ВЕСТИ ИЗ МУЗЕЕВ
УДК 910.4
DOI 10.29003/m2622.0514-7468.2022_44_1/65-73
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ РЕЙС НИС «ДМИТРИЙ МЕНДЕЛЕЕВ» ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ. ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫСТАВКИ «ОКЕАНИЯ ДАЛЁКАЯ И БЛИЗКАЯ» В МУЗЕЕ МИРОВОГО
ОКЕАНА
П.С. Матвиец, П.В. Матвиец*
Музей Мирового океана в рамках V Международной научно-практической конференции «Проблемы изучения и сохранения морского наследия» (5-9 октября 2021 г.) представляет выставку «Океания далёкая и близкая». Выставка, интегрированная в экспозицию «Люди моря» в Морском выставочном центре нашего Музея в г. Светлогорск, посвящена истории XVIII рейса НИС «Дмитрий Менделеев» 1976-77 гг. в Океанию, целью которого было комплексное изучение островов Тихого океана. Учёные проводили океанологические работы, изучали природу и население этой удивительной территории, в то время как сопровождавшие экспедицию художники М.Л. Плахова и Б.В. Алексеев создали сотни замечательных произведений, ярко передающих экзотическую жизнь, типажи, традиции и уникальную культуру островов Океании.
Ключевые слова: этнография, художник, экспедиция, НИС «Дмитрий Менделеев», Океания, Плахова М.Л., Алексеев Б.В., Пономарёва Л.А.
Ссылка для цитирования: Матвиец П.С., Матвиец П.В. Восемнадцатый рейс НИС «Дмитрий Менделеев» глазами художников. По материалам выставки «Океания далёкая и близкая» в Музее Мирового океана // Жизнь Земли. Т. 44, № 1. С. 65-73. DOI: 10.29003/m2622.0514-7468.2022_44_1/65-73.
Поступила 26.11.2021 / Принята к публикации 02.02.2022
"OCEANIA DISTANT AND NEAR": AN EXHIBITION AT THE KALININGRAD WORLD OCEAN MUSEUM
P. S. Matviets, P. V. Matviets World Ocean Museum (Kaliningrad, Russia)
* Матвиец Павел Сергеевич - с.н.с., искусствовед, [email protected]; Матвиец Полина Владимировна - н.с., искусствовед, [email protected]; Музей Мирового океана, г. Калининград.
Жизнь Земли 44(1) 2022 65-73
65
The World Ocean Museum presents the exhibition "Oceania Distant and Near" within the framework of the Fifth International Scientific and Practical Conference, "Problems of studying and preserving the marine heritage" (October 5-9, 2021). This exhibition, integrated into the exposition "People of the Sea" in the Maritime Exhibition Center of our museum in Svetlogorsk, is dedicated to the history of the eighteenth voyage of the NIS Dmitry Mendeleev in 1976-77 to Oceania, for the purpose of comprehensive study of the Pacific Islands. Scientists carried out oceanological work and studied the nature and population of this amazing territory, while the artists accompanying the expedition, M. L. Plakhova and B. V. Alekseev, created hundreds of wonderful works vividly conveying exotic life, types, traditions and unique culture of the Oceania islands.
Keywords: ethnography, artist, expedition, Research Vessel Dmitry Mendeleev, Oceania, M. L. Plakhova, B. V. Alekseev, L. A. Ponomareva.
For citation: Matviets, Pavel S., Matviets, Polina V., "'Oceania Distant and Near': An Exhibition at the Kaliningrad World Ocean Museum," Zhizn Zemli [Life of the Earth], 2022, 44 (1), 65-73 (in Russ., abstract in Engl.). DOI: 10.29003/m2622.0514-7468.2022_44_1/65-73.
Введение. Музей Мирового океана в рамках организации V Международной научно-практической конференции «Проблемы изучения и сохранения морского наследия» 5 октября 2021 г. открыл выставку «Океания далёкая и близкая» [5]. Выставка, интегрированная в экспозицию «Люди моря» в Морском выставочном центре нашего музея в г. Светлогорск, рассказывает об истории XVIII рейса научно-исследовательского судна (НИС) «Дмитрий Менделеев» 1976-77 гг. в Океанию через произведения сопровождавших экспедицию художников М.Л. Плаховой (1922-1998) и Б.В. Алексеева (1923-1994), которые создали сотни замечательных произведений, ярко передающих экзотическую жизнь, типажи, традиции и уникальную культуру тихоокеанских островов.
