Научная статья на тему 'Древние греки - первооткрыватели Индии'

Древние греки - первооткрыватели Индии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1844
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Древние греки - первооткрыватели Индии»

А. А. Попов

Древние греки — первооткрыватели Индии

Можно встретить в любом учебном пособии, касающемся истории Древнего Востока о контактах Индии со странами к западу еще со времен Индской цивилизации (вторая половина III - начало II тыс. до н. э.). Ведь наличие культурных и экономических взаимных влияний между Индией эпохи Хараппы и Мохенджо-Даро и Месопотамией эпохи Шумера и Аккада историческая данность. Даже в археологических комплексах миной-ского Крита были найдены предметы Индской цивилизации1. Однако, нас не столько интересует вопрос о столь далеком времени, от которого сохранились лишь археологические свидетельства, сколько сведения литературной традиции2. Именно в литературных источниках встречаются имена исторических деятелей, подробности политических событий. Поэтому обращение к античной эпохе кажется наиболее уместным. Известны имена древних эллинов, которые первыми из европейцев побывали в Индии, описали индийские реалии. Помимо этого античная литературная традиция впервые в мировой литературе зафиксировала столь значительные сведения об этой далекой восточной стране. Античная литература сформировала основные представления об Индии для жителей и Европы, и Ближнего Востока вплоть до начала Нового времени, эпохи Великих географических открытий.

Индийским «Колумбом» можно назвать Скилака Кариандийца (VI в. до н.э.). По данным источников Скилак был первым греком, который посетил древнюю Индию. Скилак родился на острове Карианде, в Косском заливе. К сожалению, этот факт исчерпывает наши данные о его происхождении. Известно, что персидский царь Дарий I послал на кораблях экспедицию для того, чтобы выяснить, где река Инд впадает в море (Herod. IV, 44). В этом предприятии участвовали те люди, чьей «правдивости доверял» сам Дарий, среди них был и Скилак Кариандиец (Herod. IV, 44).

Они отправились из города Каспатира3 в Пактике (древний город Пушкалавати, современный Пешавар) и спустились вниз по Инду. Проплыв Аравийское море, они вошли в Красное море. Закончилась экспе-

1 История Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. - М., 1979. - С. 346; Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. Т. 1. - 3-е изд. - М., 2003. - С. 155.

2 Mode H. The Harappa culture and the West. Calcutta, 1961. Р. 1-13.

3 В более поздней античной традиции, по-видимому, идущей от Мегасфена -Певколаитис (Strab. XV, I, 27), Певкелаотис (Arr.Anab. IV, 22, 7), Певкелаитис (Arr. Ind. I, 8).

диция у канала, соединявшего Нил и Красное море. Продолжалась она тридцать месяцев или два с половиной года. Благодаря этой экспедиции стало известно, что Азия (исключая ее восточную сторону) окружена морем (Herod. IV, 44).

Помимо того, что Скилак был известным и уважаемым в древности путешественником, он был и автором «Перипла», географического сочинения, которое дошло до нас лишь в незначительных отрывках1. Однако известность Скилака как исследователя ойкумены послужила причиной того, что неизвестный автор IV в. до н. э. присвоил своему произведению его имя.

Сведения Скилака об Индии, которые сохранились, благодаря более поздней традиции, отличаются порой фантастическим характером. Например, имеются рассказы о людях с ногами как зонтик, о людях с огромными ушами, которые они используют в качестве покрывала, о людях с одним глазом (Philostr. Vit. Apoll. III, 47; Tzetzes Hist. var. СЫ1. VII, 629). Скилак описал множество таких «диковинок» (Tzetzes Hist. var. СЫ1. VII, 629). Однако помимо этих чудес сочинение Скилака содержало описание местных племен, географических особенностей тех мест, в которых он побывал.

Так, у Аристотеля мы находим указание на то, что по данным Скила-ка цари у индийцев в сильной степени превосходят своих подданных. Причем, Аристотель добавляет, что из этого обычая «становится ясно, что всем [независимо от социального положения - А.П.] должно в одинаковой степени поочередно властвовать и подчиняться» (Polit. VII, 13, 2). Исходя из этого, можно предположить, что Скилак в своем произведении описал древнеиндийский обычай, по которому правители в древней Индии могли избираться из любого сословия, даже из низшего, так как при выборе учитывались личные качества кандидата.

