Е. В. Ходаковский
АЛЕКСАНДР КОЗЕНС В РОССИИ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Биография английского рисовальщика и теоретика пейзажа Александра Козенса (1717-1786) издавна вызывала интерес историков искусства и создавала вокруг его личности множество домыслов и фантазий. Козенс родился в России, и, возможно, ввиду этого необычного обстоятельства его биографии уже с середины XIX столетия в литературе начинает формироваться устойчивая легенда о том, что он был незаконнорожденным сыном Петра I и англичанки из Дептфорда [1, р. 377]. Ч.-Р. Лесли, знакомый с внучкой художника Софией и посвященный в это романтическое семейное предание, изложил его в своей книге «Учебник для молодых живописцев», почти на полвека утвердив этот миф в литературе [2, р. 263-264]. Соответственно в старых публикациях обычно указывалось, что Козенс родился «около 1700 года», т. е. вскоре после Великого посольства Петра I. Еще в конце 1910-х годов Ф. Гибсон и А. Рассел остаются в русле прежней историографической традиции, акцентирующей внимание на том экзотическом факте, что Козенс был сыном Петра I. Этот анекдот прочно укоренился в сочинениях британских историков, и только в 1919 г. П.Оппе (1878-1957) успешно доказал его полную несостоятельность, предположив, что Александр Козенс мог родиться около 1717 г. в семье известного корабельного мастера Ричарда Козенса [3, р. 40-41].
Действительно, Ричард Козенс (1674-1735) приехал в Россию в 1700 г. еще совсем молодым корабелом по личному приглашению Петра I, с которым познакомился в 1698 г. во время визита российского государя в Англию [4, с. 210-211]. По прибытии в Архангельск, единственный к тому времени российский порт, Р. Козенс сразу отправился на Дон, в Воронеж, где находился до 1712 г. [5, с. 94-95; 6, с. 98-99], а затем был переведен в Петербург.
Именно с Петербургом связан самый длительный и яркий период в карьере Ричарда Козенса, продолжавшийся более двадцати лет, с 1712 до 1733 г. [7, с. 179]. Уже в октябре 1712 г. на Адмиралтейской верфи в Петербурге были заложены корабли «Москва» и «Ингерманланд». По всей видимости, в год рождения Александра его отец работал над постройкой судов «Св. Петр», начатого в 1716 г., и «Нептунус», который был спущен на воду 15 июня 1718 г.
Спустя полвека предположение П. Оппе, что Александр Козенс родился в 1717 г., подтвердилась благодаря обнаруженному А. С. Кантор-Гуковской «доношению» из Адмиралтейской коллегии к императрице Анне Иоанновне от 17 ноября 1736 г. [8, с. 97-98]. Из него следует, что после смерти Ричарда Козенса 11 декабря 1735 г. в Архангельске «вдова просит награждения для содержания в науках детей». Поскольку еще ранее трем дочерям Ричарда «сиротское до указанных лет производить велено», основное внимание в ходатайстве уделяется судьбе трех сыновей, которые находились в Англии с 1727 г. и там «никакого наследства не имеют». Среди них упоминается старший (коим был Александр), в возрасте «подевятом надесять» (т. е. девятнадцати лет), проходивший обучение по «живописной» части. Документ позволяет установить две точные да© Е. В. Ходаковский, 2010
ты в биографии Александра Козенса: год его рождения (1717) и год отъезда в Англию (1727). Эти драгоценные, но немногочисленные сведения до самого недавнего времени представляли собой всю фактическую информацию, которая находилась в распоряжении исследователей.
После того, как был установлен точный год рождения Александра Козенса, остались нерешенными последние два вопроса: 1) необходимо было подтвердить место появления будущего художника на свет и, по возможности, 2) установить дату его рождения или крещения.
Ответить на них стало возможным совсем недавно благодаря публикации повседневных записок князя А. Д. Меншикова за 1716-1720 и 1726-1727 гг. В «Юрналах» за эти годы подробно фиксируются ежедневные события в жизни Меншикова, его встречи, выезды, участие в празднествах. В подтверждение документу из Адмиралтейств-коллегии, благодаря которому было выяснено, что Александр Козенс родился в 1717 г., в «Юрнале» за этот год под записью «Месяц сентябрь, в 1 день, т. е. в воскресенье... » после многочисленных дел и встреч А. Д. Меншиков «.. .отъехал х карабельному мастеру Козанцу, у которого окрестя младенца, довольно забавляясь, в 7-м часу прибыв в дом свой, мало бавясь, лег опочивать. День был при солнечном сиянии, с немалым с моря ветром. Прочаго знатнаго ничего в тот день не учинилось» [9, с. 156-157].
