Научная статья на тему 'КАТАЛОГИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА'

КАТАЛОГИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акварель / альбом / каталог / альбом-каталог / фестиваль акварельной живописи / watercolor / album / catalog / catalog album / watercolor painting festival

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — О.А. Ваткова

Несмотря на огромный интерес в науке к разного рода фестивалям, фестиваль искусства акварельной живописи является малоизученным явлением в сфере культуры и искусства. По этой причине неисследованными остаются издания, сопровождающие международные фестивали искусства акварельной живописи начала ХХI века. Речь идет о каталогах фестивалей. Именно такое определение бытует в среде акварелистов для обозначения сборника, вмещающего в себя всю совокупность произведений акварельной живописи, участвующих в фестивале. В результате анализа ряда каталогов международных фестивалей, состоявшихся за последние 5 лет, мы пришли к ряду выводов. Во-первых, так называемые каталоги фестиваля акварели представляют собой не точно каталоги, а, скорее, каталоги-альбомы. Во-вторых, альбомы-каталоги акварельных фестивалей, вобравшие в себя лучшие образцы современной акварельной живописи, выступают важным информационным источником, так как позволяют получить самую разнообразную информацию как о самих фестивалях, так и об искусстве акварели на современном этапе ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATALOGUES OF INTERNATIONAL FESTIVALS WATERCOLOR PAINTING AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC ANALYSIS

Despite the great interest in various kinds of festivals in science, the watercolor painting art festival is a little-studied phenomenon in the field of culture and art. For this reason, the publications accompanying the international festivals of watercolor painting at the beginning of the 21st century remain unexplored. The author is talking about festival catalogs. This is the definition that exists among watercolorists to designate a collection containing the entire set of works of watercolor painting participating in the festival. As a result, of analyzing a number of catalogues of international festivals held over the past 5 years, the author has come to a number of conclusions. Firstly, the so-called catalogs of the watercolor festival are not exactly catalogs, but rather catalog albums. Secondly, catalog albums of watercolor festivals, which have absorbed the best examples of modern watercolor painting, act as an important information source, as they allow you to get a wide variety of information about both the festivals themselves and the art of watercolor at the present stage of its development.

Текст научной работы на тему «КАТАЛОГИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 7.01

КАТАЛОГИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО

АНАЛИЗА

О.А. Ваткова

Профессиональная гимназия по виноградарству и виноделию им. Ал. Стамболийского, г. Плевен, Болгария e-mail: ovatkova@bk.ru

Несмотря на огромный интерес в науке к разного рода фестивалям, фестиваль искусства акварельной живописи является малоизученным явлением в сфере культуры и искусства. По этой причине неисследованными остаются издания, сопровождающие международные фестивали искусства акварельной живописи начала XXI века. Речь идет о каталогах фестивалей. Именно такое определение бытует в среде акварелистов для обозначения сборника, вмещающего в себя всю совокупность произведений акварельной живописи, участвующих в фестивале. В результате анализа ряда каталогов международных фестивалей, состоявшихся за последние 5 лет, мы пришли к ряду выводов. Во-первых, так называемые каталоги фестиваля акварели представляют собой не точно каталоги, а, скорее, каталоги-альбомы. Во-вторых, альбомы-каталоги акварельных фестивалей, вобравшие в себя лучшие образцы современной акварельной живописи, выступают важным информационным источником, так как позволяют получить самую разнообразную информацию как о самих фестивалях, так и об искусстве акварели на современном этапе ее развития.

Ключевые слова: акварель, альбом, каталог, альбом-каталог, фестиваль акварельной живописи.

Культура первой половины XXI в. ознаменовалась появлением событий крупного масштаба - международных фестивалей акварельной живописи. Недолгий, но серьезный опыт их возникновения и развития

свидетельствует о том, что это особенный вид культурной формы, претендующий на собственную нишу в мире искусства. Фестиваль акварели - культурное мероприятие, содержание которого направлено на проведение различных акварельных практик и демонстрацию живописно-художественного мастерства акварелистов. На фестивалях акварели представлены различные художественные направления и жанры: пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический жанр и т. д.

В современных условиях, характеризующихся глобальным техническим прогрессом и объемным массивом информации, активизация фестивальной деятельности резко актуализирует проблему систематизации источников, отражающих художественный творческий опыт в области акварели.

