Научная статья на тему 'Профильное обучение и подготовка будущего учителя'

Профильное обучение и подготовка будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1212
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румбешта Е. А., Власова А. А.

Статья посвящена дополнительной методической подготовке студентов V курса к работе в условиях профильной школы на основе разработки и проведения спецкурса: Профильное обучение и подготовка будущего учителя. В статье идёт речь об изменениях в обществе, связанных с ними новыми задачами образования, о функциях профильной школы, её истории в России. Приведено содержание спецкурса, обозначены вопросы, рассматриваемые в ходе проведения курса. Данная статья будет полезна как преподавателям, так и студентам педагогических вузов, интересующихся проблемой подготовки учительских кадров для работы в условиях профильного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение и подготовка будущего учителя»

УДК 37

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Е.А. Румбешта, A.A. Власова ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Томский государственный педагогический университет

В последнее время наблюдаются большие изменения во всех сферах общества: социальной, экономической, культурной. Общество постоянно находится в развитии, и те преобразования, которые в нем происходят, неизменно оказывают влияние на человека. Человеку приходится подстраиваться под новые реалии: динамичный темп жизни, рост конкуренции, необходимость в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, усиление нагрузки на умственную деятельность, несколько иные отношения между людьми. Иными словами, реальная обстановка существования человека в сегодняшнем мире зримо и качественно изменяет его в гораздо большей степени, чем во все предшествующие цивилизации [1,2].

Изменения в обществе неизменно сказываются и на системе образования, которая, одновременно сохраняя достижения человечества, должна соответствующим образом учитывать эти изменения, реагировать на них своевременными реформами.

Перед образованием, согласно запросам общества и потребностям экономики, сегодня стоит задача — обеспечить высокий уровень подготовленности молодежи к профессиональной деятельности, к жизни в современном обществе [3]. Для выполнения этой задачи учителю необходимо ориентироваться на подготовку инициативных, способных к выбору, непрерывному самосовершенствованию личностей. Если раньше школа ориентировалась на подготовку высококультурных исполнителей, то сегодня основной смысл учебной деятельност и состоит в том, чтобы побудить и научить учиться, научить обучаемого продуцировать знания. Нельзя сказать, что это абсолютно новая тенденция в образовании; например, еще в Царскосельском лицее во времена Пушкина в общих правилах лицея упоминалось «Главное правило: не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие» [4]. И сегодня это правило также «берется на вооружение». Применение этого правила на практике говорит о том, что важно не только раскрыть новые способы усвоения, присвоения знаний, стимулирования интереса учащихся к познанию, формирования познавательных потребностей, но и установить, каким должен быть молодой человек на выходе во взрослую жизнь - не только какими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать [5]. Поэтому сегодня

мы наблюдаем новый этап в образовании. На уроках применяются современные педагогические технологии, вводится профильное обучение, идет подготовка к поступлению в вуз в 10-11-х классах, вводится система элективных курсов.

Новые задачи образования уже частично решаются через систему инновационных образовательных учреждений, предусматривающих подготовку к получению высшего образования. Поэтому необходимо говорить о двух уровнях среднего образования: академический уровень, ведущий к университетскому образованию, и профессиональный, технический, ведущий непосредственно в мир труда. Средство реализации подобной программы-дифференцированное обучение. До недавнего времени такое образование реализовывалось за счет углубленного изучения отдельных предметов, факультативной специализации. В настоящее время с этой целью вводится профильное обучение.

В рамках постановления Правительства РФ от 29.12.2001 г. «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [6] подготовлен проект «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Профильная школа выполняет определенные функции в системе непрерывного образования. Она становится началом профессионального образования, имея при этом свои особенности. Профильная школа выполняет функцию становления профессионального образования, в отличие от последующих этапов профессионального обучения. Такое образование предполагает формирование личности на основе раскрытия и развития ее потенциальных возможностей.

