Научная статья на тему 'Русско-французские культурные связи конца XIX начала XX века и начало Парижских сезонов С. П. Дягилева'

Русско-французские культурные связи конца XIX начала XX века и начало Парижских сезонов С. П. Дягилева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
850
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русско-французские культурные связи конца XIX начала XX века и начало Парижских сезонов С. П. Дягилева»

И. И. Хмельницкая

Русско-французские культурные связи конца XIX - начала XX века и начало Парижских сезонов С. П. Дягилева

В контексте истории едва ли не самого яркого дружественного союза рубежа XIX-XX вв. тема Россия и Франция звучит в разных аспектах. Внешнеполитические события тех лет подготовили благодатную почву и для развития многих межкультурных проектов. Тенденции к политическому сближению России Франции наметились еще при императоре Александре III. Первые визиты французской эскадры в Россию в 1891 году и русской во Францию в 1893 г. вызвали всеобщий восторг, сопровождаемый народными праздниками и гуляниями. Тема дружественного союза постоянно обсуждалась и в русской, и французской печати. Портреты членов императорской семьи появлялись на страницах газет и журналов: «Figaro», «Petit Journal» и др. В качестве примера можно привести номер «Petit Journal» от 14.03.1891 г., где портрет Александра III занял первую станицу под заголовком «Друг Франции император России Александр III»681.

Ярким событием этого дружественного союза стал официальный визит императора Николая II во Францию в 1896 году.

Ответный визит президента Франции Ф. Фора в Россию состоялся в 1897 г. Газета «Figaro» писала: «...Франция была воодушевлена высоким патриотическим чувством и с наилучшими пожеланиями провожала президента в Россию в надежде, что эта поездка еще более скрепит узы драгоценной дружбы.»682. Встреча руководителей двух стран сопровождалась пышными торжествами, представители семьи Романовых давали балы и приемы, популярность Ф. Фора в России была очень высока. На этой волне политического сближения значительно расширились и возможности всесторонних культурных связей.

Русских художников всегда привлекала Франция, Париж - как средоточие европейской и мировой культуры. Первые опыты знакомства французских зрителей с русской художественной культурой осуществлялись на Парижских Всемирных выставках. В 1878 году при покровительстве великого князя Владимира Александровича в Париже «. на международной выставке был открыт русский отдел в собственном павильоне, где выставлялись произведения, отобранные не только в Императорской

681 Petit.

682 Figaro. 1897. 14. 10.

Академии художеств, но и в частных собраниях,..»683. Для Академии художеств было традицией отправлять на стажировку и знакомить с шедеврами европейского искусства наиболее отличившихся учеников. Творческое усвоение чужого опыта, критический анализ своих сил были необходимы для усовершенствования и развития современных тенденций в искусстве.

Как Президент Императорской Академии художеств, вел. кн. Владимир Александрович всегда стремился к развитию общекультурных процессов - наиболее талантливые выпускники Академии продолжали обучение в Европе. При его содействии на многих Всемирных и международных выставках, экспонировались лучшие произведения русских художников и мастеров. Это были первые опыты знакомства европейского зрителя с русской художественной культурой. Но это были только единичные, достаточно редкие выставки. Русское искусство даже в своих прекрасных образцах тогда было мало известно в европейском мире.

Просвещенная часть общества, русская интеллигенция, имели возможность путешествовать и знакомиться с мировой культурой, многие из них понимали, что необходимо взаимное восприятие искусства между Европой и Россией.

Особенно остро это осознавали члены творческого содружества «Мир искусства».

В 1896 году кружок самообразования, куда входили А. Бенуа, С. Дягилев, Д. Философов, К. Сомов, Л. Бакст, В. Нувель был преобразован в художественное объединение «Мир искусства». «...Мы горели желанием послужить... родине, но при этом, одним из главных средств такого служения мы считали сближение и объединение русского искусства с общеевропейским, или, точнее, с общемировым»684. Первый международный художественный проект общества был осуществлен в 1897 году. В Музее училища Штиглица открылась выставка английских и немецких акварелистов, организованная С. Дягилевым под эгидой «Общества поощрения художеств».

