Научная статья на тему 'Актуальные задачи современного профильного образования'

Актуальные задачи современного профильного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Великанова В. А.

В статье обозначены актуальные задачи современного профильного образования. Проанализированы исторические этапы становления про­фильного образования в России. Выявлена и обоснованна необходимость дополнения и изменения введения профильного образования в общеобразовательные учреждения среднего образования. На основе проведенного исследования предлагается изменение задач профильного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные задачи современного профильного образования»

Список литературы:

1. Головинова И.Ю. Формирование инициативности студентов младших курсов в учебно-познавательной деятельности: дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Волгоград, 2005.

2. Загвязинский В.И. О роли социально-педагогического прогнозирования и проектирования в развитии региона [Текст] / В.И. Загвязинский // Образование и наука. - 2002. - N 2.

3. Лисовский В.Т. Жить достойно: проблемы нравственного воспитания молодежи. - М.: Политиздат, 1984.

4. Нам М.В. Формирование социальной и гражданской активности старших школьников: дисс. ... канд. педагогических наук: 13.00.01. - Уфа, 2006.

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Великанова В.А.*

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

В статье обозначены актуальные задачи современного профильного образования. Проанализированы исторические этапы становления профильного образования в России. Выявлена и обоснованна необходимость дополнения и изменения введения профильного образования в общеобразовательные учреждения среднего образования. На основе проведенного исследования предлагается изменение задач профильного образования.

Сегодня выпускник средней школы оказывается в ситуации очень непростого выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности. В условиях постоянно меняющегося мира, в котором едва ли не ежедневно появляются новые и наоборот теряют свою востребованность, казалось бы, привычные, профессии и сферы деятельности, возникает потребность организовать максимально разноплановые формы ориентации подростка. Эти формы профильного обучения должны помочь молодому человеку самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям и желаниям личности, должны сформировать мотивацию на дальнейшее углубленное изучение того или иного направления деятельности. Профильная подготовка школьников позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения школьников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем.

* Магистрант кафедры Теории и методики преподавания истории, обществедения и права.

В дореволюционной России до середины XVIII в. дифференциация обучающихся осуществлялась по следующим направлениям: церковное или светское, сословное, мужское или женское. Реформа 1786 года подготовила почву для появления большого числа разнообразных учебных заведений: мужские гимназии, женские гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища.

Попытки создания профильных классов, школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов предпринимались в России примерно с середины XIX века, когда началась новая реформа среднего образования. В 1849 году была введена бифуркация (раздвоение) курса мужских гимназий после 3 класса. Учащиеся, желавшие продолжить образование в университете, изучали еще иностранные языки, а предполагавшие идти на службу изучали курс русского законодательства и дополнительно математику. Такая система просуществовала до 1864 года, когда был принят новый гимназический Устав. В соответствующем указе предусматривалась организация гимназий двух типов: классической (подготовка в университет) и реальной (подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные учебные заведения), причем фуркация начиналась с 1 класса. Фуркацией обучения называлось разделение учебных планов и программ с целью специализации учащихся, которая предусматривает сохранение общеобразовательного характера школы.

В 1870-х годах вместо них появились реальные училища, которые давали значительно меньший объем общеобразовательных знаний и отличались выраженной специализацией. В 5-6 классах реальных училищ существовали два отделения - основное и коммерческое, а в дополнении семилетки три отделения: 1) общее - преимущественно для подготовки учащихся для поступления в высшие учебные заведения; 2) механико-техническое; 3) хими-ко -техническое [1, с. 254].

В 1918 году состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

В постановлении коллегии Наркомпроса 1924 года по школам II ступени (8-9 классы) отмечается целевая установка на подготовку «массового, полноценного, квалифицированного, сознательного работника определенной области труда» при обеспечении условий для возможного поступления в вуз. Точка зрения Наркомпроса предполагает девятилетку как политехническую школу с прочно бронированным объемом общего образования. Конкретное проведение в жизнь этой идеи предполагает: 1) выделение основных профуклонов и их характер; 2) построение учебных планов и соотношение между специальной и общеобразовательной частями; 3) связь специальных и общеобразовательных программ в отношении их содержания; 4) во-

прос о практике учащихся. В 1926 году специальные уклоны были проведены в 1135 школах, обучалось 107314 учащихся и распределение их было по 27 уклонам [1, с. 263].

