Научная статья на тему 'Опыт воплощения эстетических категорий в театральном искусстве Грузии'

Опыт воплощения эстетических категорий в театральном искусстве Грузии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
248
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / ГРУЗИНСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / РЕЖИССЁРСКОЕ КРЕДО / МЕТОД РОМАНТИЗМА / МЕТОД "МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА" / КАТАРСИС / AESTHETIC VALUE / GEORGIAN CULTURE / THEATRE ARTS / DIRECTOR'S CREDO / ROMANTICISM / THE "MAGICAL REALISM" / CATHARSIS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Медзвелия Е.З.

В статье раскрываются особенности грузинской традиции театрализации, повлиявшей на становление профессионального театра XIX-ХХ веков. Проанализированы особенности сценического воплощения на грузинской сцене таких эстетических категорий, как «прекрасное», «возвышенное», «трагическое» и «комическое». Отмечено, что в национальном театре доминирует творческий метод романтизма и установка на спектакль-праздник, а творческий опыт великих деятелей театральной культуры Грузии интегрирует разнообразные художественные приёмы отражения ценностного отношения к жизни, к национальным традициям, к любви и дружбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE REALIZATION OF AESTHETIC CATEGORIES IN THE THEATRICAL ART OF GEORGIA

In the article the peculiarities of Georgian theatrical traditions that influenced the formation of professional theater in the XIXXX centuries. We analyzed the features of the stage presentation in the Georgian theatre such aesthetic categories as the beautiful, the sublime, the tragic and the comic allow us to stress once again that the national theatre is dominated by the creative method of romanticism and setting of the play-holiday. The creative experience of the great figures of theatrical culture of Georgia integrates a variety of artistic techniques represent the value relations to life, to national traditions, love and friendship.

Текст научной работы на тему «Опыт воплощения эстетических категорий в театральном искусстве Грузии»

ПЫТ ВОПЛОЩЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ГРУЗИИ

УДК 7.01

Е. З. Медзвелия

Московский губернский колледж искусств

В статье раскрываются особенности грузинской традиции театрализации, повлиявшей на становление профессионального театра Х1Х—ХХ веков. Проанализированы особенности сценического воплощения на грузинской сцене таких эстетических категорий, как «прекрасное», «возвышенное», «трагическое» и «комическое». Отмечено, что в национальном театре доминирует творческий метод романтизма и установка на спектакль-праздник, а творческий опыт великих деятелей театральной культуры Грузии интегрирует разнообразные художественные приёмы отражения ценностного отношения к жизни, к национальным традициям, к любви и дружбе. Ключевые слова: эстетическая ценность, грузинская культура, театральное искусство, режиссёрское кредо, метод романтизма, метод «магического реализма», катарсис.

E. Z. Medzveliia

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

EXPERIENCE OF THE REALIZATION OF AESTHETIC CATEGORIES IN THE THEATRICAL ART OF GEORGIA

In the article the peculiarities of Georgian theatrical traditions that influenced the formation of professional theater in the XIX— XX centuries. We analyzed the features of the stage presentation in the Georgian theatre such aesthetic categories as the beautiful, the sublime, the tragic and the comic allow us to stress once again that the national theatre is dominated by the creative method of romanticism and setting of the play-holiday. The creative experience of the great figures of theatrical culture of Georgia integrates a variety of artistic techniques represent the value relations to life, to national traditions, love and friendship.

Keywords: aesthetic value, the Georgian culture, theatre arts, Director's credo, the romanticism, the "magical realism", a catharsis.

Для раскрытия особенностей грузинской традиции театрализации, повлиявшей на становление профессионального театра Х1Х-ХХ веков, сначала необходимо уточнить вопрос о том, какие эстетические категории наиболее активно воплощались в народных представлениях в дни торжеств и праздников.