Свою карьеру С. П. Дягилев начинал чиновником особых поручений в дирекции Императорских Театров. Честолюбивый, сознающий свою незаурядность, С. Дягилев мечтает об успехе, он уже выбрал путь, на котором сумеет добиться славы и признания.

Опыт организации выставки акварелистов на следующий год имел продолжение.

683 Кондаков С. Н. Императорская Санкт-Петербургская Академия художеств. 1764-1914. СПб., 1914. Ч. 1.

684 Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. 4: Выставка финляндских художников. М.: Наука,1990.

В 1898 году С. Дягилевым и его друзьями в зале Музея барона Штиглица была организована выставка русских и финских художников, которая по выражению А. Бенуа « . было средством для выражения того «космополитизма» в искусстве, которому наша группа готовилась служить с самого своего возникновении.»685. Русское искусство представляли молодые художники: К. Коровин, В. Серов, М. Врубель, Л. Бакст и др. Молодое финское искусство было представлено А. Эдельфельтом, С. Халоненом, А. Гален-Каллелой. Вокруг этой выставки было много споров, у одних она вызывала восхищение, были и ярые противники -

B. Стасов назвал выставку «оргией беспутства и безумия.»686. Столичная интеллигенция и «царственные посетители» отнеслись с «.ровным рутинным вниманием. Один только великий князь Владимир Александрович удивил всех своих августейших родственников тем, что приобрел акварель как раз Сомова, причем это было его единственное приобретение на выставке»687. Еще одно событие, важное для культурной жизни России произошло в 1898 году. После увольнения из дирекции Императорских театров, С. Дягилев вместе с А. Бенуа и его друзьями стал выпускать журнал «Мир искусств» - один из первых художественных журналов в России. Этот журнал был насущной необходимостью - продвигать и пропагандировать все новое, передовое в искусстве. Молодые новаторы, вдохновленные идеями известных европейских журналов по художественной культуре - парижским «L’Art pour tous» и мюнхенским «Formenschatz» освещали многосторонность явлений культурной жизни России и Европы.

Каждый номер нового журнала вызывал живой интерес.

Много сил отдавал С. Дягилев организации выставок. В своей автобиографической заметке он отметил, что с 1897-1906 год организовал 16 выставок. Он впервые стал рассматривать выставку как художественное произведение, в котором «все части должны быть объединены каким-нибудь внутренним смыслом, - как некую поэму, ясную и цельную».

Первая международная значимая выставка была организована

C. Дягилевым и объединением «Мир искусства» в 1899 году. На ней впервые экспонировались работы художников Франции, Англии, Германии, Финляндии, России, среди них такие как: Моне, Дега, Пюви де Ша-ван, Беклин, Репин, Малявин и художники круга «Мир искусств».

Отзывы, как и всегда, были разноречивыми. Молодые новаторы современное европейское искусство воспринимали как эталон именно всеевропейский, как общую меру мастерства, с которой следует соотносить

685 Там же.

686 Новости и биржевая газета. 1898. № 27.

687 Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. 4: Выставка финляндских художников.

собственные представления о развитии русского искусства. Все свои начинания С. Дягилев и его друзья осуществляли ценой огромных усилий, встречая на своем пути как поддержку, так и противодействия. В письме, адресованном А. Бенуа, С. Дягилев писал: «. большая вера в то, что эта фаза пройдет, если жизни моей будет сопутствовать успех, успех, он один спасает и покрывает все...»

«Я, кажется, нашел свое настоящее призвание - меценатство», пишет он своей мачехе, которую очень любил. Дягилев обладал особым даром, благодаря которому замыслы композиторов, художников и писателей воплощались в жизнь. Так было с журналом «Мир искусства», с художественными выставками, наконец, с «Русскими сезонами».

