Научная статья на тему 'Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа'

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2159
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПСИХОЛОГИЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ОБЩЕНИЕ / ПОЗНАНИЕ / АКМЕОЛОГИЯ / LIFE AND CAREER / SCIENTIFIC WORK / PSYCHOLOGY / SCIENTIFIC SCHOOL / COMMUNICATION / COGNITION / ACMEOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович

Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы. Уделяется внимание «ленинградскому» и «московскому» периодам его жизни и научного творчества. Научная школа академика А.А. Бодалёва, созданная более полувека назад, изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Ученым создана принципиально новая наука акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. В работе подробно рассматриваются этапы развития научной школы А.А. Бодалева. Под руководством ученого начали свой путь в психологии многие известные ученые, он всемерно способствовал не только развитию психологии как науки, но и повышению ее статуса в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXEY ALEKSANDROVICH BODALEV: HIS LIFE, CAREER, WORK AND SCIENTIFIC SCHOOL

This paper is devoted to the life, career and scientific work of Academician Bodalev, who was a talented scientist, outstanding organizer, and led a scientific school of psychology. Attention is given to the "Leningrad" and "Moscow" periods of his life and scientific work. The scientific school of A.A. Bodalev, which was founded more than half a century ago, studies the basic laws of cognition, communication and understanding between people. A.A. Bodalev created acmeology, a fundamentally new science that emerged at the interface of natural, social, humanitarian and engineering sciences. The primary stages of development of A.A. Bodalev’s scientific school are examined in detail. Many famous scientists began their careers in psychology under the guidance of A.A. Bodalev, who contributed a lot not only to the development of psychology as a science, but also to enhancing the status of psychology in society.

Текст научной работы на тему «Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа»

26_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2016. Т. 26, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9

С.А. Васюра, К.Р. Сидоров

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БОДАЛЁВ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ, ТВОРЧЕСТВО И НАУЧНАЯ ШКОЛА

Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва - талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы. Уделяется внимание «ленинградскому» и «московскому» периодам его жизни и научного творчества. Научная школа академика А. А. Бодалёва, созданная более полувека назад, изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Ученым создана принципиально новая наука - акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. В работе подробно рассматриваются этапы развития научной школы А. А. Бодалева. Под руководством ученого начали свой путь в психологии многие известные ученые, он всемерно способствовал не только развитию психологии как науки, но и повышению ее статуса в обществе.

Ключевые слова: жизненный путь, научное творчество, психология, научная школа, общение, познание, акмеология.

Алексей Александрович Бодалёв (13.10.1923 - 20.12.2014) - академик РАО, профессор, заслуженный деятель науки РФ, в 1972-1976 гг. - декан факультета психологии ЛГУ, в 1979-1986 гг. - декан факультета психологии МГУ. Алексей Александрович Бодалёв - крупнейший специалист в области психологии личности, социальной психологии, психологии общения. Внес огромный вклад в развитие отечественной психологии, создал оригинальную научную школу, изучающую фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Школа А.А. Бодалёва более, чем за 50 лет своего существования превратилась в одну из признанных фундаментальных научных школ российской психологии.

Жизненный путь

Алексей Александрович Бодалёв родился 13 октября 1923 г. в г. Сарапуле, в семье служащего. Его отец был младшим сыном Алексея Ивановича, одного из братьев Бодалёвых. Четыре брата (Иван Иванович, Алексей Иванович, Сергей Иванович и Егор Иванович) приехали в Сарапул из г. Зарайска Рязанской губ. вместе со своей матерью Устиньей Ивановной, купеческой вдовой. Один из братьев (Иван Иванович) был купцом 1 гильдии, почетным гражданином г. Ижевска и известным меценатом. Отец А.А. Бодалева - Александр Алексеевич, окончил реальное училище и экономические курсы, а мать Ольга Владимировна была учительницей [10].

