Научная статья на тему 'Актёр как носитель, интерпретатор и транслятор народной культуры'

Актёр как носитель, интерпретатор и транслятор народной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
201
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актёр как носитель, интерпретатор и транслятор народной культуры»

Примечания

1. Global Transformation. Politics, Economics and Culture // Held D. e. a. Cambridge., 2000. P. 6.

2. A. and H. Toffler. War and Anti-war: Survival at the Dawn of the 21" Century. London, 1994; Sir James Goldsmith. The Trap. N.Y., 1994; Hungtington S. The Clash of Civilization? // Foreign Affairs. Sum. 1993. и др.

3. См. Манакова И.Ю. Кризис идентичности в современной цивилизации// Россия. Культура. Будущность. Челябинск, 2005. Ч. 1. С. 50-53.

4. См.: Семененко И.С. Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах . Эл. ресурс http:/ /www.demoscope.ru/weekly/2007/0299/analit03....

5. См.: Семененко И.С. Глобальный кризис идентичности: личность, общество, культура / Глобализация и Россия. М., 2004.

6. Чагилов В.Р. Этничность и постсовременность: политизированная этническая идентичность в условиях глобализации. Невинномысск. 2003. С. 92.

Л.А. Шаева

АКТЁР КАК НОСИТЕЛЬ, ИНТЕРПРЕТАТОР И ТРАНСЛЯТОР НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Необходимость в сохранении культурного наследия народа особенно остро обозначается в переломные моменты исторического развития страны. Роль и значение культурного наследия стократно повышается именно тогда, когда общество переосмысливает заново достижения и просчеты прошлого и пытается прогнозировать свое будущее.

Особенная сложность состоит в сохранении нематериальных форм народной культуры - фольклора, народного театра, поэзии, танца. Основные морально этические ценности народной культуры всегда будут современны и востребованы обществом. Многое из народной культуры переходит в область профессиональной деятельности. Но происходит и обратный процесс - многое, уже в изменённом виде, возвращается в массовое сознание, присваивается народом и становится неотъемлемой частью его культуры.

В молдавской культуре осталось мало материальных памятников культуры, поэтому особую важность приобретает сохранение и трансляция нематериальных форм творчества.

Социогуманитарный (культурологический) подход к изучению народной культуры означает прежде всего всесторонний анализ различных сторон культурных артефактов, механизмов их трансляции, а также широкий охват носителей культуры и изучение социальной функции культуры в обществе. Культурное наследие - это фундамент культуры народа, необходимое условие его воспроизводства и развития. От того, что и как мы сохраняем, ценим, воспроизводим заново и передаём потомкам, зависит наше будущее. «Вторичная жизнь» народных традиций, то есть включение различных моделей культурных артефактов прошлого в современную жизнь, собственно и есть одна из особенностей театрального искусства. Одним из важнейших институтов трансляции народной культуры является театральное искусство. Театр существует только при наличии зрителя. «Цель аплодисментов в театре, в сущности, состоит в том, чтобы напомнить исполнителю о наличии двусторонней связи» (1, с. 60). Зритель, увлекаемый эмоциями и мыслями, несущимися со сцены в зал, присваивает и сопереживает всему, что происходит. Только в театре происходит живое, от человека к человеку (от актёра к зрителю) эмоциональное общение, здесь, сейчас, в реальном времени. В результате этого сосуществования происходит интереснейший феномен «воскрешения» людей и событий. Будь то герой любой эпохи - он становится как бы живущим сейчас, рядом с нами, а мы - соучастниками событий, происходящих с героями. Именно это качество театрального искусства является одним из важнейших информационных каналов передачи народной памяти, народной культуры. В итоге, между поколениями нет пустот, а есть плавное и естественное развитие человека, преемственность его духовности. «Настоящее время - это естественная зона, в которой только и может пребывать живой актёр. Это настоящее время возлагает на артистов особую ответственность», - утверждал В.Г. Белинский. «Он (актёр) действует на душу, а не на слуховые органы зрителя» (2, с. 19).

