УДК 17.00.09
Е. А. Савинова
Альберт Николаевич Бенуа -преподаватель акварельного класса Академии художеств
Статья посвящена педагогической деятельности академика акварельной живописи Альберта Николаевича Бенуа, организовавшего в 1885 г. на архитектурном факультете Академии художеств класс акварельной живописи. Будучи учеником академиков Л. Премацци и Э. С. Вилье де Лиль-Адана, он продолжил их деятельность по обучению студентов акварельной живописи в Академии художеств.
Ключевые слова: Альберт Бенуа; художник-акварелист; архитектурный факультет; Академия художеств.
Ekaterina Savinova Albert Benois - Professor of Watercolor Class at the Academy of Fine Arts
The article is devoted to the teaching activity of the Academician of watercolor painting Albert Benois, who organized the class of watercolor painting at the Faculty of Architecture of the Academy of Arts in 1885. As a student of the academicians Luigi Premazzi and Villiers de l'Isle Adam, he continued and developed their activity in students' education of watercolor painting at the Academy of Fine Arts.
Key words: Albert Benois, watercolor painter, architectural faculty, Academy of Fine Arts
Личность художника-акварелиста и педагога Альберта Николаевича Бенуа неразрывно связана с Санкт-Петербургской академией
художеств. Окончив ее в звании архитектора, он стал академиком акварельной живописи. Организовав класс акварельной живописи на архитектурном факультете, Бенуа внес большой вклад в систему академического преподавания. Он стал одним из учредителей и первым председателем Общества русских акварелистов, тем самым значительно утвердив позиции акварели, многие годы имеющей второстепенное значение по сравнению с масляной живописью.
Петербургская школа акварельной живописи представляет собой уникальное художественно-педагогическое явление, которое обеспечивает преемственность художественных традиций. Требования старой Академии к станковому акварельному произведению - пристальное изучение натуры, точный рисунок и цветовое решение, тонкослойность письма, тщательная проработка деталей, простота и лаконичность трактовки - актуальны и сегодня.
Прежде чем начать преподавать, Бенуа прошел академическую школу с блестящими достижениями.
Поступив в 1871 г. на архитектурный факультет Академии художеств, с 1871 по 1877 г. он учился у академиков А. И. Резанова и Д. И. Гримма. В 1876 г. за выполнение программы «Проект университета» Бенуа наградили большой поощрительной медалью и малой золотой медалью. В 1877 г. его программа «Проект вокзала в парке близ станции» была признана достойной большой золотой медали, дающей право на пенсионерскую поездку за границу. Однако женитьба на М. К. Кинд помешала молодому архитектору представить проект в законченном виде. Кроме того, он женился во время конкурса, что не допускалось правилами. В итоге Альберт Бенуа не получил награды. За дипломный проект ему присвоили звание «классного художника 1-й степени по архитектуре».
Архитектурой Альберт Николаевич занимался очень редко, в основном в начале творческого пути, посвятив всю свою жизнь акварельной живописи.
В 1883 г. Бенуа сделал еще одну попытку получить заслуженную пенсионерскую поездку. На этот раз ответ Совета Академии был положительным: «На годичный экзамен, происходивший 2-го числа минувшего ноября, было представлено классным художником
1-й степени по архитектуре Альбертом Бенуа двадцать девять акварелей с натуры. Совет Императорской Академии художеств, желая поощрить эту отрасль живописи, постановил ходатайствовать об отправлении художника Альберта Бенуа за границу на один год, для усовершенствования акварельной живописи с производством ему в течение года пенсионерского содержания» [4, л. 23].
В 1884 г. Бенуа побывал в Палермо, Тунисе, Венеции, Берлине, Париже и Ницце. Вернулся он в Петербург в начале января 1885 г. В качестве творческого отчета Альберт Бенуа представил Совету Академии выполненные в поездке работы - девятнадцать акварелей, сделанных отчасти на Южном берегу Франции в Вильфрании и Болье, а также в Северной Италии в Сан-Ремо. В 1885 г. за представленные в Совет Академии акварели с видами Сан-Ремо и Болье Альберт Бенуа был удостоен звания Академика акварельной живописи [4, л. 61].
Еще будучи студентом архитектурного факультета, Бенуа по собственной инициативе занимался акварелью под руководством профессора перспективной и акварельной живописи Л. О. Премац-ци. Интересно, что на бланке Академической выставки 1873 г., где содержатся сведения о продаваемых с выставки акварелях - четырех этюдах с натуры с берегов Финского залива, А. Бенуа назван «учеником профессора Премацци», хотя официально он был студентом архитектурного отделения [4, с. 13].
