Научная статья на тему 'ВОКРУГ СВЕТА НА ШЛЮПЕ «КАМЧАТКА». ЭКСПЕДИЦИЯ В.М. ГОЛОВНИНА В РИСУНКАХ М.Т. ТИХАНОВА. ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА'

ВОКРУГ СВЕТА НА ШЛЮПЕ «КАМЧАТКА». ЭКСПЕДИЦИЯ В.М. ГОЛОВНИНА В РИСУНКАХ М.Т. ТИХАНОВА. ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / ХУДОЖНИК / ЭКСПЕДИЦИЯ / ШЛЮП «КАМЧАТКА» / ГОЛОВНИН В.М / ТИХАНОВ М.Т

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвиец Павел Сергеевич, Матвиец Полина Владимировна

В Музее Мирового океана открылась выставка, посвящённая знаменитому кругосветному плаванию В.М. Головнина на шлюпе «Камчатка» в 1817-1819 гг., результаты которого нашли отражение в серии акварельных рисунков художника М.Т. Тиханова (1789-1862). Уникальное наследие мастера, сохраняемое Научно-исследовательским музеем Российской академии художеств, является ценнейшим художественным и документальным материалом, повествующим о значительных для мировой науки открытиях русских мореплавателей. Совместный проект Научно-исследовательского музея Российской академии художеств и Музея Мирового океана позволил прикоснуться к творчеству М.Т. Тиханова, к сожалению, пока малоизвестному широкому зрителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Матвиец Павел Сергеевич, Матвиец Полина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AROUND THE WORLD ON THE SLOOP KAMCHATKA. CAPTAIN V.M. GOLOVNIN’S EXPEDITION IN THE DRAWINGS BY M.T. TIKHANOV. BASED ON THE MATERIALSOF THE EXHIBITION IN THE WORLD OCEAN MUSEUM

The World Ocean Museum has opened an exhibition dedicated to the famous circumnavigation of the world by Captain V.M. Golovnin on the sloop Kamchatka in 1817-1819, the results of which were reflected in a series of watercolor drawings by the artist M.T. Tikhanov (1789-1862). The unique heritage of the master, preserved by the Museum of the Russian Academy of Arts in Saint Petersburg, is the most valuable artistic and documentary material, telling about the discoveries of the Russian navigators, which are still significant in terms of science and fine arts. The joint project of the Museum of the Academy of Arts in Saint Petersburg and the World Ocean Museum in Kaliningrad made it possible to rediscover the masterpieces of M.T. Tikhanov, who, unfortunately, is still little known to the general public.

Текст научной работы на тему «ВОКРУГ СВЕТА НА ШЛЮПЕ «КАМЧАТКА». ЭКСПЕДИЦИЯ В.М. ГОЛОВНИНА В РИСУНКАХ М.Т. ТИХАНОВА. ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА»

ВЕСТИ ИЗ МУЗЕЕВ

УДК 910.4

DOI 10.29003/m3122.0514-7468.2022_44_4/475-486

ВОКРУГ СВЕТА НА ШЛЮПЕ «КАМЧАТКА». ЭКСПЕДИЦИЯ В.М. ГОЛОВНИНА В РИСУНКАХ М.Т. ТИХАНОВА. ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ МИРОВОГО ОКЕАНА

П.С. Матвиец, П.В. Матвиец*

В Музее Мирового океана открылась выставка, посвященная знаменитому кругосветному плаванию В.М. Головнина на шлюпе «Камчатка» в 1817-1819 гг., результаты которого нашли отражение в серии акварельных рисунков художника М.Т. Тиханова (1789-1862). Уникальное наследие мастера, сохраняемое Научно-исследовательским музеем Российской академии художеств, является ценнейшим художественным и документальным материалом, повествующим о значительных для мировой науки открытиях русских мореплавателей. Совместный проект Научно-исследовательского музея Российской академии художеств и Музея Мирового океана позволил прикоснуться к творчеству М.Т. Тиханова, к сожалению, пока малоизвестному широкому зрителю.

Ключевые слова: этнография, художник, экспедиция, шлюп «Камчатка», Головнин В.М., Тиханов М.Т.