Полиграфическая продукция - афиши, рекламные буклеты, сертификаты участников являются обязательной частью всех акварельных фестивалей. Среди печатных изданий важное место занимают каталоги, которые традиционно издаются по итогам фестивалей акварели. Благодаря энтузиазму организаторов и работе авторитетного жюри в них собрана бесценная коллекция акварельных работ художников со всего мира, представляющих собой определенный этап в развитии мирового современного акварельного искусства. Необходимость каталогизации акварельных произведений, участвующих в фестивале, определяется взаимосвязанными функциями каталога - отчетностью и хранением, фиксацией художественной базы, коммуникативной и информационной функциями. Издание каталога - обязательный этап фестивальной подготовки.

К сожалению, теоретические публикации о научной и художественной ценности каталогов акварельных фестивалей, которые, по нашему мнению, обладают большим информационным потенциалом и наверняка бы вызвали серьезный интерес у специалистов в области современной акварели, среди открытых источников нами не обнаружены. Что касается самих фестивалей акварельной живописи несмотря на их активное развитие как феномена современной культуры начала XXI века, они до сих пор не становились предметом познания и не получили теоретического осмысления в научных источниках.

Одной из возможных причин, ведущих к ограничению исследования фестивальных каталогов, вероятно, является изначальная предубежденность по отношению к акварели, сформированная традицией, согласно которой

акварель следует понимать как технику сугубо «академическую», предназначенную исключительно для «ученических» целей. Подобный подход к восприятию акварельной живописи исключает исследовательскую позицию в отношении акварели как самодостаточного и самостоятельного вида искусства, которая оказывается за пределами исследовательского понимания.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью восполнения пробелов в изучении каталогов фестивалей акварельной живописи, порожденных отставанием теории от практики. Изучение каталогов акварельных фестивалей представляет несомненный интерес, поскольку позволяет лучше понять искусство акварельной живописи на современном этапе ее развития.

Целью работы является анализ и описание художественных каталогов фестивалей акварели, выявление их специфики.

Новизна настоящей статьи заключается в том, что в ней впервые в науке рассматриваются каталоги международных фестивалей акварели. Предстоит ответить на вопрос, что представляет собой каталог международного фестиваля акварели, какова его структура и содержание?

Методологической базой исследования выступил комплексный анализ источников, часть из которых (каталоги) впервые рассматривается в науке. Описательный метод позволил дать характеристику каталогам фестивалей. С помощью метода включенного наблюдения в качестве художника -участника фестивалей акварели автором была получена возможность сбора материала во время происходящих событий. Базой эмпирического исследования послужила рекламная (афиши, проспекты, буклеты) и наградная (сертификаты, дипломы, грамоты, карты участников) полиграфия, особенную группу которой составили печатные каталоги международных фестивалей акварели. Теоретической базой исследования явились научные труды, публикации в периодических изданиях, в той или иной мере затрагивающие описание художественных каталогов.

При всем разнообразии литературы, посвященной различным аспектам изучения и работы с художественными каталогами, исследования, направленные на анализ каталогов фестивалей акварели, нами не выявлены.

Отсутствие источников, специально направленных на изучение каталогов акварельных фестивалей, а также сложность и многоаспектность исследуемой проблемы потребовали анализа значительного массива

отечественных и зарубежных публикаций, хоть в какой-то мере относящихся к художественным каталогам.

Все публикации, в зависимости от степени и характера рассмотрения каталогов, можно разделить на три основные группы:

1) Собственно, художественные каталоги, посвященные событиям в области акварели, как правило, акварельным выставкам или творчеству отдельных художников-акварелистов. Каталоги включают вступительные статьи к ним. Жанр подобных изданий не подразумевает какого-либо критического анализа самого каталога [2];

2) Научные работы, в которых, помимо основной темы исследования, упоминаются те или иные каталоги, и встречаются их краткая оценка именно как каталогов [4; 5; 6; 10; 11];

3) Научные исследования в области гуманитарных наук, в которых предпринимаются попытки анализа тех или иных каталогов в целом, примеры применения и использования каталогов, опыт анализа, классификации каталогов и подходов к их исследованию [3; 7; 8; 9; 12].