Кроме того, на выставке представлены рисунки начальника рейса Л.А. Пономарёвой (1917-2004), неожиданно объединяющие научное и творческое начала. Точно и тонко профессиональный биолог фиксирует обстановку капитанской каюты, броскую и необыкновенную красоту островов Океании. Значимым разделом экспозиции «Океания далёкая и близкая» являются архивные фото и предметы, связанные с историей XVIII рейса НИС «Дмитрий Менделеев».
На борту НИС «Дмитрий Менделеев» к берегам Океании. «Океания... Палящее тропическое солнце и безбрежная морская даль; сказочный подводный мир и тысячи больших и малых островов, разбросанных на неоглядных пространствах; горные лесные массивы и низкие атоллы со сверкающими, отмытыми приливом песчаными отмелями и царственно возвышающимися над гладью лагун кокосовыми пальмами. Люди экзотической внешности - носители уходящей в тысячелетние глубины самобытной культуры и истории» [9, с. 3].
Таким увидели этот удивительный край художники Мария Плахова и её супруг Борис Алексеев, отправившиеся вместе с учёными - океанологами, биологами, ботаниками, зоологами и этнографами - в XVIII научный рейс судна «Дмитрий Менделеев» в 1976 г. и создавшие свою летопись этого уникального путешествия, представив его сотнями замечательных произведений, ярко отразивших уникальную культуру народов Океании, их типажи и колоритный быт.
Названое в честь русского учёного Д.И. Менделеева судно было одним из семи аналогичных кораблей науки, построенных в 1966-68 гг. по инициативе И.Д. Папа-нина и М.В. Келдыша в Висмаре (ГДР) на верфи имени Матиаса Тезена и названных в честь выдающихся отечественных учёных: «Академик Курчатов», «Профессор Визе»,
«Академик Крылов», «Академик Ширшов», «Профессор Зубов», «Академик Вернадский», «Дмитрий Менделеев» [2].
После того как 17 декабря 1968 г. на НИС «Дмитрий Менделеев» был торжественно поднят Государственный флаг СССР, судно было передано Институту океанологии имени П.П. Ширшова РАН для научных исследований в области гидрологии и геофизики. Судно водоизмещением 6900 тонн имело на борту 28 научных лабораторий и электронно-вычислительных центров [2].
Целью XVIII рейса НИС «Дмитрий Менделеев», отправившегося на просторы Тихого океана в новогодний вечер 31 декабря 1976 г., были всеобъемлющие комплексные природные и социологические исследования районов Новой Гвинеи и Меланезии. Экипаж судна возглавлял опытный капитан дальнего плавания А.С. Свитайло. Руководство всей экспедицией было доверено доктору биологических наук Л.А. Пономарёвой (заместители - В.Г. Нейман, Н.В. Парин, В.А. Тулин). В составе экспедиции было 9 отрядов, суммарно включающих 70 специалистов из различных научных учреждений СССР. В рейсе также участвовали кинооператоры студии «Центрнауч-фильм» В.Г. Рыклин и А.Н. Попов, а также художники М.Л. Плахова и Б.В. Алексеев.
В первую очередь учёные намеревались исследовать экосистемы коралловых островов, а также геолого-геоморфологические особенности островов, лагун атоллов и окружающих акваторий. Кроме того, был запланирован сбор ботанических и зоологических образцов, а также проведение этнографических исследований. Экспедиция явилась продолжением работ, начатых в этом районе Тихого океана в VI рейсе НИС «Дмитрий Менделеев» в 1971 г. [2, 3].
За время рейса исследования были проведены на 113 научных станций. Судно заходило в порты пяти государств: Папуа-Новой Гвинеи (Порт-Морсби, Кавиенг, Маданг, Бонгу, Лаэ), Австралии (Брисбен), Тонга (Нукуалофа), Фиджи (Сува) и Сингапур. Осуществлялись высадки на островах архипелага Бисмарка, Манне, Каботтерон, Лавонгай, Сент-Андру, Хермит, Лоу, Палиаи, Луизиада, Велитоа, Номука и Номука-Ики [2, 3].
Исследователи под руководством Д.В Наумова изучали организмы, встречающиеся в коралловым биоценозе, их видовой состав, локализацию в кораллах-хозяевах и их значение. Была проведена оценка удельного веса этих организмов на примере лагуны атолла Маракеи и выявлена их значительная роль в коралловых поселениях различных типов. Отряду биофизиков под руководством И.И. Гительзона, принимавших участие в этой экспедиции, впервые удалось определить биолюминисцент-ное свечение кораллового рифа и собрать коллекцию светящихся кораллобионтов. Ихтиологами был собран большой материал по глубоководным рыбам, обитающим в исследуемом регионе. Ботаники под руководством В.А. Алексеева собрали богатые гербарии и 103 экземпляра живых растений для оранжерей Ботанического института АН СССР [2, 3].