В 1932 г. семья переехала в Ленинград. Во время войны Алексей Александрович участвовал в обороне города: тушил зажигательные бомбы, которые фашисты сбрасывали на блокадный город . Ученый не раз отмечал, что именно война научила его анализировать поступки человека и во многом повлияла на выбор жизненного пути ученого-психолога [4]. После войны Алексей Александрович размышлял, какую профессию ему выбрать. Как вспоминает Алексей Александрович в своем интервью О. Жигарьковой, «я не знал, что существует психология. Много думал над тем, в какой мне институт поступать после школы. Может быть, в медицинский и стать психиатром, чтобы понять изменения в психологии человека? Одним словом, я был на распутье. И как сейчас помню - весенний день 45-года, я бегу по Литейному проспекту, и на дворце графов Шереметьевых, в котором тогда помещался центральный лекторий, вижу афишу: "Профессор Ананьев читает курс из 10 лекций по психологии". И я немедленно купил абонемент. Ананьев великолепно читал лекции. Это решило мою судьбу, и я поступил на психологическое отделение философского факультета Ленинградского университета». В то время, когда Алексей Александрович слушал лекции Бориса Герасимовича Ананье-

1 Алексей Александрович Бодалев. Рядовой. Блокадник-пожарный. Участвовал в строительстве оборонительных рубежей на подступах к городу и в самом городе. С конца октября 1941 года и до конца войны был пожарным. Награжден медалями и орденами: «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великую Отечественную войну», медалью Жукова, медалью «60 лет снятия блокады Ленинграда» и др. [4].

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ва, он учился в 10 классе школы рабочей молодежи. Когда закончил школу, подал документы на психологическое отделение. Он поступил на заочное отделение университета, так как младший брат и сестра еще учились в школе и нужно было работать и помогать семье. После второго курса у Алексея Александровича появилась возможность перейти на очное отделение, на котором «Общую психологию» читал Борис Герасимович Ананьев.

Когда Алексей Александрович учился на 4 курсе, куратор группы Августа Альбертовна Пресс-ман по просьбе гороно подбирала группу студентов для работы в качестве учителей психологии и логики в старших классах школ Ленинграда. А.А. Бодалёв стал учителем логики и психологии в школе 207. Как вспоминает Алексей Александрович, «... меня как-то незаметно увлекла не только и не столько процедура системы преподавания психологии и логики, сколько воспитательная работа с ребятами. Поэтому меня очень быстро назначили классным руководителем к полюбившимся мне "архаровцам". И хотя я по тестовым испытаниям, через которые был проведен и в студенческую пору, и как ассистент, и как доцент, и как доктор наук, интроверт, тем не менее, я пытался вылезти из этой шкуры интроверта и всякими интересными делами увлечь своих ребят и расширить их видение мира и представления о людях и их психологическом мире. Я ввел, например, регулярное посещение на дому семей, где родители, бабушки и дедушки моих подопечных могли что-то интересное рассказать» [14. С. 102]. Курсовые работы и дипломную работу Алексей Александрович выполнял на материале учащихся своего класса, имея полную учительскую нагрузку при обучении на дневном отделении университета.

В 1950 г. А.А. Бодалёв с отличием окончил отделение психологии философского факультета ЛГУ, в котором затем преподавал, пройдя путь от ассистента до заведующего кафедрой общей психологии и декана факультета психологии. Тема его дипломной работы - «Как надо преподавать логику и психологию в старших классах школы, чтобы воспитательный эффект был выше». Ученик Б.Г. Ананьева и В.М. Мясищева, он в 1953 г. защитил кандидатскую «Формирование требовательности к себе у старшего школьника», а в 1966 г. докторскую диссертацию: «Восприятие и понимание человека человеком». Это была первая в нашей стране диссертация по социальной перцепции. С 1968 г. он становится профессором психологии. С 1971-го член-корреспондент АПН СССР. В 1972-1976 гг. А.А. Бодалёв работал деканом факультета психологии ЛГУ, поддерживал направление исследований, которое определил Б.Г. Ананьев: комплексное изучение человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

В 1976 г. переехал в Москву и работал академиком-секретарем Отделения психологии и возрастной психологии в АПН СССР. Одновременно в НИИ ОиППАПН СССР организовал и возглавил первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции. В 1978 г. становится действительным членом АПН СССР. С 1979 по 1986-й Алексей Александрович осуществлял психологическую консультацию помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. С 1979 по 1986 г. - декан факультета психологии МГУ и зав. кафедрой общей психологии. В разные годы в ЛГУ и МГУ он читал курсы по общей психологии, психологии межличностного общения, по основам общей и прикладной акмеологии.