Профильное обучение направлено на формирование у школьников более высокого уровня знаний, на приобщение к достижениям науки, культуры, техники, осознанный выбор, развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей. При профильном обучении учитываются интересы учащихся, склонности и способности, создаются условия для максимального развития в соответствии с познавательными и профессиональными намерениями учащихся. Сегодня внешняя дифференциация (про-филизация) направлена не только на специальные образовательные учреждения (лицеи, колледжи, гимназии), но и на общеобразовательные школы. Введение профилизации обусловлено следующими причина-

ми: происходит дифференциация интересов и жизненных планов учащихся, недостаточна базовая (школьная) подготовка для построения успешной профессиональной деятельности, отсуютвует преемственность между школой и вузом (специфические требования вузов при поступлении), выбор учащимися будущей профессии не является осознанным.

Целью профилизации образования является повышение качества общего образования, обеспечение глубокой и специализированной подготовки учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и способностей в нескольких образовательных областях. Комбинация учебных курсов при профилизации такова: базовые общеобразовательные курсы (50 %), профильные общеобразовательные курсы (30 %), элективные курсы (20 %), учебная практика [7].

Профильное обучение предполагает также пред профильную подготовку, осуществляемую в основной школе.

Идея профильного обучения еще нс продумана до конца. Необходимо работать над учебным планом, содержанием образования. В настоящее время над проблемами профильною обучения работают авторы A.A. Кузнецов, Л.К. Артёмова, В.В. Гузеев, В.А. Орлов, Д.С. Ермаков, Г.Д. Петрова, Н.В. Новожилова, М.М. Фирсова и др.

Нужно признать, что профильное обучение не является новшеством для российской школы. Опыт профильного обучения можно проследить на примере образовательного процесса в разные периоды времени.

В 1864 г. была сделана первая попытка осуществления дифференциации обучения. Это было закреплено указом об организации семиклассных гимназий двух типов: классическая - с целью подготовки в университет, реальная - с целью подготовки к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения.

В начале XX в. в старших классах средней школы выделяются три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое. Затем вводится профессиональный уклон (индустриальный, сельскохозяйственный, педагогический и проч.) в 8-9-х классах второй ступени школы, который увязывается с производственными потребностями того района, в котором находится школа. Далее появляются фабрично-заводские семилетки с целью дать ученикам навыки производительного труда.

В 40-е г. XX в. отсутствие преемственности между единой средней школой и специализированными вузами заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

Во время Великой Отечественной войны создавались мужские и женские школы, в которых должны были учитываться физиологические особенности

юношей и девушек, особенно в связи с условиями военного времени.

В 1957 г. Академия педагогических наук выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому, биолого-агрономическому, социально-экономическому и гуманитарному. В каждом из них были представлены все основные предметы средней школы, но характер прог рамм по каждому профилю и число часов на дисциплину устанавливались с учетом интересов учащихся.

В 60-е г. XX в. широкое распространение получают факультативные курсы с углубленным теорегичес-ким и практическим изучением предметных областей, что стало принципиально важным шагом в развитии профильного образования, формирующего определенный стиль и образ мышления учащихся. В эти же годы формируются учебно-производственные комбинаты, цель которых - дать дополнительные производственные знания, умения, навыки учащимся старшей шко:гы.

В 1990 г. в связи с усилением влияния идеи лич-ностно ориентированного образования и воспитания появляются инновационные учреждения (лицеи, колледжи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе.

Как видим, попытки организации профильной дифференциации в разное время были продиктованы потребностями государства в специалистах средней квалификации. Однако набор профилей обучения был достаточно ограничен и не мог удовлетворить весь спектр потребностей молодежи.

Итак, профилизация школы - это уже сегодняшний день, несмотря на то, что непосредственный переход на профильное обучение предполагается только в 2006/07 уч. г. Первые шаги эксперимента обнаружили недостатки системы образования [8]. Учителя но большей части оказались неподготовленными к подобного рода изменениям, хотя подготовка и переподготовка учителей проводится на базе методических объединений, школ молодого учителя, кафедр, институтов переподготовки учителей, различных курсов повышения квалификации. Но для организации процесса обучения в режиме профильности этого явно недостаточно. Результаты анкетирования, проведенного нами в 2003-2004 гг., показали, что учителя столкнулись с множеством проблем: недостаточной информированностью в области новых образовательных технологий; отсутствием квалифицированной методической помощи в преподавании в профильных классах; сложностями с организацией исследовательской деятельности учащихся, с практической реализацией принципа политехнизма в условиях профильного обу-

чения; недостаточностью знаний в области планирования и организации выборных (элективных) курсов.

