_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 94
Князький Игорь Олегович
Доктор исторических наук, профессор Московского экономического института,
Россия, г. Москва, [email protected]
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ В ИНДИИ. ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
Аннотация
В статье анализируются причины неудачи похода Александра Македонского в Индию. Автор выделяет как одну из главных причин этого незнание географии страны, намеченной к завоеванию, греками и самим царём. Природные и климатические «сюрпризы» надломили дух завоевателей не меньше, чем яростное сопротивление индусов.
Ключевые слова
Александр Македонский, греки, македоняне, Индия, тропические ливни, муссоны.
Классическая Греция - родина науки. Это аксиома. Именно в Элладе родились геометрия Эвклида, медицина Гиппократа, достигли величайших вершин философия Сократа, Платона и Аристотеля и историческая наука Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Наукам покровительствовали музы, сопутствовавшие Аполлону: Клио - истории, Урания - астрономии. Не могла не зародиться в Греции и география. Величайший мыслитель, мудрый наставник юного наследника македонского престола Александра, сына Филиппа II, Аристотель немало интересовался географией. Несомненно, он старался передать свои знания об этом предмете воспитаннику. Александр, жадно впитывавший в себя все доступные ему знания, с юных лет увлёкся географией. Она даже стала для него самой важной наукой.
Особый интерес у царевича вызывала география Востока. И здесь он не ограничивался только теоретическими знаниями Аристотеля. Самым желанным собеседником был для Александра живший в Пелле, столице Македонии, при дворе Филиппа II знатный перс Артабаз. Вынужденный покинуть своё отечество персидский вельможа, человек просвещённый, имел, разумеется, глубокие знания о Персидской державе. А она в то время простиралась от Эгейского моря до берегов Инда, от ливийской пустыни к западу от Египта до степей на берегах Яксарта (Сыр-Дарьи). Собственно, империя Ахеменидов составляла большую часть Ойкумены - обитаемой цивилизованной суши по представлениям эллинов. Западную часть Ойкумены составляло Средиземноморье, прекрасно знакомое и родное грекам, к востоку же от персидских владений находилась Индия, о каковой представления сынов Эллады были более чем смутными. Любопытно, что и персы, чьи завоевания достигли берегов Инда, совсем немного знали об Индии и индусах. Известно, что царь Дарий I Гистасп (521 - 486 гг. до н.э.) поручил некоему служившему персам эллину - Скилаку из Карианды - проплыть на корабле по всему течению Инда и вернуться во владения царя морем. Скилак добросовестно проплыл по Инду до океана и далее, уже по Аравийскому и Красному морям, добрался до Египта, подвластного персам. О собственно Индии Скилак получил незначительные сведения. Он счёл, что это не очень большая, хотя и многонаселённая страна, расположенная в бассейне реки Инд, восточным пределом которой является пустыня (пустыня Тар в северо-западной Индии). О долине Ганга, населённой много более долины Инда, о плоскогорье Декан, расположенном на гигантском полуострове, на тысячи миль простирающемся и с двух сторон омываемом океаном, Скилак вообще не догадывался. Зато он сообщил массу фантастических сведений о вислоухих людях с собачьими головами, о племенах карликов, волшебных источниках и деревьях и о многих иных чудесах. Знаменитый логограф Гекатей (конец VI - начало V века до н.э.) включил рассказ Скилака в свой труд «Землеописание», вполне ему доверяя. От Гекатея «сведения» об Индии перекочевали к Геродоту. Полвека спустя грек Ктесий, бывший врачом при персидском дворе, написал сочинение, посвящённое Индии. Оно, казалось бы, основанное на личных беседах автора с индусами, посещавшими резиденцию царя, должно было бы быть более достоверным. Но, увы, индусы, судя по всему, изиздевались над любопытствующим греком, порассказав
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х
ему об индийском солнце, в десять раз большем, чем в иных странах, о птицах-грифах, сторожащих неисчислимые кладези золота, о слонах, способных разрушить городские стены, и иные, столь же замечательно правдивые сведения.
Ко времени начала похода Александра Македонского на Индию в 327 г. до н.э. знаний у греков об этой стране не прибавилось. Потому и ожидали греков и македонян на землях к востоку от Инда сплошные «сюрпризы», причём много хуже всякого рода чудес, описанных Скилаком и Ктесием. Прежде всего, Индия оказалась много больше, чем эллины представляли. За густонаселёнными землями по Инду и к востоку от него действительно лежала пустыня. Не столь великая, как описал её Стилак, и вовсе не непроходимая. Но за ней, оказалось, лежала долина Ганга, куда более обширная и густонаселённая. И если на берегах Инда существовало несколько царств, с каковыми по отдельности Александр, пусть и не без труда, справился, то с берегов Ганга дошли сведения, что там доблестное греко-македонское войско ожидают 200 тысяч пехотинцев, 80 тысяч всадников, 8 тысяч боевых колесниц и 6 тысяч слонов. Армия же Александра, выступившая в индийский поход, насчитывала около 45 - 50 тысяч воинов. Потому такие вести должны были мрачно подействовать на соратников царя. Самого его, как известно, не могли смутить никакие рассказы о силе противника. Однако на сей раз Александр явно остался в одиночестве. Могучая индийская держава Нандов, собравшая в единое государство все земли долины Ганга, могла оказаться более грозным противником, нежели Персидское царство. Кроме того, Александр не имел никаких сведений о тропическом климате Индии. Для людей, к нему не привычных, он крайне тяжёл. Царь знать не знал и о таком явлении как муссоны. А они принесли обычные для тех мест тропические ливни. Александр крайне неудачно выбрал время похода. Войско его угодило под непрерывный дождь, длившийся 72 дня.
Изумляла эллинов и необычная буйная тропическая флора. Но много хуже оказалась фауна. И вовсе не грозные слоны, а изобилие ядовитых змей, наносивших армии каждодневные потери. Не забудем и про неведомые тропические болезни, избежать которых не было никакой возможности. Все эти природные ужасы не могли не заставить войско возмечтать о немедленном исходе из этой слишком уж богатой на чудеса страны. И здесь Александр, оставшись в одиночестве со своей мечтой о походе к Гангу, был вынужден уступить.
Судя по всему, возвращение стало своевременным. Великий немецкий историк Иоганн Дройзен предполагал, что, если бы Александр Македонский всё-таки достиг устья Ганга, то его возвращение оттуда стало бы возвращением Наполеона из Москвы.
Список использованной литературы:
1. Дройзен И. История эллинизма. Т - I, Ростов-на-Дону, 1993.
2. Шахермайер Ф. Александр Македонский. М., 1999.
3. Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. М., 1980.
4. Radet G. Alexandre le Grand. Paris, 1931.
5. Tarn W.W. Alexander the Great. Cambridge, 1948.
© Князький И.О., 2017
УДК 433
А.А. Коротцова
магистрант АлтГПУ г. Барнаул, РФ E-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ИЗ КИТАЯ В РОССИЮ
Аннотация
Изучение китайской миграции началось почти одновременно с распадом Советского Союза и
22