С 1968 по 1994 г. А.А. Бодалёв - член ВАКа, в котором с 1989 г. возглавлял экспертный совет по психологическим и педагогическим наукам [5]. Вице-президент АПН СССР (1986-1989), действительный член - РАО (с 1993), заслуженный деятель науки РФ (2002). В течение двух сроков (19801988) представлял отечественную психологию в Ассамблее международной ассоциации научной психологии. В разное время - член редколлегии журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии». Ответственный редактор журнала «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» с 1979 по 1986 г. С 1989 г. по 1993-й - заведующий лабораторией Психологии общения ПИ РАО. С 1993-го - главный научный сотрудник ПИ РАО и одновременно профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ. С 2000 г. А.А. Бодалев - профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ [12]. Алексей Александрович возглавлял проведение целого ряда международных научных конференций, в т.ч. по проблемам общения - «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» (Москва, 2000), «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 2003), «Психология общения 2006: на пути к энциклопедическому знанию» (Москва, 2006); «Психология общения ХХ1 века: 10 лет развития» (Москва, 2009), симпозиум «Психология общения» (Москва, 2012), «Психология общения и доверия: методология, теория, практика» (Москва, 2014). Был организатором и участником симпозиума в ПИ РАО «Смысл жизни и акме».

2016. Т. 26, вып. 3

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Творчество и научная школа

Алексей Александрович Бодалев - плодотворный исследователь. Его научные работы изданы во многих странах мира: США, Франции, Германии, Канаде, Японии, Мексике и т.д. [12]. Основные труды: «Восприятие человека человеком», 1965; «Формирование понятия о другом человеке как о личности», 1970; «Личность и общение», 1983; «Общение и развитие психики», 1988; «Психология о личности», 1989; «Акмеология как учебная и научная дисциплина», 1993; «Психология межличностного общения», 1994; «Вершина в развитии взрослого человека: основные характеристики и условия достижения», 1998; «Как становятся великими выдающимися (в соавт.), 2002; «Психология общения», 2002; «Акмеология», учебник для вузов, 2002. Редактор первого в России проекта по теме «Психология общения» - энциклопедического словаря, включающего более 1100 статей, написанных 340 авторами.

Рассмотрим кратко те проблемы, которые раскрыты в основных трудах ученого.

«Личность и общение». Работа состоит из двух частей: 1. Личность в общении и 2. Межличностное восприятие и понимание. В первой части раскрываются психолого-педагогические проблемы формирования личности, проблемы общения в работах Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева, качества личности, необходимые для успешного общения, а также особенности воздействия стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт, связи характеристик круга ближайшего общения личности и ее свойств, общение и формирование личности. Во второй части отражаются возрастные, индивидуальные, профессиональные особенности восприятия и понимания человека человеком, характеристики формирования первого впечатления о другом человеке [1].

«Как становятся великими или выдающимися? (соавтор Л.А Рудкевич). Работа включает раскрытие новой научной дисциплины - акмеологии. Согласно авторам, акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. Изучает она феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его взрослости, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Исследователи освещают объективные и субъективные условия; факторы, позволяющие человеку на определенном этапе его жизненного пути выйти на вершину в своем развитии (достичь акме) как индивиду (сложнейшему живому существу), как личности и как высококлассному творчески проявляющему себя профессионалу в главной для него области труда. В книге раскрываются такие важные аспекты человека, как смысл жизни и творчество, а также сопряженные с ними явления [3].

