Научная статья на тему 'Алексей Владимирович яблоков (1933-2017 гг. )'

Алексей Владимирович яблоков (1933-2017 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
407
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯБЛОКОВ А.В / ЭКОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / YABLOKOV / A.V / ECOLOGY / COMMUNITY ENVIRONMENTAL MOVEMENT / THE ENVIRONMENTAL SITUATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуйков Юрий Сергеевич

Публикация посвящена памяти А.В. Яблокова (1933-2017 гг.) видного ученого и общественного деятеля Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXEY YABLOKOV

The publication is dedicated to the memory of the A.V. Yablokova (1933-2017) distinguished scholar and public figure of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Алексей Владимирович яблоков (1933-2017 гг. )»

А СТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (39) 2017. с. 122-129.

Персоналии

АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЯБЛОКОВ (1933-2017 гг.) Юрий Сергеевич Чуйков Астраханский государственный университет us.chuikov@mail.ru

Яблоков А.В., экология, общественные экологические движения, экологическая обстановка в Российской Федерации.

Публикация посвящена памяти А.В. Яблокова (1933-2017 гг.) - видного ученого и общественного деятеля Российской Федерации.

ALEXEY YABLOKOV Yuri Chuikov Astrakhan State University

Yablokov, A. V., ecology, community environmental movement, the environmental situation in the Russian Federation.

The publication is dedicated to the memory of the A. V. Yablokova (1933-2017) - distinguished scholar and public figure of the Russian Federation.

10 января 2017 года не стало Алексея Владимировича Яблокова. Для всех кто был лично с ним знаком, и не только для них, это стало большой потерей. Ушел из жизни человек многие десятилетия олицетворявший в нашей стране экологическую совесть государства. Роль его в жизни нашего государства не достаточно оценена.

В Википедии перечислены многие его награды. Процитируем: Почётные учёные степени:

Иностранный член Американской академии искусств и наук (с 1996); Почётный член Международного Общества по морским млекопитающим (с 2004 года);

Почётный доктор Брюссельского университета (с 1991 года). Научные и экологические премии:

Премия имени А. Н. Северцова АН СССР (1976 год) — за цикл работ по популяционной морфологии животных;

Премия имени Карпинского (Германия, 1996 год); Премия Московского общества испытателей природы (1984 год); Международная премия «За безъядерное будущее» (2002 год); Экологическая премия WASA (Швеция, 1995 год);

Премия имени Бруно Шуберта (ФРГ, 2016 год) — «за вклад в защиту видов и борьбу против рисков, связанных с развитием атомной энергетики». Награды научных и экологических организаций:

Медаль Баска Королевского географического общества Великобритании, (1994 год); Золотая медаль герцога Эдинбургского (Международный фонд дикой природы, Великобритания, 2000 год);

Ежегодная научная награда Американского общества экотоксикологии (1992 год); Международная награда «Зелёный Дом» (Великобритания, 1993 год); Награды субъектов Российской Федерации:

Почётная грамота Московской городской Думы (12 ноября 2008 года) — за заслуги перед городским сообществом.

Как видим, среди перечисленных наград нет ни одной государственной награды нашей страны.

Вспомним некоторые даты его биографии.

Алексей Владимирович родился 3 октября 1933 г. в Москве. В 1956 году окончил биофак Московского государственного университета по кафедре зоологии и сравнительной анатомии позвоночных животных. С 1956 по 1967 годы - лаборант лаборатории морфологии морских млекопитающих Института морфологии животных им. А.Н. Северцова АН СССР, с 1959 года - младший научный сотрудник, кандидат биологических наук. С 1966 года -старший научный сотрудник, доктор биологических наук в этом же институте. С 1969 года заведующий лабораторией постнатального онтогенеза Института биологии развития им. Н.К. Кольцова АН СССР. С 1976 года - профессор, с 1984 года - член-корреспондент АН СССР. С 1997 по 2005 годы - главный научный сотрудник Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН. С 2004 года - советник РАН.