Об истинном призвании Альберта Бенуа очень точно говорит его брат Александр: «По-настоящему его манили другие задачи, в душе он был менее архитектором, нежели живописцем, и вот почему, еще будучи в академических классах, он стал пробовать свои силы на более свободном поприще. <.. .> С самых тех пор, не бросая сразу профессии отца и деда, Альберт Бенуа стал чаще и более последовательно отдаваться живописным этюдам, и постепенно то, что было чем-то близким к досужему баловству, стало его главным занятием, заполнило всю его деятельность» [1, с. 257].
К моменту поступления Альберта Бенуа в Академию художеств акварель все больше и больше присутствует в образовательном процессе. Но внедрение акварельной живописи как специального предмета оказалось непростым.
Класс акварельной живописи первоначально образован в 1868 г. в костюмном классе Академии художеств, где преподавал Л. Пре-мацци, и основой обучения было копирование эталонов. Поэтому при костюмном классе существовала коллекция образцовых произведений, которая насчитывала к 1885 г. около 300 листов.
Замечательный акварелист итальянец Луиджи Премацци большую часть жизни провел в России и посвятил себя преподаванию: в женском Павловском институте, Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица и Академии художеств.
Л. Премацци окончил Миланскую академию художеств, в Петербург приехал предположительно в 1834 г. В 1848 г. он оказался в должности учителя рисования в доме князя С. С. Гагарина. Решающим обстоятельством в судьбе Премацци стала его встреча с императором Николаем I. Оценив по достоинству мастерство художника, император заказал ему серию акварелей, запечатлевших фортификационные сооружения военно-морской крепости Кронштадт вблизи Санкт-Петербурга и других городов-портов России.
В январе 1851 г. за акварельные работы художник удостоился звания «назначенного в академики» (младшая преподавательская должность). В 1854 г. ему присудили звание академика [5, с. 4. об.], в 1861 г. избрали профессором перспективной и акварельной живописи Академии художеств [5, с. 7]. С Академией художеств Премацци был связан до конца жизни. В 1868-1881 гг. (с небольшим перерывом) Премацци преподавал в костюмном классе, причем Совет Академии, рекомендуя его на эту должность, охарактеризовал Премацци как «лучшего акварелиста» своего времени. Новый класс официально ввели в учебный процесс Академии с целью изучения исторических костюмов и приобретения практики рисования «в один сеанс» натуры в костюме акварельными и масляными красками, карандашом и пером. Учебная коллекция костюмного класса, в которую входили костюмы, в том числе и подлинные, имевшие уникальную историческую ценность (от индейских до древнерусских), утварь, оружие, представляла собой настоящее «бытовое» собрание историко-этнографического музея, позволявшее со всей возможной полнотой имитировать жизнь в стенах студии.
«По окончании вечерних рисовальных классов два раза в неделю в продолжение зимних месяцев, ставится модель в костюме для желающих рисовать в это время карандашом или красками. Преимущество предоставлялось заниматься состоящим по натурному классу; при свободных местах могли заниматься учащиеся и других младших классов» [7, с. 278]. Занятия, по-видимому, проходили очень интересно и весело, о чем свидетельствуют многочисленные зарисовки так называемых «живых картинок» и фотографии в альбоме, составленном учеником Премацци - М. Я. Виллие [6, с. 1], ставшим впоследствии также преподавателем акварели в костюмном классе. В альбоме имеются фотографии самого Премацци, его жены, «живых картин», которые ставились под руководством преподавателя.
Особую роль Л. Премацци и Э. С. Вилье де Лиль-Адана в творческом становлении А. Бенуа отмечает его брат: «Очень большое значение в жизни Альберта Бенуа как живописца имели встречи с двумя мастерами акварели: с итальянцем Луиджи Премацци (1818-1891), поселившимся в Петербурге с конца 1840-х годов, и с „любителем" Вилье де Лиль-Аданом. Л. Премацци был одним из тех изумительных итальянских виртуозов, перед работами которых остается только недоумевать и дивиться. Про остроту его глаза и про уверенность его руки ходили всякие анекдоты, вроде того что на микроскопических фигурах, „оживлявших" его виды, можно различить орлов на пуговицах солдат. Но не одними фокусами тонкости и точности Премацци заслужил свою славу, но и безупречным знанием перспективы и внимательнейшим изучением всяких оттенков» [1, с. 256].
