ТЕМА НОМЕРА
ISSUE SUBJECT
EDN: NIVSDI
УДК 76.01+76.02+76.03./9
THE WATERCOLOR LOOKING GLASS WORLD OF THE SAINT PETERSBURG ARTIST ELENA BAZANOVA
Svetlana M. Gracheva
Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Fine Arts Saint Petersburg, Russian Federation
Abstract: The article considers the work of Elena Bazanova - one of the most prominent St. Petersburg watercolor painters. She is known both for her book graphics and easel works. She also created the illustrations for Lewis Carroll's fairy tale “Alice in Wonderland”, as well as she made many other works in the field of book art. Having a unique gift of animalist, she especially often depicts animals, particularly cats. This is a special theme in her work. Even one of the books, illustrated by the artist, is named “Watercolor cats”. In easel graphics E. Bazanova prefers still life. This genre acquires in her interpretation of the real philosophical meaning and develops the traditions of emblematics of the European and Russian still life of the 17th -20th centuries, as well as the traditions of ‘trompe I’oeiY still life.Besides, an important component of E. Bazanova's creative work is the popularization of watercolor painting through master classes that take place in the regions of Russia as well.
Keywords: Elena Bazanova; book graphics; illustrations for Lewis Carroll's fairy tale “Alice in Wonderland”; watercolor; still life; trompe I’oeiY; contemporary St. Petersburg art.
Citation: Gracheva, S. M. (2023). THE WATERCOLOR LOOKING GLASS WORLD OF THE SAINT PETERSBURG ARTIST ELENA BAZANOVA. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal 'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2,Ne4 (17), pp. 8-19.
С. M. Грачева
Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина Санкт-Петербург, Российская Федерация
АКВАРЕЛЬНОЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ ЕЛЕНЫ БАЗАНОВОЙ
В статье рассматривается творчество одного из самых заметных художников-акварелистов Петербурга - Елены Базановой, которая известна и книжной графикой, и станковыми произведениями. Она является автором иллюстраций к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», а также многих других работ в области искусства книги. Обладая уникальным даром анималиста, она особенно часто изображает животных, в частности котов. Это отдельная тема в ее творчестве -одна из книг, проиллюстрированных художником, имеет название «Акварельные коты». В станковой графике Е. Базанова отдает предпочтение натюрморту. Этот жанр приобретает в ее интерпретации настоящий философский смысл и развивает традиции эмблематики европейского и русского натюрморта XVII-XX ее., а также
натюрморта-обманки. Кроме того, важной составляющей творческой деятельности Е. Базановой является популяризация акварельной живописи с помощью проведения мастер-классов, в том числе в регионах России.
Ключевые слова: Елена Базанова; книжная графика; иллюстрации к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»; акварель; натюрморт; натюрморт-обманка; современное петербургское искусство.
Можно смело утверждать, что акварели петербургской художницы Елены Базановой к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» представляют собой одно из самых заметных явлений в современной российской детской книжной иллюстрации1. Эти работы во многом определили творческую судьбу художника, привнеся в нее новые смыслы, словно бы говоря словами автора книги: «Если в мире все бессмысленно, что мешает выдумать какой-нибудь смысл?»2. Елена все время находится в поисках, вдохновляясь повседневными мотивами и самыми обыкновенными вещами, мимо которых каждый из нас ежедневно проходит: цветами на клумбе, проросшим на окне луком, рассыпанными на столе яблоками... Возможно ли обыденность поднять до эстетиче-
ской высоты? На этот вопрос пытаются ответить многие, однако получается не у всех. Неслучайно мир Л. Кэрролла, с его парадоксальностью и абсурдизмом, стал для иллюстратора буквально «окном в мир»4.
