К. И. Подлипенцева
Пространство Петербурга и традиции петербургской акварельной школы в творчестве художников - членов товарищества «Акварельный класс»
В данной статье рассматривается образ Петербурга в произведениях членов товарищества «Акварельный класс». Художники, начавшие свой творческий путь в последней трети XX - начале XXI в., по сей день активно работают на благо петербургской акварельной школы. Основными принципами товарищество считает сохранение петербургской акварельной школы, наличие в работах смыслового начала, владение академическим рисунком. Сегодня товарищество ведет активную выставочную и просветительскую деятельность, участвует в социальных проектах. Ключевые слова: искусствоведение; искусство XXI века; акварельная живопись; петербургская акварельная школа; городской пейзаж; метафизика пространства
Kseniia Podlipentseva
Space of St Petersburg and the Traditions of St Petersburg Watercolor School in the Work of Artists - Members of the Creative Association “Watercolor Class”
This article examines the image of St Petersburg in the works of the members of the creative association “Watercolor Class”. Artists who began their career in the last third of the 20th century and the turn of the 20th-2st century are still actively working for the benefit of St Petersburg watercolor school. The creative association considers the preservation of St Petersburg watercolor school, the presence of a semantic principle in the works, mastery of academic drawing as the fundamentals of the partnership. Today the creative association conducts active exhibition and educational activities, participates in social projects.
Keywords: art history; art of the 21th century; watercolor painting; St Petersburg watercolor art school; city landscape; metaphysics of landscape
Петербургская акварельная школа - явление по-своему уникальное, во многом стоящее на испытанных временем традициях Санкт-Петербургской академии художеств и в то же время являющееся неотъемлемой частью современной арт-сцены Петербурга. Тем не менее существует не так много источников, в которых бы подробно исследовалось ее своеобразие, развитие и состояние на момент рубежа XX-XXI вв. Также вплоть до настоящего времени не исследована тема пейзажей Петербурга и, шире, петербургского пространства в работах ее представителей, несмотря на значимость образа города для понимания специфики именно петербургской акварельной школы. При этом необходимо отметить значимость исследований, посвященных петербургскому пейзажу в произведениях живописи и графики [1], современному петербургскому академическому изобразительному искусству [2], а также отдельным представителям петербургской акварельной школы [3; 4; 6; 7]. В данной статье рассматривается образ Петербурга в творчестве членов товарищества «Акварельный класс», использован образно-стилистический, сравнительно-типологический и иконографический искусствоведческий анализ произведений, а также метод интервьюирования, придающий исследованию большую актуальность и объективность, поскольку речь идет о современных мастерах и художественных произведениях.
В 1991 г. несколько петербургских художников-акварели-стов объединились для участия в выставке в Германии. В группу вошли три художника: В. Н. Колбасов (род. 1960), П. В. Семенов (род. 1956) и О. И. Померанцев (1949-2012). С 1991 по 1999 г. в Германии прошли четыре выставки петербургских авторов. Состав художников менялся, но ядро из художников-акварелистов оставалось неизменным. И сегодня участники тех выставок считают годом основания товарищества 1991-й, хотя официальное название группы - «Акварельный класс» и постоянный состав участников сложились позже, в 2003 г.
В 2003 г. в Петербурге в Союзе художников прошла первая выставка уже четырех акварелистов: Владимира Колбасова, Олега Померанцева, Петра Семенова и Сергея Макарова (род. 1960). Примечательно, что трое из них учились в одной художественной школе и у одного педагога, - именно это и побудило участников дать выставке название «Акварельный класс». Впоследствии оно станет также названием творческого объединения. «Как правило, -говорит Владимир Колбасов, - несколько художников собираются вместе и решают создать какую-то группу, какое-то товарищество. У нас этого ничего не было. У нас был такой живой, органичный процесс, в результате которого мы поняли, что существует группа, и существует уже с названием»1. Тем не менее после выставки художники разошлись на целых тринадцать лет, каждый пошел своим творческим путем. Только в 2016 г. Владимир Колбасов и Петр Семенов решили возродить группу, пригласив новых членов - Евгения Дубицкого (род. 1951), Ольгу Ивлеву (род. 1969) и Анатолия Засидкевича (род. 1947). Основными принципами «Акварельного класса» являются сохранение петербургской акварельной школы, наличие в работах смыслового начала, владение академическим рисунком. Сегодня товарищество ведет активную выставочную и просветительскую деятельность, а также участвует в социальных проектах.