В связи с тем, что непременными элементами театрально-зрелищной культуры грузинского народа являются выразительные маски, красочные костюмы, тем-

пераментное исполнение песен и танцев, праздничное оформление(дизайн)улиц и площадей, на которых даются представления, можно утверждать, что разностороннее воплощение получила категория «эстетическое» в значении «выразительное» (А. Ф. Лосев). Однако следует отметить, что наиболее ярко в стихии фольклорной традиции театрализации проявляется опыт воплощения категорий прекрасного и комического, благодаря присущему грузинскому менталитету культу

МЕДЗВЕЛИЯ ЕЛЕНА ЗААЛОВНА — аспирантка кафедры теории культуры, этики и эстетики социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры 115

MEDZVELIIA ELENA ZAALOVNA - doctoral student of Department of the theory of culture, ethics and aesthetics, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: emedzveliya@mail.ru © Медзвелия Е. З., 2016

красоты как высшей ценности и развитому чувству народного юмора, а категории трагического, возвышенного и безобразного были позднее воплощены в спектаклях профессиональных театров Грузии в Х1Х-ХХ1 веках.

Развитие национального театра, эстетические характеристики актёрской, режиссёрской и сценографической деятельности этого института связаны, с одной стороны, с традициями народных зрелищ и представлений, а с другой - с использованием плодотворных идей и концепций европейского театра, включая и русский. Для эстетического анализа особенностей сценического искусства Грузии важно обратиться к начальному этапу утверждения театра как одного из символов национальной государственности и художественной культуры. Время формирования профессионального театра Грузии - это период её социально-культурного развития в составе Российской империи.

Расширению театрального пространства национальной культуры способствовало создание в 1878 году «Драматического общества Грузии», которым руководили великие деятели национальной культуры - И. Чавчавадзе, А. Церетели, Д. Кипиани, Н. Николадзе, И. Мачабели, В. Абашидзе. По утверждению И. И. Ратиани, в этом творческом коллективе была создана особая психологическая и общественная атмосфера, которая способствовала тому, «что на грузинской сцене стало возможным утвердить русскую драматургию. Спектакли, созданные на материале русских пьес, порой становились неотъемлемой частью духовного мира и превращались в значительное событие культурной жизни Грузии» [7, с. 10]. «Драматическое общество Грузии» успешно просуществовало почти полвека, утверждая в яркой зрелищной форме дух гуманизма и идею свободы.

Стоит подчеркнуть, что в комических пьесах грузинских драматургов своеобразное воплощение получала категория прекрасного - особенно в исполнении «положительных героев». Яркий образец успешного сочетания категорий комического и прекрасного - «Ханума» Авксентия Цагарели, которую первым на грузинской сцене поставил Роберт Стуруа, после чего она надолго вошла в репертуар многих театров (и прежде всего -в БДТ имени М. Горького в постановке Г. А. Товстоногова в 1972 году).

Особое чувство юмора грузин в сочетании с их темпераментом и музыкальностью в немалой степени влияло на эстетический уровень комедийных спектаклей на основе не только национальной драматургии, но и пьес зарубежных авторов.

И всё-таки яркие достижения в сфере театральной эстетики Грузии осуществлялись в границах не бытового реализма, а романтизма, и этот факт в немалой степени подтверждает взаимосвязь художественной культуры с географическими, историческими и ментальными факторами самобытности национального искусства. Уникальность природной среды, то есть живописность ландшафта, драматическая история борьбы народа за свою независимость, психологические особенности и ценностные предпочтения грузин - всё это совпадало с духом романтического мировосприятия и способа его воплощения средствами искусства. Как утверждают в своей книге «Эстетика природы» А. Ф. Лосев и М. А. Тахо-Годи, для романтизма характерны «... возвышенное настроение духа, это постоянное идейное искательство, это интимнейшее использование образов природы для описания глубинных судеб человека, это небывалое превознесение искусства . вся эта глубочайшая связь и образов природы, и внутренних переживаний человека» [5, с. 218].

Именно эти черты романтизма являются одной из ярких особенностей эстетики грузинского театра. Органичны для романтического направления сценического искусства Грузии и такие эстетические категории, как «возвышенно-героическое» и «трагическое». Это видно по репертуару, по манере актёрской игры и по художественному оформлению спектаклей. Наиболее активно романтизм проявился в постановках на историческую тему.

