Научная статья на тему 'Теории общения в отечественных и зарубежных психологических исследованиях'

Теории общения в отечественных и зарубежных психологических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16400
1456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ФЕНОМЕНЫ / МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕНИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕОРИИ / КОНЦЕПЦИИ / ПРИКЛАДНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ / ВИДЫ И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашукова Т.И.

В статье представлен обзор отечественных и зарубежных теоретических исследований по психологии общения, направленных на выявление и объяснение его феноменов, форм, видов, механизмов и закономерностей. Проведена систематизация теорий, концепций и подходов к изучению общения с учетом применяемых учеными парадигм и традиций, разработанных в соответствующих теоретических ориентациях и научных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теории общения в отечественных и зарубежных психологических исследованиях»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9.019

теории общения в отечественных и зарубежных психологических исследованиях

Т.и. ПАШУКОВА* Психологический институт РАО, Москва

В статье представлен обзор отечественных и зарубежных теоретических исследований по психологии общения, направленных на выявление и объяснение его феноменов, форм, видов, механизмов и закономерностей. Проведена систематизация теорий, концепций и подходов к изучению общения с учетом применяемых учеными парадигм и традиций, разработанных в соответствующих теоретических ориентациях и научных школах.

Ключевые слова: парадигмы исследования психологии общения; теоретические ориентации, научные школы; теории; концепции; прикладные отрасли психологии; виды и формы общения; субъекты общения; закономерности, феномены, механизмы общения; тренинги общения

1. Введение

В области психологии общения накоплено большое количество исследований, раскрывающих его феноменологию, структуру, процессуальные особенности и закономерности. В ходе аналитического осмысления отечественными и зарубежными учеными создан ряд теорий, теоретических подходов и концептуальных моделей, которые могут в совокупности при их систематизации позволить понять природу, функции, структуру и механизмы разных видов и форм общения. Для этого необходимо провести их предварительный анализ и классификацию.

Существующие исследования общения можно классифицировать, используя разные критерии, среди которых существенное значение имеют методологические принципы и парадигмы. Парадигма представляет собой теорию или модель постановки проблем, принятую в качестве об-

© Пашукова Т.И., 2009

* Для корреспонденции:

Пашукова Татьяна Ивановна доктор психол. наук, доцент, ведущий научный сотрудник ПИ РАО Тел.: 8-916-304-06-95

E-mail: tpashukova@yahoo.com; obshen@mail.ru

разца решения исследовательских задач [28, с. 460-461]. Парадигмы определяют особенности построения психологических теорий и специфику соответствующих им эмпирических доказательств. они дают основание объединить в то или иное направление (или ориентацию) целый ряд теоретических подходов и концепций в силу того, что в них используется одинаковый понятийный аппарат и применяются сходные методы исследования.

Теоретические и эмпирические работы в сфере общения дополняют друг друга, а общеметодологические понятия психологии общения являются, как правило, базовыми для целых отраслей, направлений и концепций. обычно они связывают психологию с близкими ей смежными науками: философией, социологией и т.д. Кроме того, для понимания общения имеет значение и то, в русле фундаментальной или прикладной психологии велось или ведется его изучение.

общение изучается в разных отраслях психологического знания, составляющих на сегодняшний день более 60 наименований, причем в большей части из них прямо или косвенно рассматриваются те или иные аспекты общения. Некоторые научные направления, в русле которых исследуются

важные теоретические вопросы общения, представлены как программы, реализованные в рамках той или иной отрасли психологического знания. к сфере исследований психологии общения можно причислить целые научные школы, то есть сообщества ученых, придерживающихся определенной концепции, исследовательской программы и традиции.

В процессе разработок, касающихся вопросов психологии общения, накоплен свой понятийный и методический аппарат. методы диагностики общения и состояний его субъектов составляют раздел психометрии и психодиагностики не только общения, но и связанных с ним особенностей взаимопонимания и взаимоотношений людей в разнообразных группа и коллективах. полноценное отражение уже имеющегося в разных отраслях психологии материала и выявление актуальных проблем общения требует обращения к смежным научным дисциплинам: биологии, физиологии, философии, этике, социологии, лингвистике, информатике, кибернетике и т.д.

с точки зрения анализа структуры общения можно выделить большое число теоретических работ, посвященных выявлению разных планов или аспектов общения, его закономерностей, механизмов и феноменов. исследовалось общение и в зависимости от того, какие субъекты вступают в общение и каково его содержание. кроме того, важно принять во внимание, что ряд основных классификаций видов и типов общения разработан на основании учета свойств субъектов общения.

понять природу и функции общения можно, учитывая его фило-, онто- и со-циогенез, принимая во внимание национальную специфику и др. сравнительные исследования необходимы для понимания фундаментальных механизмов и способов общения. нужны они и для разработки адекватных приемов обучения общению или его коррекции.

В сфере медицины и здравоохранения, образования и просвещения, в судебной и

правоохранительной практике востребованными являются данные о нормальном и нарушенном общении, о трудностях общения, о путях и методах их преодоления. наработок в этих областях довольно много и вполне очевидна необходимость их систематизации, классификации с учетом видов и типов нарушений, определяющих сложности общения, и системного описания состояний человека и групп как субъектов общения. много особенностей имеют и другие разновидности делового и профессионального общения. они зависят от характера совместной деятельности людей и определяются типом профессии, выделенным Е.А. климовым [12]. систематизация уже открытых феноменов и теоретических объяснений закономерностей общения возможна и в рамках восстановления истории исследования общения.