Образ Петербурга занимает важное место в пейзажах членов товарищества. Однако нельзя не упомянуть, что петербургская акварельная школа не тождественна теме петербургского пейзажа, а мотив петербургского пространства зачастую выходит за границы конкретной городской среды. Петербургское сознание, петербургская архитектоника - мировосприятие, воспитанное проспектами и площадями, - ясно прослеживается в работах художников петербургской школы даже в изображении пейзажей, находящихся далеко за чертой города. Ярким примером подобного «просачивания» Петербурга в общее восприятие художника можно считать творчество члена товарищества «Акварельный класс» Александра Васильевича Сайкова (род. 1957). Белое море, полуостров Ямал, Заполярный Урал - еще не в полной мере освоенные
человеком области занимают творческую мысль художника. Здесь можно овладеть линией покоя, беспрепятственно перенести ее на поверхность акварельного листа. Однако в ямальских и алтайских пейзажах удивительным образом, словно мираж, проступают силуэты петербургских площадей и проспектов. В глазах художника это соизмеримые по масштабу и величественной красоте пространства, что неудивительно, учитывая, что художественное образование А. В. Сайков получал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина на архитектурном факультете2.
Другой пример - акварели Петра Викторовича Семенова. Художник работает преимущественно в жанре натюрморта, однако его композиции неизменно вписаны в узнаваемые интерьеры квартир в старинных петербургских домах. Семенов также учился в Ленинграде - Петербурге: окончил Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова, а после посещал в качестве вольнослушателя Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ныне Санкт-Петербургская академия художеств). Творчество П. В. Семенова культурное, тихое, эстетически богатое: детальная проработка, а также многослой-ность как в техническом, так и содержательном смысле - это то, чем интересны и ценны его акварели. Прописанные до мельчайших деталей предметы «вещного мира» становятся носителями самой сути петербургской культуры.
Подобные размышления позволяют взглянуть на образ Петербурга в искусстве шире, нежели на изображение города в той или иной манере, и могут служить основой для отдельного исследования, однако в контексте данной работы их стоит рассматривать как дополнение, углубляющее понимание основного вопроса, а именно петербургского пейзажа, являющегося центральной темой творчества сразу нескольких членов товарищества «Акварельный класс».
К пейзажной живописи тяготеет Евгений Владимирович Ду-бицкий. В этой статье мы рассмотрим некоторые его акварельные пейзажи, посвященные образу Петербурга. Работает Евгений Дубицкий в технике акварели по-мокрому, что позволяет добиться
эффекта мягкости контуров изображаемого, прозрачности атмосферных явлений. «Начинаю всегда с рисунка, наношу в первую очередь контуры и общее светотеневое решение мягким карандашом. На первом этапе работы с акварелью прописываю небо, воду, общий фон. На следующих этапах идет работа с деталями пейзажа на разных планах, и завершаю работу детальной прорисовкой отдельных элементов»3. Евгений Владимирович считает, что «в основе любой работы должен лежать хороший академический рисунок, тонкое отношение к колориту»3, что в полной мере говорит о приверженности к традициям петербургской школы акварели и Санкт-Петербургской академии художеств.
Уже в ранней работе «Утро Петербурга, Екатерининский канал» (2009) глубина перспективы подчеркивается уходящим в даль каналом. Передний план практически отсутствует, наш взгляд сразу стремится за водным потоком. Глубина пространства усиливается рисунком решетки набережной, ритмически расположенными рядами деревьев. Таким образом художник расширяет пространство, наполняет его воздухом. В этой работе Е. В. Ду-бицкий уделяет большое внимание архитектурным объектам: дома на набережной изображены с вниманием к деталям - можно рассмотреть окна разной формы, элементы крыш, рисунок железной решетки и контуры плит мостовой. Этот городской вид легко узнаваем. Но уже в работах раннего периода отличительной особенностью становятся отсутствие людей в пейзажах, особое внимание к природе, в частности к деревьям, что станет лейтмотивом в последующем творчестве. К ранним петербургским пейзажам художника можно отнести такие работы, как «Петербург. Мойка, ноябрь» (2009), «Летний сад, двое» (2010), «Гатчина, Успенский обелиск» (2010). В этих произведениях элементы природы еще тесно соседствуют с архитектурными объектами, которые акцентируют на себе внимание зрителя. Композиционно эти работы представляют собой классические парадные виды города, при этом нельзя не обратить внимания, что автор ищет способы соединить картины природы и городскую архитектуру в единое гармоничное пространство.