Для целей настоящего исследования особенное значение имеют источники второй и третьей группы, а именно научные статьи, в которых приводятся результаты анализа выставочных каталогов различных художественных объединений, групп художников и художественных направлений начала XX в. В них каталоги выставок рассматриваются как специальный инструмент изучения художественного материала в аспекте их актуальности для современных научных исследований, музейной работы и коммерческой арт-деятельности [5; 7; 11]. Авторами подчеркивается, что все издания, сопутствущие выставкам или собраниям, выступают важнейшими источниками информации о них, инструментами популяризации выставочных коллекций.

Вопросы каталогизация как одного из ведущих направлений музейной научно-исследовательской работы подробно анализируются в статье Е.Г. Щуриной [12]. В работе говорится о первом упоминании термина «каталог», который, предположительно появился в 1858 году. Автор приводит классификационные признаки каталогов. Так, по форме издания каталоги подразделяются на: каталог-указатель, каталог-справочник, каталог-определитель, информационно-справочный каталог, справочный каталог, словарь-каталог, альбом-каталог, отдельные каталоги, издаваемые в составе других изданий, например, в сборниках трудов музеев. Подчеркивается специфика построения каталога, характерная для каждого вида памятника.

Например, для изобразительных источников наиболее распространенной формой является алфавитный каталог, где перечень описаний основан на алфавитном расположении имен художников. Дополнительная дифференциация встречается по виду произведений, но внутри каждого раздела сохраняется расположение материала по алфавитному принципу. Автор приводит общие типологические признаки, по которым можно классифицировать все многообразие каталогов как музейных собраний, так и выставочных:

1) степень полноты описания произведений (полные или краткие);

2) характер организации материала (алфавитный, хронологический, географический и т. д.);

3) особенности полиграфического оформления (в зависимости от полноты сведений, включенных в каталог, издательства оформляют их в виде тома (томов), буклета, проспекта, альбома, листовки, пригласительного билета) [12].

В статье В.Г. Бычковой [3] рассматривается проблема каталогизации художественных выставок с точки зрения информационного подхода. Каталоги служат руководством для посетителей, ориентиром для поиска деловых партнеров, источником базовой информации об авторе и произведении, дают представление о видах и жанрах искусства, распространенных в определённый период, представляя общую картину развития искусства. Качественный каталог, по мнению автора, выступает условием визуальной привлекательности объектов выставки. Автор констатирует, что большинство каталогов выставок довольно шаблонны. Однотипная структура, как правило, включает введение, эссе, представленные работы, описание работ и т. д. Автор делает вывод о специфике каталогизации художественных выставок, которая заключается в научной ценности каталогов как источников для изучения произведений искусства [3].

К.В. Прохорова в своих работах, характеризуя работу музеев по изданию каталогов в различных аспектах, констатирует, что современные каталоги представляют собой красочно оформленные издания с обширным иллюстративным рядом, но сам каталог в них отсутствует. Автор делает вывод о том, что можно говорить об изменении жанровой принадлежности современных каталогов, так как они приближаются скорее к жанру альбома, чем каталога. Каталог как вид издания содержит сведения об авторстве, физических размерах произведения, материале и технике его исполнения,

дате создания, но, кроме того, может включать и другие более обширные сведения. В целом, каталог - это документ, дающий представление о распространенных в определённый период видах и жанрах искусства, об именах и произведениях не только ведущих мастеров искусства какого-либо периода, но и авторов второго плана, представляя, таким образом, общую картину развития искусства [7; 8; 9].

Таким образом, анализ литературы, в той или иной степения рассматривающей художественные каталоги, показал, что в ней представлены отдельные аспекты интересующей нас проблемы: виды художественных каталогов, их описание, структура и функции, главная из которых информационная функция, так как каталог выступает важным источником самой разнообразной информации как о преобладающих видах и жанрах искусства, об отдельных художниках и об актуальном состоянии искусства в целом. В большинстве публикаций рассматриваются выставочные или музейные каталоги, фиксирующие произведения искусства прошлого. Что касается каталогов фестивалей акварельной живописи, появившихся в начале XXI века, проведенный анализ публикаций свидетельствует об отсутствии исследований, дающих даже минимальное представление о таковых.