Энциклопедия «Психология общения» состоит из 4 частей. Часть 1. История и теория психологии общения. Включает в себя следующие разделы: «История психологического исследования общения», «Теории, концепции и научные направления психологии общения», «Основные категории и понятия психологии общения». Часть 2. Межличностное и межгрупповое общение. Состоит из разделов: «Личность как субъект общения», «Вербальное и невербальное общение», «Межличностное и межгрупповое общение», «Деловое и управленческое общение», «Профессиональное общение и его виды» (состоит из следующих подразделов: «Профессиональное общение», «Педагогическое общение», «Общение в правоохранительной сфере», «Технологии и тренинги общения»), «Этнопсихологические особенности общения», «Общение в сфере искусства, политики, СМИ и Интернета. Часть 3. Трудности и нарушения общения и их коррекция. Разделы: «Трудности в общении», «Преодоление и коррекция трудностей в общении», «Нарушения общения», «Коррекция нарушений общения». Часть 4. Психодиагностика общения. Психодиагностические функции общения. Раздел «Психодиагностика общения» состоит из следующих подразделов: «Диагностика психических свойств личности в общении», «Диагностика феноменов общения», «Диагностика общения в семье», «Диагностика общения в профессиональной деятельности», «Диагностика общения с самим собой», «Диагностика эмоциональных состояний и их проявлений в общении», «Диагностика трудностей в общении», «Диагностика копинг-стратегий в общении» [13]. Словарь стал победителем Х111 Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической науке» (2011 г.), а в 2012-м стал победителем Всероссийского конкурса Российского психологического общества (РПО) в номинации «Лучший словарь по психологии».

Отметим также работу Алексея Александровича Бодалева «Самое трудное для ленинградцев-блокадников время - осень и зима 1941 - 1942 гг. - как оно вспоминается сейчас?», которая вышла в журнале «Мир психологии» в 2005 г. (№ 2 (42), с. 5-10) и является отдельным ракурсом его научной деятельности как рассмотрение целого ряда психологических проблем, сопряженных с изучением

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

личности и воли. В ней раскрывается моральный облик людей, оказавшихся в сверхэкстремальной ситуации. Автору работы и участнику событий, в ней отраженных, удалось в полной мере показать, каким было воздействие условий блокады на сознание, самосознание ленинградцев, на их отношение к происходящему, к самим себе и на их поведение, как они реагировали на эту экстремальную ситуацию, которой для них стала жизнь в блокадном городе. Алексей Александрович по всему временному отрезку блокады Ленинграда сумел показать общее и различное проявление личностных качеств жителей этого города. Важный вывод, который делает ученый, касаясь раскрытия личности и воли человека: «... духовно-нравственная воспитанность, в частности, проявляющаяся в отношении к другим людям, безусловно, имеет значение, но экстремальные ситуации, в которые попадает человек, всякий раз показывают, насколько она глубока и устойчива» [4].

Возникновение оригинальной научной психологической школы А.А. Бодалёва связано с развитием идей Б.Г. Ананьева и В.П. Мясищева в русле одного из направлений социальной психологии в 1960-е гг. в ЛГУ. Научная школа А.А. Бодалева изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга.

На исследования А.А. Бодалёва существенно повлияли идеи Б.Г. Ананьева и В.П. Мясищева, творческая интеграция которых послужила основой развития личностного подхода к общению. В нач. 1960-х гг. по инициативе Б.Г. Ананьева в ЛГУ под руководством А.А. Бодалева была создана научная группа, изучавшая познание людьми друг друга в разных ситуациях взаимодействия. В нее входили Б.А. Еремеев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов, З.Ф. Семенова, В.В. Унгул, Н.Ф. Федотова и др. Как отмечает А.А. Бодалёв, эта группа поставила перед собой задачу преодолеть глобальность подхода к изучению межличностного познания, типичного для западной психологии, когда бытующее в ней понятие "социальная перцепция" недифференцированно вбирает в себя все психологические процессы, актуализирующиеся в акте познания одним человеком другого человека» [2. С. 58] Группа исследовала проявления и роль ощущений, восприятия, памяти, воображения, эмоций и воли субъекта в целостном отражении им другого человека. В.Н. Куницына, в частности, проследила особенности восприятия других людей подростками [7]. Результаты этих исследований обобщены в монографии А.А. Бодалева «Восприятие человека человеком» (1963 г.) и в его докторской диссертации. Эти результаты были исследования были представлены на Международном психологическом конгрессе 1968 г., проходившем в Москве, и послужили толчком к проведению новых психологических исследований процесса межличностного познания в ряде научных центров в нашей стране. Как отмечают Т.П. Скрипкина и Н.Л. Карпова, развитие научной школы А.А. Бодалева прошло ряд этапов. Первый - 1960-1970 гг.; второй -1970-1980 гг.; третий - 1980-1990 гг.; четвертый - 1990-2000 гг. [15].