Следующим шагом стали пейзажи дворцово-парковых комплексов: Павловска, Екатерингофа, Царского Села. Например, серия акварелей из шести листов, написанная в 2017 г. и посвященная Павловску: «Павловск, холодная баня», «Павловск, майское солнце», «Пасмурный май», «Майское купание», «Павловск, весна», «Павловск, майская зелень». В этих пейзажах архитектурные элементы занимают совсем небольшое пространство на листе, отдавая первенство природным формам.
В работах последних лет, таких как «Михайловский сад, солнечный февраль» (2019), «Павловск, январь, последний луч» (2019), «Михайловский замок, иней» (2019), художник вплотную подходит к идеальному балансу рукотворных и природных форм. В городских пейзажах деревья мало-помалу из второстепенных объектов, обрамляющих края листа наподобие кулис, превращаются в главенствующий мотив и выносятся на передний план. В этот период наиболее ясно обнаруживается любовь художника к зимним пейзажам. Сам автор признает, что зима является одним из его любимых времен года3. На примере работы «Михайловский сад, зимнее солнце» (2019) мы видим, что узнаваемые архитектурные памятники по-прежнему присутствуют в пейзаже, но теперь автор помещает их на среднем или заднем плане. На первый план выступают деревья. Лишенный присутствия людей, пейзаж погружает нас в молчаливую созерцательность, доказывая, что город в какой-то мере является частью природы. «Работы Евгения Дубицкого наполнены нежной грустью и звенящей тишиной, от них невозможно оторвать взгляд. Глядя на его акварель, хочется читать стихи, вспоминать о сокровенном, заглянуть в прошлое и будущее. Дубицкий - художник, который заставляет зрителя вслушиваться в мелодию собственной души», - мы можем в полной мере согласиться с этим определением творчества художника [3, с. 54].
Акварели Е. В. Дубицкого задают лирическо-романтическую линию в творчестве участников группы «Акварельный класс». Художник концентрируется на спокойном, медитативном пейзаже, переживании момента тишины и уединения в, казалось бы,
вечно спешащем шумном городе. Работы автора отмечены тонким восприятием природы, находящейся в гармонии с архитектурной средой. Характерными чертами является глубокая линейная перспектива, как правило подчеркнутая элементами пейзажа, мягкий приглушенный колорит и слегка затуманенные границы изображаемых предметов. Все эти приемы помогают создать атмосферу умиротворения и подтолкнуть зрителя к вдумчивому созерцанию «городской природы».
Другой пример осмысления петербургского пейзажа появляется в творчестве художницы товарищества «Акварельный класс» Ольги Владимировны Ивлевой. Ольга Ивлева занимается акварелью с детства, высшее профессиональное образование получила в Санкт-Петербургской академии художеств. По словам художницы, каждое направление искусства требует от нее полной самоотдачи, времени и приложения всех необходимых усилий для решения творческих задач, поэтому, найдя себя в определенной технике, она продолжает оттачивать ее до совершенства. В личной беседе Ивлева вспоминает, что еще во время обучения в художественном училище каждый день выходила на пленэры, много работала самостоятельно и посвящала все свободное время любимой технике. Именно тогда и зародилась глубокая внутренняя уверенность: «Я - акварелист»4. С помощью акварели, считает художница, лучше удается выразить свои чувства, нюансы настроения и состояния души. «Акварель - очень тонко-материальная техника, которая дается не каждому, но, овладев этим материалом, можно создать уникальные вещи», - говорит Ольга Владимировна [6, с. 148].
Ольга Ивлева работает в смешанной технике, при этом одним из главных секретов мастерства художница считает четкий академический рисунок, проработку деталей изображаемого пейзажа [4, с. 23]. Ольга Владимировна отмечает, что работа над одним листом может занимать две - три недели кропотливого труда в мастерской. Им предшествуют не менее длительные прогулки, во время которых рождаются наброски будущей картины или фотографии уголков города, привлекших внимание художницы. Ольга подчеркивает, что для ее творческого метода необходимо
«прочувствовать место» - выбор мотива для будущей акварели становится полноценной художественной задачей.