Особенно ценными представляются результаты работ этнографического отряда и его руководителя Д.Д. Тумаркина, поскольку советские этнографы нечасто оказывались на островах Океании. Учёные собрали большой материал, характеризующий материальную культуру и духовный мир жителей посещённых экспедицией островов. Были сделаны уникальные аудио- и видеозаписи десятков образцов музыкального фольклора, а также собрана коллекция музыкальных инструментов и предметов декоративно-прикладного искусства [2, 3].
Экспедиция, продолжавшаяся четыре с половиной месяца, выполнила намеченную программу и благополучно вернулась во Владивосток 15 апреля 1977 г. За кормой
осталось 16 800 морских миль. Научные итоги XVIII рейса на НИС «Дмитрий Менделеев» пополнили славную историю советских исследований Мирового океана [2, 3].
Художники в составе научных экспедиций. Традиция отправлять художников в плавание в составе экспедиций имеет давнюю историю. Своеобразие прежде неизведанных земель и их народов стремились запечатлеть живописцы различных эпох: художник Л.А. Хорис сопровождал мореплавателя О.Е. Коцебу, пейзажист П.Н. Михайлов участвовал в разведывательных экспедициях совместно с Ф.Ф. Беллинсгаузеном, М.П. Лазаревым и М.Н. Станюковичем [1]. Продолжилась эта традиция и в советское время. Советские живописцы Мария Плахова, закончившая ещё в первые послевоенные годы Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова и защитившая в нём позднее диссертацию на соискание степеникандидата искусствоведения, и её супруг Борис Алексеев, воспитанник Воронежского художественного училища, длительно и последовательно сотрудничали с учёными в составе экспедиций на научных судах Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН [4].
На борту «Дмитрия Менделеева» художниками была создана обширная живописно-графическая серия «Океания», где каждое из произведений неповторимо по своей экспрессии и ритму, наполнено особым духом эксперимента, проявляющимся в колористических решениях и манере исполнения. Творческое, эмоциональное восприятие художниками увиденного позволило иначе взглянуть на научные достижения этого рейса, не просто констатировать их события, но ощутить особую, личную к ним причастность. Выдающийся учёный, начальник этнографического отряда рейса и впоследствии хороший друг М.Л. Плаховой и Б.В. Алексеева Д.Д. Тумаркин, вспоминал: «...я хорошо помню, с какой увлечённостью работали художники. Их можно было увидеть и на палубе «Дмитрия Менделеева», и в раскачивающейся на волнах шлюпке, и во время многочисленных высадок - в заболоченных мангровых лесах, в папуасских деревнях. Зачастую художники трудились в светлое время суток, в шторм и изнуряющий зной.» [4, с. 5]. Примечательно, что все члены экспедиции отмечали исключительную правдивость изображённых Марией Плаховой и Борисом Алексеевым сцен и состояний тропической природы, таких как «Вечер на рифах» (рис. 1).
Рис. 1. М.Л. Плахова. Вечер на рифах. 1977 г. Бумага, акварель, темпера. Музей Мирового океана. Fig.1. M. L. Plakhova. "Evening on the Reefs," 1977. Paper, watercolor, tempera. World Ocean Museum, Kaliningrad.
Важное место в череде творческих впечатлений М.Л. Плаховой и Б.В. Алексеева занимает их пребывание в новогвинейской деревне Бонгу, где почти полтора века назад поселился первый русский исследователь земель Океании Н.Н. Миклухо-Маклай. Авторам удалось создать живые, наполненные непосредственностью образы острова и его обитателей. Таковы многочисленные посвящённые труду островитян жанровые зарисовки «Полдень в деревне Бонгу», «Катамаран в лагуне», «Папуасский художник» и др.
Произведения М.В. Плаховой и Б.В. Алексеева в собрании Музея Мирового океана. В собрании Музея Мирового океана хранится около десятка оригинальных произведений графики и живописи из серии «Океания».
Представленный в экспозиции лист Марии Плаховой «Резчик по дереву» (рис. 2) передаёт яркий выразительный образ творца-ремесленника, поглощённого созданием магических ритуальных масок. Броская экзотическая красота папуасских масок на фоне сочной свежей природной зелени словно говорит о гармонии человека и природы, без которой невозможно истинное творчество.
Рис. 2. М.Л. Плахова. Папуа Новая Гвинея. Резчик по дереву. 1977 г. Бумага, акварель.
