Научная статья на тему 'Эстетические аспекты трансформации режиссёрской профессии'

Эстетические аспекты трансформации режиссёрской профессии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
900
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / AESTHETICS / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / AESTHETIC / ТЕАТР / THEATRE / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СПЕКТАКЛЬ / PERFORMANCE / РЕЖИССЁР / DIRECTOR / ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ / THEATRICAL EXPERIMENTS / ПЕРФОРМАНС / THEATRICS / PLAY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Форд Александра Сергеевна

Статья посвящена эстетическим аспектам театральной режиссуры. В статье рассматриваются причинно-следственные связи в сфере динамики сценического искусства и трансформации режиссёрского творчества. Особо выделены моменты, касающиеся генезиса режиссёрской профессии. Через призму метакатегории «эстетическое» на конкретных примерах из театральной жизни современной России раскрываются тенденции ценностной переориентации режиссёров в пространстве двух эстетических систем модерна и постмодерна. Осмысляются основные факторы активизации режиссёрского экспериментирования в границах различных театральных жанров от драматического спектакля до современных перформансов. Подчёркивается социально-культурная значимость проблемы трансформации института театра как транслятора ценностей гуманизма в развлекательный центр, а также тенденции возрастания эгоцентрической мотивации в деятельности современных режиссёров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC ASPECTS OF TRANSFORMATION THE DIRECTING PROFESSION

The article deals with the aesthetic aspects of theatrical direction. In this article we look at cause-and-effect relations in the dynamics of theatrics and at the transformation of director’s art (creativity). Special emphasis is laid on the question of the genesis of director’s work. In the light of the metacategory “aesthetic” and giving several particular examples from the drama in present-day Russia, the article reveals the tendencies of value re-orientation of directors within two aesthetic systems modern and postmodern. It also considers the major factors of activation of director’s experimentation within the borders of various theatrical genres: from drama plays to modern performances. The social and cultural significance of the issue of the transformation of the school of drama as a translator of human values into an entertaining center is highlighted, as well as the tendency of the increase of egoistical motivation in the work of modern directors.

Текст научной работы на тему «Эстетические аспекты трансформации режиссёрской профессии»

Эстетические Аспекты трансформации

режиссёрской профессии

УДК 792.01 А. С. Форд

Московский государственный институт культуры

статья посвящена эстетическим аспектам театральной режиссуры. В статье рассматриваются причинно-следственные связи в сфере динамики сценического искусства и трансформации режиссёрского творчества. Особо выделены моменты, касающиеся генезиса режиссёрской профессии. Через призму метакатегории «эстетическое» на конкретных примерах из театральной жизни современной россии раскрываются тенденции ценностной переориентации режиссёров в пространстве двух эстетических систем — модерна и постмодерна. Осмысляются основные факторы активизации режиссёрского экспериментирования в границах различных театральных жанров — от драматического спектакля до современных перформансов. Подчёркивается социально-культурная значимость проблемы трансформации института театра как транслятора ценностей гуманизма в развлекательный центр, а также тенденции возрастания эгоцентрической мотивации в деятельности современных режиссёров.

Ключевые слова: эстетика, эстетическое, театр, театральное искусство, спектакль, режиссёр, театральные эксперименты, перформанс.

A. S. Ford

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

AESTHETIC ASPECTS OF TRANSFORMATION THE DIRECTING PROFESSION

The article deals with the aesthetic aspects of theatrical direction. In this article we look at cause-and-effect relations in the dynamics of theatrics and at the transformation of director's art (creativity). Special emphasis is laid on the question of the genesis of director's work. In the light of the metacategory "aesthetic" and giving several particular examples from the drama in present-day Russia, the article reveals the tendencies of value re-orientation of directors within two aesthetic systems — modern and postmodern. It also considers the major factors of activation of director's experimentation within the borders of various theatrical genres: from drama plays to modern performances. The social and cultural significance of the issue of the transformation of the school of drama as a translator of human values into an entertaining center is highlighted, as well as the tendency of the increase of egoistical motivation in the work of modern directors.

Keywords: aesthetics, aesthetic, theatre, theatrics, performance, director, play, theatrical experiments.