Но деятельность Алексея Владимировича не ограничивается только научными исследованиями, написанием научных статей и монографий. В 1989 году он был избран народным депутатом СССР от Научных обществ и ассоциаций при АН СССР. С 1989 по 1991 год он был заместителем Председателя Комитета по экологии Верховного Совета СССР. В августе 1991 года произошел путч, после которого и Советский Союз и Верховный совет СССР перестали существовать.

С 14 августа 1991 года Алексей Владимирович стал Государственным советником РСФСР по экологии и здравоохранению и членом Государственного совета при Президенте РСФСР. С 4 января 1992 года он назначен председателем Координационного совета по экологической политике при Президенте Российской Федерации. С 24 февраля 1992 года -Государственный советник Российской Федерации по политике в области экологии и охраны здоровья. С 8 августа 1992 года по 29 декабря 1993 года - советник Президента Российской Федерации по вопросам экологии и охраны здоровья. С 28 декабря 1992 года по 29 декабря 1993 года - председатель Совета при Президенте Российской Федерации по экологической политике. С 13 июля 1993 года по 19 сентября 1997 года - председатель Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности. С 29 декабря 1993 года занимал эту должность на штатной основе.

Алексей Владимирович являлся основателем и сопредседателем Гринпис СССР (19881991 гг.), основателем и председателем Президиума Московского общества защиты животных (1987-2009 гг.), основателем (1989 год) и почетным членом GLOBE International «Парламентарии мира за окружающую среду» (вместе с Альбертом Гором - впоследствии вице-президентом США). Был Вице-президентом Совета Всемирного союза охраны природы.

С июня 2005 года он стал председателем партии «Союз зеленых России» («Зеленая Россия»), которая позже стала фракцией «Зеленая Россия» в составе Российской объединенной демократической партии ЯБЛОКО.

В 1990 году в журнале «Народный депутат» было опубликована статья А.В. Яблокова «Откладывать больше нельзя» (см. перепечатку данной статьи в этом номере журнала с предисловием В. Десятова). В этой статье были обозначены все основные экологические проблемы нашей страны (тогда еще СССР).

В декабре 2016 года было опубликовано совместное заявление Григория Явлинского и Алексея Яблокова «Об экологической политике накануне очередного «Года экологии».

В нем мы читаем: «Наступающий 2017 год указом Президента страны объявлен очередным «Годом экологии». На 27 декабря 2016 года назначено заседание Государственного совета РФ, которое будет посвящено вопросам экологического развития страны. План проведения «Года экологии», разработанный Министерством природных ресурсов и экологии, включает множество мероприятий.

Казалось бы, руководство страны наконец-то всерьез повернулось в сторону экологии. Но это впечатление обманчиво. Разговоры «об экологии» не могут заменить решения экологических проблем».

В этом заявлении были вновь обрисованы основные экологические проблемы нашей страны (теперь уже Российской Федерации). Если сравнить текст этого заявления со статьей, опубликованной в журнале «Народный депутат» в 1990 г, то станет совершенно ясным, что, как говорится, - от чего мы ушли, к тому же и пришли. Экологические проблемы, которые начали было решаться в стране в 90-е годы, в двухтысячные не только не были решены, но многие еще более обострились.

В заключение этого заявления Г. Явлинский и А. Яблоков пишут:

«Выбранный Кремлем путь развития России как сырьевого придатка развитых стран, а в последние годы - путь на самоизоляцию страны и отход от европейского вектора развития, - генерирует все больше экологических проблем. По нашему мнению, надо не очередной «Год экологии» проводить, а Президенту принять за один день решение о воссоздании самостоятельного государственного природоохранного органа.

В течение полугода при желании законодатели могли бы реанимировать выхолощенные за последние 16 лет природоохранные законы, обеспечив, в том числе:

- создание государственного экологического фонда (для целевого использования платы за выбросы и сбросы, сейчас растворяющейся в бюджете):

- восстановление в полном объеме института государственной экологической экспертизы;

- создание экономических стимулов для улучшения качества окружающей среды и повышения энергоэффективности.