Fig.2. M. L. Plakhova. "Papua New Guinea. Woodcarver," 1977. Paper, watercolor.
Большая часть произведений серии «Океания» - это пейзажи, запечатлевшие многообразие состояний моря, его удивительные и неповторимые краски. В своём путевом дневнике художники пишут: «Океан был Океаном - он жил, двигался, перемещал своими мускулами водяные горы, завёртывал текущее кружево белоснежными воронками, взвивался пеной на рифах» [4, с. 13]. Действительно, учёные всматриваются в океан, чтобы отгадать и объяснить поддающиеся науке тайны его жизни, а живописец - дабы познать тайну его красоты! Озарёнными фантастическим светом предстают тихоокеанские воды на картине «НИС Дмитрий Менделеев покидает берег Маклая» (рис. 3). Величавый, словно призрачный, корабль неспешно скользит по водной глади, провожаемый длиннотелыми папуасскими лодками...
Галерею портретных образов экспедиции создал Б.В. Алексеев. Его точный и чуткий карандаш рождает замечательные по глубине и правдивости изображения новогвинейцев («Мальчик Бааль», «Акой»), а также образы советских учёных («Портрет Л.А. Пономарёвой» (рис. 4), «В лаборатории бентоса» (рис. 5).
Рис. 3. Б.В. Алексеев, М.Л. Плахова. НИС "Дмитрий Менделеев" покидает берег Маклая. 1979 г. Холст, темпера.
Fig. 3. B. V. Alekseev, M. L. Plakhova. "RV Dmitry Mendeleev leaves the shore of Maklay," 1979. Canvas, tempera.
Рис. 4. Б.В. Алексеев. Портрет Пономаревой Л.А. 1985 г. Бумага, пастель.
Fig. 4. B. V. Alekseev. "Portrait of L. A. Po-nomareva," 1985. Paper, pastel.
Рис. 5. Б.В. Алексеев. В лаборатории бентоса. 1977 г. Бумага, карандаш.
Fig. 5. B. V. Alekseev. "In the Bentos Laboratory," 1977. Paper, pencil.
Наблюдательный взгляд художников подмечал любопытное и переносил увиденное не только на холст, но и на страницы дневника. Во время рейса Мария Плахова и Борис Алексеев вели записи, отмечавшие каждый день их путешествия. В итоге дневник превратился в увлекательную книгу «Океания далёкая и близкая», ставшую органичным продолжением живописного творчества её авторов. В ней есть место и серьёзным размышлениям, и юмору, и впечатлениям о людях, с которыми пришлось встретиться и работать художникам [6, 7].
Произведения художников Марии Плаховой и Бориса Алексеева, как и их кол-лег-экспедиционных художников предыдущих столетий, утверждают значимость деятельности художника как исследователя. Их искусство помогает осознать, насколько велик мир, оно призывает к сохранению созданного природой и, думается, сохранению человечности, светлой и прекрасной одухотворённости поступков, дел, мечтаний.
Союз науки и творчества. Рисунки начальника экспедиции Л.А. Пономаревой. Ещё одно имя на этой выставке - Лариса Анатольевна Пономарёва - прочно вошло в историю советской океанологии. Доктор биологических наук, профессор Л.А. Пономарёва была участником рекордного количества рейсов научно-исследовательского судна «Витязь», нередко выступала в роли руководителя научных экспедиций. В таком качестве она находилась на борту «Дмитрия Менделеева» в 1976 г. во время XVIII рейса к берегам Океании [2].
Блестящий морской биолог, Л.А. Пономарёва была ещё и одарена творчески. С детства она любила рисовать - небольшие изображения животных, растений, человеческие фигурки украшают её детские и юношеские письма. Позже, в студенческие годы, получив необходимые для биолога навыки подготовки научного рисунка, Пономарёва не перестаёт рисовать и «для себя». Так, наряду со строгими энциклопедическими изображениями представителей водной фауны, встреченных в ходе научных практик на биостанциях, она зарисовывает пейзажи тех мест, где побывала. В этих небольших рисунках, выполненных цветными карандашами или акварелью, биолог-художница стремится запечатлеть особую атмосферу, душу природы, будь это горные вершины Крыма или долины Киргизии.
В экспозиции «Океания далёкая и близкая» представлены рисунки Л.А. Пономарёвой, созданные в ходе XVIII рейса НИС «Дмитрий Менделеев», хранящиеся в собрании Музея Мирового океана. Написанные широкими смелыми акварельными мазками, многие из них изображают причудливые и яркие пейзажи островов Океании. Впечатления от буйства вечерних красок передают листы «Фиджи» (рис. 6) и «Закат».