«Творчество есть основа и смысл его существования», писал о С. Дягилеве А. Бенуа.

В мае 1904 года Дягилев, по согласованию великим князем Владимиром Александровичем, назначен генеральным комиссаром Историкохудожественной выставки русских портретов в Петербурге. Ее торжественное открытие состоялось 6 марта 1905 года в Таврическом дворце. На ней были представлены свыше 2000 произведений XVIII и XIX веков. Экспонаты разыскивались в старых имениях по всей территории России, были вновь открыты произведения таких художников как Боровиковский, Левицкий, Рокотов.

После начала работы выставки ее устроители направили великому князю благодарственный адрес «.Значение выставки осознано всеми, и собранная по почину Вашего Высочества галерея русских людей принесет еще немало пользы исследователям. искусства. Под руководством Вашего Высочества мы трудились на пользу русской культуры.»688.

Эта выставка стала знаменательным событием в культуре России.

Имя С. П. Дягилева, его деятельность с этих пор вызывают повышенный интерес как в художественной среде, так и в некоторых правительственных кругах.

«.великий князь Владимир Александрович - президент Академии художеств открыто благоволил к нам, и Сереже и мне, и это несмотря на то, что мы были «les bêtes noires» (ненавистными людьми) всего академического ареопага»689. На следующий год, в рамках парижского «Осеннего салона» было решено показать выставку русского искусства.

«Весна русско-французской дружбы была ознаменована повышенным интересом французов ко всему русскому, и усилия обоих правительств были направлены к тому, чтобы. способствовать взаимному сплочению обоих народов, - ничто так не сближало Россию и Францию,

688 ГАРФ, ф. 652, оп. 1, д. 40.

689 Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. 4: Выставка финляндских художников.

как самая могущественная сфера-искусство»690. Повышенное внимание вел. кн. Владимира Александровича и его супруги вел. кн. Марии Павловны к французской культуре его близкие связи с аристократическим Парижем помогали в решении многих проблем. Особняк графини де Греффюль на улице д’Астор всегда привлекал все лучшее в художественной жизни Парижа: «.У нее Дягилев тоже всегда находил самый

691

сердечный прием и умную действенную помощь» .

Эпохальная выставка русского искусства состоялась в октябре-ноябре 1906 г. при Salon d’Automne в «Grand Palais». Организованная участниками общества «Мир искусства» (С. Дягилевым, А. Бенуа, Л. Бакстом и др.), а также петербургскими и московскими меценатами и коллекционерами, выставка получила небывалый резонанс в прессе, где восторги смешивались с удивлением и восхищением. О размерах выставки свидетельствует то, что она занимала четыре огромных зала и целый ряд небольших: на ней экспонировались 750 произведений русской живописи XVIII в. и первой половины XIX в., и в изобилии были представлены видные современные художники. К этому прибавилось и собрание икон Н. П. Лихачева.

Многие трудности, связанные с устройством выставки, Дягилев преодолел благодаря высоким покровителям. В состав Комитета выставки в качестве Президента вошел великий князь Владимир Александрович, почетными председателями стали посол России во Франции А. И. Нелидов, графиня де Греффюль и заместитель государственного секретаря Франции по изящным искусствам Дюжарден Боме. Выставочный комитет возглавлялся графом И. Толстым.

Был выпущен каталог «Русской художественной выставки в Париже» со множеством иллюстраций, со вступительной статьей А. Бенуа о русском искусстве. Эта выставка явилась откровением для Запада, и не подозревавшего о столь высокой художественной культуре.

Великому князю Владимиру Александровичу «было приятно и он хвалил Дягилева, приславшего ему телеграмму об открытии выставки и ее успехе»692. «Весьма благосклонно и сочувственно относился к Сереже „малый“ двор, иначе говоря, в. к. Владимира Александровича и его супруга в. к. Мария Павловна. Через них главным образом Дягилев и добивался многого из того, что ему было нужно или желательно»693.