Правительство могло бы за несколько месяцев:

- резко повысить эффективность государственной охраны лесов;

- запретить опасные технологии мусоросжигания;

- запретить строительство новых АЭС и обеспечить реальную поддержку развития возобновляемых источников энергии;

- ввести обязательное страхование экологических рисков;

- запретить добычу нефти в Арктике до разработки безопасных технологий;

- вернуть в среднюю школу предмет «экология».

При желании помочь в решении экологических проблем Прокуратура РФ в течение пары недель могла бы:

- разработать и принять эффективные меры по прекращению повсеместных фальсификаций результатов общественных слушаний по проектам градостроительного и промышленного развития;

- начать кампанию по сносу всех незаконно возведенных строений в природоохранных зонах и на берегах водоемов.

Верховный суд РФ мог бы подчеркнуть важность отказа от сложившейся практики решения природоохранных споров без учета общественных интересов.

И, конечно, одним из первоочередных дел должен быть отказ от государственной политики ограничения деятельности общественных экологических организаций.

Результатом такого разворота государства к решению накопившихся экологических проблем станет снижение заболеваемости и смертности, связанных с экологическими факторами, повышение качества жизни граждан России. И не надо будет заниматься показухой в виде очередного «Года экологии».

Председатель Федерального Политического комитета РОДП «ЯБЛОКО» Г.А. Явлинский,

Председатель фракции «Зеленая Россия» РОДП «ЯБЛОКО» А.В. Яблоков»

Читая эти строки, вспоминаю 2003 год, когда рабочая группа Государственного Совета при Президенте Российской Федерации, возглавляемая Главой администрации Астраханской

области А.П. Гужвиным, в которой я был ответственным секретарем, подготовила доклад «Об оздоровлении экологической обстановки в Российской Федерации». В подготовке этого доклада А.В. Яблоков также принимал участие в качестве приглашенного руководителем рабочей группы эксперта.

Вот какие выводы и предложения сделала тогда рабочая группа (2003 год):

1. На 15% территории Российской Федерации, где проживает около 60% населения страны, состояние окружающей среды не соответствует нормам, что оказывает негативное влияние на здоровье населения: за последние три года увеличилось количество осложнений беременности на 35%, врожденных аномалий - на 23%, возросло число больных с впервые установленным диагнозом новообразований на 15%, пневмонией и бронхиальной астмой - на 23%. Ситуация требует неотложных мер по оздоровлению экологической обстановки, прежде всего, в районах экологического неблагополучия, разработки и реализации целенаправленной государственной экологической политики.

2. После периода снижения негативных воздействий на окружающую среду и стабилизации ее состояния во второй половине 90-х гг., в последние два года проявилась новая тенденция роста таких воздействий. Это обусловлено как долговременными объективными факторами, так и неэффективным государственным управлением.

3. Реализация срочных мер по оздоровлению экологической обстановки в Российской Федерации должна не только решить наиболее актуальные текущие проблемы, но и создать основу для реализации долгосрочной экологической политики, целенаправленного улучшения экологических условий в перспективе.

4. Существующая в России законодательная база требует дальнейшего развития, а также согласования между собой действующих правовых актов. Совершенствование законодательства по охране окружающей среды должно проходить в несколько последовательных этапов для обеспечения непрерывности функционирования контрольных и управленческих структур. Необходимо законодательно обеспечить четкое разграничение полномочий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов федерального и регионального уровней государственной власти и местного самоуправления без ущерба для какого-либо из этих уровней.