Романтический мотив недостижимости идеала выражался театральными средствами как в жанровой определённости спектакля (историческая драма, трагедия и мелодрама), так и в экспрессивной манере актёрской игры, в том огромном накале переживаний персонажей, какой темпераментно и в то же время убедительно воспроизводился на сцене грузинскими артистами. В связи с этим важно отметить, что характерный для эстетики романтизма культ страсти (а не рассу-дочно-пафосных монологов героев в пьесах классицизма) очень близок эмоциональной природе грузинского менталитета. Эта особенность наиболее ярко проявляется в тех достижениях театральной культуры Грузии, которые связаны с жанром трагедии.

Вклад деятелей грузинского театра в мировой опыт сценического воплощения классических трагедий Софокла, Еври-пида, В. Шекспира и Ф. Шиллера обладает огромной эстетической ценностью. Ценностный аспект режиссёрского и актёрского творчества в сфере постановки пьес трагедийного жанра включает ряд тех моментов, которые отражают специфику эстетики грузинского театра и потому заслуживают более пристального внимания.

Первый момент заключается в том, что в постановках грузинских режиссёров,

ориентированных на эстетические принципы романтизма, категория возвышенно-героического тесно переплеталась с категорией трагического, благодаря чему реакция зрителя и на сюжет трагедии, и на страстную манеру актёрской игры вызывала чувство катарсиса.

Второй момент, позволяющий говорить об эстетической ценности лучших достижений грузинского театра в жанре трагедийного представления, связан, на наш взгляд, с характерной для романтического искусства темой глубокого разрыва между идеалом как возвышенно-поэтической мечтой и «унылой и жестокой» прозой жизни. Контраст высокого и низкого, светлых и тёмных сил, любви и ненависти - один из тех принципов эстетики романтизма, который наиболее ярко воплощается через синтез таких категорий, как «возвышенно-героическое» и «трагическое». Причём присущая античной культуре тема рока именно в постановках трагедий великих драматургов вновь «вошла» в культурное пространство ХХ века.

Третий момент, свидетельствующий о глубине ценностных оснований сценического воплощения трагедий, состоит в высокой культуре режиссёрского прочтения, то есть интерпретации драматургического материала. Этой важной стороне художественно-творческого опыта постановщиков посвящена диссертация Т. И. Камушадзе «Интерпретация древнегреческой трагедии в грузинском театре» [4]. В этой содержательной и интересной работе подробно раскрыты в рамках театроведческого подхода начальный период традиции обращения национального театра Грузии к бессмертным произведениям драматургов Эллады; история сценического воплощения древнегреческих трагедий; особенности лучших образцов воплощения этого древнего жанра режиссёрами и актёрами в ХХ веке.

Осмысление данного исследования позволяет нам соотнести ряд положений Т. И. Камушадзе с ценностным аспектом уникальности грузинского опыта постановки древнегреческих трагедий в соотнесении с эстетикой романтизма. При этом учитываются те содержательные акценты автора диссертации, которые расставляются в связи с каждым из тех периодов развития театральной культуры Грузии, когда постановки древнегреческой трагедии достигали высокого профессионального уровня.

Согласно Т. И. Камушадзе, традиция обращения к жанру трагедии возникает в начале второго десятилетия ХХ века, в контексте возрастания интереса к античному наследию. Из трёх драматургов Эллады, писавших трагедии, раньше всех был выбран Софокл с его «Антигоной» и «Царём Эдипом». Самым первым режиссёром, поставившим на грузинской сцене в 1912 и в 1913 году обе трагедии, был Константин Андроникашвили. Вслед за ним к трагедиям Софокла обратились и другие яркие представители первого поколения театральных режиссёров Грузии: Михаил Корели поставил в Кутаиси спектакль о фиванском царе, Валериан Шали-кашвили осуществил постановку «Антигоны», и эту же пьесу через несколько лет поставил В. Кушиташвили. Общим моментом этих постановок был поиск средств сценического воплощения темы рока и человека, вовлечённого в цепь трагических событий и переживаний. Описание спектаклей, созданных в период между 1912 и 1918 годами, позволяет сделать вывод о том, что воплощение эстетической категории возвышенного было связано с темой сохранения чувства достоинства и чести героев трагедий Софокла перед роковыми испытаниями, а категория трагического отражала идею обречённости человека на страдания по вине рока. Именно поэтому

романтическое звучание спектаклей проявлялось на первом этапе сценического воплощения на грузинской сцене трагедий Софокла в том, что в игре исполнителей главных ролей особое внимание уделялось эмоциональному выражению нравственных страданий.