Если опытные педагоги испытывают трудности, логично заключить, что у молодого специалиста -выпускника педвуза возникнут еще большие проблемы.

Особенности современного общества, а следовательно, и современного образования обнаруживают недостаток времени в курсе теории и методики обучения физике (ТиМОФ) педагогических вузов. Продолжить методическую подготовку студентов можно с помощью организации спецкурсов. Мы предлагаем спецкурс «Профильное обучение и подготовка будущего учителя». Проведение данного спецкурса предполагается на V курсе, когда у студентов имеются базовые знания по методике преподавания физики, умения по организации познавательной деятельности учащихся в общеобразовательных классах. С помощью спецкурса студент может за непродолжительное время овладеть знаниями, которые ему понадобятся для работы в современной школе.

Спецкурс нам представляется как продолжение курса ТиМОФ. Он содержит дополнительный лекционный материал о профильном обучении, современных технологиях, также семинарские занятия, посвященные выработке новых умений для работы в профильных классах. Мы выбрали нижеследующее содержание, так как оно отвечает требованиям современной школы: упор на самостоятельность учащихся, подготовка к профессиональной деятельности, дифференциация, нрофилизация обучения.

Целью спецкурса является подготовка студентов к работе в школе в современных условиях (в условиях профильного обучения).

Соответственно цели поставлены следующие задачи:

1. Вызвать интерес к современным проблемам образования, потребность в изучении современных образовательных технологий.

2. Познакомить студентов с идеей профильности в обучении.

3. Углубить представление о содержании физико-математического профиля.

4. Показать возможности применения современных технологий в реализации идеи профильного обучения.

5. Сформировать практические умения, необходимые для реализации профильного обучения в старшей школе.

Целью лекционного курса является знакомство студентов с проблемами образования, инновациями в школьной практике, теорией профильного обучения. Целью семинарских занятий, в свою очередь, является формирование креативного подхода к способам освоения специальности. Создание возможности для студентов погрузиться в проблемы организа-

ции профильного обучения, организовать деятельность по решению возникающих проблем.

По окончании изучения спецкурса студенты приобретают знания по следующим вопросам:

- понятие, цели, состояние образования в различные исторические периоды в России, инновации, реформы в образовании;

- понятие развивающего, проблемного обучения, особенности организации учебной деятельности на основе проблемного обучения;

- особенности дея тельностного подхода в обучении;

- особенности дифференцированного подхода при обучении физике;

- теоретические основы профильного обучения, цели обучения физике в профильных классах; способы их задания и методы достижения;

- программный материал углубленного курса физики; учебно-методические пособия для углубленного изучения физики;

- формы и способы организации учебных занятий по физике при профильном обучении;

- представления о тенденциях развития современной науки.

Приобретаемые умения:

- использовать разные педагогические технологии при разработке уроков;

- создавать проблемные ситуации на уроке, организовывать уроки на базе деятельностного и дифференцированного подходов;

- подбирать разноуровневые задачи;

- планировать занятия элективных курсов при предпрофильной и профильной подготовке.

Заложенные результаты можно реализовать на основе следующего содержания спецкурса.

Введение.

1. Образование как элемент культуры.

1.1. Проблемы образования XXI в.

1.2. Проблемы физического образования. История развития физического образования в России.

1.3. Учитель - ключевая фигура процесса образования.

2. Современные технологии обучения.

2.1. Проблемное обучение как элемент развивающего обучения.

2.2. Деятельностный подход в обучении физике.

2.3. Дифференциация обучения физике.

2.4. Метод проектов в обучении физике.

3. Идея профильности и ее реализация.