5. В связи с принятием Экологической доктрины Российской Федерации следует привести в соответствие с ней федеральные целевые программы, затрагивающие проблемы охраны окружающей среды, природопользования, экологической безопасности, экологического образования, прежде всего, федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы России (2001-2010 годы)» и федеральную программу развития образования, утвержденную Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ. Необходимо в 2003 году разработать план действий по реализации Экологической доктрины РФ, предусматривающий целевое финансирование работ по всем основным направлениям экологической политики и обеспечения экологической безопасности РФ

В этот План необходимо включить следующие направления неотложных действий:

- разработку и внедрение экологически безопасных технологий, оснащение предприятий современным природоохранным оборудованием;

- обеспечение экологически безопасной переработки отходов, в первую очередь токсичных и радиоактивных;

- обеспечение экологической безопасности в ходе деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований (включая разоружение);

- реабилитацию территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду;

- восстановление средообразующих функций природных систем (включая борьбу с последствиями распространения чужеродных видов) в регионах, где они разрушены или находятся в катастрофическом состоянии;

- обеспечение населения чистой водой и экологически безопасными продуктами питания; оказание адресной помощи (включая медицинскую) группам населения,

проживающего в зонах экологического неблагополучия или пострадавшего от химического, радиационного и других экологически опасных воздействий;

- улучшение экологической обстановки в зонах экологического неблагополучия, ведение целенаправленной работы органов исполнительной власти на федеральном и территориальном уровнях по поиску источников финансирования этих мер и поэтапное переселение населения из не поддающихся реабилитации зон экологического неблагополучия, техногенных и природных экологических катастроф;

- обеспечение повсеместного внедрения системы социально-гигиенического мониторинга, направленной на изучение влияния факторов среды обитания на здоровье населения, с разработкой на этой основе профилактических мер и реализацией механизма управления процессом нормализации состояния среды обитания и здоровья населения.

6. На основе Экологической доктрины Российской Федерации, Национальной стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия России необходима разработка долгосрочных отраслевых и региональных научно-технических программ для решения важнейших экологических проблем, в том числе перехода народного хозяйства на экологичные, ресурсо- и энергосберегающие технологии, а также создания механизмов контроля за выполнением таких программ с обязательным участием общественных организаций.

7. Нормативно-правовая база, определяющая экономический механизм природопользования, требует незамедлительного принятия соответствующих нормативных актов, регулирующих взимание экологических платежей и налогов, в том числе подготовленного проекта Федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".

8. Для совершенствования охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, разработки и реализации экологической политики необходимо создание самостоятельного специального ведомства, наделенного широкими полномочиями в этой сфере.

9. Для создания предусмотренной Федеральным законом «Об охране окружающей среды» системы непрерывного экологического образования необходимо разработать специальный Федеральный закон «Об экологическом образовании» или внести дополнения в действующий Закон Российской Федерации «Об образовании», принять необходимые подзаконные акты, включить соответствующие разделы в федеральную программу развития образования, утвержденную Федеральным законом от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ и федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы России (2001-2010 гг.)».

10. Для координации деятельности государственных структур, бизнеса, научных и общественных организаций по обеспечению перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и экологической безопасности целесообразно создать Национальный комитет по проблемам устойчивого развития. Образовать соответствующие советы при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах и при главах администраций субъектов Федерации.

Были разработаны следующие предложения рабочей группы президиума Государственного совета (2003 год):

1.Просить Президента Российской Федерации:

Утвердить Указом Президента Российской Федерации Экологическую доктрину Российской Федерации с целью придания ей статуса документа, определяющего общенациональную стратегию устойчивого развития страны.

Создать и возглавить Национальный совет по проблемам устойчивого развития, охраны природы и экологической безопасности с целью обеспечения взаимодействия органов государственной власти с экологическими общественными организациями и движениями, объединениями предпринимателей и другими заинтересованными ведомствами и организациями.

2.Правительству Российской Федерации:

Для последовательной и комплексной реализации стратегических задач, определенных Экологической доктриной Российской Федерации:

- образовать межведомственную комиссию для доработки в соответствии с доктриной Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)», а также корректировки других федеральных целевых программ экологической направленности.

Срок: до 1 июля 2003 года.