Премацци в совершенстве знал технику акварели, но Альберту Бенуа не хватало в его школе эмоций, индивидуального авторского отношения. Слишком красиво, хотя и мастерски сделаны были акварели учителя. Бенуа, скромный, очень искренний человек, тяготел к правдивому, реальному отражению жизни, без украшательства, неестественной красивости.
«От Премацци Альберт Бенуа получил массу советов и указаний, как справляться с величайшими трудностями акварельной
техники, но в то же время он рисковал заразиться от своего учителя именно тем, что было в нем чрезмерно техничного. Тут оздоровляющим и облагораживающим образом на него и подействовал пример Вилье де Лиль-Адана» [1, с. 256].
Вилье де Лиль-Адан был учеником Премацци и учителем Альберта Бенуа, он также преподавал акварель в костюмном классе. Закончив Николаевское кавалерийское училище, Вилье де Лиль-Адан начал рисовать самоучкой и уже скоро достиг значительных успехов. В 1860-х гг. преподавал акварель в одесской рисовальной школе Общества изящных искусств. В 1868 г. был удостоен звания академика живописи, в начале 1880-х гг. уехал в Южную Италию, где познакомился с работами зарубежных акварелистов и усвоил себе новые, более широкие и свободные приемы живописи. В акварелях, написанных в Неаполе и Палермо, он предстал уже вполне искусным мастером, обладающим высокой техникой, прекрасно передающим состояния природы. Болезнь и преждевременная смерть не дали таланту Вилье де Лиль-Адана достигнуть полного расцвета, однако он внес большой вклад в обучение студентов Академии и оказал значительное влияние на развитие акварельной живописи в России.
«Именно пример Вилье де Лиль-Адана, бывшего на 9 лет старше Альберта Бенуа, помог ему разобраться в самом себе, освободиться от оков изощренной техничности Премацци и найти более свободный подход к природе» [1, с. 256].
Идея создания костюмного класса была продиктована самой практикой Академии и исходила не от Совета, а от учащихся. Имея, по выражению преподавателей, характер «частного устройства», класс этот давал учащимся возможность работать по своему усмотрению и без надзора профессоров. Молодые художники пользовались в нем настолько большой свободой, что сами выбирали (а первоначально и оплачивали!) натурщиков, сами их одевали и даже ставили, причем занятия здесь не считались обязательными. Костюмный класс очень быстро перерос свое назначение «занятия легкого, но полезного» и начал оказывать влияние на работу даже в живописном натурном классе, что говорит о его соответствии методическим установкам Академии. Именно поэтому Совет вскоре же берет на себя попечение
о нем, обязывает туда являться для выбора всех натурщиков, увеличивает количество занятий до трех раз в неделю, закупает костюмы, хотя посещение класса до конца остается не обязательным.
В костюмном классе методистов Академии привлекала прежде всего возможность делать постановки, имитирующие жизнь. Натурщики, одетые в исторические и тем более народные костюмы, вроде пряхи, кормилицы, укачивающей ребенка, и т. д., в естественных позах отдыха или какого-либо обычного повседневного занятия создавали видимость реальной действительности, что вполне отвечало принципам внешнего правдоподобия, которыми руководствовался академизм. Таким образом, идя навстречу потребности художников объективно и точно отражать окружающий мир, Академия на самом деле уводила своих воспитанников далеко от этой цели, придавая основное значение внешнему подобию. И потому не манекенный класс, где молодой художник мог и должен был учиться решать проблемы формы, освещения, то есть сталкивался с собственно изучением натуры средствами живописи (как то было в брюлловской Академии), а костюмный, предлагавший как бы готовые картинки из жизни, перевешивал по значению и раздел копирования, и даже в известной мере натурный класс, в котором писалось обнаженное тело.
Самый характер работы в костюмном классе предполагал живопись а la prima, то есть живопись, в которой художнику следовало необычайно активно и быстро составлять цветовые отношения. Предварительная подготовка ограничивалась одним только рисунком. Точность цветового решения модели была особенно здесь важна, поскольку натура ставилась на один или, гораздо реже, на два двухчасовых сеанса. Вместе с тем неизбежно изменялось положение складок, что, в свою очередь, требовало от художника быстроты и целенаправленности в работе. Писались этюды и маслом, и акварелью. Писать «похоже» - с прямым портретным сходством -было важнейшим принципом костюмного класса.