сравнительно-сопоставительные и аналитические работы, касающихся роли языка и обычаев в общении, стали активно публиковаться в XIX веке. многие из них выполнялись в рамках идей теории, получившей название «психология народов». основные ее положения были разработаны В. Вундтом [8, 47]. центральное утверждение теории состоит в том, что первичной формой человеческого взаимодействия является культурное (языковое) сообщество и в нем происходит формирование человека как личности и его обучение. В этой связи авторов многочисленных статей и монографий, ориентировавшихся на психологию народов, интересовала специфика языка общения, его взаимосвязь с мышлением и другими познавательными процессами. В журнале «психология народов и языкознание», основанном м. Дацарусом и Г. Штейнталем, в те времена были представлены данные о нормативах и особенностях общения у разных народов и представителей разных социальных слоев населения [33].

В XX веке интерес к общению возрос. Уже в его начале ученые многих стран обратились к разработке методов эмпиричес-

Т.и. пашукова

кого исследования, в том числе и к экспериментам. появились соответствующие лаборатории. на повестку дня были поставлены вопросы общения, относящиеся к наиболее важным областям общественной жизнедеятельности. Во второй половине этого столетия обнаружились значительные различия в изучении общения у американских и западноевропейских психологов и психологов, работавших в социалистических странах. В наибольшей мере это отличие наблюдалось в социальной психологии.

2. Теоретические ориентации и основные парадигмы исследования общения в социальной психологии

В американской социально-психологической школе внимание обращалось на индивида как субъекта общения и разработку теорий, объясняющих результаты уже проведенных исследований. В европейской социально-психологической традиции индивид рассматривался как носитель системного качества группы или общества в целом. исследователи принимали в расчет роль социальной среды общающихся индивидов. преобладающими в этой традиции являлись работы, направленные на проверку теорий или доказательств гипотез с помощью специально разработанных или подобранных методик для получения эмпирических данных.

ко второй половине XX столетия в западной психологии сложились группы школ, объединенные сходными теоретическими идеями, использующие одинаковые понятия и сходные методы эмпирических исследований, которые получили название «социально-психологических теоретических ориентаций». к этим направлениям, или ориентациям, относят необихевиористскую, психоаналитическую ориентацию, когнитивистскую и интеракционизм. В каждой из них был выделен свой предмет исследования и внимание привлекали вполне определенные аспекты общения.

В необихевиористкой ориентации сформировались теории, имеющие отношение с исследованию контактов и межличностного взаимодействия, связанные с определенными состояниями взаимодействующих индивидов: теория агрессии и фрустрации, модельно-стимульная теория, теория межличностного взаимодействия как обмена. Авторами и разработчиками данных теорий являлись н. миллер, Д. Дол-лард; а. Бандура, р. Уолтерс, Дж. Тибо, г. келли, Дж. хоманс и др.[2, 31, 37, 40].

Теория агрессии и фрустрации н. миллера, Д. Долларда имеет отношение к состояниям, возникающим под влиянием фрустрационно-агрессивного драйва. она характеризует причины нанесения вреда «безобидному объекту» [40]. модельно-стимульная теория А. Бандуры и р. Уол-терса объясняет причины подражания и имитации в общении, показывает роль отрицательного опыта и ожидаемых последствий, базирующихся на подкреплении мотивации общения [31].

Теория диадического взаимодействия или «теория взаимодействия исходов» Дж. Тибо и г. келли открыла возможности представить взаимодействие индивидов в виде матриц, отражающих всевозможные линии поведения его участников и ценность издержек и вознаграждений в этом процессе. Для исследования общения, согласно этой теории, имеют большое значение механизмы комплементарности. Здесь определены понятия, с помощью которых раскрываются причины выбора партнеров и особенности их взаимодействия: «уровень сравнения», «уровень сравнения альтернатив», «исходы». Указанные понятия и выявленные механизмы позволяют предвосхищать и системно анализировать выработку в общении определенного поведенческого репертуара и характеризовать предположения участников о возможных исходах взаимодействия [37]. Теория элементарного социального поведения Дж. хоманса рассматривает роль поощрения и состояние ожидания индивида. общение в ней

сводится к проблемам взаимного обмена, механизмом которого считается интерактивный обмен оперантами (деятельностя-ми) и сентиментами (знаками аттитюдов и чувств) [2, с. 82-87].

Психоаналитическая ориентация весьма специфично относится к вопросам общения и взаимоотношения людей друг с другом. В ее рамках исследуются потребности, мотивы, цели общения и социального поведения. Кроме того, именно эта социально-психологическая ориентация послужила основой для практически важной и очень популярной в настоящее время волны работ, относящихся к теории и практике тренингов общения. В рамках психоаналитической ориентации разработаны: трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца; динамическая теория функционирования группы и теория развития группы.

В. шутц рассматривал роль и опыт отношений и общения ребенка в семье и считал, что он влияет на проблемы, возникающие у взрослого человека, относящиеся к реализации потребностей включения в группы и общности, контроля и любви. Автор теории большое значение уделил исследованию функции идентификации ребенка с родителями и опыту межличностных отошений детства [43].

В динамической теории функционирования групп, предложенной В. Байоном, выявлены важные аспекты групповой культуры: нормы, оценки и др. Хотя предметом исследования являлось функционирование терапевтической группы, основное внимание автора было направлено на коллективные защитные механизмы, возникающие в ходе общения и формирования взаимоотношений между участниками и ведущими терапевтические группы [2]. А теория развития групп В. Бенниса и Г. шепарда послужила основой изучения роли обратной связи в общении и таким феноменам, способствующим началу доверительного, откровенного общения, как феномены «размораживания», «сбрасы-

вания фасада» и др. Проблемой анализа в рамках этой теории стала валидная коммуникация и определение стадий группового развития. Обобщающий анализ групповых форм психологической работы, практикуемой американскими психотерапевтами, был проведен К. Рудестамом. Эти формы, представленные Т-группами, группами встреч и др. стали знамением времени [26].