На первом этапе исследовался познавательный компонент общения, изучалось восприятие человека человеком с учетом возраста, пола, профессии субъекта и объекта восприятия (А.А. Бодалёв, Б.А. Еремеев, О.Г. Кукосян, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов и др.). Изучалось восприятие экспрессии в аспекте формирования образа человека (С.С. Дашкова, В.А. Лабунская, В.Х. Манеров и др.). На этом этапе исследовалось впечатление о людях с нормальными поведенческими реакциями и отклонениями. Изучались особенности общения в сфере искусства.

Второй этап развития научной школы характеризуется пониманием общения как самостоятельного проявления коммуникативной активности либо включенного в сложную деятельность и являющегося условием ее выполнения (А.С. Егоров, Ю.П. Степкин, В.В. Унгул, Н.Ф. Федотова и др.). Изучались статусы участников совместной деятельности, их лидерство, коммуникабельность и др. Продолжались исследования в области социальной перцепции. Как отмечает В.Н. Панферов, «Благодаря незаурядной настойчивости А.А. Бодалёва, его организаторскому таланту были развернуты исследования социальной перцепции по всей стране в 70-е годы 20-го столетия. Советская психология круто развернулась к психологии человека, что послужило толчком к развитию практической психологии, направленной на психологическую помощь населению. Это предопределило крутой поворот всей психологической науки к человеку, о необходимости которого было заявлено Б.Г. Ананьевым в его книге ''Человек как предмет познания'', вышедшей в 1969 году. Эти обстоятельства поставили вопрос о методологии психологического познания человека с позиций «объективной психологии»» [11, С. 69-70]. Под руководством Алексея Александровича осуществлены диссертационные исследования Ж. Лендел, С.В. Кондратьевой (совместное руководство с В.Н. Мясищевым), Н.Б. Шкороповым и др.

На третьем этапе развития научной школы 1980-1990 гг. исследования в области психологии общения в ЛГУ возглавила В.А. Куницына (в связи с переездом Алексея Александровича в Москву).

2016. Т. 26, вып. 3

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Исследования А.А. Бодалёвым проблем общения были продолжены в созданной им лаборатории «Психология общения в семье и школе», где изучались проявления свойств личности в сфере обучения и воспитания в дошкольном и школьном возрастах в условиях семьи и учебно-воспитательных учреждений. Здесь сотрудничали психологи-исследователи и практики Г.А. Ковалёв, Р.Л. Кричев-ский, Ю.Б. Некрасова, Т.П. Гаврилова и др. В этот период под руководством А.А. Бодалева диссертационные исследования написали О.Г. Кукосян, З.И. Рябикина, Т.И. Пашукова, Н.И. Бабич, С.И. Во-ронкина, В.Н. Князев, Е.А. Хорошилова, Е..Г. Чалкова и др. З.И. Рябикина (1983). провела анализ преобразований социально-перцептивного эталона личности преподавателя вуза и его отношений с самооценочным представлением под влиянием включенности субъектов оценивания эталона и самооценивания в педагогический процесс, а также наличия или отсутствия у них направленности на педагогическую деятельность, в котором показала, что социально-перцептивный эталон характеризуется трехкомпонентной структурой и включает когнитивный, отношенческий и конативный компоненты. Установила, что отношение к педагогической деятельности влияет на содержание эталона и его связь с самооценкой; в частности, при наличии педагогической направленности связь эталона и самооценки усиливается.