Афиней же передает данные Скилака о горных областях по течению Инда, о том, что Инд окружен с обеих сторон высокими горами, поросшими «диким лесом и колючим артишоком» (II, 70c). Здесь имеется в виду течение Инда в Гималаях.

Что касается судьбы «Перипла» Скилака, как произведения, можно предположить, что это сочинение было вытеснено более поздней литературой. Хотя использовал его уже Геродот (V в. до н. э.). На смену волшебным рассказам Скилака пришла «Индика» Мегасфена (IV-III вв. до н.э.), в которой содержалось подробное описание государственного строя

1 Существует «Перипл» Псевдо-Скилака (IV в. до н.э.). См.: Geographi Graeci Minores/Ed. C. Muellerus . Vol. I, Parisiis, 1855; Кариандский С. Перипл обитаемого моря / пер. с древнегреч. Ф. В. Шелова-Коведяева // Вестник древней истории. - 1988. - № 1-2.

империи Маурьев, обычаев индийцев, географии Индии. Именно это произведение было впоследствии использовано в качестве источника Страбоном в «Географии» (XV, I), Аррианом в «Индике» (I-XVII) и другими авторами. То же самое, что и о сочинении Мегасфена, можно сказать относительно «Перипла» Неарха (IV в. до н.э.), который послужил еще и основным источником по изучению берегов Индии, Аравийского моря, Персидского залива. Конспективное изложение этого сочинения содержится в «Индике» Арриана и широко используется Страбоном в «Географии».

В I в. н.э. появляется перипл неизвестного автора под названием «Плавание вокруг Эритрейского моря»1. Данное сочинение содержало описание морского пути из Египта в Индию, и произведение Скилака со временем утратило свою практическую значимость.

Экспедиция, в которой участвовал Скилак, состоялась в связи с завоеваниями персидского царя Дария I. Исходя из античной литературной традиции, персы покорили плодородную долину Инда, что подтверждается и персидскими эпиграфическими источниками2 и нумизматикой3. Именно это историческое событие дало толчок для развития знаний об Индии в греческом мире. Неслучайно, все сведения об Индии, которые мы имеем в античной литературе с VI в. до н.э. и до середины IV в. до н.э., передаются греками, жившими в Малой Азии или у ее берегов (сам Скилак, Гекатей Милетский, Гелланик Лесбосский, Геродот Галикарнас-ский, Ктесий Книдский). Даже «Киропедия» Ксенофонта, где мы находим упоминания об Индии, содержит повествование из истории персидской державы.

Гекатей Милетский, знаменитый логограф, родился во второй половине VI в. до н.э. В своем «Описании земли» в части «Азия» он сообщает некоторые сведения о северо-западных землях Индии. К сожалению, от сообщений Гекатея остались лишь незначительные фрагменты.

Гекатей следует в своем повествовании, по-видимому, свидетельствам Скилака, так как сведения в основном касаются долины Инда4. Так у Гекатея мы находим упоминание о городе Каспатире в области гандариев ^ерИ. Бу7. б.у. КаБраригоБ, ваМага1), откуда началось путешествие Ски-

1 См.: Geographi Graeci Minores/ Ed. С. Muellerus. Vol. 1-2, Parisiis, 1855-61; Псевдо-Арриан. Плавание вокруг Эритрейского моря / пер. с древнегреч. Псевдо-Арриан // ВДИ. - 1940. - № 2.

2 Бехистунская, Персепольская, Накш-и-рустемская надписи персидского царя Дария. См.: Sirkar D.C. Selected inscriptions bearing on Indian history and civilization. Vol. 1. Calcutta, 1942. Р. 4, 7, 10.

3 Narain A.K. The Indo-Greeks. Oxford, 1957. Р. 3.

4 Rawlinson H.G. Intercourse between India and the western world from the earliest times to the fall of Rome. Cambridge, 1926. Р. 19-20.

147

лака (Herod. IV, 44). У Стефана Византийского мы находим упоминания Гекатея об индийском городе Арганте и об индийском народе калатиях1 (s.v. Argante, Ка1айа1). Самый интересный фрагмент, сохранившийся от сочинений Гекатея, повествует об индийском народе опиев, который живет у Инда, и у которого есть «царская крепость», а за Индом, который является границей его пределов, простирается пустыня вплоть до страны индов (Steph. Byz. s.v. Opiai). Здесь имеется виду пустыня Тар, за которой в долине Ганга живут другие индийские племена, отделенные от долины Инда этой пустыней.