Ссылка для цитирования: Матвиец П.С., Матвиец П.В. Вокруг света на шлюпе «Камчатка». Экспедиция В.М. Головнина в рисунках М.Т. Тиханова. По материалам выставки в Музее Мирового океана // Жизнь Земли. 2022. Т. 44, № 4. С. 475-486. Э01: 10.29003/т3122.0514-7468.2022_44_4/475-486.

Поступила 10.10.2022 / Принята к публикации 16.11.2022

AROUND THE WORLD ON THE SLOOP KAMCHATKA. CAPTAIN V.M. GOLOVNIN'S EXPEDITION IN THE DRAWINGS BY M.T. TIKHANOV. BASED ON THE MATERIALS OF THE EXHIBITION IN THE WORLD OCEAN MUSEUM

P.S. Matviets, PV. Matviets Museum of the World Ocean, Kaliningrad, Russian Federation

* Матвиец Павел Сергеевич - с.н.с., [email protected]; Матвиец Полина Владимировна - н.с., [email protected]; Музей Мирового океана, Калининград.

Жизнь Земли 44(4) 2022 475-486 475

The World Ocean Museum has opened an exhibition dedicated to the famous circumnavigation of the world by Captain V.M. Golovnin on the sloop Kamchatka in 1817-1819, the results of which were reflected in a series of watercolor drawings by the artist M.T. Tikhanov (1789-1862). The unique heritage of the master, preserved by the Museum of the Russian Academy of Arts in Saint Petersburg, is the most valuable artistic and documentary material, telling about the discoveries of the Russian navigators, which are still significant in terms of science and fine arts. The joint project of the Museum of the Academy of Arts in Saint Petersburg and the World Ocean Museum in Kaliningrad made it possible to rediscover the masterpieces of M.T. Tikhanov, who, unfortunately, is still little known to the general public.

Keywords: ethnography, artist, expedition, sloop Kamchatka, V.M. Golovnin, M.T. Tikhanov.

For citation: Matviets, Pavel S., Matviets, Polina V., "Around the world on the sloop Kamchatka. Captain V.M. Golovnin's expedition in the drawings by M.T. Tikhanov. Based on the materials of the exhibition at the Museum of the World Ocean", Zhizn Zemli [Life of the Earth] 44 , no 4, 475-486 (2022) (in Russ., abstract in Engl.). DOI: 10.29003/m3122.0514-7468.2022_44_4/475-486.

«...всё, что природа производит странного и красивого, стараюсь изображать в точном её виде...».

Из письма художника М.Т. Тиханова, 1818 г.

Введение. Вклад российских мореплавателей в сокровищницу географических знаний невозможно переоценить. Среди множества имён замечательных исследователей и первооткрывателей — имя руководителя двух кругосветных плаваний капитана Василия Михайловича Головнина (1776-1831) вписано золотыми буквами в историю отечественной науки о Земле. Кроме того, вице-адмирал В.М. Головнин оставил яркий след в истории морской науки и образования, являя пример образцового служения Отечеству.

Задачи экспедиции и её подготовка. Для экспедиции русскими мастерами был специально построен 130-футовый шлюп «Камчатка», командование которым принял уже знаменитый своим предыдущим кругосветным плаванием на шлюпе «Диана», а также приключениями в плену у японцев, капитан второго ранга В.М. Головнин [4]. Примечательно, что под его началом в качестве младших офицеров своё первое кругосветное плавание совершат будущие выдающиеся мореплаватели и учёные Ф.П. Врангель, Ф.П. Литке и Ф.Ф. Матюшкин [3].

Главными задачами, возложенными на экспедицию, были доставка грузов на Камчатку, инспекция поселений в Русской Америке и описание тех её районов, которые были ещё мало изучены и не нанесены на карту [2, 4].