Под руководством А.А. Бодалёва в этот период изучались микрофеномены общения (децентра-ция, эмпатия, рефлексия, идентификация, а также феномены первого впечатления о другом человеке и др. Т.И. Пашукова (1985) выявила, что децентрация - это важный способ и необходимый компонент познания людьми друг друга; на ее актуализацию и проявление ее свойств влияет тип взаимодействия партнеров (кооперативный или конкурентный).

Четвертый этап развития научной школы связан со сменой фокуса внимания с феномена общения на разработку стратегий и тактик эффективного общения профессионалов сферы «человек-человек». Как отмечает А.А. Бодалёв, «Поскольку на рубеже веков в обстановке глубоких изменений, произошедших в нашей стране и затронувших все главные стороны ее жизни, на первый план наряду с другими вышли проблемы совершенствования управления, авторитета руководителей различного ранга, критериев эффективности их деятельности, психологами более целенаправленно и более активно и продуктивно стала решаться проблема социально-перцептивной компетентности госслужащих и апробироваться способы повышения ее уровня у различных групп работников, представляющих эту профессиональную общность» [2, С. 64]. На этом этапе был выполнен ряд диссертационных исследований (А.Н. Сухов, Т.А. Аржакаева, Ю.В. Баскина, Н.В. Васина, И.Э. Вегерчук, В.Э. Костец-кий, И.В. Кулькова, Н.В Накошная и др.).

В 1990-2000 гг. А.А. Бодалев стал одним из организаторов акмеологии - науки, возникшей на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин, изучающей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Как основатель и лидер научной школы ученый обладал педагогическими и организаторскими способностями, благодаря которым он передавал свой опыт в непосредственном общении с учениками. Обобщение опыта его школы как особой формы коллективного научного творчества представлено в ряде монографий и в энциклопедическом словаре «Психология общения».

Отметим большую роль А.А. Бодалёва и его научной школы в развитии системы образования: в течение уже нескольких десятков лет издаются и переиздаются учебники и учебные пособия для студентов вузов: «Общая психодиагностика» под редакцией А.А. Бодалева, В.В. Столина (1987); «Социальная психология» под редакцией А.А. Бодалёва, А.Н. Сухова (1995); «Основы социально-психологических исследований» (2007) и «Психология массовой коммуникации» под редакцией А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева (2008).

Традиции научной школы А.А. Бодалева, характеризующейся высоким уровнем исследований и оригинальностью в изучении психологии общения, социальной перцепции и взаимодействия, сохраняют его ученики Н.Л. Карпова, Т.И. Пашукова, В.А. Лабунская и др. Научная школа Бодалева как социальный организм не существует изолированно - результаты её исследований используются в других областях развивающихся научных исследований и применяются в общественной практике. В традициях школы А. А. Бодалева исследования продолжаются в разных научных центрах страны: в Психологическом Институте РАО проводятся исследования под руководством Н.Л. Карповой, которая с 1993 г. работала в составе научно-исследовательской группы «Психология общения и реабилитации личности», а с 2002 г. возглавляет данный коллектив, занимаясь вопросами восстановления

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

нарушенного речевого общения; Т.И. Пашукова в ПИ РАО, в Московском государственном лингвистическом университете занимается проблемами межэтнического и межнационального общения, эгоцентризма в общении. В Санкт-Петербургском гос. университете В.Н. Куницына и ее ученики продолжают исследования межличностного общения, социальной перцепции, развивают новое направление социальной психологии, включающее вопросы коммуникативной и социальной компетентности, социальный интеллект и креативность в общении. В Южном Федеральном университете оформилось и развивается самостоятельное направление - теория затрудненного общения, экспрессии общения и невербальной коммуникации под руководством В. А. Лабунской. В Кубанском гос. университете исследуются познания людьми друг друга О.Г. Кукосяном и его учениками, а З.И. Рябики-на развивает субъектно-бытийный подход к личности, изучая различные аспекты общения как события. Разработка вопросов диалогического общения проводилась В.Г. Дьяконовым в Кировоградском пед. университете, ныне продолжающим свою линию научных исследований диалога в Башкирском гос. педагогическом университете. В Мордовском университете изучаются вопросы познания в общении под руководством К.М. Романова. Исследования психологами ряда аспектов общения продолжаются и в других регионах и вузах страны как перспективные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БодалевА.А. Личность и общение. М.: Международная пед. академия, 1995. 328 с.