Традиция включения театрального искусст- ках до н.э. жанр трагедии утвердился благода-

ва в проблемное пространство эстетической ря творчеству Эсхила, Софокла и Еврипида, а

мысли восходит, как известно, к культуре комедия обязана своей популярностью Ари-

Древней Греции и связана с именами вели- стофану. Не вдаваясь в подробности разви-

ких драматургов и философов. В V—IV ве- тия театральной культуры в пору античности,

ФОРД АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА — аспирантка кафедры теории культуры, этики и эстетики социально-232 гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

FORD ALEKSANDRA SERGEEVNA — doctoral student of Department of the theory of culture, ethics and aesthetics, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: alexaford@mail.ru © Форд А. С., 2015

подчеркнём момент, существенный для темы данной статьи: отсутствие профессии режиссёра как интерпретатора пьесы и создателя художественного образа спектакля. Организационные функции при подготовке и проведении спектаклей осуществляли либо сами драматурги, либо ведущий актёр, то есть исполнитель главной роли (протагонист).

Лишь в конце XIX века, в контексте обновления языков искусства, возникает и стремительно развивается театральная режиссура как специфический вид эстетической деятельности. И с первых лет становления этой творческой профессии обнаруживается её эстетическая сущность. Согласно А. ф. Лосеву, посредством метакатегории «эстетическое» обозначается разнообразие выразительных форм. Создание же спектакля как зрелищно-игровой формы культуры реализуется на основе коллективного творчества в соответствии с замыслом постановщика.

Как пишет М. М. Шибаева: «Существенное значение искусства — воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни» [4, с. 115]. Именно поэтому поиск средств оптимальной выразительности всех компонентов спектакля как объекта искусства носит одновременно и интеллектуальный, и эстетический характер. Можно сказать, что одним из атрибутов режиссёрского мастерства является, говоря словами М. К. Мамардашвили, «эстетика мышления», предполагающая культуру прочтения драматургического материала (пьесы или сценария) и художественный вкус постановщика спектакля.

«Дифференциация и сложность современного общества порождает новую культурную ситуацию, когда на первый план выходит многообразие культурных форм...» [1, с. 32]. Естественно, что кардинальные изменения социально-культурного характера, а также трансформация эстетических систем влияют и на состояние режиссёрского искусства. Как известно, первое поколение театральных режиссёров — Г. Крэг, К. С. Станиславский, В. И. Немировича-Данченко, В. Э Мейерхольд, а немного позднее — Е. Б. Вахтангов и А. Я.

Таиров — творило в пору расцвета модерна. Современная театральная режиссура испытывает на себе влияние эстетики постмодернизма и китча. Отсюда и такая проблема, как изменение мотивации и творческих ориентиров в сфере режиссёрского искусства.

Если в эпоху модерна усилия режиссёра были направлены на расширение спектра выразительно-изобразительных возможностей театрального искусства, то в реалиях постмодернизма многие спектакли отражают «внедрение» в театральную практику принципа эстетического плюрализма.

В период становления режиссёрской профессии большое значение придавалось уровню интеллектуальной культуры, эстетического сознания и творческого дарования постановщика. Эстетическая сущность его работы с пьесой, актёрами, сценографом и композитором проявляется в тех спектаклях или театрализованных массовых представлениях, которые имеют смысловую основу и яркую выраженность основной идеи. Лишь при этом условии достигается тот эффект катарсиса, о котором размышлял в своих «Поэтике» и «Риторике» Аристотель. Однако учение древнегреческого философа о катарсисе, как и «эстетика мышления» театральных режиссёров постепенно вытеснялись новыми установками и «веяниями моды» в пространстве информационного общества и массовой культуры.

Установки на самовыражение постановщика, на его самоутверждение в статусе ниспровергателя традиций классического искусства, а также на достижение любыми выразительными средствами не катарсиса, а эстетического и психологического шока оказывают в последние годы большое влияние на театральную жизнь в мире, в том числе и в россии.

В то же время нельзя отрицать и того, что отмеченные установки современных режиссёров привели к различным экспериментам в области театрального искусства в соответствии и с духом неклассической эстетики, и с товарно-рыночной стихией, охватившей и сферу досуга. ряд театральных критиков объяс-

няют разнообразие экспериментальных проектов на началах эстетической «всеядности» тем, что каждый индивид воспринимает реальность так, как он её чувствует и выражает эстетическими средствами свой взгляд на ряд открытых вопросов. Соответственно, и объективной позиции по отношению к каждому предмету искусства не может быть, все очень субъективно, а потому режиссёр имеет право на любую трактовку пьесы.

