2. ТретьяковП.И. Управление школой по ре- 3. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибано-
зультатам: практика педагогического менеджмен- ва Г. И. Управление образовательными система-та. - М.: Изд-во «Новая школа», 1997. - 288 с. ми. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
УДК 371.24
И.В. Изотов
ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В РОССИИ
В статье автор знакомит нас с историей профильной подготовки учащихся в России и за рубежом. Рассматривает проблемы, функции и перспективы профильной подготовки учащихся. Обобщение историко-теоретического опыта профильной подготовки учащихся составляет научную новизну данной статьи.
Рост всесторонней познавательной активности людей в наше время такой же неоспоримый факт, как и усиление влияния на их деятельность результатов развития научно-технического прогресса.
В связи с этим одной из важнейших задач, которые общество ставит перед профильной школой, готовящей молодежь к участию в производительном, творческом труде, является развитие активности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит, по нашему мнению, от того, насколько полно удается вовлекать молодежь в активную учебно-познавательную деятельность в ходе образовательно-воспитательного процесса.
Организованный профессиональный отбор возник тогда, когда государство стало испытывать необходимость от явно неспособных представителей интересующих его профессий. По мнению Р.В. Бессонова, О.П. Околелова, Г.В. Резанкина профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, призванное учесть интересы, склонности и способности учащихся и создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями благодаря особой структуре, содержанию и организации образовательного процесса [1; 9].
Прежде чем перейти к истории организации профильной школы в России рассмотрим зарубежный опыт.
В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании) все учащиеся до шестого года обучения в основной общеобразовательной школе получают одинаковую подготовку. К седьмому году обучения ученик должен определиться в вы-
боре своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «академический» вариант, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «профессиональный» вариант, при котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины [6; 10].
В США профильное обучение существует на последних двух-трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: «академический», «общий» и «профессиональный», в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех упомянутых стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования:
1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным.
2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.
3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.
4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах: «академический» и «неакадемический», три во Франции: «естественно-научный», «филологический», «социально-экономический» и шесть в Гер-
270
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
© И.В. Изотов, 2009
мании: «язык», «литература», «искусство», «социальные науки», «математика», «технология».
5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов, как это практикуется во Франции и Германии, до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения, в Англии, Шотландии, США и др. Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно было бы считать элективные курсы, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.
6. Количество обязательных учебных предметов на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.
7. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей - во Франции, гимназия - в Германии, высшая школа - в США.
8. Дипломы или свидетельства об окончании старшей профильной школы, обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями, например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.
Первые попытки дифференцировать обучение в России известны еще с середины ХУШ века. Дифференциация обучающихся осуществлялась по следующим направлениям: церковное или светское, сословное, мужское или женское. Реформа 1786 года подготовила почву для появления большого числа разнообразных учебных заведений: мужских гимназий, женских гимназий, реальных училищ, коммерческих училищ, кадетских корпусов и епархиальных училищ [8].
В 1804 году с принятием Устава учебных учреждений, подведомственных университетам, впервые возникла идея непрерывного образования. После этого, согласно Уставу 1848 года, произошло разграничение между базовым и профильным образованием: в первых четырех классах гимназий давалось общее образование (базовое), а затем образование со специализацией -усиливалось преподавание естествознания и за-
коноведения с целью удовлетворения интересов торгово-промышленных слоев общества, недовольных уровнем образования в уездных училищах. Специализация стала более широкой с принятием Устава 1852 года, согласно которому после трех лет общих начальных классов шло разделение на три профильных направления: с изучением естественной истории и законоведения, с изучением законоведения (для тех, кто в будущем посвятит себя гражданской или военной службе), с усилением изучения древних языков (для тех, кто готовится к поступлению в университет) [3; 7].