Хроника экспедиции. Шлюп «Камчатка» вышел из Кронштадта 26 августа 1817 г., взяв курс на Британские острова, где экспедиции следовало пополнить запасы провизии и закупить навигационные приборы и карты. Далее, перейдя Атлантический океан, судно зашло в Рио-де-Жанейро и, проследовав вдоль побережья Южной Америки, достигло мыса Горн. Успешно обогнув его, зайдя ненадолго в порт Кальяо, экспедиция пересекла Тихий океан и 3 мая 1818 г. пришла в Петропавловск-Камчатский. Далее мореходам следовало отправиться в Русскую Америку, по пути продолжив исследования О.Е. Ко-цебу, посетившего район Алеутских островов на бриге «Рюрик» в 1817 г. Благодаря астрономическим наблюдениям с борта «Камчатки», было уточнено положение островов Беринга, Медного, Атту, Тахкиняк, Укамок (Чирикова) и Ситкинак. Благополучно прибыв в Павловскую гавань на острове Кадьяк, В.М. Головнин приступил к ревизии дел Российско-американской компании. Тем временем офицеры шлюпа занимались исследованием Чиниатского залива и уточнением его карты, впервые составленной ещё Ю.Ф. Лисянским во время первого российского кругосветного плавания [4].

Покинув остров Кадьяк, экспедиция зашла в Ново-Архангельск и проследовала в Калифорнию, где в Монтерее капитан должен был встретиться с правителем Русской Америки капитан-лейтенантом Л.А. Гагенмейстером и затем уже продолжить плавание в сторону родной гавани [4]. По дороге в Россию экспедиция посетила Гавайские острова, остров Гуам (в группе Марианских островов) и сделала остановку в Маниле (Филиппины). Пройдя Зондским проливом, моряки вышли в Индийский океан. Обогнув в дальнейшем мыс Доброй Надежды и посетив острова Св. Елены, Вознесения и Файал, участники экспедиции прибыли в британский Портсмут, где произошла примечательная встреча с экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный», направлявшейся навстречу великим открытиям. После короткого перехода через Северное и Балтийское моря, 5 сентября 1819 г. шлюп «Камчатка» вернулся в Кронштадт [4].

В ходе экспедиции все поставленные задачи были выполнены, а её итоги обстоятельно описаны В.М. Головниным и опубликованы в 1822 г. [2]. Особую роль в кругосветном плавании сыграл художник М.Т. Тиханов, отразивший его историю в уникальной художественной летописи.

Художник Михаил Тихонович Тиханов. Биография. Имя художника Михаила Тихоновича Тиханова (1789(?)-1862) связано со временем небывалого подъёма, романтического вдохновения, охватившего русскую культуру в первой половине XIX столетия. При жизни остававшийся в тени своих прославленных современников - живописцев С.Ф. Щедрина, А.Г. Венецианова, В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова и др., Тиханов, тем не менее, вошёл в историю как бесценный свидетель событий и впечатлений кругосветной экспедиции В.М. Головнина, совершённой в 1817-1819 гг. Благодаря рисункам Михаила Тиханова оживает увиденное русскими мореплавателями в дальних краях.

О жизни Михаила Тиханова (Тихонова) известно крайне мало. Его биография начинается с 1806 г, когда совет Императорской академии художеств решил «по прошению Шталмейстера Князя Голицына, мальчика его Микайлу Тихонова семнадцати летнего, принять в число пенсионеров академии, с получением на содержание в год по триста рублей от Его Сиятельства» [6, с. 477-478]. Бывшего дворового человека князя Н.А. Голицына, Михаила Тиханова, определили в класс исторической живописи, где его учителями были известные мастера этого жанра - живописцы Г И. Угрюмов, А.И. Иванов, А.Е. Егоров и В.К. Шебуев. Известно, что в 1808 и 1809 гг. Тиханов был награждён серебряными медалями за учебные рисунки с натуры, а в 1813 г. был удостоен золотой медали за картину «Верность Богу и Государю русских, расстреливаемых в Москве Наполеоном», однако положенной медали не получил «за неимением вольности». Последнюю князь Голицын дал Тиханову лишь в 1815 г., после чего художник был выпущен из Императорской академии художеств «вольным пенсионером» с аттестатом 1-й степени и переведён на казенное содержание «для усовершенствования способностей». Таким образом, в академических стенах Михаил Тиханов провёл более десяти лет. К сожалению, произведений, созданных художником в ученический период, практически не сохранилось... [5].