Второй этап активного включения в репертуар театров Грузии древнегреческих трагедий наступил, по утверждению Т. И. Камушадзе, после Великой Отечественной войны. Естественно, что обе эстетические категории - трагического и возвышенного - соединились с этическим понятием героического. Как подчёркивает исследователь, именно на этом этапе плодотворно осуществлялась «идея героического театра трагедии» [4, с. 10], начиная с постановки в Батумском театре в 1946 году «Царя Эдипа».

Эстетические принципы, присущие романтическому направлению, в национальном театре ярко проявились также в сценическом воплощении трагедий Шекспира и Шиллера, которые получили известность в Грузии благодаря переводам великого писателя Ильи Чавчавадзе.

С конца XIX века постановки трагедий английского и немецкого драматургов осуществлялись в основном в традициях эстетики романтизма. Вероятно, потому, что поэтичность и экспрессивность, характерные для романтизма, близки менталь-ности грузинского народа.

Если для романтической и символистской линий в театральной культуре Грузии характерно доминирование эстетических категорий возвышенного и трагического в сочетании с понятиями героического и поэтического, то в границах реалистически бытового и натуралистического направлений режиссёры предпочитали иные категории, отражающие определённый тип творческой установки. И в драматургии, и в режиссуре этих направле-

ний прослеживается интерес к выразительным возможностям прекрасного и безобразного, а также к таким смеховым оттенкам комического, как ирония и сарказм. Однако в художественном отношении натуралистическое и символистское направления заметно расходятся между собой и в ценностном и собственно эстетическом.

Творческий отклик грузинских режиссёров на натуралистическое направление, являющееся, как всем известно, эстетическим вызовом романтизму, происходит, согласно М. Г. Каландаришвили [3], в начале ХХ века. В Западной Европе интерес к этому новому направлению, альтернативному по эстетическим принципам как классицизму, так и романтизму, возник раньше, в связи с появлением знаменитой статьи французского писателя Эмиля Золя «Натурализм в театре». В этой статье, как и в работе И. Тона о новом художественном методе, обосновывалась его эстетическая ценность. При этом особое внимание уделялось принципу следования «бытовой, психологической и исторической правде».

Данный эстетический принцип получил распространение и в художественной культуре Российской империи, частью которой являлась и Грузия. Поэтому логика утверждения метода натурализма и в русском, и в грузинском театре - одна и та же. И в связи с этим, прежде чем раскрывать специфику использования режиссёрами Грузии нового (по сравнению с классицизмом, романтизмом и реализмом) натуралистического направления, мы обратимся к его характеристике, данной Т. М. Родиной в монографии «Александр Блок и русский театр начала ХХ века» [8]. Это обосновано тем, что ряд тех ценностных ориентаций и творческих установок на эстетические изменения в сценическом искусстве, которые были рассмотрены

Т. М. Родиной, был характерен не только для русского, но и для грузинского театра.

Часть своего исследования, посвященного эстетическим особенностям театральных практик в этот период, когда утверждалась и ярко проявлялась и новая драматургия, и новая профессия режиссёра-постановщика, Т. М. Родина отвела выявлению природы натуралистического метода в искусстве. Её объяснение сути натурализма помогает понять, почему он в течение нескольких лет привлекал художественных руководителей многих национальных театров, в том числе и грузинского [8]. Ведь, по утверждению М. Г. Каландаришвили, «при всей разнородности репертуара грузинского театра уже с начала века нельзя не ощутить давления огромной центробежной силы, приземляющей искусство, ещё недавно парящее в заоблачных далях» [3].