Вестник МГУКИ. 6 - 2008

Молдавский театр можно трактовать как «зрелищную форму этноисторической памяти». Молдавский профессиональный театр утвердился как художественно-творческое явление со спектаклями, поставленными по пьесам молдавских драматургов - как современных, так и классических. Национальный репертуар стал тем необходимым трамплином, с которого началась творческая жизнь Молдавского Академического Музыкально-драматического театра им. А.С. Пушкина.

Большинство артистов театра были выходцами из молдавской деревни - народные артисты СССР К. Штирбул и Д. Дариенко, народные артисты МССР М. Апостолов, П. Баракчи, К. Константинов, заслуженный артист МССР Т. Герлак. Артист является частью социума, и ментальность народа есть ментальность артиста. Формирование народных духовных ценностей тесно связано с исторической судьбой народа, его обычаями, песнями и сказаниями. «Нар. арт. МССР М.М.Апостолов считал своим главным учителем, воспитателем - жизнь народа Молдавии, его родное село Суклею, молдавскую природу, историю. Здесь он нашёл неиссякаемый источник творчества, здесь получил в наследство богатство характера и души своего народа» (3).

Итак, мы можем сказать, что молдавский артист является не только преемником, но и носителем духовных ценностей молдавского народа.

Сущностью национального самосознания народа является живое дыхание зрелой личности, что проявляется не только в мышлении, но и в языке, музыке, сказках и т.д. Это естественный процесс развития человеческого сообщества. «Ростки нового, сегодняшнего являются плодами наследия прошлого (и далёкого, и близкого), а зрелость сегодняшнего - это добрые источники созревания завтрашнего. Это очень важно... От них зависит наше завтра», - писал В.К. Герлак (4). Будучи в течение десятилетия руководителем Молдавского театра им. А.С.Пушкина, он ощущал эту высокую ответственность и в своих спектаклях, через актёра каждодневно утверждал, что сущность театрального искусства - воспевание высшего состояния человеческого духа!

Какие бы высокие цели ни ставил режиссёр, без действенного, сочного и точного слова всё будет мертво и до зрителя не дойдёт. Молдавский театр много гастролировал по деревням и сёлам Молдавии. С одной стороны, язык должен был быть понятен сельскому зрителю, с другой стороны, была возможность отбора яркого, образного молдавского языка. Попав на сцену, пройдя определённый отбор и превратившись в сценическую речь, уже этот язык попадал в народ и присваивался им. Поэтический язык И. Друце, полнокровный, народный - И.Крянгэ, высокий стих М. Еминеску и В. Александри актёры несли в самые отдалённые уголки Молдавии, и зритель легко, непринуждённо впитывал не только смысл, но и всю палитру национального языка, накопленную не одним столетием. Необычайно высоким был эффект «узнавания», отзывчивости сельского зрителя на спектакли театра. Благодатный климат Молдавии позволял театру гастролировать до пяти месяцев в году. Но и в зимние месяцы театр не отрывался от своего зрителя. Крепкая связь с народом диктовала репертуар и манеру актёрского исполнения, а главное, не позволяла лгать, юродствовать на театре.

Поэзия праздничного жизнеутверждения становилась одной из ведущих тем молдавского артиста. По словам Б. Захавы, «.для театра им. Пушкина характерны такие качества, как страстность, темперамент, жизнерадостность, доходящие порой до настоящей влюблённости в жизнь. И, кроме то-го, органичная связь с народными корнями национального искусства» (5).

Молдавский театр в гораздо большей степени являет собой элемент «народной праздничной культуры» (М.Бахтин), чем другие. Русский, например, скорее «кафедра, с которой можно сказать много добра», «учебник жизни», а у молдован театральное зрелище - способ выражение жизнелюбия народа, прославление всего, что рождается, цветёт, плодоносит, и оплакивание исчезновения «птиц нашей молодости» и тех, кого вернул к себе Бог и сотворённая им Земля-мать.

Большое значение для молдавского народа имеет музыка, песня и танец. Поэтому спектакли, отражавшие творческое лицо театра, были наполнены музыкой, песнями и танцевально-пластическими моментами. Без той особой приподнятости, жизнерадостности и лёгкости, добродушного и мудрого юмора, врождённого чувства ритма и музыки молдавского актёра была бы невозможна та высокая планка, которую театр держал десятилетия.

