Научная статья на тему 'Итальянское пенсионерство Императорской Академии художеств (XVIII–XIX вв.)'

Итальянское пенсионерство Императорской Академии художеств (XVIII–XIX вв.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пенсионерство / большая золотая медаль / усовершенствование мастерства / творческие отчеты / Императорская Академия художеств. / pensionerstvo / big gold medal / improving skills / creative reports / Imperial Academy of Arts.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фоминых Александр Игнатьевич

Автор рассматривает традицию отправления лучших выпускников Императорской Академии художеств для знакомства и изучения памятников живописи, скульптуры и архитектуры за границей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Italian Pensionerstvo of the Imperial Academy of Arts (XVIII–XIX Сenturies)

The author examines the tradition of the Imperial Academy of Arts to send the best graduates abroad for studying the masterpieces of painting, sculpture and architecture.

Текст научной работы на тему «Итальянское пенсионерство Императорской Академии художеств (XVIII–XIX вв.)»

А. И. Фоминых

Итальянское пенсионерство Императорской Академии художеств (XVIII-XIX вв.)

Автор рассматривает традицию отправления лучших выпускников Императорской Академии художеств для знакомства и изучения памятников живописи, скульптуры и архитектуры за границей. Ключевые слова: пенсионерство; большая золотая медаль; усовершенствование мастерства; творческие отчеты, Императорская Академия художеств.

A. I. Fominykh

Italian Pensionerstvo of the Imperial Academy of Arts (XVIII-XIX Centuries)

The author examines the tradition of the Imperial Academy of Arts to send the best graduates abroad for studying the masterpieces of painting, sculpture and architecture.

Key words: pensionerstvo; big gold medal; improving skills; creative reports; Imperial Academy of Arts.

Пенсионерские поездки за границу, которыми Императорская Академия художеств награждала своих лучших выпускников, сыграли решающую роль в судьбе многих русских художников. В XIX в. пенсионерство стало постоянной практикой и значимым явлением

русской культурной жизни. Получив за исполнение надлежащей программы большую золотую медаль и звание классного художника I степени, художники отправлялись для дальнейшего усовершенствования в своем искусстве преимущественно в Италию.

Традиция стажировки русских художников в Италии была заложена еще Петром Великим. В 1716 г. по приказу царя туда были направлены братья Иван и Роман Никитины. За три года они освоили язык, побывали в Венеции, Риме, учились во Флоренции у профессора местной Академии Томазо Реди.

С момента основания в 1757 г. петербургская Академия художеств поддерживала и развивала тесные контакты с Европой. При разработке методики обучения, системы конкурсов, награждений и присвоения званий использовался опыт европейских академий. А в период деятельности первого президента Академии художеств И. И. Шувалова (1760-е гг.) появился новый для России вид обучения - институт пенсионерства, который был заимствован из опыта французской Академии художеств. Это система была зафиксирована в Уставе Академии и действовала в течение полутора столетий.

В первую группу пенсионеров входили в 1769 г. - живописцы А. П. Лосенко и П. И. Соколов, скульптор Ф. И. Шубин, в 1773 г. -живописец Федор Алексеев. Пенсионеры получали от Академии план обязательного осмотра художественных достопримечательностей, рекомендации к известным художникам, пользовались широким покровительством Шувалова, находились под неусыпным надзором российских послов, а также специально выделенных для этой цели чиновников. В свою очередь, пенсионеры были обязаны ежегодно представлять отчеты: письменные о занятиях и путешествиях, а также творческие - рисунки, этюды, эскизы и уже законченные произведения, которые экспонировались на академических выставках в Петербурге.

Число художников, отправляемых за границу, было ограниченным в связи с очень дорогим содержанием за рубежом, которое полностью возлагалось на Академию. Каждый год отправлялось не более шести человек. Срок пребывания пенсионеров в Италии был различным и мог корректироваться соответственно

их заслугам. Скульпторы и художники-живописцы посылались за границу на два года, а пейзажисты на три. Однако срок пребывания пенсионеров в Италии мог увеличиваться до четырех лет, в случае определенных заслуг или конкретных обстоятельств.

После Великой Французской революции и во времена наполеоновских войн институт пенсионерства в Академии художеств был отменен. Выпускник Академии Орест Кипренский смог отправиться в Италию лишь в 1816 г., получив пенсион от императрицы Елизаветы Алексеевны. Во Флоренции он получил признание, был избран членом флорентийской Академии художеств и удостоен высокой чести - предложения первым из русских художников написать автопортрет для галереи Уффици.

