ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.9.019
Н. А. Логинова
Центр научного человекознания*
(к семидесятилетию со дня открытия отделения психологии Ленинградского государственного университета)
В 1944 г. в Ленинградском университете было открыто отделение психологии на философском факультете. Руководителем стал Б.Г. Ананьев. Ядро коллектива кафедры психологии составили психологи Института мозга - ученики и последователи В.М. Бехтерева. Складывающаяся здесь научная школа преемственно связана со школой этого ученого. Две научные школы объединились идеями комплексного подхода, принципами объективности психологического познания, генетическим принципом и др. В статье рассказывается о первых годах работы отделения, научных исследованиях и достижениях, характеризуется учебно-воспитательный процесс, стиль жизнедеятельности отделения. За двадцать два года существования отделения была подготовлена база для открытия факультета психологии ЛГУ-СПбГУ и дальнейшего развития здесь центра психологического человекознания.
A department of psychology has been established in the Leningrad state university (LSU, now SPbSU) in 1944. B.G. Ananiev has become a head here. The core of the psychological chair consisted of psychologists from the Institute of Brain -disciples and pupils of B.M. Bekhterev. So the scientific school was being formed and connected here with the former Bekhterev school. These two schools have been united by the ideas of the complex (interdisciplinary) approach, principles of objectivity of psychological cognition, developmental and so on. In the article the first years of the department work, researches and distinguishes are told. The department education process and its style of life are characterized as well. During twenty two years of the department existence a base for the opening a faculty of psychology LSU-SPbSU and further development the center of the psychological human researches were paved out.
Ключевые слова: отделение психологии ЛГУ, предыстория и история психологии в университете, научная школа, кадровый состав и кадровая политика, направления исследований, научные конференции и публикации, диссертации, учебно-воспитательный процесс, выпускники, центр человекознания, факультет психологии.
© Логинова Н. А., 2014
* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 14-06-00668.
Key words: the department of psychology of the Leningrad state university, prehistory and history of psychology in the university, scientific school, human resource, human resource policy, directions of research, scientific conferences, issues, dissertations, education process, graduates, center of psychological human researches, faculty of psychology.
В годы Великой Отечественной войны произошли изумительные события в сфере культуры, казалось бы, не уместные в то грозное, роковое время. Среди них были и непосредственно касающиеся научной психологии. По решению правительства СССР семьдесят лет назад было открыто психологическое отделение и кафедра психологии философского факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ, ныне СПбГУ). Годом раньше были учреждены Академия педагогических наук РСФСР (1943 г.) и отделение психологии в Московском государственном университете (1943), а в Ленинграде - филиал Академии в составе трех отделений - теории и истории педагогики, методов обучения и психологии (1945) и отделение психологии в Ленинградском государственном университете (1944). На должность заведующего кафедрой психологии был приглашен молодой профессор, доктор педагогических наук (по психологии) Борис Герасимович Ананьев. Этот выбор ректора А.А. Вознесенского был неслучаен и на редкость удачен. Б.Г. Ананьев возглавил работу по созданию научно-образовательного психологического центра, причем, можно сказать, с нуля1. Здесь, в отличие от МГУ, никогда ранее не готовили специалистов-психологов, не было фактически и психологических кафедр, лабораторий.
Психологию универсантам читали на кафедре философии. С 1890 по 1913 гг. ею заведовал известный философ А.И. Введенский. В историю психологии вошел его учитель М.И. Владиславлев, автор двухтомной книги «Психология» (1881). Он был в более ранние времена университетским профессором, а позже заведующим кафедрой философии и ректором Санкт-Петербургского университета. Среди петербургских университетских философов XIX - начала XX в, выделяются А.И. Галич - автор книги «Картина человека» (1834), которую оценивают как важную веху в философской и психологической антропологии, и С.Л. Франк - автор книги «Душа человека» (1917), получившей в современной постсоветской России второе рождение в связи с оживлением антропологизма в гуманитарной науке, особенно в христианской (православной) пси-
1 Г. Ананьев был назначен заведующим кафедрой психологии ЛГУ приказом ректора от 5 августа 1944 г. и утвержден в этой должности приказом Комитета по делам высшей школы 27 февраля 1945 г. [7].