Елена Базанова вошла в художественную жизнь Петербурга в 1990-х гг. С детства она серьезно увлекалась рисованием, в 1986 г. окончила СХШ им. Б. В. Иогансона, затем в 1992 г. стала выпускницей мастерской книжной графики Института им. И. Е. Репина (руководитель - профессор А. А. Пахомов). Большую роль в процессе становления молодого графика сыграл профессор В. Г. Старов.
С середины 1990-х гг. Е. Базанова активно участвует в различных российских и зарубежных выставках, за ее плечами более десяти пёр-
сональных выставок; она - лауреат международных конкурсов и стипендиат престижных премий, ее имя хорошо известно среди ценителей искусства в нашей стране и за рубежом, а произведения ее авторства хранятся в коллекциях России, Германии, Китая, США, Франции и других стран. Е. Базанова является одним из самых активных участников Общества акварелистов Санкт-Петербурга. Ее творчеству посвящены каталоги, статьи и монография [1; 2; 3; 11]. В настоящее время без обращения к опыту художницы нельзя обойтись при исследовании акварели и современного петербургского искусства в целом [5; 9; 10].
Она активно путешествует - с выставками, пленэрами и мастер-классами посетила множество городов и стран (Китай, Болгарию, Сербию, Великобританию, Италию, Францию, Германию и др.). В 2010 г. Е. Базанова приезжала на несколько дней в Красноярск по приглашению Красноярского государственного художественного института для проведения мастер-классов среди педагогов и студентов вуза в рамках программы повышения квалификации.
Чрезвычайно много работая творчески, сотрудничая с известными издательствами и фирмами (например, с заводом художественных
красок «Невская палитра»), она в то же время организует мастер-классы, записывает видеоуроки, встречается со зрителями, пишет фундаментальный труд, посвященный акварельной технике в живописи. Ее девизом стали слова Л. Кэрролла: «Лучший способ объяснить - это самому сделать»2.
Елена Базанова работает в технике акварели, которую полюбила еще в детстве и совершенствовала в годы студенчества. И сама так характеризует свое отношение к этим краскам: «В процессе работы стараюсь войти в соавторство со стихией воды, поэтому „случайности" появляются, а я лишь контролирую их появление и убираю лишнее» [10, с. 14]. В интервью она подчеркивает импровизационность этой техники, стихийность, ощущение свободы в исполнении, но при этом всегда отмечает важность владения рисунком, знания приемов в живописи, обладания пластическим мышлением1. Художник обращается за впечатлениями к мировому искусству, в ее творчестве значительное место занимает китайская живопись гохуа. Ее любимые жанры - анималистический, натюрморт и пейзаж.
Елена Базанова оформила несколько книг и имеет немалый опыт работы в качестве художника-книжного графика. Студенческие работы - иллюстрации к «Ричарду III» У Шекспира, «Котловану» А. Платонова, сказкам С. Писахова «Морожены волки» (дипломная работа) [8] -обозначили этапы освоения профессии художницей. Затем она создавала рисунки к детским книжкам-картинкам «Егоркины скороговорки», «Кошки-мышки», «Лесные скороговорки», «Со-роконожкины скороговорки». Состоялся также интереснейший проект в рамках работы над «Бибигоном» К. Чуковского. Однако истинный успех пришел в связи с подготовкой иллюстраций к «Алисе в стране чудес» Л. Кэрролла. Здесь звезды сошлись1.
Создавая визуальный образ детской версии сказки Л. Кэрролла, которая интересна большинству маленьких читателей и в то же время не дает покоя философам, Елена Базанова погрузила нас в свои переживания, наполненные мечтами, фантазиями, тревогами, иллюзиями. Неслучайно ее Алиса имеет «автопортретное» сходство: у нее огромные голубые глаза, густые русые волосы, она внимательна и любознательна. Каждый разворот этой детской книжки (а всего их двенадцать) прорисован, как настоящая многодельная картина, с множеством мельчайших деталей, которые невероятно интересно рассматривать и ребенку, и взрослому. Здесь и бесконечные лабиринты, состоящие из викторианской английской архитектуры, и волшебные сады, и земная твердь, и водная гладь, и фантастические чудаковатые животные, населяющие сказку Кэрролла. В этом цикле удалось
очень ярко передать парадоксальный мир «Алисы». Если текст Кэрролла местами не только смешон, но и жутковат, то персонажи Базановой привлекают читателя своим невероятным обаянием. Так, фантастическая птица Додо запоминается ученой мудростью, а Белый кролик -психологическими нюансами облика, в котором удивительно смешиваются анималистическая точность внешности животного с «человекоподобием». Особенно привлекательно изображен Чеширский кот - многолетний опыт работы над образами пушистиков, безусловно, помог в этом.