М.Т. Тиханов в экспедиции В.М. Головнина. В 1817 г. президент Академии художеств А.Н. Оленин рекомендует М.Т. Тиханова в качестве художника-натуралиста капитану второго ранга В.М. Головнину, предпринявшему кругосветную экспедицию на шлюпе «Камчатка». «Сверх морских чиновников старанием г-на президента Академии художеств определён на шлюп молодой, но искусный живописец г-н Тиханов... чтобы документально и ярко запечатлеть жизнь народов, с которыми предстояло познакомиться русским мореплавателям...» - так вспоминает Головнин о Михаиле Тиханове [1, с. 26].

Буквально с первых дней путешествия Тиханов начинает вдохновенно работать. В единственном сохранившемся письме художника президенту Академии художеств А.Н. Оленину сообщается: «Долгом считая исполнять данную Вами мне инструкцию,

я со всевозможным усердием упражняюсь в рисовании предметов, предписанных Вами, наблюдая с точностью характерические черты лиц разных народов, не опуская ни малейшей подробности и в одеянии их; также рисую птиц, рыб, отдалённые острова, изящные местоположения, значительные здания и бедные хижины; всё, что природа производит странного и красивого, стараюсь изображать в точном её виде, и никак не смею украшать оную малым воображением своим...» [5, с. 536]. Наполненный новыми яркими впечатлениями, Михаил Тиханов благодарит Оленина: «...Вы открыли случай видеть мне Англию, Бразилию и Перу...» [5, с. 536].

Коллекция экспедиционных рисунков М.Т. Тиханова. За время кругосветного плавания на шлюпе «Камчатка» Михаил Тиханов исполнил более 40 акварельных рисунков, отражающих практически все его этапы. Одним из первых рисунков экспедиции стал «Водопад в Тижуке близ Рио-де-Жанейро» (рис. 1). Этот романтический пейзаж овеян искренним чувством восторга перед красотой и могуществом лика природы -Тиханов изображает покрытые густыми лесами скалы, несущиеся мощные потоки воды. Среди миниатюрных человеческих фигурок, населяющих пейзаж, художник представил собственный автопортрет: в левом нижнем углу рисунка виден сидящий господин в цилиндре, который, склонив в старании голову, что-то рисует на большом листе бумаги.

Рис. 1. М.Т. Тиханов. Водопад в Тижуке близ Рио-де Жанейро. 1817 г. Бумага, акварель. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

Fig. 1. M.T. Tikhanov. Waterfall in Tijuca near Rio de Janeiro. 1817. Paper, watercolor. Museum of the Academy of Arts.

Впечатления М.Т. Тиханова от Перу раскрылись в этнографических рисунках-сценках «Перуанская дама» (рис. 2) и «Перуанские дамы с кавалером на водах в Каллао близ

Лимы». Как и надлежит художнику-натуралисту фиксировать всё увиденное как можно точнее и подробнее, Тиханов скрупулёзно передаёт причудливый вид местных жителей, особенности их национальных костюмов.

Рис.2. М.Т. Тиханов. Перуанская дама. 1818 г. Бумага, акварель. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

Fig. 2. M.T. Tikhanov. A Peruvian woman. 1818. Paper, watercolor. Museum of the Academy of Arts.

Почти половина путевых рисунков мастера посвящена жизни Алеутского архипелага. Длительное пребывание «Камчатки» в Русской Америке выражено обширной галереей портретных образов жителей островов Кадьяк, Ситка, различных районов Алеутских островов. Выразительные и яркие рисунки «Тойон с полуострова Аляска

по имени Аячунк, в крещении Андрей» (рис. 3), «Житель реки Коппер на полуострове Аляска», «Житель полуострова Аляска» представляются ценнейшим этнографическим источником. Живость и непосредственность передачи народных образов отличают изображения индейцев колошей «Старшина колюжей с острова Баранова в воинской одежде», «Тойон колюжей с острова Баранова по имени Котлеан с женой» (рис. 4),

Рис. 3. М.Т. Тиханов. Тойон с полуострова Аляска по имени Аячунк, в крещении Андрей. 1818 г. Бумага, акварель. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

Fig. 3. M.T. Tikhanov. Toyon from the Alaska Peninsula, named Ayachunk, baptized Andrew. 1818. Paper, watercolor. Museum of the Academy of Arts.