71
хологии. Вместе с тем в университете были профессора естественных наук, которые проявляли непраздный интерес к психологии, а некоторые оставили выдающийся след в истории нашей науки, не будучи психологами по специальности. Среди них физиологи Н.Е. Введенский, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский, химик Д.И. Менделеев и другие ученые университета. Именно их материалистическую линию в психологии продолжали психологи Ленинградского университета (ныне СПбГУ), а философско-идеалистическая линия в советское время не имела шансов на возрождение и продолжение.
Становление отделения психологии в ЛГУ было делом огромной трудности. Этот процесс происходил в измученном фашистской блокадой городе, при нехватке средств, поврежденной или утраченной материальной базе психологических исследований и преподавания в городе, при острой нехватке кадров профессиональных психологов. К тому же вновь обострились политические репрессии. В 1949 г. развернулось так называемое «Ленинградское дело», в процессе которого погибло немало крупных деятелей нашего города и страны, в том числе ректор Ленинградского университета А.А. Вознесенский. Были и другие сталинские кампании. Все-таки вопреки всем невзгодам коллективу психологов Ленинградского университета удалось многое сделать уже в первые годы существования отделения. Этому способствовало назначение именно Бориса Герасимовича Ананьева с его мощным исследовательским и организаторским талантом на пост заведующего новой кафедрой психологии, а также профессиональная солидарность психологов Ленинграда. Ядро коллектива составили бывшие сотрудники Института мозга, созданного В.М. Бехтеревым в 1918 г.: Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.В. Ярмоленко, В.И. Кауфман, Г.С. Рогинский, Л.А. Шифман, Р.А. Каничева, Н.В. Опарина, А.А. Прессман1. Таким образом, возникли персональные предпосылки для преемственной связи нового психологического центра с бехтеревской научной школой. Но еще важнее преемственность научно-исследовательская, основанная на общности идей, принципов и подходов, среди которых в первую очередь отметим комплексность в изучении человека, объективность психологического познания, союз с естественными и общественными науками, принципы отражения и деятельности. Все это с самого начала было положено в основу деятельности психологов Ленинградского университета.
1 Здесь в разное время работали не только «мозговики»-бехтеревцы, но и ученые из других научных и образовательных центров (А.Г. Ковалев, А.А. Люблинская, А.Ц. Пуни, Ю.А. Самарин, Е.И. Зейлигер-Рубинштейн).
72
Борис Герасимович первым подавал пример инициативности, ответственности, требовательности, умел налаживать коллективную работу, добиваться результатов от каждого ее участника. Он считал, что руководителю не пристало бояться конфликта, если он необходим в интересах дела. Ананьеву много приходилось заниматься психологическим просвещением населения города и руководящих работников. Это дело он выполнял весьма ответственно, стремясь содействовать продвижению психологии в практику ради гуманизации общества1.
В 1944/45 учебный год на отделении учились лишь четверо студентов: Л.М. Веккер, П.С. Россол, Е.В. Лапшина (Шорохова), Н.В. Яшкова (выпуск 1947 г.)2. Все они впоследствии стали учеными, а двое, Лев Маркович Веккер и Екатерина Васильевна Шорохова, весьма заметными фигурами в советской психологии. Гораздо больше студентов было принято во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. в связи с развертыванием преподавания психологии в средней школе. В последующие годы происходили существенные колебания в количестве студентов-психологов. В иные периоды их было всего порядка пяти человек (например, прием 1958 г.). Но подготовка психологов не прерывалась, и уже в 1964/65 г. здесь в общей сложности учились 417 студентов очного, вечернего и заочного отделений. Всего за годы существования отделения (по 1965 г.) из стен университета было выпущено 336 специалистов-психологов, из них к 1966 г. три стали докторами и свыше 70 -
о
кандидатами наук [3].
Системообразующим фактором коллектива кафедры психологии и всего отделения стала научная деятельность. Уже в осенью
1944 г. психологи сделали первые доклады на научной сессии университета, посвященной его 125-летию и награждению Орденом В.И. Ленина, а в июле 1945 г. состоялась первая научная конференция отделения психологии философского факультета ЛГУ, в июне
1
1 В личном деле Бориса Герасимовича и других источниках можно найти много упоминаний о многочисленных его выступлениях перед активом города. Причем они всегда имели научно-практический характер, отражающий как актуальное состояние науки, так и запросы практической работы с людьми. Одна из последних его статей посвящена учету человеческого фактора в деятельности руководителей [4].
