Научная статья на тему 'Перспективы профилизации всей средней школы в республике Ингушетия как фактор успешной сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике'

Перспективы профилизации всей средней школы в республике Ингушетия как фактор успешной сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛИЗАЦИЯ / ПРОФИЛИ / ИНФОРМАТИКА / МАТЕМАТИКА / ЕГЭ / PROFILING / PROFILE / COMPUTER SCIENCE / MATHEMATICS EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна

В статье приводятся доводы в пользу профилизации средней школы, перспективы введения профильных классов для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике и информатике, трудности, возникающие при этом и алгоритм реализации профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы профилизации всей средней школы в республике Ингушетия как фактор успешной сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике»

Перспективы профилизации всей средней школы в Республике Ингушетия как фактор успешной сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике

Фаргиева З. С.

Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna - преподаватель, кафедра математики и информационно-вычислительной техники, физико-математический факультет,

Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: в статье приводятся доводы в пользу профилизации средней школы, перспективы введения профильных классов для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике и информатике, трудности, возникающие при этом и алгоритм реализации профилей.

Abstract: the article argues for profiling high school prospects for the introduction of specialized classes for passing the exam profile for mathematics and computer science, the difficulties arising from the implementation of this algorithm profiles.

Ключевые слова: профилизация, профили, информатика, математика, ЕГЭ.

Keywords: profiling, profile, computer science, mathematics exam.

Многое в нашей образовательной системе изменилось за последние годы. Понятие «Новой школы» стало всеобъемлющим. Изменяется формат экзаменационных испытаний, система финансового обеспечения школ, принципы работы учителей. Вот и пытаются попасть в нужную волну моря модернизации образования родители.

Научной и педагогической общественностью нашей страны и республики Ингушетия так же делается большой акцент на содержание математического образования в школе.

На данный момент во введении профильного обучения назрела острая необходимость. Это связано в первую очередь с ситуацией в стране, которая нуждается в квалифицированных кадрах и хороших специалистах. Это может обеспечить лишь индивидуализированное, функциональное и эффективное образование. В этом и состоит основная идея обновления старшей ступени общего образования.

В республике Ингушетия этот переход осуществлен только в нескольких специализированных школах типа лицея или гимназии. Принцип работы средней школы остался таким же, и не притерпел конкретных изменений.

Что мы подразумеваем под профильным обучением?

Профильное обучение - это специализированная подготовка в старших классах средней школы с целью получения на базе основного общего образования (9 классов) углубленных знаний по предметам отдельных областей.

Также не маловажным аспектом при переходе на всеобщее профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы является психологический аспект, так как профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.

Для реализации проекта профилизации общего образования во всех школах страны можно опираться на ряд законодательных документов. Как основу можно рассматривать «Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования», а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которое на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривает профильное обучение [2, с. 13-16]. Однако первый и очень важный шаг в этом деле - глубинный анализ предрасположенности подростка к изучению и практическому освоению тех или иных профильных предметов (дисциплин).

190

Идея введения профильного обучения на старшей ступени школы имеет в российском образовании долгую историю. Еще в царской России существовали гимназии, лицеи. Но в них дифференциация производилась не по учебным предметам, а как правило, по половой принадлежности или уровню материального обеспечения. Уже к середине ХХ века изучение дополнительного материала проводилось, как правило, в рамках кружковой работы в школе во внеучебное время. Эта деятельность не требовала просмотра действующих программ и учебных планов. И таких подобных попыток было несколько. Прежде всего, следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа».

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Данное определение дает лишь общее представление о том, что считать профильным обучением. Ведущими здесь являются два понятия: «дифференциация» и «индивидуализация».

Дифференциация обучения - это такая форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их индивидуальные склонности, интересы и проявившиеся способности.

Индивидуализация предполагает учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного и общего образования.

Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Одно из главных преимуществ профильного обучения — возможность учитывать интересы ребенка, его индивидуальность, неповторимость, отличительность. Профильная школа позволяет создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования.

У современных школьников появилась возможность выбирать уровень изучаемых учебных предметов, элективные курсы, составляя свой учебный план. Они еще в школе могут попробовать себя в различных видах деятельности, более или менее определиться в выборе будущей специальности, а не просто использовать два года старшей школы, чтобы подготовиться к ЕГЭ или к поступлению в ВУЗ.

Конечно, при реализации эксперимента по введению профильного обучения в нашей республике есть и будет множество проблем, перечислю лишь несколько:

- количество школ с настоящими, а не номинальными профильными классами мало;

- фактически нет действенного распределения между обязательными и факультативными предметами (дисциплинами) [4, с. 32].

Очень много проблем связанс первичной профориентацией, и прежде чем переходить к профилизации как к системе со своими плюсами и минусами необходимо понять, что этот процесс как двух этапный:

191

1. выбор специфики (профиля) обучения в старших классах школы (выбор колледжа, училища и т. п.);

2. выбор будущей профессии и соответствующей специальности для получения высшего или специального образования.

Еще одной очень серьезной проблемой является организация профильного обучения на селе и в малых городах. Совершенно ясно, что сельские малокомплектные школы в принципе не могут иметь несколько профилей, им бы вытянуть хотя бы один. Понятно, что и в небольших городах нет возможности создания сети учебных заведений, которые охватывали бы все планируемые профили, хорошо, если удастся организовать два-три на один город. Напомним, что доля сельских школ и школ в малых городах составляет более половины от общего числа образовательных учреждений в России. А в нашей республике 70 % школ от общего числа - составляют сельские школы. Подготовка к ЕГЭ для сдачи профильного экзамена по математике или информатике это долгий и мучительный процесс для многих учащихся, а профилизация школы означала бы только его успешную сдачу, так как практика показывает, что с профильным экзаменом справляются небольшой процент сдающих этот экзамен. В по данным опроса, проведенного в нескольких школах республики (СШ № 19 с. п. Сагопши, СШ № 20 г. Малгобек, СШ № 7 г. Назрань), известно, что среди 167 выпускников профильный экзамен по математике выбрали 98 выпускников, а информатику всего лишь 17 учащихся. Результаты предыдущего экзамена тоже оставляют желать лучшего.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, принятая Министерством образования РФ, вполне приемлема для нынешней школы. Все определенные условия для перехода к профильному обучению у нас есть. Однако еще предстоит отработать программное обеспечение, укрепить производственную и техническую базу, теснее сотрудничать с вузами. За профильным обучением — будущее [1]. Будущее, которым мы обязаны управлять грамотно!

Литература

1. [Электронный ресурс]: URL: http://aplik.ru/dokumenty/profilnoe-obrazovanie-

problemy-i-perspektivy-rol-gumanitamogo-profilnogo-obucheniia/

2. Профильное обучение в старшей школе: комментарий психолога / А. Н. Гефен // Эффективная педагогика - 2004. - № 6. - С. 13-16.

3. Собкин В., АдамчукД. Социологическое исследование результатов ЕГЭ. 2009 г.

4. Фаргиева З. С., Аушева М. А. Математическое образование в школе. Реализация проекта профилизации школы для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике // European Research. 2015, № 8 (9).

5. Фаргиева З. С. Выявление основных трудностей преподавания дисциплины Основы математической обработки информации» и пути их разрешения для студентов специальности «Педагогика, методика начального образования» // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 8 (38).

192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.