В анималистике Е. Базанова отдает предпочтение изображениям кошек и лошадей. Ее коты известны благодаря различным выставкам и опубликованным изданиям (например, календарь «Акварельные кошки Елены Базановой», 2012). Источниками образов котиков, как правило, являются реальные впечатления от ее питомцев, переданные с помощью виртуозного владения приемами акварельной техники, что позволяет показать «пушистость», неуловимость, исключительное обаяние этих независимых созданий. Иногда достаточно одного красочного пятна, расплывшегося по бумаге, чтобы возник убедительный образ животного. Котики неуправляемы, как и акварель, они воздушны и стихийны, как эта техника, поэтому «Акварельные коты» - весьма точная формулировка. Именно так называется изданная в 2022 г. книга детских стихотворений Т. Павловой-Зеленской с иллюстрациями Е. Базановой [7]. Художник признается, что работала над ней несколько лет
и сконцентрировала здесь всю свою любовь к детям, котам и акварели. Каждый разворот этой очаровывающей книжки-картинки посвящен какому-либо эпизоду из жизни усатых-полоса-тых: это и их способность поместиться в любой коробочке, и проявить участие к хозяевам; показаны шаловливые игры хвостатых, их грациозность и мистическая сила. Работы в полной мере демонстрируют живописную свободу акварельной техники и умелое владение приемами построения фрагментарных композиций, навеянные в чем-то восточным искусством и, конечно же, традициями книжной детской иллюстрации знаменитой петербургской школы графики.
Пейзажей в творчестве Е. Базановой значительно меньше, чем натюрмортов, но они раскрывают особую грань ее дарования: умение почувствовать характер той или иной местности, опоэтизировать увиденный мотив, наполнить его собственными переживаниями. Елена -многократный участник различных пленэров, проходивших в Китае, Сербии, Болгарии, Германии, Чехии, Франции, Казахстане, в различных точках России. В ее мастерской хранятся папки с привезенными из разных мест этюдами.
Так, особое значение для мастера имели пленэры «Мир глазами русских», организованные известным предпринимателем и меценатом В. Заренковым. Одной из запоминающихся и плодотворных стала поездка в Чехию, о которой Елена написала, что «побывала будто в сказке»3. Сохранив свои письменные впечатления об этом путешествии, она высказала несколько важных, на наш взгляд, замечаний: «Именно в растительном мире ведущую роль играют вертикальные линии роста природной конструкции, а не го-
ризонтальные. <...> В чешской архитектуре нет классической стройности и строгости, к которой глаз привык в Петербурге, в ней есть природный хаос форм, растущих изящно, но не взаимосвязанных в общей градостроительной планировке. Горизонтальные ландшафтные ритмы уступают вертикальным, пульсирующим и динамично развивающимся»3. Такое точное сравнение законов природного формообразования с произведениями архитектуры позволяет приоткрыть тайны живописи Елены Базановой, лучше понять методы ее работы.