К новым тенденциям разработки теории общения, соответствующим психоаналитическому направлению, следует отнести работы школы трансактного анализа, в основе которых лежат идеи теории э. Берна. он в качестве единицы анализа в коммуникативном процессе предложил использовать взаимодополненный партнером коммуникативный акт, для чего он использовал понятие «трансакция» и выделил типы взаимодополняющих трансакций и трансакций, осуществляемых без взаимодополнения. он также считал необходимым соотносить трансакции с позицией человека в коммуникативном акте, иначе называемой эго-состоянием, и провел анализ вырабатываемых культурой типов трансактного взаимодействия [5].

Достаточно развитой в социальной психологии является и когнитивисткая ориентация. Методологическая парадигма этой ориентации и соответствующие ей исследования позволили сделать ряд важных открытий, касающихся механизмов и феноменов общения. основные понятия, проблематика и традиции когнитивиз-ма концентрируются вокруг структуры, свойств и особенностей функционирования когнитивной сферы личности. Предметом исследования когнитивистов стали житейские понятия и восприятие людьми друг друга; социальное сравнение; межличностная и массовая коммуникция. Наиболее известные теории, разработанные в рамках данной ориентации, - это теории структурного баланса Ф. Хайдера, теория когниивного диссонанса Л. Фестингера, теория коммуникативных актов Т. нью-

кома и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума [2, с. 9-150].

Создатель теории структурного баланса Ф. Хайдер и его ученики исследовали отношения людей, складывающиеся в житейских ситуациях и, прежде всего, те, которые противоречат здравому смыслу и создают проблемы. Например, отношения которые формулируются следующим образом: «Я не люблю того, кого любит мой друг». Механизмом формирования отношений в рамках данной теории считается механизм балансирования и транзитивности-нетранзитивности отношений, возникающих между людьми. следует отметить, что идеи Ф. хайдера способствовали большому числу исследований, направленных на изучение таких механизмов и феноменов восприятия людьми друг друга, как механизмы категоризации и стереотипи-зации, феномены приписывания качеств и свойств парнеру по общению в зависимости от субъективной особенности категоризации индивидом людей, делению им их на хороших и плохих, умных и глупых и т.д.

не менее важной для исследования роли согласованности мнений, оценок, точек зрения общающихся людей стала теория Л. Фестингера, который выявил феномены, названные им когнитивным диссонансом и когнитивным консонансом. Автор показал существование механизма, который побуждает людей, имеющих разные мнения, сравнивать их и стремиться к их согласованности [27].

межличностная коммуникация стала предметом исследований Т. ньюкома. Расхождение ориентаций у членов группы относительно какого-либо объекта, по его мнению, - это проблема балансных и дисбалансных отношений, являющихся по сути определенными установками взаимодействующих субъектов. Т. ньюкомом было показано, что в случае расхождения у членов группы мнений или оценок, касающихся какого-либо объекта, система их отношений приходит в состояние дисбаланса, вызывая у участников взаимодейс-

твия и взаимоотошений потребность возвращения ее в состояние баланса. Теория коммуникативных актов позволяет понять причину изменения межличностных отношений у людей, если они связаны с отношением к какому-либо третьему лицу или предмету [2].

В отличие от Т. Ньюкома, Ч. Осгуд и П. Танненбаум уделяли внимание проблемам субъективного значения понятий и предсказаниям изменения отношений, относящихся к процессу массовой коммуникации. они установили одновременное изменение отношения реципиента к коммуникатору и к содержанию его сообщения, называемому в исследованиях объектом. соответствующие феномены получили название «конгруэнтность» и противоположный ему - «неконгруэнтность», а сама теория -теория конгруэнтности [2, с. 107-111].

Так называемая вторая версия когнитивного подхода была представлена работами С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда. В их исследованиях высказываний индивидом определенного мнения выявлены факторы группового давления и обнаружены признаки конформизма и нонконформизма.

Большое практическое значение имеют исследования отношений стимула к существующему знанию, в том числе обнаруженные лауреатом Нобелевской премии Д. канеманом эффекты эвристики репрезентативности, якорный эффект и эффект приспособления. Выявленные эффекты позволяют прогнозировать социальное поведение и построенние стратегий взаимодействия человека с социальными объектами и с другими людьми [36].

основой интеракционистской ориентации стали постулаты Дж. мида. ориентация привлекала внимание к вопросам отношения человека к самому себе, ролевым взаимоотношениям, конфликтам, групповым нормам, проблемам статуса и престижа личности [2, 39]. Базовыми теориями интеракционизма являются: теории символического интеракционизма Дж. мида, теория Ч. Кули, именуемая еще теорией

«зеркального Я» личности; ролевые теории Т. Сарбина, А. Аллена, Р. Тернера. Особо следует отметить теорию социальной драматургии И. Гоффмана и теории референтной группы М. Шерифа, Г. Хаймана, Р. Мер-тона [2, 19, 34].

В теории символического интеракцио-низма Дж. Мида и Ч. Кули в качестве предмета исследования ставили символическую коммуникацию и разрабатывали понятия «символ», «значимые жесты», «роль», «обобщенное Я». В качестве механизма успешной коммуникации авторы исследовали принятие роли другого [39]. Предложенные авторами понятия и установленные механизмы коммуникации позволили понять природу и функции разнообразных средств и способов общения и их влияние на формирование личности и ее отношение к себе.