Автор этих строк имеет в виду рубеж Х1Х-ХХ веков, когда классический тип искусства вытеснялся новыми художественными идеями, направлениями и экспериментами, а в сфере театрального творчества ярко проявляло себя самое первое поколение режиссёров, к которому принадлежал и грузинский режиссёр Котэ Марджанишвили (известный русскому зрителю как Константин Марджанов).

Рассмотренные нами особенности сценического воплощения на грузинской сцене таких эстетических категорий, как «прекрасное», «возвышенное», «трагическое» и «комическое», позволяют ещё раз подчеркнуть, что в национальном театре доминирует творческий метод романтизма и установка на спектакль-праздник. Творческий опыт великих деятелей театральной культуры Грузии интегрирует разнообразные художественные приёмы отражения ценностного отношения к жизни, к национальным традициям, к любви и дружбе.

Утверждению в поэтике театрального искусства идеи ценности жизни и важности серьёзного и благодарного отношения к ней человека, который и сам является ценностью особого порядка, в немалой степени способствуют эстетические факторы постановки пьесы, особенно на тему национальной истории и реальности. «Уже стало прописной истиной, - отмечает в своей книге о феномене режиссёрского театра Наталья Казьмина, - что грузинская декорация живописна, что в ней сильны мотивы национального народного творчества, что костюм в ней - символи-чен, а спектакль понимается как праздничное красочное зрелище, свободное, восходящее к народному импровизационному театру» [2] Интересно, что в беседе с ней режиссёр Роберт Стуруа высказал следующую мысль: «Мы, грузины, любим

праздники, являющиеся наивысшей формой, приемлемой для бытия. Она связана с самыми сакральными пластами нашего сознания» [цит. по: 2].

В этих словах - объяснение ещё одной черты национальной художественной культуры Грузии и её театрального искусства. Действительно, для ярких представителей грузинской режиссуры, актёрского творчества, сценографов и композиторов характерно сочетание экспрессивной манеры выражения самых тонких нюансов эмоционального состояния героев и главной мысли спектакля с использованием разнообразных средств художественной выразительности, в результате чего лучшие спектакли становятся культурным событием - праздником. Благодаря этому их лучшие постановки являются не только зрелищными, но и концептуальными.

Примечания

1. Каган М. С. Эстетика как философская наука : Университетский курс лекций / Санкт-Петербургский государственный университет, Академия гуманитарных наук. Санкт-Петербург : ТК «Петрополис», 1997. 544 с.

2. Казьмина Н. Ю. Грузинский пейзаж : голоса моей Родины. Москва : Зебра Е, 2013. 590 с.

3. Каландаришвили М. Г. Основные направления грузинского театра (начало ХХ века) : дис. на соиск. учён. степ. доктора искусствоведения : 17.00.01 / Каландаришвили Михаил Григорьевич ; Грузинский государственный театральный институт имени Шота Руставели. Тбилиси, 1993.

4. Камушадзе Т. И. Интерпретация древнегреческой трагедии в грузинском театре : автореф. дис. на соиск. учён. степ. кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Камушадзе Тамила Ивановна ; Грузинский государственный театральный институт имени Шота Руставели. Тбилиси, 1990. 26 с.

5. Лосев А. Ф, Тахо-Годи М. А. Эстетика природы : природа и её стилевые функции у Ромена Роллана. Москва : Наука, 2006. 419 с.

6. Мамардашвили М. К. Время и пространство театральности // Театр. 1989. № 4. С. 105-108.

7. Ратиани И. Г. Взаимосвязь искусств в культуре Грузии : На примере немого кино 1912-1934 : дис. на соиск. учён. степ. кандидата культурологии : 24.00.01 / Ратиани Ирина Ивановна ; Российский институт культурологии. Москва, 2004. 209 с.

8. Родина Т. А. Александр Блок и русский театр начала ХХ века. Москва : Наука, 1972. 312 с.

References

1. Kagan M. S. Estetika kak filosofskaia nauka: Universitetskii kurs lektsii [Aesthetics as philosophical science: University course of lectures]. St. Petersburg, Publishing house of "Petropolis", 1997. 544 p.

2. Kazmina N. Yu. Gruzinskii peizazh : golosa moei Rodiny [Georgian landscape: voices of my Homeland]. Moscow, Zebra E Publishing House, 2013. 590 p.