Часто акварели Ольги Ивлевой подчинены единой теме. Одним из последних творческих успехов художница считает серию «100 метров от дома», созданную в 2020 г. в период пандемии. Гуляя во время карантина в окрестностях своей мастерской, О. В. Ивлева сумела разглядеть за, на первый взгляд, непримечательным ежедневным маршрутом, пролегающим по петербургским улочкам, душу города. Не столь парадные, как знаменитые «першпективы» и площади, но родные и близкие сердцу местных жителей пейзажи «настоящего Петербурга», в котором проходит наша повседневная жизнь: магазины у дома, припаркованные на скромных тротуарах исторического центра машины, потрескавшаяся штукатурка домов и сотни других, казалось бы, неприглядных деталей - создают прекрасную симфонию, пронизанную тонкой петербургской красотой, величественными строгими линиями и приглушенными цветами Северной столицы.
Серия охватывает все времена года и состоит из двенадцати листов, каждый лист посвящен одному из непарадных уголков города. Работы отмечены тщательным вниманием к деталям, передаче света и цвета. Так, в листе «Пушкинская улица» художница изображает улицу одного из центральных районов города в период ранней весны: на тротуаре и крышах домов еще лежит снег, но мягкий свет солнца, струящийся из глубины пейзажа, говорит о наступлении теплых дней. Ивлева тонко чувствует еле уловимые изменения в городской световоздушной среде, когда, несмотря на пасмурное серое небо, пейзаж наполнен светом, льющимся с неба и отражающимся во влажных гранитных плитах мостовой, окнах домов и тающих сугробах. При этом акварель не выглядит эфемерно-фантастической - перед нами вид, знакомый каждому жителю города. Художница тщательно прописывает элементы архитектуры: кованые ограждения и козырьки парадных, колонны, обрамляющие арки, лепнину, украшающую нависающие над тротуаром балконы, а также элементы городского быта, такие как плотно припаркованные вдоль
тротуара автомобили, виднеющиеся вдалеке вывески и фигуры случайных прохожих. Все это служит погружению зрителя в созерцание узнаваемой обыденной картины. Способность Ивлевой остановиться во время повседневного маршрута и заострить внимание на неочевидной красоте городских будней притягивает внимание зрителя к работам художницы.
В пейзажах Ольги Ивлевой хочется выделить тщательность в проработке архитектурных деталей и городской среды, подкрепленную сильной академической рисовальной школой, а также умение находить сюжеты в городской повседневности, тонко ощущать настроение и атмосферу петербургского пейзажа. Основываясь на характерных особенностях творчества художницы, мы можем назвать ее представительницей реалистической линии в пейзажах товарищества «Акварельный класс».
Уникальный тип исторического петербургского пейзажа присутствует в акварельных работах Владимира Николаевича Колба-сова. «Акварель - это мой родной язык, - говорит художник, - она дает мне свободу, свободу действия. Если в масле можно положить новые мазки, и это ужасно, ужасно, что можно писать и переписывать. Я беру одну работу и пишу ее сразу, и пишу так, как хочу ее писать, и акварель дает мне эту возможность»1.
Отдельного внимания заслуживает творческий метод В. Н. Колбасова. Художник работает в комбинированной технике, исключительно при дневном свете. Процесс работы над пейзажем начинается с прогулок по дворам до тех пор, пока какое-то место не захватывает все внимание автора. «Я иду и вдруг я влюбляюсь в эти дома, подворотни, улочки, и они оживают, становятся живыми, начинают с тобой беседовать, и я делаю быстрые карандашные зарисовки, зарисовываю динамику, зарисовываю пятно», - говорит художник1. Лишь после этого необычайного момента встречи с пейзажем начинается работа: Владимир Колбасов возвращается на запомнившееся место и делает академический акварельный этюд, не внося никаких фантазийных дополнений. Часто изучает историю этого уголка города, домов, а также людей, которые жили в этих домах, чтобы почувствовать сопричастность
с пространством: «Ты общаешься с городом, и со временем ты в него проваливаешься»1. Затем уже в мастерской все зарисовки и этюды прячутся, художник кладет перед собой чистый лист бумаги и начинает рисовать понравившееся место так, как он его помнит. Сначала В. Н. Колбасов создает графические черно-белые наброски, постепенно вводит цвет, выстраивает композицию и лишь затем с этого этюда начинает писать полноразмерную работу, но еще на простой бумаге, где может что-то подправлять, стирать, переделывать. Таких этюдов может быть множество, пока не будет достигнут тот вид, который удовлетворит художника. И только после этого натягивается «сталинский гознак» и пишется окончательный вариант. Работа над одной акварелью может длиться до месяца.