Ролевые теории направлены на решение задач, касающихся ролевых взаимоотношений людей, ролевых конфликтов и специфики ролевого поведения общающихся индивидов. Т. Сарбин, И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон и др. смогли показать значение количества и содержания ролей, играемых человеком в социуме, а также ролевых ожиданий и влияния норм исполнения ролей на возникновение конфликтов. Используемое ими понятие «ролевой конфликт» отражает вполне определенную социально-психологическую феноменологию отношений между людьми, их установок и является фактором того или иного типа общения партнеров. В школе символического интеракционизма выявлены способы уменьшения ролевой напряженности и разработаны приемы эффективного решения проблем, вызванных конфликтными ситуациями [2, 34].

Теории референтной группы внесли вклад в понимание закономерностей, механизмов и феноменов, связанных с нормативным общением. Г. Хайман, Т. Ньюком, Р. Мертон, М. шериф исследовали нормативные и сравнительно-оценочные функции референтной группы. Анализируя

стандарты поведения и следование им, они показали влияние на общение престижа, статуса, роли. Стандарты поведения референтной группы и самосанкционирование авторы считают механизмами, определяющими особенности коммуникации и общения индивидов в группе [2, 19].

перечисленные направления позволили концентрировать усилия ученых вокруг таких проблем психологии общения, как проблемы: мотивационно-потребностной сферы общающихся индивидов; психических состояний партнеров; выбора партнеров и эффективности их взаимодействий; влияния когнитивных образований на взаимоотношения и выработанных в обществе норм и правил коммуникативного поведения и его интерпретаций.

Для понимания природы и функций общения большое значение имеют результаты, полученные в психологии массовой коммуникации. Зарубежные психологи, обращаясь к вопросам эффективности массовой коммуникации, много внимания уделяли феноменам и закономерностям восприятия аудиторией коммуникатора, сообщения, влияния канала восприятия и условий трансляции передач и др. когни-тивистская и необихевиористская ориентации способствовали разработкам целого ряда теорий.

Важной вехой в данном направлении стала теоретическая модель структуры коммуникативного акта, предложенная Г. Лассуэллом [38].

В психологии массовой коммуникации имеют место две парадигмы, которые определяют специфику проводимых учеными исследований и анализа получаемых результатов. Они именуются как «Медиа-центрированная» и «человекоцентриро-ванная» парадигмы [6, с. 45-46].

В медиацентрированной или медиа-ориентированной парадигме основное внимание уделяется воздействию массовой коммуникации на аудиторию, подчинению человека силе воздействия массовой коммуникации. Одной из центральных про-

блем здесь стала проблема его эффективности, а результаты и выводы этих исследований нередко используются для целей манипуляции в СМИ.

В работах, выполненных в рамках че-ловекоцентрированной парадигмы, акцент делается на потребителе массовой коммуникации. Здесь изучаются психологические потребности, свойства, возможности, интересы радиослушателей, читателей газет, телезрителей, пользователей Интернет.

Применение первой парадигмы характерно для представителей школы экспериментальной риторики или школы убеждающей коммуникации. Известность школа получила благодаря исследованиям, начатым в йельском университете в 50-е годы XX века К. Ховлендом и его сотрудниками И. Дженнисом, М. Шерифом, П. Вайсом, Г. Келли и др. [35]. Приверженцы медиа-центрированного подхода пытались превратить изучение умения убеждать в экспериментальную науку и использовали лабораторный эксперимент. Они предприняли попытку выделить факторы коммуникативного воздействия: особенности построения сообщения, отдельные характеристики коммуникатора и др. В данной школе использовались преимущественно бихевиористские представления, согласно которым коммуникативная ситуация рассматривается как частный случай научения.

В экспериментах варьировались разные факторы: коммуникаторы, каналы, менялось построение текстов, изменялась скорость их произнесения, интонация и др. Менялись также и реципиенты в зависимости от убеждаемости, интеллекта, установок.

широкую популярность в школе экспериментальной риторики приобрела «Ас-симиляционно-контрастная» теория коммуникации, являющаяся по сути моделью убеждающей коммуникации, разработанной М. Шерифом и К. Ховлендом. Ее название возникло благодаря эффектам - «контрастный эффект» и «ассимилятивный

эффект», которые отражают отношение реципиентов к содержанию сообщения и коммуникатору [6, 35].

Концепция «использование и удовлетворение» представляет собой пример теорий, построенных на основе человекоцен-трированной парадигмы. с позиций, релевантных этой парадигме, начинали свои исследования потребностей реципиентов в массовой коммуникации Е. Катц, Г. Хаас, М. Гуревич [6]. Согласно их положениям, реципиент предпочитает то, что соответствует его потребностям, и тем самым влияет на средства массовой коммуникации. он сам создает спрос как потребитель, выбирает поступающие сведения и интерпретирует их.

К социально-психологическим теоретическим исследованиям примыкают па-радигмальные постулаты социального конструктивизма, родоначальником которого в социальной психологии считается К. Герген.

они составили основу разработки дискурсивной модели массовой коммуникации, предложенной Дж. Фиском, и конс-трукционистской модели У. Гэмсона. Постулаты звучат следующим образом: знание о жизни следует рассматривать не как отражение внешней реальности, а как преобразование опыта в языковую структуру; знания производятся не внутри индивидуального сознания, а в процессе социальной коммуникации [6, с. 43-45].

обращаясь еще раз к западной социальной психологии, следует указать на особое место, которое занимает французская школа социальных представлений.

Ее важнейшие постулаты вытекают из национальной традиции, восходящей к социологическим работам Э. Дюркгейма и идеям философов-экзистенциалистов. В русле этой традиции психологи обращаются к изучению событий, происходящих на уровне социума. Социальные представления истолковываются психологами, в том числе и одним из известных представителей данной школы С. Московичи, как

механизм отражения людьми социальной жизни общества [41].