В современных источниках справочного характера приводятся следующие определения понятий «каталог» и «альбом-каталог». «Альбом-каталог - album+catalogue. Каталог художественных произведений, имеющий вид альбома с репродукциями». Каталог (от греч. кахаХоуо^) - в общем случае, некий список информации об объектах, составленный с целью облегчения поиска этих объектов по какому-то признаку. Отмечается, что каталоги, изданные по итогам художественных событий, больше тяготеют к жанру каталог-альбом, нежели каталог [1].

В какой степени каталоги международных фестивалей акварельной живописи соответствуют данным определениям?

В рамках одной статьи не представляется возможным рассмотреть все каталоги фестивалей акварели, состоявшихся за последнее время, поэтому остановимся на тех из них, которые представляются нам наиболее репрезентативными с точки зрения полноты информации, содержащейся в них. Таким образом, предметом настоящего исследования являются каталоги международных фестивалей акварели, проведенных за последние 5 лет: II Международное триеннале «Дух акварели» 2019, Варна, Болгария; Международный фестиваль UrbmoInAcquereПo 2020 - 2021, Урбино, Италия;

III Международное биеннале «Жемчужины мира - III» («Pearls of Peace Season - III») 2020, Пакистан; VI Международное биеннале акварели - 2021, Тирана, Албания; Международный фестиваль «Диалог акварели и чернил», состоявшийся в Эквадоре зимой в 2023 г.

С 2016 г. в г. Варна, Болгария в формате триеннале проводится Международный фестиваль акварели «Дух акварели». В 2019 г. фестиваль состоялся во второй раз [15].

Каталог, изданный по результутам фестиваля ассоциацией «Международное общество акварелистов - Болгарское отделение» (IWS Bulgaria) «Дух акварели», содержит 418 страниц с качественными печатными цветными иллюстрациями, мягкой обложкой. В издание вошли избранные произведения современных 360 художников из 63 стран, акварели 69 болгарских и 291 зарубежного автора. Помимо акварелистов, прошедших конкурсный отбор, представлены акварели кисти членов жюри и приглашенных художников, среди которых есть «легенды акварели», акварелисты США: А. Макьюэн, Д. Тейлор и Л. Долл. Вкладом в каталог является серия акварелей болгарских акварелистов - богатая картина художественной жизни Болгарии прошлого века. В число подобного рода работ организаторы включили акварели А. Поплилова, А. Капричева, Н. Токмакчиева.

Коллекция акварелей вместе с болгарской классикой образует каталог из 387 произведений. Структура каталога состоит из следующих элементов. В начале каталога размещена вступительная текстовая часть, которая включает краткие творческие биографии членов жюри фестиваля, их фотографические портреты и эссе, в которых ведущие акварелисты размышляют об искусстве, о современной акварели, той роли, которую акварель сыграла в их жизни, о значении фестиваля «Дух Акварели». Затем следуют поздравительные адреса; список стран-участниц мероприятия в алфавитном порядке; список награжденных акварелистов с различными видами наград (имиджевые награды, награды признания, сертификаты участия и т. п.); имена приглашенных художников с их работами. Приглашенные участники представляют значительный раздел экспозиции. Вторую часть каталога, составляют качественные репродукции акварельных произведений художников, участвовавших в фестивале, с краткими пояснениями на двух языках, болгарском и английском - названия произведений и имена авторов. Комментарии к работам отсутствуют, как отсутствуют любые другие сведения об авторах.

Таким образом, каталог фестиваля «Дух Акварели» состоит из двух частей: текстовая и альбомная. Из них по объему преобладает альбомная за счет объемного репродуктивного ряда. Иллюстрации каталога представляют собой репродукции с оригинальных акварельных произведений.

Что касается художественных направлений, жанров, стилей, авторских техник, то каталог демонстрирует их большое многообразие. На Международном фестивале «Дух Акварели» были представлены почти все существующие жанры, что отражено в каталоге. Большинство из них: пейзаж, портрет, натюрморт. В меньшем количестве - анималистический жанр, ботаническая живопись, многофигурные композиции, жанровые композиции и др.

Из содержания видно, что это не просто каталог, а альбом-каталог. В данном виде издания синтезированы обе формы художественного материала, текстовая и визуальная. Присутствует стремление авторов к систематизации материалов в виде алфавитного расположения как стран-участниц фестиваля, так и имен художников.