Положение с пенсионерством изменилось с назначением в 1817 г. президентом Академии художеств А. Н. Оленина. Возобновились заграничные поездки русских художников. Так, в 1818 г. в пенсионерскую поездку отправился С. Ф. Щедрин, вскоре прославившийся произведениями «Колизей в Риме», «Новый Рим. Замок Святого Ангела», «Набережная Санта-Лючия в Неаполе», «Набережная Мерджеллина в Неаполе», «Вид Неаполя». В 1819-1830 гг. заграничным пенсионером Академии был живописец П. В. Басин. В 1838 г. вторично приехал в Италию «профессор второй степени» Ф. А. Бруни для завершения грандиозного полотна «Медный змий».

За годы президентства Оленина произошли серьезные изменения и в правилах о пенсионерстве, усовершенствовалась система стажировок. Каждый из пенсионеров получал 400 червонцев на дорогу, а затем - по 300 червонцев годовых. Исторические живописцы и скульпторы теперь посылались сроком на шесть лет, пейзажисты, жанристы, баталисты - на три года.

В царствование Николая I институт пенсионерства продолжал совершенствоваться - увеличилось число посылаемых за рубеж художников, они экспонировали свои работы на зарубежных выставках, их имена становились известны в Европе. Николай проявлял неподдельный интерес к изобразительному искусству, в частности, к творчеству академических пенсионеров в Италии. С 1829 г. ряд важных дел петербургской Академии художеств решался в тесной связи с Мини-

стерством императорского двора, которым ведал князь П. М. Волконский. Нередко сам самодержец принимал те или иные инициативные решения, которые Академия только оформляла в делопроизводстве и исполнении. Расходы на пенсионеров шли через государственное казначейство. Поддержка также шла из средств императрицы, наследника или от дворов великих князей. Члены императорской семьи в 1840-1850-х гг., путешествуя по Италии, нередко давали заказы художникам, приобретали в свои собрания готовые работы.

С возникновением в 1820 г. Общества поощрения художников появился еще один канал, по которому можно было получить стипендию и возможность стажироваться в Италии. Главной своей целью Общества провозгласило «помогать художникам, оказывающим дарование». Первыми пенсионерами Общества стали братья Александр и Карл Брюлловы. Карл Брюллов приехал в Рим в 1822 г. Годы, проведенные Брюлловым в Италии, были чрезвычайно плодотворны. В пенсионерские годы им были созданы такие полотна, как «Итальянский полдень», «Итальянское утро», «Вирсавия», «Всадница». А сделав копию со знаменитой ватиканской фрески Рафаэля «Афинская школа», в 1827 г. Брюллов получил заказ от известного мецената А. Н. Демидова на историческую картину, изображающую гибель Помпей. Посетив раскопки города в 1828 г. и написав ряд этюдов на месте, Брюллов неожиданно стал свидетелем небольшого извержения Везувия. Все это легло в основу его грандиозного полотна, которое после окончания было выставлено в Риме на всеобщее обозрение и получило восторженную оценку критиков. Затем картина в 1833 г. переехала в Милан, где была выставлена в Пинакотеке Брера, вызвав бурную реакцию миланцев, затем в Париж, в Лувр, где вновь вызвала восхищение. Наконец, в 1834 г. картина Карла Брюллова была доставлена в Петербург, где также произвела сильнейшее впечатление на публику. После выставки Демидов подарил полотно Николаю I, который повелел выставить его в Академии художеств в качестве примера для начинающих живописцев, где оно и пробыло до 1895 г., впоследствии его перенесли в Русский музей.

В 1830-е гг. колония русских художников в Риме насчитывала почти двадцать человек. Из пенсионеров Академии здесь тогда

жили и работали архитекторы Н. и Д. Ефимовы, живописцы Г. Лап-ченко, К. Каневский, Ф. Завьялов и П. Шамшин, скульпторы А. Ло-гановский и Н. Пименов. Кроме них в Италии с 1828 г. и до смерти в 1836 г. постоянно жил О. А. Кипренский (академический пенсионер с 1816-го по 1823 г.). В 1840-х гг. русскую колонию пополнили архитекторы Н. Бенуа, А. Резанов, С. Иванов, скульпторы П. Ста-вассер, Н. Рамазанов, К. Климченко, живописцы В. Штеренберг и П. Орлов. Все они посещали мастерские знаменитых художников и скульпторов, работавших тогда в Риме, а также известных историков и антикваров. Местами паломничества были ателье скульпторов Бертеля (Альберто) Торвальдсена и Антонио Кановы. Его мастерская была чрезвычайно популярна среди пенсионеров. По соседству с ними снимал мастерскую русский художник Федор Моллер и гравер Федор Иордан.