В. Н. Колбасов окончил архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в 1984 г. Возможно, этот факт среди прочих повлиял на любовь художника к городским пейзажам. Город остается в акварелях Владимира Колбасова главной темой на протяжении всего творческого пути, но восприятие его меняется в разные периоды творчества. В ранних работах, таких как «Партия в шахматы» (1992), «Снеговик» (1992), «Андреевский рынок» (1994), мы видим замкнутые пространства маленьких двориков, ограниченные стенами домов. Перед нами не парадный город, а город детских воспоминаний. Конечно, Петербург уже является главным действующим лицом, однако он еще делит внимание автора с бытовыми сценами: ватага мальчишек лепит снеговика, два соседа сошлись за шахматной партией, расположившись на пустых ящиках во дворе, женщина вывешивает белье на просушку рядом с петербургским брандмауэром. Однако в этих работах уже появляются изогнутые линии домов, на которых водосточные трубы и причудливые тени выглядят как живые извивающиеся существа. Возникает ощущение, что дворики живут сами по себе, независимо от людей и времени. И тем не менее облик города абсолютно реален, каждый пейзаж соотносится с определенной топографической точкой.
Постепенно из пейзажей В. Н. Колбасова исчезает зримое присутствие людей. Петербург становится единственным действующим лицом, что создает для зрителя ощущение камерного, интимного диалога с городом один на один. По словам самого акварелиста, к Петербургу обращается практически каждый художник, но большинство как графиков, так и живописцев относятся к городу лишь как к пейзажной натуре. «Такие работы могут хорошо смотреться в интерьере, но они не „собеседники“», - говорит Колбасов1. Знаковыми работами в своем творчестве художник считает «Дождь» (2020), «Троицкий собор» (2020), «Канал» (2020). В картине «Дождь» мы видим кулисное построение композиции, с двух сторон листа прямо на зрителя надвигаются стены домов, окна смотрят на нас своим стеклянным, холодным взглядом. На первый план выступает старое дерево, как великан с взлохмаченной копной волос. Большая часть пространства листа занята стенами домов - глухими, с окнами, проводами, водосточными трубами. Линии домов изогнуты и искривлены - создается впечатление, что каждый дом живет своей жизнью, что они общаются между собой, переговариваются, перешептываются. Глубина пространства достигается уходящей извилистой дорогой, которая замыкается на заднем плане вертикалью - хорошо узнаваемой колокольней Петропавловского собора.
Реалистическими работы художника можно назвать скорее в контексте субъективного впечатления от реального пейзажа -эта особенность поддерживается прежде всего манерой письма: небольшие аккуратные мазки создают ощущение легкой дрожи, пробегающей по всему пейзажу. В работах Колбасова почти нет прямых линий: строгие петербургские колонны и решетки, фонари и водосточные трубы, даже сами фасады домов примеряют на себя мягкие изгибы, более свойственные природным формам, нежели архитектурным. Взгляд зрителя застилает то пелена петербургской мороси, то дрожащий воздух, нагретый неожиданным солнцем, неуловимо искажая знакомые виды города, как бы смещая приземленные улочки с их магазинчиками, кафе, будками объявлений, редкими строительными фургончиками и прочим и прочим на
несколько градусов в сторону от привычной реальности. Подобное сочетание узнаваемых, близких любому петербуржцу пейзажей и ирреального пространства и создает особый образ Северной столицы в листах городской серии Владимира Колбасова. Его Петербург можно назвать городом вне времени. Признаки ушедшей эпохи в большинстве листов - давно снесенные дома, старые уютные дворики, изменившиеся до неузнаваемости, ныне исчезнувшие ракурсы - разглядит разве что краевед, однако от всех работ неуловимо веет истинным петербургским духом, воздух в листах пропитан историей города, ставшей не просто отметками на временной шкале, а одним из подпространств Петербурга и, наконец, теплыми воспоминаниями детства и юности, которые художник вкладывает в свои работы.