Некоторые пейзажи созданы во время мастер-классов, по памяти. Так, во время серии занятий было написано несколько огромных акварельных панорамных пейзажей с видами Санкт-Петербурга совместно (коллективным методом) с С. Темеревым, К. Куземой, К. Стер-ховым. Панорамная живопись в целом явление редкое, но в наши дни встречается в единичных случаях. Умение в течение одного сеанса, за несколько часов, создать сложный в аспекте композиции и рисунка акварельный пейзаж длиной почти три метра - это не только художественный трюк, но высокое искусство. От авторов, помимо слаженной работы, требовался высочайший уровень владения приемами архитектурной графики, акварельной техники, светотеневой моделировки. Несколько таких феноменальных пейзажей с видами Петропавловской крепости, Исаакиевского собора, Стрелки Васильевского острова находятся в частных коллекциях и неизменно пользуются успехом на выставках.
Особенной теплотой отличаются натурные работы Е. Базановой, написанные на берегу оз. Долгого, где находится летний дом ее семьи, где ей знакомы каждое дерево и травинка. В них много душевности, уюта и свободного дыхания, которое ощущается там, где человеку по-настоящему легко («Туманное утро на озере Долгом», 2012).
Изучая работы автора, ее иллюстрации к книгам, пейзажи и особенно натюрморты, невольно задумываешься над непростыми персонажами «Алисы» и вдруг понимаешь, что роль Алисы Елена часто неосознанно примеряет и на себя. Она то вдруг увеличивается и смотрит на мир с высоты гигантского роста, и тогда все ее персонажи уменьшаются до крошечных размеров, то становится величиной с наперсток и глядит сквозь маленькую дверцу. Эти метаморфозы ощутимы, когда попадаешь в «натюрмортный»
мир художницы, на первый взгляд, предельно реалистичный, но не буквальный. Мы смотрим на лук, цветы, капусту или любые другие предметы в ее натюрмортах, но воспринимаем их в ином значении; они будоражат наше сознание и приобретают иные смыслы. Возникает желание сопоставить ее работы с нидерландскими натюрмортами XVII в., вспомнить об их эмблематике и загадках, которые несет живопись старых мастеров [6; 11].
Е. Базанова прекрасно ориентируется в истории искусства, во время путешествий знакомится с коллекциями крупнейших мировых музеев, что влияет на во многом на ее мировосприятие. Иногда она специально цитирует шедевры мирового искусства или интерпретирует их, изучая композиционные приемы, живописную технику, эмблематику художников прошлого. С высоким профессионализмом, словно участвуя в конкурсном состязании с ними, она справляется с нюанси-ровками в изображении деталей, которые впечатляют своей отточенностью. Это мерцающие блики на стекле старинного бокала, наполненного водой («Голландский мотив. Бокал воды и ветка винограда», 2014); кожура очищенного лимона («Натюрморт с лимонами», 2000; «Лимоны из солнечной страны», 2011); сложенная бумага («Натюрморт со сливами и кувшином», 2008); разрезанные дольки апельсина («Лотос. Натюрморт с раскрытым апельсином», 2017), выполненные в стилистике голландских натюрмортов XVII в. Иногда в картинах явно цитируются античные натюрморты, сохранившиеся в живописи древних городов Помпеи и Геркуланума. Не ускользает из ее мировосприятия и восточная нега, изящество и разнообразие фактур («Натюрморт с золотой рыбкой», 2005; «Натюрморт с рыбками», 2009; «Китайский мотив», 2020). Порой возникают ассоциации в духе Снейдерса и Йорданса («Игра черных и белых. Ход кота», 2023).