Среди пенсионеров-живописцев середины XIX в. выделяется И. К. Айвазовский, который, приехав в Италию в 1840 г., работал там с большим воодушевлением, создав около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. «Хаос» Айвазовского даже удостоился чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея, а папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью.

В первой половине - середине XIX в. можно говорить о двух наиболее интересных периодах в жизни русской художественной «колонии» в Риме. Первый сложился в 1820-1830-е гг., во времена пребывания в Италии К. П. Брюллова. Второй, укладывающийся во временные рамки 1840-1850-х гг., прошел под влиянием А. А. Иванова. Со дня триумфа «Последнего дня Помпеи» именно Риму суждено было сыграть важную роль в становлении русской школы живописи. Из Рима приходит в Россию новая историческая картина, здесь были созданы грандиозные академические полотна -в 1841 г. «Медный змий» Ф. А. Бруни, в 1856 г. «Иоанн Богослов проповедует на острове Патмос» Ф. А. Моллера, в 1858 г. «Явление Христа народу» А. А. Иванова.

Что касается жанра архитектурной реставрации, то его расцвет в России в XIX в. был непосредственно связан с деятельностью пенсионеров Академии художеств. В первой группе пенсионеров, посланных в Италию новым президентом Академии А. Н. Олениным в 1818 г., был архитектор В. А. Глинка, в следующем, 1819 г. был послан К. А. Тон, а в 1821 г. - А. П. Брюллов. Главной целью этих пенсионеров было натурное изучение античных памятников Италии, включавшее в себя древнеримские и древнегреческие сооружения на территории Апеннинского полуострова и Сицилии. Чрезвычайно плодотворной стала пенсионерская поездка Тона, который успел выполнить грандиозный объем работы и представить графические реконструкции, заслужившие высокие оценки профессиональных историков. В 1822 г. он обмерил восемь древнегреческих памятников в Пестуме и Сицилии, а к 1825 г. завершил исследование и проект реставрации храма Фортуны в Пренесте, в окрестностях Рима. Чтобы достоверно представить себе утраченный облик античного святилища, ему пришлось самостоятельно провести археологические раскопки. В том же году он выпустил гравированный увраж храма Фортуны, в который включил все выполненные обмерные чертежи, ставшие основанием для воссоздания его внешнего вида. Еще одним масштабным предметом реставрации Константина Тона стали термы Каракаллы в Риме. В 1824 г. Тон приступил к реализации грандиозного замысла -«проекта реставрации» дворца Цезарей на Палатине. В изысканиях ему помогал архитектор А. И. Зассен, живший в то время в Риме. Среди его чертежей обращает на себя внимание «План существующего положения Дворца Цезарей на Палатине», в котором обозначены фрагменты дворцов Калигулы, Нерона, Тиберия и Августа. Это подробный и превосходно выполненный чертеж, сделанный, как и в случае с храмом Фортуны, с использованием данных собственных археологических раскопок.

Изучение Помпеи составляет особую страницу в работах пенсионеров Академии художеств - ее памятники также становятся предметом пенсионерских реставраций. Однако сравнительно малое число таких работ объясняется административными мерами

итальянских властей, направленными на запрещение иностранным художникам первыми изучать вновь открываемые археологические памятники. Только Александру Брюллову, создавшему акварельные портреты августейшей неаполитанской фамилии и завоевавшему личную благодарность и признание неаполитанского короля, удалось получить разрешение исследовать только что открытые в то время помпейские термы, именно он ввел этот античный памятник в историческую науку. Работа А. П. Брюллова по реконструкции терм в Помпеях продемонстрировала очень высокий уровень графической фиксации и была издана в 1829 г.

Работы пенсионеров Академии стали значительным явлением художественной жизни того времени и были сразу высоко отмечены в самой Италии. Проекты реставрации мавзолеев Адриана и Августа (1818-1824) В. А. Глинки были одобрены римскими историками Анто-нио Нибби, Карло Феа и архитектором Р. Стерном. Глинка за эти работы и К. А. Тон за проекты реставрации терм Каракаллы и дворца Цезарей на Палатине (1819-1829) были избраны членами римской Академии Св. Луки. К. А. Тон стал также профессором флорентийской Академии художеств. За реставрацию терм Александр Брюллов получил звание члена-корреспондента Французского института, миланской Академии художеств и Лондонского королевского института.

