Научная статья на тему 'Поэтико-эстетические аспекты функционирования национального театра как социокультурного института'

Поэтико-эстетические аспекты функционирования национального театра как социокультурного института Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY OF CULTURE / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР / NATIONAL THEATER / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTCER HERITAGE / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ / SOCIOCULTURAL NORMS / ЦЕННОСТИ / VALUES / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / POPULAR CULTURE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаева Л.А.

Статья посвящена культурологическому анализу функционирования национального театра, его роли в трансляции социокультурных норм, ценностей и образов. В ней раскрывается нравственно-эстетический потенциал национального театра, приводятся эмпирические факты из истории молдавской сценической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to culturological analysis of functioning of national theater and the role of national theater in transformation of sociocultural norms, values and images. We reveal moral and aesthetic potential of national theater and cite a number of empiric facts connected to Moldavian theatric.

Текст научной работы на тему «Поэтико-эстетические аспекты функционирования национального театра как социокультурного института»

процесс. Ведь на сегодняшний день государство ведет активную политику против дискриминации женщин по половому признаку на профессиональном поприще и спонсирует проекты, направленные на преодоление «стеклянного потолка» в организациях.

Примечания

1. Бойцова В. В. Правовая система Нидерландов / В. В. Бойцова. - М., 1998.

2. Holland Horizon. - 2003. - март. - №1.

Л. А. Шаева

ПОЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО

ИНСТИТУТА

Статья посвящена культурологическому анализу функционирования национального театра, его роли в трансляции социокультурных норм, ценностей и образов. В ней раскрывается нравственно-эстетический потенциал национального театра, приводятся эмпирические факты из истории молдавской сценической культуры. Ключевые слова: теория культуры, национальный театр, культурное наследие, традиция, социокультурные нормы, ценности, народная культура, коммуникация.

The article is devoted to culturological analysis of functioning of national theater and the role of national theater in transformation of sociocultural norms, values and images. We reveal moral and aesthetic potential of national theater and cite a number of empiric facts connected to Moldavian theatric. Keywords: theory of culture, national theater, cultcer heritage, tradition, sociocultural norms, values, popular culture, communication.

Общемировое движение культуры тесно связано с взаимодействием различных пластов национальных культурных потоков. Культура является универсальным способом социорегулятивного механизма адаптации человека и общества к условиям природного и социального окружения, а также механизмом регулирования посредством норм, ценностей и образов. Театр, являясь частью этого механизма, сам испытывает необходимость в адаптации. Главный артефакт культуры, связанный с театром, - спектакль не может быть оторван от своих создателей - актёра, режиссёра, драматурга. Поэтому смена культурных парадигм, движение идей непосредственно затрагивает театр, обостряя процесс трансмиссии культурного наследия. Когда же речь идёт о национальных театрах, то становится более ясен механизм адаптации в той её части, которая позволяет этносу поддерживать свою идентичность, сохранять свою самобытность.

Своим происхождением театр обязан древней народной культуре и несёт в себе её синкретичность. Современный театр демонстрирует огромное количество форм существования культурного текста и использует широкую палитру знаково-сим-вольных воплощений. Это богатство является отпечатком того разнообразия, которое присуще культуре того или иного этноса. Театр, и особенно национальный театр, это место, где сходятся общечеловеческие, региональные и этнические ценностно-нормативные системы, представления и способы их воплощения.

Поэтому, рассматривая театр как своеобразную динамическую фотографию жизни, мы получаем возможность проследить весь путь культуры этноса от истоков до самых современных проявлений. Своеобразие культурного опыта и неповторимость «вмещающего и кормящего ландшафта» (Л.Н. Гумилёв) завязаны в узел и на одном пространстве. При этом даже сравнительно небольшой отрезок времени мо-

жет быть достаточно информативным в силу специфики национального театра. В этом смысле отрезок времени с 1930-го по 1980 год, отличающийся особым динамизмом в развитии театрального дела Молдавии, позволяет выявить важные стороны механизма трансляции культурного наследия и реализации театром социорегуля-тивной функции.

Индивидуальная неповторимость этноса не защищена от разрушающего, деструктивного воздействия как внешних, так и внутренних процессов уже в силу того, что высокоорганизованные системы постоянно требуют специальных механизмов для поддержания достигнутого уровня самоорганизации. С этой точки зрения театру принадлежит особая роль. Именно театр «перекидывает» мост от поколения к поколению, «оживляя» прошедшее, придавая частицам опыта поколений такую форму, которая способствует непосредственному восприятию, осмыслению и научению сегодняшнего зрителя. Сейчас даже в рамках одного поколения может смениться восприятие тех или иных социальных феноменов. Культура в целом и театр как часть её и в этих случаях выступает в качестве стабилизаторов, без действия которых общественная мысль подвергались бы дроблению, излишней фрагментации, упрощению.