Многие натюрморты Е. Базановой напоминают обманки в духе XVIII в., в них практически с гиперреалистической точностью переданы материальные свойства объектов - шуршащая прозрачность пластиковых пакетов; ползающие по сочным фруктам или цветам насекомые, улитки, ящерицы; летающие стрекозы и бабочки, словно присевшие на поверхность картин; чуть тронутые гнилью плоды и увядающие цветы («Подсолнухи», 2006; «Натюрморт с подсолнухами», 2009; «Неизвестный рецепт», 2016; «Натюрморт с грушами», 2009; «Конец зимы. Яблоки», 2012; «Сырная тема», 2015). Порой решение сложных формальных задач в передаче фактуры, колористических сочетаний или физических свойств предметов выходит на первый план. Например, «Белое на белом» (2009), «Водопад драпировок» (2010), «Красное на красном» (2011),
«Белое на синем» (2011). Создается впечатление, что сами предметы подталкивают автора к своеобразному формализму, заставляя размышлять о чудесах природы, об отражении глобального в малом, о зависимости изменений формы от цвета («Груша», 2006; «Тыква с жуком», «Оранжевая тыква», «Зеленая тыква», «Желтая тыква», 2009; «Уходящая натура», 2022).
Можно провести параллель между образами Е. Базановой и старинной живописью, где каждый предмет имел свое обозначение, был связан с размышлениями о жизни и смерти, о религии, о духовных ценностях человека. Это, например, натюрморты «Vanitas» («Суета сует»), а также изображения раковины как символа крещения, бабочки - отлетающей души умершего человека, устрицы и лимона - бренности и низменных удовольствий, срезанных цветов как ассоциации конечности жизненного пути. Послания, зашифрованные в реалистично написанных визуальных образах, заставляют осознавать, что это не просто дамское «вышивание крестиком», предназначенное для изящного украшения какого-либо интерьера, а более сложные философски осмысленные живописные «изречения», которые имеют право именоваться современным искусством в силу актуальности и многозначности. Именно поэтому они не оставляют зрителя радостно-спокойным и долго не выходят из головы, как и иллюстрации к «Алисе».
Натюрмортное видение мира, свойственное искусству постимпрессионизма, открыло многие грани этого непростого жанра живописи. В XX-XXI вв. он трансформировался, изменив и свое предназначение. Елена Базанова возвращает натюрморту его исконный смысл - эмблематическое послание, философское размышление. Ее натюрморты представляют собой микрокосмы, заключающие в своей структуре представления о мироздании и дающие понимание картины мира современного человека. Картины далеко не идеальной, стремящейся к гармонии, но вместе с тем страдающей от людских несовершенства и деструктивности. Художник очень умело использует визуальные тропы для выражения своих идей. Так, изъеденные гусеницами листья, насекомые, растрескавшиеся сучки на дереве не просто прекрасные, заманчивые для изображения предметы в натюрморте с капустой «Королева огорода» (2018), а символы бренности бытия; чеснок - с древних времен символизирующий борьбу со злом - показан
перевязанным, что лишь усиливает драматизм переживаний.
Аналогичный эффект достигается и в натюрморте «Красная смородина» (2022), имеющем черты парадности за счет пирамидально построенной репрезентативной композиции, «живоподобно» написанных сочных красных ягод, белоснежной драпировки. Однако в картине присутствуют философские размышления о смерти, на которые обращают внимание трещины в штукатурке на стене, сломанные ветви с пожухшими листьями. В этой композиции есть нечто общее с приемами живописи Караваджо и его натюрмортами - как и в некоторых других работах («Корзина с фруктами», 2007; «Итальянский мотив», 2010; «Яблоки», 2011; «Виноград моей мамы», 2019; «Китайские персики», 2019).
Цветочные натюрморты были особенно популярны в Европе в XVII в. Срезанные цветы имеют амбивалентное значение. С одной стороны, они прекрасны и предназначены для украшения интерьеров и придания им роскошности, с другой - являются напоминанием о бренности бытия. Елена Базанова часто обращается к цветочным сюжетам, особо любимы ею садовые цветы: загадочные тюльпаны, пышные пионы, ароматные розы и лилии. На картинах можно увидеть и совсем дикие незабудки, васильки или ромашки, диковинные подсолнухи, дурманящие запахом ветки черемухи или сирени. В изображениях чутко улавливаются характеры тех или иных цветов, их силуэты, очертания, словно переданы ароматы, раскрыта природная уникальность. Елена признается, что в последнее время ей хочется писать именно шапки букетов, не задумываясь над построением композиций, отдаваясь стихии многоцветной акварельной живописи, наслаждаясь сочностью расплывающихся по мокрой бумаге красок, то доводя изображение почти до абстракции, то прорисовывая мелкие детали уже «по сухому» («Белый танец лилий» 2020; «Черемуха», 2020; «Тюльпаны», 2021; «Пионы на синей драпировке», 2022).