690 Русский Париж. С. Лифарь. Дягилев и с Дягилевым.

691 Серт М. Мизиа, или Пожирательница гениев: пер. с фр. М.: Артист. Режиссер, 2001.

692 Письмо В. П. Лобакова-Остроухову от 9 окт. 1906 г. не издано. Отд. ру-коп. ГТГ.

693 Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. 4: 1905-1906: Версаль, Париж. М.: Наука, 1990.

Довольна осталась и французская сторона. Графиня де Греффюль, которая была без ума от выставки обещала подогреть прессу и устроить гала-ужин.

Высокое покровительство вел. кн. Владимира Александровича «помогло ему раздобыть и нужные громадные средства и открыло двери, не исключая тех, ключи от которых находились в руках наших злейших врагов.»694. В связи с этим конференц-секретарь В. П. Лобойков писал: «.Дягилев теперь там (у вел. кн. Владимира Александровича) как дома, и может обо всем заводить разговор. Затевают спектакли в Париже»695.

В 1907 году С. П. Дягилев был командирован вел. кн. Владимиром Александровичем в Париж для организации первого театрального сезона «Исторических концертов русской музыки». Все свои начинания

С. П. Дягилев осуществлял ценой огромных усилий, часто встречая на своем пути противодействия. Его пропаганде русского искусства за рубежом препятствовали не только директор императорских театров

В. А. Теляковский, но, как писал А. Бенуа, «невзлюбил Дягилева и Николай II. Не было, кажется такого бранного слова, которым бы не клеймила его реакционная печать». Подвижническая любовь С. Дягилева к искусству, исключительное чутье ко всему даровитому, помощь и поддержка друзей помогали преодолевать многие трудности. В 1906 году в Париже. Дягилеву удалось завязать многие важные отношения, он нашел достаточно сильную и прочную поддержку и в лице российского посла А. Д. Нелидова, и среди французских интеллектуальных кругов. На проведение исторических концертов требовались большие средства. Часть денег дали чиновники товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры - Гейде, ван дер Пальс, Пейшелер. За это С. П. Дягилев устроил им «чашку чая у великого князя Владимира»696.

Подготовка шла полным ходом. Некоторые декорации писались прямо на полу сцены придворного Эрмитажного театра. «.Там же, на Эрмитажной сцене был устроен смотр всех костюмов. На этот смотр пожаловал сам вел. кн. Владимир Александрович, один, без свиты. Он с большим вниманием все разглядывал и остался чрезвычайно доволен. Теперь он уже был уверен, что спектакль сойдет на славу и не посрамит

697

его в качестве «августейшего покровителя» .

Концерты русской музыки проходили в «Grand Opera» с 3 по 17 мая 1907 года. В этих концертах участвовали лучшие музыкальные силы Рос-

694 Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. 4: 1905-1906: Борис Годунов. М., Наука, 1990.

695 2 3 сент. 1906 г. Не издано. Отд. рукоп. ГТГ.

696 Зилоти А. И. Воспоминания и письма. Л., 1963. С. 419.

697 Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. 4: 1905-1906: Борис Годунов. М., Наука, 1990.

сии: Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, многие другие музыканты произвели очень сильное впечатление «очень понравился тенор московской оперы Смирнов, его непрерывно приглашали петь в великосветских домах. Редактор «Фигаро» Кальметт сказал: «Я дал бы четырех Карузо за одного Смирнова!»698.

Уже после грандиозного успеха русских концертов Н. Римский-Корсаков писал в письме к Н. Рериху: «. раз замешивается в дело национализм вел. кн. Владимира Александровича и расчеты министра финансов -является необходимым успех во что бы то ни стало .»699.