Костюмный класс, пользуясь исключительной популярностью среди учащихся, все же не включался Советом в обязательную программу, как бы заменяя внеклассную работу, а манекенный, наоборот, учитывался на всех экзаменах. Его должны были посе-
щать ученики натурного класса одновременно с занятиями композицией. Манекенный класс функционировал одну неделю в месяц, обычно непосредственно перед месячным экзаменом. Учащиеся в нем рисовали и писали чаще всего акварелью, но также и маслом. Моделями служили бюсты, статуи, мужские и женские манекены. Последние были сделаны из войлока и обтянуты «триком», старые же образцы - «лакированные из капки». Ввиду большой перегруженности учащихся им позволялось представлять на месячные экзамены неоконченные «рисунки с манекенов», но с 1878 г. было решено от незавершенных рисунков как «не достигающих цели постановки» отказаться. Вместо них желающим участвовать в конкурсе на золотые медали вменялось в обязанность иметь не менее трех совершенно законченных рисунков манекенного класса, получивших первые номера.
Так в последней трети XIX в. в процесс обучения в Академии художеств постепенно внедрялась акварельная живопись.
Помимо Академии художеств большую роль в развитии искусства акварели играло образованное в Санкт-Петербурге в 1880 г. Общество русских акварелистов (ОРА). Все три преподавателя акварельных классов академии - Л. Премацци, Э. С. Вилье де Лиль-Адан и А. Бенуа состояли в числе учредителей этого общества. Альберт Бенуа был первым его председателем и участником до закрытия в 1918 г. Премацци, единственный член этого творческого объединения, имевший профессорское звание, выступал здесь в роли мэтра и постоянно присутствовал на всех его занятиях. Общество русских акварелистов устраивало еженедельные собрания, так называемые «акварельные пятницы», которые сначала проводились в Обществе поощрения художеств, а с 1892 г. стараниями Альберта Н. Бенуа Академия художеств предоставила для этих собраний костюмный класс. 3 января 1892 г. состоялось открытие «акварельных пятниц», которые часто посещал президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. Благодаря ОРА ученики акварельных классов Академии вместе с преподавателями могли участвовать в многочисленных выставках акварели, часто проходивших в Обществе
поощрения художеств. К сожалению, на академических выставках они редко получали такую возможность, так как предпочтение отдавалась масляной живописи. О 1880-х Ф. Бухгольц, один из учредителей ОРА, писал: «Акварель имела очень немногих, разрозненных представителей, терявшихся обыкновенно на всех выставках, загнанных в угол, затертых, так сказать, произведениями масляной живописи» [8, с. 1].
В 1885 г. Альберт Бенуа организовал класс акварели на архитектурном отделении, где несколько лет исполнял обязанности преподавателя. В главе «Общие рисовальные классы» сборника постановлений ИАХ есть упоминание об этом классе, он представлен в рубрике «необязательный»: «Состоит при архитектурном классе для желающих изучать под руководством профессора акварельной живописи способы этой отрасли, с применением к расколерованию проектов архитектурных; назначение дней и часов для занятий зависит от руководящего этим классом профессора» [7, с. 278].
В образование каждого архитектора входит освоение техники акварельной живописи. В Академии художеств это являлось необходимым, чтобы соответствовать требованиям представления на конкурс - проекты должны были быть отшлифованы во всех деталях, а общий вид предполагаемого к постройке здания представлял собой настоящий пейзаж. Именно поэтому многие лучшие акварелисты XIX в. вышли из среды архитекторов, начиная от плеяды архитекторов 1820-1840-х гг., которую представляют такие яркие мастера, как А. П. Брюллов, Н. Л. Бенуа, А. И. Резанов и В. С. Садовников. Однако и лучшие произведения названных художников носили специальный характер. Это были, как правило, зарисовки особенно выдающихся памятников, и лишь изредка архитекторы-акварелисты пробовали свои силы в «чистом пейзаже», в изображении природы как таковой, в передаче эффектов освещения и т. д. Альберт Бенуа продвинулся далеко вперед. В архитектурных акварелях у него почти всегда присутствовал стаффаж, и пейзажи были не условными, а настоящими, реальными, тщательно выписанными и даже передающими состояние природы. Создавать акварели, подобные живописной картине, Альберт Бенуа учил своих воспитанников.