У Гекатея содержится одно из самых первых упоминаний об индийском боевом слоне, который является одним из символов Индии (Ae1ian. Nat. anim. XIII, 22).

В целом сведения Гекатея весьма лаконичны. Вероятнее всего, Гека-тей относился к своим источникам об Индии с большим скепсисом, очень критически. Как мы видим, в сведениях Гекатея не содержатся рассказы Скилака о всяких индийских диковинках, хотя он, видимо, был знаком с его произведением. Также Гекатей, вероятно, имел сведения из устной традиции, которую мог слышать от купцов, побывавших в Индии. Ведь сам автор жил в Милете, который входил в состав державы Ахеменидов, а торговые связи между Индией и Ближним Востоком существовали с глубокой древности и особенно усилились после завоевания Дарием I долины Инда. Гекатей был первым античным писателем, который стал писать об Индии ясно, не приукрашивая свое повествование фантастическими рассказами и риторикой2.

Гелланик Лесбосский (V в. до н. э.) был автором многих литературных трудов. К сожалению, сегодня мы имеем незначительное количество фрагментов его произведений3. Удается найти лишь одно упоминание об Индии. Гелланик рассказывает об источнике, речке Силе, в которой «тонут даже самые легкие вещи» (Par. Vat. 35).

Об этой реке Силе впоследствии будет рассказывать Мегасфен (Arr. Ind. VI, 2; Strab. XV, I, 38; Diod. II, 37). Полемика относительно столь необычного для реки свойства началась еще в древности. Демокрит и Аристотель, по словам Страбона, отрицают возможность такого явления (XV, I, 38). Однако данный предмет, здесь мы опять следуем за Страбо-ном, является вопросом скорее «натурфилософии и учения о плавающих телах» (XV, I, 38). То есть это не предмет гуманитарного исследования.

1 По-видимому, это те самые «калатии», рассказ о которых имеется у Геродота (III, 38).

2 McCrindle J.W. Ancient India as described by Megasthenes and Arrian. Calcutta, 1960. P. 3.

3 Hellanico de Lesbos. Fragmentos. Madrid, 1991.

148

Происхождение же этого свидетельства Гелланика, очевидно, является таким же, что и у сведений Гекатея. Возможно, этот рассказ был заимствован у Скилака или услышан от путешественников, купцов. Показательным является характер избранной темы. Гелланик указывает на неординарность данного явления, на некоторую его фантастичность.

«История» Геродота (V в. до н.э.) - самый первый источник, содержащий сведения об Индии, который дошел до нас целиком. Именно поэтому сведения Геродота являются для нас очень значительными.

Как было уже описано выше, у Геродота мы находим ценнейшее упоминание о плавании Скилака и о дальнейшем покорении персами долины Инда (IV, 44; VII, 9).

В связи с описанием греко-персидсидских войн Геродот передает сведения о вооружении индийцев, которые выступали на стороне персов. Пешие индийцы выступили в поход в хлопковых одеждах, вооруженные камышовыми луками и стрелами с железными наконечниками. Индийские же всадники носили одинаковое снаряжение с пешими воинами, но ехали не только верхом на конях, но и на колесницах, запряженных конями и дикими ослами (VII, 65, 86). Также Геродот говорит о том, в каких военных операциях и сражениях участвовали инды против греков. Например, они принимали участие в сражении при Платеях (VII, 113; IX, 31).

По-видимому, сведения, касающиеся греко-персидских войн, Геродот черпал как из письменной, так и из устной традиции1.

Геродот сообщает, что в его время инды являлись самым многочисленным народом на земле, и они по этой причине платили персам очень высокую подать (III, 94; V, 3).

Географию же Индии Геродот представлял следующим образом. На востоке Индии простирается пустыня (III, 98). Здесь имеется в виду пустыня Тар, находящаяся восточнее Инда. Восточнее дельты Инда обитают племена падеев (III, 44). Некоторые ученые считают, что падеи родственны веддам с о. Цейлона, а имя их объясняется с тамильского языка2. Южнее дельты Инда обитают индийские племена, никогда не подчинявшиеся персам (III, 101). Как было сказано выше, еще Гекатей передавал сведения об индийцах, живущих юго-восточнее Инда, за пустыней Тар, во внутренних областях Индии. Вообще Геродот представляет Индию как самую крайнюю страну на востоке (III, 106). Другие индийские племена, живущие на севере Индии, известные еще Скилаку, обитают вблизи Пак-

1 Борухович В.Г. Научное и литературное значение труда Геродота // Геродот. История. - М., 1993. - С. 487.