Одним из признаков зрелости нации является существование национального театра. Жизнь театра обусловлена совпадением «боли» народной с теми проблемами, которые исследуются в спектаклях театра. Если зал сопереживает тому, что происходит на сцене,

значит театр «живой». Вот некоторые спектакли Молдавского театра им. Пушкина, наполненные элементами народной культуры, фольклора, и не только молдавского, народных традиций: «Штефан Быткэ», «Ковёр Иляны», «Гайдуки», «Марийкино счастье», «Сынзяна и Пепеля», «Свекровь с тремя невестками», «Танке, Янке и Кадыр», «Майская ночь», «Каса маре», «Птицы нашей молодости», «Бурлящий Дунай», «Отец», «Овидий», «Кровавая свадьба», «В ночь лунного затмения». В уже упомянутом спектакле «Свекровь с тремя невестками» - невестки, взбунтовавшись против свекрови, устраивают пир. Молодые женщины надевали праздничные вышитые молдавские костюмы, на ноги - плетённые из кожи лапти. Из погреба в глиняных кувшинах приносилось холодное вино. Казалось бы, деревянный колодец, находившийся на сцене, молдавские вышитые полотенца, обыкновенная молдавская еда, но сколько пластов жизни вскрывается этими бесхитростными сценическими знаками. Благодаря этому мы не становимся «Иванами, не знающими родства».

Что транслирует со сцены артист, зависит от его сверхзадачи, от глубины драматургического материала. Вершиной молдавской драматургии являются пьесы И. Друце. Как бы символичны и образны они ни были, все они основаны на глубочайшем знании, любви к молдавской жизни, к её проблемам и бедам. Для чего живёт человек? Во имя чего? Какие нити должны связывать людей? Что есть духовность? Эти и другие вопросы задают себе герои пьес Друце. И с ответами на эти вопросы. Которые дают со сцены, связано душевное здоровье народа. Н.Велехова пишет о героине пьесы Друце: «"Птицы нашей молодости" - "Мысль о Руце" есть мысль о самой природе старой Молдавии, народе и Жизни» (6, с. 86).

По сути, опыт молдавского театра свидетельствует о том, что его смысловую и эстетическую основу составляет синтез ценностей жизни (отношение к труду, семейные традиции и т. д.) и ценностей культуры, символов, фольклора - словом, «творчества по законам красоты» во славу жизни, любви и детей. Отсюда и культурная значимость молдавского театра как зрелищной формы воспроизведения «духа народа», его менталитета и Идеала.

Примечания

1. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

2. Белинский В.Г. О драме и театре. М., 1983. Т. 1.

3. Глазов М. Деревенского корня// Театральная жизнь. 1981. № 1.

4. Из архива В.К. Герлака.

5. Захава Б. Театр жизненной правды//Культура Молдовей. 1960. 12 мая.

6. Велехова Н.Человек и мир в пьесе Друце // Театр. 1974. № 9.

Л.К. Хертек

СИМВОЛИКА БЕЛОГО ЗАЙЦА И МЕДВЕДИЦЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ТУВИНЦЕВ

Каждая культура на протяжении многих веков вырабатывает свое символическое пространство и язык - совокупность семиотических знаковых систем, с помощью которых от поколения к поколению передается «образ мира». Большой вклад в исследование символического языка культуры тюрков Южной Сибири внесли авторы коллективных монографий - Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, А.М. Сагалаев, М.С. Усманова (1).

Целью данной статьи является изучение символики образов белого зайца и медведицы, широко представленных в различных текстах традиционной культуры тувинцев и нередко выступающих в парном сочетании. В работах исследователей данные образы рассматривались отдельно, особенно выделена их роль в виде фетишей духов-покровителей в шаманских ритуалах, нередко изучение носило фрагментарный характер.

Белый заяц как дух-покровитель и шаманский атрибут был широко распространен в обрядовой практике и фольклоре тюрко-монгольских народов Сибири. В его названиях - тувинском Ак ээрен и бурятском Цагаан онгон 'Белый дух-покровитель', алтайском

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.