Словно театральные декорации, они представляют магию перехода от дня к ночи, переливаясь глубокими тонами лилового и яркого оранжевого цветов. Напротив, лёг-
кими почти прозрачными красками изображена трепетная красота новогвинейского атолла Хермит (рис. 7).
Рис. 7. Л.А. Пономарева. Атолл Хермит. 1978 г. Бумага, акварель. Музей Мирового океана.
Fig. 7. L. A. Ponomareva, "Hermit Atoll," 1978. Paper, watercolor. World Ocean Museum.
Л.А. Пономарева - редкий пример союза научного таланта и искры творчества, позволивший этому удивительному человеку видеть мир разносторонне и гармонично.
Заключение. Произведения живописи и графики, созданные участниками этой экспедиции почти 50 лет тому назад и экспонируемые сегодня в залах Музея Мирового океана, позволяют не только вспомнить о научных достижениях нашей страны, но и дают возможность сохранить ощущение персональной причастности к масштабным исследованиям в Мировом океане в советскую эпоху каждому, кто имеет счастье прикоснуться сегодня к этому важнейшему пласту морского культурного наследия нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зубов Н.Н. Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов. М.: Гео-графгиз, 1954. 476 с.
2. Кузнецов О.А., Нейман В.Г. К истории экспедиционных исследований ИО РАН им. П.П. Ширшова. М.: Научный мир, 2005. 520 с.
3. Кузнецов О.А., Алейник Д.Л. Научно-исследовательское судно «Дмитрий Менделеев» и его экспедиции 1969-1993 гг. М.: ГЕОС, 2002. 396 с.
4. Океания - Берег Маклая. Атлантика. Индийский океан. Каракумы. Каталог выставки Плаховой М.Л. и Алексеева Б.В. М., 1985. 80 с.
5. Океания далёкая и близкая (https://world-ocean.ru/ru/segodnya-v-muzee/2985-okeaniya-daljokaya-i-blizkaya).
6. Плахова М.Л., Алексеев Б.В. «Страна Океания» // Отчизна. 1990. № 1. С. 49-53.
7. Плахова М.Л., Алексеев Б.В. Океания далёкая и близкая. Путевой дневник художников. М.: Наука, 1981. 256 с.
8. Полвека изучения Мирового океана. Под ред. Виноградова М.Е., Лаппо С.С. М.: Наука, 1999. 249 с.
9. Путилов Б.Н. Песни Южных морей. М.: Наука, 1978. 183 с.
10. Свет Я.М. История открытия и исследования Австралии и Океании. М.: Мысль, 1966.
400 с.
11. Тумаркин Д.Д. Художники рядом с исследователями // Вестник РАН. 1978. № 9. С. 131-136.
REFERENCES
1. Zubov, N. N., Russian Navigators - Explorers of the Seas and Oceans (Moscow: Geografgiz, 1954) (in Russian).
2. Kuznetsov, O. A., Neiman, V. G., On the History of Expeditionary Research of the Shirshov Institute of Oceanology of Russian Academy of Sciences (Moscow: Nauchny Mir, 2005) (in Russian).
3. Kuznetsov, O. A., Aleynik, D. L., The Research Vessel Dmitry Mendeleev and Its Expeditions of 1969-1993 (Moscow: GEOS, 2002) (in Russian).
4. Oceania - Maklay Coast. The Atlantic. Indian Ocean. Karakums. Catalogue of the exhibition of M. L. Plakhova and B. V. Alekseeva (Moscow, 1985) (in Russian).
5. "Oceania distant and close, 2021" (https://world-ocean.ru/ru/segodnya-v-muzee/2985-okeaniya-daljokaya-i-blizkaya) (in Russian).
6. Plakhova, M. L., Alekseev, B. V., "The Land Oceania," Otchizna 1 (1990), 49-53 (in Russian).
7. Plakhova, M. L., Alekseev, B. V., Oceania Distant and Near: The Travel Diary of the Artists (Moscow: Nauka, 1981) (in Russian).
8. Vinogradov, M. E., Lappo, S. S., Half a Century of Studying the World Ocean (Moscow: Nauka, 1999) (in Russian).
9. Putilov, B. N., Songs of the South Seas (Moscow: Nauka, 1978) (in Russian).
10. Svet, Ya. M., History of the Discovery and Exploration of Australia and Oceania (Moscow: Mysl, 1966) (in Russian).
11. Tumarkin, D. D., "Artists Next to Researchers," Vestnik RAN [Bulletin of the Russian Academy of Sciences] 9 (1978), 131-136 (in Russian).