2 См.: Стратановский Г.А. Примечания // Геродот. История. - М., 1993. -С. 517.

тики и ее главного города Каспатира (III, 102). Они по своему образу жизни близки бактрийцам, жителям современного Афганистана, юга Таджикистана и Узбекистана и являются самыми воинственными из индийцев (III, 102). Эти племена добывают большое количество золотого песка, которым уплачивают дань персам (III, 94, 98). Относительно способа добычи золотого песка Геродот приводит нам знаменитый рассказ об огромных золотоносных муравьях (III, 102-105). Геродот передает здесь древнейшую форму легенды. Эта новелла сохранилась в тибетской, монгольской и китайской версиях1. Г. А. Стратановский выдвигает гипотезу о том, что она принадлежит индийским золотоискателям и купцам и была выдумана ими, чтобы отпугнуть конкурентов2.

По указанию Геродота в Индии есть много разных племен, говорящих на разных языках, некоторые из них кочевники, другие же - нет (III, 98). Это говорит о том, что не только сегодня, но и в древности Индию населяло большое количество разноязыких народностей, сильно отличающихся друг от друга по своему образу жизни, от самых диких племен, использующих орудия каменного века, до высокоразвитых цивилизаций.

Геродот описывает многие племена и их обычаи, занятия (III, 38, 98, 99, 101). Интересно описание Геродотом образа жизни странствующих брахманов-аскетов или какой-то религиозной общины, которые не убивают ни одного живого существа, не трудятся на нивах, не имеют жилищ и питаются травой (III, 100).

Геродот отмечает, что окраины ойкумены по воле судьбы щедро наделены редчайшими и драгоценными дарами природы. Например, в Индии четвероногие животные и птицы гораздо большей величины, чем в других странах (III,106). И это утверждение недалеко от истины, ведь на территории Индии мы находим большое количество редких видов животных и птиц. Что касается растений, то Геродот говорит о «древесной шерсти», из которой индийцы изготавливают одежду (III, 106). Здесь имеется в виду хлопок, который шел на экспорт еще в Месопотамию эпохи Шумера и Аккада.

Геродот описывает климатические условия узких горных долин на севере Индии, в Ладаке, где утром стоит зной, а после полудня наступает похолодание (III, 104).

В целом сведения Геродота относительно описания природных условий, географии, этнографии древней Индии очень ценны. Некоторые общие высказывания Геродота об Индии актуальны до сих пор. Главное, исключая рассказ о золотоносных муравьях, - повествование Геродота отличается реалистичностью, и, если присутствует некоторая неточность

1 Tarn W.W. The greeks in Bactria and India. Cambridge, 1951. Р. 107.

2 См.: Стратановский Г. А. Там же. - С. 517.

150

или идеализация в изложении, то причиной этого, по-видимому, являются источники, которые использовал Геродот, а не его личные выдумки.

Ктесий Книдский (V-IV вв. до н. э.), знаменитый врач древности, по-видимому, был первым автором в античной литературе, посвятившим специальный труд об Индии, под названием «Индика». Сведения Ктесия об Индии содержались не только в «Индике», но и в самом большом его произведении «Истории Персии» и, вероятно, в других его сочинениях («Об азиатской дани», «Землеописание», «О горах», «О реках»). Литературное наследие Ктесия дошло до нас только во фрагментах, но достаточно обширных.

Ктесий, будучи личным врачом персидского царя Артаксеркса Мнемона. Поэтому Ктесий, пребывал во многих центрах Ахеменид-ской державы и, несомненно, встречался с представителями многих народностей, в том числе и с индийцами. Это были индийцы, прибывшие ко двору персидского царя. В этом нет ничего удивительного, ведь существовала дорога от Эфеса до Бактр (совр. Афганистан) и Индии с заходом в Сузы, где Ктесий мог находиться достаточно долго при дворе Ахеменидов. Это была хорошо оборудованная дорога со специальными станциями, расположенными через определенное число парасангов. Древние документы, найденные в Персеполе, свидетельствуют, что индийцы значительными группами, иногда до нескольких десятков человек, периодически пребывали в Сузы, видимо, в связи с какими-то государственными делами, получая от царских чиновников дорожное довольствие на каждый день пути1.