JC

¿Рб /ttt^rrjr«^ ^UftfAtuw,

¿-'JJ " ■ ■ ■ if-''rT'• - ''-<

¿Ту» йДйи'; Л- Г - 'о*'

Рис. 4. М.Т. Тиханов. Тойон колюжей с острова Баранова по имени Котлеан с женой. 1818 г. Бумага, акварель. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

Fig. 4. M.T. Tikhanov. Toyon of the Koloshi from the Baranov Island, named Kotlean, with his wife. 1818. Paper, watercolor. Museum of the Academy of Arts.

«Семейство колюжей с острова Баранова». М.Т. Тиханов тщательно прорисовывает все детали одежды, украшений местных жителей, старается передать особенности черт их лиц, то и дело подчёркивая грубоватость мужской или мягкость женской внешностей. Каждое портретное изображение Тиханов дополняет пейзажным фоном, создающим ощущение природной среды, в которой живут герои его рисунков.

Интересны акварели Тиханова, повествующие о коренном населении Калифорнии. Жанровые сценки, показывающие незатейливый быт индейцев, населявших берега залива Румянцева (Бодега), портреты пронизаны симпатией художника к этим необычным и добродушным людям (рис. 5).

Тиханов никогда не пренебрегает точностью: предметы быта, вооружения, одежды изображены в его акварелях практически документально. Головнин высоко ценил труд художника в экспедиции: «Во всех подобных путешествиях такой человек весьма нужен,

У/

Р._ш

Рис. 5. М.Т. Тиханов. Женщина залива Румянцева. 1818 г. Бумага, акварель. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

Fig. 5. M.T. Tikhanov. A Rumyantsev Bay woman. 1818. Paper, watercolor. Museum of the Academy of Arts.

ибо много есть вещей в отдалённых частях света, которых образцов невозможно привезти и самое подробное описание коих не в состоянии сообщить об них надлежащего понятия; в таком случае одна живопись может несколько заменить сии недостатки» [1, с. 26].

Из Калифорнии путешественники последовали на Гавайские (Сандвичевы) острова. Здесь Михаил Тиханов исполнил «Портрет Тамеамеа I, первого короля Сандвичевых островов» (рис. 6), подчеркнув экзотическую внешность героя в сочетании с европейской одеждой. Одной из жемчужин путевого альбома М.Т. Тиханова без преувеличения можно назвать рисунок «Девушка с Сандвичевых островов» (рис. 7), отличающийся особым изяществом, душевностью образа и прекрасным колористическим решением.

Рис. 6. М.Т. Тиханов. Портрет Тамеамеа I, первого короля Сандвичевых островов. 1818 г. Бумага, акварель. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

Fig. 6. M.T. Tikhanov. Portrait of Kamehameha the Great, the first ruler of the Sandwich Islands. 1818. Paper, watercolor. Museum of the Academy of Arts.

Рис. 7. М.Т. Тиханов. Девушка с Сандвичевых островов. 1818 г. Бумага, акварель. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

Fig. 7. M.T. Tikhanov. A girl from the Sandwich Islands. 1818. Paper, watercolor. Museum of the Academy of Arts.

Следующей остановкой шлюпа после Марианских островов стали Филиппинские острова. Удивительные типажи, колорит местных традиций не могли не увлечь художника. Чувствуется, что листы «Индейцы в Маниле наблюдают за петушиным боем», «Малайцы Арей и Томас с острова Лукония, живущие в Маниле» были созданы художником быстро, буквально на одном дыхании. Особенно примечателен рисунок «Индеец в Маниле крадёт у Тиханова шляпу» (рис. 8) - сценка, запечатлевшая возмутительный

Рис. 8. М.Т. Тиханов. Индеец в Маниле крадёт у Тиханова шляпу. 1818-1819 гг. Бумага, акварель. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

Fig. 8. M.T. Tikhanov. An Indian in Manila is stealing Tikhanov's hat. 1818-1819. Paper, watercolor. Museum of the Academy of Arts.

поступок местного хулигана, жертвой которого оказался сам художник! И вновь в виде крохотного мотива предстаёт здесь автопортрет Михаила Тиханова, изображающий его вскинувшим в изумлении руки вслед убегающему воришке.

