Научная статья на тему 'Свадебный обряд как театральное действо. Особенности драматургии свадебного спектакля'

Свадебный обряд как театральное действо. Особенности драматургии свадебного спектакля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2471
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЙСТВО / РИТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / МАГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ДРАМАТУРГИЯ / ПРИЗНАКИ ТЕАТРА / ЖАНР / ПРИЧЕТЬ / ФАБУЛА / СПЕКТАКЛЬ / СВЕРХЗАДАЧА / RUSSIAN MUSICAL THEATRE / THEATRICAL PERFORMANCE / RITUAL STRUCTURE / MAGIC FUNCTIONS / DRAMATURGY / FEATURES OF THEATRE / GENRE / LAMENTATION / PLOT / PERFORMANCE / SUPER-OBJECTIVE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Самохина Виктория Анатольевна

В статье рассматривается вопрос истоков ранних форм музыкального фольклорного театра. В этой связи изучается ритуальная структура свадебного обряда. Автор обосновывает историческую ценность русского музыкального театра как уникального явления и выявляет древнейшие формы традиционного музыкального театра. В содержании свадебного обряда выявляются признаки театрального драматического действа. Отдельное внимание уделяется категориально-понятийному аппарату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEDDING RITUAL AS A THEATRICAL PERFORMANCE. SPECIFICITY OF WEDDING PERFORMANCE DRAMATURGY

The article traces the origin of the earliest forms of musical folkloric theatre. In this connection the paper analyzes the ritual structure of the wedding ceremony. The author emphasizes historical value of the Russian musical theatre as a unique phenomenon and discovers ancient forms of the traditional musical theatre. The features of theatrical dramatic performance are identified in the content of the wedding ritual. Special attention is paid to the categorial and conceptual apparatus.

Текст научной работы на тему «Свадебный обряд как театральное действо. Особенности драматургии свадебного спектакля»

Самохина Виктория Анатольевна

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД КАК ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЙСТВО. ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СВАДЕБНОГО СПЕКТАКЛЯ

В статье рассматривается вопрос истоков ранних форм музыкального фольклорного театра. В этой связи изучается ритуальная структура свадебного обряда. Автор обосновывает историческую ценность русского музыкального театра как уникального явления и выявляет древнейшие формы традиционного музыкального театра. В содержании свадебного обряда выявляются признаки театрального драматического действа. Отдельное внимание уделяется категориально-понятийному аппарату. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИУМ/бЗ.^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 4(78) C. 184-186. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 7; 398.89 Искусствоведение

В статье рассматривается вопрос истоков ранних форм музыкального фольклорного театра. В этой связи изучается ритуальная структура свадебного обряда. Автор обосновывает историческую ценность русского музыкального театра как уникального явления и выявляет древнейшие формы традиционного музыкального театра. В содержании свадебного обряда выявляются признаки театрального драматического действа. Отдельное внимание уделяется категориально-понятийному аппарату.

Ключевые слова и фразы: русский музыкальный театр; театральное действо; ритуальная структура; магические функции; драматургия; признаки театра; жанр; причеть; фабула; спектакль; сверхзадача.

Самохина Виктория Анатольевна

Саратовский областной колледж искусств

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова viktoria2509@bk. гы

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД КАК ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЙСТВО.

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СВАДЕБНОГО СПЕКТАКЛЯ

Русский музыкальный фольклорный театр - это древнейшее, сложное, многожанровое явление. Он веками вбирал в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народа, активно пропагандируя бытовые устои, национальные традиции, высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Специфика и значение театрального искусства заключаются в сопереживании, эмоциональности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, он помогает решить многие актуальные проблемы современности. Театр влияет на формирование эстетического вкуса, развитие памяти, фантазии, воображения и речи. Способствует положительному эмоциональному настрою.

Цель статьи - выявить истоки русского фольклорного музыкального театра в свадебном обряде.