2 Эти выпускники пришли на отделение на третьем курсе, поэтому окончили его в 1947 г. и стали первыми в стране дипломированными психологами. В МГУ первый выпуск состоялся год спустя, в 1948 г.) (по воспоминаниям Е.В. Шоро-ховой, записанным мной - Н.Л.).
3 Персональный учет выпускников отделения много лет вела по своей инициативе проф. Августа Викторовна Ярмоленко.
73
1946 г. - вторая научная конференция с выставкой работ ленинградских психологов за 1941-1946 гг. Большое значение имела Всесоюзная научная конференция университетов СССР по проблемам психологии, проведенная по инициативе Б.Г. Ананьева на базе ЛГУ (октябрь 1947 г.). Были и другие важные научные мероприятия: Всесоюзные конференции по восприятию и представлению пространства (1959, 1961), Всесоюзное совещание по проблемам психологии личности (Ленинград, 1956, председателем Оргкомитета был Б.Г. Ананьев), а главное - II съезд Общества психологов СССР (Ленинград, 1963, председатель Организационного комитета Б.Г. Ананьев, ученый секретарь М.Д. Дворяшина).
Психологи ЛГУ вели исследования по следующим направлениям: психология чувственного познания, особенно осязания и зрения, психология личности, ее характера и самосознания, психология развития, сравнительная психология, история русской психологии, патопсихология (здесь лидирующую роль играл В.Н. Мясищев). В 4050 гг. были приняты первые аспиранты Л.М. Веккер, А.А. Бодалёв, Н.В. Кузьмина, Е.С. Кузьмин, Е.Ф. Рыбалко, Н.В. Серебренникова. Тематика первых кандидатских диссертаций и дипломных работ отражала научные потребности и интересы ученых и была связана с общим направлением исследований кафедры. Ряд аспирантских и других научных работ были написаны под влиянием известной Павловской сессии 1950 г., что выразилось в непременных ссылках на И.П. Павлова и его сподвижников, опоре на физиологические закономерности в объяснении психических явлений. Это, в принципе, соответствует материалистическому умонастроению психологов Ленинградского университета, общему духу складывающейся научной школы, близкой естествознанию.
Современному психологу, вооруженному многообразным методическим инструментарием и безграничными информационными ресурсами Интернета, те первые кандидатские диссертации порой кажутся простыми или даже наивными, но если присмотреться внимательнее к лучшим работам, то нельзя не заметить серьезное научное содержание, добросовестность эксперимента и тщательность интерпретации1. К тому же всегда вызывает уважение увлеченность, ответственное отношение к своему делу и бескорыстие, свойственные ученым 1950-60-х гг.
1
' Например, встречаются такие темы: Г. Цветкова «К вопросу о соотношении типа высшей нервной деятельности и динамики интересов», автор применял методы корректурной пробы, ассоциативный и биографический, И. Филимонова «Психологический анализ педагогических характеристик» [9].
Научная работа сотрудников отделения была коллективной, имела общие цели и планы. Несмотря на отсутствие в стране научных журналов по психологии, ограниченность издательских ресурсов, очень скоро стали публиковаться статьи о результатах исследований психологов Ленинградского университета, выходить сборники «Проблемы психологии» (1948), «Психология» (1949, 1954, 1955), позже «Психология и педагогика» (1957), «Склонности и способности» (1962), «Проблемы общей и индустриальной психологии» (1963, с 1964 - «Проблемы общей и инженерной психологии») и др. С большим воодушевлением психологи восприняли учреждение всесоюзного журнала «Вопросы психологии» в 1955 г., т. е. спустя более 20 лет после упразднения журнала «Психология» в 1932 г. Впрочем, издательская деятельность то и дело тормозилась нехваткой ресурсов, и между учеными порой шло соревнование за возможность пользоваться издательскими лимитами. Непросто было издать и коллективную монографию университетских психологов «Осязание в процессах познания и труда» под редакцией Б.Г. Ананьева, но она вышла в свет (1959) и была отмечены по достоинству премией им. К.Д. Ушинского Академии педагогических наук. Всего за годы существования отделения психологии было издано свыше 350 научных работ, в том числе 16 значительных монографий. Кроме упомянутых выше, вышли в свет фундаментальные книги Б.Г. Ананьева «Психология чувственного познания» (1960), «Теория ощущений» (1961), первые монографии А.А. Бодалева «Восприятие человека человеком» (1965), Л.М. Веккера «Восприятие и основы его моделирования» (1964), Б.Ф. Ломова «Человек и техника» (1963), обобщающая книга В.Н. Мясищева «Личность и неврозы» (1960), А.В. Ярмоленко «Очерки по психологии слепоглухонемых» (1962).