Общее представление о каталоге позволяет сделать вывод о нем как о печатном издании, в котором сосредоточено большое количество имен в области акварельного искусства и богатое разнообразие живописных жанров, стилей и тематических направлений, представляющих пёструю картину творческой активности акварелистов - от ботанической живописи и натюрморта до портретов и пейзажей, которых среди всех остальных жанров большинство. В целом сборник создает благоприятное впечатление как с эстетической точки зрения, так и с научной благодаря включённым в него текстам на тему акварельной живописи, которые не позволяют превратить каталог в простое перечисление экспонатов.

В 2020 году Джамшоро, Пакистан, имел честь принимать Третью Международную биеннале акварели «Жемчужины мира - III сезон» в сотрудничестве с Международным обществом акварелистов Пакистана (IWS Pakistan) и Центром передового опыта в области искусства и дизайна (CEAD), Университетом инженерии и технологий Мехран (MUET). Эта «акварельная симфония» временно объединила под одной крышей национальных и зарубежных художников из более чем 50 стран. Все работы участников были помещены в каталог [16], анализ которого показал, что фестивальная выставка охватывает самые важные темы, волнующие современных художников, и распространенные жанры. Работы акварелистов

из разных стран мира определяют актуальное состояние современного акварельного искусства.

Каталог III Международной биеннале «Жемчужины Мира Сезон - III» - 2020 в Пакистане полноцветный, в твердом переплете, с количеством страниц 179. В начале каталога размещены поздравительные адреса от академического руководства Инженерно-технологического университета Мехран, от ведущих акварелистов - мировых имен в акварели, а также от лидеров международных акварельных сообществ. Далее следует длинный список участников биеннале, всего 290 человек и их стран. После перечисления имен участников следует основная часть - краткие данные о том или ином акварелисте - его имя и страна, которые маркируются иконкой - уменьшенным изображением флага той страны, от имени которой выступает художник. На каждой странице размещены по два участника, все -в алфавитном порядке, начиная с Алжира, Аргентины, Австралии, Австрии, Азербайджана, Бангладеш, Бельгии и т. д. В конце основной части -несколько страниц посвящено памятным моментам события, запечатленным на фотографиях. Завершается каталог обращением организаторов ко всем пакистанским любителям акварели. Акварели, опубликованные в каталоге, показывают различные направления, виды и техники в исполнении мастеров и начинающих акварелистов. Активные поиски портретной образности демонстрируют иранские акварелисты. Скупая, почти графическая живопись в пейзажах в исполнении акварелистов Сербии. Жизненная правдивость и реалистичность акварелей характерна для российских участников.

Международный фестиваль UrbinoInAcquerello в г. Урбино, Италия, ежегодное мероприятие, объединяющее акварелистов и художников со всего мира. В рамках фестиваля проводятся семинары, встречи, конференции, пленэры, показательные выступления для школьников и студентов, выставки и мастер-классы. Это проект, представляющий оригинальную кураторскую идею, в центре внимания которого необыкновенная художественная красота городка Урбино. Каждую весну город становится увлекательным местом культурного и художественного обмена. В 2021 г. фестиваль был тематическим. Он был посвящен 500-летию художника эпохи итальянского Возрождения, рожденного в этом городе, Рафаэлю Санти. В рамках проекта было создано множество интересных акварельных работ художников со всего мира, посвятивших свои произведения творчеству Рафаэля. Художникам была предоставлена возможность выполнять работы в индивидуальном творческом ключе, используя портреты, созданные

Рафаэлем или элементы любых других картин и деталей произведений мастера, дополняя их собственной интерпретацией пейзажей Монтефельтро и Урбино. Общая концепция, связывающая сотни представленных работ, заключалась в том, чтобы в своих акварелях использовать элементы картин Рафаэля или представить панорамы Урбино и Монтефельтро, творчески интерпретируя их. Среди сюжетов присланных на фестиваль работ -лиричные или умиротворенные образы рафаэлевских мадонн, персонажи, как бы сошедшие с картин великого художника, прохаживающиеся по живописным уголкам Урбино. К фестивалю был выпущен стильный каталог [14] с дизайнерским оформлением. Работы каталогизированы в соответствии со странами происхождения авторов. Надо отметить, что они сильно различаются между собой в стилистических и композиционных решениях.