2. Бодалев А.А. История разработок проблем познания людьми друг друга в СССР - России // Человек. Сообщество. Управление. 2004. № 1. С. 57-68.

3. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 287 с.

4. Бодалев А.А. Самое трудное для ленинградцев-блокадников время - осень и зима 1941 - 1942 гг. - как оно вспоминается сейчас? // Мир психологии. 2005. № 2 (42). С. 5-10.

5. Бодалев А.А., Куницына В.Н. Исследование общения в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете // Психология общения. Энциклопед. словарь / под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Когито Центр», 2011. С. 10-11.

6. Бодалев Алексей Александрович // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3. С. 143-144.

7. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей. Л., ЛГУ, 1972.

8. К 90-летию со дня рождения А.А. Бодалёва // Человек. Сообщество. Управление. 2013. № 3. С. 65-67.

9. Лабунская В.А., Рюмшина Л.И. Алексей Александрович Бодалев - «коммуникативное ядро» психологии общения: послание к юбилею // Российский психологический журнал. 2013. Т. 10. С. 7-10.

10. Носкова О.Г. Алексей Александрович Бодалёв - о блокаде Ленинграда, о своей молодости и профессиональном выборе // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 1. С. 138-144.

11. Панферов В.Н. Социальная перцепция - поворот к человеку // «Круглый стол памяти А.А. Бодалева» в рамках юбилейн. конф. МПО «От истоков к современности»: Сб. материалов / Ред. Н.Л. Карпова, Т.И. Пашукова. М.: Психологический институт РАО, 2015. С. 66-72.

12. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах. «История психологии в лицах. Персоналии» / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общей ред. А.В. Петровского М.: ПЕР СЭ, 2005. 784 с.

13. Психология общения. Энцикл. словарь / под ред. А.А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. 672 с.

14. Путь к психологии и жизнь в психологии (интервью с академиком РАО и АПСН Бодалёвым Алексеем Александровичем ведет В.В. Барцалкина) // Мир психологии. 1996, № 3 (8). С. 100-119.

15. Скрипкина Т.П., Карпова Н.Л. Психология общения: школа Бодалева А.А. // Психология общения. Энцикл. словарь/ под ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2015. С. 31-32.

Поступила в редакцию 17.04.16

S.A. Vasyura, K.R. Sidorov

ALEXEY ALEKSANDROVICH BODALEV: HIS LIFE, CAREER, WORK AND SCIENTIFIC SCHOOL

This paper is devoted to the life, career and scientific work of Academician Bodalev, who was a talented scientist, outstanding organizer, and led a scientific school of psychology. Attention is given to the "Leningrad" and "Moscow" periods of his life and scientific work. The scientific school of A.A. Bodalev, which was founded more than half a century ago, studies the basic laws of cognition, communication and understanding between people. A.A. Bodalev created acmeology, a fundamentally new science that emerged at the interface of natural, social, humanitarian and engineering sciences. The primary stages of development of A.A. Bodalev's scientific school are examined in detail. Many famous

32_С.А. Васюра, К.Р. Сидоров_

2016. Т. 26, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

scientists began their careers in psychology under the guidance of A.A. Bodalev, who contributed a lot not only to the development of psychology as a science, but also to enhancing the status of psychology in society.

Keywords: life and career, scientific work, psychology, scientific school, communication, cognition, acmeology.

Васюра Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]

Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент E-mail: kо[email protected]

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

Vasyura S.A.,

Candidate of Psychology, Associate Professor E-mail: [email protected]

Sidorov K.R.,

Candidate of Psychology, Associate Professor E-mail: [email protected]

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.