Марксистская традиция исследования общения сформировалась во второй половине XX столетия и была характерна для теоретических построений и исследовательских концепций авторов из социалистических стран. В русле подхода, ориентированного на теорию деятельности, изучал особенности социальной перцепции как зависящей от внутригруппового взаимодействия чехословацкий ученый Я. Яноушек [17]. Г. Гибш и М. Форверг в ГДР разрабатывали теоретические основы исследования общения как коммуникативных процессов, обусловленных содержанием и характером совместной деятельности в трудовых коллективах [44]. Л. Николов показал значение позиции в системе человеческих отношений и определяемых ими стилей общения [16].

Марксистскую традицию представляли ученые Советского Союза. Они придерживались принципов историзма, первичности материального, физического и вторичности идеального, психического, а также принципа зависимости сознания от деятельности людей и учитывали роль общественных отношений и развития. Широкую известность в марксистской традиции получили школы, сложившиеся на кафедре социальной психологии МГУ и в лаборатории «Психология общения в семье и школе» НИИ общей и педагогической психологии (ныне - ПИ РАО).

В работах исследователей из МГУ под руководством Г.М. Андреевой изучались проблемы социальной перцепции, внут-ригруппового взаимодействия и общения, опосредованного совместной деятельностью [1, 17].

Сотрудники лаборатории, созданной А.А. Бодалевым, работая на стыке общей и социальной психологии продуктивно исследовали специфику восприятия и понимания человека человеком, влияние профессии на познание людей. Здесь были разработаны программы сравнительных и

коррекционных работ по выяснению и устранению причин нарушенного общения, осуществлялись исследования, благодаря которым выделена система феноменов и механизмов отражения человека человеком, показана роль отношений в восприятии и понимании людьми друг друга [7].

В отличие от зарубежных теорий в отечественных психологических и социально-психологических исследованиях, опиравшихся на марксистскую традицию, принято говорить о субъект-объектной ^-О) и субъект-субъектной схемах.

Эти схемы являлись, по сути, методологическими парадигмами, выраженными философскими категориями «субъект» и «объект».

Первая S-О схема детерминировала исследования, в которых передающий информацию индивид считался активным, действующим, а его партнер по общению рассматривался как более или менее пассивный объект восприятия информации, социальной перцепции или воздействия. С середины 70-х гг. XX века учеными разрабатывается S-S методологическая схема, противостоящая S-О схеме и предполагающая в исследованиях учет личностных особенностей всех участников общения.

В области коммуникативных процессов в конце 70-х - начале 80-х гг. обосновывалась S-О-S схема, отражающая идеи предметности его содержания. Она дала возможность методологически использовать принципы и основные положения теории деятельности в изучении взаимодействия, взаимоотношений и общения людей. Соответствующая данной схеме методологическая парадигма открыла простор для изучения диалогических форм общения [10].

3. Теоретические подходы и основные

концепции в исследовании общения в отечественной и зарубежной психологии

Большинство теорий и известных в общей и социальной психологии подходов и концепций, касающихся понимания обще-

ния, взаимно дополняют друг друга. Важную роль в этом играет анализ характера связи общения людей с их отношениями и совместной деятельностью.

Серьезный вклад в разработку проблемы общения внесли: структурный подход Б.Д. Парыгина; системный подход Б.Ф. Ломова; теория деятельностного опосредования А.В. Петровского; деятельностный подход А.А. Леонтьева и Г.М. Андреевой; теория отношений В.Н. Мясищева; концепция А.А Бодалева о коммуникативном ядре личности.

Большое значение имеют: психосемантические и психосемиотические подходы Е.А. Доценко, В.Ф. Петренко, Е.А. Петровой; социоинтерактивный подход Г. Грай-са и г. сакса; идеи социального конструк-ционизма К. Джерджена и Дж. Шоттера; информационная теория П. Линдсея и Д. норманна; феноменологическое направление К. Роджерса.

Важное место занимают идеи Е. марка и Д. Пикара о структурах коммуникативного взаимодействия и функционировании коммуникации как открытой системы взаимодействия, всегда имеющей контекст, а также концепция Д. Анзье и Ж. Мартэна о трех составляющих коммуникативного процесса - личности участников общения, ситуации и значения.

Для понимания роли языка и культурологических аспектов общения определяющее значение имели: психолингвистические исследования общения, выполненные под руководством А.А. Леонтьева; работы В.В. Красных, касающиеся важных аспектов этнопсихолингвистики и лингво-культурологии; герменевтический подход, разрабатываемый А.А. Брудным, а также кросс-культурные исследования западных специалистов М. Коула и С. Скрибнера.

Идеи Б.Ф. Поршнева и И.Г. Белявского стимулировали попытки реконструкции особенностей общения и отношения народов древности и средневековья. Решение палеопсихологических проблем общения оказались важными не только для раскры-

тия тайн истории, но и для понимания себя людьми сегодняшнего дня [4, 21].

Актуальными являются исследования проблем диалога, вдохновленные трудами М.М. Бахтина, А.А. Ухтомского, М. Бубера, позволяющие применять диалогическую парадигму к анализу общения [10]. Они выполнены Г.В. Дьяконовым, Г.А. Ковалевым, Г.М. Кучинским, Т.А. Флоренской и отличаются от диалоговых моделей разговора, предложенного Р. Ромметвейтом и др., в которых общение рассматривается как диалог, в котором возникает интерсубъективность.

Теоретически значимы многочисленные классификации видов, типов, форм, стилей общения, начатые М.С. Каганом, н.н. обозовым и выделение структур и планов общения.