«Натюрморт» - тема Четвертой международной биеннале акварели, открывшейся в Тиране, в Национальном историческом музее в 2021 г. Кураторами биеннале выступили основатель культурной организации УКаг! Хелидон Халити и Президент УКаг! Ормира Лулани. Свои акварели на биеннале представили 310 художников из 58 стран. По словам организаторов, тема «Натюрморт» была выбрана, чтобы «воспеть красоту природы и жизни». Ни один натюрморт не похож на другой - все работы созданы в разных техниках и стилях. Среди художников есть профессионалы, но есть и любители, пожелавшие принять участие в событии.

Биеннале сопровождается каталогом [17], объединяющим эмоциональные интерпретации и мысли в акварельных полотнах. Каталог в мягкой обложке, объемом 192 страницы. Структура каталога аналогична предыдущим каталогам, рассмотренным в этой статье. Вначале, как и в предыдущих каталогах, помещена вводная часть, включающая поздравительные и мотивационные послания участвующим акварелистам и всем любителям акварели. Среди них - слово куратора биеннале, художника Х. Халити, который в своей речи поблагодарил институции, сделавшие организацию биеннале возможной. Почетный гость мероприятия, Президент Международного общества акварелистов (IWS) Атанур Доган, в своем послании выразил признание, что испытывает особое удовольствие каждый раз, когда приезжает в Албанию для организации биеннале. Свои поздравления участникам и пожелания успешному развитию фестиваля высказали директор Национального исторического музея доктор Дориан Кочи и Президент УКаг! О. Лулани.

Основную часть каталога занимают опубликованные иллюстрации -акварельные репродукции с указанием стран-участниц, названий работ и их авторов, среди которых имена мастеров с мировой известностью в области акварели. Списки художников, их работ и стран в каталоге упорядочены по алфавитному принципу. Основной материал для идентификации произведения это название картины, имя автора и указание страны.

Экспозиция, объединившая художественные работы в жанре натюрморт, отражает всё многообразие стилей, техник и выразительных форм, характерных для современного искусства акварели.

140 акварелей художников, объединяющие акварелистов из 40 стран, опубликованы в каталоге [13], который был издан в связи с проведением Международного фестиваля «Диалог акварели и чернил», состоявшемся в Эквадоре зимой в 2023 г. В целом каталог повторяет структуру и принцип организации информации предыдущих каталогов. На первых страницах каталога приветствия и поздравления участникам, отправленные организаторами фестиваля. Следующие несколько страниц посвящены победителям фестиваля и членам жюри. Далее следует альбомная часть, которая занимает значительный объем: акварели с указанием автора и страны проживания. Всего в каталоге 161 страница. Главной особенностью акварелей, опубликованной в каталожной части, является многообразие техник, жанров и стилей представленных работ.

Куда движется акварель в последние годы? Анализ акварельных произведений, пополнивших каталоги, показывает, что акварель, благодаря множеству появившихся технологий, получила развитие в русле большого разнообразия акварельных техник.

Таким образом, выборочный анализ каталогов международных фестивалей акварели, состоявшихся в разных странах в рамках 2020-2023 гг. позволил сделать ряд выводов. Во-первых, перед нами жанр «каталог-альбом». Как известно, каталог - это издание, фиксирующее всю имеющуюся информацию о художественной экспозиции. Альбом же представляет собой художественное издание, в котором преобладает иллюстративный компонент. Иллюстрации в нем выступают самостоятельными публикациями, призванными подчеркивать красоту акварельной живописи. Каталог-альбом фестиваля акварели, являясь сочетанием этих двух видов изданий, предстает в новом качестве.

Хотя в среде акварелистов бытует определение «каталог», анализ ряда каталогов показал, что данный вид полиграфического издания скорее всего

представляет собой не столько каталог, сколько альбом-каталог, так как в нем отсутствует описательная часть при преимущественной иллюстративной части.

Во-вторых, издание каталога, бесспорно, можно назвать одним из средств формирования и укрепления привлекательного имиджа современного акварельного фестиваля. Сегодня он стал распространённой формой информационной и просветительской миссии фестиваля. Каталог-альбом выполняет множество функций: поднимает престиж фестиваля, становится одним из инструментов его популяризации. Публикация на двух языках, страны фестиваля и английском, делает его доступным широкому кругу любителей акварели. По нему формируется восприятие общей картины состояния современного искусства акварели.