Особо отметим две статьи Ананьева того периода, которые имели принципиальное значение для последующего развития отделения, факультета и научной школы Ананьева, ядром которой стало отделение психологии Ленинградского государственного университета. Это статьи «Человека как общая проблема современной науки» [1] и «Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки» [2]. Идея человекознания, впервые заявленная в советской психологии Б.Г. Ананьевым, стала ядром исследовательской программы его научной школы. Впоследствии, с середины 1960-х гг. она реализовалась не только на отделении и факультете психологии, но и в деятельности университетского Научноисследовательского института комплексных социальных исследова-
ний (НИИКСИ), инициатором и одним из организаторов явился Ананьев. В НИИКСИ была создана в 1963 г. лаборатория дифференциальной психологии и антропологии - главный исполнитель комплексных психолого-антропологических исследований.
Научная жизнь университетских психологов была насыщенной. Проводились научные мероприятия с докладами, посвященные памятным датам и значимым общественным событиям. Так, в
1945 г. отметили 125-летие со дня рождения Ф. Энгельса, в 1946 г. -75-летие со дня смерти К.Д. Ушинского, в 1957 г. 40-летие Октябрьской революции и т. п. В те годы среди ученых принято было обсуждать новые книги или рукописи, готовящихся к печати книг. 25 марта 1948 г. на открытом заседании кафедры психологии ЛГУ состоялось обсуждение «Очерков истории русской психологии XVIII-XIX веков» Б.Г. Ананьева, опубликованных в 1947 г., а в 1957 г. дискутировали по книге С.Л. Рубинштейна «Бытие и сознание». В 1963 г. на кафедре психологии Борис Герасимович делал доклады по материалам своей будущей книги «Человек как предмет познания» (издана в 1968 г.). Неплохо бы оживить традицию презентации и обсуждения значительных научных публикаций в обществе психологов нашего города.
Учебно-воспитательный процесс на отделении психологии имел характерные особенности, отвечающие как духу исторического времени, так и духу складывающейся научной школы. Повседневная учебная работа на отделении требовала постоянного внимания и заботы заведующего кафедрой и всех преподавателей. Борис Герасимович читал на отделении общую психологию, историю психологии, руководил многими студенческими курсовыми и дипломными работами, стал первым председателем Студенческого научного общества университета (1946 г.). Он вникал в студенческую научную работу настолько, что в первые годы, бывало, сам составлял для каждого студента-психолога план исследования по дипломной работе и рекомендовал конкретные методики (из воспоминаний И.М. Палея, Е.И. Степановой, Е.В. Шороховой). По свидетельству И.М. Палея, выпускника ЛГУ 1949 г., уже в то время Ананьев стремился проводить линию на сотрудничество не только ученых, но и студентов со смежниками - биологами, филологами, историками, что соответствовало принятому им комплексному подходу к проблемам психологии человека. Характер учебного плана соответствовал этой направленности. Так, в учебных планах довольно много часов отводилось на изучение естественнонаучных дисциплин, в
нем вплоть до недавнего времени присутствовали сравнительная психология и антропология. К сожалению, в настоящее время эти учебные дисциплины выбыли из учебного плана факультета психологии СПбГУ, и традиция эволюционного углубления проблемы развития человека в этой части прервалась. Этот изъян противоречит сути Петербургской психологической школы и должен быть исправлен. Наряду естественнонаучными дисциплинами в учебных планах отделения психологии были представлены и социогуманитарные -диалектический и исторический материализм, этика, эстетика, тем более, что отделение психологии существовало в рамках философского факультета.