Кроме того, режиссёрско-эксперимента-торский «бум» связан с тем, что в последнее время сценическое искусство не пользуется прежней популярностью, поэтому для привлечения внимания к постановкам многие художественные руководители современных театров пошли на такой эксперимент, как приглашение к участию в постановках людей смежных профессий, чаще — режиссёров театрализованных представлений. Так, модный дизайнер Андрей Бартенев был приглашён в театр «Открытая сцена» для постановки пер-форманса по классическому произведению А. П. Чехова «Три сестры». Этот спектакль был также представлен на фестивале театрального искусства «Золотая маска» 9 и 10 апреля 2013 года и сразу обнаружил несовпадение с традиционным представлением о пьесах А. П. Чехова. Здесь сцена — это не классический чёрный, а полностью белый кабинет. Всего 20 участников, разграниченных по половому признаку. Они явно никак не отождествляются с героями пьесы. Они практически полностью обнажены, на них однотонное красное белье, они либо вместе, либо чередуются друг с другом в этом едином белом пространстве. Своей экспрессивной пластикой они явно хотят донести до зрителя некую мысль. Мысль становится понятной только после интервью с художником. Оказывается, этот спектакль-перформанс есть не что иное, как семь новелл о том, как бы могла сложиться судьба сестёр в современном мире. В главных ролях не профессиональные актёры, а «друзья по цеху» режиссёра-постановщика данного перформанса — это известная мировая модель Данила Поляков, чемпионка Евро-

пы по уличному танцевальному направлению hip-hop ирина Малая и так далее. и хотя действие длилось всего сорок пять минут, равнодушным из зала не выходил никто.

Возможно, такого рода театральные эксперименты, когда на классических театральных подмостках демонстрирует свои фантазии человек нетеатральной профессии, а играют в данном представлении непрофессиональные актёры, и есть эклектика, что характерно для постмодернистского пространства. Как отмечает учёный Н. Б. Маньковская: «и если можно говорить о системе деконструкции в эстетике, то ею станет принципиальная асистематичность, незавершённость, открытость конструкции, множественность языков, рождающая миф о мифе, метафору метафоры, рассказ о рассказе, перевод перевода» [2, с. 25].

Этот пример приводит к мысли о возникновении эстетического дисбаланса между многовековой традицией функционирования театра как привлекательного и эффективного института приобщения зрителя к художественным ценностям и использованием его в наши дни в качестве одного из центров развлечений и источников кассовых доходов. если раньше трактовка пьесы и её образное воплощение на сцене в соответствии с постановочным планом режиссёра рождали у зрителя установку на мимесис, то есть стремление подражать благородным персонажам, и вызывали чувство катарсиса, то сейчас очень часто возникает реакция психологического шока или «драйва».

ещё одной эстетической особенностью жизни многих современных театров является то, что в целях привлечения зрителя усиливается зрелищная компонента спектакля. При этом речь идёт не столько о том, чтобы средствами синтетического искусства театра выразить основную мысль, влияющую на зрительское восприятие действительности, сколько о красочных эффектах актёрского существования на сцене. так, например, на фестивале театрального искусства «Золотая маска» в Москве был представлен пластиче-

ский спектакль начинающего хореографа и постановщика Дениса Бородицкого с впечатляющим названием «Мне жаль, что вы меня не поняли». Пластика каждого актёра выражала стремление к красоте и идеалу, пары встречались, сливались в страстных па и разбегались, но главная мысль, которую хотел донести режиссёр, — это, чтобы не происходило вокруг, всегда слушай свою душу.

Одной из характерных черт современной режиссуры является и концепт самовыражения посредством субъективной, подчас пародирующей интерпретации классической драматургии. На смену принципу К. С. Станиславского — «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве» — пришла эстетизация режиссёрского эгоцентризма: на первый план выходят собственные чувства и эмоции, перекрывая объективное восприятие реальности.

Инноватика в сфере режиссёрской деятельности обнаруживается и в тенденциях отношения к вопросу об актёрском творчестве. Если ещё в прошлом веке артистическое начало в значительной мере определяло успех театральной постановки, то в век инновационных технологий феномен актёрского ансамбля, объединённого творческой сверхзадачей, ушёл на второй план, а на первый вышли достижения технического характера. Примером тому служит следующий факт. Во франции в средневековой крепости в Нормандии Шато-Гайар был сыгран спектакль без единого актёра. Это был спектакль, построенный только на технических эффектах. Если бежали кони,

то это был топот копыт и тени от стада на замке, светодиодами была спроецирована гроза, лил ливень, кто-то бежал защищать крепость

— мы слышим этих людей, ощущаем их присутствие, но в реальности их нет. Атмосфера спектакля создаётся исключительно за счёт сценографических и звуковых технологий, а не благодаря самой пьесе и актёрской игре.