Особую тему в натюрмортах Е. Базановой представляет изображение лука и чеснока («Натюрморт с луком», 2009; «Натюрморт с луком», 2012; «Натюрморт с чесноком и луком», 2014; «Лук, стекло, бумага», 2021; «Рождение зеленого из белого», 2021; «Взрыв роста. Зеленый из красного», 2022). В данных работах наиболее четко реализована концепция символического натюр-
морта, когда изображаемый предмет выражает иной смысл и приобретает новое значение. Так, лук в этой интерпретации является не просто растением, а связывает зрителя с глубокомысленным изречением типа: «От лука лукавят»2.
Иногда поиск ответов на философские задачи или импрессионистические переживания выходят в натюрмортах Е. Базановой на первый план, что отражается и в названиях картин, отличающихся «музейной» репрезентативностью и многозначностью («Осенняя вселенная», «Предчувствие осени», 2018; «Ком времени», 2009).
Некоторые натюрморты художника нацелены на решение комплексных проблем; таковые можно назвать большими «композиционными» натюрмортами, или «роскошными», по аналогии с голландскими («Натюрморт с грибами», 2008; «Натюрморт с кукурузой», 2009; «Витальность. Тыквы», 2011; «Грибная рапсодия», 2014; «Игра серых полосок», 2020; «Натюрморт с тыквами», 2022).
В натюрмортах Е. Базановой нет второстепенных деталей, пространство листов заполняется равномерно, каждый элемент уравнивается с другими, благодаря предельной отточенности всех составляющих изображения. Между отдельными частями работ существует сильное напряжение, не позволяющее исключить даже, казалось бы, незначимую деталь. В мастерской художницы можно увидеть десятки подготовительных этюдов, вариаций, набросков; там приходит уверенность, что ее находки не случайны, не создаются в порыве экспрессивной небрежности, но почти математически рассчитаны и доведены до предельного совершенства. В некоторых натюрмортах к книге Л. Кэрролла заметна определенная «закольцовка», связь между иллюзорным миром, рассматриваемым словно сквозь маленькую дверцу, и миром воображаемым, связанным с фантазиями Алисы. Самым ярким примером стало «Безумное чаепитие» (2014), где роль мартовского зайца исполняет вполне реалистичный пушистый и совершенно не «чеширский» кот, восседающий перед пирамидой алогично составленных объектов - чайных чашек, книг, часов и насекомых.
Таким образом через обыденные предметы раскрываются глубинные смыслы бытия. Выполненные с техническим совершенством натюрморты, когда акварельная живопись доведена до иллюзорности, имеют насыщенную плотность и глубину, почти как в технике маслом. Бархатная поверхность акварельной бумаги и легкость нюансировок акварельной живописи, ее богатейший диапазон от светлого прозрачного до темного плотного усиливает эффект, лишая произведение декларативности. Все это позволяет достичь ощущения высокой поэзии.
Версия издания книги Л. Кэрролла, проиллюстрированная Е. Базановой, завершается главой «Карточный дождь». На последней странице находим такие слова: «А дальше... Алиса проснулась! И увидела, что карты, которые сыпались на нее в этом удивительном сне, были всего лишь листьями с дерева, которые ветер срывал и швырял вниз»1. В каком-то смысле занятие искусством и есть такой карточный дождь, в котором иллюзии заменяют реальность. Иногда кажется, что они и есть сама жизнь. Художник нередко оказывается в плену своих идей, но без этого невозможно человеческое существование.