Роль соотношения общения и отношения личности к другим людям всегда подчеркивал в своих трудах В.н. Мясищев, а теории контакта в коммуникации развивали П. Браун, Г. Грайс, Л.Б. Филонов.

В исследованиях дискурса теоретические обобщения и концептуальные положения сформулированы М.Л. Макаровым, Н.В. Чепелевой, зарубежным ученым Э. Роттером и др. Разрабатываются теории, объясняющие динамику межличностных отношений, закономерностей и механизмов общения в диадах, малых группах и их подструктурах. Инициированные в нашей стране еще Я.Л. Коломинским и А.В. Петровским, они продолжают изучаться А.В. Сидоренковым и др. [14, 18].

Практически востребованы объяснения причин конфликтного поведения, которое является формой общения, существенно изменяющей состояние его участников. Работ по психологии конфликтов насчитывается несколько тысяч. Среди них широко известны концептуальные исследования, проведенные в СшА М. Дойт-чем [32].

Систематизация особенностей общения в конфликтах представлена в ряде учебных пособий, в том числе написанных

Г.В. Ложкиным, Н.В. Гришиной и др. Изучаются трудности, возникающие у субъектов общения, разрабатываются принципы коррекции общения [14, 18, 23].

Теоретические обобщения представлены в объяснительных моделях: закономерностей, механизмов, феноменологии и свойств общения (Антоненко И.В., Кричев-ский Р.Л., Скрипкина Т.П., Куницына В.Н., Пашукова Т.И., Соловьева О.В.); средств и способов, применяемых в диалогическом и групповом общении (Андрианов М.С., Лабунская В.А., Пиз А.), в сфере искусства (Семенов В.Е.); в пропаганде и массовой коммуникации (Аронсон Эл., Пратканис Э.Р., Шерковин Ю.А., Почепцов Г.Г., Слю-саревский H.H.), в политике (Гозман Л.Я., Казмиренко В.П.), а также развития общения в онтогенезе (Лисина М.И., Мещерякова С.Ю., Репина Т.А.) и общения человека с самим собой (Семенов И.Н.). Актуальны теоретические разработки, касающиеся области диагностики общения, проведенные Ю.М Жуковым, А.Г. Шмелевым.

В завершение обзора отметим теоретически обоснованные и получившие известность методы обучения общению и его коррекции таких психологов, как Г.А. Ковалев, Л.А. Петровская, Т.С. Яценко, Н.Л. Карпова и др., а также развития личности в общении и роли общения в процессе психотерапии А.Ф. Бондаренко, А.Ф. Копьев.

Значительная часть теоретических разработок направлена на выявление специфики и закономерности разных видов общения, таких как межличностное (Ко-ломинский Я.Л., Куницына В.Н., Обозов H.H.), межгрупповое (Агеев В.С.), деловое общение, в том числе исследование коммуникативной специфики в бизнес-структурах (Бороздина Г.В., Льюис Д., Лэй-хифф Дж.), профессиональное общение в медицине (Русина Н.А., Творогова Н.Д.), педагогическое общение (Кондратьева С.В., Леонтьев А.А.), общение в семье (Алешина Ю.А.), общение в организациях и управленческое общение (Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Казмиренко В.П., Роджэрс Э.),

гендерные особенности общения (Рюмши-на Л.И.), общение в религиозных группах (Хассен Д., Волков Е.Н.), общение в криминальных субкультурах (Пирожков Н., Сухов А.Н.) и общение в правоохранительной сфере (Столяренко А.М.) [18, с. 11-13].

накоплен массив важных результатов, раскрывающих закономерности и специфику этнокоммуникации и межэтнического общения [14, 18, с. 159-164; 24]. Одной из проблем стала манипуляция в общении и возможности противодействию ей [14, 30 и др.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Обобщенная характеристика теоретического исследования проблемы общения

За период ХХ столетия сформировались общеметодологические понятия психологии общения. Выделились отрасли психологического знания, в рамках которых целенаправленно исследуются конкретные виды общения. рядом авторов выдвинуты оригинальные концепции психологии общения и сформированы научные школы, в рамках которых установлены законы и закономерности, характерные для тех или иных видов и форм общения. разработаны теоретические и эмпирические методы исследования процесса общения и свойств общающихся индивидов. Сформировался категориальный аппарат со своими понятиями, раскрывающими механизмы, закономерности и феноменологию общения. обозначились направления междисциплинарных связей и проводится анализ тех или иных аспектов общения, в том числе и в смежных с психологией науках.

Следует отметить, что отечественные исследования психологии общения вплоть до 70-х гг. ХХ столетия велись изолированно от общего фронта западных работ, находясь в русле парадигмы, детерминированной марксисткой философией диалектического материализма. Эта изолированность начала преодолеваться лишь в последние 2-3 десятилетия, что у психо-

логов России проявляется в стремлении использовать англоязычные термины, утвердившиеся в мировой психологической науке, и придерживаться общепринятых исследовательских стандартов.

Характеризуя современный этап в исследовании общения в отечественной и зарубежной психологии, важно указать на проблему установления соотношения понятий «общение» и «коммуникация».

Содержание и объем этих понятий в настоящее время уточняются и сопоставляются их соотношения. В одних случаях термины используются для обозначения одинакового ряда процессов и явлений, а в других случаях - одно из них применяется для описания более широких явлений, что зависит от особенностей языка и традиций научных школах [11].

Например, термином «коммуникация» («communication») американские психологи характеризуют и информационные процессы и межличностное общение, в то время как в немецкой психологии используются отдельные термины «Kommunikation» и «Verkehr», гораздо более близкие по переводу к русскоязычным словам «коммуникация» и «общение» [46, S. 322-323 и 661].

