ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 3.39.394
Ашинов С.А.
кандидат технических наук, Вице-Президент.
Кабардино-Балкарская Региональная Общественная Организация "Академия наукоемких инновационных технологий". (Россия, г. Нальчик)
НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ
РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕРВОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В АБИССИНИЮ, АТАМАНА ВОЛЬНЫХ КАЗАКОВ Н.И. АШИНОВА.
ПОРТРЕТ АТАМАНА РАБОТЫ С.Ф. АЛЕКСАНДРОВСКОГО НА ДЕВЯТОЙ АКВАРЕЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ «ОБЩЕСТВА РУССКИХ АКВАРЕЛИСТОВ»
(ФЕВРАЛЬ 1889 Г.)
Аннотация. Атаман вольных казаков, терский казак Николай Иванович Ашинов (1856-1902) - личность, которая и сегодня является предметом жарких научных дискуссий. С его именем связаны первые попытки российского проникновения в Африку. Его биография на фоне политической жизни России представляет большой профессионально-исторический интерес. В статье приводится ранее неизвестный факт биографии атамана - экспонирование портрета атамана и эскизов к нему, выполненных художником С.Ф. Александровским, на 9 акварельной выставке «Общества Русских Акварелистов» (февраль 1889 г.)
Ключевые слова: Николай Иванович Ашинов; атаман вольных казаков; художник С.Ф.Александровский;9 акварельная выставка; портрет атамана с эскизами.
Из статьи в «Словаре русских художников с древних времен до наших дней», составленном Н.П. Собко7, посвященной русскому живописцу и графику Степану Фёдоровичу Александровскому (см. фотографию художника, сделанную в Санкт-Петербурге в фотоателье А.Ф. Лоренса2), мы узнали, что художником на 9 акварельной выставке «Общества Русских
Акварелистов» в конце февраля 1889 г., выставлялся портрет атамана вольных казаков Николая Ивановича Ашинова с этюдами.
Акварельные выставки ежегодно проводились с 1880 г. В помещении Императорского Общества Поощрения Художеств в Санкт-Петербурге, на Большой Морской, д. 40.
Некоторые подробности о 9 акварельной выставке, открывшейся в конце февраля 1889 г., мы узнали из изданного к началу выставки каталога5.
На выставке экспонировалось 222 картины 40 художников, в числе которых было 19 членов Общества русских акварелистов, в том числе 2 Почетных вольных общника^ (Карадин Н.Н. и Бенкендорф Д.А.), 6 академиков (А.Н. Бенуа, А.И. Морозов, барон М.П. Клодт, М.Я. Виллие, А.П. Соколов и С.Ф. Александровский), 4 профессора (Маковский К.Е., Шарлеман А.О., Премацци Л.О. и Боголюбов А.П.).
В один из первых дней работы выставки ее посетили представители императорской семьи. Вот как об этом событии писали газеты5.
«В четверг, 23 февраля, в 2 часа 10 минут дня ИХВЕЛИЧИСТВА ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР И ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА посетили имеющую на днях открыться 9-ю акварельную выставку общества русских художников-акварелистов, помещающуюся в залах общества поощрения художников, на Большой Морской.
Ранее ИХВЕЛИЧИСТВ, в половине второго часа дня, прибыла на выставку Ее Императорское Высочество Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, а в 2 часа - Его Императорское Высочество Великий Князь Владимир Александрович. ИХ ВЕЛИЧИСТВ встретили на площадке лестницы члены общества акварелистов: генерал-адъютант С.Г. Кушелев, генерал-майор А.А. Бильдерлинг, А.Н. Бенуа, С.Ф. Александровский, А.К. Беггров, В.А. Бобров, М.Я. Виллие, Н.Н. Каразин, А.И. Морозов, А.П. Соколов, профессора: К.Е. Маковский, Л.О. Премацци и А.О. Шарлеман, и представители общества поощрения художников, с Д.В. Григоровичем во главе. Акварелисты избрали путеводителем для Августейших Посетителей академика А.Н. Бенуа. ИХ ВЕЛИЧИСТВА подробно осматривали выставки, долго останавливались перед копией с картины Ван-Дейка, из Императорского Эрмитажа, исполненной в акварели очень больших размеров генерал-адъютантом С.Г. Кушелевым. ИХ ВЕЛИЧИСТВА милостиво разговаривали с акварелистами, представлявшими свои работы. Затем ИХ ВЕЛИЧИСТВА обошли все залы музея общества поощрения художников и, вторично выйдя на верхнюю площадку лестницы, осчастливили провожавших членов общества русских акварелистов выражением Своего удовольствия и пожелали им дальнейшего успеха.. Августейшие Особы приобрели следующие акварели: ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР - «Водосвятие на Неве в день 900-летия крещения Руси», А.Н. Бенуа, «Встреча Германского Императора в Кронштадте», А.К. Беггрова; ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА - «После грозы», А.Н. Бенуа, «Этюд с натуры в Боржоме», профессора Л.А. Премацци, «Вид биржи в С-Петербурге» и «Спуск броненосного корабля «Чесма» в Севастополе», А.К. Беггрова; Великий Князь Владимир Александрович приобрел: «Вид Дворцовой набережной в С.-Петербурге», А.К. Беггрова и
«Оскорбленная одалиска», В.А. Боброва; Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская приобрела акварель А.Н. Бенуа «На камнях».