Елена Базанова находится в расцвете своего творчества, она полна планов и каждый день напряженно трудится. Осенью 2023 г. в залах выставочного центра Санкт-Петербургского Союза художников состоялась персональная выставка, приуроченная к 30-летию ее творче-
ской деятельности. На выставке были показаны около двухсот ее работ, которые позволяют проследить эволюцию ее метода - от строгого следования натуре к более глубокому философскому обобщению и свободному индивидуальному выражению отношения к окружающей действительности через предметный мир. Таким образом, Елена Базанова, обладая индивидуальным и хорошо узнаваемым художественным почерком, стала ярким деятелем петербургского и российского современного изобразительного искусства.
Примечания
1. Кэрролл, Л. Приключения Алисы в Стране чудес, рассказанные для маленьких читателей самим автором / Илл. Е. Базановой. Санкт-Петербург ; Москва: Речь, 2022. - 88 с.
2. Кэрролл, Л. Приключения Алисы в Стране чудес / пер. Н. М. Демуровой. - URL: https://lib.ru/ CARROLL/carroll_l.txt (дата обращения 03.11.2023).
3. Базанова, Е. С. Документы и фотоматериалы. Личный архив художника.
4. О своем методе работы над книгой Е. Базанова говорит в интервью. - URL: https://subscribe.ru/ group/eruditsiya-i-tvorchestvo/16967178/?ysclid=lqgd kjy5qa80172212 (дата обращения 03.11.2023)
Про мою работу над «Алисой» я могу рассказывать долго. Это интересная история. Если говорить о технике исполнения иллюстраций, то техническое решение исполнения иллюстраций придумалось не сразу. Мои эксперименты привели меня к смешанной технике (серая тушь, перо, акварель, цветные карандаши). Сначала все иллюстрации сочинялись в макете в непосредственной близости к тексту, потом делались подробные тональные рисунки карандашом. После этого рисунок увеличивался и переводился на лист акварельной бумаги. Затем я рисовала контуры рисунка серой тушью.
Дальше велась комбинированная работа с цветными материалами, акварелью и карандашами, с использованием фактур бумаги, которые я создавала с помощью специального инструмента. Так что картинки имеют некий дополнительный объём, слегка напоминающий гобелен. Такая техника родилась во время работы сама собой (я делала несколько пробных иллюстраций в поисках оригинального решения), мне нужно было добиться мягкости в восприятии пространства, сложной цветовой гармонии и точности рисунка в деталях.
Литература
1. Акварели Елены Базановой : Каталог избранных работ / Сост. Е. С. Базанова; Послесловие Т. Ю. Павловой-Зеленской. - Санкт-Петербург : Островитянин, 2015. - 48 с.
2. Акварели Елены Базановой : Е1атюрморты, Этюды: Каталог избранных работ / Послесловие В. А. Заренко-ва; вст. ст. Е. Г. Фурсиковой. - Санкт-Петербург : Капли Дождя, 2020. - 80 с.
3. Базанова, Е. С. Акварели и книжная графика : Каталог избранных работ / Предисловие Е. С. Базановой, вст. ст. С. М. Грачевой. - Санкт-Петербург, 2023. - 148 с.
4. Грачева, С. M. Натюрморт в творчестве современных петербургских художников-академистов // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ,
2018. - Вып. 8. - С. 456-466.
5. Грачева, С. М. Современное петербургское академическое изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития. - Москва : БуксМАрт,
2019. - 368 с.
6. Звездина, Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. - Москва : Наука, 1997. - 160 с.
7. Павлова-Зеленская, Т. Акварельные коты. -Санкт-Петербург : Речь, 2021. - 72 с.
8. Писахов, С. Морожены волки. - Москва : Речь, 2021.- 144 с.