- разработать «План действий Правительства Российской Федерации по реализации Экологической доктрины Российской Федерации на 2004-2010 годы» предусматривающий целевое финансирование работ по всем основным направлениям экологической политики и обеспечения экологической безопасности.

Срок: до 1 июля 2003 года.

В целях реализации мер по обеспечению экологической безопасности и осуществлению объективного экологического контроля создать в системе органов исполнительной власти самостоятельный орган в области охраны окружающей среды.

Срок: до 1 июня 2003 года.

При проведении реформы органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления сохранить существующие полномочия субъектов Российской Федерации по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Срок: до 1 сентября 2003 года.

Внести для рассмотрения в Федеральное Собрание Российской Федерации проект федерального Закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду». До принятия указанного закона внести необходимые изменения в действующие нормативные акты Правительства Российской Федерации.

Срок: до 1 июня 2003 г.

Поручить Министерству финансов Российской Федерации подготовить доклад о современном состоянии финансирования природоохранной сферы в Российской Федерации и разработать предложения по реализации долгосрочной финансовой политики в этой сфере.

Срок: до 1 сентября 2003 года.

В связи с проведением в сентябре-октябре 2003 года в г. Москве Всемирной конференции по изменению климата завершить работу по ратификации Российской Федерацией Киотского протокола до 1 сентября 2003 года.

Завершить работу по согласованию и подписанию проекта международной конвенции по охране окружающей среды Каспийского моря и созданию Международного центра по охране и изучению окружающей среды Каспийского моря.

Срок: до 1 августа 2003 года.

Разработать и внедрить систему управления экологическими рисками, включающую оперативную систему прогноза и управления природными и технологическими рисками.

Срок: до 1 января 2004 года.

С учетом международного опыта разработать единые правила и стандарты для обеспечения получения достоверных данных при мониторинге и оценке качества окружающей среды и проведении исследований экологического характера и план внедрения этих стандартов.

Срок: 1 января 2004 года.

Обеспечить внедрение системы социально-гигиенического мониторинга, направленной на изучение влияния факторов среды обитания на здоровье населения с разработкой на этой основе профилактических мер и реализацией механизма управления процессами оптимизации состояния среды обитания и здоровья населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Срок: до 1 января 2004 года.

Разработать комплекс мер по реализации в Российской Федерации системы непрерывного экологического образования.

Срок: до 1 июля 2003 года.

Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

- разработать и принять региональные программы по оздоровлению экологической обстановки,

- образовать региональные советы по экологической политике с целью координации деятельности органов государственной власти, научных и общественных организаций и представителей бизнеса по комплексному решению важнейших природоохранных проблем,

- при формировании бюджетов предусматривать выделение бюджетных средств на решение экологических проблем, в том числе средств, поступающих от платежей за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов за нарушение природоохранительного законодательства, исков за ущерб, нанесенный окружающей среде и природным объектам.

Заседание президиума Госсовета по этой проблеме состоялось 4 июня 2003 года (за день до Всемирного дня охраны окружающей среды и профессионального праздника российских экологов - 5 июня).

Со вступительным словом выступил Президент РФ В.В. Путин, выступали также Гужвин А.П. (с докладом), Артюхов В.Г., Данилов-Данильян В.И., Савченко Е.С., Лаверов Н.П., Сумин П.Н., Евдокимов Ю.А., Хистенко В.Б., Тулеев А.М., Черногоров А.Л., Штыров В.А., Трутнев Ю.П.

Не все предложения рабочей группы были приняты. Выступавшие после доклада А.П. Гужвина предложили следующее:

«1. С учетом итогов обсуждения на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)».

2. Внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

до 1 июля 2003 г. - проект федерального закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

до 1 октября 2003 г. - проект федерального закона о ратификации Соглашения о многосторонней ядерной программе в Российской Федерации (МНЭПР), подписанного 21 мая 2003 г. в г. Стокгольме.