Каталоги сильно бы выиграли, если бы названия работ сопровождалось бы не только именами авторов и стран проживания, но краткими сведениями о них (фестивальная активность, предпочитаемая живописная техника и т. д.). Отдельной проблемой становится идентификация китайских, тайваньских или любых других акварелистов, в случае если приводятся лишь их европеизированные имена без оригинальной версии, традиционной для их народности. Незначительные недостатки не умаляют важности данного вида издания.

Вывод. Во всем мире постоянно проводится множество акварельных фестивалей, привлекающих большое количество акварелистов и любителей акварели, как в крупных городах и мегаполисах, так и в небольших региональных городках. По их результатам издаются каталоги. Актуальность заявленной проблемы обусловлена исследовательским интересом к полиграфическому виду издания, объединяющему типологические черты каталога и альбома в органичное единство.

Автор анализирует материал на примере каталогов международных фестивалей, состоявшихся в странах Европы и Южной Америки в период 2021-2023 гг.

Термин «каталог» предложен самими акварелистами, которые его широко и активно используют. Несмотря на его широкое распространение в акварельной среде, исследование показало, что искомый вид полиграфической продукции было бы правильней называть каталог-альбом, так как он не вполной мере отвечает определению «каталог». Каталожные единицы не обеспечены максимально полной информацией, отсутствует их подробное описание, как и сведения о большинстве авторов, если это не

акварелисты известные или выдающиеся. Что касается структуры каталогов фестивалей акварели, она однотипная для всех каталогов. Как правило, каталог состоит из нескольких разделов: приветственное вступление от имени организаторов, прославленных акварелистов или официальных лиц; список участников; список стран, представляемых ими; список экспонатов, сопровождаемых именем автора и названием произведения в организованном порядке, чаще всего по алфавиту; страницы с дополнительной полезной информацией. В некоторых каталогах упоминаются акварелисты, игравшие видную роль в то или иное время в истории искусства акварели.

Значение информации из фестивальных каталогов для изучения истории акварельной живописи и ее современного состояния трудно переоценить. Они дают представление о развитии стилей и жанров, преобладающих акварельных техниках, количестве произведений, масштабах проведения фестиваля, роли отдельных художников в становлении искусства акварели и т. д.

Акварель, самый древний вид искусства, в начале XXI столетия переживает расцвет в самых разных своих проявлениях. Каталоги фестивалей акварели призваны углубить представление зрителя как о самой акварели, так и о ее технических возможностях.

Заключение. Информация, полученная в ходе анализа альбомов-каталогов, была проанализирована и сопоставлена с данными научной литературы, что позволило получить более полное представление о современных альбомах-каталогах акварельных фестивалей. Результаты данного исследования не претендуют на полноту и окончательность, являясь первым шагом на пути к созданию полноценного системного описания каталогов международных фестивалей акварели. Данная работа, безусловно, требует продолжения и проведения дальнейших исследований, поскольку фестивальная активность в мире искусства акварели постоянно увеличивается. Однако даже предварительные результаты, полученные в ходе анализа, в сопоставлении со сведениями из научной литературы, посвящённой другим каталогам, позволяют нам сделать интересные выводы о структуре и содержании этого вида полиграфического издания.

Анализ фестивальных каталогов как специальный ресурс изучения художественного материала, актуален для современных научных исследований в области культурологии и искусствознания, работы организаторов и кураторов фестивалей, а также издательской стороны арт-деятельности.

Список литературы

1. Альбом-каталог / Академик Academic.ru. - URL: https://gallicismes.academic.ru/1872/ (дата обращения: 03.12.2023).

2. Артур Фонвизин. Акварели: альбом-каталог выставки «Акварели Артура Фонвизина» в Липецкой областной картинной галерее / [С. Бугровский и др.] ; [сост. кат.: Б. Силаев, C. Александров]. - Москва : Биртуальная галерея, 2008. - 116 с.

3. Бычкова, Б. Г. Специфика каталогизации художественных выставок / Б. Г. Бычкова // Донецкие чтения 2021: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : Материалы VI Международной научной конференции, Донецк, 26-28 октября 2021 года. Том 11. - Донецк : Донецкий национальный университет, 2021. - С. 91-93.

4. Гусева, А. Б. Каталог лондонской выставки 19З5 года как источник по истории коллекционирования китайского искусства / А. Б. Гусева // Актуальные проблемы теории и истории искусства. - 2021. - № 11. - С. 864-880.