Помимо объема и содержания понятий: «общение» и «коммуникация», важно обозначить многоплановость и много-аспектность процессов межличностного и межгруппового общения. В нем имеют место не только передача информации, но и перцепция с ее восприятием и пониманием людьми, группами и общностями друг друга, а также их взаимовлияние и взаимодействие, происходящее на разных уровнях.

Интерес к средствам общения и их использованию в речевой деятельности возник у представителей разных научных дисциплин сравнительно давно и является весьма стойким в силу жизненной важности ставящихся в работах проблем. Значимым вкладом в разработку проблем языка и речевой деятельности стали труды В. Гум-

больдта, A.A. Потебни, которые детерминировали появление целых направлений в филологии, психологии и философии и др. [21]. Многие коллективы ученых проводили опытно-экспериментальные исследования, нацеленные на выяснение структуры и функций речи, механизмов ее формирования и развития, нейрофизиологических основ речевой деятельности, обучения использованию языка как средства общения и форме существования человеческого сознания.

специальная тематика в изучении речи перекочевала в учебники, раскрывающие значение речи и языка, функции речи, соотношение речи как составной части процесса общения и как высшей психической функции человека.

В 50-70 гг. XX веке активно исследовались виды речи и внимание ученых было направлено на выяснение механизмов порождения речи. Высокую оценку в мировой науке в этой связи получили работы Ю. Галантера и K. Прибрама. K. Прибрам предпринял комплексное лабораторное исследование общих принципов действия мозговых механизмов кодирования и перекодирования информации [9].

начиная с 70-х гг. вплоть до сегодняшнего времени, большой популярностью пользуются работы, предметом которых являются невербальные средства коммуникации [13]. Психологами разрабатываются синтонические модели общения.

Глобализм и усиливающаяся миграция населения делают актуальными и детерминируют исследования универсальных и культурно-специфических аспектов общения, влияния на него социальных установок и разработку принципов организации взаимодействия в многонациональных объединениях. В научной среде активно обсуждаются проблемы понимания людьми разных национальностей друг друга и контекст их общения.

межнациональные войны и столкновения на расовой и этнической почве создают актуальность изучения причин и ме-

ханизмов предрассудков и предубеждений в межнациональных отношениях.

Благодаря К. Роджерсу и Р. Мею начато изучение развивающего влияния тренингов, цель которых - повышение уровня понимания других и себя при осуществлении человеком межличностного общения, содействие личностному развитию [25]. В связи с практикой тренинговой работы на повестку дня в исследованиях общения поставлены вопросы, касающиеся изучения технических компонентов общения, к которым относятся: техника говорения и техника слушания, характеристики тактик и стилей общения, проблемы снятия коммуникативных барьеров и барьеров взаимопонимания.

Идеи тренинговой работы подхвачены в разных отраслях и сферах практической и прикладной психологии. Набирают силу формы обучения и подготовки людей к жизни в другой этнической среде, в том числе так называемые «Культурные ассимиляторы», позволяющие легче пережить шок, вызванный переездами в другие страны, и необходимость адаптироваться к иноязычной среде [23, 45].

Одновременно в русле тренинговой работы возникла необходимость предупреждения использования деструктивных тренингов и деструктивного влияния тренингов на состояние человека. одним из первых на эту проблему обратил внимание Дж. Наэм [15]. Возникающую ситуацию можно сопоставить с поднятой учеными всего мира проблемой манипуляций и противодействия им в межличностном, деловом общении и в общении, представленном системой средств массовой коммуникации [3]. Проблема манипуляции и противодействия ей обсуждается в сфере политики и рекламы, воспитания молодежи и противодействия влиянию деструктивных религиозных сект. причем, знаковым шагом в антиманипуляционном движении психологов стала книга Э. Шостром [30].

Теоретический и практический интерес вызывают исследования общения, от-

ношения и взаимодействия в конфликтных ситуациях, возникающих между отдельными людьми, группами и общностями. В отечественной и зарубежной литературе имеется множество работ, посвященных конфликтологии. Конфликты исследуются не только психологами, но и социологами, политологами и представителями других специальностей. Близкой по психологической тематике являются социологические проекты, нацеленные на оптимизацию коммуникативного взаимодействия в конфликте, выполненные Т.М. Дридзе и ее учениками [22].

Филологов интересуют проблемы порождения языка, для них характерен интерес к речевой деятельности и типам информации, к вопросам речевого кода в коммуникации и др. Сферой соприкосновения интересов здесь становятся позиция коммуникатора, типы информации и др.

Давние традиции исследования психологических проблем общения имеют свои корни в философской этике, в рамках которых уточняются фундаментальные представления о законах функционирования природы, общества и человеческого познания.

сравнительной новой практической сферой применения знаний о закономерностях влияния общения на психическое состояние человека стали чрезвычайные ситуации и крупномасштабные критические инциденты. исследования в данном направлении ведутся как отечественными, так и зарубежными учеными, а теоретические принципы работы и результаты активно обсуждаются на психологических конгрессах, например, латиноамериканских психологов [42].

5. Заключение

В заключение можно констатировать, что исследования по психологии общения ведутся во всем мире весьма интенсивно по большому числу направлений, охватывают значительный круг проблем, и число

этих исследований ежегодно увеличивается. Помимо изучения структуры, функций, видов и форм общения анализу подвергаются методологически важные соотношения общения и общественных отношений; общения как деятельности и соотношение общения и деятельности, характеристики субъектов общения. Рассматриваются вопросы общения как информационной связи, как взаимоотношений и взаимовлияния. В общении выявлены определенные взаимосвязи социальных норм и поведенческих стереотипов. Выясняются особенности ин-тердиктности. Уточняются функции общения в системе основных видов деятельности. проводится анализ условия и способов общения. Выясняется роль общения в процессе социализации личности, устанавливается его генезис.