Важно отметить, что М.Т. Тиханов стал первым русским художником, запечатлевшим филиппинских жителей и экзотическую жизнь Манилы [5].

После Филиппинских островов художественная «летопись» М.Т. Тиханова обрывается. Капитан В.М. Головнин оставляет в своём дневнике полные тревоги строки: «...на возвратном пути в Россию в июне месяце на островах Азорских он начал более обыкновенного предаваться задумчивости, потом чрез несколько дней впал в ипохондрию и, наконец, имел несчастие совсем лишиться ума, и в сём положении привезён в Кронштадт» [5, с. 534]. Что явилось причиной пошатнувшегося здоровья художника -неизвестно... По возвращении из экспедиции М.Т. Тиханов был помещён в лазарет Академии художеств, где даже продолжил работу над некоторыми из своих путевых рисунков. Но вскоре здоровье художника ухудшилось, и его перевели в лечебницу для душевнобольных. К творческой работе Тиханов уже больше не возвращался. С 1822 г. и до самой смерти художника о нём заботилась семья его друга и соученика по Академии художеств - живописца И.В. Лучанинова. Михаил Тиханов умер 6 (7) октября 1862 г. [5].

Отправляясь в плавание на шлюпе «Камчатка», художник Тиханов написал в своём письме к президенту Академии художеств А.Н. Оленину: «... прошу Вас — не требуйте от меня журнала или моих замечаний... Мой журнал - природа... А мне лишь должно замечать, удивляться и сколько можно подражать ей» [5, с. 536].

Заключение. Действительно, замечательные акварельные рисунки Тиханова часто наполнены романтическим ощущением восторга, преклонения перед многоликостью природы. Но в то же время они и сегодня имеют большую значимость как научный, документальный материал, фиксирующий важнейшие результаты кругосветной экспедиции В.М. Головнина. Наряду с творениями художников-путешественников П.Н. Михайлова, Е.М. Корнеева, Л.А. Хориса, В.Г. Тилезиуса, рисунки М.Т. Тиханова являются яркой частью ценнейшего наследия, повествующего об открытиях русских мореплавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головнин В.М. Путешествие вокруг света, совершённое на военном шлюпе «Камчатка» в 1817, 1818 и 1819 годах флота капитаном Головниным. М.: Мысль, 1965. 384 с.

2. Дивин В.А. В.М. Головнин. М.: Географгиз, 1952. 39 с.

3. Дивин В.А. Повесть о славном мореплавателе. М.: Мысль, 1976. 111 с.

4. Зубов Н.Н. Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов. М.: Географгиз, 1954. 476 с.

5. Рутенко Ю.С. М.Т. Тиханов (1789(?)-1862) - первый русский живописец, побывавший на Филиппинах // Pilipinasmuna! Филиппины прежде всего! К 80-летию Геннадия Евгеньевича Рачкова (Маклаевский сборник; вып. 4). СПб: МАЭ РАН, 2011. 648 с.

6. Сборник материалов для истории Имп. С.-Петербургской академии художеств за сто лет её существования 1811-1843 / Под ред. П.Н. Петрова. СПб: Изд-во ИАХ, 1864. 613 с.

REFERENCES

1. Golovnin, V.M., Captain Golovnin's world cruise on thesloop-of-war Kamchatka in 1817, 1818 and 1819 by (Moscow: Mysl, 1965) (in Russian).

2. Divin, V.A., V.M. Golovnin (Moscow: Geografgiz, 1952) (in Russian).

3. Divin, V.A., Tale of the glorious navigator (Moscow: Mysl, 1976) (in Russian).

4. Zubov, N.N., Russian navigators - explorers of the seas and oceans (Moscow: Geografgiz, 1954) (in Russian).

5. Rutenko, Y.S., "M.T. Tikhanov (1789(?)-1862) as the first Russian painter who visited the Philippines", Philipinasmuna! Philippines first of all!: To the 8ffh anniversary of Gennady Evgenievich Rachkov (St. Petersburg: MAE RAN, 2011) (Bulletin of the Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences) (in Russian).

6. Petrov, P.N., Collection of materials for the history of the St. Petersburg Academy of Arts for a hundred years of its existence 1811-1843 (St. Petersburg: IAKH, 1864) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.