Итак, дата крещения Александра Козенса приходится на 1 сентября 1717 г. Событие это состоялось именно в Петербурге, а не где-либо в другом городе России, о чем ранее были высказаны предположения Ким Слоун [10, с. 1]. Меншиков, действительно, выступил в роли крестного отца, а своего первенца Ричард Козенс назвал в честь своего друга и покровителя Александра Даниловича Меншикова.
Очевидно, детство Александра прошло в Петербурге «под гром пушек и стук топора». Тем не менее через десять лет в нестабильной политической обстановке, сложившейся после смерти Петра и опалы Меншикова, Ричард Козенс счел необходимым отправить своих подрастающих сыновей в 1727 г. на обучение в Англию, несмотря на то, что он по-прежнему сохранял положение одного из ведущих корабелов России1. Однако российская глава в биографии художника, вероятно, еще была далека от завершения. Не исключено, что в 1730-1740-е годы Козенс Младший навещал свою семью в Петербурге или Архангельске, куда был переведен его отец в 1733 г. Дальнейшие упоминания о Козенсах связаны со столицей Российской империи. Более чем тридцать лет спустя в перечне подписчиков на трактат Александра Козенса «Принципы красоты... » встречаются имена Джона Кейли (Caley) и Никласа Каванака ( Cavanaugh) из Петербурга, которые были мужьями сестер Александра2. Ричард Козенс Младший владел одной из самых знаменитых ситцевых фабрик в России, а его сын Александр Ричардович Козенс (1764-1841) служил в Украинском легко-конном полку в чине подполковника, участвовал в польской кампании и в 1793 г. был награжден орденом св. Георгия 4-й степени.
Можно сказать, что запутанная история о годе, дате и месте рождения художника Александра Козенса, начавшаяся полтора столетия назад, теперь окончательно утратила налет легендарности. Основная проблема заключалась в том, что упоминания и свидетельства были разобщены, поскольку касались независимых друг от друга раз-
1 В том же 1727 г., когда сыновья Ричарда Козенса отправились в Англию, он завершил строительство корабля «Св. Наталия», спущенного на воду 28 сентября, через три недели после ареста А. Д. Меншикова.
2 Дом Каванака в 1797 г. был приобретен для Морского кадетского корпуса. См. [11. Ф. 198. Оп. 1. Д.2. 1797. Л. 229, 244].
работок по истории российского флота, русско-английским связям, архивоведению или биографии А. Д. Меншикова. Эти поиски развивались параллельно и по каким-то причинам совершенно не пересекались друг с другом: английские исследователи были далеки от российской специфики, отечественных ученых интересовали в первую очередь личности Петровской эпохи, в частности, Ричарда Козенса и Меншикова. По этой же причине авторы публикации «Повседневных записок делам князя А. Д. Меншикова» в комментариях не указывают, что 1 сентября 1717 г. состоялось крещение в будущем одного из самых интересных английских пейзажистов, чьими прилежными учениками станут члены британской королевской фамилии, а его таланту отдадут дань уважения такие прославленные художники, как Джон Констебл. Но теперь выявленные различными исследователями и сопоставленные нами исторические факты складываются в более или менее ясную картину, а давние вопросы о месте рождения и точной дате крещения Александра Козенса могут считаться решенными.
Источники и литература
1. Redgrave R. and S. A Century of Painters of the English School. In 2 vol. Vol. II. London: Kessinger Publishing, 1866. 560 p.
2. Leslie C. R. A Hand-Book for Young Painters. London: John Murray, 1855. 313 p.
3. Oppe A. P. The Parentage of Alexander Cozens // Burlington Magazine. 1919. July. N CXCVI. Vol. XXXV. P. 34-40.
4. Елагин С. И. История русского флота. Период Азовский. Приложения: В 2 ч. Ч. II. СПб.: Изд-во Гогенфельдена и К°, 1864. 383 с.
5. Уитворт Ч. Россия в начале XVIII века. An Account of Russia as it was in the Year 1710 / Пер., ст. и коммент. Ю. Н. Беспятых. М.; Л.: Ин-т истории СССР, 1988. 222 с.
6. Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого: В 6 т. Т. 4, ч. 2. СПб.: Типография Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1863.
7. Общий морской список. Ч. 1. СПб.: Типография В. Демакова, 1885. 455 с.
8. Кантор-Гуковская А. С. Александр Козенс и эрмитажные рисунки, связанные с его методом пейзажной композиции // Труды Гос. Эрмитажа. Т. XXII. 1982. С. 88-98.
9. Труды и дни Александра Даниловича Меншикова / Публ. С. Р. Долговой и Т. А. Лаптевой. М.: Российский фонд культуры. Российский гос. архив древних актов, 2004. 646 с.
10. Sloan K. Alexander and John Robert Cozens: the Poetry of Landscape. New Haven; London: Yale University Press, 1986. 180 р.
11. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ).
Статья поступила в редакцию 25 марта 2010 г.