Академия педагогических наук в 1957 году выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному.

При проведении реформы образования в СССР неоднократно рассматривались вопросы профильного обучения. В 1958 году на заседании АПН профессор Н.К. Гончаров выступил с докладом «О введении фуркации в старших классах средней школы» и предложил организовать дифференцированное обучение старшеклассников. В 1966 году были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов. В 1984 году был принят важный документ для общеобразовательной школы - «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Средняя школа стала одиннадцатилетней. Для старшеклассников (10-11 классы) предполагалось 3 направления: 1) 1011 классы общеобразовательной школы; 2) средние профессионально-технические училища; 3) средние специальные учебные заведения.

В феврале 1988 года Пленум ЦК КПСС, посвященный вопросам образования, выдвинул комплекс мер по обновлению школы. На Съезде работников народного образования, проходившем в Москве в конце 1988 года, обсуждались новые концепции реформирования школы. В начале 90-х годов XX века в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений, ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и другие школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года «Об образовании», закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Таким образом, введение различных форм дифференциации в учебный процесс отечественной школы, в том числе и профильного обучения, сопровождалось периодическим подъемом и спадом интереса к ней со стороны работников образования различного уровня. Но, несмотря на это можно смело говорить о том, что направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Наша школа имеет достаточно богатый опыт организации профильного обучения, и на новом этапе критический анализ его поможет предупредить нежелательные негативные ситуации.

Изучением профильного обучения занимались такие ученные как В.А. Да-лингер, Н.М. Шахмаев, А.А. Пинский, В.В. Гузеев.

Прежде всего, следует сказать о понятии «профильное обучение» и его направленности. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

- выявить творческие способности детей на дошкольной ступени образования и на основе этого отдавать детей в соответствующие учебные заведения;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [2, с. 2].

Основная идея современного профильного образования заключается в том, что с самого рождения ребёнок начинает проявлять свои способности, склонности к тем или иным навыкам и формам самореализации. По достижению трехлетнего возраста детей родители отдают их в детские дошкольные учреждения. Здесь они обучаются гимнастике и подвижным играм; родному языку и ознакомлению с окружающим миром; изобразительной деятельности; музыкальным занятиям и т.д. Тем самым развивая их всесторонне, но не все дети готовы к всестороннему развитию. Другими словами первой задачей профильного образования является: необходимость на дошкольном этапе проследить наклонности детей, выявить их индивидуальные особенности и, опираясь на эти данные, отдавать их в школы, будь то гимназии, лицей, школы олимпийского резерва и т.д.

Вторая задача заключается в том, что в дальнейшем все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку класса. Таким образом, базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профи-

лей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

И третья задача современного профильного образования заключается в том, что уже с 7-го года обучения школьникам необходимо определиться в выборе возможной сферы профессиональной деятельности. Так как в 7-м классе всем школьникам примерно 14 лет и это говорит об их частичной дееспособности. В этом возрасте подростки получают паспорт Российской Федерации, могут осуществлять небольшие сделки без участия родителей. Таким образом, тем самым они уже могут сделать осознанный выбор в пользу своего будущего, выбрать самостоятельно тот профиль, который поможет им реализоваться в будущей профессии. Таким образом, профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня сложности определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественнонаучном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Так же необходимо использовать элективные курсы, которыми являются обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы [3, с. 305]. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Таким образом, решение обозначенных нами задач современного профильного образования поможет выпускникам успешно сдать единый государственный экзамен, получить высокие баллы по профильным дисциплинам. Все это, несомненно, повышает их шансы поступить в высшие учебные заведения.

Список литературы:

1. Антология педагогической мысли: в 3 т. Т. 2. Русские педагоги и деятели народного о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н.Н. Кузьмин. - М., 1989.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М., 2002.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.