В тот же день выставку посетил Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Николаевич и подробно ее осматривал.»
На выставке, кроме портрета Н. Ашинова (в каталоге упомянут под номером 211),
С. Александровским было выставлено еще три акварели, написанные им по
впечатлениям от путешествия в Финляндию, совершенном в том же году:
«Финляндский мальчик», «Финляндская девочка» и «Финляндский нищий».
Некоторые подробности биографии художника мы почерпнули из интернета6.
Степан Федорович Александровский (25 декабря 1842, Рига - 1 февраля 1906, Санкт-Петербург) родом из купеческой семьи. Общее образование получил в рижской классической гимназии. Первоначально готовился к поступлению на медицинский факультет петербургского университета, однако, увлекшись искусством, поступил в Императорскую Академию художеств (ИАХ) (1861-1869). Учился сначала в классе исторической живописи у Ф. А. Бруни и А. Т. Маркова, затем специализировался в области акварельной живописи. В 1861 за «Автопортрет», исполненный акварелью, был награжден малой серебряной медалью. В 1864 получил звание неклассного (свободного) художника, в 1868 - звание классного художника 2-й степени, в 1869 за «акварельные портреты г-на Мак и княгини Мещерской» - звание классного художника 1-й степени.
Жил в Петербурге. В 1874 за акварельный портрет военного министра Д. А. Милютина избран академиком акварельной живописи; с 1884 - почетный вольный общник ИАХ. С1883 - член Общества поощрения художеств. Совершил путешествия по Швеции (1886), Палестине (1888-1889), Финляндии (1889).
Принимал участие в академических выставках (1860-1888, с перерывами). Экспонировал свои работы на Всемирных выставках в Лондоне (1872) и Париже (1878), 6-й выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок (1878-1879), 3-й выставке Общества выставок художественных произведений (1879). Один из основателей и активных деятелей Кружка русских акварелистов (1880), преобразованного в 1887 в Общество русских акварелистов, с 1883 по 1889 -постоянный участник выставок Общества. Выполнил в технике акварели альбом представителей среднеазиатских народов, бывших в Москве во время коронования императора Александра III (1883), серию портретов кавалеров знака военного ордена, присутствовавших в Санкт-Петербурге, памятника славы (1886), портреты членов посольств бухарского эмира (1886 и 1889), альбом рисунков и этюдов, сделанных во время путешествия на Восток (1888-1889). Работал также в технике пастели, сепии, рисунка.
За свою, более чем 30-летнюю художественную деятельность Александровский сработал такую массу портретов и этюдов, что один список бывавших на разных выставках его произведений включает свыше 200 номеров.
Произведения Александровского находятся во многих музейных собраниях, в том
числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже,
Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и других.
Может быть, в одном из этих собраний хранится выполненный художником С. Александровским акварельный портрет Руководителя Первой духовной миссии в Абиссинию, атамана вольных казаков Н.И. Ашинова и этюды к нему.
Список литературы:
1 Словарь русских художников с древних времен до наших дней (XI-XIX вв), сост. Н.П. Собко, 1893, тип. М.М. Стасюлевича, Том I, Вып. I, С. 82-83
2 Российский государственный архив литературы и искусства: ф. 1937 оп. 2 ед. хр. 1
3- Каталог 9-й акварельной выставки «Общества Русских Акварелистов» . - С.Петербург. 1889. С. 13
4 Материал из Википедии - свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org. Вольный общник (от церковнославянского «общник» - сообщник, участник - член добровольного общества в Российской империи. Императорская академия художеств присуждала звание «почётный вольный общник» в XVШ и XIX веках за выдающиеся заслуги в области искусства художникам, скульпторам, архитекторам и гравёрам, историкам и теоретикам искусства, художественным критикам и коллекционерам, как российским, так и зарубежным.
5 Олонецкие губернские ведомости, 8 марта 1889 г., № 17, с.192-193
6 См. http://artinvestment.ru/auctions/43840/biography.html