Студенты-психологи учились по научным книгам и статьям. Им не рекомендовали читать учебники, кроме «Основ общей психологии» С.Л. Рубинштейна, книги, которая гораздо глубже, чем учебник. Ее изучение, как нельзя более, дает «камертонную» настройку будущему психологу, прививает вкус к подлинно научному знанию. В последующие годы, особенно в 1990-е, появилось много разных учебников, учебных пособий, а потом интернет-источников, в том числе сомнительного достоинства, которые потеснили монографии и научные статьи в текущем учебном чтении студентов. Зато появилось больше возможностей узнать зарубежную психологическую науку, о которой в годы становления психологического образования в университете узнавали преимущественно в виде критики воззрений и теорий «буржуазных» ученых.
Воспитательной работе со студентами уделяли самое серьезное внимание, что порой превращалось в бесцеремонное вторжение в личную жизнь взрослых уже людей, чрезмерной строгостью к их невинным шалостям и розыгрышам. Особенно сурово наказывались студенты, осмелившиеся самостоятельно обсуждать острые философские и политические вопросы и, упаси Бог, создавать неформальные, несанкционированные кружки и общества. Уже после смерти тирана Сталина и даже после ХХ съезда, во времена так называемой «оттепели» случалось, что некоторые критически мыслящие, «слишком умные» студенты, в том числе и психологи, были изгнаны из университета, посажены в тюрьму. Заступничество руководства отделения и факультета далеко не всегда помогало в таких 1
случаях1.
А
1 Эти факты упоминаются М.Д. Дворяшиной, И.В. Колчиной, В.Н. Куницыной -сокурсниками тех репрессированных студентов (запись моя - Н.Л.).
Несмотря на жесткие условия работы и зачастую диктат партийных начальников, руководители кафедры и отделения психологии строили организационную деятельность демократично, стремились учитывать и развивать индивидуальность студентов и сотруд-сотрудников, заботились о судьбе выпускников отделения. Тогда профессии психолог как таковой не было, и обязательное государственное распределение выпускников, направление их на места работы проходило очень трудно. Многие вынуждены были устраиваться на работу, где придется. Приходилось иногда менять специальность, переквалифицироваться в учителей средней школы, преподавателей философии вузов и техникумов. Самые активные, будучи выпускниками философского, идеологического, факультета, находили место работы в советских, комсомольских (М.Д. Дворяши-на, например) и партийных органах (например, В.П. Кузьмин работал в ЦК КПСС). Последнее обстоятельство - наличие своих учеников в органах государственного управления - было порой на пользу общему делу. «Наши» помогали решать трудные организационные проблемы на государственном уровне. Хотя все равно жаль, когда по тем или иным причинам из психологии уходили лучшие универсанты, в студенчестве проявлявшие склонность к научной деятельности.
Борис Герасимович как руководитель отделения много сил отдавал подбору кадров, подготовке работоспособного творческого коллектива. Он хоть и с большим трудом, но добивался приема на работу в университет выпускников и перспективных, нужных для общего дела ученых, не имеющих на тот момент прописки в Ленинграде (примеры Л.М. Веккера из Вильнюса, М.Д. Дворяшиной из Уфы, И.М. Палея из Перми, А.Г. Ковалев из Симферополя).
В пятидесятые годы на отделении психологии впервые появились студенты из стран народной демократии - Болгарии, Венгрии, ГДР, Китая, Польши, Румынии. Некоторые из универсантов-иностранцев впоследствии стали видными деятелями марксистской психологии у себя на родине (профессора Л. Десев и К. Стоянов из Болгарии, К. Яро и Э. Кобора из Венгрии). В 1953-58 гг. на психологическом отделении училась ныне широко известная певица Эдита Пьеха, приехавшая в Ленинград из Польши [5]. Выпускники-иностранцы не забывали своих учителей. В домашнем архиве Б.Г. Ананьева сохранились адресованные ему добрые письма, приглашения для чтения лекций в зарубежные университеты. Но он так и не собрался съездить туда - был слишком занят, а потом и здоровье не позволяло. Незадолго до кончины он дал согласие на чтение лекций в Берлине, но этому не суждено было сбыться.