Сказанное особенно важно по отношению к национальному театру. Проблема научного исследования процессов саморегуляции этноса как самобытного, уникального социума актуальна потому, что развитие мирового сообщества прямо зависит от степени разнообразия социокультурных составляющих мировой культуры. Разнообразие не только не противоречит магистральному потоку культуры, но и является залогом, необходимым условием её жизнестойкости.

Поскольку традиция является «строительным материалом» для инноваций, постольку в межнациональном взаимодействии национальных социокультурных институтов можно увидеть один из важных источников инноваций. Анализ исторического пути молдавского театра позволяет проследить механизм инновационного освоения традиций близких по менталитету русского и украинского театров.

Синкретичная природа театрального искусства создаёт возможность изучения различных сфер национальной культуры в их единстве. Динамика культурных традиций через призму театрального дела видится как единство динамики ценностных ориентаций, динамики языка, драматургии, музыки, актёрского и режиссёрского искусства, народно-художественных традиций. Одновременно национальный театр даёт большой материал для изучения общечеловеческих традиций не только с точки зрения их дифференциации, но и с точки зрения взаимодействия, взаимопроникновения национальных культур на базе общих ценностей.

В акте творчества актёр опирается на энергетику сопричастности к тому миру ценностей, в котором он идентифицирует себя как целостную личность. В молдавском театре «четвёртая стена» - зритель, являясь объектом театрального действа, в то же время оказывал сильную «обратную связь» акселерации воссоздания, закрепления традиций. Отсюда та полнота образного восприятия родной природы - не просто как географической среды, а целостного космоса, вобравшего в себя сложную систему стереотипов народного сознания и поведения. М. Бахтин писал: « ...мы не слышим голоса самого народа, не умеем найти и расшифровать его чистого и беспримесного выражения.» (1, с. 524). Сама природа театра, ведущего свою историю от народных игрищ - «карнавалов», позволяет «услышать голос народа», пробивающийся через всю его знаковую систему. Для этого необходим анализ особенностей как актёрского искусства, так и драматургии, режиссуры, музыкальных и пластических средств театральной выразительности, сценографии и т.д.

Молдавский театр являет собой отчётливо зримый элемент народной «праздничной культуры» (М. Бахтин). Присутствие в спектаклях целых «канонических» обрядовых фрагментов, молдавских танцев, песен и музыки, включение в сценографию материальных артефактов повседневной народной культуры, обращение театра к народному эпосу, легендам, сказкам - многие и многие культурные слои могут быть прослежены при анализе творчества молдавского театра. Однако только рассмотренные в их целостном восприятии эти аспекты дадут возможность вскрыть механизмы сохранения и трансмиссии культурного наследия.

Для молдавского театра поэтика праздничного жизнеутверждения, романтической приподнятости, светлая эмоциональная тональность достигаются не простым сложением актёрской индивидуальности, особенностей драматургии и режиссуры. Здесь взаимное усиливающее воздействие, своеобразные резонансы многих составляющих создают внутреннее единство. Это единство полифонично, его проникновение в психологию оказывается глубже, чем понимание и переживание отдельного актёра, передача авторской идеи через спектакль раскрывает в тексте то, что было субъективно скрыто для автора. Такая синергетика находит опору в невидимых импульсах духовной жизни народа, той силы, которая пробиваясь сквозь толщу веков, определяет магистральное направление культуры этноса.

Культурное наследие и процесс его переноса, продвижения по оси времени невозможно рассматривать без привлечения кардинальных, базовых свойств культуры, среди которых целостность культуры человечества, целостность культуры этноса, целостность «национального образа мира». «Национальный мир растёт сразу с разных концов: и из земли, и из неба, из прошлого (происхождение) и спереди — из цели-призвания, что чуется в мечте, идеалах, в зове-тяге вперёд» (2, с. 17). Нельзя рассматривать культуру народа вне исторического опыта или вне национально-психологического опыта, в отрыве от духовно-ценностных критериев. Национальный театр как нельзя лучше может высветить связь времён, связь сиюминутных, индивидуально-художественных проявлений актёрского мастерства с глубинным, народным восприятием жизни.