3. Kalandarishvili M. G. Osnovnye napravleniia gruzinskogo teatra (nachalo XX veka). Diss. dok. iskusstv. [Main directions of the Georgian theater (beginning of the XX century). Dr. history of arts sci. diss.]. Tbilisi, 1993.

4. Kamushadze T. I. Interpretatsiia drevnegrecheskoi tragedii v gruzinskom teatre. Avtoreferat diss. kand. iskusstv. [Interpretation of the Ancient Greek tragedy in the Georgian theater. Synopsis cand. history of arts sci. diss.]. Tbilisi, 1990. 26 p.

^ Культурология ВНТг 1

5. Losev A. F., Takho-Godi M. A. Nature esthetics: the nature and its style functions at Romain Rolland. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 2006. 419 p.

6. Mamardashvili M. K. Vremya i prostranstvo teatral'nosti [Time and space theatrics]. Teatr. 1989, no. 4, pp. 105-108.

7. Ratiani I. G. Vzaimosviaz' iskusstv v kul'ture Gruzii: Na primere nemogo kino 1912-1934. Diss. kand. kul. [Interrelation of arts in culture of Georgia: the example of silent cinema. Cand. cult. st. diss.]. Moscow, 2004. 209 c.

8. Rodina T. A. Aleksandr Blok i russkii teatr nachala XX veka [Alexander Blok and Russian theater of the beginning of the 20 century]. Moscow, v, 1972 312 p.

Статья выполнена в рамках проекта РГНФ 16-04-50044 «История осетинской музыки. Генезис и эволюция композиторского творчества»

ОЕННЫЙ ОРКЕСТР КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: НА ПРИМЕРЕ ОРКЕСТРА ТЕРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

УДК 78:930.85 Т. Э. Батагова

Московский государственный институт культуры

Важным фактором развития музыкальной культуры Владикавказа были военные оркестры. Деятельность владикавказских военных оркестров — Терского казачьего войска и Апшеронского пехотного полка — выступала катализатором роста и развития городской музыкальной среды. Военные музыканты принимали активное участие в учебно-воспитательной и благотворительной жизни города. Концертная, гастрольная, музыкально-театральная, просветительская формы участия оркестра Терского казачьего войска становились неотъемлемыми составляющими культурной жизни полиэтнического провинциального города. К концу XIX — началу XX века во Владикавказе сформировалась развитая городская музыкальная культура с устойчивой слушательской аудиторией, богатой музыкальной концертно-театральной жизнью, слоем музыкантов-профессионалов и музыкантов-любителей.

Ключевые слова: военная музыка, оркестр Терского казачьего войска, Владикавказ, городская музыкальная культура.

Т. E. Batagova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

MILITARY ORCHESTRA AS FACTOR OF DEVELOPMENT

OF THE RUSSIAN PROVINCIAL MUSICAL CULTURE:

ON THE EXAMPLE OF ORCHESTRA OF TERSKY COSSACK ARMY

Military orchestras were an important development factor of musical culture of Vladikavkaz. The activity of the Vladikavkaz military orchestras — Tersky Cossack army and the Apsheron infantry regiment — acted as the catalyst of growth and development of urban musical environment. Military musicians took active part in teaching, educational and charitable life of the city. Concert, tour, musical and theatrical, educational forms of participation of Tersky Cossack army orchestra became the integral components of cultural life of the multiethnic provincial town. By the end of XIX — early XX century in Vladikavkaz the urban musical culture has been developed with a steady audience, rich musical concert and theater life, a layer of professional and amateur musicians. Keywords: military music, orchestra of Tersky Cossack army, Vladikavkaz, city musical culture.

БАТАГОВА ТАТЬЯНА ЭЛЬБРУСОВНА — доктор искусствоведения, профессор кафедры оркестрового дирижирования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры

BATAGOVA TATYANA ELBRUSOVNA — Full Doctor of History of Arts, Professor of Department 121

of orchestral conducting, Faculty of musical arts, Moscow State Institute of Culture

e-mail: batagon@mail.ru © Батагова Т. Э., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.