3. Принять меры по исполнению решений Совета Безопасности Российской Федерации от 27 ноября 2002 г. Доработать и утвердить федеральную целевую программу «Промышленная утилизация вооружений и военной техники (2004 - 2010 годы)».

4. Разработать комплекс мер по информированию граждан Российской Федерации об экологических последствиях проведения работ по утилизации вооружений и военной техники.

5. Принять меры по завершению согласования проекта Международной конвенции по охране окружающей среды Каспийского моря.

6. Рекомендовать руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

разработать и принять региональные программы по оздоровлению экологической обстановки;

сформировать региональные советы по экологической политике в целях координации деятельности органов государственной власти, научных и общественных организаций по комплексному решению важнейших природоохранных проблем;

при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривать выделение бюджетных средств на решение экологических проблем.

7. Рассмотреть вопрос о целесообразности создания Совета при Президенте Российской Федерации по проблемам устойчивого развития, охраны природы и экологической безопасности и представить соответствующие предложения».

На основании этих предложений были сформированы и подписаны Президентом поручения, из которых до настоящего времени выполнено только одно: ратифицирован Киотский протокол.

***

Мое знакомство с Алексеем Владимировичем Яблоковым состоялось в 80-е годы прошлого уже века. Он неоднократно приезжал в Астрахань, т.к. в то время занимался изучением морских млекопитающих, в том числе - каспийского тюленя. Не помню точно, при каких обстоятельствах это знакомство состоялось. Возможно тогда, когда я пригласил его на свою передачу на Астраханском телевидении «Природа и мы», которую вел по совместительству (работая в Астраханской государственном заповеднике) с 1980 по 1992 год. А, может быть, это произошло и раньше, при каких-то других обстоятельствах. Только с того времени мы постоянно общались с ним в той или иной форме.

В 1990 году я возглавлял комиссию по экологии Астраханского областного Совета народных депутатов. И в те времена (а он был депутатом ВС СССР, а потом советником Президента РФ) мы общались на этой почве. С 1992 года по 2000 год я возглавлял Государственный комитет по охране окружающей среды Астраханской области, и в этом качестве мне часто приходилось общаться с Алексеем Владимировичем.

В этот период он также несколько раз приезжал в наш регион. В частности вместе с первым заместителем министра экологии и природных ресурсов России А.Ф. Порядиным он посетил Астраханский газовый комплекс, село Сеитовку, встречался с сотрудниками КаспНИРХа и областного комитета по охране природы. Обсуждались и важные вопросы экологии Астраханской области были с главой администрации А.П. Гужвиным и представителем Президента России в Астраханской области В.М. Адровым. Во всех этих мероприятиях я также принимал участие. Обследовали вместе с ним в тот период объект «Вега» в Астраханской области (сделанные ядерными взрывами и находящиеся в аварийном состоянии емкости для хранения углеводородов на Астраханском газоконденсатном месторождении).

В период моей работы в администрации Астраханской области после ликвидации Госкомэкологии в 2000 году, встречались с ним в период подготовки упомянутого выше доклада об оздоровлении экологической обстановки в стране. Позже он присылал свои статьи для публикации в нашем журнале «Астраханский вестник экологического образования». А когда фракция «Зеленая Россия» решила подготовить серю буклетов об экологической обстановке в регионах страны, Алексей Владимирович попросил меня подготовить такой материал по Астраханской области, что я, конечно, и сделал. Буклет был издан.

Известие о смерти Алексея Владимировича застало меня врасплох, хотя о болезни его я знал. Мы строили планы на продолжение сотрудничества. Надеялся на новые публикации его работ в нашем журнале. Но жизнь распорядилась иначе.

Убежден, что вклад Алексея Владимировича Яблокова в отечественную и мировую науку, в развитие общественных экологических движений будет востребован в нашей стране новыми поколениями экологов. Его вклад в экологическое информационное пространство России еще долгие годы будет влиять на развитие экологического сознания наших людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.