Если речь идёт о механизме, о целой системе взаимодействующих движущих сил в процессе передачи культурного наследия, то с необходимостью следует сказать о структуре, внутренней организации национальной культуры, которые обеспечивают её целостность. В этой структуре присутствует как иерархия духовных ценностей, так и взаимозависимость частей, каждая из которых развивается по своим внутренним законам. Так, национальная драматургия не может стать таковой, не питаясь соками всей структуры этноса, не проживая жизнь вместе со своим народом. Стоит подчеркнуть, что анализ процессов культурной эволюции невозможен без анализа всей системы связей человека, этноса с природой, с историческим опытом, поскольку эта система и определяет индивидуальный национальный характер. Так мы видим, что совсем не случайно в национальной драматургии на «почётном месте» оказались «касамаре», аисты, гайдуки и ещё многое, что отражает как «вертикальный» — временной, так и «горизонтальный» — неизменяемый природный срез культуры.

Театр при этом буквально становится тем «волшебным» фонарём, который позволяет нам производить подобные «замеры». Как своеобразная исследовательская «лаборатория» театр даёт возможность наиболее полно ощутить в их единстве самые тонкие, исконные черты национального характера, их зависимость от климата, ландшафта, взаимодействия с другими народами — опыта печального или доброго, наконец, от психологического склада, внутреннего ритма жизни, который складывался веками. И в этом отношении чрезвычайно важную роль играет тесная связь

национального театра с народной культурой, народным творчеством. Именно народная культура определяет историческую связь, то общее, что проходит, обогащаясь, через пласты времени. Молдавским театром был избран наиболее плодотворный путь широкого использования этого богатства, и не просто в виде органичного включения материальных артефактов или привлечения элементов «народной драматургии» - обрядов, танцев, но в последовательном выражении целостного народного взгляда на жизнь, на мир, на место человека среди людей и в окружающей природе. Именно народное мироощущение позволило театру возвысить человека, выдвинуть на первый план величие человеческого духа.

Особенность театра как подсистемы трансляции культурного наследия состоит в том, что национальное мироощущение в себе накапливает, преобразует в яркую эмоционально-художественную форму и передает зрителю актер, который сам от рождения находится в поле воздействия народной культуры. Поэтому праздник жизнеутверждения, присущий молдавской народной культуре, отношение к труду как единению с природой, целостность бытия - все это естественно вплетено в актерскую индивидуальность, что обеспечивает быстрое и эффективное восприятие зрителем сценического действа. Так происходит отождествление зрителя с героем, погружение зрителя в предлагаемые обстоятельства вслед за героем, и этот процесс идет тем более успешно, если сильнее в творчестве актера наблюдается синтез народного, векового и индивидуально-конкретного. Зритель получает культурный текст, в котором узнаваемое, сущностно-родовое приходит в форме, адекватной данному историческому моменту, и это облегчает восприятие, способствует формированию идеала - тому поиску, который не останавливается никогда.

В межличностной коммуникации по схеме «актёр — актёр» огромное значение имеет атмосфера коллективного творчества. Характерные стилевые особенности отдельных актёров, особенность «индивидуального почерка» превратились в черту творческого лица театра в целом, молдавский театр обрел характер «поэтического театра», поэтика которого созвучна особенностям эмоционального склада молдавского народа. Межпоколенческая трансляция представляет собой важное средство воспроизводства менталитета. Более того, поскольку аудиторией театра является как «городская», так и «деревенская» публика, спектакли выполняют и важную просветительскую функцию.

Обращением к национальной классике молдавский театр блестяще реализовал свою миссию как института сохранения и развития национальной культуры. В этом несомненная заслуга выдающегося деятеля молдавской культуры В. Герлака. «Ростки нового, сегодняшнего являются плодами наследия прошлого, а зрелость сегодняшнего — это добрые источники созревания завтрашнего. Это очень важно... От них зависит наше завтра», — писал В. Герлак (см.: архив В. К. Герлака, г. Кишинев).

Для развития нации этнокультурные символы прошлого, хранящиеся в культурной памяти, должны быть вызваны и возвращены к жизни. Нельзя рассматривать культуру народа вне исторического опыта или вне национально-психологического опыта, в отрыве от духовно-ценностных критериев. Национальный театр как нельзя лучше может высветить то общее, что рождается в процессе творчества, связь времён, связь сиюминутных, индивидуально-художественных проявлений актёрского мастерства с глубинным, народным восприятием жизни.

Примечания

1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — М., 1990.

2. Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. — М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.