Эстетическая переориентация характерна и для режиссёров массовых зрелищ, популярность которых возросла в связи с активизацией политических акций в виде митингов и шествий, а также различных форм реконструкций исторических событий. Усиливаются тенденции карнавализации и театрализации, дающие участникам иллюзию свободы.

Как отмечает известный режиссёр И. Г. Ша-роев: «выстроить единый пластический образ

— спектакль — это значит создать конструкцию, где каждый самостоятельно существующий действенный элемент находится в соответствии и взаимодействии с другими элементами и, следовательно, с динамической конструкцией в целом, определяющей место и функцию каждого элемента в отдельности» [3, с. 139]. На самом же деле все, что происходит во время театрализованных представлений, даже любая импровизация, — это тщательно спланированная импровизация.

Отрадно, что, несмотря на влияние инновационных технологий, без режиссёра на площадке выстраивание «импровизированных» сцен фактически невозможно. В этом и есть специфика режиссёрской профессии.

Примечания

1. Воеводина Л. Н. философия культуры в эпоху постсовременности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С 29—35.

2. Маньковская Н. Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма) / Российская академия наук, Институт философии. Москва : МФРАН, 1994. 25 с.

3. Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений : учебник для студентов театральных высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. Москва : РАТИ—ГИТИС, 1992. 432 с.

4. Шибаева М. М. Русская эстетика: опыт исканий и обретений : учебное пособие / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2012. 115 с.

References

1. Voevodina L. N. Philosophy of culture in post-modernity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuFtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 3 (59), pp. 29—35 (in Russian).

2. Man'kovskaia N. B. «Parizh so zmeiami» (Vvedenie v estetiku postmoderniz-ma) ["Paris with snakes" (Introduction to a postmodernism esthetics)]. Moscow, Publishing house of Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, 1994. 25 p.

3. Sharoev I. G. Rezhissura ehstrady i massovykh predstavlenii [Direction of a platform and mass representations]. 2th edition. Moscow, Publishing house of The Russian University of Theatre Arts (GITIS), 1992. 432 p.

4. Shibaeva M. M. Russkaia ehstetika: opyt iskanii i obretenii [Russian aesthetics: the experience of search and find]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 115 p.

^^ирический этнографизм в трактовке высокогорного ПеЙЗАЖА Б. Н. тАМБиеВА

З. К. Койчуева (Топалова)

карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева

В статье рассказано о персональной выставке акварельных работ Б. Н. тамбиева. Его творчество — это новое направление в изобразительном искусстве карачаево-Черкесской республики. Это направление можно назвать лирическим этнографизмом в трактовке темы высокогорного пейзажа северного кавказа.

Проведённое комплексное исследование творчества художника позволяет установить уникальное образное восприятие природы высокогорья как некоего фактора этнической близости и национального самоопределения автора, создающего на фоне многочастного мозаичного пространства самобытное и целостное состояние неразрывной связи художника со средой изображения.

Автор статьи развивает предложенную ранее концепцию контекстной связи между спецификой восприятия, передачи, личного отношения к объекту изображения и качеством, глубиной проникновения в процесс изобразительной деятельности.

Ключевые слова: изобразительное искусство, выставка акварельных работ, художник, педагог, высокогорный лирический пейзаж, национальные изобразительные традиции, этнографизм.

Z. K. Koichueva (Topalova)

Federal State Educational Government-financed Institution of Higher Professional Education «Karachay-Cherkessia state University named U. D. Aliyev», The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Lenina str., 29, Karachayevsk, Karachai-Circassian Republic, Russian Federation, 369202

LYRICAL ETHNIC STYLE IN DRAWING OF A MOUNTAIN LANDSCAPE OF B. N. TAMBIEV

Article about opening of a personal exhibition of water color works of B. N. Tambiev, creativity of the new direction defining a vector in arts of the republic. The direction about which it is possible to speak as, about developed ethnic lyrical the relation in the image of a mountain landscape North Caucasus.

Conducted difficult research of creativity of the artist, allows to establish unique figurative perception of the nature of the mountain area, as a certain factor of ethnic proximity and national self-determination of the author. Creation against a multiprivate mosaic does intervals between an original and full condition of inseparable communication of the artist with image

коЙЧУЕВА (тоПАЛоВА) ЗУЛЬФА кАЗБекоВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна института культуры и искусств карачаево-Черкесского государственного университета имени У. Д. Алиева

236 KOICHUEVA (TOPALOVA) ZULFA KAZBEKOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of

Department of decorative and applied art and design, Institute of culture and arts, Karachay-Cherkessia state University named U. D. Aliyev

e-mail: zuzakarach@mail.ru © койчуева (топалова) З. к., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.