До 1892 г. он работал преподавателем безвозмездно. В 1888 г. согласно постановлению Совета Академии «за исполнение обязанностей преподавателя акварели архитектурного класса безвозмездно был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени» [4, л. 42]. В 1892 г. по постановлению Академии А. Бенуа стали выплачивать вознаграждение за работу. И, как ни странно, именно в этом году преподавательская деятельность Бенуа в Академии закончилась. Как удалось выяснить из писем А. Н. Бенуа к И. И. Толстому, причина ухода из Академии на самом пике педагогической карьеры крылась в конфликте, и до сегодняшнего дня неизвестном факте биографии художника: «Уважаемый граф Иван Иванович, пишу Вам под тяжелым впечатлением от обиды, которую мне нанес ректор [академик] Шамшин в присутствии всего Совета [Академии художеств]. Он возмутился тем, что я принимал сторону талантливого ученика Курбатова, и сказал мне дерзость. После того, что он мне сказал, я не считаю себя вправе оставаться в составе преподавателей, мне страшно это больно, и еще больнее, что я этим вынужден Вам делать неприятность моим уходом. Но я не могу перенести спокойно этого и только тогда буду удовлетворен, если [академик] Шамшин в присутствии всего Совета возьмет свои слова обратно» [2, с. 242]. Но, видимо, этого не случилось, и Альберт Бенуа с тех пор не числится преподавателем Академии. Деятельность Альберта Бенуа в процессе академического образования имела две ипостаси - непосредственно преподавание и создание образцов для коллекции по классам для наглядного обучения студентов искусству акварельной живописи.
Копирование с образцов из коллекций по классам можно считать одним из важнейших аспектов обучения студентов в Академии. Участие Альберта Бенуа в создании коллекции архитектурного класса было очень значимым.
Коллекция архитектурного класса ИАХ очень мало изучена, хотя имела чрезвычайно важное значение как методическое наглядное пособие, постоянно используемое на архитектурном факультете, и ее роль в учебном процессе была очень значительной.
Тема коллекции затрагивалась в исследованиях, посвященных истории русской академической школы, истории ИАХ, но нигде
еще не была раскрыта во всей своей полноте. По-прежнему остается неизученной история ее формирования, до сих пор отсутсвует систематизация источников поступления предметов, среди которых находились не только произведения архитектурной графики, но и проектные модели памятников, и фотографии, сделанные с них в конце XIX - начала XX в. Так же как и другие коллекции классов Академии, собрание чертежей и архитектурных рисунков начало формироваться в XVШ в. с первых лет существования Петербургской академии художеств и носило исключительно методический характер. Выдающиеся произведения архитектуры, представленные в чертежах, должны были, прежде всего, давать ученикам пример для подражания, ориентир в достижении профессионального мастерства. Следование образцу в эпоху классицизма признавалось важнейшим принципом учебного проектирования. И так как копирование являлось одной из необходимых стадий учебного процесса, в качестве оригиналов Академия приобретала для архитектурного класса мастерские чертежи. Постепенно коллекцию пополняли и проекты русских архитекторов на академические звания, лучшие учебные чертежи академистов, которые отбирали «в образцы», а также пенсионерские работы - рисунки и проекты реставрации памятников архитектуры.
В 1868 г. в соответствии с постановлением Совета ИАХ произведения, находившиеся в классах, подлежали оформлению как самостоятельные коллекции, отдельные от музея АХ и ее библиотеки, в связи с чем были составлены инвентарные описи по художественным классам, в том числе и по архитектурному. Ответственность за хранение этих коллекций возложили на инспектора классов. В 1890-х гг. архитектор И. М. Проскурнин, один из академистов, занимавших эту должность, составил «Каталог рисунков и чертежей Архитектурного класса», опубликованный в 1901 г. Это издание дает возможность узнать, что собою представляла коллекция архитектурного класса. Произведения экспонировались в «циркуле» (внутреннем круглом корпусе) на третьем этаже или в мастерских профессоров. Небольшая часть коллекции находилась в кладовой, а также в аудиториях руководителей архитектурных мастерских.
В «циркуле» размещались акварели с перспективными видами лучших архитектурных сооружений. Авторами этих акварелей были в основном архитекторы - В. П. Цейдлер, Г. Г. Гримм, Г. А. Боссе, А. М. Горностаев и другие. В каталоге указано 31 произведение Альберта Бенуа, выполненное в технике акварели. Это перспективные виды архитектурных сооружений эпохи историзма, созданных его современниками: здание Биржи в Риге (арх. Г. А. Боссе), Реформатская церковь в Петербурге (арх. Г. А. Боссе, Г. Г. Гримм), собор в Вильне и дом чаеторговца Попова в Москве (арх. А. И. Резанов) (ил. 1, 2), лютеранская церковь Св. Марии на Петроградской стороне в Петербурге (арх. В. А. Шретер и И. С. Китнер) (ил. 3, 4) и др.