Ученые ведут функциональный и морфологический анализ общения, предпринимают попытки классификации не только его видов, но внутренних и внешних детерминант, выявляют уровни мотивации общения и многое другое.

В связи с огромным количеством разнообразных работ, выполненных в области психологии общения, возникает острая необходимость в систематизации накопленных знаний, в виде обобщенных мета-анализов, одна из попыток которого была предпринята в настоящем обзоре.

Работа выполнена при поддержке РГНФ грант № 06-06-00171а.

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 1997.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. - М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

4. Белявский И.Г. Историческая психология: Методология исследования и перспективы развития. - К. - Одесса, 1991.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988.

6. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. Уч. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008.

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. унта, 1982.

8. Вундт В. Психология народов. - М.: Изд-во Эксмо; СПб. Terra Fantastica, 2002. - С. 9-116.

9. Галантер Ю., Прибрам К. Языки мозга: экспериментальные парадоксы и принципы в нейрофизиологии. - М.: Наука, 1971.

10. Дьяконов Г.В. Психология диалога: теоретико-методологическое исследование. -кировоград, 2006.

11. Карпенко Л.А. Категориальный анализ понятий общение и коммуникация // Мир психологии. - 2006. - № 4 - С. 77-85.

12. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебн. 2-е изд. - М.: Академия, 2004.

13. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

14. Международная конференция «Психология общения: социокультурный анализ». 30 октября - 1 ноября 2003 г., Ростов-на-Дону. Материалы конференции. Научно-информационное издание. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2003.

15. Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. - М.: Прогресс, 1984.

16. Николов Л. Мотиви на поведение и социал-ни структури. - София: Наука и изкуство, 1974. (на болг. яз.).

17. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

18. 0бщение-2006: на пути к энциклопедичес-

кому знанию. Материалы Международной конференции 19-21 октября 2006 г.. Психологический институт РАО. - М.: Академия имиджелогии, 2006.

19. Пашукова Т.И. Теории общения в социальной психологии // Социальная психология сегодня: наука и практика: Материалы Межвузовской научно-практической конференции 18 марта 2008 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. - С. 22-24.

20. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука, 1979.

21. Потебня A.A. Мысль и язык. - К.: СИНТО, 1993.

22. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. / Отв. ред. Т.М. Дридзе - М.: Наука, 1994.

23. Психология общения: тренинг человечности: Тезисы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л.А. Петровской (Москва, 15-17 ноября 2007 г.). - М.: Смысл, 2007.

24. Резников Е.Н. Психология этнического общения. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН» 2007.

25. Роджерс К. Клиентоцентрированный/чело-векоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 48-58.

26. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1990.

27. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб.: Прайм-Еврознак, 1999.

28. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичева и др. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Пресс, 1997.

30. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор: Пер. с англ. - Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992.

31. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. - Englewood

Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1986. - 617 p.

32. Deutsch M. The resolution of conflict: Constructive and destructive processes. - New Haven, CT: Yale University Press, 1973.

33. Die Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft. - 1859-1890.

34. Goffman E. Interaction ritual. Essays on Face-to-face Behavior. - Garden City, N.Y.: Doubleday, 1967.

35. Hovland C.I., Janis I.L., Kelley H.H. Communication and persuasion. - New Haven, CT: Yale University Press, 1953.

36. Kahneman D., Slovic, P. and Tversky A. Judgment under uncertainty: Heuristics and biases. - Cambridge: Cambridge University Press, 1982.

37. Kelley H.H., Thibaut J.W. Interpersonal relations: A theory of interdependence. - N.Y.: Wiley, 1978.

38. Lasswell H. The structure and function of communication in society / B. Berelson and M. Janowitz (eds.). Reader in Public Opinion and Communication. 2nd ed. - N.Y., 1966.

39. Mead D.G. Mind, Self and Society. - Chicago: University of Chicago Press, 1934.

40. Miller N., Dollard J. Social Learning and Imitation. - New Haven, 1941.

41. Moscovici S. Phenomenon of Social Representations / Farr R., Moscovici S. (eds.). Social Representations. - Paris, 1984.

42. Psicosalud 2004: Conferencia Internacional de Psicologia de la Salud 15 al 19 de Noviembre 2004 (Palacio de Convenciones de La Habana), Cuba. - Habana, 2004.

43. Schutz W.C. FIRO: A Three-dimensional Theory of Interpersonal Behavior. -N.Y., 1958.

44. Sozialpsychologie / Unter Leitung von H. Hiebsch und M. Vorwerg. - Berlin: VEB, 1980.

45. Thomas A. Psychologie des interkulturellen Dialogs. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2008.

46. Wörterbuch der Psychologie / Gesamtl. Prof. C. Günter. - Leipzig: VEB, 1981.

47. Wundt W. Elemente der Völkerpsychologie. -Leipzig, 1912.

Т.и. пашукова

THEORIES OF COMMUNICATION IN THE RUSSIAN AND FOREIGN

PSYCHOLOGICAL RESEARCHES

t.i. pashukova

Psychological Institute of RAE, Moscow

The article provides an overview of Russian and foreign theoretical researches on the psychology of communication, aimed at the identification and explanation of phenomena, forms, types, mechanisms and regularities. It was carried out a systematization of the theories, concepts and approaches to the study of communication in the light of paradigms and traditions that developed in their respective theoretical orientations and research schools.

Keywords: paradigm for the study of psychology, theoretical orientations, schools, theories, concepts, applications branches of psychology, the types and forms of communication, actors communication, regularities, phenomena, mechanisms of communication, communication trainings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.