5. Лебедева, И. Б. Быставочная жизнь Москвы и Петербурга начала ХХ века: издания к выставкам как информационный источник / И. Б. Лебедева // Евразийский союз ученых. -2020. - № 10-4 (79). - С. 19-23.

6. Меньшиков, Л. А. Быставки и каталоги флюксуса 1970-х годов, или как правильно писать историю, делая антиискусство / Л. А. Меньшиков // Бестник Академии Русского балета им. А. Я. Багановой. - 2014. - № 6 (35). - С. 189-195.

7. Прохорова, К. Б. Каталог как источник формирования научного знания в сфере искусствоведения / К. Б. Прохорова // Культурное наследие Сибири. - 2014. - № 15. -С. 1З2-139.

8. Прохорова, К. Б. Каталог художественной выставки как источник искусствоведческого знания / К. Б. Прохорова, И. М. Прусова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5 (54). - С. 4З8-439.

9. Прохорова, К. Б. Особенности структуры каталогов краевых художественных выставок 1930-х гг. / К. Б. Прохорова // Культурное наследие Сибири. - 2016. - № 1 (19). - С. 12-21.

10. Резвых, Т. А. Работа над каталогом коллекции произведений Б. И. Сурикова в собрании Красноярского художественного музея / Т. А. Резвых // Искусство Евразии. - 2023. -№ 1 (28). - С. 96-109.

11. Савинская, Л. Ю. Коллекция живописи князей Юсуповых - феномен художественной культуры России второй половины XVIII - начала ХХ века: от истоков формирования до издания каталога / Л. Ю. Савинская // Искусствознание. - 2012. - № 1-2. - С. 4З5-480.

12. Щурина, Е. Каталогизация музейного собрания. Система музейных каталогов. Подготовка к изданию каталогов музейных собраний / Е. Щурина // Бестник Кирилло-Белозерского музея. - 2011. - URL: http://www.kirmuseum.ru/issue/guide/detail.php?ID=486 (дата обращения: 07.11.2023).

13. Dialogue between Watercolor&Ink: First International Festival - Ecuador [A. Dogan, M. Virtanen и др.]. Graphic Design : M. Virtanen. - 2023. P. 161. - URL: https://issuu.com/maurimikaelvirtanen/docs/pdf_20230204_194629_0000_compressed (дата обращения: 04.12.2023).

14. International Festival UrbinoInAcquerello 2020 - 2021. Raffaello&Montefeltro In Acquerello. Associazione UrbinoInAcquerello. [A. Ruggeri и др.]. - Urbino, Italia, 2021. - P. 336.

15. II International Triennale Watercolor&Spirit Varna, Bulgaria. Международно Триенале «Духът на Акварела» Барна, България. [К. Тодоров и др.]: IWS Bulgaria, «FARAON» design, 2019. - P. 419.

rd

16. 3 International Watercolor Bienniale Pakistan 2020 Pearls of Peace Season - III. Centre of Excellence in Arts&Design, MUET, Jamshoro, 2020. - P. 180.

17. Tirana International Watercolor Biennale 4th edition 2021. Tirane, VIZArt, [Haliti H., Lulani O.]. - 2021. - P. 193.

CATALOGUES OF INTERNATIONAL FESTIVALS WATERCOLOR PAINTING AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC ANALYSIS

OA. Vatkova

Professional Gymnasium for Viticulture and Winemaking named after Al. Stamboliysky,

Pleven, Bulgaria e-mail: ovatkova@bk.ru

Despite the great interest in various kinds of festivals in science, the watercolor painting art festival is a little-studied phenomenon in the field of culture and art. For this reason, the publications accompanying the international festivals of watercolor painting at the beginning of the 21st century remain unexplored. The author is talking about festival catalogs. This is the definition that exists among watercolorists to designate a collection containing the entire set of works of watercolor painting participating in the festival. As a result, of analyzing a number of catalogues of international festivals held over the past 5 years, the author has come to a number of conclusions. Firstly, the so-called catalogs of the watercolor festival are not exactly catalogs, but rather catalog albums. Secondly, catalog albums of watercolor festivals, which have absorbed the best examples of modern watercolor painting, act as an important information source, as they allow you to get a wide variety of information about both the festivals themselves and the art of watercolor at the present stage of its development.

Keywords: watercolor, album, catalog, catalog album, watercolor painting festival.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.