденция. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация «бакалавр») URL: http://window.edu.ru/resource/591/73591

7. Педагогическое образование. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация «бакалавр») URL: http://window.edu.ru/resource/595/73595

8. Филология. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация «бакалавр») URL: http://window.edu.ru/resource/592/73592

9. Технология транспортных процессов. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация «бакалавр») URL: http://window.edu.ru/resource/704/73704

10. Савельева С. В. Формирование информационной компетентности у курсантов военного вуза // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2009. № 1. С. 139-149.

11. Салосина И. В. Текстовая компетенция в системе базовых профессиональных компетенций // Наука и образование: материалы VIII Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 19-23 апреля 2004 г. Т. 3. Ч. 2. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. С. 245-249.

12. Савельева С. В. Модель формирования информационной компетентности будущих инженеров в вузе // Образование и саморазвитие. 2009. № 6 (16). С. 90-95.

13. Степанова О. А. К вопросу о совершенствовании информационной компетентности преподавателей вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 9. С. 51-53.

Артеменко Н. А., доцент, кандидат педагогических наук. Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России.

12 км Сухумского шоссе, Новороссийск, Россия, 353911. E-mail: [email protected]

Белогуров С. В., ассистент.

Государственный морской университет им. адмирала Ф. Ф. Ушакова.

Пр. Ленина, 93, Новороссийск, Россия, 353918. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 12.12.2013.

N. A. Artemenko, S .V. Belogurov

SOME FEATURES OF THE ORGANIZATION PROCESS OF FORMATION OF INFORMATION

COMPETENCE OF THE FUTURE EXPERT

The process of formation of information competence of future experts assumes realization of five components: motivational, operational, substantial, activity, reflexive. The specified process will be effective on condition of integration of sound, text, graphic information, ensuring independence of actions when performing educational, and then professionally focused tasks.

Key words: competence, competence, information competence, reflection, project, design activity.

References

1. L'vov M. R. Dictionary of Russian language teaching methodology: A guide for students of pedagogical universities and colleges. Moscow, Akademiya Publ, 1999. 272 p. (in Russian).

2. Lebedev O. E. A new look at educational standards // Theory and practice of application of standards in education / Under a general edition of V. K. Zagvozdkin. Moscow: National education: Scientific research institute of school technologies Publ., 2011, pp. 291-305 (in Russian).

3. The concept of profile training at the senior step of general education. The Reference book of the teacher of Russian. Approved by the Decree of the Minister of Education N 2783 of 18.07.2002. Moscow, Astrel Publ., 2002, pp. 237-260 (in Russian).

4. Lebedev O. E. Competence-based approach in education // School technologies. 2004, vol. 5, pp. 3-21 (in Russian).

5. Artemenko N. A. About ways of skills formation of reflective activity of future specialists philologists. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 2, pp. 168-172 (in Russian).

6. Law. Federal state educational standard of higher education (qualification bachelor). URL: http://window.edu.ru/ resource/591/73591 (in Russian).

7. Pedagogical education. Federal state educational standard of higher education (qualification bachelor). URL: http://window. edu.ru/resource/595/73595 (in Russian).

8. Philology. Federal state educational standard of higher education (qualification bachelor). URL: http://window.edu.ru/ resource/592/73592 (in Russian).

9. Technology of transport processes. Federal state educational standard of higher education (qualification bachelor). URL: http:// window.edu.ru/resource/704/73704 (in Russian).

10. Savelyeva S. V. Formation of information competence at cadets of military higher education institution. Chelyabinsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, vol. 1, pp. 139-149 (in Russian).

11. Salosina I. V. Text competence of system of basic professional competences Science and education: materials VIII of the All-Russian conference of students, graduate students and young scientists. Tomsk, on April 19-23, 2004, vol. 3, part 2. Tomsk, TGPU Publ., 2004, pp. 245-249 (in Russian).

12. Savelyeva S. V. Model of formation of information competence of future engineers in higher education institution. Education and self-development. 2009, no 6 (16), pp. 90-95.

13. Stepanova O. A. On improvement of information competence of university teachers. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 9, pp. 51-53.

Artemenko N. A.

Ministry of Internal Affairs Krasnodar University of Russia, Novorossiysk branch.

12 km of Sukhumskoye Dhosse, Novorossiysk, Russia, 353911. E-mail: [email protected]

Belogurov S.V.

F. F. Ushakov State Marine University.

Pr. Lenina, 93, Novorossiysk, Russia, 353918. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.