Выполненные на листах большого размера, плотно написанные акварельными красками с использованием гуаши, эти работы по монументальности не уступают живописным полотнам, каждая из них является бесценным историческим документом, точно передающим замысел архитектора в мельчайших подробностях и деталях, что особенно важно сегодня, когда часть памятников утрачена или перестроена так, что первоначальный замысел автора невозможно увидеть. Акварели эти - свидетельство высочайшего мастерства художника, они написаны в лучших традициях архитектурного пейзажа. Эта серия перспективных видов, созданная в 1881 г., украшала архитектурные классы до 1917 г. После революции Императорская академия художеств была расформирована, а ее коллекции переданы другим музеям. И только в 1934 г. коллекцию возвратили в АХ и она составила тогда часть архитектурного фонда музея.
Сегодня более 30 перспективных видов архитектурных сооружений Петербурга, Риги и Вильнюса, созданных Бенуа и бывших в коллекции архитектурного класса, хранятся в фондах музея Академии художеств. О происхождении этих акварелей свидетельствуют специальные наклейки с номерами, соответствующими номерам «Каталога рисунков и чертежей архитектурного класса».
Материалы коллекции используются и сегодня в целях углубления образования будущих зодчих. Многие годы на архитектурном
факультете профессор А. А. Гавричков вел занятия по копированию в экспозиции отдела архитектуры на 3-м этаже «циркуля», там же, где когда-то занимались ученики архитектурного отделения. Ему также принадлежат методические пособия по истории Академии художеств и обучению будущих архитекторов искусству акварели. К сожалению, в них, как и в остальных работах по истории Академии и ее педагогической системы, не уделено должного внимания творчеству и педагогической деятельности одного из величайших русских акварелистов второй половины XIX - начала XX в. Альберта Николаевича Бенуа. В данной статье впервые сделана попытка осветить педагогическую деятельность Альберта Бенуа в контексте академического образования. Возможно, теперь работы художника смогут стать образцами для современных студентов в процессе их обучения, так как они несут в себе лучшие традиции петербургской академической школы.
ИСТОЧНИКИ
1. Александр Бенуа размышляет. М. : Советский художник, 1968.
2. А. Н. Бенуа И. И. Толстому 12 октября 1892 г. // Во Главе Императорской Академии Художеств... Граф И. И. Толстой и его корреспонденты 1889-1898. № 236. М. : Индрик, 2009.
3. Каталог рисунков и чертежей архитектурного класса приобретаемых Императорской Академией художеств с 1871 г. СПб., 1901.
4. РГИА. Ф. 789. Оп. 7. Д. 136. Личное дело Бенуа Альберта Николаевича 1871-1916.
5. РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. П-82. Л. 4. Инв. № ЕД -30^1, кат. 64. об.
6. РНБ. Отдел рукописей. Ф. 144 (фонд М. Я. Виллие). Ед. хр. 1. Альбом М. Я. Виллие.
7. Сборник постановлений Совета Императорской Академии художеств по художественной и учебной части с 1859 г. по 1890 г. СПб., 1890.
8. Указатель XXXV выставки ОРА / Вступ. ст. Ф. Ф. Бухгольца. СПб.,
1915.
1. Перспективный вид особняка Попова в Москве,
построенного по проекту А. И. Резанова. 1881
Бумага, тушь, акварель, гуашь. 594x959. НИМ РАХ, А 18835
2. План 1-го этажа особняка Попова в Москве, построенного по проекту А. И. Резанова. 1881 Бумага, тушь. 276x350. НИМ РАХ, А 18834
3. Перспективный вид деревянной лютеранской церкви Св. Марии на Петроградской стороне в Петербурге, построенной по проекту В. А. Шретера и И. С. Китнера. 1881
Бумага, тушь, акварель, гуашь. 577x735. НИМ РАХ, А 18838
4. План деревянной лютеранской церкви Св. Марии
на Петроградской стороне в Петербурге,
построенной по проекту В. А. Шретера и И. С. Китнера. 1881
Бумага, тушь. 23x214. НИМ РАХ, А 18837