В целом же Ктесий - «автор исключительно сложный»2. Ктесий все сведения, по-видимому, услышанные им от путешественников3, подвергал «художественной обработке», что, безусловно, отразилось на характере его изложения. Ктесий излагает многочисленные занимательные рассказы, которые порой, вероятно, он сам и придумывал. Поэтому отзывы древних писателей о Ктесии, касающиеся достоверности его сообщений, весьма нелестны для него (Strab. I, II, 35; XI, VI, 3; Aelian. Nat. аит. IV, 21; Arr. Anab. VI, 4, 2).

Например, Ктесий описывает полумифический поход Семирамиды в Индию, откуда она вернулась, потеряв две трети своего войска (Diod., II, 16, 1; II, 19, 10; Plin. Nat. hist. VII, 207).

1 Дандамаев М. А. Новые документы царского хозяйства в Иране (509-494 гг. до н.э.) // Вестник древней истории. - 1972. - № 1. - С. 3- 27.

2 Пьянков И. В. Средняя Азия в известиях античного историка Ктесия. - Душанбе, 1975. - С. 23.

3 Smith V.A. The Early history of India from 600 B. C. to the Muhammadan conquest including the invasion of Alexander the Great. Oxford, 1924. Р. 12.

151

Ктесий утверждал, что Индия равна всей остальной Азии (Strab. XV, I, 12; Arr. Ind. III, 6).

Говоря о добыче золота (вопрос, о котором авторы упоминают очень часто, повествуя об Индии), Ктесий передает рассказ о грипах, четвероногих птицах, величиной с волка, с ногами и когтями как у льва (Aelian. Nat. anim. IV, 27; Phot. 46 b 25). Эти животные высоко в горах охраняли золото. Легенда о грипах (грифах) является распространенным, «бродячим» сюжетом в индоевропейской мифологии1.

Ктесий излагает рассказ о пигмеях, людях с черной кожей очень маленького роста, говорящих на индийском языке (Phot. 46 a 38). Существует у Ктесия рассказ о киноцефалах (Phot. 47 a 25).

Описание Индии Ктесия изобилует рассказами о длиннохвостых обезьянах, о слонах, разрушающих стены, о «биттаках», птицах с человеческим голосом (здесь речь идет о попугае) (Phot., 45 a 32).

Очевидно, «Индика» Ктесия носила фантастический характер с рассказами о разных диковинках. Это сочинение представляет собой «древнейшую форму сказки о стране блаженства»2. Возможно, что такие сведения не всегда являются выдумкой самого Ктесия, а представляют собой местный фольклор, который мог быть использован автором.

В целом сочинения Ктесия дают небольшое количество информации об индийских реалиях, особенно, исторических, географических. Мы можем черпать только достаточно обширные, но незначительные для науки сведения об Индии в море сказочных новелл.

Ксенофонт Афинский (V-IV вв. до н.э.), великий древнегреческий писатель, в своей «Киропедии» упоминает об индийцах и Индии.

Ценным для исторической науки является указание Ксенофонта о покорении индийцев персидским царем Киром Старшим (Cyrop. I, I, 4). В связи с этим стоит признать возможность отправления посольств из Индии к персам и уплаты дани, которую назначил Кир (Cyrop., III, II, 28-30; VI, II, 1). Именно такую информацию мы имеем в более поздней традиции о взаимоотношениях Кира с индийскими племенами, жившими на севере Индии, к западу от реки Инда (Arr. Ind. I, 1-3).

Несомненно, Ксенофонт мог воспользоваться сведениями логографов, Геродота об Индии, в своем «Анабасисе» он говорит, что знает произведения Ктесия (I, VIII, 26). Был Ксенофонт и в пределах державы персидских царей, например, участвовал в походе Кира Младшего и «десяти

1 Бонгард-Левин Г. М. От Скифии до Индии / Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский. - М., 1983. - С. 66-107.

2 Клингер В. П. Сказочные мотивы в «Истории» Геродота. - Киев, 1903. -C. 75.