Будучи членом товарищества «Акварельный класс», В. Н. Кол-басов в своем творчестве представляет метафизическую линию восприятия петербургского пейзажа. Сохраняющие некоторую привязку к конкретному месту, пейзажи вместе с тем выступают не столько его документальными изображениями, сколько портретами отдельной личности, живой субстанции города, развернувшейся в четвертом измерении - времени. Владимир Колбасов сумел найти свой уникальный и узнаваемый стиль, в полной мере выражающий его художественное мировосприятие, что, несомненно, обогатило галерею петербургских пейзажей участников группы «Акварельный класс».
Можно заключить, что образ Петербурга по-прежнему занимает знаковое место в работах современных пейзажистов, подходы к его художественной интерпретации развиваются и находят отражение в творчестве каждого автора. Художники - члены товарищества «Акварельный класс» в своих поисках в области изображения петербургского пейзажа сохраняют яркую индивидуальность, однако имеют несколько ключевых общих особенностей: в первую очередь это закономерное и систематическое обращение к традициям петербургской академической школы, опора на сильный, проработанный академический рисунок и глубокое понимание цветовых отношений живописи. Стоит отметить, что большинство членов
товарищества получили художественное образование в Институте имени И. Е. Репина. Кроме того, в работах каждого художника выделяется смысловая наполненность пейзажа: авторы не просто изображают реалистический пейзаж, копируя действительность, но творчески перерабатывают свое впечатление от взаимодействия с городским пространством (сохраняя при этом безусловное техническое мастерство и академический подход к рисунку и живописи), создавая таким образом произведения-переживания города в судьбе человека, будь то лирические, меланхоличные композиции, тонко подмеченные моменты из повседневной жизни горожанина или размышления на тему вневременного пространства Петербурга и общения художника с городом как собеседником. Товарищество «Акварельный класс», несомненно, внесло свою лепту как в сохранение традиций петербургской академической акварельной школы, так и в развитие темы петербургского пейзажа в искусстве рубежа XX-XXI веков.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Интервью с В. Н. Колбасовым. Из личного архива автора. 16.11.2022.
2 Интервью с А. В. Сайковым. Из личного архива автора. 10.02.2019.
3 Интервью с Е. В. Дубицким. Из личного архива автора. 09.11.2022.
4 Интервью с О. В. Ивлевой. Из личного архива автора. 25.10.2022.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Гордин А. М., Денисов Ю. М. Город глазами художников. Петербург - Петроград - Ленинград в произведениях живописи и графики. СПб. : Художники РСФСР, 1978. 394 с.
2. Грачева С. М.Современное петербургское академическое изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития. М. : БуксМАрт, 2019. 368 с.
3. Злобина Л. А. Евгений Дубицкий. Пастельная акварель : учеб. пособ. СПб. : Лань ; Планета музыки, 2016. 104 с.
4. Иванова О. В. Акварель. Практические советы. М. : Астрель ; АСТ. 2006. 95 с.
5. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. М. : Юрайт, 2018. 515 с.
6. Макарова В. В. Товарищество «Акварельный класс» : учеб. пособ. СПб. : Лань ; Планета музыки, 2019. 148 с.
7. Мартынова А. Г. Акварелист Олег Игоревич Померанцев (19492012) как продолжатель традиций реалистического искусства. Художественный образ поселка Кирилловское в акварельных и графических работах мастера // Научный журнал КубГАУ 2016. № 123. С. 2-24.
8. Спивак Д. Л. Метафизика Петербурга. Историко-культурологические очерки. СПб. : Эко-Вектор, 2019. 822 с.
9. Толстой В. П. Художественные модели мироздания. Книга вторая. XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа. М. : Наука, 1999. 367 с.
1. Е. В. Дубицкий. Михайловский замок, иней. 2019. Бумага, акварель. 37*53
2. О. В. Ивлева. Лист № 3. Из серии «100 метров от дома». 2020. Бумага, акварель. 21*30
3. В. Н. Колбасов. Троицкий собор. Из серии «Город». 2002. Бумага, акварель. 38*26
4. В. Н. Колбасов. Дождь. Из серии «Город». 2000 Бумага, акварель. 38*26