3.1. Профилизация образования

3.2. Анализ содержания физического материала разнопрофильных классов.

3.3. Разработка программы элективных и углубленных курсов.

3.4. Организацияучебно-познавагельнойдеятельности учащихся при изучении современных вопросов физики.

3.5. Организация профилирующих экскурсий.

4. Организация подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.

5.. Итоговое занятие.

Первое занятие (введение) предполагает рассмотрение задач, содержания, значения курса и его роли в профессионально-методической подготовке учителя. Оговаривается методика работы при проведении спецкурса, происходит обзор литературы для курса, проводится контроль знаний студентов посредством предложенного нами тестирования.

В лекциях 1.1 - 1.3 темы «Образование как элемент культу ры» рассматриваются следующие вопросы.

Особенности XXI в. Современное состояние образования в России. Исторический экскурс. Цели обучения в разные исторические периоды. Реформы в образовании, перспективы развития, новые тенденции, направления. Особенности процесса обучения в других странах. Современные исследования в области преподавания физики. Культура педагога. Имидж современного учителя. Стилевые особенности педагогической деятельности. Понятие компетенции. Личностные качества учителя.

Изучение темы «Современные технологии в образовании» предполагает чтение лекций и проведение семинаров.

Первая лекция посвящена рассмотрению современных педагогических технологий в обучении физике и особенностей построения познавательной деятельности при использовании следующих технологий: проблемное обучение, деятельностный подход, дифференцированное обучение. Далее по этим технологиям студентам предлагаются лекции следующего содержания.

Особенности организации учебной деятельности учащихся на основе проблемного обучения: планирование проблемного урока, анализ фактического материала, конструирование дидактического содержания материала, организация самостоятельной деятельности учащихся по поиску способа решения проблем, технологическая схема проблемного обучения, методические приемы создания проблемных ситуаций.

Теория деятельности. Понятие деятельности. Специфика организации учителем учебного процесса по физике на деятельностной основе; особенности построения уроков.

Дифференцированное обучение: психолого-11еда-гогические основы, формы. Два вида дифференциации: внутренняя и внешняя. Методика осуществления индивидуального подхода кучащимся. Виды внеклассной работы по физике в школе. Особенности методики проведения факультативных занятий. Курсы по выбору.

Понятие проекта, его составляющие. Особенности организации проектной деятельности. Подбор темы, постановка задачи, формулировка проблемы, пуги решения. Особенности использования метода проектов в современной школе.

После чтения лекций студенты применяют теоретические знания на семинарских занятиях.

1. Методика планирования и проведения проблемного урока: отбор физического материала, конструирование его содержания; создание проблемных ситуаций; организация деятельности учащихся по решению проблем. Понятие рефлексии, ее виды. Способы, методы организации рефлексии на проблемном уроке.

2. Планирование урока-проблематизации: постановка целей; отбор материала, определение действий, формируемых на уроке; планирование совместной работы с учащимися; использование группового способа работы; организация рефлексии.

3. Методика организации дифференцированного обучения. Реализация индивидуального подхода с учетом умственных возможностей учащегося, интересов учащегося. Подбор разноуровневых заданий в общеобразовательных и профильных классах.

Большая часть времени спецкурса посвящена изучению темы «Идея профильности и ее реализация». В данной теме предполагается чтение одной лекции «Профилизация образования». Вопросы лекции:

Развитие идеи профильного обучения. Нормативные документы, постановления, обосновывающие введение профильного обучения. Особенности физико-математического и гуманитарного профилей. Особенности преподавания физики в классах с углубленным изучением. Учебно-методические пособия для классов разного профиля.

При этом студен ты усваивают определенные знания и умения.

1. Особенности изучения физического материала в разных профильных классах. Научно-методический анализ раздела, темы, базовый материал; основные понятия и законы, изучаемые в разделе. Сравнение и анализ выбранной темы по учебникам разнопрофильных классов, выяснение способов и методов отработки понятий.

2. Анализ и подготовка материала для элективных курсов. Оформление и утверждение документации. Разработка программы элективного курса. Составление пояснительной записки и учебно-тематическое планирование к элективному курсу.