Каждая национальность имеет свои многовековые традиции и обряды, которые являются основополагающими и определяют образ мыслей, стиль жизни, будущее, а главным образом служат связующим мостом между поколениями. В каждой стране большое количество обычаев, обрядов, которые отличаются философией, идейной направленностью, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа богатейшая история и множество традиций.

Русский музыкальный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действия: колыбельные песни, заговоры, погребальные обряды, свадебный и календарный фольклор, хороводы, игрища и т.д. Интересен тот факт, что костюмы, бутафория и реквизит во многих обрядах и ритуальных действах остаются неизменными и традиционными даже в наше время. Обрядовые и необрядовые драматические игры - ближайшие предшественники народных театральных представлений, они являются первыми истоками фольклорного музыкального театра, который знакомит с культурным наследием русского народа, его малыми жанрами и формами. Дадим определение понятий, на которые будем опираться в статье.

Обряд - совокупность условных, традиционных действий, зачастую лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Обрядовое (магическое) действо являлось способом мышления наших предков, древнего воздействия на природу и человека [2].

Театр - это искусство коллективное, но, по определению Б. Е. Захава, в отличие от аутентичных обрядов, «театр - это такое искусство, в котором человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном человеческом действии» [3, с. 22].

Наиболее ярким и важным событием в жизни почти каждого человека является свадьба. «Кажется, нет в мире ни одного более торжественного пиршества, - пишет М. Забылин, - которое можно сравнить со свадебным обрядом» [2, с. 101]. Вступление в брак необходимо для создания новой семьи и продолжения жизни на Земле. Поэтому «в условиях различных общественно-исторических формаций, начиная со времён древнего Рима, вступление в брак расценивалась как обязанность каждого гражданина, а холостяки обычно облагались специальной данью» [6, с. 5].

Народная свадьба - многоплановое, необычайно насыщенное различными формами и жанрами фольклора действо. Изначально она являла собой торжественное театрализованное представление, народную драму со своими законами, устройством сюжета, набором обязательных персонажей. До сих пор существует выражение «сыграть свадьбу».

Первые письменные упоминания о русских свадьбах зафиксированы в летописях XII века. В период трёх последних столетий по свадебному обряду собран огромный материал, опубликованы фольклорные и этнографические работы (П. В. Киреевский, О. Х. Агренева-Славянская, П. В. Шейн, Ф. Ерохин, В. Арефьев, А. Ф. Леопольдов, А. Н. Минх, М. Е. Соколов, П. М. Сухов, А. В. Калугина, А. Н. Иванов и многие другие). Наиболее ранние сведения зафиксированы в «Повести временных лет». Подробные публикации свадебных

ISSN 1997-292X

№ 4 (78) 2017

185

обрядов стали появляться в XVIII веке (Н. И. Чулков, Н. И. Новиков). Детальные и более развёрнутые описания свадьбы зафиксированы в изданиях XIX века, в книге И. М. Снегирёва «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», и в монографии о свадебном обряде Д. С. Лихачёва «Русская культура».

Рассмотрим свадебный обряд с точки зрения драматического театрального действа. Можно ли свадьбу отнести к одной из форм фольклорного музыкального театра? Прежде всего, следует рассмотреть структуру свадьбы с позиции признаков театра. Назовём их: 1) действие - основной материал театрального искусства, «фабула - сочетание выполненных действий» [5, с. 446]; 2) драматургия - ведущий компонент театра; 3) актёр - носитель специфики театра; 4) зритель - творческий компонент театра.

В свадебном обряде есть своя чёткая драматургия (сценарий), сюжет и фабула. Наличие драматургии является одним из важнейших признаков театра. Сам обряд - прежде всего действие. В свадебном обряде мы видим ряд связных между собой действий. Все этапы свадьбы пронизаны одной единой сверхзадачей. Сверхзадача и сквозное действие, по определению К. С. Станиславского, - главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача, сквозное действие и выполнение его создают творческий процесс переживания. В рамках нашего исследования всё это также относится к свадебному обряду, который строится по всем законам драматического спектакля [7]. «Спектакль - это всё, что представляет взгляду. Спектакль -универсальная категория, в разновидностях которой предстаёт мир. Этот родовой термин применим к видимой части пьесы, ко всем формам искусства представления, а также к другим видам деятельности, предполагающим участие публики» [5, с. 446].