Своего рода отправной точкой нового этапа профилизации отечественного образования стала реформа 1864 года, когда были созданы семиклассные гимназии двух типов: классическая и реальная. Перед классической гимназией ставилась цель - дать общее образование, обеспечить поступление в университет. Реальные гимназии имели своей задачей обеспечение общего образования, необходимого как для практической деятельности, так и для поступления в специальные высшие учебные заведения. В соответствии с этим и строился учебный план реальной гимназии, в которой значительное время отводилось изучению естественных предметов. В 70-х годах XIX века вместо них в России появились реальные училища, которые давали значительно меньший объем общеобразовательных знаний и отличались ярко выраженной специализацией. В 1888 году реальные училища были реорганизованы в общеобразовательные учебные заведения, дававшие учащимся по математике, физике, естествознанию значительно больший объем знаний, чем классические гимназии.
Особенностью развития системы образования в России во второй половине XIX века являлось подчинение учебных заведений, помимо Министерства народного просвещения, различным министерствам и ведомствам. Так, Министерству внутренних дел принадлежало строительное училище, к ведомству Императрицы Марии относился Гатчинский сиротский институт.
Новый импульс идея профильного обучения в России получила в процессе подготовки в 19151916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством министра просвещения П.Н. Игнатьева. По предложенной структуре 47 классы гимназий разделялись на три ветви: «новогуманитарную», «гуманитарно-классическую», «реальную». Но, так как страна была втя-
нута в кровопролитную Первую мировую войну, а затем в феврале и октябре 1917 года произошли две Революции, на какое-то время система образования была забыта и предоставлена сама себе.
Но уже в 1918 году состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения, где было разработано «Положение о единой трудовой школе», предусматривающей профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: «гуманитарное», «естественно-математическое» и «техническое». Но и это положение не было воплощено в жизнь из-за начавшейся в стране Гражданской войны.
В 1934 г ЦК ВКП (б) и Совет Народных Комиссаров СССР принимают постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР», предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем выявило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.
В 1957 году Академия педагогических наук выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предлагалось дифференцировать обучение по пяти направлениям: физико-математическому, техническому, биолого-агрономическому, социально-экономическому и гуманитарному.
В 1958-1959 учебном году данная система дифференцированного обучения была введена в практику 710-й средней школы Москвы. Это был первый за ряд лет опыт уточнения действующих учебных программ и учебных планов.
В 1962-1963 учебном году Сибирское отделение Академии наук организовало Новосибирскую среднюю специализированную школу-интернат физико-математического и химико-биологического профилей (известную впоследствии как Новосибирская физико-математическая школа имени академика М.А. Лаврентьева, который организовал ее под свою личную ответственность, не дожидаясь правительственных решений).
В 1963-1964 учебном году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР были
официально организованы специальные школы-интернаты физико-математического и химико-биологического профиля при Ленинградском, Московском и Новосибирском государственных университетах. В этих школах формирование учебных планов и программ было поручено не Министерству просвещения, а Министерству высшего и среднего профессионального образования, которое перепоручило это дело соответствующим государственным университетам.
Опыт указанных школ стал распространяться, и со временем в разных городах стали появляться физико-математические школы и классы, а также классы со специализаций по иностранному языку. Это была наиболее распространенная форма профилизации.
В конце 80-х - начале 90-х годов в нашей стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные, профильные художественные, спортивные, музыкальные и другие школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года «Об образовании», закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.
Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.
Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.д. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем и поднять образование в Российской Федерации на новый еще более высокий продуктивный уровень.
Приказ №№2783 от 18.07.2002 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» дает нам четкое и ясное представление о концепции профессионального обучения на старшей ступени образования в школах Российской Федерации.
Каковы же задачи профильного обучения на сегодняшний день?
1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.
2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ.
3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
4. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования.
5. Дать возможность профессионального ориентирования.
6. Обеспечить интеграцию в единое общеобразовательное пространство учащихся профильных классов и высококвалифицированных педагогов, создать оптимальные условия для их педагогического взаимодействия.
7. Способствовать всестороннему развитию личности ученика, создавать соответствующие предпосылки для его саморазвития и оптимальной социализации.
8. Производить установление тесных внешних многоуровневых и разнонаправленных связей, обогащающих образовательную среду.
9. Обеспечить внедрение передовых, прогрессивных, активных и интерактивных образовательных технологий и методов обучения.