9. Стерхов, К. Мастера акварели. Беседы с акварелистами. Все о пленэре. - Санкт-Петербург; Москва : Лань, Планета музыки, 2020. - 256 с.
10. Стерхов, К. Мастера акварели. Беседы с акварелистами. От классики к современному искусству. -Санкт-Петербург, Москва : Лань, Планета музыки, 2014. - 128 с.
11. Фурсикова, Е. Елена Базанова. Акварель. Книжная графика. - Санкт-Петербург; Москва : Лань, Планета музыки, 2017.- 128 с.
References
1. Akvareli Eleny Bazanovoj: Katalog izbrannyh rabot [ Watercolors by Elena Bazanova: selected works catalogue] Compiler E. S. Bazanova, afterword by T. Yu. Pavlova-Zelenskaya. Saint Petersburg, Ostrovityanin, 2015, 48 p.
2. Akvareli Eleny Bazanovoj: Natyurmorty, Etyudy: Katalog izbrannyh rabot [Watercolors by Elena Bazanova: Still life, Etudes: selected works catalogue]. Afterword by V. A. Zarenkova, introduction by E. G. Fursikova. Saint Petersburg, Kapli Dozhdya, 2020, 80 p.
3. Bazanova, E. S. Akvareli i knizhnaya grafika: Katalog izbrannyh rabot [Watercolors and book graphics: selected works catalogue]. Foreword by E. S. Bazanova, introduction by S. M. Gracheva. Saint Petersburg, 2023,148 p.
4. Gracheva, S. M. Natyurmort v tvorchestve sovremennyh peterburgskih hudozhnikov-akademistov [Still life in the works of contemporary St. Petersburg academic artists]. Current problems of theory and history of art: collection of study works. Saint Petersburg, SPSU Publishing House, 2018, no. 8, pp. 456-466.
5. Gracheva, S. M. Sovremennoe peterburgskoe akademicheskoe izobrazitel'noe iskusstvo. Tradicii, sostoyanie i trendy razvitiya [Contemporary St. Petersburg academic fine arts. Traditions, current state and development trends]. Moscow, BuksMArt, 2019, 368 p.
6. Zvezdina, Yu. N. Emblematika v mire starinnogo natyurmorta. Kproblemeprochteniyasimvola [Emblematics in the world of the old still life. On the problem of reading a symbol]. Moscow, Nauka, 1997,160 p.
7. Pavlova-Zelenskaya, T. Akvarel'nye koty [Watercolor cats]. Saint Petersburg, Rech, 2021. 72 p.
8. Pisakhov,S. Morozhenyvolki [Frozen wolves]. Moscow, Rech, 2021,144 p.
9. Sterkhov, K. Mastera akvareli. Besedy s akvarelistami. Vse о plenere [Masters of watercolor. Conversations with watercolorists. All about plein air]. Saint Petersburg, Moscow, Lan, Planeta muzyki, 2020, 256 p.
10. Sterkhov, K. Mastera akvareli. Besedy s akvarelistami. Ot klassiki k sovremennomu iskusstvu [Masters of watercolor. Conversations with watercolorists. From
classics to contemporary art]. Saint Petersburg, Moscow, Lan, Planeta muzyki, 2014,128 p.
11. Fursikova, E. Elena Bazanova. Akvarei. Knizhnaya grafika [Elena Bazanova. Watercolors. Book Graphics]. Saint Petersburg, Moscow, Lan, Planeta muzyki, 2017,128 p.
Об авторе
Грачева Светлана Михайловна - доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств, декан факультета теории и истории искусств, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, член Союза художников Российской федерации E-mail: [email protected] ID ORCID 0000-0003-3506-5413
Gracheva Svetlana Michailovna
Doctor of Arts, Dean of the Faculty of Theory and History of Arts, Professor of the Department of Theory and History of Arts at the Saint Petersburg Ilya Repin Academy of Fine Arts, Corresponding Member of the Russian Academy of Arts, Member of the Union of Artists of Russia