Свадьба также представляет собой спектакль. «Свадьба - единое драматическое действо» [9, с. 383]. В свадьбе есть важные составляющие: гражданский акт, народные обычаи, церковные обряды. В свадебном обряде обозначены три основных периода: 1) предсвадебный: сватовство, сговор, девичник, баня, мальчишник; 2) свадебный: сборы к венцу, выкуп, благословение, свадебный поезд, венчание, пир; 3) послесвадеб-ный: бужение молодых, поиск невесты, угощение, ряжение.

В свадебном обряде обязательно присутствие, а даже и участие зрителя. Свадьбы становились развёрнутым драматическим представлением, всем участникам которого отводились свои роли, и центральная роль -невесте. Действующие лица группировались главным образом вокруг неё, а также вокруг жениха, и внутри каждой из групп распределялись роли жениховых и невестиных помощников.

У каждого периода в свадьбе свои определённые песни, типовые напевы, напевы-формулы, музыка в свадебном обряде занимает главное место. В некоторых областях России одни и те же напевы могут исполняться на различный поэтический текст, сопровождая конкретное обрядовое действие, или же, наоборот, на один и тот же поэтический текст разные музыкальные напевы или отдельные этапы ритуала. Россия -огромная и многонациональная страна, и в некоторых регионах просматривается воздействие других национальных культур. Но структура свадьбы везде одинакова, она имеет чёткий сценарий. «Ведущая роль в театральном искусстве, несомненно, принадлежит драматургии» [3, с. 23].

В свадебном обряде ритуальные действия направлены на получение того или иного результата. Ритуал надлежит выполнять в неизменном виде. Важнейшие из них: 1) банный ритуал - это очистительная магия воды. «В обряде "бани" невеста прощалась с покровителями родной семьи» [9, с. 386]. Невесту умывали и причесывали (обряд «расплетания» косы). Мытьё невесты связано с обрядом омовения, очищением от грехов перед решающим событием в жизни - замужеством; 2) благословление родителей - пожелания долгой и счастливой жизни молодым. Некий родовой оберег, где родители одобряют брак; 3) встреча молодых с хлебом-солью: хлеб -символ милости, - соль символ любови, достатка, дружбы, верности. Соль имеет магическое и священное значение, на ней приносили клятву; 4) обмен кольцами - символ вечности, знак долгой любви, символ оберега.

Песенный фольклор также неотделим от ритуала: 1) величальные песни - «По своему происхождению -это магические песни» [4, с. 62]. Пожелания лучшей жизни молодым, это своего рода пророчество; 2) кори-тельные песни - это высмеивание скупости, укоры за нежелание наградить певцов за исполнение песни. «Осмеянию подвергались жадность, пьянство, глупость, семейные неурядицы. В ряде песен налицо социальная сатира» [Там же, с. 99]; 3) причитания в свадьбе занимают важное место и имеют особую магическую функцию как «оберега» и словесного воздействия. Они придают свадебному обряду некий драматизм. «Жанр причитаний широко распространён на русской этнической территории под различными местными названиями: причитание, плач, плакса, причеть, причёт, плакишки, воп и др.» [1, с. 3]. Перед зрителем разворачивается целая драма, а то и трагедия. Особенно драматичным фактом являлось отсутствие у невесты родителей. В плачах «невесты-сироты» идёт обращение к духам умерших, просьба о защите и благословении:

«Зазвоните вы, звонки колколы,

Разбудите мою родную матушку (или батюшку),

Не возстанен ли родная матушка меня горькую

Басловити в чужие люди» [8, с. 31].