тысяч» греков. Здесь он мог познакомиться как с устными рассказами об Индии, так и с письменными персидскими источниками.

Однако «Киропедия» Ксенофонта была написана в жанре исторического романа, где автор излагал определенные политические идеи1. Поэтому сведения Ксенофонта о действиях индийцев при дворе Кира Старшего, об исполнении ими поручений персидского царя не могут быть признаны исторически верными (Cyrop. II, IV, 5-8; VI, II, 1-3, 9).

Уже на основе известий логографов можно обозначить основные тенденции в развитии античной литературной традиции об Индии.

Первая рассказывает об Индии как о далекой сказочной стране полной разных чудесных диковинок. Эту тенденцию мы наблюдаем уже у Скилака. Интерес к такого рода теме проявился, очевидно, и у Гелланика. В полной мере это выразилось в творчестве Ктесия, который изображает Индию в таком удивительном виде, в каком представляется современному читателю другая планета, описанная в произведении писателя-фантаста. В изложении же Ксенофонта об индах можно увидеть интересный литературный прием. Инды в «Киропедии» Ксенофонта предстают перед нами не как реальная народность, а как вымышленный персонаж художественного произведения (действия индов при дворе Кира Старшего). В более поздней традиции мы увидим, как тема описания Индии будет служить авторам для изложения своих философских, политических и других идей. В связи с этим данные Ксенофонта тоже можно отнести к первой, идеализирующей, категории источников.

Вторая же тенденция исполнена рационализма и прагматизма. Начиная с Гекатея, мы наблюдаем сугубо утилитарный и довольно критический подход в выборе источников и информации об Индии, и его географические данные даже можно назвать «сухими».

Относительно данных Геродота следует отметить «повествовательный» характер его сообщений. Задача древнего автора состояла в том, чтобы изложить, с его точки зрения, реально произошедшие события, описать те вещи, которые казались ему возможными по своей природе. Безусловно, нельзя принимать на веру все сообщения Геродота, так как многие из них невероятны и фантастичны, однако нужно учитывать, что научные знания V в. до н. э. вообще скудны по сравнению со знаниями современного человечества. Не зря Цицерон назвал Геродота «отцом истории» (Cic. De leg. I, 1). Именно в произведении Геродота впервые каждая проблема освещалась с различных точек зрения. Тем самым читателю предлагалось самому выбирать, какая версия является правильной. Сведения Геродота и об Индии, и об ин-

1 Фролов Э. Д. Ксенофонт и его «Киропедия» // Ксенофонт. Киропедия. - М., 1993. - С. 243-267.

дийцах вполне историчны в целом, за исключением рассказа о золотоносных муравьях, который даже может показаться реалистичным, если сравнить его со «сказками» об Индии Ктесия.

Таким образом, начальный период развития знаний об Индии в античной литературе можно охарактеризовать как время формирования основных представлений об этой далекой восточной стране.

Этим, в первую очередь, мы обязаны авторам наших источников, ма-лоазийским грекам, описавшим восточные области ойкумены. Конечно, это связано с высоким культурным развитием полисов Малой Азии. Однако стоит отметить, что наличие информации об Индии у греков не было бы возможным без связи малоазийских и островных полисов с персидской державой, и, в частности, без завоевательной политики Ахемени-дов1. Вспомним, например, знаменитый «Скифский логос» в «Истории» Геродота, который является одним из важнейших источников по истории древней Скифии. Ведь и он был написан в связи с походами Дария I.

Представление об Индии, как о самой крайней стране на Востоке, у греков еще в У-1У в. до н.э. послужило в дальнейшем одной из причин, по которой Александр Великий совершил поход в Индию. Ведь известно, что Александр хотел покорить всю ойкумену. Неслучайным является схожее представление Колумба о расположении Индии, которому так и не удалось достичь ее берегов.

В заключении хочется отметить, что деятельность Александра открыла новую ступень в истории и в развитии международных отношений, потому что после восточного похода установились культурные и дипломатические взаимоотношения между многими странами, даже целыми цивилизациями, в частности, между античным миром и Индией2.

1 История и культура древней Индии. Тексты / сост. А. А. Вигасин. - М., 1990. - С. 269.

2 Banejee G.N. Hellenism in Ancient India. Calcutta, 1920. Р. 5.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.