В 1951 г. Б.Г. Ананьев был назначен директором НИИ педагогики АПН РСФСР. Некоторое время он продолжал заведовать одновременно и кафедрой психологии ЛГУ по совместительству, пока заведующим не стал Владимир Николаевич Мясищев. Борис Герасимович продолжал читать лекции и руководить научными работами на отделении психологии ЛГУ. Совместная работа двух выдающихся ученых продолжалась до конца жизни. В.Н. Мясищев заведовал кафедрой и отделением психологии до 1960 г. В эти годы он опубликовал свой главный труд - книгу «Личность и неврозы» (1960), а также двухтомник «Психические особенности человека» (1957 и 1960 гг. в соавторстве с А.Г. Ковалевым). Под его руководством кафедра усиленно занималась проблемой личности, общения и межличностных отношений. Как пишет А.А. Бодалев, «В конце 50-х -начале 60-х гг. В. Н. Мясищев один из первых в отечественной психологии ввел в практику повседневной научно-исследовательской психодиагностической работы использование новых методов изучения личности, в том числе и тех, которые были разработаны за рубежом. В. Н. Мясищев не только допускал применение зарубежных методик, но в ряде случаев считал их использование необходимым» [6, с. 12]. Владимир Николаевич много сделал для развития медицинской психологии как в Ленинграде, так и в масштабе страны, возглавив созданную в 1963 г. по его инициативе проблемную комиссию «Медицинская психология» при Академии медицинских наук СССР.
В годы существования отделения психологии в университете состоялись защиты докторских диссертаций бывших его выпускников Б.Ф. Ломова (1964), А.А. Бодалева (1965), Л.М. Веккера (1964), а также Н.В. Кузьминой (1965), А.В. Ярмоленко (1955) и ряда кандидатских диссертаций (М.Д. Александрова, 1951, В.Н Андреева, 1953, Е.И. Степанова, 1955, Н.А. Розе, 1964, Г.И. Акинщикова, 1965, М.Д. Дворяшина, 1965). Этими учеными состав кафедры психологии сильно обновился и укрепился. К 1966 г. здесь работали восемь докторов наук: Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.М. Веккер, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.А. Тих, А.В. Ярмоленко. Наличный высококвалифицированный кадровый состав отделения явился важнейшим условием открытия факультета психологии.
Подводя итоги развития психологического отделения, в обосновании возможности и необходимости открытия факультета психологии Б.Г. Ананьев писал: «По своему значению психологическое отделение стало центром человекознания в Ленинградском
университете и поэтому естественна его роль как посредника между гуманитарными и естественными (особенно биологическим) факультетами» (подчеркнуто Б.Г. Ананьевым - Н.Л.) [3]. Благодаря этому стали возможны комплексные исследования человека в целях психологического познания по программе Б.Г. Ананьева, которые дали значительные конкретные результаты и повлияли на методологию и теорию психологии в России [8]. Спустя 70 лет после открытия отделения психологии в Санкт-Петербургском государственном университете мы имеем большие потенциальные возможности для дальнейшего развития психологической науки и практики, для занятия любимым делом в избранной специальности. Прикосновение к прошлому приводит к неизбежному выводу: история психологии в СПбГУ богата и во многом поучительна, она нуждается в специальном изучении, тем более в преддверии 50-летия факультета психологии СПбГУ - преемника славного отделения психологии Ленинградского государственного университета.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как общая проблема современной науки // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер.: Экономика. Философия. Право. - 1957. - Вып. 2. - №11. -С. 90-101.
2. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер.: Экономика, философия и право. - 1962. - Вып. 4. - № 23. - С. 36-43.
3. Ананьев Б.Г. Справка о состоянии работы кафедры психологии Ленинградского университета. 03.06.1965 // Домашний архив Б.Г. Ананьева.
4. Ананьев Б.Г. Научные основы дифференцированного подхода к людям // Научные основы политической работы в массах. - Л.: Лениздат. 1972. - С. 98119
5. Бахарева Н.В. Эдита Пьеха. Признание в любви. - СПб.: Азбука-классика. 2007. 208 с.
6. Бодалев А.А. В.Н. Мясищев и психология отношений // Психология отношений. Избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 1995. - С. 5-14.
7. Личное дело Б.Г. Ананьева // Архив СПбГУ.
8. Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
9. Рыбалко Е.Ф. Проблемы личности и отношений человека в дипломных работах, выполненных на психологическом отделении Ленгосуниверситета в 1949-1955 гг. // Уч. зап. Ленингр. ун-та. - 1956. - № 214. - Сер. филос. наук. -Вып 9. - С. 185-190.