Ритуальные плачи изначально имели магическое значение - обманом отвести злых духов, поэтому у них особая музыкальная формула, что усиливает магическое воздействие. В своей структуре они содержат ярко выраженные театральные компоненты: повествовательность, развёрнутость сюжета, наличие художественных приёмов, протяжённость текстов. Тексты причетов ярко выявляют поэтический дар народа, богатство его духовного мира. «Важнейшие драматические функции в обряде несли прежде всего групповые

песни-причеты девушек, чрезвычайно протяжённые и детализированные по содержанию. В них был закреплён ход звеньев свадебного действа - вплоть до поступков, поз, жестов отдельных действующих лиц» [1, с. 26]. Групповые причитания исполнялись во время обряжения невесты и выхода её к гостям. Плач невесты -это монолог, обращённый к матери, отцу, подружкам и к жениху. В плачах невеста прощается со своей прежней жизнью, с девичеством:

«А серым заюшком проскакало, А горностаюшком пропрыгало, А серой уточкой проплавало, А золотым кольцом проблискало, А красной девушкой проплакало» [6, с. 128].

Специфика этого жанра - экспрессивность выражения - предъявляла к поэтике плача особые требования -способность воплотить сложную гамму человеческих эмоций. «Развитая плачевая культура во многом способствовала театрализации свадьбы, особенно в севернорусских традициях. В XVIII - первой половине XX в. ритуал превращался в своего рода драматическое представление» [Там же].

«На сцене нужно действовать и внутренне, и внешне. Действие, активность - вот на чём зиждется драматическое искусство, искусство актёра» [7, с. 52-53]. Само слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающееся действие». На латинском языке ему соответствует слово action, то самое слово, корень которого - act - перешёл и в наши слова: «активность», «актёр», «акт».

Таким образом, наличие чёткого сценария в свадебном обряде, смысловая нагрузка текста, музыкальная структура, которая усиливает магическое действие, наличие зрителя - всё это относится к театральным признакам. Можно с уверенностью сказать, что свадебный обряд - это некий спектакль, который является одним из истоков раннего фольклорного музыкального театра.

Потенциал фольклорного музыкального театра как средства возрождения культурного наследия велик. Он является интереснейшей страницей нашей отечественной культуры, неиссякаемым источником образов и символов, которые помогают по-новому взглянуть на массовое искусство сегодня, на проблемы, которые стоят перед современными исследователями.

Список источников

1. Ефименкова Б. Б. Севернорусская причеть. М., 1980. 392 с.

2. Забылин М Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. М.: Русская книга, 1996. 496 с.

3. Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра. М.: Искусство, 1969. 319 с.

4. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. М., 1982. 272 с.

5. Павис П. Словарь театра. М.: ГИТИС, 2003. 517 с.

6. Русская свадьба: в 2-х т. / сост. А. В. Калугина, А. Н. Иванов. М., 2000. Т. 1. 512 с.

7. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Чехов М А. О технике актера. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006. 496 с.

8. Хохлачёва М Свадебные песни саратовского Поволжья. Саратов, 2014. 289 с.

9. Чичеров В. И. Русское народное творчество. М., 1959. 423 с.

WEDDING RITUAL AS A THEATRICAL PERFORMANCE. SPECIFICITY OF WEDDING PERFORMANCE DRAMATURGY

Samokhina Viktoriya Anatol'evna

Saratov Regional College of Arts Sobinov Saratov State Conservatory viktoria2509@bk. ru

The article traces the origin of the earliest forms of musical folkloric theatre. In this connection the paper analyzes the ritual structure of the wedding ceremony. The author emphasizes historical value of the Russian musical theatre as a unique phenomenon and discovers ancient forms of the traditional musical theatre. The features of theatrical dramatic performance are identified in the content of the wedding ritual. Special attention is paid to the categorial and conceptual apparatus.

Key words and phrases: Russian musical theatre; theatrical performance; ritual structure; magic functions; dramaturgy; features of theatre; genre; lamentation; plot; performance; super-objective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.