На следующий год было решено везти в Париж два оперных спектакля: М. Мусоргского «Борис Годунов» и Н. Римского-Корсакова «Садко».

В РГИА хранится следующий документ: «Управляющий конторой двора Его Императорского Высочества вел. кн. Владимира Александровича г-н Абаковский направляет письмо Его Превосходительству г-ну С.-Петербургскому градоначальнику: По приказанию вел. кн. Владимира Александровича имею честь покорнейше принять распоряжение о выдаче бесплатно двух заграничных паспортов дворянину С. П. Дягилеву и секретарю его - дворянину А. С. Фогелю, командируемым Его Императорским Высочеством в Париж. 6 сент. 1907 г.» РГИА, ф. 528, оп. 1, д. 664. Также в РГИА обнаружены другие документы, свидетельствующие о деятельном участии великого князя в этих проектах: согласно рескрипта-та вел. кн. из Гос. Казначейства Дягилевым было получено 25 000 на расходы по постановке русских опер в Париже на сцене «Grand Opera». РГИА, ф. 528, оп. 1, д. 664.

Благодаря русско-французскому сближению и небывалому успеху проектов С. Дягилева французский театральный мир был очень заинтересован дальнейшим продолжением сотрудничества. «. Какое большое значение придает проектам дирекция парижской «Гранд-Опера», об этом можно судить по тому, что оба директора этой оперы Мессаже и Бруссан лично приезжали в Петербург, чтобы на месте ознакомиться со всеми деталями постановки. Что особенно важно - это обязательство, взятое на себя дирекцией, приобрести все постановки «Бориса Годунова» и «Садко», которые таким образом, окончательно входят во французский репертуар, о чем долго мечтали многие русские композиторы»700.

А. Н. Бенуа констатировал огромное значение русских гастролей в Париже: «Настоящими героями дня явились не Шаляпин, не Смирнов, не хор, и не Дягилев, привезший всю эту грандиозную и невероятную затею

698 Дягилев С. П. Успехи русской музыки. Интервью. 1907.

699 Письмо Н. Римского-Корсакова - С. Дягилеву.

700 Дягилев С. П. Интервью. 6 ноября 1907 г.

в исполнение, а героями дня были Пушкин и Мусоргский, героями дня все русское искусство...»

Летом 1908 года было решено в следующем сезоне показать в Париже русские балеты.

После сезона 1908 г. вел. кн. Владимир поручил Дягилеву «.большое дело с балетом и оперой в Париже» (Письмо Дягилева к Ну-велю б/д. Не издано; ЦГ АЛИ).

Осенью 1908 года в квартире С. П. Дягилева собрались члены «парижского комитета»: А. Бенуа, Л. Бакст, В. Нувель, критик В. Светлов, давний поклонник балета генерал Безобразов, композитор Н. Черепнин. Сразу же приступили к обсуждению программы. С. П. Дягилев предложил два балета «Павильон Армиды» и «Шопениану», было много других интересных предложений.

«Русский сезон в Париже» 1909 г., как и предыдущие, должен был проходить под покровительством вел. кн. Владимира Александровича. Он обещал большую субсидию и разрешил проводить репетиции в Эрмитажном театре. Но его неожиданная смерть лишила Дягилева и субсидий и Эрмитажного театра - такова была воля Императора.

С. П. Дягилев, которого нелегко было сломить, выехал в Париж. Так начинались знаменитые балетные «Русские сезоны» С. П. Дягилева.

Русский художественный ренессанс в начале ХХ века представил Европе новую Россию - Страну не только напряженных духовных исканий, но и необыкновенных творческих взлетов, интенсивной культурной жизни.

Парижане увидели русское искусство как многообразное, имеющее глубокие исторические корни, воплощающее стремление к новаторским формам.

Известный деятель культуры князь С. М. Волконский назвал постановки, «Дягилевым осуществленные, его волею вдохновляемые, одной из самых блистательных страниц театрального искусства XX века».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.