Следующим шагом в развитии жанра архитектурной реставрации стали проекты русских пенсионеров, работавших в Италии с конца 1820-х по 1840-е гг. Большинство работ этого этапа были по-прежнему «воссозданиями», то есть во многом фантастическими графическими реконструкциями огромных, далеко не полностью сохранившихся ансамблей. Достаточно перечислить некоторые из ансамблей, ставших объектами пенсионерских штудий: форум Траяна (Р. И. Кузьмин, Ф. Ф. Рихтер), термы Каракаллы, форум Нервы, Тибертинский остров (А. Т. Дурнов), вилла Адриана в Тиволи (А. М. Горностаев, Ф. Ф. Рихтер, Д. Е. Ефимов), наконец, огромный проект А. С. Никитина, включавший реставрацию почти всех римских форумов.

Во второй половине XIX в. античные «реставрации» становятся редкими, уступая место исследованиям и графическим «реставрациям» византийских, готических, романских, русских и дру-

гих памятников. Исключением стала деятельность архитектора С. А. Иванова (брата знаменитого живописца). Приверженность исследованиям античности предопределила весь его жизненный путь, а его реставрационные работы стали новым этапом в развитии русской историко-архитектурной науки.

Среди работ пенсионеров Академии художеств второй половины XIX в. проекты реставрации античных памятников единичны и не представляют собой ничего принципиально нового. В этой связи можно назвать работы: Л. В. Даля - реставрацию Новых бань в Помпее (1859-1865), а также В. А. Коссова и М. Э. Месмахера - реставрацию огромного театра в Таормине (Сицилия) (1867-1872).

Особым направлением работы русских академических пенсионеров в Италии было мозаичное дело. В 1840-х гг. Академия художеств рассмотрела проект создания в Петербурге мозаичного заведения, предложенный куратором русских пенсионеров в Риме П. И. Кривцовым и академиком Г.-Ф. Веклером. Вскоре по решению Николая I четыре выпускника Академии художеств - В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов и С. Ф. Федоров - отправились в Рим изучать мозаичное дело в мастерской Барбери. Их учителями стали итальянцы Р. Кокки и Л. Рубиконди, которые в 1851 г. вместе с учениками переехали в Петербург. Сюда же были приглашены смальтовары братья Дж. и Л. Бонафеде. После обучения в Италии русские мастера привезли исполненные ими мозаичные работы: икону «Св. Николай», копию античного пола, найденного в Отри-коли, и изображения голов четырех евангелистов, хранящиеся сейчас в Государственном Эрмитаже.

Во второй половине XIX в. география путешествий пенсионеров Императорской Академии художеств значительно расширяется, и Италия уже не играет в них главной роли, хотя и сохраняет свою притягательность как место, священное для любого художника и ценителя искусства. В целом можно сказать, что Италия внесла большой вклад в развитие русского искусства, и основная цель программы зарубежного пенсионерства - создание уникальных произведений русскими художниками - была успешно решена.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Беккер И. И., Бродский И. А., Исаков С. К. Академия художеств: исторический очерк / Под ред. С. К. Исакова. Л. ; М., 1940. 160 с.

2. Белютин Э. М., Молева Н. М. Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX века. М., 1967. 391 с.

3. Белютин Э. М., Молева Н. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., 1963. 409 с.

4. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. 3-е изд. М., 1999. 448 с.

5. Бочаров И. Н., Глушакова Ю. П. Карл Брюллов. Итальянские находки. М., 1984. 224 с.

6. Императорская Академия художеств : документы и исследования : к 250-летию со дня основания / РАХ, НИИ теории и истории изобраз. искусств; редкол.: В. В. Ванслов и др. М., 2010. 610 с.

7. Кара-Мурза А. А. Знаменитые русские о Риме. М., 2001. 468 с.

8. Лисовский В. Г. Академия художеств: историко-искусствоведче-ский очерк. Л., 1982. 224 с.

9. МихайловаМ. Б. Русские архитекторы пенсионеры в Италии (вторая половина XVIП - первая треть XIX века) // Россия и Италия. Встреча культур / Отв. ред. Н. П. Комолова. М., 2000. Вып. 4. С. 84-97.

10. Русское искусство. Вторая половина XIX века : очерки о жизни и творчестве художников : [в 2 т.] / Под ред. А. И. Леонова. М., 1962-1971. Т. 1 - 692 с.; Т. 2 - 563 с.

11. Русское искусство. Середина XIX века : очерки о жизни и творчестве художников / Под ред. А. И. Леонова. М., 1958. 779 с.

12. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. М., 1989. 381 с.

13. Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1982. 151 с.

14. Стасов В. В. Избранные статьи о русской живописи. М., 1968.

256 с.

15. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века: 70-80-е годы. М., 1997. 223 с.

16. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991. 207 с.

17. Турчин В. С. Орест Кипренский. М., 1982. 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.