Однако на сегодняшний день в профильной школе существует ряд таких проблем, как:
- информатизация, автоматизация и активизация процесса обучения;
- индивидуализация и дифференциация образовательного процесса;
- использование активных и интерактивных методов обучения в профильной подготовке учащихся;
- выработка у учащихся потребности в постоянном информационно-образовательном поиске;
- оказание продуктивного содействия в приобретении учащимися новых знаний, умений
и навыков в рамках выбранного ими профиля обучения;
- развитие творческих способностей учащихся и т.д.
Для решения перечисленных задач и проблем современной профильной школе должны быть присущи следующие функции:
- личностно-поддерживающая (предоставление возможностей обучения и развития в соответствии со способностями учащихся, создание условий для самореализации в выбранной сфере); обучение проводится в условиях физического и психологического комфорта: учиться удобно, приятно, интересно, нетрудно, ничто не мешает, не отвлекает [2];
- социально-защитная (создание базы для сохранения и приумножения национальной культуры, выполнение социального заказа общества на подготовку высокообразованных граждан, будущей элиты нации); процесс обучения сопровождается только положительными эмоциями: радость нового знания, радость достижения, удовлетворенность похвалой. При этом отрицательные эмоции недопустимы: унижение от критики, зависть по поводу успехов другого, приступы неверия в свои силы, безынициативность, скука;
- эталонно-нормативная (определение критериев оценки качества среднего образования повышенного уровня, которое могло бы послужить ориентиром для массовой школы);
- экспериментально-поисковая (осуществление отработки новых педагогических технологий) [4];
- ориентационная (ориентация молодежи на продолжение обучения в высшей школе) [5];
- селективная (отбор и развитие учащихся по способностям, уровню подготовки, успеваемости на предыдущей ступени обучения);
- интеграционная (совместная деятельность школы и вуза в единой логике развития личности);
- функция формирования у старшеклассников потенциального признания и профессионального стремления;
- с методических позиций - функция построения новой дидактической системы мотивации и организации индивидуального профильного обучения учащихся.
В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» по завершению профильной подготовки планируется получение следующих результатов:
- учащиеся должны полностью и качественно освоить программу выбранного профиля обучения;
- освоить необходимые умения (учебно-интеллектуальные, учебно-познавательные, учебно-организационные, информационно-поисковые);
- освоить навыки научно-исследовательской работы;
- научиться осуществлять систематизацию и классификацию знаний на более высоком и качественном уровне, переводить их в комплексные системы, которые способствуют созданию целостной картины мира, развитию аналитического мышления;
- должны также уметь устанавливать причинно-следственные связи, закономерности явлений;
- обязательно должны научиться ориентироваться в информационном потоке, отбирать знания, необходимые для их профессиональной компетенции;
- выпускник также должен научиться преодолевать препятствия в своей деятельности, уметь объективно оценивать себя и результаты своей работы;
- должен обладать способностью к самообучению и саморазвитию и т.д.
Библиографический список
1. Бессонов Р.В., Околелов О.П. Специфика обучения в профильной школе: Содержание
и процесс // Педагогика. - 2006. - №7. - С. 25.
2. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. - М.: Просвещение, 1991. - С. 11-12.
3. Гришин А.В., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. Вопросы истории образования. - Брянск: БГПУ, 1999. - C. 58-75.
4. ЕрмаковД.С. Элективные курсы для профильного обучения // Педагогика. - 2005. - №2. -С. 37.
5. Иванов В.Н. Элитарная школа в национальной системе образования // Педагогика. - 2000. -№4. - С. 44-45.
6. Исмаилов Э.Э. Довузовская профессиональная подготовка в Швеции // Педагогика. -2003. - №4. - С. 96.
7. Лютов И.Э. Научно-педагогические условия организации профильного образования в гимназии: Дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 14.
8. Предпрофильная подготовка и профильное обучение в основной школе: Теоретические основы и опыт реализации в Московской области. Методическое пособие. - М., 2004. - 127 с.
9. Резанкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2006. - С. 11.
10. Федотова Е.Е. Допрофессиональная подготовка молодежи в Дании // Педагогика. - 2001. -№7. - С. 93-96.