3. Ознакомление, организация работы с учащимися по проявлению принципа действия и устройства приборов и установок. Особенности работы учителя при изложении вопросов применения физических знаний в современных технических устройствах. Особенности рассмотрения вопроса с учетом возможностей Томского региона.

4. Задачи экскурсий. Тематика и возможные объекты экскурсий с учетом региональной компоненты (возможные экскурсии в г. Томске). Связь экскурсий с курсом физики. Предварительная подготовка к экскурсии. Проведение экскурсии. Самостоятель-

пая работа учащихся на экскурсии. Подведение итогов экскурсии.

В спецкурс включена тема «Организации подю-токки учащихся к сдаче единого государственного экзамена». Гак как идея ЕГЭ является новой для российской школы, для студентов существует необходимость в получении информации об организации ЕГЭ по физике. Данная тема предполагает чтение одной лекции, в содержание которой включены следующие вопросы.

Особенности проведения ЕГЭ по физике. Типы заданий по физике, используемых при проведении ЕГ Э. Способы подготовки к ЕГЭ. Классификация задач по типу и уровню сложности. Методика решения задач повышенной сложности.

Студенты самостоятельно выполняют разработки и представляют на семинарском занятии, где происходит их обсуждение, выясняются недостатки, вносятся коррективы. Последнее семинарское занятие посвящено подведению итогов спецкурса, устной рефлексии, проведению тестирования.

К спецкурсу разработаны проверочные материалы в виде теста, который представлен блоком вопросов и возможных вариантов ответов. Тес т проводится перед проведением и после проведения спецкурса. Некоторые вопросы теста:

I. Педагогическая технология - это...

а) совокупность знаний и действий, направленных на достижение цели развития, воспитания и обучения;

б) комплексный, непрерывный процесс, охватывающий людей и идеи;

в) одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. МО РФ в 2003 г. утверждены учебники для гуманитарного профиля старшей школы...

а) Громов С.В.;

б) Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.;

в) Мансуров А.Н. и др.

3. Для работы в физико-математическом классе учитель должен обладать следующими знаниями и умениями...

4. Проведение экскурсий при профильном обучении является...

а) реализацией pei зональной компоненты образования:

б) дополнением теоретического курса физики;

в) наглядным представлением о применении физических законов и явлений на производстве;

г) все ответы верны.

Организация контроля и самостоятельной работы студентов по спецкурсу, кроме того, предполагает написание рефератов по темам:

«Физика на рубеже XX - XXI веков», «Урок физики с использованием дифференциации», «Урок физики с использованием деятельностного подхода», «Экскурсии в Томске», «Элективные курсы для пред-профильного обучения», «Задания для подготовки к ЕГЭ в профильных классах», «Новые применения лазера», «Принцип действия сотовой связи», «Использование солнечной энергии», «Применение фотоэлементов» и др.

Способы оценки знаний и умений, предложенные в спецкурсе, позволяют определить соответствие подготовки студентов заданным требованиям.

Подобная организация учебного процесса по курсу «Теория и методика обучения физике» позволит приобрести студентам знания и умения, необходимые для работы в современной школе в условиях профильного обучения, что, несомненно, повысит качество подготовки будущего учителя.

Литература:

1. Садовничий В.А. Традиции и современность II Высшее образование в России. 2003. № 1.

2. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека II Вопр. психол. 2003. № 6.

3. Шишов С.Е., Кальней В А. Школа: мониторинг качества образования М., 2000.

4. Уварова Ю. Царскосельский лицей пушкинской поры II Народное образование. 2004. № 5.

5. Бородина Н. и др. Пушкинская школа как гуманистическая воспитательная система II Народное образование. 2004. № 5.

6. О программе модернизации педагогического образования (приказ № 1313 от 1.04.03)//Вестник образования России. 2003. № 10.

7. Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов дпя профильного обучения II Школьные технологии. 2003. № 6.

8. Харисов Т. Внутришкольное управление: единая система контроля, аттестации и повышения профессионального уровня учителя II Народное образование. 2004. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.